Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года
Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:
- Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
- Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
- Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
- Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.
таблица либеральных реформа Александра 1
Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.
Реформы Александра Первого. Кратко
Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников
- 12 декабря 1801 — обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
- 8 сентября 1802 — учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров — совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
- 8 сентября 1802 — расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
- 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
- 1803 — принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: приходские училища (при церкви) — 1 год, уездные (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, университеты (для дворян)
- Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
- 1804 — принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
- Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
- 1804 — издание либерального цензурного устава
- 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
- 1810, 1 января — — учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
- 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
- 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
- 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
- 27 ноября 1815 — введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи
В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие
Проекты реформ М. Сперанского и Н. Новосильцева, которые не были реализованы
В царствование Александра I было разработано два проекта либеральных, политических реформ, авторами которых стали М. Сперанский и Н. Новосильцев:
- первый: «Введение к уложению государственных законов», в котором предусматривалось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- второй: Государственная уставная грамота Российской империи, в которой была разработана идея создания парламента в России.
Оба проекта были отложены Александром (и в конечном итоге не были реализованы) в силу того, что он начал отходить от либеральных идей. После 1812 года (после Отечественной войны), особенно с усилением позиции А. А. Аракчеева, началась эпоха контрреформ, или эпоха реакции (1815-1825 год), внутренняя политика претерпела серьезные изменения.
Крестьянский вопрос
Со стороны Александра I была сделана попытка решить крестьянский вопрос. Проанализировать ситуацию и провести преобразования было поручено Аракчееву. В основу его плана лег принцип государственного выкупа крестьян у помещиков вместе с наделом. Для его реализации государству требовалось выделять ежегодно по 5 млн рублей или проводить выпуск казначейских билетов, которые приносили проценты.
Однако эта реформа не была реализована. Освобождение получили только крестьяне Прибалтики. При этом собственность осталась за помещиками. Беря в аренду землю, работник обязан был отрабатывать барщину. Его ограничивали в смене места жительства. В итоге для вольных людей сохранились остатки крепостнических отношений, а также не были устранены основные противоречия между крестьянином и помещиком.
С 1820-х годов Александр I стал проводить политику укрепления власти помещиков. Примером тому стал его указ о возможности ссылки в Сибирь крепостных людей. Если раньше закон позволял их отправку на каторжные работы, то сейчас шел переезд на новое сибирское поселение. При этом на основании распоряжения государя судебные органы не занимались приемом жалоб и рассмотрением дел ссылаемых крестьян.
Внутренние реформы
После определения приоритетных задач в области внешней политики, Негласный кабинет посвятил ряд заседаний внутренним проблемам страны. Рассматривались следующие направления:
- Крестьянский вопрос.
- Создание министерств.
- Реформа Сената.
Каждый из членов комитета вёл своё направление. Чарторыжский занимался проектом создания министерств. Реформу Сената разрабатывал Строганов. Отдельно Новосильцев планировал крестьянскую реформу, в которой предусматривалось запрещение их индивидуальной продажи, а неграмотных дворян в ней требовалось исключать из Дворянского Собрания.
Крестьянский вопрос
Когда комитет коснулся крестьянского вопроса, в заседании принял участие Мордвинов, который предложил расширить права продажи недвижимого имущества на купцов, казённых крестьян и мещан. По поводу упразднения крепостничества он высказался против такой идеи. По его мнению, правительство не должно было вмешиваться в эту область. В государстве требовалось создать такие условия, чтобы хозяевам невыгодно стало использовать подневольный труд.
Рассмотрев это предложение, комитет дал право покупки недвижимости лицам недворянского происхождения. С таким постановлением согласился и Александр, хотя до этого считал принятие решение о праве крестьян владеть недвижимостью опасным.
Члены комитета понимали, что этот вопрос до конца ещё не решён и хорошо себе представляли продолжительность процесса
Его рассмотрение требовало осторожности. Однако они считали, что со временем смогут прийти к единому мнению по упразднению крепостничества
Несмотря на то что серьёзного внимания требовали к себе такие отрасли как земледелие и торговля, обсуждение их будущего развития не состоялось.
Создание министерств
Задача Негласного комитета состояла в преобразованиях органов власти, где царила большая путаница. Подготовить доклад на эту тему должен был Чарторыжский. В разработанном им проекте звучало предложение о разделении органов управления. Для этого должны были быть созданы отдельные ведомства, выполняющие определённые функции. Во главе каждого из них требовалось поставить должностное лицо, обладающее единоличной властью. Именно оно несло ответственность за выполнение работы в данной отрасли.
В течение полугода Негласный комитет работал над проектом. В итоге были учреждены следующие ведомства:
- иностранных дел;
- военное;
- морское;
- внутренних дел;
- финансов;
- юстиции;
- народного просвещения;
- коммерции.
Последнее министерство было создано по личной инициативе Александра. Причина заключалась в том, что пост он собирался отдать Румянцеву.
Этот раздел работы Негласного комитета по созданию министерств был единственным, доведённым организацией до конца.
Реформа Сената
Негласный комитет начал работу по преобразованию Сената, которую в своё время проводила Екатерина II, но не довела до конца. Разработанные положения о Сенате включали следующие пункты:
Верховное администрирование, включая судебные функции.
Ограничение деятельности Сената только властью императора.
Председателем Сената являлся государь.
Все указы, исходящие от Сената, обязательны всеми к исполнению. Остановить их мог только император.
В обязанности министров входила подача ежегодных отчётов в Сенат о своей деятельности.
Если решения Сената не совпадало с мнениями генерал-прокурора или обер-прокурора, то в обсуждение вопроса включался государь.
Подключение императора велось в случае ведения Сенатом дел по лишению дворянства.
Вопросы преобразования центральных органов было для комитета в приоритете. Уже с февраля 1802 года на это были направлены усилия организации.
Программы преобразования с участием Сперанского (второй этап реформ)
С 1808 года Александр I приблизил к себе Сперанского и поручил ему провести новый этап реформ.
Примечание 4
Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) — выдающийся государственный деятель России. Высокого положения достиг исключительно благодаря своим талантам и трудолюбию. Происходил из семьи простого священника. При Александре I руководил вторым этапом реформ, позже впал в немилость и был отправлен в отставку. Занимался кодификацией российских законов при Николае I.
В октябре 1809 года Сперанский представил перед императором обширную программу с описанием преобразований в России под названием «Введение к уложению государственных законов». Это был прогрессивный для того времени документ, предусматривавший модернизацию российского государства по образцу ведущих европейских стран.
При этом для сохранения основ самодержавия Сперанский предлагал сохранить сословную структуру общества. В программе предусматривалось наделение политическими правами только дворянства, общегражданскими — все сословия. Предполагалось создание представительного органа власти под названием Государственный совет. Выборы должны были проходить в 4 ступени на основании имущественного ценза.
Примечание 5
Предложенная программа вызвала резкое противодействие со стороны высших сановников, и Александр I не решился ее реализовать.
По инициативе Сперанского удалось провести следующие реформы государственного управления:
- Создание Государственного совета. Он учреждался с 1 января 1810 года и представлял собой не прообраз Думы, как это предполагалось вначале, а законосовещательный орган при императоре.
- Преобразование министерств. В 1810–1811 годах под руководством Сперанского проходил второй этап Министерской реформы. Были приняты документы, более четко разграничивавшие государственные дела по ведомствам, определялся единый порядок работы министерств. Создавались новые ведомства — Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и некоторые другие. Вводился принцип строгого единоначалия и вертикали власти.
- Порядок присвоения чина. С целью повышения компетентности чиновников императором был принят предложенный Сперанским документ «Об экзаменах на чин». Согласно этому указу чиновники должны были иметь университетский диплом или проходить специальные экзаменационные испытания.
Примечание 6
Радикальные преобразования Сперанского вызывали огромное недовольство среди консервативных сановников. Они настроили императора против реформатора, и в 1812 году Сперанский был отправлен в ссылку.
Последние заданные вопросы в категории История
История 22.10.2023 05:35 22 Любимцев Никита
Чому ідеї Декларації стали основоположними для конституцій багатьох країн світу?
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:34 20 Шилович Татьяна
Визначити, які права людини порушено в зазначених ситуаціях (письмово!) Ситуації 1. Водій автомобі
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:34 12 Плющ Данил
Охарактеризуйте взаимоотношения между западно-тюрскими и восточно-тюрскими каганатами
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:33 2 Мурзыкаева София
Написати міні-твір або повідомлення за темою : «Франкська імперія та його представники». -о житті
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:33 20 Зонова Виктория
Обговорюємо в групі 1. Зіставте очікування сторін від Люблінської унії з її умовами. Чиї сподіванн
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:29 10 Абдусалимов Юсуф
СРОЧНО, ДАЮ 100 баллов!!! И пожалуйста правильно
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:28 4 Торехан Алина
БУДЬ ЛАСКА ДОПОМОЖІТЬ!!!!!! ДАМ 40 БАЛІВ!!!!!!!!!!!!! ПОТРІБНО ЗДАТИ ЧЕРЕЗ 10 ХВИЛИН! Ознайомтеся
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:28 9 Hamza Amir
, записати склад і роки існування семи антифранцузьких коаліції.
Ответов: 1
История 22.10.2023 05:27 11 Романова Софья
Помогите пожалуйста!!!♡♡♡Страна, которая не была участником подписания » Договора 4-х «:
Ответов: 2
История 22.10.2023 05:23 16 Орынбасарова Диана
Які зміни відбулись у суспільстві Західно-Європейських країн з появою мануфактур, у чому проявилось
Ответов: 1
Предпосылки либеральных реформ Александра I
Вступив на престол, молодой император мечтал сделать Россию более свободной и справедливой страной. Вокруг него сплотился кружок ближайших друзей — Негласный комитет, в который входили сторонники демократических преобразований. По образцу революционной Франции Александр Павлович шутливо называл его «Комитет общественного спасения».
Члены Негласного комитета:
- Павел Строганов (1774–1817) — государственный деятель из известного рода помещиков и промышленников Строгановых. Был знаком с царевичем с детства и остался его верным другом на протяжении всей жизни. Сопровождал его в Наполеоновских войнах. Был активным сторонником отмены крепостного права.
- Николай Новосильцев (1761–1838) — двоюродный брат Павла Строганова по материнской линии, с детства воспитывался в доме Строгановых. В первые годы правления Александра был его ближайшим сподвижником. Возглавлял Академию наук, был почетным членом Общества любителей словесности. В 1820 году под его руководством был разработан проект конституции.
- Виктор Кочубей (1768–1834) — происходил из казацкого рода Кочубеев, проживавших на территории современной Украины. Своей ранней карьере был обязан родному дяде Александру Безбородко, который в екатерининское время фактически руководил внешней политикой. В 1790-е годы сблизился с Александром I, позже занимал разные высшие посты в правительственных учреждениях. Стал первым российским министром внутренних дел.
- Адам Чарторыйский (1770–1861) — глава польского княжеского рода Чарторыйских. Сблизился с Александром в годы правления его отца Павла I. С 1804 по 1806 возглавлял Министерство иностранных дел. Позже впал в немилость и уехал жить в эмиграцию. Руководил консервативным крылом восстания за независимость Польши в 1830.
Негласный комитет собирался с 1801 по 1803 год в одной из комнат императорского дворца. Его члены составляли подробный план преобразований в России.
Необходимость осуществления реформ была продиктована как объективными, так и субъективными причинами.
Среди объективных причин главными были следующие:
- Внутриполитические. Абсолютная монархия была архаичной формой правления и порождала опасность возникновения революционных движений, как это было в европейских странах. Необходимо было реформировать ее в сторону конституционной монархии с предоставлением хотя бы частичных гражданских и политических свобод. Существующая система государственного управления была запутанной и малоэффективной. Процветало злоупотребление чиновниками своим положением.
- Социально-экономические — аграрная система изжила себя и требовала радикальной перемены. Крепостничество как форма ведения хозяйства давно утратило свою эффективность и приводило к тому, что значительная часть населения страны находилось в рабском положении. Это не позволяло развиваться капиталистическим отношениям и приводило к сильному отставанию в экономическом развитии от передовых стран.
- Внешнеполитические — для укрепления России на международной арене и удержания присоединенных территорий требовалась огромная армия. На ее содержание уходила значительная часть государственных средств. С целью уменьшения расходов на армию и повышения уровня дисциплины среди солдат с 1810 года проводилась такая неоднозначная реформа как создание военных поселений.
Субъективные причины обусловлены личностными особенностями Александра I, который воспитывался при просвещенном дворе Екатерины Великой и с детства впитал уважение к идеям мыслителей эпохи Просвещения.
Политика до 1812 года
Молодой император оказался на престоле неожиданно для себя после убийства своего отца, Павла I, внутренняя и внешняя политика которого отличалась непоследовательностью и сумбурностью.
Рис. 1. Александр I.
В 1801 году вокруг Александра I сформировался неофициальный государственный совещательный орган (Негласный комитет) из его молодых друзей, которые состояли с ним в доверительных отношениях. К таковым относились два графа (Новосильцев и Строганов) и два князя (Кочубей и Чарторыйский).
К реформам 1801-1812 годов относится создание министерств вместо устаревших коллегий. Сначала их было восемь:
- Иностранных дел.
- Военное.
- Морское.
- Внутренних дел.
- Финансов.
- Юстиции.
- Коммерции.
- Народного просвещения.
К 1803 году относится послабление в крепостном праве – появление категории “вольных хлебопашцев”, то есть выкупившихся из крепостничества крестьян с землей.
В 1804 в Российской империи впервые появились цензурный и университетский устав. Высшим учебным заведениям император даровал автономию, при нем открылись лицеи и гимназии (в Одессе и Нежине) и новые университеты (в Казани, Харькове, Петербурге).
С 1810 года в Российской империи появился Государственный совет. Он просуществовал до 1917 года. Государственным секретарем стал видный реформатор Михаил Сперанский.
Рис. 2. Сперанский Михаил.
Негласный комитет
негласный комитет при александре 1
Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.
Реформы 1801 года
Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:
- Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
- Разрешение свободного выезда за границу.
- Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
- Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.
Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.
объявление о продаже крепостного
Реформа 1802 года
1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):
- Кочубей занял пост министра внутренних дел.
- Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
- Новосильцев получил должность министра юстиции России.
- Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.
Реформы 1803 года
Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.
Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах
Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.
крепостные крестьяе и реформы
Суть основных реформ
Основные реформы Александра I имели либеральный характер и сводились к устранению самодержавия. Если сказать кратко про его реформы, то большинство проводились с целью улучшения положения крестьян в обществе. Многие историки называют их «великими реформами».
Финансовая
В начале правления Александра I было выпущено большое количество ассигнаций, чтобы поддержать бюджет, однако они начали стремительно обесцениваться. Правительство попыталось стабилизировать эту ситуацию, объявив их государственным долгом.
В 1810 г. вышел Манифест, который установил денежную единицу – серебряный рубль. Также были подняты налоги и добавлены новые, чтобы стабилизировать финансы государства. Для увеличения оборота денег и уменьшения конкуренции для отечественной продукции, были введены огромные пошлины на ввоз французских предметов роскоши, а некоторые вообще запретили.
К концу 1811 года страна начала выходить из сложившейся ситуации, но война 1812 года свела к нулю старания правительства. Курс продолжал падать, поэтому становилось невыгодно предоставлять кредиты, создавать акционерные предприятия. Это привело к торможению развития торговых отношений в России.
Крестьянская
Положение крестьян вызывало возмущение Александра I. Так, в 1803 году, был издан указ «О вольных хлебопашцах», позволявший крестьянам выкупать себя вместе с землей у помещика на основе договора. Запрещалась продажа людей на ярмарках и через газеты.
Александр I, на протяжении всего периода правления, разрабатывал документ, отменяющий крепостное право. Он вошел в основу реформы 1861 года.
Образования
После создания в 1802 году Министерства народного просвещения, начались реформы самого образования. Были созданы 6 учебных округов: Виленский, Дерптский, Казанский, Московский, Петербургский, Харьковский.
В 1803 году произошла реформа устройства образовательных учреждений, которая строилась на принципе бессословности. Были созданы такие учебные заведения, как:
- Приходское училище: срок обучения – один год, преподавались письмо, чтение, арифметика, Божьи заповеди;
- Уездное училище: срок обучения — 2 года, подготовка детей к поступлению в гимназию;
- Гимназия – полное среднее образование: срок обучения – 4 года, преподавались гуманитарные науки и математика, велась подготовка к поступлению в университет;
- Университет: подготовка студентов к государственной службе.
Топ вопросов за вчера в категории История
История 01.07.2023 14:32 657 Мавлютов Вадим
Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном
Ответов: 2
История 26.05.2023 06:02 500 Лугіна Аня
Сообщение о счёте лет шумеров.
Ответов: 2
История 17.05.2023 00:12 1764 Блок Богдана
Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос
Ответов: 2
История 01.07.2023 19:13 1092 Ташекова Балжан
Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!
Ответов: 2
История 18.05.2023 15:06 1922 Азаров Даниил
История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н
Ответов: 2
История 25.07.2023 18:38 740 Негеков Миша
Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)
Ответов: 2
История 21.03.2021 16:56 2395 Яковлев Егор
Все термины по истории шестой класс параграф 11
Ответов: 2
История 16.05.2023 21:20 3821 Кардопольцева Кристина
Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов
Ответов: 2
История 17.07.2023 06:43 765 Шандренко Денис
Опишите один день из жизни средневекового крестьянина от первого лица.
Ответов: 2
История 18.06.2023 16:53 231 Гафаров Александр
С помощью чего революционеры смогли понизить авторитет монархии в обществе? С помощью ложного доку
Ответов: 1
Финансовая реформа
В начале правления Александра I, ввиду дефицита бюджета, был произведён дополнительный выпуск ассигнаций (бумажных денег). Что привело к их значительному обесцениванию. Правительство попыталось стабилизировать финансовую ситуацию. В феврале 1810 года ассигнации были объявлены государственным долгом, объем их обращения собирались сократить.
Для проведения финансовой реформы привлекли М. Сперанского и нескольких светил в сфере экономики. Была сформирована комиссия по погашению государственного долга. Средства для денежной реформы находились за счет:
- приватизации части государственного имущества;
- выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
- сокращались траты в бюджете.
В июне 1810 года вышел Манифест, установивший единственную монетную единицу — серебряный рубль. Чтобы стабилизировать государственные финансы, произошло увеличение налогов и появление новых.
Для денежного притока средств в казну и уменьшения конкуренции для отечественных товаров, были введены большие пошлины на ввоз французских предметов роскоши, импорт некоторых из них был запрещен.
На начало 1810 года доходы государства составляли 105 млн. руб., а расходы — 230 млн. руб. К концу 1811 года, благодаря проведенным финансовым мероприятиям, дефицит бюджета снизился до 6 млн. руб., а доходы составили 300 млн. руб.
Однако, военные затраты в 1812 году потребовали выпуска ассигнаций снова.
К 1814-15 годам курс ассигнаций снизился до 15 копеек серебром за 1 рубль, инфляция достигла пика. С 1818 года ассигнации стали изымать из обращения, однако, это не остановило падение курса. Сложившаяся ситуация сделала невыгодным предоставление кредитов, создание акционерных предприятий, что привело к торможению развития торговых и кредитных отношений в России.
Проект Новосильцева
После принятия польской конституции в планах Александра I было введение конституционного правления на всей территории России. Разработку такого проекта он решил поручить Новосильцеву. Этот человек длительное время был в Польше, занимался там управлением страной, работая на разных должностях. В его задачу входило провести общую оценку законодательной деятельности автономной территории и разработать свой проект для России.
Работа Новосильцевым была сделана в 1819 году и носила название «Уставная грамота». Конституция имела следующую структуру:
Законодательный орган, который носил название «дума».
В состав думы входили 2 палаты — сенат и посольская.
Состав сената полностью назначался государем.
Царь назначал членов и посольской палаты. Только выбирал он их из кандидатов, определение которых шло на дворянских собраниях.
В начале Александр I одобрил проект, но через некоторое время изменил свое решение и отклонил его. Причина состояла в отсутствии поддержки документа у дворянского сословия.
Причины, которые требовали от Александра I реформ
- крепостное право
- преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
- нечёткая система управления страной
В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России
Реформа образования
Реформа образования охватывала период с 1803-го по 1817 год. За все это время были проведены следующие важные мероприятия, авторами которых стали как члены Негласного комитета (Строганов, Лагарп), так и М. М. Сперанский:
- в 1803 году было издано «Положение об устройстве учебных заведений», согласно которому всей системой образования ведало Главное управление училищ, а само образование становилось более доступным (бессословным и бесплатным на начальном его этапе);
- создавалась новая система учебных заведений;
- произошло разделение территории Империи на шесть учебных округов, которые управлялись попечителями и учеными советами университетов;
- открылись новые университеты (например, в Харькове и Казани) и Петербургский педагогический институт (в 1804 году);
- в 1804 году был создан Университетский устав, предоставивший учебным заведениям широкую автономию;
- в 1804 году вышел первый Цензурный устав, согласно которому все издательства переподчинялись Министерству народного просвещения;
- в 1809 году вышел Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе», согласно которому чиновники должны были получить соответствующее образование и регулярно проходить переаттестацию;
- в 1811 году в Российской империи появились первые элитные учебные заведения (Царскосельский лицей).
Ранние годы и начало правления
Родился будущий царь 23 декабря 1777 года и был назван своей бабушкой Екатериной II Александром – в честь героя и знаменитого князя Александра Невского. Его учителями были Николай Салтыков и Фредерик Сезар. Огромное влияние на формирование личности будущего правителя оказала его бабушка. Все детство он провел с Екатериной II – подальше от родителей.
На престол Александр взошел сразу же после убийства своего отца Павла I. Заговорщики, среди которых были дипломат Никита Панин, генерал Николай Зубов и его ближайший сподвижник – Петр Пален, были недовольны его непредсказуемыми решениями во внешней и внутренней политике. Историкам до сих пор неизвестно, знал ли будущий император об убийстве своего отца.
становится императором
Русский царь также хотел как можно скорее улучшить отношения с Великобританией и Австрией, которые серьезно пострадали при предыдущем правителе, действовавшем импульсивно и неразумно. Спустя полгода молодой император восстановил былые союзные отношения и даже подписал мирный договор с французами.
Начало правления Александра 1 формально наступило после его коронации 27 сентября 1801 года.
Итоги реформ Александра Первого
Реформы Александра Первого, как и вся деятельность его приближенных, были всеобъемлющими и характеризовались положительными тенденциями. После их проведения (основные итоги преобразований)
- была создана новая, более совершенная система управления государством;
- были учтены коллегиальные и территориальные принципы государственного управления и (частично) принцип разделения властей;
- была предпринята попытка решения крестьянского вопроса, облегчено положение крестьян;
- сформировалась новая, частично бессословная, система образования;
- была предпринята попытка провести финансовую реформу и сдержать уровень инфляции;
- была предпринята попытка конституционных реформ;
- были решены вопросы управления национальными окраинами;
Программа преобразований не была доведена до конца в силу укрепившихся позиций консерваторов, противников реформ, и изменений взглядов самого императора (хотя на данный момент этот тезис является спорным). Если говорить о том, почему Александр I отказался от реформ, то, вероятнее всего, именно международная конъюнктура, особенности внешней политики заставили императора отказаться от дальнейших преобразований из-за страха перед возможной революцией внутри Империи.