Средневековая философия: особенности и характерные черты
Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:
- Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
- Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
- Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
- Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
- Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
- Авторитарность – обращение к Библии.
- Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
- Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
- Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.
Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:
- Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
- Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
- Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
- Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.
Презентация на тему: » 1.Представления средневекового человека о мире. 2.Каролингское Возрождение. 3.«Семь свободных искусств». 4. Литература. 5. Источники.» — Транскрипт:
2
1.Представления средневекового человека о мире. 2.Каролингское Возрождение. 3.«Семь свободных искусств». 4. Литература. 5. Источники
7
Представления: Времяисч исление География
8
Плохие дороги или их отсутствие Набеги варваров Разбойники Слабые торговые связи Отрывочные сведения купцов, воинов, дипломатов, миссионеров Интересные, НО отрывочные сведения Небылицы о дальних странах, карты, легенды Своеобразное представление о мире
9
В виде диска, покрытого небом, как колпаком. По небу совершают свой путь Солнце, Луна и 5 известных тогда планет. «Пуп» Земли – город Иерусалим, где находится Гроб Иисуса Христа. Восток помещали наверху, т.к. на Востоке располагается гора, на которой находится земной рай. Из рая вытекают реки: Ганг, Тигр, Евфрат, Нил. Индийский океан – замкнутый. Люди, живущие далеко – сказочные существа.
10
Время и смену сезонов определяли по природным признакам(по Солнцу, крикам петуха, фазам Луны, цветению растений, по характеру ветра и осадков) К точному времени были равнодушны. Даты отсчитывали от церковных праздников и важных исторических событий (смене власти, битв, эпидемий и пр.) Иногда использовали изобретения Др.Рима и Греции – солнечные часы. Ночь разделялась на «три свечи». Ночь – это время проявления дьявола, нечисти, духов.
13
4. Карл строил церкви и дворцы, образцом служили поздние римские постройки 2. Поручил ведать школами англосаксонскому монаху Алкуину, который организовал обучение и написал учебники 3. В Ахене возникло общество для научных занятий – «Дворцовая академия» 1. Приглашал ко двору образованных людей из Англии, Италии, Испании, Ирландии
16
Открылись школы Обучение на латыни Деления на классы не было «ТРИВИУМ»:ГрамматикаРиторикаДиалектика «Квадривиум»:АрифметикаГеометрияАстрономияМузыка
21
Салическая правда (франкское законодательство) Эйнхард. Биография Карла Великого Эйнхард. Биография Карла Великого Исидор Севильский. История готов. Исидор Севильский. История готов. Григорий Турский. История франков. Григорий Турский. История франков. Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» Беда Достопочтенный. «Церковная история народа англов» Жития святых. Жития святых. Капитулярии Карла Великого. Капитулярии Карла Великого. Тацит. Анналы. Тацит. Анналы. «Беовульф». «Беовульф». «Старшая Эдда» «Старшая Эдда» «Песнь о Роланде». «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах «Песнь о Нибелунгах».
22
Надгробие франкского воина из Нидердоллендорфа близ Бонна. 7 в.
23
Равенна. Баптистерий
24
Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна.5 в.
25
Интерьер христианской базилики — церкви Сант — Аполлинария Нуово в Равенне
26
Всадник из Хорнхаузена Песчаник Ок. 770 г. Хранится: Галле, Музей первобытной истории
Значение в истории человечества
В содержание краткого сообщения про Средние века необходимо включить и значение этого периода для человечества. Несмотря на нелестный эпитет «темная», эпоха очень важна для цивилизации. Прежде всего сформировались многие современные государства Европы и их крупнейшие города. Географические открытия помогли миру познакомиться с Индией, Америкой, островами Тихого океана. Знания людей об окружающем мире расширяются.
Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.
Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.
Развитие средневековой философии
Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:
- Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
- Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
- Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.
Проблемы философии средневековья
Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:
Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес
Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы
Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос — чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).
Рыцарское сословие
Именно в Средневековье впервые зародилось рыцарское сословие, оставившее большой след в истории, мировой культуре. Рыцари были храбрыми воинами, которые верой и правдой служили королю, защищали государство от нападения врагов.
В рыцари посвящали только людей благородного происхождения — дворян. Обязательными атрибутами рыцаря были:
- боевой конь;
- доспехи и орудие;
- оруженосец.
Полное рыцарское облачение стоило очень дорого. Доспехи изготавливались из металла, дерева, кожи и украшались гербом владельца. Вес такого обмундирования достигал 25 кг, а специальные турнирные доспехи были ещё тяжелее.
Рис. 1. Рыцарские доспехи.
В эпоху Средневековья рыцари жили в замках, которые говорили о богатстве и могуществе своих владельцев, служили надёжной защитой во время нападения. Рыцарские замки строили из камня на любой возвышенности: холме, скале, острове посреди реки. Для большей надёжности вокруг замка вырывали ров и наполняли его водой, а сам замок укрепляли башнями, на которых стражники следили за местностью.
Идеальный образ рыцаря — смелого, благородного, справедливого — сложился благодаря рыцарской литературе, возникшей в XI веке на юге Франции. Особой популярностью пользовались романы, в которых отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Религия
Средневековье — время, когда большое влияние на общество оказывала религия. В западных странах большинство людей проповедовало христианство, а на Востоке — ислам.
Церковь в Средневековье вмешивалась во все сферы жизни общества, наравне с верховными правителями диктовала свои правила и порядки.
Рис. 2. Средневековая христианская церковь.
Религия имела настолько большое влияние на умы людей, что нередко становилась почвой для начала многочисленных войн, среди которых самым ярким примером являются Крестовые походы — религиозные военные походы рыцарей на Восток под предлогом очищения христианских земель от «неверных», то есть мусульман.
История medievalism studies
В Германии и Австрии схожее направление исследований (обычно обозначаемое как «Рецепция Средних веков» (Mittelalter-Rezeption)) также получило распространение с конца 1970-х. Влияние политических или иных представлений на медиевистические исследования, в частности, роль национальных и шовинистских идеологий в классических трудах XIX – первой половины XX веков, стало одной из ключевых тем medievalism studies.
В наше время это исследовательское направление развилось в особую дисциплину, наиболее влиятельную в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Там регулярно проводятся конференции, выходят книжные серии и специализированные журналы. Изучаются и ставшие классическими темы (например, литература викторианской Англии), и новые области применения образов Средневековья: компьютерные игры, культуры соучастия.
Исследователи активно обсуждают, к каким предметным областям относятся medievalism studiues — истории, истории искусства, истории литературы, cultural studies, как они сочетают разные подходы? Можно ли говорить о чем-то общем между исследованиями средневековых образов в академической живописи XIX века и в практиках современных сообществ реконструкторов?
Все под богом ходим
Вторая важная идея средневекового мира — идея иерархии. Она берет свое начало в феодальном укладе, который Жак Ле Гофф определяет как систему личных связей, иерархически объединяющую всех членов общества. В основе этих связей лежал бенефиций — определенные материальные блага — например, земельный надел, — которые можно было получить от сеньора, обещая взамен верность и службу.
Крестьянин — самое низшее звено в этой иерархии, он подчиняется феодалу, который владеет его землей. Феодал может выгнать крестьянина, увеличить размер повинности, и это понятно, ведь феодал — господин крестьянина. Но интересно, что абсолютных господ, которые были бы себе на уме, в этой системе нет, по крайней мере в раннем и Высоком Средневековье. Над каждым феодалом, как правило, стоял более крупный и знатный землевладелец, а над ним — человек еще большего «масштаба». И так вплоть до короля.
Казалось бы, король — последнее звено в цепи, вершина иерархии, но это не так. Независимо от времени и места король всегда считался наместником Бога на земле, то есть тоже занимал подчиненное положение. Нередко новых государей возводил на трон папа римский. Он благословлял новоиспеченного короля и «вверял» ему страну, что символически делало папу римского сеньором, а короля — его вассалом.
Сеньориально-вассальная иерархия стала прообразом небесной иерархии. Идея внеземной вертикали власти, принадлежащая Псевдо-Дионисию Ареопагиту, была популярна в ученых кругах XIII века. Согласно ей на небесах все существа, подвластные Богу, разделены на три категории: низшие, средние и высшие. Соответственно, линия подчинения шла по восходящей от низших к высшим и к самому Богу.
Как следствие, в средневековом сознании происходило смешение религиозной лексики и терминов из феодального обихода, поскольку обе системы основывались на идее иерархии. Эту особенность ярко иллюстрирует концепция Бога-сеньора, или Бога-государя.
Архиепископ Ансельм Кентерберийский в трактате «Почему Бог стал человеком?» описывает Бога как феодала, который держит в вассальном подчинении ангелов, духовенство и мирян. А богослов Беда Достопочтенный полагал, что у Бога в подчинении находятся семь небес: воздух, эфир, олимп, огненное пространство, звездный свод, небо ангелов и небо Троицы.
Выделяемые периоды
Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:
- Раннее (архаика). Охватывает время с 4−5 веков до середины 11-го столетия, когда подавляющее население жило в средневековых деревнях. Завершается до начала Крестовых походов. Развивается литература, народное творчество, именно в это время создаются саги, кельтская мифология. Влияние христианских догм пока неощутимо.
- Зрелое (классика). Это Средневековье в понимании большинства. Судьбами людей владеет церковь, продолжительность периода — 11−15 вв. Для этого периода характерно развитие литературы (героический эпос, куртуазные романы). Велика власть церкви, практически все жители Европы становятся верующими и регулярно посещают церкви. Стабилизируется торговля Запада и Востока, идет культурный и промышленный обмен. В Европу попадают пряности, роскошные ковры, фарфор и шелк. Именно в этот период возникает рыцарство.
- Позднее (ренессанс). Время протекания различается по странам. В Италии это вторая половина 14-го века, в Англии, Франции и Испании — 15−16 вв. Проходят массовые восстания крестьян, Европа сталкивается с эпидемией чумы, основное событие эпохи — Столетняя война.
Чего боялся средневековый человек?
Современность знает целую массу явлений общественной жизни, которые рождают всевозможные людские фобии. Монстрами и чудовищами человека 21-го века запугать очень сложно.
У людей эпохи Средних веков, как правило, было 2 главных источника страха — смерть и тьма. Это была благодатная почва для вымысла: ведьмы и шаманы, бесы и оборотни появлялись там, где было темно и откровенно веяло приближением погибели.
В психологическом плане изменения кажутся очень незначительными. По-прежнему воображение питается за счёт инстинктивных побуждений и неосознанных толкований. Мифология, а также намеренные искажения памяти и выдумки являются предметами, которые следует изучать современным исследователям.
Падшие ангелы. (pinterest.com)
Европеец средневековой эпохи к подобным вещам относился с интересом, но при этом подвергали осуждению. Церковный деятель 11-го столетия Бурхард Вормсский считал, что это языческие пережитки и с ними следует бороться. Доминиканские монахи 13-го века видели в воображаемом еретические течения. Воображаемые миры различались у представителей разных сословий и социальных страт.
Апокалипсис. (pinterest.com)
Топ вопросов за вчера в категории История
История 01.07.2023 14:32 657 Мавлютов Вадим
Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном
Ответов: 2
История 26.05.2023 06:02 506 Лугіна Аня
Сообщение о счёте лет шумеров.
Ответов: 2
История 17.05.2023 00:12 1773 Блок Богдана
Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос
Ответов: 2
История 01.07.2023 19:13 1093 Ташекова Балжан
Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!
Ответов: 2
История 18.05.2023 15:06 1925 Азаров Даниил
История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н
Ответов: 2
История 25.07.2023 18:38 740 Негеков Миша
Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)
Ответов: 2
История 21.03.2021 16:56 2397 Яковлев Егор
Все термины по истории шестой класс параграф 11
Ответов: 2
История 16.05.2023 21:20 3823 Кардопольцева Кристина
Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов
Ответов: 2
История 17.07.2023 06:43 766 Шандренко Денис
Опишите один день из жизни средневекового крестьянина от первого лица.
Ответов: 2
История 18.06.2023 16:53 233 Гафаров Александр
С помощью чего революционеры смогли понизить авторитет монархии в обществе? С помощью ложного доку
Ответов: 1
§ 10-1. Мировосприятие и жизненные ценности средневековых европейцев
1. Представления о пространстве и времени
Мировосприятие – это опыт коллективного познания окружающего (внешнего) мира, формирования наглядных представлений человека о мире и определения своего места в нём.
Средневековая Западная Европа – это регион, около 70 % территории которого в начале Средневековья составляли леса. Связь между многими населенными пунктами была нерегулярной. Большинство людей втечение жизни не выезжали за пределы своего поселения, еще реже европейцы покидали границы своей страны. Все это накладывало отпечаток на представления человека об окружающем его пространстве. Специфика географических карт Раннего средневековья свидетельствует о скудности знаний о мироустройстве. Границы стран, континентов и морей отображены на них с большими погрешностями. Часто на картах изображали фантастических существ, якобы обитавших в малоизведанных европейцами регионах. Церковь поддерживала представление отом, что Земля – плоский диск, анешар.
Средневековый человек имел примерные представления об измерении пространства. Например, длину пути исчисляли обычно количеством шагов или дней, затрачиваемых на перемещение.
У средневековых жителей Западной Европы было представление о двойственном характере окружающего пространства: мир для них делился на реальный и сверхъестественный. Обе эти составляющие мыслились как неразрывное целое. Считалось, что встреча с ангелами возможна в церквях и монастырях, а нечистую силу легче всего встретить в лесах и на болотах, а также на кладбищах.
В Средние века о времени, как и о пространстве, судили весьма приблизительно. Средневековый западноевропеец мог измерять время двумя способами. Первый, более точный, – с помощью песочных часов. Второй, наиболее распространенный, – по положению солнца или луны на небе. Еще одним ориентиром во времени был звук церковного колокола, призывавший верующих на молитву восемь раз в сутки, каждые три часа начиная с полуночи. В сутках также выделяли четыре части: утро, день, вечер, ночь. Смена сезонов позволяла людям ориентироваться в годовом цикле. События могли датировать временем правления того или иного монарха. Под влиянием учения церкви время воспринималось линейно: человеческая история – это период времени от сотворения мира до Страшного суда и Конца света.
Потребность в более точном определении времени появилась с развитием и ростом городов и распространением городского образа жизни. Очевидно, что для ремесленников и купцов время играло большую роль. Первые механические часы на публичных зданиях в средневековых городах появились только в начале XIV в.
Особенности и черты
Определение «Средние века «в истории появился в 17-м веке в Новое Время, тогда же была сделана первая попытка обозначить основные черты этой эпохи. Прежде всего, это феодализм, разделение общества на сословия. Во главе государства — монарх, ему подчинялись феодалы, одновременно составлявшие основную силу страны. Они владели земельными наделами и могли отдавать их во временное пользование вассалам.
Экономика этого периода носила аграрный характер, велика была роль сельского хозяйства. Вот какие специфические черты эпохи выделяют:
- Велико влияние церкви. Часто религиозные догматы тормозили развитие науки.
- Сельское население значительно больше городского, однако ближе к концу эпохи начался массовый отток людей в города.
- Период славится Крестовыми походами, многочисленными войнами.
- Расцветает архитектура, особенно соборная, формируются черты готической стилистики. В живописи доминирует иконопись.
- Формируются современные государства Европы, их языки.
- Великие географические открытия — также наследие Средневековья.
Возникновение термина[]
Впервые этот термин – «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название – потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.
Последние заданные вопросы в категории История
История 22.10.2023 07:25 7 Николаев Глеб
Как относились германцы к отношению рабству?помогите пожалуйста !!!
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:22 12 Левонидова Карина
Розвиток медицини України на початку 20 ст
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:21 25 Савченко Матвей
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА 2. Згадайте визначення поняття колонiзацiя i пiдтвердiть фактами наявність чи ві
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:20 22 Дарбинян Роберт
Сделайте выводы 1. Представьте в виде инфографики свои знания по теме «Древний Хорезм в IV–VII веках
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:19 17 Долматова Мария
XVIII ғасырдың басындағы Қазақ хандығының артықшылықтары мен кемшiлiктерiн аныкта. Артықшылықтары
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:18 27 Барешева Камила
Поняття: одиниці часу(срочно)
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:17 23 Шабунёва Даша
Які проблеми і недоліки існували в розвитку українських земель на початку ХХ ст.? помогите пж напи
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:17 25 Сальникова Настя
Підтвердьте або спростуйте судження, що життя населення Європи й Нового Світу зазнало суттєвих змін
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:13 26 Козолуп Владислав
Підготувати повідомлення про один народ на вибір,ацтеки,майя,інки ПЖЖРЖРЖРЖПЖПЖПЭРЖРЖРЖРЭЖРРЖРЖРЖРЖП
Ответов: 1
История 22.10.2023 07:10 18 Кудинова Анастасия
Заполните таблицу о курултаях 1710 и 1726 годов
Ответов: 1