Порядок планирования технического обслуживания пожарных автомобилей

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

постоянную техническую готовность к использованию;

надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

безопасность движения;

устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники

Действия по организации включают:

  • принятие техники на баланс части;
  • правильный учет ТС и систематический мониторинг их функционирования;
  • регулярное ТО;
  • осуществление запланированных и экстренных работ по устранению неполадок;
  • проведение плановых занятий бойцов подразделения для проверки навыков по подготовке ТС к работе в разное время года;
  • систематическая диагностика рабочего состояния ТС и агрегатных узлов.

Так как от готовности оперативной пожарной техники по экстренному выезду на пожар зависит быстрая ликвидация возгорания, необходимо придерживаться правил ее эксплуатации.

Оперативные транспортные средства применяют исключительно для устранения возгораний и осуществления спасательных действий.

Нормативы технических документов определяют правила и технический регламент по эксплуатации и уходу за ПТ. В частности, сервисный ремонтный отдел по восстановлению служебной техники руководствуется наставлением по эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.

По сервисному мониторингу спецтехники и ее ремонту составляется предварительный план.

Подготовленность автопарка к осуществлению первоочередных задач определяется:

  • рабочим состоянием оперативных машин;
  • полной и постоянной заправкой транспорта водой, топливом, пенообразующими жидкостями;
  • наличием комплекта пожарного инструмента для ликвидации возгорания.

Корректное содержание, регулярное устранение поломок и техосмотр автопарка определяет техническую готовность пожарных автомобилей.

Алгоритм обслуживания ПТ определяется указом руководящего должностного лица, начальника пожарной охраны в полном согласии с постановлениями правовых актов Российской Федерации.

Вооружение для тушения пожара

Согласно табеля положенности автоцистерны комплектуются водосборником, генератором, гидроэлеватором, соединительными головками, рукавной задержкой и зажимом, рукавной катушкой, ключами для открывания гидрантов, пожарной колонкой, мостками, разветвлением РТ-80, огнетушителями, всасывающими, напорно-всасывающими и напорными рукавами.

Всасывающая сетка

Основное назначение этого типа оборудования – фильтрация воды из водоисточника, удержание воды во всасывающей линии во время кратковременного отключения насоса и при неисправном вакуум-аппарате.

Оборудование классифицируется по условному проходу и основным показателям:

  • СВ-80 для прохода DN-80;
  • СВ-100 для прохода DN-100;
  • СВ-125 для прохода DN-

Показатели назначения включают:

  • условный проход;
  • коэффициент гидравлического сопротивления;
  • размер;
  • высоту;
  • диаметр;
  • массу.

Согласно ГОСТу Р 53253-2009 для всасывающих сеток установлены показатели.

Водосборник

Рукавный водосборник предназначен для сбора воды из двух рукавов и подачи ее к насосу. Основными нормативными показателями для этого типа ПТВ являются:

  • рабочее давление;
  • условный проход DN входного и выходного патрубка;
  • количество выходных патрубков;
  • габаритные размеры;
  • общая масса.

Показатели назначения определяют по таблице.

Госстандартом определено, что водосборники должны выдерживать гидравлическое давление 1.5 МПа, герметичность затворного устройства должна быть в пределах 0.05-0.1 МПа. Все литые части изготавливаются из алюминиевого сплава марки АК7 или АЛ9, а также других антикоррозийных сплавов, обладающих свойствами не ниже обязательно заявленных. Резиновые детали должны выдерживать температуру до ±60°С.

Гидроэлеватор

Это оборудование представляет собой струйный насос. Оно предназначено для подъема и подачи жидкости и гидросмеси, забора воды с глубины до 20 метров при необходимости ее подачи на расстояние до 100 м. Гидроэлеваторы используют также для откачки пролитой воды.

Параметры и значения гидроэлеваторов определены ГОСТом Р 50398-92.

Соединительные головки

Этот тип оборудования представляет собой быстросмыкаемую арматуру, предназначенную для подсоединения пожарных рукавов к насосам. Согласно классификации, прописанной в ГОСТе Р 53279-2009, выделяют для типа головок: напорные и всасывающие, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • рукавные головки для соединения рукавов;
  • муфтовые головки с внутренней резьбой для трубопровода;
  • цапковые головки с наружной резьбой;
  • головки-заглушки для блокировки трубопровода;
  • переходные головки для соединения оборудования разных условных проходов;
  • рукавные всасывающие головки, среди которых отдельно выделяют муфтовые и заглушки;

Номинальные значения этого оборудования соответствуют таблице.

Рукавная задержка и зажим

Рукавная задержка – приспособление для закрепления напорной рукавной линии на высоте. Используется во время тушения пожаров на лестничных пролетах или стенах при необходимости подъема рукавов в вертикальном положении. Для линии до 66 мм на каждый рукав предусмотрена одна задержка. При большем диаметре расчет количества задержек проводят из требований минимума нагрузки на одну задержку по 100 кг.

Рукавные зажимы используются при повреждении рукавной линии. Они бывают ленточного типа, когда необходимо устранить разрыв до 3 см. Карсетные зажимы используются для купирования разрывов и трещин до 10 см.  Чаще всего в использовании применяют зажимы типа ЗПР-80 и ЗПР-150.

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Пожарные автомобили

Публикация:

   Содержание и обслуживание пожарных автомобилей

Читать далее:

   Двигатели пожарных автомобилей

Содержание и обслуживание пожарных автомобилей

Возможности эффективной реализации тактико-технических данных определяются: техническим совершенством пожарного автомобиля и имеющегося на нем пожарного оборудования; квалификацией боевых расчетов и уровнем профессиональной подготовки начальствующего состава; условиями содержания пожарных автомобилей и их обслуживания.

Одна из важнейших задач начальствующего состава состоит в необходимости глубоких знаний устройства пожарной техники и ее применения. Технические возможности пожарных автомобилей можно эффективно реализовать при условии их правильного содержания. Так, если пожарные автомобили будут содержаться в гараже при низких температурах, то выполнение таких боевых действий, как выезд и следование на пожар, потребует много времени. Это обусловлено тем, что холодный двигатель трудно запускать и он не развивает необходимую мощность. Поэтому увеличивается время следования на пожар, а следовательно, и начало тушения пожара. Это, в свою очередь, приводит к увеличению ущерба от пожара.

Технические характеристики пожарного оборудования и шасси пожарных автомобилей изменяются в процессе эксплуатации, поэтому становится важной задачей так организовать обслуживание пожарных автомобилей, чтобы изменение их технических характеристик было минимальным. Начальствующий состав должен организовать не только правильное содержание, но и качественное обслуживание пожарных автомобилей

Содержание пожарных автомобилей имеет особенности. В составе дежурных караулов должны находиться только исправные пожарные автомобили.

Дополнительные материалы по теме:

Исправными считаются пожарные машины с нормально работающими агрегатами, системами, механизмами, пожарно-техниче-ским вооружением, средствами связи и приборами, полностью укомплектованные и пригодные к использованию по прямому назначению. Использование неисправных пожарных машин или неисправного пожарного оборудования может привести к увеличению ущерба от пожара, выходу из строя машин, травмам боевых расчетов.

В дежурном карауле пожарные автомобили должны содержаться в готовности к немедленному выезду и тушению пожара. Высокая боевая готовность дежурного караула достигается тем, что боевой расчет имеет подготовленную боевую одежду и все необходимое снаряжение; пожарный автомобиль исправен и его системы полностью заправлены эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами; на пожарных автомобилях в двигателе температура охлаждающей жидкости не менее +10 °С, а все средства пуска полностью заряжены. Правильное содержание пожарных автомобилей гарантирует выезд дежурного караула но сигналу тревоги в течение 50 с и меньше.

После эксплуатации пожарные автомобили заправляются топливом, огнетушащими средствами и производится замена пожарных рукавов, восстанавливается работоспособность КИПов и т. д. Все эти работы выполняют во время технического обслуживания пожарных автомобилей.

Ежедневное техническое обслуживание производится при смене караула. При этом проверяется боевая готовность пожарного автомобиля и работоспособность его систем и механизмов.

Технически исправное содержание пожарных автомобилей обеспечивается также их периодическим обслуживанием на протяжении всего срока службы.

Ряд показателей тактико-технических данных остаются неизменными на протяжении всего срока эксплуатации пожарного автомобиля. К ним относятся показатели, характеризующие геометрические размеры шасси, вместимость цистерны для воды, количество напорных рукавов и т. д. Такие показатели, как мощность двигателя, подача и напор насоса, расход топлива и другие, непрерывно изменяются. Так, мощность двигателя уменьшается, а расход топлива увеличивается. Это происходит вследствие увеличения износа деталей, ухудшения работоспособности систем двигателя, трансмиссии и пожарного оборудования.

В нашей стране принята планово-предупредительная система обслуживания автомобилей и других машин. В соответствии с этой системой для пожарных автомобилей установлена периодичность их обслуживания и объем выполняемых работ. Необходимые ремонтные работы при обслуживании производятся по потребности.

Рекламные предложения:

Читать далее: Двигатели пожарных автомобилей

Категория:
Пожарные автомобили

Обозначение и расшифровка

Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:

  • АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
  • 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
  • 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
  • 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
  • А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
  • 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
  • МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
  • ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

  • вместимость цистерны для воды – м3;
  • вместимость бака для пенообразователя – м3;
  • масса вывозимого порошка – кг;
  • масса огнетушащего газа – кг;
  • подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
  • высокого давления – м. вод. ст.;
  • расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
  • мощность электрогенератора – кВт;
  • длина рукавной линии – км;
  • высота подъема стрелы – м;
  • производительность вентиляторной установки – тыс. м3;
  • число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
  • грузовой момент – тм.

Еще примеры:

  • АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
  • АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
  • ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
  • АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
  • АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Учет пожарных автомобилей и их работы

Учет оперативных спецсредств, стоящих на балансе ПЧ, ведется по документации:

  • св-во о регистрации, техпаспорт ТС;
  • формуляр на ТС о принадлежности к данной ПЧ;
  • учетный журнал рабочих часов и передвижения автотехники;
  • эксплуатационная карточка пожарного транспортного средства, в которой указан номерной знак машины, расход ГСМ и период использования;
  • путевка;
  • учетная карта выработанных часов автошин и эксплуатации аккумулятора автомобиля;
  • журнал по учету техобслуживания;
  • путевой листок дополнительной техники;
  • журнал по регистрации выдачи, возврата путевок и учета работы вспомогательного спецтранспорта.

При пересменке караула все ТС сдаются чистыми, с полным комплектом инструмента, заправленными топливом и водой, произведены пометки в учетную документацию.

Сотрудник, принимающий машину, осматривает состояние ТС. При принятии смены и приемке машины работа включенного двигателя ограничена по времени. Оно не должно превышать для основных пожарных автомобилей общего назначения

  • с карбюратором в пределах трех мин.;
  • на дизеле пять мин.;
  • спецмашины семь мин.;
  • машины, оснащенные автолестницами, до десяти мин.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Более подробно ознакомиться с вариантами техники можно на данной странице нашего портала, а здесь расскажем об основных нюансах. В зависимости от своего предназначения ПА делятся на 3 типа:

  • Основные, общего применения.

  • Основные, целевого применения.

  • Специальные.

Кроме этого, при борьбе с огнём применяется вспомогательная техника.

Основные

Служат для транспортировки людей, тушения возгораний при помощи воды или пены из имеющегося резервуара, гидранта или водоёма, выполнения АСР. Могут применяться на территории городов и за их пределами. В зависимости от конкретного варианта использования различают следующие виды:

  • автоцистерны (АЦ, АЦЛ, АЦПК);

  • насосно-рукавные (АНР);

  • с насосом высокого давления (АВД);

  • первой помощи (АПП);

  • пожарно-спасательные (АПС и ПСА).

Исходя из того на каком месте используется, каким типом средств выполняется тушение и дополнительные функции, подразделяют на следующие ПА:

  • аэродромные (АА);

  • порошкового тушения (АП);

  • пенного тушения (ПТ);

  • комбинированного тушения (АКТ);

  • газового тушения (АГТ);

  • газоводяного тушения (АГВТ);

  • насосная станция (ПНС);

  • газоводяное тушение (АГВТ);

  • пеноподъемник (ППП).

Специальные

Такие пожарные автомобили используются для выполнения определённых видов работ во время пожара, например – поднятие грузов и средств пожаротушения, слом конструкций, подача освещения, удаление воды из сооружений, ремонт оборудования и т.д. Сюда относятся следующие автомобили:

  • автолестница (АЛ);

  • коленчатый автоподъёмник (АПК);

  • телескопический автоподъёмник с лестницей (ТПЛ);

  • аварийно-спасательный (АСА);

  • водозащитный (АВЗ);

  • связь и освещение (АСО);

  • газодымозащита (АГ);

  • дымоудаление (АД);

  • рукавный (АР);

  • штабной (АШ);

  • автолаборатория (АЛП);

  • профилактика и ремонт связи (АПРСС);

  • диагностика техники (АДПТ);

  • база службы газодымозащиты (АБГ);

  • техническая служба (АПТС);

  • отогрев техники (АОПТ);

  • компрессорная станция (ПКС);

  • пожарно-технический (АТ);

  • оперативно-служебный (АОС).

Вспомогательная техника

Основная задача этих автомобилей – обеспечение нормального функционирования пожарных автомобилей. Сюда может относиться перевозка людей, грузов, оборудования, инструментов, заправки и т.д. К вспомогательной технике относятся:

  • бензовоз;

  • автомастерская;

  • легковые и грузовые машины;

  • автобусы.

Цель технического обслуживания пожарных автомобилей

Постоянный контроль за состоянием специального транспорта, эксплуатируемого для выездов на возгорания, должен гарантировать:

  • готовность авто к использованию в любой момент;
  • штатную работу узлов и оборудования;
  • безопасность передвижения;
  • экономичную выработку ГСМ и других материалов;
  • исключение возникновения неисправностей в процессе эксплуатации;
  • соответствие уровня выхлопов требованиям нормативных документов.

Во время ТО производится мытье машины, диагностика и контроль работы узлов, смазка деталей. Заправка, регулировка систем, ремонт автомобиля выполняется в случае необходимости, по результатам диагностики.

Виды ремонтов

Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.

Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:

  • текущий;
  • средний;
  • капитальный.

Текущий ремонт (ТР)

Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:

  • регулировка отдельных элементов;
  • улучшение крепёжа;
  • сварка;
  • слесарные работы;
  • механические работы.

Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.

Средний ремонт (СР)

В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.

Капитальный ремонт (КР)

Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:

  • кузов;
  • кабина;
  • резервуар;
  • насос;
  • более 2 элементов шасси.

В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:

  • члены технической службы гарнизона;
  • начальник подразделения;
  • отделы технической службы;
  • старший водитель;
  • прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.

После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.

Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

Категорически запрещено:

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;
  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;
  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;
  • осуществлять любые работы со станками без заземления;
  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;
  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;
  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;
  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;
  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;
  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;
  • оставлять открытыми баки для горючего;
  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;
  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.

Виды, сроки и место проведения ТО пожарной техники

Разновидности сервиса:

  • техобслуживание на пожаре либо учениях осуществляет водитель или расчет для гарантии работоспособности при тушении возгорания;
  • техобслуживание 1 – организуется один раз в месяц, осуществляет водитель в рабочем гараже части в служебное время, но не во время дежурства;
  • техобслуживание 2 – осуществляется ежегодно, один раз за год, обслуживание осуществляется отделом сервиса на территории части;
  • техническое обслуживание сезонное – дважды в год при смене сезонов;

Кроме этого, при пересмене дежурства производится ежесуточное ТО. Его проводит заступающий на смену водитель, он отмечает сведения в учетном документе, что машина принята в стопроцентной готовности к выезду по экстренному вызову;

Для резервной техники также ведется сервисное обслуживание, основанное на предварительно спланированном графике: по одному разу ежемесячно, в полгода, ежегодно и регламентированно.

Разновидности ТО

В зависимости от объема производимых работ и времени их проведения выделяются различные виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей.

Ежедневное

Ответственность за его проведение лежит на водителе. В случае необходимости на помощь ему могут прийти члены экипажа под руководством командира отделения.

Основная цель ежедневного ТО заключается в подтверждении готовности пожарной машины к выполнению боевой задачи.

В процессе контроля производятся следующие действия:

  1. Запускается двигатель автомобиля, контролируется корректная работа мотора, бензонасоса и других агрегатов.
  2. Проверяется уровень топлива, масла, воды, огнетушащих составов. В случае необходимости пополняются запасы.
  3. При обнаружении незначительных отклонений в работе агрегатов допускается ремонт на месте.

Номерные

Отдельно обозначается первое техническое обслуживание пожарных автомобилей.

Весь парк машин делится на простые и специальные авто. Периодичность ТО для них разная. Норма для основных – раз в 30 дней или раньше, как только ТС проедет полторы тысячи км. Специальные проверяются каждый месяц или при достижении километража 1 тыс. км.

Для расчета приведенного пробега суммируется время функционирования мотора с насосом (мин.), без насоса (мин.), полученный результат умножается на 40. Итог делится на 60 и прибавляется пробег по спидометру. Единицы измерения км+моточасы.

Порядок проверки включает в себя:

  • вывод машины с боевого дежурства;
  • проведение обслуживания на закрепленном посту водителем и экипажем в свободное от выездов время, в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию, ремонта пожарных автомобилей.

Второе ТО организовывается один раз в год. Может проводиться чаще, если пробег основного ТС составил 7 тыс. км, специального – 5 тыс. км.

Эта процедура проводится силами пожарно-технического центра, к которому прикреплен автомобиль.

Сезонное

При смене погоды выпускается приказ руководителя подразделения по региону о введении режима летней или зимней эксплуатации техники.

Чаще всего сезонное ТО совмещается с номерным и заключается в специальных дополнительных действиях. При подготовке к холодам происходит:

  • проверка работы устройств обогрева кабины, утепление;
  • замена жидкости в системе охлаждения двигателя на незамерзающий состав;
  • удаление конденсата из трубопроводов, пневматических механизмов, пусковых и воздушных устройств.

Когда приходит приказ о подготовке к лету, решаются вопросы по:

  • демонтажу утепления;
  • обновлению внешнего вида техники (покраска, контроль четкости нанесения специальных знаков).

На пожаре

Назначение и основная задача этого мероприятия – в контроле бесперебойной работы узлов. Главное в процессе тушения – обеспечить функционирование двигателя и насосного оборудования.

На учениях проверяются навыки водителя по управлению вооружением автомобиля. Причем нормативное время на техническое обслуживание и ремонт пожарной и аварийно-спасательной техники в документах МЧС не определяется. Оцениваются умение обеспечивать работу узлов оборудования в критической ситуации и методы, с помощью которых выполнена поставленная задача.

После пожара

Авто после пожара. Машину, прибывшую в часть после эксплуатации на тушении возгорания, необходимо осмотреть, промыть насос и трубопроводы. Затем технику моют, доливают топливо и пополняют запасы огнетушащей смеси.

Порядок содержания, ТО и ремонта пожарной и аварийно-спасательной техники

Систематическое техобслуживание дает возможность содержать автопарк в безупречном рабочем, готовом к реализации первоочередных целей состоянии.

Виды ТО оперативных ТС и установленные периоды гарантируют:

  • стопроцентную готовность;
  • эффективное функционирование деталей ТС;
  • своевременное устранение поломок.

Техобслуживание должно обеспечивать постоянную готовность техники, поэтому его осуществляют в оговоренные графиком периоды.

Соблюдение сроков и порядок ремонта контролирует сервисный отдел.

Работы по устранению неполадок могут быть:

  • капитальными;
  • средними;
  • текущими.

Капремонт проводят по восстановлению функциональности ТС или его узла.

Под КР узлового элемента подразумевается полная разборка, проверка на поломки, переборка, смазка, обратная сборка и тестирование.

Неисправный агрегат снимается, ремонтируется и ставится на место.

Средний ремонт обеспечивает замену частей мотора, проверяется работа агрегатных узлов и производится покраска ТС.

Текущий мониторинг техсостояния производят для проверки крепежа, выявления и замены дефективных составляющих, для смены масла.

Соблюдение мер рабочей безопасности:

  1. Техобслуживание оперативной ПТ осуществляют в оборудованных помещениях (гаражах) с естественной или принудительной вентиляцией.
  2. Гараж для сервисного обслуживания должен быть оснащен осмотровыми ямами. Размер ямы достигает 110 см в ширину и 140 см в глубину. Ямы должны быть оборудованы ступеньками и металлическими ребордами, защищающими колеса машины от попадания в яму.
  3. Смотровая яма должна быть закрыта решетками или защитным покрытием, препятствующем падению работающих людей в нее.
  4. В ремонтном гараже предписано предусмотреть отведение выхлопных газов. При ремонте газоотведение подключается к выхлопным трубам ТС.

При выполнении ремонта и сервисных работ не допускается:

  • наращивать балонные или гаечные ключи различными трубами;
  • увеличивать усилие инструментов с помощью рычагов;
  • использовать молоток или кувалду для выбивания дисков;
  • обслуживать коробку передач ТС при включенном моторе;
  • выполнять сервисное обслуживание или ремонтировать ТС в неправильно зафиксированном положении;
  • подставлять под машину подручные предметы.

Что такое ТТХ

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.

ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:

  • Данные шасси.
  • Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
  • Оптимальные характеристики.
  • Объем огнетушащего вещества.
  • Места размещения ПО.

Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.

Это интересно: Авторазливочная станция АРС-14ПМ: где применяется и ТТХ

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.

Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:

So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.

Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:

  • пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
  • проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
  • само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
  • за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.

Руководит ТО-1 старший водитель

Особенности эксплуатации в различное время года

Летним считается время, если температура воздуха держится на протяжении недели на положительных отметках в плюс пять градусов по Цельсию и выше, зимним, соответственно на минусовых отметках в минус пять градусов.

Спецтехника и аварийно-спасательное оснащение готовится:

  • к теплому сезону в течении двух месяцев — с 15 марта по 15 мая;
  • к холодному времени года также за двухмесячный интервал — с 15 сентября по 15 ноября;

Для служащих подразделения организуются и проводятся занятия, где повторяются:

  • алгоритм подготовки ТС к определенному сезону;
  • специфика сервиса и содержания;
  • повторяются методы увеличения проходимости машин;
  • повторяется специфика управления ТС в зимний период и алгоритм запуска мотора;
  • оговариваются способы утепления двигателя;
  • производится смена масла в зависимости от сезона.

В зимний сезон необходим прогрев двигателей ТС, не находящихся на дежурстве, проверка уровня электролита в аккумуляторах и уровень зарядки. В летний сезон проверяется защита двигателя от пыли и система дополнительного охлаждения.

Заключение по теме

Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.

При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: