Егэ. история. кратко. пётр 1(1689-1725)

Реформы петра i 1696-1725 годов (все преобразования царя) |diletant

Второй этап городской реформы

К концу царствования Петра I была упразднена Смоленская губерния и появились Рижская, Нижегородская и Астраханская. В городах, помимо тяглого населения, проживали представители привилегированных сословий — дворянства и духовенства.

При Петре I изменился порядок сбора налогов с горожан: вместо подворного он стал подушным, каждый житель обязан был платить ежегодно 1 рубль и 20 копеек. Горожане обязаны были выполнять часть повинностей, например снабжать войска лошадьми и провизией. Была и постойная повинность, связанная с приёмом солдат на ночлег.

Кратко изменения в устройстве городов в петровскую эпоху можно представить в таблице.

Новые органы власти

Ратуша с 1699 года, Главный магистрат с 1720 года

Новшества в налоговой системе

Подушная подать

Изменения в быту

Вестернизация образа жизни городской аристократии в сфере моды и быта

Новшества в общественной сфере

Аптекарский огород в Москве, то есть первый Ботанический сад в истории России, а в Петербурге появился первый музей — Кунсткамера

С 1718 года за развитие торговли и промышленности в городах отвечала Коммерц-коллегия. В 1721 году был издан регламент Главного магистрата, который заменил ратушу и стал главным учреждением над магистратами городов империи.

Рис. 3. Москва при Петре I.

Что мы узнали?

Зная особенности реформаторской деятельности Петра I, можно сделать вывод, что, несмотря на небольшую долю горожан в населении страны, сама система управления городским хозяйством стала более современной. Об изменениях в быте и одежде городского населения, которые стали вестернизированными, или о строительстве Санкт-Петербурга можно рассказать в докладе.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Военная реформа Петра I

Разгром русских войск шведами в битве при Нарве в 1700 г. показал, что поместная армия даже при поддержке гвардейских полков, построенных по европейскому образцу, неспособна противостоять воинам Карла XII. Пётр понял, что нужна военная организация, основанная на новых принципах. В старой армии дворянин и его отряд могли не тренироваться накануне войны, дворянин мог не явиться в назначенный срок на сбор, моя явиться не по форме («конно, людно и оружно»), мог занимать не соответствующую его знаниям должность, мог пренебрегать уставом, использовал не унифицированное оружие. В случае с регулярным войском всё это было исключено. В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность — основу комплектования регулярной армии, профессиональной, занятой военной подготовкой даже в мирное время.

Кроме того, армия получила новое обмундирование, новое стандартное для каждого рода войск вооружение (фузеи, шпаги, алебарды, палаши, пистолеты и т. д.), тактическую выучку и дисциплину. Важным нововведением стала полная отмена местничества (не только в армии, но и на гражданской службе) — производство в офицеры не по знатности происхождения, а по заслугам; Пётр лично контролировал с 1714 г., чтобы все офицеры имели опыт службы солдатом в гвардейском полку

Важной частью военных преобразований стало также учреждение офицерских и морских школ для обучения командиров.

С 1716 г. всякий солдат и офицер должен был служить по букве написанного Петром «Устава воинского», регламентировавшего организацию армии, обязанности солдат и офицеров, правила строевой и полевой служб, нормы военно-уголовного права. Этим уставом русская армия жила полтора столетия.

Рекруты — дворяне и набранные из податных сословий солдаты: крестьянские общины отдавали в армию назначенное число людей в возрасте от 20 до 30 лет на пожизненную службу. В 1708 г. Пётр располагал уже более 100 тыс. рекрутов.

Русская армия сражается под Полтавой. (commons.wikimedia.org)

В отличие от армии, флот Пётр не реформировал — он его основал, и также на регулярных принципах. Азовская флотилия была первым удачным опытом, за которым последовало создание Балтийского флота, любимого петровского детища. Первые корабли «в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск» начали строить в 1702 г. В 1704 г. Пётр основал Адмиралтейство. Через несколько лет Балтийский флот перешёл уже в наступление; русские научились строить линкоры и фрегаты, а также пользоваться предложенной Петром тактикой — натиска галер на крупные корабли с последующим абордажем. Голландские, английские, датские, венецианские и греческие моряки обучили морскому делу русских. В 1701 г. в Москве открылась «Школа математических и навигацких наук» (с английскими учителями), будущий Морской кадетский корпус, в 1715 г. — Морская академия в Петербурге. Пётр сам участвовал в разработке «Устава морского».

Балтийский флот сыграл огромную роль в Северной войне — помог отстоять Ингерманландию и Петербург, разбил шведский флот при Гренгаме и Гангуте, позволил русским войскам взять под контроль Финляндию (возвращение которой стало козырем на мирных переговорах).

Когда завершилась война со Швецией, Балтийский флот насчитывал 29 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 200 галер. Ещё около 80 военных кораблей стояло на Каспийском море. Россия превратилась в морскую державу.

Гренгамское сражение. (commons.wikimedia.org)

Россия накануне петровских реформ

Предпосылки и причины преобразований в Московском царстве

Влияние Западной Европы

Едва ли Пётр Великий «Россию поднял на дыбы», если бы не дела его предшественников и не усиление связей Московского царства с Западной Европой. Дед, Михаил Фёдорович, создал полки нового строя по европейскому образцу и под началом иноземных офицеров, батюшка его, Алексей Михайлович, приглашал иностранных врачей, аптекарей и ремесленников, заказал строительство парусного корабля «Орёл», Б. И. Морозов разработал первый воинский устав по западным образцам, а в 1652 г. в Москве появилась Немецкая слобода — там поселились «немцы», и там же позднее влюбился в Европу юный Пётр (не будь её, может, и Пётр никогда бы не стал тем Петром, какого знает история). Пока будущий император подрастал, фаворит царевны Софьи князь Голицын, которого Ключевский называл «ближайшим предшественником Петра», носил европейские одежды, знал немецкий и латынь, многое сделал для открытия в 1684 г. Славяно-греко-латинской академии с иностранными учителями.

Страна проигрывала конкуренцию

И всё же Россия всё ещё жила стариной, заимствуя лишь очень немногое, и постепенно отстала технологически. Её экономика и армия уже не могли на равных соперничать с шведскими, английскими и голландскими. Московское царство конца 17 в. ещё вело амбициозную внешнюю политику во всех направлениях, но везде, кроме Сибири, перед ним стояли серьёзные противники: Турция, Швеция, Речь Посполитая… Без модернизации Россию ожидали всё более глубокое погружение в системный кризис, утрата позиция на мировой арене и, наконец, превращение в объект внешней политики соседей и распад — то есть всё то же, что произошло затем с Османской империей, в которой не нашлось своего Петра I.

Личность Петра

Локомотивом преобразований стал сам царь с его бешеной энергией, живым умом, приверженностью цели, любовью к мореходству и уважением к Западной Европе. Только человек с его характером мог так решительно пойти против боярства и духовенства, мог преодолеть нежелание народа перемениться, только он мог заставить людей селиться на болоте, учиться и жить иначе, причём не только «за страх», но и «за совесть»: Пётр не боялся и умел вдохновлять.

Интерес к иностранцам возник у него в подростковом возрасте: Немецкая слобода произвела на Петра неизгладимое впечатление. Красивые барышни (вовсе не так укутанные в одежды, как русские), веселье, удаль Франца Лефорта, Якова Брюса и других офицеров, шпаги, барабаны, фейерверки, пушки и пистолеты, пиво, шнапс, первая любовь… такое не забывается. Совершенно естественно, что создание потешных полков было только первым шагом в познании Петром Европы. Как только смог, он сам отправился туда, и это путешествие стало самым судьбоносным в истории России.


Пётр I. (commons.wikimedia.org)

Административные реформы Петра I

Система управления Московского царства не соответствовала решительному стилю Петра. Пока медлительные и склонные к интригам бояре исполнят его распоряжения, пока всё будет проконтролировано на местах воеводами, пройдут годы… Так что Боярскую думу царь практически перестал собирать уже в начале 1700-х гг. (последний раз дума заседала в 1704 г.) и в 1701 г. перенёс управление государством в «консилию» — совет министров. Спустя десять лет консилию заменил «правительствующий» Сенат из девяти человек. Сенаторы занимались контролем министров (а после появления коллегий — их президентов), управляли торговлей, следили за пополнением казны, разрабатывали законы, набирали дворян в офицеры. В общем, правили страной, пока Пётр занимался военными и иными делами. Они принимали свои решения коллегиально, что, по замыслу самодержца, служило предохранителем против произвола или глупости. С той же целью генерал-прокурор Сената надзирал за работой государственных учреждений.

В 1708—1710 гг. Пётр провёл первую реформу местного управления и разделил страну на губернии:

— Московская
— Ингерманладская (она же Петербургская)
— Смоленская
— Киевская
— Азовская
— Казанская
— Нижегородская
— Архангельская
— Сибирская
— Астраханская

Губернаторы, возглавлявшие их, собирали налоги, вершили суд, набирали рекрутов, обеспечивали поставки различных товаров для армии и флота, содержали приписанные к ним полки. Губернии впоследствии разделили на провинции (волости) и дистрикты (уезды). Губернские органы управления подчинялись соответствующим коллегиям.


Заседание Сената. (commons.wikimedia.org)

Когда стало ясно, что армия и флот уже в достаточной степени реформированы, в конце 1710-х гг., Пётр решил завершить и преобразование государства «и сие в таковой же порядок привесть, как и воинское дело». Вдохновение царь черпал в шведской государственной системе.

Его следующая реформа упразднила старые органы с исполнительными функциями — приказы, разветвлённые, сложные в управлении и взаимодействии. В 1717—1721 гг. Пётр заменил их на коллегии (по сути, министерства) с чёткими функциями, также построенные на принципе коллективного принятия решений. Коллегии ведали внешней политикой, военно-морским флотом и армией, торговлей (коммерц-коллегия), добычей природных недр и металлургией (берг-коллегия и мануфактур-коллегия), правом и судом (юстиц-коллегия), земельными делами (вотчинная коллегия), финансовыми делами (камер-коллегия, штатс-коллегия, ревизион-коллегия). Это позволило справиться с приказной неразберихой (когда каждый из многочисленных приказов собирал налоги и тратил их — как правило, с массой злоупотреблений), централизовать управление и эффективнее держать под контролем чиновников.

Для борьбы с коррупцией (впрочем, оказавшейся совершенно непобедимой) Пётр учредил прокуратуру и орган фискалов, поощрял доносительство и карал за недонесение. Также царь повелел священникам нарушать тайну исповеди — чтобы докладывали о воровстве и других преступлениях против государства.

Фискалы — чиновники, контролировавшие казённые расходы и выявлявшие казнокрадов.

Реформы государственного управления

1701 Учреждение «консилии» министров
1708 Деление территории государства на губернии
1711 Учреждение Правительствующего Сената (законодательный и контрольно-финансовый орган)
1717−1721 Учреждение коллегий (правительства)
1721 Провозглашение России империей
1722 Введение «Табели о рангах»
1722 Указ о престолонаследии


У торца здания 12 коллегий в начале 18-го в. (commons.wikimedia.org)

Пётр увенчал государственные преобразования провозглашением России империей в 1721 г. (и себя — императором) и Указом о престолонаследии 1722 г. — отныне император вправе был завещать права на престол.

Ворота особого режима

Историки считают: первые упоминания о прообразе всех современных паспортов можно встретить ещё в Библии. Описывая времена правления царя Артаксеркса I, одна из книг Ветхого Завета рассказывает о специальном документе, который выдавался при переходе человека из одного города в другой и гарантировал его безопасность и защиту во время путешествия.

В Средневековье паспорта фактически представляли собой особые грамоты, выдававшиеся в первую очередь бродягам, солдатам и людям, приехавшим из заражённых чумой стран. Такие бумаги позволяли отличить обычного путешественника от нищего бездомного или больного человека, а также предотвращать дезертирство в армиях.

Приезд посольства царя Московии на заседании представителей штатов в Гааге, 1631 г.

К середине XIX века паспорта стали сдерживать промышленное развитие Запада и от них постепенно стали отказываться. Передвигаться по Европе в течение нескольких десятилетий можно было практически без документов. Во многом этому поспособствовало бурное развитие железных дорог. Пассажиров, пользовавшихся поездами, становилось всё больше, и отслеживать их многочисленные переезды из одной страны в другую было затруднительно.

Возрождение паспортной системы началось только после Первой мировой. Усилившийся во время военных действий контроль на границах привёл к появлению специальных пунктов досмотра. В то же время распространение фотографии впервые сделало обязательным вклейку в паспорт изображения его владельца — словесного описания внешнего вида оказалось уже недостаточно. Война также привела к введению системы въездных виз как вторичных документов, подтверждающих право на пересечение границы.

С появлением различных международных договоров и объединением стран Европы в Европейский союз, паспорта в большинстве западных стран окончательно закрепились в роли документа, удостоверяющего личность при путешествиях. Внутри страны для подтверждения своей личности жители в большинстве случаев могут обойтись идентификационной карточкой или водительскими правами.

История российской паспортной системы куда более сложна и запутанна.

Суть петровских реформ

Когда Пётр взял бразды правления в свои руки, он наконец занялся тем, к чему так долго готовился в потешных полках — к войне и выходу к любимому морю. В 1696 г. он взял Азов. Сохранение города «под высокой рукой» царя и строительство нового флота для дальнейшей борьбы с турками требовало многого — кораблестроителей, денег, купцов, солдат и моряков. К тому моменту он уже знал, что истоки его будущего могущества лежат на Западе. Чтобы получить квалифицированных мореходов, в 1696 г. Пётр послал учиться в Европу несколько десятков знатных юношей. А потом отправился туда и сам — в Великое посольство 1697−1698 гг., организованное его другом Лефортом.

В то время царь ещё не думал о том, чтобы подвергнуть Россию коренным преобразованиям. Нет, перед ним стояли куда более узкие и практичные цели: провести дипломатическую разведку (на предмет поиска союзников), пригласить иностранных специалистов, обучиться кораблестроению, познакомиться с европейским миром и военным делом, чтобы затем реформировать армию и создать флот. Но в ходе посольства Пётр обрёл гораздо больше, чем планировал. Он убедился в том, что Россия отстала далеко не только в военном отношении, почувствовал силу западноевропейской цивилизации и воспринял идеи рационализма — веру в могущество знания и человеческого разума. В Европе Пётр проникся идеей долга всякого монарха и его подданных служить государству для «народной пользы». Идея общего блага, достижимого с помощью службы каждого человека и создания чётко регламентированного законами регулярного государства, стала основой его преобразований.

Царь вернулся в Москву с желанием видеть Россию европейской страной — богатой, с заводами, верфями, школами и театрами. Он намеревался обучить своих подданных и вывести русское царство в первый ряд держав. Как это сделать? Всё просто — нужно позаимствовать у Европы всё лучшее, что у неё было, и отринуть старое — отжившее, косное и медлительное. Правда, эти мысли не превратились пока в его сознании в план полного переустройства государства. Сперва он занялся тем, чем и собирался ранее, до Великого посольства — подготовкой к войне за выход России к морю. Союзников для борьбы с турками не нашлось, зато нашлись противники шведов — Польша, Саксония и Дания.

Пётр I в одеянии корабельного плотника в годы Великого посольства. (commons.wikimedia.org)

В 1699 г. Пётр пригласил в Россию английских учителей математики, инженерии и морского дела, затем начал собирать войска, а в 1700 г. объявил Швеции войну. Эта война предопределила ту последовательность, с которой шли основные реформы. Она заставила Петра сосредоточить все усилия на армии и флоте. Однако очень скоро оказалось, что качественные армия и флот не могут существовать без конкурентоспособной экономики (как говорил сам царь, «деньги суть артерия войны»), без системы образования и науки, а также без собственной промышленности — мануфактур — и, наконец, без качественного управления. Так реформы армии потянули за собой все остальные петровские преобразования.

Василий Осипович Ключевский: «Всё, что он делал, он как будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой: он и сам не замечал, как этими текущими делами он всё изменял вокруг себя, — и людей, и порядки… Пётр стал преобразователем как-то невзначай, как будто нехотя, поневоле. Война привела его и до конца жизни толкала к реформам».

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Поездка одобрена

Как и раньше, в месте постоянного проживания паспорт не требовался, однако для выезда более чем на 50 вёрст или более чем на шесть месяцев, его уже нужно было получить. В соседние волости можно было выехать на сельскохозяйственные работы без паспорта и на больший срок.

Получили паспорта в основном мужчины. Жёны, сыновья до 18 лет и дочери до 21 года просто заносились в бумаги главы семейства. Женщина могла подать прошение о выдаче паспорта только с разрешения супруга.

Положение ввело также бессрочные паспортные книжки для не задействованных на службе дворян. Получить такую можно было в полицейском управлении. При прохождении службы все необходимые бумаги выдавались по месту её прохождения.

Паспортные книжки с указанием имени, фамилии, особых примет, семейного положения, места жительства и вероисповедания оставались главным документом царской России вплоть до революции.

Параллельно с внутренними паспортами с петровских времён существовали и их аналоги, служившие удостоверением для выезда за границу. В XVIII веке для отъезда за рубеж нужно было купить за плату загранпаспорт в Коллегии иностранных дел.

Такие паспорта выдавали практически беспрепятственно вплоть до 1831 года. Тогда было введено ограничение, согласно которому дети от 10 до 18 лет должны были воспитываться в России, чтобы не потерять право на дальнейшую госслужбу.

Уехать за границу надолго позволялось, но отказ вернуться в установленный срок, расценивался как государственное преступление. Российским подданным из числа дворян можно было находиться за пределами империи до пяти лет. Купцам, ведущим дела в Азии, — до семи лет. Для других сословий предельный срок составлял три года.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

Здание Сената в Санкт-Петербурге

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Таблица реформ Петра Великого

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Административные реформы

Административные реформы – это целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление российской государственности и реорганизацию административного управления страны: образование новых территориальных единиц, систематизация управления этими новыми единицами и подчинение местных органов власти вновь образованным центральным.

Реформы центрального управления

Реформы центрального управления, важнейшие для государственности, начались со следующих преобразований:

  • 1699 год – организация Ближней канцелярии;
  • 1704 год – упразднение Боярской Думы;
  • 1708 год – реорганизация Ближней канцелярии в Консилию министров.

Основными же, главными мероприятиями, какие провел Петр Алексеевич в этой области можно считать следующие (таблица).

Год Новый орган (органы) центрального управления Его характеристика
1711 Правительствующий Сенат Высший коллегиальный орган законодательной, административной и судебной власти российского государства, члены которого назначались царем и подчинялись ему лично (управлял государством в период отсутствия государя)
1718-1726 12 Коллегий Органы исполнительной власти Российской Империи.
1721 Правительствующий Синод Орган церковной власти, полностью подчиненный государству и императору.

В результате всех преобразований, получилась следующая схема управления государством.

Император
Правительствующий Сенат во главе с генерал-прокурорами и генерал-фискалом
Коллегии и Генеральный Магистрат во главе с президентами

Святейший Синод несколько «выпадал» из общей схемы управления, но также был подконтролен лично императору, а во время его отсутствия – Сенату.

Для упорядочения работы всей государственной машины Петром Первым в 1720 году был составлен и опубликован Государственный регламент, согласно которому действовала вся вновь созданная армия чиновников.

Реформы местного управления

Основной причиной реформы было упорядочение системы налогообложения на местах и выстраивание новой вертикали власти, при которой центральная опирается на местную. Петр Великий в условиях войны, реорганизации армии и постройки фактически с нуля флота, остро нуждался в средствах, в бесперебойных поступлениях в казну государства.

Реформу условно можно разделить на две части:

  • городская реформа 1699-1720 года;
  • губернская реформа 1708-1718 года.

В результате городской реформы были созданы в 1720 году Главные Магистраты, подчиняющиеся непосредственно Сенату и приравненные по своим правам и обязанностям к коллегиям, а в 1721-ом был издан Регламент Главного Магистрата, по которому

  • города были разделены на несколько разрядов в зависимости от численности населения,
  • жители делились на категории и подкатегории в зависимости от возможности участвовать в городском самоуправлении.

На первом этапе губернской реформы (с 1708 по 1711 год) указом от 29 декабря 1708 года создавалось 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, назначавшиеся лично государем. На втором этапе (с 1718-го по 1720 год) преобразования были связаны с постепенным переходом к мирной жизни (Северная война была практически закончена). 17 декабря 1718 года был издан указ о новом административно-территориальном делении государства (таблица).

Губерния (с 1718 года – 11 губерний)во главе с генерал-губернатором
Провинция (с 1718 года – 50 провинций)во главе с воеводой
Уезд (дистрикт)во главе с земскими комиссарами

Церковная реформа

Церковная реформа Петра

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: