СВИДЕТЕЛЬСТВО УЧАСТНИКА ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ ГЕРЕРО
22 августа в 5 часов утра мы настигли мятежников у Чивата, как раз в тот момент, когда они собирались переходить реку. Там был длинный, узкий мост, по которому они должны были пройти, так что мы могли совершенно спокойно подстреливать их. Таким образом, мы убили 76 человек, не считая тех, кто свалился раненым в реку. Многие хотели переплыть реку, но были проглочены крокодилами, которые в великом множестве водятся в этих местах. Посредине реки находилась песчаная отмель, на которой многие из преследуемых пытались отдохнуть. Но и там их достигали наши пули. Это было зрелище! Я стоял у реки позади упавшего дерева и выпустил 120 пуль. Все захваченные нами пленные были повешены.
Там же, т. III, стр. 1986-1987.
- < ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ
- -> ПОДГОТОВКА ГЕРМАНСКИХ ИМПЕРИАЛИСТОВ К ВОЙНЕ ЗА ПЕРЕДЕЛ МИРА >
Бисмарк как имперский канцлер
Бисмарк на посту канцлера Германии, 1871 год
12 мая 1871 г. кайзер Германской империи Вильгельм подписал высочайший указ, в котором бундесканцлер переименовывался в имперского канцлера. Им был назначен О. Бисмарк. Он начал создавать механизм реализации новой экономической политики, позволяющей провести идеи экономического единства и модернизации экономики Германии. После объединения Германии главная цель Бисмарка «посадить в седло Германию» была достигнута, но окончательно добиться объединения можно было только «на почве свободно развивающегося капиталистического хозяйства». Теперь перед канцлером стояла задача: «бесспорно снятие пут с производительной деятельности, так как последняя только в свободном состоянии может быть вполне плодотворной и для отдельного лица, и для общества». Единственным имперским министром стал О. Бисмарк, и на него возлагались обязанности проводить политику имперской власти. Для организации исполнения законов канцлер создал свою имперскую канцелярию во главе с президентом М. Дельбрюком. Бисмарк полностью доверился этому известному специалисту в области свободной торговли. Без Дельбрюка, повторял канцлер, он многого не сумел бы достигнуть. Экономическая политика, проводимая Бисмарком, находила поддержку в рейхстаге. После конституционного кризиса политические партии практически полностью поддерживали Бисмарка в его начинаниях. Бисмарк опирался на самую многочисленную партию национал-либералов, имевшую 120 мест в рейхстаге.
Мероприятия, проведенные канцлером, его кабинетом, рейхстагом и бундесратом, были необходимы для стимулирования экономической жизни. Правительством было внесено на рассмотрение депутатов в августе 1872 г. 7 законов, из которых 4 касались непосредственно экономической деятельности. С целью развития железнодорожного строительства и контроля со стороны правительства за деятельностью железнодорожных компаний в 1873 г. по предложению Бисмарка было создано Имперское бюро железных дорог. Под руководством канцлера формировалось новое законодательство, позволяющее придать процессу экономической модернизации законный механизм. Вслед за введением общегерманского торгового уложения в 1871 г. в империи началась разработка законов о товарных знаках 1875 г., конкурсного устава, вступившего в действие в 1876 г., общегерманского гражданского уложения, гражданского процессуального кодекса.
При обсуждении в рейхстаге налога на соль Бисмарк высказался об ответственности, лежащей на нем, не только за соблюдение конституции, но и финансовое положение империи
Бисмарк уделял особое внимание получению контрибуционных средств от побежденной Франции. Он стремился к быстрейшему выполнению финансовых обязательств с французской стороны
В 1872 г. совместной конвенцией между Францией и Германией было определено: окончательные выплаты контрибуции будут произведены в 1874 г. По вопросам распределения контрибуционных выплат, полученных от Франции, было принято с мая 1871 г. по 8 июля 1872 г. около 10 решений и законов. Инициатором распределения финансовых активов был Бисмарк, им были разработаны принципы использования репарационных выплат. После бурных и продолжительных дискуссий депутаты соглашались с предложениями Бисмарка о распределении средств. Франция смогла выплатить репарации раньше срока:в сентябре 1873 г.. Полученные деньги, в размере более чем 5,5 млрд франков, оказались огромными вливаниями в экономику Германии. Проведенная денежная реформа в 1871–1874 гг. прибавила к находящимся в обороте средствам 762 млн марок. На основании закона о банках от 1875 г. под руководством канцлера был создан имперский банк, который осуществлял контроль над деятельностью всех немецких банков. Он стал одним из важнейших германских экономических институтов осуществления экономической политики правительства. Все мероприятия, проведенные кабинетом Бисмарка, можно с полной уверенность назвать «новой экономической политикой».
Новая экономическая политика Бисмарка
Отто фон Бисмарк
Время после Франко-прусской войны стало новым периодом в экономической политике Бисмарка. 16 апреля 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Основной закон империи перенял большинство статей конституции 1867 г. Северо-Германского союза
Отто Бисмарк уделил большое внимание подготовке и принятию конституции 1871 г. и сумел заложить институционализацию новой экономической политики, выразившейся в том, что были предоставлены большие полномочия кайзеру и канцлеру в экономической сфере
Это в дальнейшем создало благоприятные условия для осуществления германским кабинетом во главе с Бисмарком экономической политики в 1871–1878 гг. Основной закон Германии расширил экономическое пространство империи: по статье 80 Конституции на всей территории империи вводились законы свободного перемещения товаров, единые меры массы и веса. Все немецкие государства вводили новеллу об акционерных обществах от 11 июля 1870 г. общегерманское торговое уложение, единый арбитражный суд. Конституция создавала условия для становления и развития единой экономической системы Германской империи. Но одних условий было недостаточно, необходимы были и силы для проведения экономической политики. Такими силами стали кайзер, рейхсканцлер и законодательные органы Германской империи. Конституция обеспечивала возможности руководства экономикой со стороны имперской власти. Бисмарк вынес из конституционного конфликта, произошедшего в 1860-е гг., мысль о необходимости создания системы государственных структур, обеспечивающих ему решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Усилия Бисмарка были направлены на сохранение и укрепление этой системы и определялись стремлением закрепить достигнутое. Роль союзных органов в решении экономических вопросов была достаточно велика: исключительное право им принадлежало в области законодательства по налогам и сборам, эмиссии денежной единицы, которой становилась единая немецкая марка, а также в финансовой деятельности, путях сообщения, почте. Согласно статье 2 имперское законодательство имело приоритет над законодательством отдельных государств, вошедших в состав империи. Роль кайзера согласно Конституции была весьма значительна: он подписывал все законы и мог отсрочить исполнение законов, принятых рейхстагом, используя суспензивное право. Ряд своих полномочий император мог осуществить только с согласия верхней палаты законодательного собрания, которая формировалась из назначаемых представителей немецких государств в лице министров и уполномоченных. За бундесратом закреплялись законодательное право, выработка законов и их принятие; исполнительная власть верхней палаты осуществлялась через комиссии, создаваемые при имперском совете по вопросам, относящимся к ведению имперской власти, – таможенным, железнодорожным, налоговым. Канцлер был председателем бундесрата и обладал правом контрасигнатуры, на всех законах подпись рейхсканцлера следовала за подписью императора. Его положение укреплялось и тем, что, являясь главой бундесрата, он был председателем комиссий, созданных в верхней палате, за ним оставалось последнее слово при неразрешимом споре между членами комиссии. Рейхсканцлер представлял государственный бюджет членам рейхстага и бундесрата, отчитывался за исполнение бюджета не реже одного раза в год. Канцлер полностью нес ответственность за выполнение ежегодного финансового плана государства.
Создание Германской империи
Создание Германской империи было результатом войн за объединение Германии, которые провел канцлер Отто Бисмарк. После победы во Франко-прусской войне в 1871 году, Пруссия объявила о создании Германской империи.
Германская империя была федеративным государством, состоявшим из 25 независимых германских государств. Главой империи стал прусский король Вильгельм I, который принял титул императора Германии.
Создание Германской империи имело несколько важных последствий. Во-первых, оно привело к укреплению власти Пруссии и ее главы, Отто Бисмарка. Он стал канцлером Германской империи и продолжал играть важную роль в политической жизни страны.
Во-вторых, объединение Германии под руководством Пруссии привело к созданию сильного и централизованного государства. Германская империя стала одной из ведущих держав Европы и имела значительное влияние на международную арену.
Также, создание Германской империи означало конец феодальной системы и установление конституционной монархии. Власть в империи была распределена между императором, канцлером и парламентом, что дало начало развитию демократических институтов в Германии.
В целом, создание Германской империи было важным событием в истории Германии. Оно привело к объединению разрозненных германских государств в единое государство и укрепило позиции Пруссии. Германская империя стала мощной державой и оказала значительное влияние на политическую карту Европы.
Результаты и последствия
В первую очередь, объединение Германии способствовало экономическому развитию. Это создало условия для политической стабилизации и снятия социального напряжения в обществе. Подъем промышленности, укрепление власти императора и канцлера, принятие Конституции и создание системы органов власти способствовали следующим последствиям:
- В Германии стали использовать единую валюту, сделанную из золота. Так произошла унификация денежной системы.
- В стране появилась почта, отделения которой открывались по всей Германии. Это позволило развивать коммуникацию между городами, провинциями, княжествами, удаленными населенными пунктами.
- Стали приниматься кодексы, регулирующие разные стороны внутренней жизни Германии. Самыми первыми приняли Уголовный и Гражданский кодексы.
- Появились отдельные отраслевые министерства, деятельность которых охватывала транспортную, железнодорожную, логистическую системы, юстицию. Важную роль в формировании аппарата госуправлении играли министерства внутренних и внешних дел.
- Появился единый внутренний германский рынок, что способствовало быстрому развитию экономики. Это стало основой для начала промышленной революции, которая способствовала внедрению в производство новых технологий, применения передового европейского опыта в промышленности.
- Началась технологическая революция, благодаря чему новая промышленная база и предприятия стали использовать технологии, новые ресурсы, изобретения, связь, органические химические вещества.
- В производстве появились новые отрасли – машиностроительство, химическая промышленность, электротехническая, тяжелая металлургия.
Таким образом, объединение изменило страну полностью. И это касалось не только государственного устройства, но и экономического развития. Уже в конце 19 в. Германия вышла в ТОП лидеров европейских стран по промышленному производству, экономическим показателям, что способствовало превращению государства из аграрного в капиталистическое.
Индустриализация охватывала все сферы производства, вызвав появление таких явлений, как монополизация и финансовый олигархат. При таких тенденциях происходило переплетение промышленного и банковского капитала, менялась структура капитализма в Германии, происходила концентрация предприятий и централизация промышленности. Появился новый класс общества, который назывался финансово-промышленной олигархией. Именно в ее руках была собрана вся экономическая власть в Германии, что позволяло представителям олигархата влиять на разные сферы жизни государства, определять направления внешней политики. Из-за этого Германия вынуждена была в конце 19 в. начать колониальные войны за сырье и различные рынки сбыта.
Еще одной негативным последствием объединения стало стремление буржуазии ввести в стране полицейско-военный режим. Для этого нужны были огромные армия, флот и полиция, чьи полномочия увеличивались с каждым годом. Военные ведомства, учреждения, немецкие юнкера диктовали курс политического развития, определяли, как решить тот или иной вопрос.
Воинская сила, подкрепленная экономическим могуществом и динамично развивающимся производством, приход к власти финансовой олигархии способствовали тому, что Германия стала захватывать земли в разных регионах мира.
Изменения произошли и в социальной структуре общества. Появилось больше рабочих, возникли партии, которые постепенно стали представлять интересы социальных групп.
Отто фон Бисмарк был канцлером до 1890 г., проводя постоянно борьбу после объединения с социалистическими идеями и идеологией. Даже были приняты специальные законы, которые запретили распространение социалистических идей, деятельность организаций, ввели тюремные сроки и штрафы за приверженность к социализму.
Итак, к концу 19 в. Германия стала милитаристским государством, где правили финансовые и промышленные олигархи. Империя, которую создал Бисмарк, продержалась только до 1918 г., когда была разрушена в ходе Первой мировой войне.
Отто фон Бисмарк (1815-1898) — основатель и первый канцлер Германской империи (1871-1918). Хитрый и дальновидный политик сумел объединить десятки германских государств и создать сильнейшую державу Европы.
Образование и развитие Германского союза
После поражения Наполеона в 1815 году Венским конгрессом было принято решение об образовании Германского союза – конфедерации, состоявшей из 35 самостоятельных государств и 4 независимых городов. Эти территории обладали суверенитетом, в каждом из государств была своя монархическая династия, свое правительство, законы, армия, валюта. В одних государствах сохранялось самодержавие, в других были приняты конституции, и реальная власть принадлежала парламенту.
Запоминаем новые слова!
Суверенитет – независимость государства в ведении внутренней и внешней политики.
Во главе Германского союза стоял Союзный сейм, но этот представительный орган не обладал реальной властью, его решения не были обязательны для отдельных членов Германского союза. Ведущую роль в Германском союзе играли самые большие и экономически развитые Австрия и Пруссия, которые в будущем стали бороться за роль лидера в объединении Германии.
Из-за политической раздробленности в начале 19 века Германия сильно отставала в своем экономическом развитии от Англии, Франции и других европейских держав. Таможенные границы между 35 монархиями сдерживали развитие торговли и промышленности (из-за затруднений с перевозкой сырья и готовой продукции). Политическая раздробленность Германии была выгодна ее соседям, избавившимся таким образом от конкурента в международной торговле.
В 1834 году по предложению Пруссии был создан Немецкий таможенный союз. В него вошли 18 государств, уничтожившие внутренние таможенные границы Германского союза, для свободной транспортировки сырья и продукции на собственных территориях. Оставшиеся монархии сохранили таможенные границы, что создавало препятствия для развития германской торговли и промышленности.
Значение объединения Германии
Объединение Германии, произошедшее в 1871 году, имело огромное значение для истории и политики не только Германии, но и всей Европы. Вот некоторые из основных аспектов значения объединения Германии:
Создание мощной европейской державы
Объединение Германии привело к созданию Германской империи, которая стала одной из самых мощных и влиятельных держав в Европе. Это позволило Германии занять существенное место на политической арене и влиять на международные отношения.
Укрепление позиций Пруссии
Объединение Германии было осуществлено под руководством прусского канцлера Отто Бисмарка. Это позволило Пруссии укрепить свои позиции и стать доминирующей силой в объединенной Германии. Пруссия стала центром политической и экономической мощи Германской империи.
Установление конституционной монархии
Объединение Германии привело к установлению конституционной монархии в Германской империи. Власть была распределена между императором, канцлером и парламентом. Это стало важным шагом в развитии демократических институтов в Германии и способствовало укреплению гражданских свобод и прав.
Экономическое развитие
Объединение Германии способствовало экономическому развитию страны. Создание единого внутреннего рынка и свободного перемещения товаров и людей внутри Германской империи стимулировало рост производства и торговли. Это привело к экономическому подъему и укреплению Германии как одной из ведущих экономических держав мира.
Влияние на политическую карту Европы
Объединение Германии имело значительное влияние на политическую карту Европы. Германская империя стала одной из ключевых игроков в европейской политике и влияла на международные отношения. Ее появление вызвало реакцию других держав и привело к изменениям в балансе сил в Европе.
В целом, объединение Германии имело огромное значение для истории и политики. Оно привело к созданию мощной европейской державы, укрепило позиции Пруссии, способствовало развитию демократических институтов, стимулировало экономический рост и оказало влияние на политическую карту Европы.
Объединение Германии в единую империю
Императора Франции Наполеона III сильно встревожили вести об образовании Северогерманского союза. Он обеспокоился растущей мощью Германии, которая все ближе продвигалась к границам французского государства.
19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Однако Франция сильно переоценила свои возможности. Уже в январе 1871 года Прусский император подписывал договор о капитуляции Парижа, Франция сдалась на волю победителя. Франция передала Северогерманскому союзу Эльзас и Лотарингию. 18 января 1871 года прусский король Вильгельм I находясь в Версальском дворце, провозгласил себя императором, а Германия стала единой империей.
В государстве была создана единая почтовая система, введена общенациональная валюта — золотая марка, учреждено единое законодательство и образована единая армия, насчитывавшая более 400 тысяч военнослужащих.
Наряду с императором, управление новым государством было поручено имперскому парламенту. Он состоял из верхней палаты — Бундесрата, депутаты которой назначались правительствами государств, входящих в состав Германской империи. Депутатов нижней палаты – Рейхстага — избирало мужское население, достигшее двадцатипятилетнего возраста.
Превосходство Бундесрата над Рейхстагом было очевидно, верхняя палата могла издавать законы без согласия нижней палаты и даже наперекор ей. Председателем верхней палаты назначался прусский канцлер, поэтому за Пруссией оставалось последнее слово в принятии любого закона или постановления.
Германия перед объединением: экономика и сельское хозяйство
«Весна народов» положительно отразилась на странах Центральной Европы не только в сфере национальных прав и свобод. Положительные тенденции стали наблюдаться в экономической сфере. В частности, во многих государствах Германии стала быстрыми темпами развиваться крупная промышленность. Это позволило стране из аграрной превратиться в промышленную. В результате чего стали быстро расти города, в них увеличивалось количество населения и количество работников на промышленных предприятиях.
Перед объединением революция позволила решить земельный и крестьянский вопрос. К основным явлениям конца 1840-х – 1850-х гг. относятся:
- Внедрение в сельском хозяйстве новых технологий, машин, наемного труда.
- Крестьяне должны были выкупать различные виды барщины.
- Крестьяне постоянно беднели, попадая в зависимость от помещиков.
- Помещики стали переходить к ведению капиталистического хозяйства, ориентируясь на запросы рынка и экономики.
- Против крестьян помещики применяли полицию и экономические виды наказания.
- Уничтожение крестьянских повинностей.
Несмотря на противоречивые явления в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, в Германии были созданы предпосылки для объединения. Власть помещиков и политическая раздробленность отрицательно влияли на процесс сбора всех земель в рамках одного государства.
Новая Конституция: основные тезисы
В январе 1871 г. Германия стала империей, а спустя четыре месяца рейхстаг принял новую Конституцию. Она утвердила новый принцип устройства государства, определила полномочия императора и канцлера.
Бундесрат и рейхстаг имели право принимать законы. Для этого нужно было получить большинство голосов в каждой палате
Основное внимание парламента уделял законам в налоговой, таможенной, торговой, денежной сферах. Кроме того, палаты занимались унификацией систем мер и весов, правил и принципов работы судов, гражданского и уголовного права, банковской системы, транспорта, связи
В ведомстве парламента находились военные законы и внешняя политика, отношения с другими государствами.
Была введена конституционная монархия.
В состав Бундесрата входили представители от всех немецких государств. Их назначали правительства каждого из государственных объединений. Количество представителей определяла Конституция. Всего в Верхней палате было 58 человек. От Пруссии было 17 представителей, от Баварии – 6, по четыре представителя давали Вюртемберг и Саксония, по три человека предоставляли Гессен и Баден, по одному – от остальных членов немецкого государства.
Верхней палате по Конституции были положены и множество исполнительных функций В частности, представители Бундесрата могли назначать чиновников по всей империи, принимать решение о том, чтобы принудить членов Германского союза выполнять конституционные права и обязанности.
Германия превратилась в федеративное государство.
Государство возглавил император Вильгельм Первый.
Законодательную власть отдали двухпалатному парламенту. Верхняя палата называлась Бундесрат или Союзный совет, нижняя – рейхстаг.
Исполнительная власть принадлежала императору, который считался главной Германии. Он имел право заниматься всеми вопросами внешней и внутренней жизни государства, в том числе контролировал работу парламента, досрочно его распускал, подписывал договора с другими государствами, следил за выполнением законов. Именно император назначал федерального канцлера, которым на 1871 г. был Бисмарк.
Рейхстаг сначала выбирали на три года, а с конца 1880-х гг. – на пять лет. Представителей сюда выбирали на всеобщих и прямых выборах. Голосование было тайным.
Социальной базой и поддержкой монархии были представители высшего дворянства (юнкера и крупная буржуазия).
Должность канцлера была престижной и очень желаемой. Министр мог отчитываться только перед императором, который и осуществлял над ним полный контроль. Функционал полномочий канцлера был очень широким. Бисмарк в то время издавал множество постановлений, указов и распоряжений. Его подпись стояла на всех документах, издаваемые императором Вильгельмом Первым.
Горчаков лезет в петлю
Бисмарк был равнодушен к внешнему декоруму: эффектные (но бессмысленные по сути) политические поступки не значили в его глазах ничего. В 1870 году канцлер Горчаков задумал упразднить позорные статьи Парижского мира 1856 года, запрещавшие России иметь флот на Чёрном море. Причём Горчаков хотел это оформить непременно «громко» — решением международного конгресса великих держав.
Бисмарк видел, что Горчаков опять лезет головой в петлю. «Я бы просто начал строить корабли и дождался того момента, когда меня об этом спросят», — так отозвался Бисмарк об инициативе русского канцлера. Однако свои советы политик оставил при себе. Бисмарк верно следовал остроумному изречению Талейрана: «Никогда не мешайте противнику делать ошибку». В итоге затея русского министра чуть не закончилась провалом.
Карикатура из журнала «Панч»: Бисмарк манипулирует Россией, Австрией и Германией. (wikimedia.org)
На собравшейся конференции представители английского кабинета заявили, что они не против, чтобы Чёрное море перестало быть нейтральным (по Парижскому миру оно было «закрыто» не только для русских, но и для всех прочих военных кораблей). А тогда будет справедливо, если в Чёрном море начнут плавать и британские броненосцы. Петербург был в шоке: вместо «пустого» Чёрного моря русские получали море с британским, то есть самым передовым флотом эпохи.
Россию тогда спасло лишь чудо: турки встали горой против английского предложения. Им было выгоднее делить Чёрное море со слабым русским флотом, чем с могучим английским. Но это была счастливая случайность, а Бисмарк не строил свою политику на случайностях. Однако и он допускал промахи.
Во главе империи
Став канцлером Германской империи, Бисмарк остановился в захватнических войнах и 20 лет вел мощнейшую державу Европы по пути мира. Он заключил систему союзов с Австро-Венгрией и Россией, обезопасив Германию с Востока. На Западе он обложил Францию огромной контрибуцией, присоединил к Рейху Эльзас и Лотарингию и давил на Париж экономически.
Бисмарк кукловодит императорами России, Австрии и Германии. Английская карикатура
Внутри страны Бисмарк проводил политику унификации: империю из множества бывших независимых государств нужно было сделать единой. Повсюду насаждались прусские традиции образования, воспитания. Католическая религия южных немецких земель подавлялась, насильно насаждался протестантизм.
Ярый консерватор Бисмарк предчувствовал опасность социализма. Он запретил в Германии социал-демократическую партию, но при этом вел умелую политику в отношении рабочего класса. По его инициативе в Германской империи одной из первых в мире ввели пенсии, социальное страхование, систему отпусков и так далее.
Канцлер впал в немилость после смены монарха. В 1888 году к власти пришел Вильгельм II — молодой и амбициозный юнец, жаждавший величия. Он быстро сместил старого канцлера с поста и стал вести авантюрную политику, приведшую в конце-концов к Первой мировой войне и краху Германской империи.
Бисмарк после отставки. Фото: Wikimedia