Чего не найти в византийском искусстве?
— Ольга Сигизмундовна, но ведь на средневековых западно-европейских иконах и картинах мы постоянно встречаем изображения нечистой силы…
— Конечно, и в этом смысле средневековое искусство Западной Европы разительно отличается от византийского: здесь черти и вообще демоническая сила играют огромную роль в художественном сценарии и построении композиции. Человек, подходящий к романскому собору, должен увидеть такое, от чего он точно придет в трепет. И этот страх должен натолкнуть его на какие-то очень важные размышления. Перед ним разворачивается сцена Страшного суда, где дьявольские силы изображены предельно натуралистично и производят неизгладимое впечатление: у бесов огромные пасти, клыки — сожрут не задумываясь!
Ничего подобного в Византии нет. Здесь в сюжете Страшного суда доминирующую роль играет райская композиция, а адские мучения — вторичны и не оказывают такого устрашающего воздействия на человека.
— Помимо темы страха и отчаяния, чего еще мы никогда не встретим в византийском искусстве?
— Реализма. Натуральным, природным, естественным здесь никогда не интересовались. Все свои образы византийские художники создавали над натурой, как бы минуя материальное и прорываясь к вечному. Можно сказать, что они изображали не сами материальные предметы, а божественные «идеи» о них. Нет в византийском искусстве и резкости движений, динамики — здесь все упорядоченно, гармонизированно, созерцательно.
Тайная вечеря. Фрагмент эпистилия темлона; XII в.; Византия
— С чем связаны такие различия искусства западно-европейского и восточного, византийского? Ведь это же одна и та же эпоха…
— Чтобы ответить на этот вопрос понадобится не одна и даже не две лекции — настолько это огромная тема. Поэтому ограничусь лишь несколькими замечаниями. Во-первых, в западном и восточном христианстве сложились свои специфические мировоззренческие оттенки. В том числе и из-за этого постепенно наметились и различия в искусстве.
Византийское искусство насквозь пропитано классическими, античными образами. Для Византии античность была родным домом, который она никогда не покидала. Здесь не случилось той катастрофы, которая произошла на Западе: древние традиции не пресекались, ремесло развивалось, города продолжали расцветать. Европа же пошла иным путем. После завоевания ее территории варварами она утратила свое средиземноморское культурное наследие и потом столетиями напряженно пыталась его себе вернуть. И этот поиск классических форм в конце концов увенчался блестящей эпохой итальянского Ренессанса.
Мозаика. Византия. XI век. Греция. Фокида. Осиос Лукас
Для православного мира самый главный, центральный праздник — это Пасха. Она — вершина церковной жизни, пик человеческого бытия. На Западе же Пасха играет более скромную роль. Там центральным торжеством является Рождество. Даже сегодня, если вы в святочные дни попадете в любую европейскую страну, то увидите, с каким размахом отмечается этот праздник: сказочно украшенные улицы, ломящиеся от подарков магазины, праздничная суета, гуляния. Конечно, и у православных Рождество — очень важный и любимый праздник, но все же наивысшее, предельное торжество — это Пасха.
Кроме того, на Западе был сделан акцент на человеческой судьбе Спасителя. Внешний, человеческий образ Христа, перипетии Его жизни здесь, на земле — вот что интересовало каждого западноевропейского художника. Выделяется даже особый иконописный (а позднее и художественный) цикл — страстной, сфокусированный на событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Нельзя сказать, что подобного цикла нет в православной культуре, тем более, что в Византии он также был очень важен, но все-таки главное в византийском искусстве — это Сам образ, лик Христа, Его внутренняя глубина.
— Разве латинское искусство лишено глубины?
— Нет. Я вовсе не хочу, чтобы ваши читатели воспринимали меня как противницу латинского искусства. Это совсем не так. Я лишь пытаюсь передать различие оттенков, не более. Моя французская коллега, профессор Сюзи Дюфрен однажды сказала: «Для вас, православных, самое главное — образ. А у нас главное — это слово, текст. Поэтому у нас не получается так вникать в византийское искусство, как это делаете вы».
Особенности византийского стиля в архитектуре
- Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
- Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики (тип строения прямоугольного плана) и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
- Особенностью является куполообразная крыша.
- Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.
Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России (читайте «Архитектура Древней Руси«), сохранилась и после падения Константинополя (1453 г.).
Возрождение византийской живописи в IX-X вв.
В области живописи падение сказалось не сразу. Вскоре после окончания иконоборства, возбужденная борьбой духовная жизнь живописи временно даже вызвала возрождение искусства, продолжавшееся с половины девятого века по десятый. В Константинополе в это время было исполнено много мозаик. Мозаики светских зданий нам известны только по литературным указаниям. Некоторые же из мозаик св. Софии, относящиеся к этой эпохе, дошли до нас. Особенно хорошо сохранилась мозаика в полукруге над главными дверьми нартекса св. Софии (рис. 14).
Она изображает Спасителя восседающим в белом одеянии на великолепном троне. Он благословляет одной рукой входящих в храм и держит в другой руке раскрытую книгу с начертанными на ее страницах словами «Мир вам! Аз есмь свет миру». Его лицо, окруженное нимбом, исполнено строгости, смягченной кротостью выражения. Справа и слева в медальонах изображены Божия Матерь и Архангел Михаил. У ног Христа распростерся поклоняющийся ему император в богатом одеянии, с диадемой на голове и с нимбом вокруг нее. Эти лики вполне проникнуты христианским духом, но там, где не мешает ему, античное искусство входит в значительной степени. Оно проявляется в верном рисунке, в правильных благородных пропорциях, в изяществе телесных форм, в драпировке одежды. Еще яснее возрождение классической древности обнаруживается в миниатюрах, где художник был свободнее, творил под меньшим контролем и мог отдаваться своему влечению. Псалтирь национальной Парижской Библиотеки с четырнадцатью большими картинами и Проповеди св. Григория Назианского свидетельствуют, что художники IX-X веков прониклись антиками, сознательно перерабатывали их, воспроизводили с изяществом позы и драпировку одежд и не чуждались вводить аллегорические изображения, навеянные античной мифологией. Очень характерно выступает это в миниатюре Псалтири, изображающей Давида (рис. 15).
Он пасет стадо и играет на арфе. Подле него, положив руку ему на плечо, сидит вдохновляющая его юная Мелодия. Она облечена в красиво задрапированную античную одежду, рука и шея ее нарисованы хорошо, с пониманием анатомии, лицу ее приданы правильные черты. На втором плане из-за фонтана выглядывает фигура Эхо, которое Давид пробудил своей игрой. Внизу, вправо в углу, лежит на земле полунагой бог с венком на голове, олицетворяющий по античному обычаю место события — Вифлеемскую гору. Менее, но все-таки достаточно ясно, видно античное влияние в рукописи, заключающей проповеди Григория Назианского. Одна из проповедей — семнадцатая, составленная на тексты из пророчеств Иеремии и псалмов Давида, иллюстрируется картиной, содержанием которой служат события из жизни того и другого пророка (рис. 16).
Слева от зрителя Иеремию два раба спускают в яму. Справа коленопреклоненного Давида увещевает к раскаянию Нафан. Посредне — полуфигура Сусанны под роскошным балдахином в купальне и цельная фигура ангела, а в самом углу вверху налево видна вторая фигура Давида. Двукратное появление на картине Давида, то смотрящим из окна, то склоненным перед Нафаном, представляет обычный прием художников, желающих рассказать событие и показать главные моменты. Такой прием встречается и в произведениях эпохи процветания. Но не совсем удачное размещение сцен, грубость некоторых фигур указывают на уменьшение художественного вкуса, на то, что вспыхнувшее временно возрождение живописи длилось не долго.
Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)
Около 1315 — 1321 годы. Стамбул
1 / 5
Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов Wikimedia Commons
2 / 5
Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора De Agostini Picture Library / Getty Images
3 / 5
Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях Wikimedia Commons
4 / 5
Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора Wikimedia Commons
5 / 5
Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре Wikimedia Commons / Vladimir Lukic
Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи. Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).
Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.
Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости
Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета
Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.
Христианская античность: возможно ли?
— Что было для византийцев источником вдохновения?
— В Византии было и светское искусство. И, по-видимому, чрезвычайно развитое и богатое. Но, увы, от него до нас практически ничего не дошло. Если же говорить о религиозном искусстве, то оно выстраивалось вокруг догмата о Боговоплощении: Бог стал человеком, Он стал видим и, следовательно, может быть изображен.
Когда отцы Церкви сформулировали догмат о Боговоплощении, антропоморфное искусство (ориентированное на изображение человека. — Прим. ред.), на котором стояла античность, стало допустимым и в христианском мире. И произошел удивительный сплав, в котором античная форма наполнилась абсолютно новым, христианским содержанием.
Деисус; XIII в.; Византия
Но самое удивительное в другом. История Византии полна убийствами, переворотами, подлостями. В этом смысле она ничем не отличается от западной средневековой истории. Это был период, отмеченный приматом силы, и идея, что власть может быть получена любой ценой, была одной из главных. И вот в таком византийском обществе, мягко говоря, не отличающемся высокой нравственностью, создается искусство, которое способно размышлять о Божественном на такой головокружительной высоте.
— А Вы считаете, что такие размышления — удел аскетов?
— Нет, мне важно показать, что даже несмотря на мрачность и жестокости той эпохи, у византийских художников сохранялась великая устремленность к святости. Они выработали поразительный стилистический язык, с помощью которого создавали глубочайшие образы
Язык, на котором говорит византийское искусство, безусловно наполнен символами, которые нужно уметь расшифровывать. Но иначе нельзя было решить такую грандиозную задачу: изобразить то, во что человек верит, то есть нечто принципиально невидимое, нематериальное.
Фрагмент византийской иконы, на котором видны высветленные элементы. Снятие со креста; XIV в.; Византия
— То, что Спаситель или святые на иконах и фресках изображались на золотом фоне — одно из проявлений подобного символизма?
— Конечно. Дело в том, что в сознании византийцев золото символизировало Божественный свет. Вообще-то природа света передавалась не только золотом, но и белилами. К примеру, на фресках Феофана Грека на ликах и одежде святых большие белые «движки» света. И фигуры людей расчерчены световыми линиями. Это так называемые пробела (высветление одежд, зданий, горок и пр.)— свет, который насыщает всякую художественную форму. А золотой цвет всегда символизировал присутствие Божественного света.
Можно вспомнить икону Богородицы, которая называется «Ярославская Оранта» («оранта» переводится как «молящаяся». — Прим. ред.). Она хранится в Третьяковской галерее. На этой иконе вся одежда Богородицы расчерчена массивными золотыми штрихами — так называемыми ассистами, — которые наполняют ее фигуру Божественным светом.
История
Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.
Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.
Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.
Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».
Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.
Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:
- Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
- Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
- Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
- Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
- Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.
Архитектура
Собор Святой Софии фото с сайта world-countries.net
С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.
Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога
Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду
В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих
Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места. Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля
Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой
Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой
Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .
Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).
«Сто тысяч полутонов»
Рукопись. С выставки “Шедевры Византии”. Фото Юлии Маковейчук
— Бытует мнение, что византийская икона никогда не отражала реалии той или иной эпохи. Что по ней, например, нельзя узнать, как одевались византийцы, в каких домах жили и так далее. Это так?
— Нет, это неверно. Художник — это же не какая-то абстрактная величина. Он живой человек, который, создавая икону, вписывал в нее то, что видел вокруг. Например, по изображениям императоров на фресках или иконах вполне можно получить представление о костюмах, принятых при дворе. Более того, можно даже распознать из каких тканей их шили.
Я много лет занимаюсь древними византийскими рукописями. Когда открываешь старинное Евангелие, перед началом каждого текста изображен евангелист, его написавший. Рассматривать эти миниатюры очень увлекательно. Вот, скажем, один сидит в кресле за столиком и пишет. На столике лежат разные предметы, необходимые для работы: ножики, перышки, краски. А в самом столике есть открытая дверца, за которой видны запасные пергаменты, колбы с разноцветными чернилами, краски, другие кодексы (книги. — Прим. ред.). Есть еще свитки, которые лежат в специальной корзине. Все эти предметы художник не нафантазировал. Он, как человек, который работал в скриптории, прекрасно знал, каким образом и с помощью каких инструментов создавались и писались книги.
— Книжная иллюстрация была распространенным жанром?
— Да, книжной культуре в Византийской империи всегда уделяли большое внимание. Были даже периоды, когда рукопись как вид искусства доминировала над всеми остальными
До нас дошло достаточно много рукописей второй половиной XI века с иллюстрациями, над которыми работали лучшие художники того времени. Они пользовались тоненькими кисточками, благодаря чему им удавалось создавать очень маленькие фигуры и лица. Приходишь в изумление, когда рассматриваешь их через увеличительный прибор — они выполнены как полноценные фрески. Для того, чтобы передать виртуозность таких изображений, я использую выражение «сто тысяч полутонов».
Димитрий Солунский, св. вмч.; Византия.; XIV в.
Такое внимание к книжной культуре в Византии неслучайно. Практически на протяжении всей истории империи влияние интеллектуальной элиты было очень весомым
Бывало, что трон занимали императоры, которые покровительствовали наукам, культуре, книжному делу. На личные средства они заказывали в скрипториях манускрипты, которые затем дарили монастырям.
Вообще, византийское общество было очень образованным, с каким-то внутренним духом элитаризма и интеллектуализма. В таком обществе художник просто обязан был становиться мастером: его творчество должно было соответствовать рафинированным вкусам византийцев.
— А что в этом уже таком далеком от нас искусстве может найти для себя современный человек?
— Если человек восприимчив к этим формам искусства, если его притягивает смысловое пространство, то я думаю, чем глубже он будет погружаться в него, тем больше будет думать о Боге. Византийское искусство устремлено к святости, к Божественному. Оно открывает путь человеческой души к Богу. Но если вы равнодушны к Создателю, боюсь, вам не найти себя в пространстве Святой Софии.
Соприкосновение с византийским искусством — это глоток чистого, свежего воздуха: на душе становится легче, светлее. Но нельзя забывать и о главном: христианство утверждает, что человек призван стать богоподобным. Как сказал знаменитый богослов, святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Византийское искусство тем и дорого для каждого верующего, что постоянно настраивает ум на Богомыслие.
Изображения икон с сайта – ruicon.ru
Тихон Сысоев
Ольга Попова
Мозаика
фото с сайта 7iskusstv.com/
Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.