Избирательное право и избирательная система рф

Избирательная  система рф: характерные черты, как действует, разновидности

Участие граждан в выборах

В СССР участие граждан в выборах было обязательным и контролировалось органами власти. Уже заранее формировались списки избирателей, которые не всегда были объективными и содержали ошибки и упущения. Обычно на выборах было только по одному кандидату из каждой партии или союзной республики, что лишало граждан возможности выбирать между альтернативными программами и кандидатами.

В современной России участие в выборах не является обязательным, что делает их более демократичными. Граждане могут свободно выбирать, за кого голосовать, и имеют более широкий выбор кандидатов из разных партий и организаций. Однако все еще остаются проблемы с формированием объективных списков избирателей и проведением честных выборов без нарушений и фальсификаций.

Чтобы обеспечить более широкое участие граждан в выборах, в России введено раннее голосование и голосование на дому для людей с ограниченными возможностями. Также проводятся информационные кампании и дебаты между кандидатами, чтобы граждане могли получить максимально полную информацию о своих кандидатах и программе, которую они представляют.

  • В СССР: обязательное участие в выборах, ограниченный выбор кандидатов, формирование объективных списков было контролировано властью.
  • В современной России: участие в выборах не является обязательным, много кандидатов из разных партий, есть проблемы с формированием списков и проведением честных выборов.
  • В России для обеспечения более широкого участия: введены раннее голосование и голосование на дому, проводятся информационные кампании и дебаты между кандидатами.

Критика и предложения по улучшению избирательной системы

Недостаточная прозрачность и открытость

Одной из основных критик избирательной системы является ее недостаточная прозрачность и открытость. Нередко возникают сомнения в честности выборов и подозрения в возможных фальсификациях. Для улучшения ситуации можно предложить следующие меры:

  • Усиление независимого мониторинга выборов, включая участие международных наблюдателей;
  • Публикация подробной информации о процессе подсчета голосов и результатов выборов;
  • Обеспечение доступа к избирательным участкам для наблюдателей и представителей политических партий;
  • Строгая ответственность за нарушения избирательного законодательства.

Неравенство политических партий

В избирательной системе России существует неравенство политических партий, что ограничивает политическую конкуренцию и разнообразие мнений. Для улучшения ситуации можно предложить следующие меры:

  • Сокращение барьеров для регистрации политических партий;
  • Обеспечение равных возможностей для всех политических партий в доступе к медиа-ресурсам и государственным ресурсам;
  • Создание условий для развития и поддержки независимых кандидатов;
  • Усиление контроля за финансированием политических партий и предотвращение коррупции в избирательной системе.

Низкая явка и недоверие к выборам

В России наблюдается низкая явка на выборах и недоверие к избирательной системе. Это может быть связано с различными факторами, включая отсутствие доверия к политическим партиям и недостаточную информированность избирателей. Для улучшения ситуации можно предложить следующие меры:

Повышение политической грамотности и информированности избирателей;
Расширение возможностей для участия граждан в политической жизни, включая проведение общественных слушаний и консультаций;
Создание условий для активного участия молодежи в политической жизни страны;
Проведение информационных кампаний о важности участия в выборах и значимости голоса каждого избирателя.

Это лишь некоторые предложения по улучшению избирательной системы

Важно проводить открытый диалог и обсуждение этих вопросов, чтобы создать более справедливую и эффективную систему выборов в России

Регистрация кандидатов и голосование

Регистрация кандидатов является одной из важных стадий избирательного процесса в Российской Федерации. Для участия в выборах кандидат должен предоставить определенные документы и соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. Включение кандидата в список участников выборов осуществляется после проведения проверки предоставленных документов и удостоверения правильности их оформления.

Голосование является важнейшей процедурой избирательного процесса. Во время голосования избиратели выражают свою волю путем отдания голоса в пользу того кандидата или партии, которые они поддерживают. В России голосование проводится в день выборов с соблюдением определенных процедур и правил, гарантирующих его прозрачность и законность.

На выборах в РФ используются разные формы голосования, включая голосование на избирательных участках, дистанционное голосование и голосование вне избирательного участка. Голосование на избирательных участках проводится с использованием одноразовых бюллетеней, на которых избиратель отмечает свой выбор. Ведется учет голосов и подсчитывается их результат.

Важно отметить, что в Российской Федерации голосование является секретным, что защищает право каждого избирателя на свободное выражение своей воли. Организация и проведение выборов строго контролируются, чтобы обеспечить их справедливость и надлежащий уровень доверия граждан к избирательной системе страны

Избирательная система РФ

Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

  • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  • № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

Выборы федеральных органов власти

Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством:

  • президент России не может быть моложе 35 лет;
  • депутат Государственной Думы — моложе 21 года.

Выборы Президента России

Президент РФ избирается всеобщим голосованием граждан путём свободного тайного волеизъявления.

В соответствии с Конституцией России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Право выдвижения кандидатов в президенты имеют политические партии, а также в порядке самовыдвижения (при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей).
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей.

Минимальный порог явки избирателей был отменён в 2006 году.

Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50 % голосов избирателей, принявших участие во втором туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.

Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России.

Формирование Совета Федерации

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Выборы Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на пять лет российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной системе:

  • 225 депутатов по партийным федеральным спискам;
  • 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат).

Граждане РФ могут быть выдвинуты
политическими партиями или как самовыдвиженцы, а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий.

При выборах по партийным спискам депутатские места в Государственной Думе получают партии, набравшие не менее 5 % голосов избирателей.

Разновидности избирательных систем, характерные черты

Пропорциональная

Определение

Система, при которой выбираются списки кандидатов партий, то есть избиратель выбирает не лицо, а партию. При этом число полученных партией мандатов в парламенте зависит от количества голосов в пользу ее кандидатов на выборах.

Примечание

Характерна для больших многомандатных округов, где много партий и движений.

Примечание

Мандаты распределяются между партиями в том порядке, в котором партии расположены в избирательном списке.

Такая система выявляет много мелких фракций в парламенте, что снижает эффективность его работы. Чтобы этого избежать, определяется избирательный порог — минимальное количество голосов на выборах, чтобы партия могла участвовать в распределении мандатов.

Примечание

Согласно законодательству, каждый кандидат в списке партии должен взять на выборах не меньше 7% голосов, при этом списков должно быть два и более и все они вместе должны взять 60% и более голосов по избирательному округу.

Определение

Квота — это один из методов распределения мандатов между списками кандидатов.

Этот метод осуществляется в два этапа.

  1. Определяется сама квота.
  2. Количество голосов, которое получил каждый список, допущенный к распределению, делится на эту квоту. Результат деления и будет количеством мандатов, которые данный список получил на этом этапе распределения.

Мажоритарная

В основе названия — французское слово, означающее «большинство».

Определение

Система, при которой выбор делается между кандидатами, причем один из них получает большинство голосов на выборах.

Это наиболее распространенная система, даже единственно возможная в случаях, когда избирается одно лицо (президент, мэр, губернатор).

Депутат считается победителем в случае получения им установленного законодательством большинства голосов.

Классифицируется по показателю установленного большинства голосов.

Вид 1. Относительного большинства. Один кандидат получает большинство голосов по сравнению со всеми остальными (парламентские выборы). Применяется при проведении местных выборов в субъектах РФ. Чем больше кандидатов на место, тем меньше показатель необходимого большинства голосов.

Вид 2. Абсолютного большинства. Кандидату нужно получить больше 50% голосов. Считают, исходя из общего числа голосов.

Примечание

Чем больше кандидатов, тем менее результативен этот вариант. Т.к. тогда вероятность получения большинства голосов снижается. Этот вид часто оказывается неэффективным.

Смешанная

Когда сочетаются две вышеописанные системы.

Определение

Система, при которой избиратель голосует и за кандидата, и за партию.

Распределение мандатов с учетом голосов основано на пропорциональной системе. Речь идет об учете голосов за списки кандидатов партий. Порядок распределения основан на методе Хейра:

  • все полученные голоса (за все списки) делят на 225 (общее число мандатов). Получается первое частное;
  • количество голосов за каждый список делят на это частное. Получаются дробные числа. Их целая часть означает, сколько мандатов получит данная партия;
  • затем смотрят на дробную часть и в порядке ее уменьшения распределяют между партиями дополнительные мандаты.

Примечание

Показывает реальную политическую ситуацию в стране и помогает максимально учесть голоса избирателей.

Распределение мандатов без учета голосов базируется на мажоритарной системе. Устойчивое правительство не могло быть существовать без этой практики. Часть мандатов распределяется по принципу пост достается первому — тому, кто получил абсолютное большинство голосов.

Виды выборов

Выборы – это проявление демократии. Граждане посредством выборов формируют формировать органы власти или назначать на должность определенного человека. Граждане могут заменять лиц, не оправдавших доверие, это позволяет постоянно держать в напряжении политическую элиту страны.

Виды выборов классифицируют по 4 критериям:

  1. Территория. Общенациональные (вся страна), региональные (на уровне субъекта), местные (город и административный округ).

  2. Личность избираемого. Парламентские, выбор шерифов, судей, коронеров, муниципальные, президентские и прочее.

  3. Способ голосования. Прямые (выборы без посредников), непрямые (выборы с посредничеством). Непрямые в свою очередь делят на косвенные (через специальную коллегию выборщиков или доверенных лиц, которые делают выбор от имени избирателя) и многоступенчатые (в качестве посредника выступает местный совет, палата парламента или парламент в целом).

  4. Время. Очередные (по истечении срока полномочий) и внеочередные (до истечения срока полномочий).

Не все виды выборов могут быть квалифицированы по вышеприведенным критериям. Еще один вид выборов называется дополнительный. Такие выборы проводятся в том случае, когда выборы не планируются, но их необходимость предусмотрена обстоятельствами.

А как быть в случаях, когда орган выбирается частями, то есть в один год избирается треть органа, в другой год еще треть. Такая процедура предусмотрена для частичных выборов.

Еще один вид выборов — промежуточные, проводятся не в один год с президентскими.

Первичные выборы применяются для отбора кандидатов, из которых затем будет формироваться отбор.

При проведении обязательных выборов, могут даже налагаться санкции, в случае отказа от участия в выборах.

Основные принципы избирательной системы

Избирательная система – это набор правил и процедур, которые определяют, каким образом избираются представители в органы власти. Она является одним из основных элементов демократического государства и обеспечивает гражданам возможность участвовать в политической жизни и влиять на принятие решений.

1. Универсальность и равенство. Каждый гражданин имеет право участвовать в выборах и быть избранным, независимо от пола, расы, национальности, социального статуса и других характеристик. Все граждане должны иметь равные возможности для выражения своей воли.

2. Пропорциональность. Избирательная система должна обеспечивать справедливое отражение политических предпочтений граждан в органах власти. Это означает, что количество мест в органах власти должно быть пропорционально количеству голосов, полученных каждой политической партией или кандидатом.

3. Секретность голосования. Граждане должны иметь возможность свободно выражать свою волю на выборах, не боясь преследований или негативных последствий. Голосование должно быть анонимным, чтобы гарантировать свободу выбора и защиту от давления.

4. Право на информацию. Граждане должны иметь доступ к объективной и достоверной информации о политических партиях, кандидатах и их программе. Это позволяет избирателям принимать информированные решения и осуществлять свои избирательные права.

5. Публичность выборов. Выборы должны проводиться открыто и прозрачно, чтобы обеспечить доверие граждан к избирательной системе. Наблюдатели и представители СМИ должны иметь возможность свободно наблюдать за процессом выборов и сообщать о них.

6. Независимость избирательных органов. Избирательные комиссии должны быть независимыми от политических партий и других влиятельных структур. Это гарантирует честность и непредвзятость выборов.

7. Право на обжалование. Граждане должны иметь возможность обжаловать результаты выборов, если они считают, что были нарушены их избирательные права. Существование независимых судебных органов, которые рассматривают такие жалобы, является важным элементом избирательной системы.

Эти принципы являются основой демократической избирательной системы и обеспечивают гражданам возможность свободно выражать свою волю и участвовать в политической жизни страны.

Виды оценки большинства голосов

В зависимости от формы голосования, принято различать несколько видов оценки большинства голосов:

  1. абсолютное — это количество голосов = (50 % + 1) и более от общего числа избирателей. Пример: общее количество избирателей = 100 человек, следовательно, абсолютным большинством является 51 голос избирателей;
  2. простое — количество голосов = (50 % + 1) и более от числа проголосовавших, т.е. = (25 % + 1) и более от общего числа избирателей. При этом выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие свыше 50 % от общего количества избирателей.

Пример: общее число избирателей = 100 человек, на выборах проголосовал 51 человек (т.е. они считаются состоявшимися). В этом случае простое большинство голосов = (50 % + 1) от 51 человека = 26 человек или же (25 % + 1) от 100 человек, что также = 26.

Голосование с такой формой подсчета голосов применяется, например, при выборе Президента РФ;

Особенности избирательной системы России

Избирательная система России имеет свои особенности, которые отличают ее от систем других стран. Вот некоторые из них:

Пропорциональная система

В России используется пропорциональная избирательная система, что означает, что места в парламенте распределяются пропорционально количеству голосов, полученных каждой политической партией или блоком партий. Это позволяет представить разнообразные политические взгляды и интересы в парламенте.

Пороговый процент

В России существует пороговый процент, который определяет минимальное количество голосов, необходимое для того, чтобы политическая партия или блок партий могли получить места в парламенте. В настоящее время пороговый процент составляет 5%. Это означает, что политическая партия или блок партий должны получить не менее 5% голосов, чтобы преодолеть порог и получить места в парламенте.

Одномандатные и многомандатные округа

В России используются как одномандатные, так и многомандатные избирательные округа. В одномандатных округах избирается только один кандидат, который получает наибольшее количество голосов. В многомандатных округах места в парламенте распределяются пропорционально количеству голосов, полученных каждой политической партией или блоком партий.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) является органом, ответственным за организацию и проведение выборов в России. ЦИК контролирует процесс регистрации кандидатов, подсчет голосов и объявление результатов выборов. Она также регулирует финансирование политических партий и контролирует соблюдение избирательного законодательства.

Ограничения на политическую рекламу

В России существуют ограничения на политическую рекламу во время выборов. Например, политическая реклама запрещена в течение последних 24 часов перед выборами. Также существуют ограничения на использование государственных ресурсов для политической рекламы.

Это лишь некоторые особенности избирательной системы России. Понимание этих особенностей поможет студентам лучше понять, как функционирует избирательная система в нашей стране.

Избирательная система в России

В России принято использовать и мажоритарную, и смешанную избирательные системы. 

Основные принципы

Указаны в Конституции РФ.

  1. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
  2. Каждый гражданин может участвовать в выборах и быть избран в государственные органы власти и местного самоуправления.
  3. Возрастные рамки: кандидаты в Госдуму должны быть не моложе 21 года, в президенты — 35 лет и старше.
  4. Выборы в Госдуму назначает президент, а регламентирует федеральное законодательство.
  5. Выборы президента назначает Совет Федерации. Регламентируются они также с помощью федерального закона.
  6. Принцип федерализма (используются оба варианта избирательных систем).

Какие системы действуют на выборах:

  • выборы высших должностных лиц (президента, мэра, губернатора) проводятся по мажоритарной системе. Если на первом туре не было кандидата, набравшего абсолютное большинство, назначается второй. В него проходят лишь два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов по сравнению с остальными;
  • выборы в представительные органы страны проходят по смешанной системе. При этом в муниципалитетах можно выбирать форму между смешанной и мажоритарной;
  • Выборы в Госдуму также с 2016 года проходят по смешанной системе.

Минимальный порог явки избирателей

До 2006 года:

  • на региональных выборах — 20%;
  • на федеральных парламентских — не меньше 25%;
  • на президентских — от 50%.

После 2006 года порог явки на любых выборах был отменен. Современный избирательный процесс проходит без назначения такого порога.

Таблица «Типы и виды избирательных систем»

Основные типы избирательных систем в таблице

Избирательная система Особенности и характеристики
Мажоритарная Голосование ведётся через личное представительство, то есть подсчитываются голоса именно граждан, голосующих за того или иного кандидата.
Пропорциональная Голосование ведётся через партийные представительства. Рядовые граждане голосуют за те или иные партии, и в зависимости от того, сколько голосов партия получила, она располагает определённым количеством мандатов.
Смешанная В различных избирательных округах кандидаты выдвигаются как по мажоритарному, так и по пропорциональному типу избирательной системы.
Признаки плановой экономики
Геологическое строение и рельеф России

Мажоритарная избирательная система

При мажоритарной системе победителем на выборах является кандидат, набравший абсолютное или заранее установленное число голосов. Существует три вида мажоритарной системы – абсолютного большинства (побеждает кандидат, набравший более 50% голосов), относительного большинства (побеждает кандидат, набравший больше всех голосов) и квалифицированного большинства (для победы набрать заранее установленное число голосов в процентном соотношении, например, 66% или 75%). У мажоритарной избирательной системы есть как плюсы, так и минусы. К плюсам относятся следующие пункты:

  • Депутаты несут прямую ответственность перед избирателями
  • Формируется устойчивое правительство, так как побеждают на выборах те кандидаты, за которых отдаёт свои голоса большинство населения

Характеристика мажоритарной избирательной системы

Минусы, однако, у этой системы тоже есть:

  • Вероятность победы на выборах малочисленных политических партий снижается очень значительно
  • Выборы порой оказываются нерезультативными, и приходится проводить повторное голосование. Условия для этого устанавливаются заранее, и в некоторых случаях выборы проводятся повторно, если, например, несколько кандидатов набрали примерно равное количество голосов, и ни у одного из них нет решающего преимущества.
  • Кандидаты, получившие малое количество голосов, фактически выбывают из избирательного процесса.

Пропорциональная избирательная система

  • Каждая партия может получить определённое количество голосов
  • Учитывается мнение меньшинства, что делает выборы более справедливыми
  • Снижается вероятность избрания людей, связанных с теневым бизнесом и криминальными структурами

Характеристика и особенности пропорциональной избирательной системы

  • Депутаты несут больше ответственности перед своей партией, нежели перед народом
  • Избиратели, голосуя за свою партию, должны отдавать свои голоса за кандидатов, многие из которых им не известны
  • Мелкие партии могут препятствовать принятию важных решений
  • При использовании закрытых партийных списков ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями
  • Система пропорционального распределения голосов сложна, и она может быть непонятна многим избирателям
  • Возможность использовании технологии «паровоза», когда избирательные списки возглавляют популярные и известные люди, которые после избрания отказываются от своих мандатов и проталкивают тем самым в парламент кандидатов из конца списка

Смешанная избирательная система

В России используется именно смешанная избирательная система. Её особенностью является то, что часть мест в правительстве распределяется по мажоритарному типу, а часть – по пропорциональному. К её плюсам можно отнести формирование устойчивого правительства, а к минусам – приоритет в основном крупных партий, а также тот факт, что ни одна политическая партия в таком случае не отражает в полном объёме интересов своих избирателей.

Два основных типа смешанной избирательной системы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: