Общая характеристика лирики Николая Степановича Гумилева
Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного неприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет. Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.
Особенности художественного мира Николая Гумилева
Творчество Николая Гумилева тревожное, смелое и разнообразное как и вся его жизнь. Смелость, отвага, яростное желание испытать судьбу и стремление к максимализму нашли свое отражение в удивительных стихах поэта.
Его художественный мир полон любви. Но любовь предстает как отчуждение, разобщение. Для поэта важны битвы. Именно в них утверждаются идеалы, формируется мужество и волевое начало.
Стихи Николая Гумилева напоминают романтические баллады. Их особенностью можно назвать прихотливый сюжет, лирического героя. В стихах чувствуется преклонение поэта перед человеческим подвигом. Отвлекаясь от обыденности, от скуки настоящего, Н. Гумилев ищет богатых созвучий во времени и пространстве. Его стихи не знают границ.
О поэзии Гумилева можно сказать следующим образом: радужное пространство картин и образов организовано авторской чеканной мыслью. Многие стихи рождены вечными проблемами. Редкой выразительности достигает поэт соединением несоединимых элементов. В этой связи нельзя не рассмотреть его произведение «Капитаны». Оно посвящено капитанам-путешественникам, покорителям новых земель. Гумилев считает их людьми рисковыми и смелыми. Для стиха характерен четкий ритм (анапест), яркие точные эпитеты.
Обилие экзотических слов придает стиху живость, яркость. Такое произведение запоминается своей экзотикой.
Энергичному звучанию стиха придают неповторимый колорит образы капитанов, близость смерти и стихия. В каждом четверостишии можно почувствовать основную идею произведения, а именно: провозглашение волевого начала, идеи подвига и борьбы.
-
Старый новый год на английском кратко
-
История создания брекетов кратко
-
Рентген вильгельм конрад нобелевская премия кратко
-
Коммунизм по марксу кратко
- История общественного транспорта в россии кратко
Н. С. Гумилев
Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева
Н. С. Гумилев – представитель плеяды великих русских поэтов, живших и творивших свою бессмертную славу в то время, которое получило название Серебряного века поэзии.
Этот период подарил отечественной и мировой литературе такие великие имена, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Саша Черный и другие. Их вклад в развитие русской поэзии конца XIX – начала XX в. неоценим.
Кроме того что Николай Гумилев создавал прекрасные поэтические произведения, он был тонким ценителем, критиком и теоретиком стиха. В гимназические годы он заинтересовался поэзией французских символистов. В результате этого увлечения юный поэт выпустил в 1905 г. свой первый сборник стихов «Путь конкистадоров».
В этом сборнике Гумилев определяет назначение поэта: «Наполнить сокровищницу поэзии золотыми слитками и алмазными диадемами». А потому Гумилев уподобляет себя завоевателю новой земли, открывающему не разграбленные доселе богатства ее недр.
Творчество Николая Гумилева далеко не однородно тематически: на протяжении разных периодов творческой жизни его поэзия наполняется новыми мотивами, новыми особенностями. Например, в раннем периоде своего творчества Гумилев мечтал изменить мир, подобно Будде или Христу.
Раннее творчество поэта состоит из стихотворений, написанных в разных стилях. Иногда поэт отрицает символизм, но иные его произведения можно назвать лучшими образцами литературной школы символистов.
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.
А в старости принять завет Христа,
Потупить взор, посыпать пеплом темя
И взять на грудь спасающее бремя
Тяжелого железного креста…
Постепенно Гумилев вырабатывает основные принципы собственной поэтической деятельности на смену романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов приходит четкая и сложная форма стихосложения
Хотя сам поэт подчеркивал, что внимание к форме – не самоцель, а лишь свидетельство связи поэта с многовековой поэтической традицией
Как и все поэты Серебряного века, Гумилев пережил революцию эмоционально и всем сердцем. Стихи являлись для поэта своеобразной защитой от действительности. Его поэтические произведения не восхваляли прошлое, наоборот, в какой-то мере они порицали действительность: «Я, верно, болен: на сердце туман, мне скучно все – и люди и рассказы».
Для поэтического творчества Гумилева не характерна тема судьбы современной ему страны, общества. Даже если эти темы и появляются, то они напоминают скорее легенды или сны, нежели свидетельства очевидца. Так почему же действительность так мало волновала поэта? На этот вопрос Гумилев сам дал ответ в одном из своих стихотворений:
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единственная награда.
Гумилева считают единственным «сновидцем» в русской поэзии начала XX в. Действительно, реальность часто представлялась ему дурным сном, а забвение приносило свободу и счастье. Ярко выраженный индивидуализм Николая Гумилева не позволял ему слиться с толпой, с ее интересами, идеалами, нуждами, он, наоборот, в какой-то мере культивировал свою чужеродность этому миру. Излагая свои мысли поэт хочет открыть людям дверь в личное мировоззрение. По мнению Гумилева этот мир не ограничивается страной или определенной территорией. Мир – неорганиченный простор для мыслей и чувств, который нужно познавать всю жизнь.
В этом и заключается своеобразие поэзии Гумилева.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Основные черты его поэтического стиля
Поэтический стиль Николая Гумилёва отличается рядом основных черт, которые делают его творчество уникальным и запоминающимся.
Использование ярких образов и метафор
Гумилёв в своих стихах часто использует яркие образы и метафоры, которые помогают передать эмоциональную и символическую глубину его произведений. Он умело сочетает различные образы и создает оригинальные ассоциации, что делает его поэзию богатой и многогранным.
Ритм и звуковая красота
Гумилёв обращал особое внимание на ритм и звуковую красоту своих стихов. Он использовал разнообразные стихотворные формы и метрические схемы, чтобы создать гармоничное звучание своих произведений
Его стихи часто отличаются мелодичностью и музыкальностью, что делает их приятными для чтения и запоминающимися.
Тематика и сюжеты
Тематика и сюжеты стихов Гумилёва варьируются от любовной лирики до путешествий и исторических событий. Он умело сочетал различные темы и создавал оригинальные образы, которые помогали передать его взгляд на мир и жизнь. В его стихах можно найти искренность, страсть, мечтательность и глубокое понимание человеческих чувств и эмоций.
Философская глубина
Гумилёв был не только поэтом, но и философом. В его стихах часто прослеживается философская глубина и размышления о смысле жизни, судьбе человека и его месте в мире. Он задавал важные вопросы о смысле бытия и пытался найти ответы на них через свою поэзию.
В целом, поэтический стиль Николая Гумилёва отличается яркостью образов, музыкальностью звучания, разнообразием тем и философской глубиной. Его творчество остается актуальным и вдохновляет многих читателей и поэтов до сегодняшнего дня.
Своеобразие лирики Николая Гумилёва
Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки.
Поэт, прозаик, переводчик и литературный критик Н.С. Гумилев родился в Кронштадте 3 апреля 1886 года. Его отец был корабельным врачом. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком. Детство и отрочество Гумилева прошло в Царском селе. Позднее семья переехала в Тифлис, где прожила вплоть до 1903 года. Затем Гумелев возвращается в Царское село. Именно в 1903 году произошла первая встреча Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
В 1905 году был опубликован сборник стихов Гумилева с романтичным названием «Путь конквистадоров». После окончания Царскосельской гимназии Гумилев отправляется в Париж. Там он посещает лекции в университете Сорбонны. Он изучает французскую литературу и культуру. Там же он знакомится с Иосифом Мандельштамом.
Возвращение в Россию в 1907 году оказалось не долговременным. Гумилев снова уезжает в Париж. Тем временем, его стихи печатаются в литературных журналах.
В 1908 году выходит книга Н.С. Гумилева «Романтические цветы». В мае этого же года поэт приезжает в Россию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Позднее он переходит на исторический факультет. Осенью 1908 года Н. Гумилев совершает свою первую поездку в Африку, в Египет.
1909 год ознаменованием публикацией произведений Николая Гумилева в серьезных изданиях. Поэт оставляет Университет и едет в Алжир.
В 1910 году Гумилев венчается с Анной Ахматовой. Они вместе отправляются в путешествие в Париж, а по возвращении живут в Царском селе.
В 1911 году Гумилевым создается течение акмеизм, под которым понималось литературное течение которое, противостояло символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Николай Гумилев публикует свои «Письма о русской поэзии», пишет драмы, поэмы, занимается литературными переводами.
В 1912 году выходит книга «Чужое небо». Также Гумилев и Ахматова посещают Италию. Затем в следующем году поэт снова едет в Африку в составе экспедиции, которую организовала «Российская Академия наук».
В 1914 году поэт уходит добровольцем в армию. Он тяжело переживает события Первой Мировой войны.
В 1916 году свет увидел сборник «Колчак». Параллельно поэт получает чин прапорщика.
После Революции поэт покидает Россию и отправляется в Париж. Однако поездка продлилась не долго. В этом же году Гумилев возвращается на Родину и сотрудничает с горьковским изданием «Всемирная литература». В период с 1918 по 1921 год свет увидели произведения «Костер» и «Шахтер».
Гумилев был расстрелян в 1921 году. Его обвинили в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели поэту был вынесен приговор – расстрел, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения поэта до сих пор не неизвестны.
Значимость и наследие Николая Гумилёва
Николай Гумилёв – один из величайших русских поэтов XX века. Его творчество оказало значительное влияние на развитие литературы и культуры России. Вот несколько аспектов, которые подчеркивают значимость и наследие Гумилёва:
Инновационный стиль и тематика
Гумилёв был одним из первых поэтов, кто внес существенные изменения в поэтический стиль и тематику своего времени. Он отказался от традиционных форм и стал экспериментировать с новыми стилями и жанрами. Его стихи отличались яркостью и оригинальностью, а также использованием необычных образов и метафор.
Путешествия и космополитизм
Гумилёв был страстным путешественником и его поэзия отражает его любовь к приключениям и открытиям. Он путешествовал по разным странам и континентам, изучал их культуру и историю. Это позволило ему создать уникальные стихотворения, в которых сочетаются разные культуры и традиции.
Лейтмотивы и символы
Гумилёв использовал лейтмотивы и символы в своих стихах, что придавало им глубину и многозначность. Он часто обращался к природе, морю, путешествиям и любви. Эти темы стали его характерными чертами и помогли создать узнаваемый стиль и образ Гумилёва.
Влияние на других писателей
Творчество Гумилёва оказало значительное влияние на других писателей и поэтов своего времени. Его новаторский подход к поэзии и использование необычных образов и метафор вдохновили многих авторов на эксперименты и развитие своего стиля. Он стал одним из основоположников акмеизма – литературного движения, которое стремилось к точности и ясности выражения.
В целом, Николай Гумилёв оставил неизгладимый след в истории русской литературы. Его творчество продолжает вдохновлять и восхищать читателей по всему миру, а его инновационный стиль и тематика оказали значительное влияние на развитие поэзии и литературы в целом.
Лейтмотивы в творчестве Гумилёва
Лейтмотивы – это повторяющиеся мотивы, образы или идеи, которые пронизывают творчество писателя и являются его характерными чертами. В творчестве Николая Гумилёва можно выделить несколько лейтмотивов, которые часто встречаются в его стихотворениях и определяют его поэтический стиль.
Путешествия и странствия
Одним из главных лейтмотивов в творчестве Гумилёва являются путешествия и странствия. Поэт часто описывает свои путешествия по разным странам и континентам, передает впечатления от новых мест и людей. Он исследует мир, открывает для себя новые культуры и традиции, и это отражается в его поэзии.
Любовь и женщина
Еще одним важным лейтмотивом в творчестве Гумилёва является любовь и образ женщины. Поэт воспевает красоту и прекрасные качества женщины, описывает свои чувства и эмоции, связанные с любовью. Женщина для него становится символом красоты, нежности и вдохновения.
Природа и животный мир
Природа и животный мир также являются важными лейтмотивами в творчестве Гумилёва. Поэт описывает природные явления, пейзажи, животных и растения, передает их красоту и символическое значение. Природа для него становится источником вдохновения и спокойствия.
Война и героизм
Война и героизм – еще один важный лейтмотив в творчестве Гумилёва. Поэт описывает военные события, героические поступки и страдания людей во время войн. Он передает свою глубокую тревогу и печаль по поводу разрушений и потерь, вызванных войной.
Эти лейтмотивы пронизывают творчество Николая Гумилёва и придают ему особую индивидуальность и глубину. Они отражают его взгляды на мир, его эмоции и мысли, и делают его поэзию уникальной и запоминающейся.