Что такое объект и субъект педагогики

Презентация на тему: "ребенок- дошкольник объект и субъект воспитания и обучения.". скачать бесплатно и без регистрации.

Воспитание целостной личности, учитывая новые тенденции в социуме

Процесс, именуемый воспитанием включает в себя: целенаправленность, сознательность, контролируемость, которые позволяют сформировать личностный ориентир растущему поколению. Термин «воспитание» взаимосвязан с проведением социализации среди детей. Опираясь на вышеупомянутое, дитя при помощи взрослых усваивает базу, сформировавшуюся в рамках своей родной культуры.

Современное общество эмпирическим путём смогло выделить особые технологии, методики, ритуалы, которые помогают воспитаннику стать гражданином, в соответствии с представлениями старшего поколения или государства в целом. Такой вид социализации имеет системный характер, его называют методом воспитания. Учителя и воспитатели видят перед собой только воспитанника, в свою очередь, педагоги целенаправленно насаживают определенные нравоучения, разрушая хрупкий механизм устройства личности ребенка. Последние и является основным отличием инновационных тенденций социума от традиционной культуры. Социализация в норме протекает, как часть обычной жизни, являясь осознанным процессом, приводящим к идентификации личности малыша в полноценном обществе.

В процессе формирования личностных качеств ребенка обществу следует учесть, что застойные, традиционные и стихийные формы воспитания – больше не действуют. Для получения реальных результатов требуется усовершенствовать систему воспитания, проявить творческий подход, не забывать об инновациях.

На протяжении всего периода обучения, педагогу следует учесть, что он всего-навсего обязан ненавязчиво руководить и направлять действия малыша, организовывать самовоспитание, способствовать раскрытию потенциала воспитанника принимать самостоятельные ответственные решения.

Роль педагога в формировании личности ребенка

Педагог играет важную роль в формировании личности ребенка. Он является главным воспитателем и наставником, который создает условия для развития и саморазвития ребенка. Роль педагога в формировании личности ребенка включает в себя несколько аспектов:

Создание благоприятной образовательной среды

Педагог должен создать обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Это включает в себя организацию интересных и разнообразных занятий, использование игровых и творческих методов, а также участие в различных проектах и мероприятиях. Благоприятная образовательная среда способствует развитию ребенка и формированию его личности.

Поддержка и стимулирование саморазвития

Педагог должен поддерживать и стимулировать саморазвитие ребенка. Он должен помогать ему открывать и развивать свои способности, интересы и таланты. Педагог должен быть готовым к индивидуальному подходу к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности. Он должен создавать условия для самостоятельного и творческого мышления, развивать у ребенка навыки самоорганизации и самоконтроля.

Формирование ценностных ориентаций

Педагог должен помогать ребенку формировать свои ценностные ориентации. Он должен внушать ребенку уважение к другим людям, толерантность, ответственность, честность и другие положительные качества. Педагог должен быть примером для ребенка и демонстрировать эти ценности в своем поведении.

Развитие социальных навыков

Педагог должен помогать ребенку развивать социальные навыки и умения. Он должен учить ребенка общаться с другими людьми, решать конфликты, сотрудничать, проявлять эмпатию и уважение к другим. Педагог должен создавать ситуации, в которых ребенок сможет практиковать эти навыки и учиться взаимодействовать с окружающими.

Таким образом, роль педагога в формировании личности ребенка заключается в создании благоприятной образовательной среды, поддержке саморазвития, формировании ценностных ориентаций и развитии социальных навыков. Педагог играет ключевую роль в развитии и формировании личности ребенка, и его работа имеет огромное значение для будущего ребенка.

2. Факторы, влияющие на развитие личности. Биологические факторы

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние :

-внутренние (биологические)

-внешние (социальные) факторы .

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.

Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов)

7 стр., 3079 слов

Закономерности роста и развития детского организма

… интенсивно протекают процессы роста и развития; в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые различия; процессы роста и развития происходят неравномерно и каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. 2. Закономерности роста и развития детского организма Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность …

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности).

Личность ребенка как субъект воспитания

Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.

Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.

Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизне-деятельности.

С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания. Формирование целостной, всесторонне развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:

• самопознание,

• самовыражение,

• самоутверждение,

• самоопределение,

• самореализация,

• саморегуляция

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.

Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.

Ребенок как субъект и объект воспитания

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания — развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность — это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности — это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Воспитание — социально обусловленный процесс, оно всегда определяется конкретными потребностями общества. Общество «задает» воспитанию идеал личности — своеобразный социальный заказ государственным образователь­ным системам и родителям как гражданам.

В отечественной педагогике советского периода достаточно долго утверж­далось, что роль общества в процессе воспитания связана, в первую очередь, с выработкой идеологии, политической доктрины. До сих пор в педагогиче­ском сообществе немало сетований по поводу потери идеологических ориен­тиров современного воспитания.

На самом деле общество в воспитании проявляется в такой своей характе­ристике, как образ жизни общества: культура труда, быта, досуга, отношения граждан и государства (гражданская и правовая культура). Ребенок не может участвовать в социальной жизни общества прямо, непосредственно (как про­изводственник, гражданин, избиратель, правомерный участник товарно-де­нежных отношений). Во взаимосвязь с обществом ребенок вступает через свое ближайшее социальное окружение, то есть через людей, с которыми у него уста­навливаются наиболее глубокие личностные отношения.

В зоне ближайшего социального окружения ребенка действует ряд тенден­ций, которые объективно определяют природу процесса воспитания:

  • ближайшее социальное окружение составляет достаточно ограниченное количество людей (оптимально — 5—7 человек); чем младше ребенок, тем с меньшим числом людей он способен поддерживать постоянные и глубокие отношения;
  • отношения в ближайшем социальном окружении строятся только на ос­нове личных привязанностей и общих интересов в деятельности и обще­нии, их нельзя выстроить по приказу, под давлением власти взрослого и даже на «заигрывании» с ребенком, «задаривании» его материальными благами;
  • ближайшее социальное окружение должно обеспечивать разновозраст­ное общение ребенка; при всей значимости взаимодействия с родителя­ми для ребенка очень важен контакт с ровесниками и с теми, кто старше на 3-5 лет (родственниками, приятелями).

Воспитатель в процессе воспитания выступает как носитель определенной педагогической цели, он уполномочен обществом осуществлять воспитательный процесс. Даже если воспитатель не профессионал, а отец, мать, бабушка, он тем не менее ориентируется на свое стремление воспитать ребенка «хорошим человеком», «счастливым», «здоровым», «успешным», «кормильцем в старо­сти» и др.

Целью всякой деятельности воспитателя является создание условий для са­моразвития, самоутверждения, самоопределения ребенка. Эта цель определя­ет и содержание, и формы, и способы педагогического взаимодействия воспи­тателя и воспитанников.

Педагогическое взаимодействие воспитателя с ребенком осуществляется как отношение с ним в совместной деятельности и общении.

Педагогика: объект и субъект

Педагогика — это наука о воспитании и образовании, о формировании и развитии индивида в социуме. Целью педагогики является изучение и понимание процессов обучения и воспитания, а также разработка методов и стратегий, которые помогут повысить эффективность педагогической деятельности.

В педагогике выделяют два основных понятия — объект и субъект. Объектом педагогики является сам процесс воспитания и образования, а субъектом — участники этого процесса.

Объект педагогики

Объектом педагогики является сам процесс воспитания и образования. Это значит, что педагогика изучает и исследует саму сущность и содержание педагогического воздействия, его цели и задачи, методы и формы, которые используются в учебно-воспитательном процессе.

В педагогической науке объектом является вся система идеалов, установок, представлений и знаний, которые передаются от одного поколения к другому и формируют личность. Особенности и характер изменений в этой системе являются предметом изучения педагогики, а также предметом реализации практической педагогической деятельности.

Исследователи, педагоги и практики педагогической деятельности ставят перед собой задачи анализа объекта педагогики, выявления его закономерностей и проблем, разработки новых подходов и методик обучения и воспитания.

Субъект педагогики

Субъектом педагогики являются участники педагогического процесса — учащиеся и педагоги. Они являются активными участниками взаимодействия, которые влияют друг на друга и взаимодействуют в рамках обучения и воспитания.

Учащиеся являются объектом педагогического воздействия. Именно на них направляются основные усилия педагогов, чтобы помочь им развить свои способности и достичь уровня знаний и навыков, предусмотренных программой обучения.

Педагоги же являются субъектами в педагогическом процессе. Их задачей является создание условий для работы с учащимися, управление образовательным процессом, выбор методов и форм работы, адаптация к индивидуальным особенностям каждого ученика.

Субъект педагогики — это активная сторона образовательного процесса, которая оказывает влияние на объект педагогики. В то же время, субъекты педагогики также оказывают влияние друг на друга, обмениваясь опытом и знаниями, поддерживая взаимодействие и коммуникацию в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, объект и субъект педагогики взаимосвязаны и определяют друг друга. Изучение объекта педагогики позволяет понять процессы обучения и воспитания, а субъекты педагогики — учащиеся и педагоги — активно взаимодействуют друг с другом, обогащая процесс образования и взаимно влияя на свое развитие.

Определение субъекта педагогики

Субъект педагогики – это активная сторона образовательного процесса, осуществляющая воздействие на объект педагогики и реализующая цели и задачи педагогической деятельности.

Субъектом педагогики могут быть различные лица: учитель, воспитатель, родитель, директор учебного заведения и другие участники учебно-воспитательного процесса. Главное, что объединяет всех субъектов педагогики, это их активная и целенаправленная позиция в образовательном процессе.

Субъект педагогики не только передает знания и навыки объекту педагогики (ученикам, воспитанникам), но и выполняет ряд других функций:

  1. Организует и структурирует образовательное пространство.
  2. Планирует и осуществляет учебную и воспитательную деятельность.
  3. Оценивает уровень развития объекта педагогики и его достижения.
  4. Формирует мотивацию и интерес к обучению у объекта педагогики.
  5. Содействует развитию личности и формированию социальных компетенций.

Субъект педагогики играет ключевую роль в образовательном процессе, поскольку от его профессионализма, методической грамотности и педагогической мастерности зависит эффективность и успешность обучения и воспитания.

Индикаторы, характеризующие объекты воспитания

Роль объекта, позволяет детям получить все необходимые знания для развития от воспитателей и старших поколений. Понятию «личность ребенка» требуется детальное рассмотрение, учитывая разные аспекты

Стоит принять во внимание возраст, ибо он является основным, если не решающим, во время выбора методик

Воспитанник, как объект, не должен становиться предметом исполнения полномочий взрослых

Важно четко понимать, что ребенок также имеет свои права, которые обязаны быть реализованы. Выполнение всех предписаний взрослых, безынициативное принятие участия в процессе обучения, чревато печальными последствиями для ребенка в будущем

Такие дети становятся замкнутыми, скрытными, совершенно не способными мыслить самостоятельно и принимать ответственные решения, проявлять себя полноправными членами общества.

Построение педагогического процесса протекает так, что под бдительным руководством педагога дитя самостоятельно принимает решение, несет ответственность за выполненные действия. Наставник помогает пройти путь – всегда исключительный и индивидуальный – путь морально-нравственного и социального развития.

Понятие

«личность», «развитие личности»

В человеке выделяют три грани: биологическое основание (индивид); социальное основание (личность); «человеческое в человеке» (индивидуальность).

Личность отражает социальное начало в человеке. Понятие «личность» — это социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

Личность — это система отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.), а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями.

Структура личности :

  • направленность — проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении, эмоциях;
  • знания, умения и навыки;
  • индивидуально-типологические особенности — проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:

  • биологический — этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
  • социологический — этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

Однако личность — это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.

Развитие личности — это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Основные направления развития личности:

физическое развитие -включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические(состав крови, костей, мышц) и физиологические(пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

— социальное развитие — связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

5 стр., 2466 слов

Роль властных структур в развитии социального партнерства

… профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами . В случае второго подхода, социальное … что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности … опыт вопроса социального партнёрства, его роль в государственно-общественном … в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей …

Воспитательные стратегии и методы работы с личностью ребенка

Воспитание личности ребенка является сложным и многогранным процессом, требующим применения различных стратегий и методов. Вот некоторые из них:

Индивидуальный подход

Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, потребности и способности. Педагог должен учитывать эти индивидуальные особенности и применять индивидуальный подход к каждому ребенку. Это может включать адаптацию учебного материала, использование различных методов обучения и воспитания, а также учет интересов и потребностей ребенка.

Позитивное воспитание

Позитивное воспитание основано на поощрении и поддержке положительного поведения и достижений ребенка. Педагог должен активно поощрять их усилия, выражать признание и похвалу за их достижения. Это помогает ребенку развивать самооценку, мотивацию и уверенность в себе.

Развитие самостоятельности и ответственности

Педагог должен создавать условия, которые способствуют развитию самостоятельности и ответственности у ребенка. Это может включать давать ребенку возможность принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия и учиться решать проблемы самостоятельно. Педагог также должен быть готов поддержать и направить ребенка в случае необходимости.

Сотрудничество и коммуникация

Взаимодействие и коммуникация с ребенком являются важными аспектами воспитания. Педагог должен уметь слушать ребенка, проявлять интерес к его мнению и идеям, а также уметь объяснять и обсуждать важные вопросы. Сотрудничество и коммуникация помогают установить доверительные отношения и создать благоприятную образовательную среду.

Развитие эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта является важной частью воспитания личности ребенка. Педагог должен помогать ребенку развивать навыки управления эмоциями, понимания и выражения своих чувств, а также умение эмпатии и сопереживания

Это помогает ребенку развивать эмоциональную грамотность и улучшает его отношения с окружающими.

Воспитательные стратегии и методы работы с личностью ребенка должны быть гибкими и адаптированными к конкретным потребностям и особенностям каждого ребенка. Педагог должен быть готов к постоянному обучению и развитию своих навыков, чтобы эффективно работать с каждым ребенком и помогать им стать самостоятельными, ответственными и успешными в жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: