«Смятение»
В данном произведении Анна Ахматова умудрилась заключить десятилетнюю трагедию в одном небольшом событии, слове. Она очень часто оставляла свои миниатюры незаконченными. Это было похоже на небольшой отрывок черновика, который не имел ни начала, ни конца. Данный прием давал возможность читателю пофантазировать, придумывая до конца сюжетную линию.
Так называемые стихи-фрагменты передается настоящая буря чувств и эмоций, которые, наконец-то, вырвались наружу. Одним из ярких тому примеров является стихотворение «Хочешь знать, как всё это было?..»
В этом, казалось бы, небольшом фрагменте, Анна Андреевна передает острый психологизм. Очень часто подобные произведения, которые больше напоминают заметки, были распространены намного больше. Они включали в себя большое количество действующих лиц, пейзаж и интерьер.
Неоднократно говорилось о том, что Анна Андреевна обладает некой тайной, загадкой. Странным казалась и её очень многословная любовная лирика. Своим творчеством она смогла добиться некого равенства полов в отношениях. Ошибочно будет считать, что в поэзии Ахматовой преобладает некое разочарование в любви. Нет, это далеко не так. Подобное чувство возникало из-за трагической судьбы супруга Анны Андреевны Николая Гумилева, который очень сильно пострадал из-за репрессий.
С уверенностью можно сказать, что основной чертой характера поэтессы являлась сила и мужество. Свою огромную силу духа она наглядно показывает в стихотворении «Мужество». Даже её любовной лирики коснулась эволюция и прогресс. Поэтессе начало казаться, что в своих произведениях она затрагивает лишь горести, блуждания и бури. Но если разобраться, как следует, то становится понятно, что она писала в первую очередь о страдании всего народа.
Поэтесса все чаще и чаще начинает поднимать тему бренности человеческого бытия, греховности и пороков. Именно поэтому её лирическая героиня начинает искать спасение в религии и молитве. Но молитва начинает соединяться с любовью и томлением.
Уже после революции в произведениях Ахматовой начинает подниматься тема совести. Благодаря этому, тема любовной поэзии протерпела некие изменения и отошла от обычных стандартов. Здесь поэтесса приводит пример боли и страданий, которые не имеют никакого отношения к данной ситуации. Все чаще и чаще начинают встречаться религиозны мотивы. Лирические произведения Анны Андреевны изменяют свой характер, затрагивая осмысливания судьбы всего огромного государства. В любовной истории последовательность все так же отсутствует – в нем нет определенного начала и завершения. А признание в любви больше напоминает некий отрывок невзначай подслушанного разговора.
Лирическая героиня стихотворений зачастую ведет монолог, находясь в каком-то полубредовом состоянии. Она так же не собирается объяснять все то, что происходит. Героиня делится с читателем лишь свои чувства и эмоции. Благодаря этому все лирические произведения поэтессы отличаются особой интимностью и открытостью души.
Поэтессе удалось соединить в своих лирических произведениях глубокие, драматические переживания, очарование, а так же всю неповторимость своей личности. Основной темой её творчества становится столь важная тема любви. Именно благодаря своей искренности и открытости, поэтессе удается найти свою аудиторию, которая с упоением наслаждается её произведениями. В них нет фальши, лжи, лишь открытая душа, чувства, эмоции и любовь.
Что касается раннего творчества Анны Андреевны, то его можно сравнить с некими записками лирического дневника. Она не пытается показать возвышенную и прекрасную любовь, как это делали большинство её современников. Нет, Анна Ахматова рассказывает о простых чувствах, с которыми человеку приходится сталкиваться на протяжении своей жизни неоднократно. Она рассказывает о разлуке, измене, отчаянии, радости. То есть о тех простых чувствах, которые каждый испытывал неоднократно.
Анна Андреевна пишет свои произведения на неком надрыве, показывая все чувства на их пике. В её произведения всегда присутствует некая драма, которая либо только начинается, либо заканчивается. Произведения Ахматовой всегда эмоциональные и яркие. Она не скупится на яркость и контраст. Это отличает произведения поэтессы от столь привычной нам поэзии, в которой мы привыкли к воспеванию чувств.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
Рассуждение
Вообще, это стихотворение о любви сильной женщины, чувство которой тоже сильно. В произведении даны в четырех строфах зарисовки трёх состояний, даже можно сказать стадий любви. Всё стихотворение написано в прошедшем времени, это взгляд на прошлую, но живую любовь. Название хорошо отражает ощущения поэтессы.
В первой нельзя сказать, что чувство даже зарождается – оно вот-вот обрушится на героиню-поэтессу, как лавина. Во второй – трагический разрыв между влюбленными, страдание, а в третьей – прошло уже десять лет, происходит случайная встреча… В которой всплыли волнительные воспоминания о той любви. Теперь подробней!
Первая строфа состоит из восьми строк, рифма здесь перекрестная. Героине душно, но не от погоды – метафора света, который исходит от того самого мужчины. Лучи из его глаз (его взгляд) сжигает её. Наверное, это значит, что и он полюбил, раз так смотрел. Поэтесса понимает, что мимо этого человека ей просто так не пройти – он её (свободную и даже гордую) может приручить. С одной стороны тут предвкушение («что-то скажет»), а с другой – дурное предчувствие, которое выразилось в метафоре любви, как надгробного камня. Но женщина готова броситься в эту страсть, несмотря ни на что.
Вторая такая же по структуре, но полно восклицаний и упреков. Первая фраза обращена к любимому, что он и взглянуть не хочет. Но она не может не воскликнуть, что он красив. Любимого называет уже «проклятым». Сейчас её состояние тоже не очень хорошее, будто в бреду – туман в глазах, всё сливается, кроме у него в петлице красного цветка – символа любви. Поэтесса, будто птица, не может взлететь, хотя с малых лет летать умела. Здесь речь и об отсутствии вдохновения, свободы, радости жизни.
Третья и четвертая состоят из шести строк каждая, рифма перекрестная. Третья строфа больше описательная, напряжение нарастает к концу. Сначала о том, что «из приличия» любимый подошел, но руку поцеловал лениво. То есть можно было б – не подошел, а в поцелуе его нет и капли той страсти из первой строфы. Но её чувство еще живо, раз уж она сравнивает его глаза с (высоким слогом) очами с древних ликов, видимо, икон
Наверное, вокруг чужие люди, но ей так нужно что-то сказать, чтобы его вернуть – выразить самое важное. Любящая героиня вложила в одно слово все десять лет бессонных ночей, но любимый просто отошел от неё
Что она сказала? Люблю, вернись или прости?.. Зато, у неё на душе стало ясно и пусто – надежды нет, его любовь умерла ещё раньше, а теперь он убил чувство, которое ещё теплилось в её душе. Финал ритмичный и лаконичный.
Красивое, но грустное стихотворение. Оно нервное по ритму, слова иногда из высокого стиля для создания эффекта особого отношения к любимому. Героиню жаль, но видно, как достойно она перенесла эту любовь-болезнь.
Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»
Анна Ахматова является одной из немногих
представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как
женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не
только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему
периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной
женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после
бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение
мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила
множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось
тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила
Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано
или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между
тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась
верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно
относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный
незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной
вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое
воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали
той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя
таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем
своих произведений.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты
взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая,
зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую
рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях
ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух
близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его
героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала
руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что
«терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою
неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли
возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить
по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее
мыслями, желаниями и поступками.
Не менее
тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения,
который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь
догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко
придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных
штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал
стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить
возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную
фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы
растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно
– нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.
Анна
Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в
такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям
возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот
прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя
вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за
нелепой ссоры.
«Я научилась просто, мудро жить…» Анна АхматоваЯ научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»
А. АХМАТОВА «СМЯТЕНИЕ»: ИСТОЛКОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ А. АХМАТОВОЙ) Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все. Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения. Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет. Почему? Не потому ли, что это все: взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды — составляет в эту минуту для лирической героини смысл ее жизни? И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.
Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.
Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.
«Смятение» Ахматовой
Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.
В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.
Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.
Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы. «Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа. Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.
-
Владимир сергеевич филимонов стихи
-
Поздравить учителя с днем учителя не в стихах
-
Осень время стихов с неизбежным наличием фраз
-
Любите родину друзья стих
- Грамоты в стихах шуточные
Анализ стихотворения «Смятение» Ахматовой
Стихотворение-триптих «Смятение» (1912 г.) — яркий образец любовной лирики А. Ахматовой. С него начинается сборник поэтессы «Четки». В произведении отразились ощущения и переживания сильной и независимой женщины, которую поразило внезапно нахлынувшее любовное чувство.
Каждая из трех частей стихотворения описывает определенную фазу развития любви. В первой лирическая героиня поражена одним только взглядом мужчины, который обжигает ее, «как лучи». Она понимает, что встретила человека, который «может… приручить». Ахматова, как сильная творческая личность, обладала ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому такое откровенное признание имеет очень большое значение. В то же время она замечает, что эта любовь станет «камнем надгробным» на ее жизни. Поэтесса раньше не могла себе представить, что мужчина способен полностью завладеть ее мыслями и отодвинуть на второй план творчество.
Во второй части лирическая героиня уже сдается перед неотразимым мужским обаянием. Ее приводит в отчаяние, что «проклятый» красавец не обращает на нее внимания. Поэтесса уже не может продолжить свой свободный творческий полет («не могу взлететь»). Любовный туман не позволяет ей трезво оценивать происходящее («сливаются вещи и лица»). Перед глазами влюбленной женщины четко вырисовывается «только красный тюльпан» в петлице любимого. Он становится символом страстного чувства.
Третья часть триптиха посвящена развязке воображаемого романа. Мужчина не заметил смятения лирической героини. Он просто из вежливости подошел к ней и «полуласково, полулениво» поцеловал руку. Для женщины этот момент стал решающим. Долгие десять лет «бессонных ночей» в ожидании настоящей любви промелькнули в ее сознании. Все свои накопившиеся чувства она «вложила в тихое слово», но тут же пожалела об этом. Мужчина никак не отреагировал на это и ушел. Страсть исчезла так же быстро, как и появилась. В душе лирической героини вновь воцарилась пустота.
Стихотворение «Смятение» очень ярко характеризует особенности внутреннего мира Ахматовой. Эта независимая женщина способна на проявление глубокого чувства и уже давно ждет его прихода. Ради настоящей любви она может пойти на потерю своей свободы. Но ничто не заставит ее унизиться перед равнодушным человеком. Если мужчина отвергает ее любовь, то поэтесса никак не проявит своих оскорбленных чувств. Страдания и муки отразятся только на ее душе.
В разделе на вопрос Кому посвящено стихотворение Анны Ахматовой «Не любишь? не хочешь смотреть? о как ты красив, проклятый!» заданный автором Невропатолог
лучший ответ это Однозначного ответа на Ваш вопрос не знают даже ахматоведы. .Существует несколько версий к кому могли быть обращены эти стихи:К В. В. Голенищеву-Кутузову, предмету первой любви Ани Горенко, с которым Ахматова рассталась в 1905 г. и могла встретиться вновь, вернувшись в Петербург в 1910?К Н. В. Недоброво, с которым она познакомилась в начале 1913?Или, может быть, все-таки к А. Блоку?Не любишь, не хочешь смотреть!О как ты красив, проклятый!И я не могу взлететь,А раньше была крылатой.Очи мне застит туман,Сливаются вещи и лица,И только красный тюльпан,Тюльпан у тебя в петлице.. .Вторая строчка стихотворения: “О, как ты красив, проклятый! ” отсылает к строке из стихотворения Блока “К Музе”: “Все проклятья своей красоты” и вскоре будет вновь подхвачена Блоком в стихотворении, прямо обращенном к Анне Ахматовой: “Красота страшна, Вам скажут… ”. Точно так же строки: “И только красный тюльпан Тюльпан у тебя в петлице… ” отсылают к блоковскому: “Увядшей розы цвет в петлице фрака… ” (1909) — и, в свою очередь, вызывают ответную реплику Блока в тех же, адресованных Ахматовой стихах: “Красный розан в волосах… ” (1913).»А взгляды его как лучи..
«, Мне очи застит туман.
«, «И загадочных, древних ликов // На меня поглядели очи» находит непосредственное продолжение в стихотворении Ахматовой, посвященном Блоку:У него глаза такие,Что запомнить каждый должен,Мне же легче, осторожной,В них и вовсе не глядеть.. .Думаю, что Блоку…Он и в самом деле… очень красив.. .
Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»
В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года. Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная лирика. Вторая книга закрепила успех молодой поэтессы. Среди самых известных произведений, включенных в «Четки», — триптих «Смятение», датированный 1913 годом. Точный адресат его неизвестен. Некоторые исследователи творчества Ахматовой называют литературоведа Недоброво, другие – поэта Блока. Второй вариант стоит считать менее вероятным.
В трех стихотворениях последовательно рассказывается история любви. Открывает триптих текст, повествующий о том, как лирическая героиня впервые встретила своего возлюбленного. Главная мысль, которая в тот момент у нее возникла, – этот человек способен ее приручить. Любовное чувство сразу захватило женщину, отличающуюся строптивым характером и независимым нравом. Чтобы передать атмосферу той роковой встречи, Ахматова делится деталями: «было душно от жгучего света», «я только вздрогнула», «от лица отхлынула кровь» — это те мелочи, которые позволяют увидеть картину во всей полноте. Завершается стихотворение мрачным предсказанием. Ничего хорошего от внезапно возникшего чувства героиня не ждет: едва родившаяся любовь ляжет на ее жизни надгробным камнем, что можно рассматривать как символ потери личной независимости.
Второе стихотворение – разочарование. Его первая строка – риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья. Туман застил очи. Взгляд сконцентрировался на яркой детали – тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью – подошел, улыбнулся, поцеловал руку. В душе героини в это время – ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи. Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве. История закончилась – вновь пусто и ясно стало на душе.
Смятение
1. «Было душно от жгучего света…»
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
2. «Не любишь, не хочешь смотреть?..»
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
3. «Как велит простая учтивость…»
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся –
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слов
И сказала его – напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
1913
Прогулка
Перо задело о верх экипажа.
Я поглядела в глаза его.
Томилось сердце, не зная даже
Причины горя своего.
Безветрен вечер и грустью скован
Под сводом облачных небес,
И словно тушью нарисован
В альбоме старом Булонский лес.
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
Он снова тронул мои колени
Почти не дрогнувшей рукой.
1913
«Я не любви твой прошу…»