«повесть о житии александра невского»: анализ произведения

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского. краткое содержание

Очень краткий пересказ повести «Житие Александра Невского»

В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» описаны главные деяния, прославившие правителя Руси. Обрисовав в общих чертах характер и облик князя, летописец перечисляет подвиги Александра: битву на Неве со шведским войском, освобождение захваченного иноземцами Пскова, битву на Чудском озере (Ледовое побоище 1242 года), поездку в Орду к Батыю, отстраивание поселений и городов после разорения Суздальского княжества. Далее летописец включает в свой рассказ эпизод с подосланными к Невскому иноверцами – «кардиналами Агалдадом и Ремонтом», которые хитрыми речами должны были склонить Александра к своей вере. Но Невский решительно отказывается предавать православие и даже не слушает посланников.

В конце «Жития» летописец повествует о печальном возвращении Невского из второй поездки в Орду. Князь заболел в дороге и вскоре скончался, народ был в горе, а небеса отметили смерть святого князя следующим знаком: в его руку собирались вложить духовную грамоту, но он сам, как живой, поднял руку и эту грамоту взял.

Описанием этого чуда заканчивается «Повесть о житии… князя Александра».

Чем заканчивается произведение?

Как и подобает житию, по плану заключительная часть неизменно описывает смерть главного героя. Очередная (четвёртая по счёту) поездка в Орду в 1262 году, результатом которой стало согласие хана Мункэ не брать никого из русских людей для завоеваний новых территорий, привела к продолжительной болезни князя.

В 1268 году и умер в г. Городце. Автор жития описывает «дивное и достойное памяти» чудо: во время погребения митрополит Кирилл III, следуя традиции, должен был вложить в руку государя «прощальную грамоту». Но во время церемонии рука покойника сама протянулась и взяла грамоту из руки изумлённого митрополита.

Пересказ жития Невского

В начале произведения читатель знакомится с князем Ярославом. У него и его жен рождается сын – Александр, будущий князь и полководец. Уже в юном возрасте Александр был привлекательным, обладал мужественной внешностью и высоким ростом. Он был так хорошо слажен, что вызывал восхищение – уже тогда окружающие пророчили ему великое будущее. Даже гость из западной страны, увидев взрослого Александра, сказал, что никогда ранее таких князей не знал.

Услышав о том, что на русской земле появился выдающийся правитель, римский король решил прибрать к рукам Александрову территорию. Он подошел к Неве со своими войсками и отправил к Новгородскому князю Александру послов, что римский правитель забирает землю себе и в ближайшее время захватит Новгород.

Князь вынужден был защищать свою родину от вражеских захватчиков. Он отправился в церковь, где помолился, собрал небольшую дружину и выдвинулся навстречу римскому войску. Во что бы то ни стало он решил защитить свой дом от плена. Он не успел известить отца о захвате, поэтому многие новгородские воины просто не смогли к нему присоединиться, и в распоряжении Александра оказалась только одна немногочисленная дружина.

В борьбе с захватчиками князю помог старейшина Пелугий, а также братья Борис и Глеб (святые мученики – Александр узнал от Пелугия, что они придут к нему не помощь, но велел не рассказывать об этом остальным воинам). Александр схватился с самим королем и одолел его, а вражеское войско обратилось в бег – нападение с запада было отражено. В произведении также говорится о том, что справиться с латинянами князю помог сам ангел божий – он низверг врагов там, куда войско Александра не добралось.

Далее в кратком содержании повести о житии Александра Невского рассказывается о том, что через год после неудачной для них битвы люди с Запада вновь явились на русскую землю. На чужой для них территории они решили построить поселение. Александр сразу же выдвинулся к нему и разрушил вражеский город, разгромив врагов и пощадив немногих.

Через несколько лет князь Александр решил сам отправиться завоевывать немецкие территории. Его целью было освобождение русского города, взятого врагами ранее (нынешний Псков). И вновь на помощью князю пришло само небесное воинство. После битвы на Чудском озере участники рассказывали, что видели ангелов в небе, которые помогали русским воинам. Князь вернулся домой с победой, и жители города с восторгом приветствовали его.

После того воины из Литвы еще пробовали захватить русские земли, но князь давал им решительный отпор.

В период правления Александра Русь находилась под гнетом монгольского ига – «Восточной» стране. Ее правителем был хан Батый. Когда отец Александра умер, он стал Великим князем Владимирским. Вскоре после этого за ним прислал хан Батый, так как хотел лично увидеть прославленного правителя. Александр явился к монгольскому хану, и тот отдал ему почести, после чего отпустил с уважением.

К Александру явились римские послы. Они, считая себя образцовыми христианами, хотели научить русских людей божьим законам. Но Александр не принял этого настойчивого и неуважительного по отношению к нему предложения – он заявил, что русские люди божий закон итак знают, учителя им не нужны.

Восточный хан Берке отправлял своих людей в военный поход. Пользуясь зависимым положением Руси, он решил отправить и русских воинов вместе со своими. Узнав об этом, Александр поехал к хану для личной встречи. Он хотел попросить его не рисковать русскими людьми за чуждые для них ценности. У князя получилось убедить Монгольского правителя, а тем временем его сын Дмитрий успешно захватил несколько городов на западной земле.

На обратном пути из почти годового визита в Монголию Александр Невский заболел. Дорога становилась для него все более и более трудной, и к ноябрю князь совсем ослаб. Он предчувствовал, что ему осталось недолго, и принял решение принять постриг. Желание умирающего правителя было исполнено, и он стал монахом. 14 ноября Александр Невский умер.

Тело князя было доставлено во Владимир для захоронения. Во время религиозной службы произошло настоящее чудо: когда монахи хотели вложить в руку мертвого князя грамоту (в ней отпускались все его грехи перед Богом), тот вдруг открыл глаза и взял ее сам. Это посчитали проявлением воли Божьей и его благоволения Великому князю. Митрополит Кирилл и его эконом вместе рассказывали о этом удивительном происшествии. Тот факт, что на небесах Александра благословили, несколько утешил русских людей, скорбевших о своем правителе.

Интересно, что некоторые историки утверждают, будто именно Митрополит Кирилл и был автором повести. Именно это произведение стало примером образа русского правителя: уважаемого, доблестного и любимого народом.

Жанровые особенности «Повести о житии Александра Невского»

По своему художественному облику «Повесть о житии Александра Невского» отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято. Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный «портрет» Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Веспасиана. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула «в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении.

Во второй части эпизода подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6 часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».

Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.

Таким образом, этот фрагмент «Повести о житии Александра Невского» в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

О ком идёт речь в повествовании?

Литературный труд, написанный в Рождественском монастыре (г. Владимир), рассказывает нам о полководце Александре Невском. Родился в Переяславле в 1219 году. Отец Ярослав был верующим и справедливым отцом, мать Феодосия описывается как тихая и покорная женщина. С ранних лет будущий правитель проявлял интерес к наукам, рос ловким и сильным. Уже в 17 лет занял главный пост в Новгороде, а в 20 лет приобрёл широкую славу среди населения.

Митрополит Кирилл (а именно его и указывают многие учёные как автора повести) указывает, что полководец и стратег перед любыми важными действиями – походами или войнами – неизменно предавался молитвам. Этим ещё больше подчёркивается связь духовной сферы с русской землёй: не зря в обиходе того времени то и дело звучали слова: «Мы русские, с нами Бог».

А дипломатия?

После смерти отца Невского, ставшего главенствующим человеком в нескольких княжествах, вызвал на поклон хан Батый. Собрав небольшую дружину, молодой государь отправился в путь. Воевать не собирался, нужно было договориться. После продолжительного разговора с ханом, были отданы все почести как наместнику Орды на землях русских, а также даны заверения в мире, который был гарантирован землям Руси.

Повесть описывает с цитатами и другой случай благородства: брат Александра, Андрей, правивший в Суздале, был жестоко наказан Батыем за своеволие. Войско монголов разорило земли суздальского княжества, открыв его на растерзание целому ряду соседствующих врагов. Но на помощь пришёл Александр – не только восстановив столицу, но и своей волей снова утвердив брата на престоле.

Как описывается государь?

В минуты покоя и мира Невский – тихий и смиренный человек, полный духовной кротости. Об этом говорят постоянные обращения правителя к молитвам, к покровителям его рода на небесах. В неспокойные же минуты сражений – князь мужественен, горяч и беспощаден.

Описывается небывалая самоотверженность в бою, которая ведёт за собой огромное людское войско, стремительность действий, неизменно приводящая к победным манёврам, а после боя – великодушие к павшим в бою, к пленённым людям противника, к раненым и покалеченным. Этот идеал правителя: с одной стороны, мудрого к своим подданным, а с другой – беспощадного к врагам, ещё долго оставался в древнерусской истории как один из главных архетипов повествований.

Связь со святыми постоянно подчёркивается в повести и житии, и храбрость, которая присуща князю неизменно обуславливается знаками, которые подаёт небо. В частности, в повести рассказан случай, когда в сражении одному из старейшин, приближенному к штабу полководца, было видение мучеников Бориса и Глеба.

Описывается это следующим образом: старейшина по имени Пелгуй во время очередного дозора увидел, как по морю в лодке «в одеждах червлёных» (багряных, тёмно-красных) «держащих руки на плече друг друга», смотря на сушу, плыли Борис и Глеб. После этого Пелгуй услышал, что один из братьев, Борис, сказал: «Вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру».

Такие строки указаны в сочинении не случайно: «сродник» — это кровный родственник, близкая душа. Невскому помогают в силу его родства с ангелами, с силами свыше. Поэтому даже небольшое войско русских в сражении смогло одержать победу над шведами, а сам полководец «самого короля ранил в лицо», что означало безоговорочную победу. Кроме этого, рассказчик, описывая портрет Александра, сравнивает его с образами из Библии: ему присущи сила Самсона, красота Иосифа, мудрость Соломона, смелось Веспасиана.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Ярослав Всеволодович  – отец Александра, мудрый князь, любил сына своего Александра, помогал ему, если имелась возможность.
  •  Митрополит Кирилл  – искренне любивший Александра служитель церкви, по его словам, смерть князя означала, что «зашло солнце земли русской».
  •  Ратмир  – один из воинов дружины Александра, слуга его. Был чрезвычайно храбр: пал в бою, окруженный бесчисленными врагами.
  •  Яков  – ловчий князя Александра, преданный Невскому и Руси. За смелость удостоился личной похвалы Александра.
  •  Гаврило Олексич  – воин Александра, отличался смелостью и находчивостью. Бился с самим воеводой вражеским.
  •  Пелугий  – старейшина Ижорской земли, благочестивый человек, христианин среди своих соплеменников-язычников. Ему было послано видение от бога, в котором святые Борис и Глеб обещали помочь в бою князю Александру.
  •  Андрей  – князь Суздальский, младший брат Александра, вызывавший гнев Батыя. На его защиту двинулся Александр.
  •  Сбыслав Якунович  – житель Новгорода. В дружине Александра дрался бесстрашно, вооруженный одним топором.
  •  Дмитрий  – сын Александра, завоевавший Юрьев и земли на западе, возвратившийся домой с добычей.
  •  Неврюй  – один из командиров отряда ордынцев, отправленный разбить Андрея Ярославича, брата Александра.
  •  Андреаш  – некий житель страны Запада, который побывал на Руси и рассказал своему королю о благодатной Русской земле и князе Александре.
  •  Царь Батый  – глава Золотой Орды, всесильный в то время правитель, которого боялись многие народы, так как нашествие его войска означало верное разорение и гибель людей.
  •  Сава  – воин из младшей Александровой дружины, прославившийся тем, что сумел обрушить шатер иноземного короля, что вызвало большое воодушевление русских полков.
  •  Меша  – глава дружины новгородцев, сумел ловко потопить три вражеских корабля.

Вариант 1

(382 слова) Первыми литературно-историческими памятниками земли русской являются произведения, созданные еще во времена существования древнерусского государства. Для современных читателей они имеют особое значение: каждое из них пропитано патриотическими идеями и рассказами и героях, которые жертвовали собой ради народа и целостности государства. Среди дошедших до наших дней существует множество известных литературных сочинений: это и «Слово о полку Игореве», о создании которого ходят разные слухи, это и главная летопись «Повесть временных лет», и «Сказание о Борисе и Глебе», и «Житие Сергия Радонежского». Безусловно, к их числу относится и «Повесть о житии Александра Невского», которая была некоторым эталоном, образцом для писателей и поэтов Древней Руси. Каким же предстал Александр Невский на страницах своей импровизированной биографии?

Образ Александра Невского представлен огромным ворохом положительных черт и качеств. Князь показан умным, храбрым, в меру обаятельным и сильным мужчиной. В какой-то момент автор произведения и вовсе сопоставляет центрального героя с известными (уже почившими) историческими личностями, с персонажами священного Библейского писания. Он похож и на Иосифа, которые был визирем, а после и вовсе предсказателем будущего, и великого царя Соломона, о мудрости которого даже в наше время слагаются легенды, и даже Самсон, силач из Ветхого Завета, имеет много общего с Александром. Этими различными сравнениями, творец показывает, что у Александра было свое особое предназначение. Он был избранным.

Александр Невский в произведении показан эрудированным и начитанным, храбрым, но милосердным, прекрасным оратором, который способен повести за собой народ, а перед этим поднять его (и разбудить дух единства в нем). Князь буквально олицетворяет патриотизм и благочестие (одно лишь знание Библии наизусть чего стоит) своими поступками, поведением. Благодаря столь образцовому образу жизни великому князю сопутствовала и удача: победа, несмотря на все трудности и тернии, всегда оставалась за Александром.

Нужно отметить и то, что после многократных исследований литературоведами было сформировано мнение о том, что все описание бытия князя Александра изменялось (по меньшей мере) тринадцать раз. Более весомые изменения претерпевали мелкие детали, которые то считались ненужными в описании жизни князя, то представляли собой ключевые эпизоды и элементы всего произведения. Однако образ князя Александра, центрального персонажа, был идеальным изначально, а потому не претерпел ни одного редакторского изменения.

За все свои поступки и подвиги, за искреннюю веру в Бога Александр Невский удостоился высочайшей награды: он не просто высек свое имя в веренице исторических событий, но и стал князем, которого причислили к лику святых. Так он сохранил свое имя в вечности.

Пересказ

В семье князя Ярослава и его супруги Феодосии пополнение, рождение наследника. Парень был хорош собой. Голос звучал, как труба. Высокого роста. Лицо его, как лицо Иосифа. Был он не по годам мудр. Обладал недюжинной силой и безрассудной храбростью.

Андреаш, один из именитых мужей Западной страны пришел, чтобы лично убедиться, насколько хорош князь Александр. После общения с ним, по возвращении домой он рассказывал своим, что не приходилось ему еще встречать такого царя.

Король Римской веры, услышав про доблести князя, решил, что должен завоевать землю Александрову. Собрав силу великую, двинулся он в путь. Придя в Неву, король отправляет гонцов в Новгород с посланием к князю, в котором он сообщал цель визита.

Александр, услышав о намерениях короля, отправляется в церковь помолиться и попросить благословения. Собрав малую дружину и не дожидаясь остальных, он отправляется бить врага. Князь даже не ведал о нашествии на сына своего. У Александра не было времени оповестить отца. Слишком быстро развивались события.

Ночную стражу на море было поручено вести Пелугию. Старейшина, узнав о силе неприятеля, донес все князю. Не сомкнув всю ночь глаз, на восходе солнца Пелугий увидел, как по морю плывет ладья. В судне находилось два человека, оказавшихся святыми мучениками. Они пообещали помочь Александру. Князь, узнав о видении, попросил никому не сообщать об этом.

В шестом часу дня Александр напал на врагов. Сеча была великая. Князю удалось оставить боевую отметину на лице короля. После победы Александровой на другом берегу реки, там, куда войско князя не заходило, было обнаружено множество трупов перебитых Божьим ангелом. Оставшиеся в живых враги попросту сбежали. Князь вернулся на родную землю триумфатором.

Через год вновь пожаловали незваные гости на землю Александрову, имея наглость построить на ней город. Князь, узнав об этом, немедленно собрал войско и пошел на неприятеля с целью уничтожить возведенный город, а врагов покарать.

На третий год после победы, пошел князь на землю псковскую, ибо взят был Псков уже немцами. Встреча немцев и войска князя состоялась на Чудском озере. Много крови было пролито. Много воинов полегло. Народ чувствовал, что Александру в бою помогает сам Бог. Князь вернулся в Псков победителем. Народ ликовал, восхваляя государя.

Литовские воины напали на землю князя, но не ожидали они такого мощного отпора с его стороны. Большая часть армии противника была уничтожена. С тех пор имя князя стало внушать опасение и страх.

Сильный царь восточной страны, прослышав о силе и храбрости Александра, отправляет к нему гонцов и приказывает явиться к нему в Орду, если он хочет сохранить свои земли. Получив благословение от отца Кирилла, князь отправляется в путь. Царь Батый, увидев Александра, был поражен, убедившись, что правду говорили о нем люди. Выказав ему свое почтение, царь отпускает князя.

Младший брат Александра, Андрей разгневал Батыя. Суздальские земли были разорены. Александру пришлось восстанавливать разрушенные города и церкви. Папе Римскому не удалось убедить князя принять его веру. Александр остался при своем мнении.

Царь Батый склонял христиан на свою сторону. Александр, приехав в Орду, надеялся отмолить у хана своих людей. По дороге домой князь почувствовал себя плохо. Предчувствуя смерть, князь принимает решение стать монахом. Его желание было исполнено. 14 ноября князь отошел к Господу.

Тело Александра было доставлено во Владимир. Еще одним Божьим знаком судьба пометила князя. Когда митрополит хотел в руку князя вложить грамоту, Александр, словно живой, протянул руку, приняв свиток.

Система образов

Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

Чем прославился?

Если говорить кратко – сражениями и дипломатией. В 1240 году со стороны северо-запада на территорию Руси вторглись отряды шведских рыцарей. Столкновение дружины государя произошло с ними 15 июня 1240 года около реки Ижоры. По повести о житии можно судить и о храбрости княжеских воинов: нашему вниманию предлагается описание шести бившихся бок о бок с князем шести мужей: Гаврило, Збыслава, Якова, Михаила, Саввы и Ратмира.

Через год государь вышел войной на рыцарей Ливонского ордена, к тому времени захвативших существенную территорию около Пскова и Новгорода. 5 апреля 1242 года состоялось сражение, вошедшее в историю как «Ледовое побоище», в котором рыцари были посрамлены и изгнаны с территории княжеств. Такой разгром врагов, как описывается в произведении, стал известен далеко за пределами границ Руси.

По повести о житии Александра Невского можно узнать много личных характеристик князя

Рассказчик, описывая события, ни разу не обходит вниманием и своеволие (не мог терпеть порядок сборов жителей Новгорода на вечер), и благородство (забыв обиды, первым пришёл на помощь Новгороду во время нашествия), и смелость (лично ездил к ордынскому хану, чтобы договориться о судьбе русского народа), и грамотное управление государством (военные подвиги не были основной целью, ведь после них необходимо было восстановление городов и деревень)

Основная идея

Безымянный повествователь с первых строк стремится возвысить великого полководца. Первостепенная задача автора – описать мужественность, силу, мудрость, религиозность и дипломатический талант князя. Александр Невский – это идеал правителя, который всегда готов встать на защиту Родины. Основная идея произведения – воспевание славного правителя и его подвигов, возвеличивание русского народа. Автор взывает к патриотическим чувствам и уважению православной веры, сравнивает власть с героями Библии. Современный читатель погружается в мир подвигов, доблести, чести и бесстрашия. В житии рассказывается о героическом прошлом Древней Руси, о победах над захватчиками, об отношениях с союзниками, о смерти князя и чудесах, произошедших после его кончины.

Автор (неизвестный современник событий) ведет рассказ о житии (святой жизни) князя Александра Невского. Родители его – великий князь Ярослав и княжна Феодосия. Александр отличался красотой, ростом, его голос среди народа раздавался «как труба».

Слухи о его мудрости и храбрости дошли до «западных стран». И из тех краев «знатный человек» Андреяш (магистр Ливонского ордена) приходил взглянуть Александра. А потом рассказал своим, что такого славного князя повстречал впервые.

Узнав об этом, «король страны Римской» (то есть, католик) решил прославиться победой над Александром, завоевать «землю Александрову». Он собрал несметную силу (шведов), встал на Неве. И послов отправил в Великий Новгород к Александру с сообщением, что берет его княжество в плен.

И пошел Александр в церковь Святой Софии, помолился, призвал Бога на защиту. Взял благословение у епископа Спиридона. Даже времени не было ни войско большое собрать, ни отцу сообщить о враге. Однако «не в силе Бог, но в правде».

На ту пору в земле Ижорской человек по имени Пелугий (в крещении его звали Филипп) ночью был в морском дозоре, следил за передвижениями противника. А под утро явилось ему чудное видение: плывут в лодке святые князья-мученики Борис и Глеб, беседуют между собой о том, что придут на выручку своему сроднику (родственнику) Александру.

Узнал о видении князь Александр и, приободрившись, немедленно напал на врагов. Князь ранил самого короля, отличились в бою и шесть его воинов: Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы латинян обнаружили даже на противоположном берегу реки, куда дружина не дошла. Значит, сам ангел Божий убил их. Уцелевшие враги разбежались, а князь вернулся домой победителем.

Спустя год западные люди осмелели, выстроили город на княжеских землях. Город тот князь сровнял с землей. Часть жителей погибла, другие стали пленными. Впрочем, многих князь отпустил домой.

Через год, зимой, пришлось князю идти на Немецкую землю войной. К тому времени немцы заняли Псков. Город он освободил, землям немцев нанес урон. В ответ немцы собрали великую силу, и пришли к Чудскому озеру.

Началось побоище, лед окрасился кровью. Рядом с Александром сражался его брат Андрей. Также многие видели, как воинство Божие защищало дружину. Разгромил князь врага. Псковичи прославили Бога и с ликованием встретили освободителя.

Не замедлил князь ответить и на литовские набеги. После боя те уже не смели ступать на его земли. Разнеслась о нем слава по всему свету. Когда умер отец его, князь с дружиной прибыл во Владимир.

И позвал его к себе в Орду царь Восточной страны (хан Батый). Он хотел, чтобы славный князь ему подчинился. С благословения епископа Кирилла отправился князь в путь. Сам Батый проникся к нему уважением, отпустил с подарками домой. А вскоре разорили ордынцы Суздальскую землю, где правил князь Андрей. Александр помог брату отстроить города и церкви.

Захотел Папа Римский обратить столь великого князя в католичество. Но послам их ответил князь, что народ русский христианской вере давно научен.

Хан Батый принуждал подневольных ему князей воевать в его войске, в том числе, против христиан. И пошел князь к Батыю, чтобы эта беда не коснулась его людей. А сына своего Дмитрия отправил воевать в Немецкую землю. Тот взял город Юрьев и с добычей вернулся домой.

На обратном пути Александр вдруг заболел. Перед смертью он принял монашество. Принесли тело князя, «солнца земли Суздальской», во Владимир. Великим плачем встретил его весь народ. В церкви Рождества святой Богородицы положили его. И случилось такое чудо: в руку князя епископ хотел вложить духовную грамоту о прощении грехов. Как живой, протянув руку, князь сам взял ее.

Вариант 2

(426 слов) «Житие Александра Невского» — известный памятник древнего словотворчества. Сейчас ученым (и читателям) известно то, что повесть была написана в тринадцатом веке, а вот личность автора остается неразгаданной тайной: часть литературоведов говорит о том, что написал ее сын Александра Невского – Дмитрий, другие приписывают авторство митрополиту Кириллу. А часть даже говорит о том, что работа была написана в соавторстве. Самым вероятным, на данный момент, является предположение о том, что книга была заказана Дмитрием для того, чтобы сохранить в историческом документе все подвиги, что совершил его отец, участие Александра Невского в военных (и мирных) делах. В историю вошла его готовность пойти на риск и распрощаться с жизнью ради Родины. Что еще нам стало известно об Александре благодаря этой повести?

Об исключительно положительных чертах характера, качествах героя говорят его поступки, а не пустые слова. В пример можно привести эпизод из произведения, когда Александр Невский, без колебаний и долгих раздумий, встает на защиту русских земель от внешних врагов, когда они собираются разорить Русь. В отличие от многих «тактиков», прячущихся в тылу, Невский сам направляет войско на битву

Он не боится погибнуть в бою за родные земли, отважно сражаясь на передовой. И героя не волнует то, что он может пасть в битве, потому что князю важнее сделать все для процветания русского народа и Родины, а не сохранить свою жизнь или власть

Даже в случае в ходе вторжения римского короля Александр ведет себя в высшей степени достойно: он, не страшась, побеждает римлян и ранит их короля в лицо своим острым копьем.

Но не только военные подвиги славят имя Невского: князь столь же учтив и осмотрителен в «мирных» делах. Стоит отметить то, что кроме всего прочего, древнерусский правитель показан глубоко верующим, искренним человеком. В тяжелые моменты князь взывает к Богу с надеждой получить от него помощь или совет. И Всевышний не оставляет без внимания его молитвы, потому что они идут от чистой души в самых благих намерениях. Именно поэтому он то вышлет ангелов поддержать князя и его войско в нелегкой битве, то наделит «землю Александра богатством и славою».

Благочестие Александра показывается и в эпизоде, когда он, показывая независимость своего народа, в тактичной форме, пусть и весьма твердо дает отказ послам из Рима. Они проделали долгий путь до «земель русских» для того, чтобы предложить русскому народу новое учение о Божьем законе. Александр же стоически отстаивает свои убеждения, что позволяет князю сберечь независимость церкви.

Смелыми поступками и разумными решениями отважный полководец и мудрый правитель заслуженно получил любовь всего народа (и уважение со стороны чужеземцев). Стонами и криками наполнилась земля русская, содрогалась от слез и воплей, когда погиб Александр Невский. Траур достиг небывалых масштабов, захватив всю ее территорию.

Значение для истории

До конца XVI века Александр Невский являлся образцом для подражания целого списка государственных деятелей всех рангов. Его имя носит один из монастырей в Петербурге, а одноимённым орденом в годы Великой Отечественной войны были отмечены десятки командиров, проявивших мужество и смелость.

«Благородный заступник людской», «духовный лидер», «мудрый защитник» — десятки положительных эпитетов характеризуют князя с самых разных сторон. Его верность идеалам, стремление защитить государство и душевная доброта навечно закреплены в «Житие Александра Невского» — одном из памятников древнерусской литературы.

Поделиться в соц. сетях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: