Глава 10. Катастрофа – краткое содержание
Ночью в московскую газету «Известия» льются сообщения о том, что в сёлах Смоленской губернии рядом с совхозом Рокка появились громадные змеи, крокодилы и страусы величиной с лошадь. Утром вся столица читает разбрасываемый по улицам экстренный газетный выпуск: «Змеи идут стаями к Можайску, откладывая неимоверные количества яиц. Чтобы их остановить, приходится поджигать леса».
Персиков той же ночью, запасшись на всякий случай ядовитыми газами, готовится к опасному опыту по облучению в оставшейся у него камере яиц анаконд, страусов и варанов. Однако для эксперимента ему неожиданно привозят куриные яйца. Прочитав наутро сообщения газет, Персиков понимает: пришедшие из Германии яйца пресмыкающихся вследствие путаницы отвезли Рокку, а предназначенные для совхоза куриные – сюда, в московский институт!
Глава 8. История в совхозе – краткое содержание
При царе Рокк играл на флейте в одном из кинематографов Екатеринослава, а с началом революции примкнул к большевикам и сделал видную карьеру. Он назначался на самые разные должности, но нигде не имел специальных знаний, действуя лишь как партийный надсмотрщик и контролёр. Вот и теперь, по своей недалёкости и жажде возвыситься в чинах, он легкомысленно надумал применить открытие Персикова к восстановлению куроводства
В августе в совхоз к Рокку доставляют три больших камеры Персикова. Через несколько дней туда же привозят три ящика яиц, закупленных в Германии. Яйца имеют необычный вид: они очень большие и покрыты странными пятнами, однако Рокк по беспечности не придаёт этому значения.
Яйца помещают под луч. Вскоре после этого собаки близких к колхозу деревень начинают истошно выть по ночам. Из ближайших рощ улетают птицы, а из прудов пропадают лягушки.
Из-под скорлупы начинает раздаваться непрерывный стук. Однажды утром Рокк обнаруживает в оранжерее осколки от двух взломанных яиц, но вылупившихся цыплят рядом нет, и найти их нигде не удаётся! От волнения Рокк решает пойти искупаться на пруд. За ним бежит его толстая жена Маня.
Из зарослей лопухов у тропинки к пруду рядом с Рокком вдруг поднимается ввысь огромная пятисаженная змея. Она бросается на Маню оборачивается вокруг неё, давит, ломает кости и начинает проглатывать. Рокк с диким рёвом бросается бежать.
О чём?
Открытие против воли учёного становится известным. Персикова на московских улицах донимают журналисты, требуя рассказать об изобретении. Работать в лаборатории становится невозможно из-за шквала сотрудников прессы, приходит даже шпион, который за пять тысяч рублей пытается выведать у профессора тайну луча.
Вскоре в заграничной упаковке приходит три ящика яиц, необычных на вид, пятнистых. Рокк кладёт полученные яйца под луч и велит сторожу следить за ними, чтобы вылупившихся цыплят никто не украл. На следующий день обнаруживаются скорлупки от яиц, а цыплят нет. Завхоз винит во всём сторожа, хотя тот клянётся, что внимательно наблюдал за процессом.
В последней камере яйца ещё целы, и Рокк надеется, что хотя бы из них вылупятся цыплята. Он решил сделать перерыв и идёт с женой Маней купаться на пруд. На берегу пруда он замечает странное затишье, а затем на Маню кидается огромных размеров змея и поглощает её прямо на глазах у мужа. От этого он седеет и почти впадает в безумие.
До ГПУ доходит странная весть, что в Смоленской губернии творится что-то странное. Два агента ГПУ — Щукин и Полайтис отправляются в совхоз и застают там обезумевшего Рокка, который не может ничего толком объяснить.
Агенты обследуют здание совхоза — бывшую усадьбу Шереметева, и находят в оранжерее камеры с красноватым лучом и полчища огромных змей, рептилий и страусов. Щукин и Полайтис погибают в схватке с чудищами.
Персиков к тому времени изобретает специальный яд для умерщвления жаб, который потом пригождается для борьбы с огромными змеями и страусами.
Отряды Красной Армии, вооружённые газом, борются с этим бедствием, но Москва всё равно встревожена, и многие собираются бежать из города.
Обезумевшие люди врываются в институт, где работает профессор, разрушают его лабораторию, виня его во всех бедах и думая, что это он выпустил огромных змей, убивают его сторожа Панкрата, экономку Марью Степановну и его самого. Затем они поджигают институт.
В августе 1928 года внезапно наступает мороз, который губит последних змей и крокодилов, не добитых специальными отрядами. После эпидемий, которые были вызваны гниением трупов змей и людей, пострадавших от нашествия рептилий, к 1929 году наступает обычная весна.
Луч, открытый покойным Персиковым, получить больше не удаётся никому, даже его бывшему ассистенту Иванову — ныне ординарному профессору.
Суть: о чём повесть?
Умирающую в переулке дворнягу находит старый профессор Филипп Преображенский. Сразу же дав собаке имя Шарик, Филипп Филиппович с неизвестной целью приводит её в свою роскошную многокомнатную квартиру.
Профессор оказывается значимой персоной, обслуживающей многих богатых и влиятельных людей, включая членов коммунистической партии. С помощью всего одного звонка Преображенский приводит в ужас и замешательство главу местного домоуправления – Швондера, который хотел передать одну из семи комнат в квартире профессора неимущим.
Наконец, мы узнаём, что задумал Филипп Филиппович и зачем ему понадобился Шарик. Путём пересадки нужных органов профессор задумал превратить собаку в человека. Операция завершается блистательным успехом, Шарик трансформируется в человека и берёт себе фамилию Шариков.
Со времен из-за дурной генетики донора органов и неспособности профессора интегрировать своего подопытного в человеческое общество характер Шарикова начинает портиться.
Ответственность за трудоустройство Шарикова берёт на себя Швондер, оформляя ему документы и устраивая в службу по отлову кошек. Под влиянием главы домоуправления Шариков начинает видеть в Преображенском своего прямого врага, начинает шантажировать профессора, угрожая написать донос. В этот момент ассистент Филиппа Филипповича – Иван Борменталь выходит из себя и убивает Шарикова.
В конце повести читатель узнаёт, что Преображенский спас жизнь Шарикова, превратив его обратно в собаку Шарика и оставив жить у себя.
Анализ повести «Роковые яйца» Булгакова М.А.
«Роковые яйца», написанные, по словам М. Горького, «остроумно и ловко», не были просто, как могло бы показаться, едкой сатирой на советское общество эпохи нэпа. Булгаков делает здесь попытку поставите, художественный диагноз последствиям гигантского эксперимента, который проделан над «прогрессивной частью человечества». В частности, речь идет о непредсказуемости вторжения разума, науки в бесконечный мир природы и самого человеческого естества. Ho не о том ли говорил чуть раньше Булгакова, в стихотворении «Загадка Сфинкса» (1922), умудренный Валерий Брюсов? Об иных вселенных молча гласят нам Мировые войны под микроскопами.
Ho мы меж ними — в лесу лосята, И легче мыслям сидеть под окнами… Все в той же клетке морская свинка, Все тот же опыт с курами, с гадами… Ho пред Эдипом разгадка Сфинкса, Простые числа не все разгаданы.
Именно опыт «с курами, с гадами», когда под чудодейственным красным лучом, случайно открытым профессором Персиковым, вместо слоноподобных бройлеров оживают гигантские рептилии, позволяет Булгакову показать, куда ведет дорога, вымощенная самыми благими намерениями. По сути дела результатом открытия профессора Персикова становится (говоря словами Андрея Платонова) лишь «повреждение природы». Однако что же это за открытие?
«В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью».
Красный луч, открытый Персиковым, — это некий символ, многократно повторяющийся, скажем, в названиях советских журналов и газет («Красный огонек», «Красный перец», «Красный журнал», «Красный прожектор», «Красная вечерняя Москва» и даже орган ГПУ «Красный ворон»), сотрудники которых рвутся прославить подвиг профессора, в имени совхоза, где должен быть произведен решающий эксперимент. Булгаков попутно пародирует тут учение марксизма, которое, едва коснувшись чего-то живого, немедленно вызывает в нем кипение классовой борьбы, «злобу и резвость». Эксперимент был обречен изначально и лопнул по воле предопределенности, рока, который в повести персонифицировался в лице коммуниста-подвижника и директора совхоза «Красный луч» Рокка. Красной армии надлежит вступить в смертельную схватку с ползущими на Москву гадами.
«— Мать… мать… — перекатывалось по рядам. Папиросы пачками прыгали в освещенном ночном воздухе, и белые зубы скалились на ошалевших людей с коней. По рядам разливалось глухое и щиплющее сердце пение:
…Ни туз, ни дама, ни валет, Побьем мы гадов без сомненья, Четыре сбоку — ваших нет…
Гудящие раскаты „ура“ выплывали над всей этой кашей, потому что пронесся слух, что впереди шеренг на лошади, в таком же малиновом башлыке, как и все всадники, едет ставший легендарным 10 лет назад, постаревший и поседевший командир конной громады».
Сколько соли и скрытой ярости в этом описании, безусловно возвращающем Булгакова к мучительным воспоминаниям о проигранной Гражданской войне и ее победителях! Мимоходом он — неслыханная в тех условиях дерзость! — ядовито издевается над святая святых — гимном мирового пролетариата «Интернационалом», с его «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой…». Завершается эта повесть-памфлет ударом внезапного, среди лета, мороза, от которого околевают гады, и гибелью профессора Персикова, вместе с которым потерян, навсегда угас и красный луч.
Морозный бог на машине
Несмотря на огромные усилия, нашествие гадов не смогла остановить ни конная армия, потерявшая две трети личного состава, ни химическое оружие. Люди совсем отчаялись, но неожиданно вмешалась природа. Ночью 20 августа 1928 года произошло аномальное падение температуры. Мороз достигал -18 градусов и держался около 2 дней. Привыкшие к тёплому климату, пресмыкающиеся не выдержали и погибли.
О дивном изобретении Персикова вспоминали ещё долго и даже пытались воссоздать удивительный луч. К сожалению, все камеры погибли, и больше никто не смог восстановить правильную комбинацию линз.
Проанализировав произведение, можно прийти к выводу, что открытие луча и эксперимент с яйцами — это судьба. Булгаков называет её рок или Рокк.
Анализ произведения
Булгаков написал своё творение в жанре фантастической повести. Главная мысль состоит в том, что нельзя необразованным людям руководить наукой.
Мало понимающие как в управлении, так и в научных исследованиях представители «низов» ради решения сиюминутной проблемы поставили на карту судьбы многих людей. Неслучайно ассистент Иванов не смог повторить изобретение профессора.
Гениальные люди, так необходимые стране, истребляются малообразованной толпой.
Произведение учит ответственности в принятии таких важных решений, как использование не до конца изученных научных открытий.
Повесть желательно читать полностью или слушать онлайн.
Стилистические особенности
В повести множество скрытых смыслов. Подтекст заложен в самом названии. Первоначальное название «Луч жизни» иронично, потому что изобретённый профессором красный луч оказывается как раз лучом смерти, угрожающим целой стране. Это название перекликается с названием совхоза, откуда начались все несчастья – «Красный луч». Название «Роковые яйца» символично, яйцо как начало и символ жизни оказывается роковым в результате ошибки и обращает родившуюся в нём жизнь (гадов) в смерть для людей.
Яйцо и курица становятся предметом насмешек героев и иронии автора. Надпись «Сожжение куриных трупов на Ходынке» вызывает воспоминание у читателя о ходынской трагедии с огромным числом жертв, случившейся по вине властей (так куры становятся невинными жертвами за людей).
Люди смеются над смертью, обращая куриный мор в предмет шуток, карнавала. Куплетисты поют пошлую песню: «Ах, мама, что я буду делать Без яиц?..», появляется лозунг, обращённый к иностранным капиталистам: «Не зарьтесь на наши яйца – у вас есть свои». Грамматические и стилистические ошибки нивелируют трагедийность пьесы «Куриный дох» и надписи на яичном магазине «За качество гарантия». Литературное произведение «Курицыны дети» сразу ассоциируется с грубым «сукины дети».
Вопрос Рокка, заданный по телефону Персикову, тоже неоднозначен: «Мыть ли яйца, профессор?»
Для создания комического эффекта Булгаков активно пользуется штампами и клише официально-делового стиля, создавая невообразимые названия чрезвычайных комиссий (Доброкур). Булгаков даёт своим героям говорящие фамилии. Заведующий отделом животноводства при верховной комиссии называется Птаха-Поросюк (намёк на продовольственную программу).
Основные приёмы создания комического в повести – ирония и гротеск.
-
«Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
-
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
-
«Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа
-
Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
-
Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
-
Проделки Воланда и компании в Москве
-
«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
-
«Белая гвардия», анализ романа Булгакова
-
«Собачье сердце», анализ повести Булгакова
-
«Бег», анализ пьесы Булгакова
-
«Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
-
«Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
-
«Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
По произведению: «Роковые яйца»
По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич
«Роковые яйца»: анализ
Источником для написания этого фантастического произведения стал фантаста Герберта Уэллса «Пища богов» (1904 г.), где описана чудодейственная пища, ускоряющая рост человека и превращающая его в гиганта, а также развивающая его интеллектуальные, духовные и физические возможности. «Роковые яйца» Булгаков сделал более экзотичными и в своем сюжете использовал агрессивных пресмыкающихся, а не гигантских человеческих индивидуумов.
А еще поэт Максимилиян Волошин, отдыхая в Крыму, в Коктебеле, прислал Булгакову вырезку из одной местной газеты от 1921 года, в которой говорилось о том, что в районе появился огромный гад, и на его поимку отправили бойцов Красной Армии.
Произведение «Роковые яйца» напоминает и второй роман Уэллса «Война миров» (1898 г.), в котором марсиане, завоевавшие Землю, гибнут от земных микробов. У Булгакова же его экзотические пресмыкающиеся становятся жертвами фантастических летних морозов.
Все началось с того, что в 1928 году советский профессор зоологии и директор Московского зооинститута Персиков Владимир Ипатьевич однажды совершил неожиданное научное открытие, которое имело огромную важность для зоологии. Работая с микроскопом, при случайном сдвиге зеркала он вдруг увидел в окуляре «луч жизни», как его потом назовет ассистент профессора, ученый Иванов Петр Степанович
Работая с микроскопом, при случайном сдвиге зеркала он вдруг увидел в окуляре «луч жизни», как его потом назовет ассистент профессора, ученый Иванов Петр Степанович.
Суть научного открытия заключалось в том, что одноклеточные организмы типа амебы при воздействии на них этого луча начинали вести себя очень непонятным и странным образом. Их поведение противоречило всем естественным законам природы. Амебы вдруг резко начинали размножаться, набрасываться друг на друга и стервозно рвать одна другую. В этой борьбе побеждали сильнейшие. Все эти выжившие особи страшны и неугомонны в своей особенной резвости и злобе.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Собачье сердце» оформлена Многомудрым Литреконом в виде таблицы:
герои повести «собачье сердце» | характеристика |
полиграф полиграфович шариков |
бывший дворовый пёс шарик. плод смелого эксперимента преображенского. предстаёт перед читателями двух амплуа: как собака и как человек. 1) в образе собаки перед нами предстаёт довольно умная и милая дворняга, склонная к философствованиям. 2) после преображения перед нам предстаёт крайне неприятный субъект: эгоистичный, грубый и невежественный. он склонен к алкоголизму и курению, ведет себя безнравственно и некультурно, приставая к женщинам и устраивая беспорядок в квартире. периодически жалуется на свою новую жизнь, но расставаться с ней не хочет. любит скандалы, ссоры и охотно проецирует их. всегда тянет одеяло на себя, желая поскорее присвоить себя максимальное количество материальных ценностей: в финале он настаивает на разделе квартиры преображенского. чувства благодарности, отзывчивости и такта ему неведомы. только страх способен отрезвить шарикова. находит себя лишь в отлове бродячих кошек, где добивается больших успехов, становясь начальником службы. новое пролетарское общество становится для него идеальной средой обитания, где он может качать права, не выполняя обязанностей. он с легкостью осваивает новый революционный лексикон и бравирует им, добиваясь своих корыстных целей. |
филипп филиппович преображенский | старый московский профессор, интеллигент. это вежливый, культурный, но самовлюбленный и высокомерный человек, который предъявляет завышенные требования к себе, но взамен требует уважения и признания от окружающих. гениальный врач и учёный, трудолюбивый и целеустремленный лидер. смотрит на мир через призму пессимизма, постоянно ожидает худшего, часто ворчит и жалуется на отсутствие порядка и законности. застав прошлую эпоху, он постоянно сравнивает с ней новое время, и не в пользу советской власти, ведь его раздражает всеобщее уравнивание людей, противоестественное по своей природе. осознав противоестественность своего эксперимента, он признает ошибку и устраняет ее. он ведёт себя довольно эгоистично, мало интересуясь проблемами окружающих, стремясь всеми силами отгородиться от общественной жизни. обладает обширными связями в руководстве страны и не стесняется ими пользоваться. в своем поведении филипп филиппович руководствуется принципами индивидуализма, в чем противостоит социализму как идеологии. |
швондер | председатель домкома и активист коммунистической партии. функционер, строго соблюдающий предписания и формальности и стремящийся к тому, чтобы создать для всех жильцов одинаковые условия. столкнувшись с профессором, который, живя в рамках системы, умудряется игнорировать все её законы, начинает испытывать к нему личную неприязнь. добросовестно участвует в судьбе шарикова, оформляя ему паспорт и устраивая того на работу, параллельно, однако, обостряя его конфликт с преображенским. по характеру швондер — типичный пролетарский выдвиженец, который маскирует активностью и формализмом отсутствие реальных достижений и талантов. высокий интеллект и успех раздражают его, потому что он живет утопией о всеобщем равенстве, но не понимает, что от природы все люди не равны, а индивидуальны. раз усвоив одну теорию, швондер загоняет жизнь в ее рамки и не мыслит никаких отклонений. |
иван арнольдович борменталь | молодой врач, ассистент профессора. культурный и воспитанный человек, предан профессору и трудолюбив в работе. рассудителен и спокоен, но в итоге, будучи не в силах больше выносить поведение шарикова, срывается и убивает его. |
Сюжет
Действия разворачиваются в августе 1928 году в СССР. Один профессор зоологии государственного института Персиков Владимир Ипатьевич, он же директор зооинститута в Москве. Случайным образом открывает научное исследование большой значимости: глядя в микроскоп при его определенной настройки он обнаружил особенный луч — » луч жизни», так его называет позже помощник Владимира Ипатьевича доцент Иванов Петр Степанович. Под влиянием этого луча простые амёбы ведут себя очень странно: они очень быстро скидывают все законы естественной науки почкования; только что появившиеся на свет амёбы бросаются злобно один на другого, рвут на куски и едят; выигрывает и выживает кто сильнее и лучше, и кто лучше ужасны они намного больше параметров обычных экземпляров, и выделяются своеобразной злостью и резкостью.
Иванов делает две камеры в которых в большом виде без микроскопа он получает точно такой же луч. И учёные ставят разные эксперименты с икрой лягушек. Спустя два дня из икры вылупилось много головастиков, за сутки они выросли в злобных и ненасытных лягушек, что половина сразу сжирает вторую половину, те кто выжил за пару дней без вмешательств луча выводят новое потомство. Про эти эксперименты профессора узнали в печатном издательстве.
В этот момент в стране началась непонятная куриная болезнь: от которой умирали заражённые куры.
Персиков состоял в комиссии по борьбе с куриной чумой. Но эту болезнь не смогли остановить спустя немного времени все куры до единой на территории ССР сдохли.
В кабинет Персикова вошёл Рокке Александр Семёнович, он только назначен управляющим совхозом » Красный луч», с » документом из Кремля», в нем Персикову предлагается обеспечить Рокка построенными им камерами. «Для размножения кур в ССР». Профессор предупреждает Рокка что свойства луча плохо и не до конца изучены, но Рокк убежден что у него все получиться, и он быстро выведет цыплят. Подчинённые Рокка увезли большие камеры, а Персикову оставили его небольшую камеру.
Персиков для своих экспериментов заказал себе из-за границы яйца животных- питонов, крокодилов, анаконд, страусов. В это же время Рокк заказывает там же куриные яйца.
И произошло ужасное яйца каким-то образом перепутались и в Смоленск к Рокку пришли яйца животных. Рокк ничего не предполагающий положил необычные на вид яйца, и большие по размеру в камеры, и сразу же в близости совхоза, все умолкает, а в соседних сёлах завыли собаки. Через пару дней из этих яиц появились животные. Одна змея уже через несколько часов выросла до огромного размера и набросилась на Маню жену Рокка. Эта трагедия случилась на глазах Рокка, и он быстро пошел в управление ГПУ. Там ему не поверили, решили, что ему показалось. Но приехав в совхоз, они в ужасе увидели много крупных змей, крокодилов, и страусов. Оба работника ГПУ погибают.
В стране творятся чудовищные события: по можайскому лесу стреляют с тяжелой артиллерии, попадая по залежам крокодилов, идёт борьба с стаями страусов, человеческие жертвы невозможно сосчитать. Все животные движутся в Московском направлении откладывая большое количество яиц. Началась эвакуация людей из Москвы в городе много беженцев из Смоленской губернии, в столице введено военное положение.
Несчастный Персиков погиб от злых на него людей, они считают что он виноват, во всех несчастьях страны.
Ночью 19 августа стукнул мороз, -18 градусов, температура не падала два дня, что и помогло столице от нашествия. На всей окрестности лежат разные яйца. Но они безопасны: мороз убил зародышей. На большой территории земли, гниют трупы животных, которые преобладают огромных размеров. Но в апреле 1929 года армия сожгла все трупы животных приводя землю в порядок.
Об этом луче ещё долгое время пишут статьи и говорит весь мир , но этот луч получить больше никто не сможет никогда получить.
Тема: оплошность людей в работе, с мало изученными приборами, и не знание последствий. Беспорядок в управлении. Также писатель поднимает такую тему как безнаказанность, и большое влияние публичной информации.
Главные герои: Персиков Владимир Ипатьевич, Рокк, Иванов Петр Степанович.
Композиция: все события произведения имеют хронологические рамки, и точность.