Культура казахов: музыка, танцы и народное творчество
Казахский народ имеет богатую культуру, включающую в себя различные виды искусства. Один из самых известных и уникальных элементов этой культуры — это народное творчество, такое как ковыль, кииз уясы и кереңгу. Эти виды творчества передают многовековую историю народа через песни, танцы и народные рассказы.
Этот народ оказал большое влияние на формирование музыки и танцев в Центральной Азии. Их мелодии и музыкальные инструменты, такие как домбыра и кобыз, стали популярными не только в Казахстане, но и во всем мире. Танцы, такие как Кара жорға и Кокпар, представляют собой грациозные движения, которые символизируют различные аспекты народной жизни.
Одна из самых ярких черт казахской культуры — это ее богатство и многообразие. Общаясь с казахами, можно не только познакомиться с их национальными обычаями, но и узнать много интересного о народной музыке, танцах и народном творчестве.
Казахи имеют уникальную музыкальную традицию, которая представляет собой сочетание старинных мелодий и современных элементов. Их танцы, словно живописные картины, описывают жизнь народа и символизируют различные аспекты казахской культуры.
Христианство в Казахстане появилось еще в Средние Века и возродилось после покорения Средней Азии Россией
Христианство в Казахстане имеет длительную историю. Первые упоминания о нём относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится на его территории одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмоми буддизмом. Закат христианства здесь начинается с арабским завоеванием, после которого христианское население перешло в ислам.
Верующие в Пасхальный полудень у Вознесенского собора в Алма-Ате. Православие — вторая по численности конфессия в Республике Казахстан. Фото: upload.wikimedia.org
Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Из-за пресечения связей христиан с христианскими странами, христианство на территории современного Казахстана было заменено исламом и буддизмом. Возрождение христианства в Средней Азии относится к XIX веку и связано с покорением Средней Азии Россией.
С Российским влиянием в стране связанно распространение в Казахстане православия. Так в наше время примерно 20% населения Казахстана считает себя православными. Православие в республике исповедуют русские, украинцы, белорусы и в меньшей степени другие граждане республики, преимущественно русскоязычные.
20%
столько населения Казахстана — православные
На территории Казахстана расположен Казахстанский Митрополичий округ, являющийся канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Митрополичий округ разделён на девять епархий: Астанайскую. Главой Митрополичьего округа является митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев).
Приход ислама
Мусульманство в течение не одного века проникало в Казахстан. Религия, охватив сначала Юг страны, уже в конце Х века широко распространилась в Семиречье и на побережьях Сырдарьи. Однако часть регионов исповедовала христианство (несторианство), пришедшее сюда в XII-XIII вв с найманами.
На какой-то период развитие ислама в Казахстане было приостановлено из-за завоевания территорий монголами. Тюркские и монгольские племена в то время придерживались традиционных вероисповеданий. Эта тенденция сохранилась при хане Берке в период Золотой Орды, дополнительно усилил ее хан Узбек. Мусульманам-суфитам приходилось уносить свою религию в степи. Но вскоре миссионеры удостоились расположения предводителей кочевников.
С каждым годом мусульманская религия в Казахстане укрепляла свои позиции. Появлялось множество мечетей, нередко строившихся за счет частных вложений. Глубокое внедрение в быт казахов произошло в период правления султана Арын-Газы.
XIX столетие было отмечено влиянием степных татар, которые часто становились муллами и выполняли просветительскую функцию, способствовали развитию культуры и грамоты. Позже среди мусульман-казахов появляется модернистское направление — джадидизм, которое пропагандирует обучение светским наукам и образование в целом.
Древняя религия
Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.
По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.
Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.
Например, добрый Зенги – Ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.
Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.
Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.
С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.
Средневековая история
В средние века место гуннов заняли турки. Это племя вышло из евразийских степей. К середине 15 века они создали одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии он охватывает территории от Желтого до Черного моря.
Тюрки ведут свою родословную от гуннов, а они считаются алтайскими. Происхождение казахов от турок сегодня практически никем не оспаривается. Турки постоянно находятся в состоянии войны с китайцами, и в этот период начинается активная арабская экспансия в Среднюю Азию. Ислам активно распространяется среди земледельческого и оседлого населения.
Существенные изменения происходят в культуре турок. Например, вместо турецкого письма идет арабский, используется исламский календарь, а в повседневной жизни появляются мусульманские праздники.
Согласно своду правил ислама
Какие религиозные верования были распространены в Казахстане до появления ислама?
До прихода ислама на территории Казахстана наиболее распространенными были тотемный культ и шаманизм. Тотемный культ связывался с верой в то, что животное или растение могут стать тотемом рода или племени, наделяя своих наследников некой особой силой и защитой. Шаманизм же представлял собой совокупность магических практик, широко распространенных в Средней Азии.
Как влияли религиозные верования на жизнь людей в древнем Казахстане?
Религия играла важную роль в жизни древнего Казахстана. Религиозные обряды, обычаи и верования были тесно связаны с повседневной жизнью людей и оказывали значительное влияние на их мировоззрение. Например, в тотемном культе наследники должны были соблюдать определенные правила и запреты в отношении своего тотема. Шаманизм же предполагал проведение ритуалов в честь духов и богов, которые помогали обрению здоровья, богатства и счастья.
Как происходило принятие ислама в Казахстане?
Процесс принятия ислама был постепенным и длился более 300 лет. Сначала ислам проник в Казахстан через торговых караваны и военные походы. Первые мечети были построены в 10-11 веках на южных границах Казахстана. Постепенно ислам начал распространяться на север, через территории современного Узбекистана. В XIV-XV веках Монгольское владычество поддерживалось династией Тимуридов, которая происходила из Персии и исповедовала шиитскую веру. Таким образом, шиитский ислам стал проникать на территорию Казахстана. Однако уже в XVI веке большинство населения перешло на суннитский ислам, который является доминирующей верой в Казахстане по сей день.
Какую роль играла религия в формировании казахской нации?
Религия играла важную роль в формировании казахской нации. С приходом ислама на территорию Казахстана началась процесс сведения казахских племен в единое целое. Общность вероисповедания сыграла в этом процессе значительную роль. В течение нескольких веков казахи формировались как личность, принимая понятия ислама и сложившиеся в нем обычаи. Ислам стал одной из основ казахской культуры и национальной идентичности.
Можно ли отнести казахские народные обряды к религиозным верованиям?
Многие казахские народные обряды имеют ярко выраженный религиозный характер. Например, в той же тотемной вере многие племена почитали духов своих предков, которые являлись своего рода защитниками их рода. Казахские народные песни и танцы также имеют религиозный оттенок. В них часто упоминаются духи и боги, которые помогают людям в их жизненных трудностях.
Как изменились религиозные верования в Казахстане в последние десятилетия?
В последние десятилетия религиозные верования в Казахстане претерпели определенные изменения. С одной стороны, религиозная толерантность и уважение к другим верам стали более распространенными. Руководство страны призывает к диалогу между верующими разных религий и участвует в организации межконфессиональных форумов и конференций. С другой стороны, в последние годы нарастает влияние фундаментализма и экстремизма. Это связано с распространением идей салафизма и увеличением числа исламистских организаций в стране.
Где молятся казахи?
В XIV веке при Узбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре ислам стал широко и повсеместно распространяться среди народа. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только среди представителей кочевой знати. Исламская религия в XIV веке была принята среди подавляющего большинства населения Казахстана.
Кто первым принес ислам на территорию Казахстана?
Первым толчком к распространению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, объединившись с войсками Аббасидского халифата, одержали победу над войсками Танского Китая.
Вначале ислам проник на юг современной территории Казахстана в VIII веке. И уже к концу X в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. По некоторым данным, первым толчком к распространению ислама стала Таласская битва 751-го года. Какие Религиозные Верования Существовали в Казахстане до Принятия Ислама.
Кто принес ислам казахам?
Период расцвета шаманистических верований совпадает со временем существования Тюркского каганата. Это ранняя форма религии, которая основывалась на том, что у каждой вещи, животного и природного явления есть душа.
Ислам: главная религия Казахстана
В Казахстане преобладает суннитский ислам, который относится к основной школе суннитов — ханафитской школе права. Ханафитская школа широко распространена в Центральной Азии и соответствует казахской культуре и традициям.
Ислам пришел на территорию современного Казахстана в VIII веке и стал основой для развития культуры, образования и законодательства. Важная роль ислама в истории Казахстана привела к тому, что он стал неотъемлемой частью казахской национальной идентичности.
Казахстанская конституция гарантирует свободу вероисповедания и запрещает дискриминацию на религиозной почве. Государство признает главенство ислама в сфере духовной жизни казахского народа и поддерживает деятельность мусульманских организаций и мечетей.
Мусульмане Казахстана соблюдают такие основные религиозные праздники, как Курбан Айт (Праздник Жертвоприношения), Рамадан (месяц поста и молитвы), Ураза Байрам (Праздник Разговения поста) и другие. Мусульманские ритуалы и традиции прочно вписаны в жизнь казахского общества.
Не смотря на то, что ислам является главной религией Казахстана, в стране проживает также множество людей других принадлежностей, а также прихожан других религий, таких как православие, католичество, протестантизм и буддизм. Государство поддерживает межконфессиональный диалог и толерантность между различными религиозными группами в стране.
Современная история
В этой статье вы узнаете, где в настоящее время проживают казахи. Границы их государства охватывают территорию между Уралом, Нижним Поволжьем, Сибирью, Китаем и Каспийским морем. Казахстан граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменистаном. При этом выхода к морю он не имеет, по территории занимает 9 место в мире, а среди стран СНГ уступает только России.
Бывший глава Казахской ССР Нурсултан Назарбаев стал первым президентом современного Казахстана. Произошло это в 1991 году. 16 декабря была провозглашена независимая Республика Казахстан.
За прошедшие годы в стране сменилось девять правительств, а президент Назарбаев по-прежнему руководит государством. В Казахстане большие запасы полезных ископаемых, много минерального сырья. Страна находится между двумя великими и могущественными державами: Россией и Китаем, поэтому она вынуждена проводить сбалансированную и сбалансированную внешнюю политику.
Национальная кухня казахов: что любят есть кочевники Центральной Азии?
Казахи быстро и легко готовят пищу на открытом огне и умеют использовать доступные им продукты.
Одной из основных черт национальной кухни казахов является предпочтение мяса. Блюда из баранины и говядины являются самыми популярными. Кроме того, у казахов есть традиция употреблять в пищу лошадиную мякоть.
Казахские кулинары также умеют готовить изобретательно. Они используют различные приправы, травы и пряности для сохранения вкуса и аромата. Кроме того, они умеют приготовлять блюда на гриле и в мангалах.
Традиционные казахские блюда:
- Бешбармак — лепешки с мясом и соусом из кислого молока
- Куырдаак — стейк из лошадиной мякоти
- Шашлык — кусочки мяса на шампурах
Важной особенностью казахской кухни является общенациональный ритуал пирования. В ходе пиршества гости общаются, делятся впечатлениями и наслаждаются блюдами национальной кухни
Другие вероисповедания
6.1 Атеизм
На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.
6.2 Секты и нетрадиционные религии
В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:
- Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
- Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
- Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.
6.3 Экстремизм
Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».
Буддизм
Поскольку Буддизм является одной из трех мировых религий, а также является официальной религией значительного числа казахов Монголии, то он разрешен официальными властями Казахстана. Согласно данным посольства США в Казахстане, Буддизм в стране представлен 4 официальными организациями, 3 из которых представляют Корейский Дзен-буддизм (в Казахстане проживает самая многочисленная диаспора корейцев в СНГ) и 1 официальную линию Тибетского буддизма махаяны (это стало возможным благодаря расширяющимся сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).
В настоящее время Буддизм в Казахстане представляют такие буддийские школы и направления:
Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг).
Последователи Дзен-буддизма.
Пока буддизм в Казахстане представлен достаточно слабо. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Однако интерес к нему среди казахов возрастает благодаря боевым искусствам которые может культивировать буддизм (таким как Шаолиньское УШУ, айкидо и т.д.). В официальной учебной литературе Казахстана отдельной графой описывается древняя тюркская религия — Тенгрианство, отмечается схожесть между этой древней национальной религией казахов между исламом и буддизмом одновременно, что может привести к возникновению новых форм буддизма махаяны интегрированных с исламом как пограничные формы Дзен.
Какая вера и религия в Казахстане?
Прочитав статью, вы узнаете весь религиозный спектр Казахстана, за 15-19 минут. Благодаря своеобразному пути развития и формирования государства Казахстан сегодня имеет многонациональный состав населения, который формировался путем переселения людей из других регионов. Какая вера и официальная религия у казахов в Казахстане сегодня? Есть ли в стране православные церкви? Распространён ли шаманизм в стране? Предлагаем узнать ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в тысячелетнюю историю казахского народа.
- Религиозная принадлежность населения Казахстана Какая основная религия преобладает в Казахстане?
- Казахстан религия в процентах?
История казахского народа
- История культуры и происхождение казахского народа Происхождение – история этногенеза казахского народа
Средневековая история кратко
Казахское ханство
Казахи в составе Российской империи
Казахи при Советском Союзе
Современная история Казахстана
Традиции и обычаи Казахстана
- Кара шанырак – особенная традиция
Национальная одежда
Главный праздник — Наурыз
Национальный состав населения государства — статистика
Верования казахов – история религии
- Какую религию исповедуют в Казахстане казахи?
История проникновения ислама
Когда казахи стали мусульманами?
Роль религии в жизни казахов
Известные представители народа
Свобода вероисповедания
- Государственная религия Казахстана
Основные религии и религиозные конфессии Казахстана
- Ислам в Казахстане – основная религия Сунниты
Особенности ислама в Казахстане
Мусульманские школы
Публичное проявление веры
Особая одежда для женщин
Ханафитский мазхаб в Казахстане
Появление и распространение ислама на территории Казахстана
Христианство в Казахстане
- История появления
Православие
Католики в Казахстане Появление католицизма
Католическая церковь Казахстана
Протестантизм — история протестантской религии в Казахстане
Буддизм
Иудаизм
Древние религии Казахстана
- Тенгрианство – древнейшая религия у казахов
Шаманизм
Другие вероисповедания
- Атеизм
Секты и нетрадиционные религии
Экстремизм
Религия в современном Казахстане сегодня
- Современное состояние религии в Казахстане
Отношение к религии парламентских партий Казахстана
Мечеть Хазрет Султан в Астане
Съезды мировых религий в Казахстане
Видео о вере казахов
История религии [ править ]
Церковь Востока и ее наибольшая протяженность в средние века.
В стране исторически проживали самые разные этнические группы с разными религиями. Нетерпимость к другим обществам стала проблемой казахской культуры. Создание независимой республики после распада СССР привело к большим изменениям во всех аспектах жизни людей. Религиозность населения, как неотъемлемая часть любой культурной идентичности, также претерпела динамические трансформации.
Баптистские церкви часто подвергаются набегам. Это связано с тем, что члены церкви собираются без регистрации, что является требованием страны. Любой, кто не зарегистрируется, рискует подвергнуться рейду со стороны полиции. Однако жестоко обращаются не только с нарушителями закона.
2 мая 2017 года суд в столице Казахстана Астане приговорил 61-летнего мужа и отца троих сыновей к пяти годам тюремного заключения за мирное библейское просвещение. Теймур Ахмедов — член Свидетелей Иеговы. Суд назвал его усилия по проповедованию и обучению «разжиганием религиозной розни» и «отстаиванием превосходства». Кроме того, судья наложил трехлетний запрет на участие г-на Ахмедова в библейской образовательной деятельности. Медицинские вопросы Ахмедова не рассматривались, поскольку ему требуется лечение кровоточащей опухоли, и ему отказали в необходимой медицинской помощи.
После десятилетий подавления культуры люди чувствовали огромную потребность продемонстрировать свою этническую идентичность — отчасти через религию. Количественные исследования показывают, что в первые годы после принятия новых законов, отмены каких-либо ограничений религиозных убеждений и провозглашения полной свободы вероисповедания, в стране наблюдался огромный всплеск религиозной активности своих граждан. Сотни мечетей, синагог, церквей и других религиозных построек были построены за считанные годы. Все представленные религии получили пользу от увеличения числа членов и учреждений. Многие конфессии, которых не было до обретения независимости, проникли в страну и обратились к сотням людей. Правительство поддержало эту деятельность и сделало все возможное, чтобы обеспечить равенство всех религиозных организаций и их последователей.Однако в конце 1990-х гг. Произошло небольшое снижение религиозности.[ необходима цитата ] Проект закона о религии, рассматриваемый в июне 2008 года, вызвал международную озабоченность по поводу того, есть ли намерение соответствовать общим стандартам свободы религии и прав человека.
Известные представители народа
Знаменитые казахи в России сыграли важную роль в прославлении своего народа и успехах государства Российского. В 19 веке это был генерал-майор Жангир Керей-хан. Он был амбициозным правителем, активно продвигавшим политику королевской власти. Именно во время его правления государственные земли начали массово передаваться частным лицам, что привело к их разграблению. Такая аграрная политика сильно обострила социальное расслоение в обществе, что привело к народному восстанию под предводительством Тайманова и Утемисова. Жангир-Керей жестоко подавил его при поддержке русских войск.
В начале ХХ века пост министра почт и связи Российской империи занимал казах Губайдулла Джангиров. На протяжении всей истории он оставался одним из чиновников, разработавших положение о выборах в первую Государственную Думу. Таким образом, впервые в истории казахи получили право избирать представителей своего народа в органы управления. Он также считается родоначальником и одним из основоположников российских войск связи.
Сегодня в России знают многих казахов творческих профессий. Это сценарист и продюсер Вячеслав Дусмухаметов, автор популярных комедийных сериалов «Универ. Новое общежитие» и «Интерны». Кстати, в «Интернах» играет известный казахстанский актер, капитан команды КВН «Сборная Камызякского края» Азамат Мусагалиев.
В 2007 году в России скончался известный оперный певец казахского происхождения Эрик Курмангалиев.
Католицизм в Казахстане
В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.
И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.
Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.
Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены, вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.
История.
На территорию Средней Азии и Казахстана Ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере требования Ислама. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе и мусульман.
По мере расширения монгольского ханства распространение Ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но Ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганду Ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в 1166 году в городе Туркестан.
Цивилизующее воздействие Ислама в средние века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.
Во многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно Исламу. В эпоху средневековья «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Все эти «страны», фетишизация государственных границ возникли позже. Казахстан представлял собой провинцию Ислама. Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями исламкого мира.
Обращение в Ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.
Однако позиции Ислама из года в год становились всё более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее Ислам в казахских степях.
С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счёл нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на Шариат.
Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми
Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла
Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама
При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.
Веры
ислам
Ислам — наиболее распространенная религия в Казахстане; он был завезен в регион в 8 веке арабами. Традиционно этнические казахи — это мусульмане-сунниты, которые в основном следуют ханафитской школе. Казахи, включая другие этнические группы мусульманского происхождения, составляют более 90 процентов всех мусульман. Южный регион страны имеет самую высокую концентрацию самоидентифицированных практикующих мусульман.
христианство
Вознесенский собор в Алматы
Христианство в Казахстане — вторая по распространенности религия после ислама . Большинство христианских граждан — русские , и в меньшей степени украинцы и белорусы , которые принадлежат к Русской православной церкви . По данным национальной переписи населения 2009 года, примерно 26% населения Казахстана идентифицируют себя как христиане. 1,5 процента населения составляют немцы , большинство из которых исповедуют католицизм или лютеранство . Есть также много пресвитериан , Свидетелей Иеговы , адвентистов седьмого дня и пятидесятников . Методисты , меннониты и мормоны также зарегистрировали церкви в правительстве. По переписи 2009 года в Казахстане было 4 214 232 христиан. «Казахстан — это странное ядро традиционалистского католицизма», — заявил католический писатель Росс Даутхат в 2018 году.
Вера бахаи
Вера Бахаи в Казахстане начался в религии в бывшем Советском Союзе . До этого Казахстан , как часть Российской империи , имел бы косвенный контакт с верой бахаи еще в 1847 году. После прихода пионеров бахаи община превратилась в крупнейшую религиозную общину после ислама и христианства, хотя только несколько процентов нации. К 1994 году было избрано Национальное Духовное Собрание Казахстана, и община начала умножать свои усилия по различным интересам. По оценке Ассоциации архивов религиозных данных (опирающейся на Всемирную христианскую энциклопедию ) в 2010 году бахаи насчитывали около 7000 человек.
Иудаизм
Синагога Хабад-Любавич в Алматы, изображенная на почтовой марке Казахстана в 2006 году.
Казахские евреи имеют давнюю историю. Есть приблизительно 12 000 до 30 000 евреев в Казахстане , менее 1% населения. Большинство казахских евреев — ашкенази и говорят по- русски .
буддизм
Буддизм существует в Казахстане с 17 века, о чем свидетельствуют древние пагоды и храмы, обнаруженные учеными при раскопках. В настоящее время в Казахстане есть только две официально зарегистрированные буддистские организации: одна принадлежит к вон-буддизму , пришедшему из Кореи, а другая — к тибетскому буддизму.
индуизм
Индусы в Казахстане в основном принадлежат к секте ИСККОН и индуистам диаспоры из Индии. Индийская община в Центральной Азии, которая включает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, насчитывает всего 2732 человека из общего населения в 55,5 миллиона человек. Он состоит в основном из NRI.
Тенгрианство
Тенгризм — это центральноазиатская характерны шаманизм , анимизм , тотемизм , поли- и монотеизм и поклонение предкам . Это преобладающая религия тюрки , монголы , венгры , Хунну и гунны , и религия пяти древних тюркских государств: Göktürk каганата , Западный Тюркский каганат , Великая Болгария , Болгарская империя и Восточная Tourkia (Хазария) . В Irk Bitig Тенгри упоминается как Türük Tängrisi (Бог тюрков).
Тенгрианцы считают, что их существование поддерживается вечным голубым небом (Тенгри), плодородным духом матери-земли ( Умай ) и правителем, считающимся святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки удовлетворяют все нужды и защищают всех людей. Живя честной и уважительной жизнью, человек будет поддерживать равновесие в своем мире и совершенствовать своего личного Ветряного Коня , или духа. Сообщается, что гунны Северного Кавказа верили в двух богов: Тангри-хана (или Тенгри-хана), которого считали тождественным персидскому Аспандиату и которому приносили в жертву лошадей, и Куара (чьи жертвы поражены молнией). Тенгрианство практикуется в Саха , Бурятии , Туве и Монголии параллельно с тибетским буддизмом и бурханизмом .