Краткое содержание помяловский мещанское счастье за 2 минуты пересказ сюжета

Молотов

Счастье — краткое содержание рассказа Чехова

Главными героями произведения являются два пастуха. Первый – молодой человек, с густыми бровями и без усов. Второй – пожилой мужчина, у которого уже выпали зубы. Лицо уже было старым и тряслось от старости. Они прилегли на полевую траву. Была ночь и дул легкий ветерок. Рядом с героя проходила тропа, которая вела в степь.

Вскоре подошел лесничий, он только что прибыл из города. Все овечки уже спали. Ночь была в полном разгаре. По небу текли густые облака, своей формой они напоминали овечье стадо. Лесничий совершил вынужденную остановку, ему нужно было зажечь свою трубку. Здесь было прекрасно слышно пение соловьев и стрекотание кузнечиков.

По началу юный пастух не придал значение появлению лесничего. Он просто лежал и смотрел в темное небо, усыпанное звездами. Старик же увидел в проезжающем Пантелея. После этого начал травить всякие страшные байки.

Из-за этого человека в деревне погибло много человек, после чего молодые ребята хотели быстро с ним расправиться. Однако, им не позволили этого сделать. Несмотря на то, что из-за него погибло много людей, его не стали убивать по одной причине.

Он обладал информацией о местах с богатствами.

Когда лесничий прикурил трубку, его лицо стало освещено огнем. Тут можно было легко заприметить, что у него очень большой нос. После старых историй, у молодого человека появились двойственные чувства. Ему было очень и интересно, а при том и сильно страшно.

Пожилой же лесничий со своей семьей перепробовал множество методов, что найти клад. Однако, их попытки не увенчались успехом. Настал рассвет. Лесник развернулся к своему знакомому и сказал, что можно умереть, не имея ни одного счастливого момента в жизни.

Холмы сливались с туманом, который начинал потихоньку рассеиваться. Курганы наводили определенное беспокойство, глядя на это, осознаешь, что они на века.

Пастухи вновь остались одни. Пожилой пастух сообщил, что лесник всегда отличался своим умом, поэтому получал хорошую зарплату. Стадо начало потихоньку просыпаться. Старик очень долго думал. Молодой пастух до сих пор был в состоянии ужаса, ему хотелось узнать всё.

Парень начал спрашивать старика, что тот сделает с сокровищами. Старика это не интересовало, он хотел всё найти.

Настал восход. Солнце появилось на горизонте. Пастухи встали по своим местам, но каждый не переставал думать о сути счастья.

Мещанское счастье — краткое содержание повести Помяловского

В произведении Помяловского «Мещанское счастье» идет речь о Егоре Ивановиче Мототовом. Он родился в обыкновенной семье.

Его отец работал слесарем, у него было плохое образование, он был не грамотным человеком. Он был простым русским мужиком, который говорил, не подбирая красивых слов. Мамы у мальчика не было, его растил отец.

Папа хорошо относился к сыну, он его любил его. Жили они дружно, практически не ссорились.

Однажды отец умер. С этого момента Молотов стал круглой сиротой. Парень остался один. У отца был хороший знакомый, профессор Василий Иванович, он пожалел мальчика и взял его под свою опеку. Мужчина всегда хотел иметь семью.

Мальчика он знал с самого раннего детства. Профессор считал Егора своим сыном. Василий Иванович заметил, что мальчик не грамотный. Мужчина начал активно заниматься его обучением. Каждый день он вкладывал новые знания в голову парня.

Егор, общаясь с профессором, узнал много нового. ОН начал учиться и познавать новые науки. Мальчик привязался к своему опекуну.

Спустя некоторое время Егор поступил в гимназию. На учебе он познакомился с сыном чиновника Андреем Негодящевым. Со временем они стали очень хорошими друзьями.

У них была крепкая и искренняя дружба.

Когда Егор закончил обучение в гимназии он поехал в деревню Обросимовка. Там он поступил на службу к помещику Аркадию Ивановичу. Андрей Негодящев остался в городе и устроился в государственную организацию чиновником. Несмотря на расстояние, они не прекращали свое общение. Егор и Андрей в письмах передавали друг другу свои мысли и эмоции.

Егору нравилась его работа. Он наслаждается своей новой жизнью. Егор много гуляет в деревне. Читает книги и приобретает новые навыки. Он понравился окружающим людям.

Спустя время Егор знакомится с деревенской девушкой Леной. Она влюбляется в парня, и они начинают встречаться. Им хорошо вместе. Однажды Егор подслушал разговор Аркадия Ивановича. Тот говорил, что Егор добрый и глупый, что он похож деревенщину. Аркадий Иванович думал, что парень, что-то задумал.

Читательский дневник.

Краткое содержание Молотов Помяловский

В одном из петербургских доходных домов на Екатерининском канале живет семья чиновника Игната Васильича Дорогова. У него шестеро детей, старшая из них – Надя, ей двадцать лет. Мать семейства, Анна Андреевна, – образцовая хозяйка. В доме царят уют и спокойствие.

Дед и бабка Анны Андреевны были бедными питерскими мещанами. На их дочери, Мавре Матвеевне, которая была умна, хороша собой и трудолюбива, женился мелкий чиновник Чижиков. Хозяйственность и энергия Мавры Матвеевны привели к тому, что в семье появился достаток. Анна Андреевна была младшей ее дочерью. Она с детства привыкла к порядку и обеспеченному существованию.

Когда Анна Андреевна вышла замуж за Игната Васильича, отношения их складывались непросто. Молодой супруг вел весьма беспутную жизнь, и это причиняло жене немало страданий, пока ей наконец не удалось прибрать его к рукам, приучить к дому. Игнат Васильич стал домовит, но в характере его появились строгость и мрачность, которые особенно заметны в его отношениях с детьми.

В один из таких вечеров Рогожников рассказывает историю о своем директоре, который не позволил мелкому чиновнику Меньшову жениться на бедной девушке. Меньшову было предложено повышение с условием отказа от невесты, но он отказался.

Тогда директор оклеветал своего подчиненного перед невестой. Свадьба была расстроена, а Меньшов получил повышение.

Надя Дорогова воспитывалась в закрытом институте, но воспоминания об институтской жизни никогда не были ей приятны. И немудрено: там были уродливые порядки. Классные дамы не стеснялись брать взятки у воспитанниц, провинившихся девиц держали в лазарете, надев на них смирительные рубашки. В воспитании было много искусственного, фальшивого.

Выйдя из института, Надя много времени проводит за чтением. Мечты о муже и своем хозяйстве перемежаются мечтами о любви. У Нади появляются женихи, но она им отказывает. Девушка часто беседует с Молотовым, постоянным гостем в их доме. Она обращается к нему с самыми разными вопросами. Наде кажется, что Молотов чем-то не похож на прочих знакомых.

Молотов приходит к художнику Михаилу Михайлычу Череванину, родственнику Дорогова. Михаил Михайлыч – человек талантливый и оригинальный, но непостоянный. В любви ему не везло, и он стал циником.

Когда-то он любил домашний уют, а теперь поселился в неопрятной мастерской в Песках. Молотов застает у Череванина компанию кутящей молодежи, среди которой с удивлением замечает сыновей знакомых чиновников.

Подвыпившие юноши разглагольствуют о злободневных вопросах.

Молотов и Череванин, покинув веселящихся гостей, идут на Невский. Молотов упрекает художника за беспорядочную жизнь. Тот описывает свое душевное состояние: все безразлично, все представляется ничтожным.

Вечер у Дороховых. Здесь и Молотов, и Череванин, и молодой Касимов, который еще вчера хотел стать художником, а теперь рад, что получил место чиновника. Молотов рассказывает о начале своей карьеры. Он стал чиновником не по призванию, а по приглашению друга, который достал ему место… Продолжить рассказ Егор Иванович не хочет.

Игнат Васильич удаляется в кабинет с секретарем статского генерала Подтяжина. Череванин повествует Молотову о своих не совсем удачных попытках начать новую жизнь.

Надя наедине с Череваниным расспрашивает его о Молотове. Художник вспоминает о том, как Молотов был назначен на следствие по делу женщины, убившей своего мужа. Егор Иваныч пожалел преступницу, и с тех пор считает, что в злодействах не люди виноваты, а среда. Он стал ко всем снисходительным, но не к себе.

Отец объявляет Наде, что к ней сватается генерал Подтяжин. Девушка в ужасе: генерал ей неприятен. Но родители и слышать не хотят об отказе. Надя решает посоветоваться с Молотовым. Разговор кончается тем, что Надя и Егор Иваныч объясняются друг другу в любви.

Молотов просит руки Надежды Игнатовны. Но Игнат Васильич приходит в ярость – особенно его возмущает, что дочь целовалась с Молотовым. Егору Иванычу отказано от дома, а дочери отец велит выбросить Молотова из головы. Череванов же утешает Надю, советует ей ничего не бояться и стоять на своем.

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты

Беспокоится о безопасности ребенка — это естественная потребность родителя. Все мамы и папы мечтают о том, чтобы их ребенок умел избегать опасных ситуаций, а в случае угрозы всегда мог себя защитить. Именно эти мысли лежали в основе создания обучающих программ «Академии безопасности Ольги Бочковой», а позднее и ее книги про Никиту.

Никита — младший школьник, он только что переехал в новый район и перешел в новую школу, он знакомится с одноклассниками, соседями, продавцами из магазина неподалеку от дома, изучает новый маршрут от школы. Он сталкивается с новыми трудностями и задачами, справиться с которыми ему помогает понимающая и принимающая мама.

Это книга о правилах безопасности, но еще и о семье.

Ольга Бочкова, автор Пока я писала книгу, ждала Сашу, теперь уже младшего сына. Мне хотелось, чтобы в книге был мальчик, а от дочери ему досталось имя. Получился Соник. Мне хотелось необычного имени, но Соник стал Никитой, жизнь вносит коррективы. В книге очень много личного: про школу, собаку, переезд, хоккей. Например, история про Никиту в автобусе — моя личная. Конечно, в книге она заканчивается по-другому. Первая же история — про щипки — предложена мне прекрасной мамой-журналисткой.

История про стрелку — из моей школы.

История про незнакомца в сети, игру с трусиками, тренером — собирательные (чтобы соблюсти конфиденциальность), но все описаны мамами, с чьими детьми я работала.

Вита появилась по просьбе издательства, ее изначально не было. Но я так рада, что она появилась. Когда я писала главы про Виту, ловила себя на мысли, что испытываю волнение, и мне хочется ее обнимать. История Виты не раскрыта до конца, и я напишу о ней в следующей книге.

В книге мало папы, и это меня расстраивает, но такова действительность. Мне бы хотелось, чтобы отцы уделяли больше внимания обучению своих детей основам элементарной безопасности.

Книга — ответ на вопрос «как?»

Как понятно и интересно объяснить ребенку правила безопасности, не испугав его? Как увлечь его этой непростой темой, и научить понимать ее важность, оставаясь при этом в доверительных отношениях с ним? Ответы на эти и другие вопросы даются в книге Ольги Бочковой. Автор выделяет несколько основных правил безопасности, которые ребенку нужно обязательно знать:

1

Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие)

1. Доверять родителям (а родителям поддерживать это доверие).

2. В сложных и опасных ситуациях обязательно обращаться к взрослым за помощью.

3. Сохранять уверенность и спокойствие.

4. Уходить от незнакомых людей и, в первую очередь, звонить родителям.

5. Предупреждать взрослого, прежде чем изменить свои планы относительно того, где ты находишься, с кем ты (даже если вокруг знакомые), или куда собираешься.

6. Не держаться за вещи: если ради безопасности надо расстаться со сумкой, телефоном или кошельком.

7. Говорить, если кто-то достает. Каждый имеет право сказать «хватит».

8. Защищать свои чувства: не принимать грубые слова на свой счет.

9. Не вестись на манипуляции сверстников, отличать безопасных друзей от опасных.

10. Соблюдать эти правила безопасности не только в реальном мире, но и в виртуальном.

«Мне было важно написать книгу не сухим языком правил безопасности, а диалогом мамы и ребенка, обсуждением. Родители, прочитавшие с детьми книгу, возвращались ко мне со словами, что Никита запал в сердца их детей, его истории позволили обсудить те темы, которые раньше были в тени. Дети открывали родителям свои чувства и шли на контакт, что так важно, а сталкиваясь в жизни с теми же ситуациями, что и Никита, вспоминали правила поведения из книги

Дети открывали родителям свои чувства и шли на контакт, что так важно, а сталкиваясь в жизни с теми же ситуациями, что и Никита, вспоминали правила поведения из книги

Сапожник или епископ?

Кеке, души не чаявшая в своем Иосифе, мечтала видеть его епископом. В ее воспоминаниях есть трогательные строчки о том, как ее однажды потрясла торжественная встреча епископа. Красивые одежды, колокольный звон – все это так запало в душу Кеке, что она решила: ее сын должен стать епископом. Но для того, чтобы эта мечта осуществилась, надо было, чтобы Иосиф получил образование. К этому было два главных препятствия: в духовное училище брали только тех, кто говорит по-русски, и обязательно из семей священнического сословия. Иосиф по-русски не знал, и отец его был горький пьяница «безумный Бесо».

Кеке помог священник Христофор Чарквиани. Его сын занимался с мальчиком русским языком. Чарквиани дал Иосифу рекомендацию в духовное училище, назвав Бесо своим диаконом. Так будущий руководитель СССР начал учебу в Горийском православном духовном училище.

Однако, у Виссариона Джугашвили был свой взгляд на воспитание сына. Он настаивал на том, чтобы мальчик помогал ему в мастерской, упирая на то, что в 8 лет он сам был уже правой рукой своего отца. Кеке оказалась женщиной со стальным характером. Ни скандалы, ни побои не помогли, она добилась зачисления Иосифа в духовное училище.

Виссарион вскоре оставил семью. В воспоминаниях матери Сталина сказано: «отстранился от семейных забот». Но не оставлял намерения сделать мальчика сапожником. Однажды, когда Сосо учился уже в третьем классе, отец заявился в гимназию по обыкновению пьяным и буйным, и силой увел мальчика в свою запущенную мастерскую. Узнав об этом, Кеке подняла на ноги всех: от Кобы Эгнаташвили до директора училища Беляева. Иосифа вернули матери, и он смог продолжить обучение. Виссарион, посчитав это позором для себя, окончательно прервал всякую связь с женой.

Через год после этого случая, в 1890 году Иосиф попал под фаэтон. У мальчика был сильный ушиб головы, кроме того, мчавшийся экипаж повредил ему ногу. Травма была настолько серьезной, что потребовалось лечение в Тифлисе. Вот тут вновь появился Виссарион, который к тому времени обосновался в Тифлисе, на обувной фабрике Адельханова. Он увез сына, устроил его в больницу. А когда Иосиф выздоровел, отец привел его на фабрику. Здесь Сосо проработал довольно долго. Он мотал нитки, помогал старшим мастерам. И быть бы ему сапожником, если бы вновь не вмешалась Кеке. Она приехала в Тифлис, отыскала Сосо на фабрике и увезла его в Гори, не слушая никаких возражений.

Мария

Сразу после школы Аристарх и Мария поженились. Многие не понимали, что девушка могла найти в этом юноше, так как видели, что он ее совершенно не уважает. Находились те, которые пытались открыть ей глаза на правду, но она отказывалась слушать.

Ваня тем временем поступил в институт, переехал в общежитие, стал подрабатывать. Свои первые деньги он потратил на новую одежду и сладости, которых ему так не хватало в детстве.

Маша поступила в тот же институт, что и Ваня, но на другую специальность. Аристарх в отличие от них никуда не поступил. При разговоре с Машей Ваня чувствовал, что она не счастлива в браке с Аристархом, но спрашивать о подробностях не решился.

Однажды Ваня и Маша пересеклись в поликлинике. Рука девушки была в гипсе. Молодой человек сразу же понял, что в этом виноват его брат. Иван не знал, что ему делать, поскольку он не был равнодушен к этой девушке. Но все-таки она осознанно сделала свой выбор, поэтому Иван ничего не сказал и пошел к нужному доктору. К сожалению, он так и не заметил, что в глазах девушки стояли слезы.

Через год у Аристарха и Марии родился сын. Аристарх впервые в жизни позвонил брату по собственной инициативе, чтобы поделиться новостью и попросить денег. Он не смог даже забрать жену и сына из роддома, но не сделал этого несмотря на то, что его ждали. Аристарх куда-то уехал отмечать радостное событие.

Краткая биография: Помяловский Николай Герасимович

(1835 — 1863) Помяловский Николай Герасимович (1835 — 1863), прозаик. Родился 11 апреля (23 н.с.) на окраине Петербурга в семье священника. Учился в церковноприходском училище, откуда через два года перешел в низшее отделение духовного училища, где царили бессмысленная зубрежка, розги и «кулачное право». В 1851, окончив училище, поступил в духовную семинарию. Но и здесь господствовали те же методы преподавания и воспитания, та же казарменная обстановка. Единственной отрадой было чтение. Читал все, что попадало в руки. В старших классах становится одним из редакторов рукописного «Семинарского листка», куда поместил свой рассказ «Махилов» и статью. В 1857 окончил семинарию. Страдая от сознания ничтожности полученного им образования, Помяловский не отдал младшего брата в бурсу, сам занимался с ним, в связи с этим обращаясь к педагогическим сочинениям и размышляя о теории воспитания. Тогда же написал несколько статей и очерков, связанных с педагогическими вопросами. Очерк «Вукол» был напечатан в «Журнале для воспитания». Так Помяловский вступил на литературное поприще, окончательно оставив мысль о духовной карьере. Журнал «Современник» помог Помяловскому сформировать свои взгляды и идеалы. «Я ваш воспитанник, — напишет он Чернышевскому, — я, читая «Современник», установил свое миросозерцание». С 1860 начал преподавать в воскресной школе в рабочем районе Петербурга, обнаружив незаурядный педагогический талант. В 1861 в «Современнике» напечатал свои повести «Мещанское счастье», а затем «Молотов», сделавшие его известным. Становится сотрудником «Современника», сближается с Некрасовым и Чернышевским, приобретает знакомства среди литераторов и в радикальных кругах русского общества. В 1862 — 63 пишет и печатает свое наиболее известное произведение — «Очерки бурсы»; задумывает большой роман «Брат и сестра». Но наступает политическая реакция: были закрыты воскресные школы, приостановлено издание «Современника», арестован Чернышевский. Эти события потрясают его, и все же он продолжает писать: продолжает работу над «Очерками бурсы», заканчивает несколько глав романа «Брат и сестра», задумывает новый роман «Каникулы», или «Гражданский брак». Но в конце сентября 1863 заболевает гангреной и скоропостижно умирает 5 октября (17 н.с.). Похоронен в Петербурге. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Родители будущего «вождя народов»

Отец – Виссарион Иванович Джугашвили. Выходец из семьи крепостных крестьян, был рабочим обувной фабрики Иосифа Барамова. Как говорят, сапожником он был хорошим. Когда Барамов открывал свою фабрику в Гори, он собирал на нее лучших обувщиков, и специально выписал в Гори Виссариона, который тогда жил в Тифлисе.

Виссарион (Бесо) Джугашвили не учился в школе, однако, был грамотным, говорил, помимо грузинского, на русском, армянском и азербайджанском языках и наизусть читал большие отрывки из «Витязя в тигровой шкуре».

Мать – Екатерина (Кеке) Георгиевна в девичестве Геладзе. Ее родители тоже были крепостными. Раннее детство она провела в деревне, позднее семья переехала в Гори, где Кеке и повстречала своего будущего мужа. Мать Сталина тоже была грамотной, очень набожной и трудолюбивой женщиной.

Екатерина Джугашвили впоследствии вспоминала, что знакомство и сватовство организовал друг Виссариона Якоб (Коба) Эгнаташвили, человек состоятельный и яркий – красавец, борец и местный сердцеед. Сам Бесо тоже считался видным женихом, поскольку был красивым мужчиной, работящим и при деньгах. Виссарион и Екатерина обвенчались в мае 1874 года в Успенском соборе. Свадьба была по-кавказски пышной и веселой.

Нелюбимый сын

Родители даже приобрели новую кроватку, но не для Ивана, а для старшего сына Аристарха. Поначалу мать не могла смотреть на новорожденного малыша, тянувшего к ней свои ручки, так как она постоянно вспоминала о той боли, которую ей довелось испытать во время родов. С ребенком вынужден был сидеть отец, которого это совсем не радовало. Малышу явно не доставало внимания родителей, потому что они оба избегали лишних контактов с ребенком. Со временем мать отошла и стала уделять ребенку больше времени, но иногда она все равно могла уйти в другую комнату и внезапно расплакаться.

Шли годы. Старший сын становился все более избалованным и капризным ребенком. Он довольно часто устраивал истерики без повода. Ваня же этому радовался, поскольку те игрушки, с которыми Аристарх не хотел играть, отдавали ему. Например, так было и с его первой игрушкой – мишкой без лапы. Ваня понимал, что родители любят его не так сильно, как Аристарха, и стал воспринимать это как должное. Он считал себя старшим, поскольку был гораздо крупнее Аристарха, но при этом рос добрым мальчиком. Несмотря на отношение родителей, Иван любил старшего брата, присматривал за ним на детской площадке и брал вину за некоторые его шалости на себя.

Популярные сегодня пересказы

  • Хребты безумия — краткое содержание повести Лавкрафта В центре событий – ученый, которому нужно остановить экспедицию, которая направляется в Антарктику. В предыдущей экспедиции ему пришлось стать очевидцем страшного происшествия
  • Алёша Горшок — краткое содержание рассказа Толстого Произведение под названием «Алеша Горшок» написано известнейшим русским писателем Львом Николаевичем Толстым. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
  • Белогрудка — краткое содержание рассказа Астафьева Между двух деревень возвышался крутой косогор. Он зарос густым кустарником, кедром и пихтой. Через непролазные дебри трудно было пробираться даже мальчишке, поэтому почти никто туда не ходил.
  • Сага о Форсайтах — краткое содержание книги Голсуорси События произведения разворачиваются в конце девятнадцатого столетия, повествуя о жизни одной многочисленной английской семьи.

Николай Помяловский: Мещанское счастье

Егор Иваныч Молотов думал о том, как хорошо жить помещику Аркадию Иванычу на белом свете, жить в той деревне, где он, помещик, родился, при той реке, в том доме, под теми же липами, где протекло его детство.

При этом у молодого человека невольно шевельнулся вопрос: «А где же те липы, под которыми прошло мое детство? — нет тех лип, да и не было никогда». Припомнился ему отец-мещанин, слесарь, жизнь в темной конуре, грязь и бедность, и первые детские радости, смех и горе, и молитвы.

Матери он не помнил; отец же ему представлялся очень живо. Он помнил, как, бывало, отец долго работает, пот выступит на его широком лице, а он, Егорка, тут же копается.

— Чего ржешь, тятька?

— Что, Егорка? А?

— Ржешь чего?

— А стих такой нашел.

— Ишь ты! — отвечает Егорка.

— А спеть тебе песню? — спрашивает отец.

— Спой, тятька.

И поет отец дрянным голосом песню. Детская жизнь Егора Иваныча совершилась в грязи и бедности, а вот и теперь он вспоминает ее с добрым чувством. Егорушка был мальчик бойкий: подпилки, клещи, бурава, отвертки, обрезки железа и меди заменяли ему дома игрушки.

— Из тебя, Егорка, лихой выйдет мастер; много у тебя будет денег.

— О! — говорит Егорка.

  • — Тогда не забудешь своего тятьку?
  • — Я тебя, тятька, не забуду…
  • Отец беседовал с Егоркою, как со взрослым, разговаривал обо всем, что занимало его: побранится ли с кем, получит ли новый заказ, болит ли у него с похмелья голова — все расскажет сыну.

— Башка трещит, Егорка: вчера хватил лишнее. Вырастешь, не пей много.

— Я, тятька, пиво буду пить…

— И молодец!.. Ты у меня молодец ведь?

— Еще бы! — отвечает сын.

Иногда отец советуется с ним.

— Вот, Егорка, деньги получил за работу, а завтра праздник; так мы щей сварим, пирог загнем, да еще чего бы? Киселя аль каши?

  1. — Каша не в пример лучше…
  2. — Ну, так каши, — соглашается отец.
  3. И во всем так: идет ли отец гулять, в церковь, в гости — везде с ним Егорка. Мальчик свободно относился к отцу, точно взрослый, да и живет он дома не без пользы: он и в лавочку сбегает, и заказ отнесет, сумеет и кашу сварить, и инструмент отточить, и пьяного отца разденет, спать уложит, да еще приговаривает:

— Ну, ложись!.. Ишь ты, нарезался!..

  • — Молчи, Егорка!
  • — Ладно, не разговаривай, лежи себе…
  • Вот в подобных случаях выпадали тяжелые минуты в жизни Егорки. Иногда придет отец сильно пьяный, злой, непокладный и ни с того ни с другого поколотит сына…

— Не озорничай, тятька!.. Черт этакой!.. Право, черт! — отвечает ему сын.

— Врешь, каналья, врешь!.. Я тебе овчину-то натреплю…

При этом отец ловит Егорку за вихор и обижает его. На другой день отец все припомнит; ему совестно, он не знает, как и взглянуть на Егорку, как приступиться к нему. Отец молчит, и сын молчит; у обоих лица пасмурные. Под вечер, выглянув исподлобья, отец сказал:

— Полно, Егорка; ну тебя…

— А! Теперь и рожу в сторону!.. Стыдно небось стало?.. А ты не дерись!..

— Да ну тебя…

— Ишь нарезался, на стены лезет!

Отец замолчал. Прошло несколько мучительных минут. Отец тяжело вздохнул на всю комнату. Егорка выглянул сердито и сказал:

— В лавочку, что ли, надо? Давай! Чего молчишь-то? Тут нечего молчать!..

Такая уступка со стороны Егорки служила шагом к примирению, и у отца отлегло от сердца. Впрочем, случалось, что отец и в трезвом виде давал своему сыну потасовку.

Заспорят иногда: отец хочет киселя, а сын каши; отец закричит: «Молчи!», а сын отвечает: «Чего молчи? Я тебе дело говорю». Отец и натрясет ему вихор. Только тогда уже отцов верх, и Егорка не знает, как подойти к нему.

Но ссоры редко случались; отец большею частию соглашался, что «каша не в пример лучше киселя», тем дело и кончалось.

Слесарь был человек безграмотный; знал он свое ремесло, несколько молитв на память и без смысла, много песен и много сказок; работу он любил и часто говаривал: «Бог труды любит, Егорка», «Кто трудится, свое ест». Вот и весь нравственный капитал, который он мог передать своему сыну. Бог знает, что бы вышло впоследствии из мальчика? Вероятно, второй экземпляр отца, слесаря Ивана Иванова Молотова.

Читать дальше

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: