Изучаем поэзию ломоносова: анализ стихотворения «разговор с анакреоном»

«разговор с анакреоном» м. ломоносов

Ответы на вопрос

Отвечает Дрёмина Карина.

Поэт воспевает начало правления Елисаветы Петровны. Он называет ее отрадой всех царей. Говорит о ее красоте и о той пользе, которую она может принести Российской державе, о том, как она щедро одаривает землю.Сравнивает Елисавету с солнцем блистающем, а о душе ее говорит, что она прекрасна и тиха. Взойдя на трон, Елисавета прекратила войну, сказав, что для нее важнее счастье россов, а не кровавые победы.И как ликовал весь народ, радуясь прекрасным переменам, что происходят после правления Петра. Как слово ее сильнее ветра и волн, а воля ее непоколебима. И желает Елисавета расширять науки. И чтобы никто не смел роптать, а только восхвалять ее великое имя. Дана она России самим создателем, преодолев все препятствия, и теперь должна быть возвышена до небес. Даже природа с трепетом взирает на российский флаг, а Нева удивлена происходящим.Заграничные ученые мужи предлагают себя империи, желая продлить свой род на землях русских. Дочь Петра превзошла своего славного отца в щедрости. Ее благодарит держава за мудрость в делах ратных, а армия прославляет. Пускай посмотрит Елисавета на поля, реки, на богатство земли — все это процветает благодаря ей. Сокровищ несметных на Руси не меньше, чем в Индии, но возрожденные ею науки ценнее.О славе Елисаветы говорят даже в самых дальних краях державы, где река Лена быстро течет к холодному океану. Ей принадлежат дикие просторы, где леса полны всякой живностью, а почва не знает рук земледельцев. Прославляют Елисавету от Амура до самых небес, за ее дар и великодушную волю. Молва о ней гласит в самых дальних странах, о щедрости узнают даже неведомые народы.Весь мир знает, чем владеет Елисавета, какие богатства добывают из недр русских земель. И что самое большое достояние — это народ, рождающий жадных до наук молодых людей. Никто не посмеет угрожать войною, а если найдутся такие, то сам бог защитит Елисавету и державу ее от всяческих бед.

Анализ стихотворения Ломоносова «Разговор с Анакреоном»

Стихотворение «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносов окончательно доделал в 1761 году – до этого поэт многократно перерабатывал и дополнял текст в течение 1750-1761 гг. Произведение явилось своеобразным диалогом с собратом по перу и поэтическим соревнованием с ним. И надо признать, что первенство в этом состязании принадлежит великому русскому мыслителю.

Произведение «Разговор с Анакреоном» является переложением четырех его од, эстетическим манифестом (по жанру) и стихотворным ответом Михаила Васильевича древнему поэту. Возможно, точный перевод песен (од) невозможен, но их литературные переложения, несомненно, являются крупным вкладом в развитие русской словесности и формируют так называемую русскую анакреонтическую лирику.

Оригинальные стихи Анакреона характеризуются простотой восприятия мира, самоиронией и размеренностью строя. Основное содержание од – роль и предназначение поэта, размышления о смысле жизни, любовь к Родине, воспевание радостей жизни.

Основной прием Ломоносова в первой оде – противопоставление. Анакреон объявляет, что оставляет гражданскую тему ради любовной, Ломоносов – напротив: слава героев для него более значима. Во второй оде Ломоносов отдает дань последовательности Анакреона, его жизнелюбию, отмечает его посмертную славу. Эту же тему поэт продолжает и в третьей оде, противопоставляя Катона Старшего, строгого моралиста и стоика, Анакреону, и отказывается становиться его судьей. Четвертую оду, в отличие от Анакреона, описывающего женские прелести, Ломоносов посвящает родине. Поэт излагает свое представление о символическом портрете России.

Средства художественной выразительности, которые использует Ломоносов: эпитеты – «нежная любовь», «сладкие слова», «геройский шум», «любовны мысли», «сердечная нежность», «вечная слава», «великой философ», «глубока вечность», «седая обезьяна», «адская злость», «смертный супостат (смертельный враг)», «приятной звон», «возлюбленная (любимая) Мать», «ясность отрады», «небесны очи»; метафоры – «жар крови», «слава героев», «делом … держался слов», «правила сложил», «признаком бодрости… завить», «вложи огонь», «очи звезд», «туч покой»; синекдоха – «последовать стопам», «бегать перстами», «дожить славой», «освобожусь кинжалом», «возвращен покой», «полны живости уста», «распрям предписать конец»; эллипсис – «я чувствовал жар прежней (страсти)… в крови»; лексический повтор – «я чувствовал…., я бегать стал…., …нежности я не лишен», «Одень, одень ее…»; риторические вопросы – «…и кто по оным (по ним) жил?», «Какую вижу я … обезьяну?»; олицетворения – «злость, оставя шум, хочет склонить»; «струны, не возмущайте»; инверсию – «в вечность ты глубоку», «своих держался слов», «мечтаниями я такими…»; авторские неологизмы – «упрямка (упрямство)», «угрюмство (угрюмый, строгий нрав)»; сравнения – «ободряли, как голос лебедей», «брови …дугой»; перифраз – «Россия – возлюбленная Мать».

Длинные ряды однородных членов предложения – «жил, смеялся, петь любил, плясал, не чаял быть, мог дожить», «роскошен, весел, сладок», «сходно, красно, любезно, благородно» – помогают создать яркие запоминающиеся образы, точнее описать чувства и украшают текст.

В тексте много старославянизмов – «персты», «стопы», «чело», «глава», «млеко», «сосцы», «очи», «уста», «чаять (надеяться)». Малоупотребительные обороты объясняются таким образом: «забобоны» – «предрассудки», «потщился» – «постарался», «члены здравы» – «здоровое тело», «порфира» – «пурпурная мантия, символ власти монарха», «возвысь» – «увеличь».

В целом же поэт проводит идею гражданского служения, провозглашает веру в будущее великого русского народа и прославляет Отчизну.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Михаил Васильевич Ломоносов «Разговор с Анакреоном»

Анакреон

Ода I

Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть.

Я гусли со струнами

Вчера переменил

И славными делами

Алкида возносил;

Да гусли поневоле

Любовь мне петь велят,

О вас, герои, боле,

Прощайте, не хотят.

Ломоносов

Ответ

Мне петь было о нежной,

Анакреон, любви;

Я чувствовал жар прежней

В согревшейся крови,

Я бегать стал перстами

По тоненьким струнам

И сладкими словами

Последовать стопам.

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум.

Не возмущайте боле,

Любовны мысли, ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Анакреон

Ода XXIII

Когда бы нам возможно

Жизнь было продолжить,

То стал бы я не ложно

Сокровища копить,

Чтоб смерть в мою годину,

Взяв деньги, отошла

И, за откуп кончину

Отсрочив, жить дала;

Когда же я то знаю,

Что жить положен срок,

На что крушусь, вздыхаю,

Что мзды скопить не мог;

Не лучше ль без терзанья

С приятельми гулять

И нежны воздыханья

К любезной посылать.

Ломоносов

Ответ

Анакреон, ты верно

Великой философ,

Ты делом равномерно

Своих держался слов,

Ты жил по тем законам,

Которые писал,

Смеялся забобонам,

Ты петь любил, плясал;

Хоть в вечность ты глубоку

Не чаял больше быть,

Но славой после року

Ты мог до нас дожить;

Возьмите прочь Сенеку,

Он правила сложил

Не в силу человеку,

И кто по оным жил?

Анакреон

Ода XI

Мне девушки сказали:

«Ты дожил старых лет»,

И зеркало мне дали:

«Смотри, ты лыс и сед»;

Я не тужу нимало,

Еще ль мой волос цел,

Иль темя гладко стало,

И весь я побелел;

Лишь в том могу божиться,

Что должен старичок

Тем больше веселиться,

Чем ближе видит рок.

Ломоносов

Ответ

От зеркала сюда взгляни, Анакреон,

И слушай, что ворчит, нахмурившись, Катон:

«Какую вижу я седую обезьяну?

Не злость ли адская, такой оставя шум,

От ревности на смех склонить мой хочет ум?

Однако я за Рим, за вольность твердо стану,

Мечтаниями я такими не смущусь

И сим от Кесаря кинжалом свобожусь».

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,

Катон старался ввесть в республику порядок,

Ты век в забавах жил и взял свое с собой,

Его угрюмством в Рим не возвращен покой;

Ты жизнь употреблял как временну утеху,

Он жизнь пренебрегал к республики успеху;

Зерном твой отнял дух приятной виноград,

Ножом он сам себе был смертный супостат;

Беззлобна роскошь в том была тебе причина,

Упрямка славная была ему судьбина;

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

Анакреон

Ода XXVIII

Мастер в живопистве первой,

Первой в Родской стороне,

Мастер, научен Минервой,

Напиши любезну мне.

Напиши ей кудри черны,

Без искусных рук уборны,

С благовонием духов,

Буде способ есть таков.

Дай из рос в лице ей крови

И как снег представь белу,

Проведи дугами брови

По высокому челу,

Не сведи одну с другою,

Не расставь их меж собою,

Сделай хитростью своей,

Как у девушки моей;

Цвет в очах ея небесной,

Как Минервин, покажи

И Венерин взор прелестной

С тихим пламенем вложи,

Чтоб уста без слов вещали

И приятством привлекали

И чтоб их безгласна речь

Показалась медом течь;

Всех приятностей затеи

В подбородок умести

И кругом прекрасной шеи

Дай ли леям расцвести,

В коих нежности дыхают,

В коих прелести играют

И по множеству отрад

Водят усумненной взгляд;

Надевай же платье ало

И не тщись всю грудь закрыть,

Чтоб, ее увидев мало,

И о прочем рассудить.

Коль изображенье мочно,

Вижу здесь тебя заочно,

Вижу здесь тебя, мой свет;

Молви ж, дорогой портрет.

Ломоносов

Ответ

Ты счастлив сею красотою

И мастерством, Анакреон,

Но счастливей ты собою

Чрез приятной лиры звон;

Тебе я ныне подражаю

И живописца избираю,

Дабы потщился написать

Мою возлюбленную Мать.

О мастер в живопистве первой,

Ты первой в нашей стороне,

Достоин быть рожден Минервой,

Изобрази Россию мне,

Изобрази ей возраст зрелой

И вид в довольствии веселой,

Отрады ясность по челу

И вознесенную главу;

Потщись представить члены здравы,

Как должны у богини быть,

По плечам волосы кудрявы

Признаком бодрости завить,

Огнь вложи в небесны очи

Горящих звезд в средине ночи,

И брови выведи дугой,

Что кажет после туч покой;

Возвысь сосцы, млеком1 обильны,

И чтоб созревша красота

Являла мышцы, руки сильны,

И полны живости уста

В беседе важность обещали

И так бы слух наш ободряли,

Как чистой голос лебедей,

Коль можно хитростью твоей;

Одень, одень ее в порфиру,

Дай скипетр, возложи венец,

Как должно ей законы миру

И распрям предписать конец;

О коль изображенье сходно,

Красно, любезно, благородно,

Великая промолви Мать,

И повели войнам престать.

______________________

1 Млек (поэт, устар.) — молоко.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 30.04.2023 11:30 3641 Колосова Юля

Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н

Ответов: 2

Литература 30.06.2023 08:53 921 Пономарев Никита

Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 14:04 1491 Коюда Вася

помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле

Ответов: 2

Литература 30.04.2023 09:48 2968 Бруг Алексей

1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова

Ответов: 2

Литература 19.06.2023 23:54 1481 Глонюк Марина

10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса​

Ответов: 1

Литература 04.05.2023 01:35 508 Александрова Александра

Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума

Ответов: 2

Литература 17.05.2023 16:24 2499 Никулина Юлия

высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке

Ответов: 2

Литература 01.05.2023 00:48 1108 Городецкая Катя

Написать отзыв о сказке Юрьевича Лермонтова ашик-кериб​

Ответов: 3

Литература 29.04.2023 12:50 1083 Ибатуллин Марсель

Помогите пожалуйста. Составьте план по произведению Ивины Л.Н. Толстой!!!

Ответов: 2

Литература 03.06.2023 17:27 160 Ilyunov Sergey

СРОЧНО!Как называлась комната в доме няни? стихотворение (Няне)​

Ответов: 1

Разговор с Анакреоном

Поэзия Ломоносова

Ломоносов четко разделяет личную жизнь поэта и его поэтическое творчество. В жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только героические подвиги:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен (С. 4).

Возьмите прочь Сенеку,

Он правила сложил

Не в силу человеку,

И кто по оным жил? (С. 4).

Лишь в том могу божиться,

Что должен старичок

Тем больше веселиться,

Чем ближе видит рок (С. 5).

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья (С. 5).

Дай из рос в лице ей крови

И как снег представь белу,

Проведи дугами брови

По высокому челу (С. 6).

В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:

Изобрази ей возраст зрелой

И вид в довольствии веселой,

Отрады ясность по челу

И вознесенную главу (С. 7).

Служение матери-Родине Ломоносов понимает не как отказ от радостей жизни, а как творчество, как созидание и приумножение материальных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 22.10.2023 07:28 27 Маратовна Улжан

Вопрос по литературе: подобрать заголовки к каждой группе пословиц: «СЛОВО»,»ПРИРОДА»,»ТРУДОЛЮБИЕ

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:28 20 Калинникова Елизавета

Твір на тему » Сімейна трагедія Ліра зражденого дочками», король Лір и його дочки ​

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:28 12 Аркадьева Алиса

Твір на тему » Сімейна трагедія Ліра зражденого дочками»​

Ответов: 2

Литература 22.10.2023 07:27 29 Федотов Андрей

Эссе достоины боги поклонения?​

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:22 9 Жанбырбаева Айгерим

Риси характеру робіна гуда та запишіть до кожної кожної риси характеру героя СРОЧНО ​

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:22 27 Макаренко Анастасия

Поясни як ти розумієш вислів «..не по одз піснінім ляху заплакали діти….» з пісні «Чи не той то

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:18 30 Волк Райан

Перескажите вещи сон царицы Елены, выделите при этом роковое предсказание её сна​

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:17 28 Мичан Саша

2. Розглянь зображення бога сонця Сур’я, який уособлює Джерело світла, достатку, здоров’я. На його ч

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:16 21 Старцев Артём

2. Поясни значення фразеологізмів. Ахіллесова п’ята — Геростратова слава — Дамоклiв меч — Канути в Л

Ответов: 1

Литература 22.10.2023 07:14 18 Ilyunov Sergey

Які зрушення відбулися в соціальній та світоглядній сферах в епоху Просвітництва?​

Ответов: 1

Анализ стихотворения «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова восприятие, толкование, оценка

Анакреонтическая поэзия включу в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе,         

стихотворения, воспевающие «земные радости»: вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова «Разговор с Анакреоном» и стихотворение «Ночною темнотою…» (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым З0-й оды Горация — стихотворение «Памятник».

Стихотворение «Разговор с Анакреоном» было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусству, обозначает свою творческую позицию.

Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал «оппонентом» Древнегреческого поэта.

Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом, возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: