«Большая вода до самого солнца»
На родину мореплаватели привезли «богатейшие» трофеи — медвежью шкуру и три моржовых клыка. Тем не менее встретили их, как ни странно, с большим энтузиазмом — рассказ Баренца об открытом на востоке море только укрепил всеобщие надежды. Принц Мориц Оранский даже велел срочно снаряжать новый флот, уже из шести кораблей, причем Виллем Баренц назначался не только капитаном одного из них, но и главным шкипером (штурманом) экспедиции. Именно ему были вручены грамоты и подарки для китайского богдыхана.
Суда тронулись в путь — вновь под орудийные залпы и приветственные крики горожан — в июне 1595 года и к августу вошли в пролив между материком и островом Вайгач (на меридиане Новой Земли, но много южнее). Тут они неожиданно встретили людей — обнаружили стоянку ненцев, которых поморы называли самоедами.
Через предусмотрительно взятого на борт еще в Амстердаме русского переводчика посланные на берег люди Баренца кое-как объяснились с ними — и те подтвердили: «У большой воды нет предела в той стороне, где встает Солнце».
«Великого шкипера», судя по всему, одержимого идеей во что бы то ни стало добиться успеха экспедиции, это вдохновило — и он отправился вперед, несмотря на цингу и появившихся белых медведей: 4 сентября они загрызли на стоянке двух голландцев… Наконец история первого плавания повторилась — другие капитаны и матросы вопреки мнению штурмана решили повернуть назад. Баренц умолял, грозил им, указывал, что нетрудно будет перезимовать в устье открытой Оби (оно вот-вот покажется), а потом пуститься в новую навигацию на восток. Все напрасно — никто не поддержал его.
Зато дома его убежденность и аргументы, очевидно, возымели действие: новая попытка найти Северо-Восточный проход была предпринята уже в мае 1596-го. Правда, на сей раз купцы снарядили только два корабля, причем непосредственное командование ни одним из них не доверили лично Баренцу. На капитанский мостик одного встал Ян Рийп, другого — весьма способный и опытный Якоб ван Хемскерк.
Бывший «великий шкипер» был назначен штурманом только одного судна — второго. Вероятно, потому, что упрямство и «неблагоразумие», которое «мастер Виллем» постоянно проявлял на морях, уже стали хорошо известны в деловых кругах — там просто боялись потерять корабли.
Пройдя побережье Скандинавии, экспедиция, как всегда, двинулась на север. В начале июня позади остался знакомый голландцам остров Медвежий. Потом западный ветер слегка отнес флот от курса, и это позволило сделать, пожалуй, самое крупное географическое открытие, в котором принял участие Баренц. В тумане над горизонтом открылась часть архипелага Шпицберген («Острые горы»).
Ее нанесли на карту (сейчас это остров Западный Шпицберген), на берегу поставили крест и выгравировали памятную надпись от имени голландского штатгальтера, но приходилось торопиться — изучение интереснейшего архипелага пришлось оставить последователям. Между прочим, ныне единственное российское — по международному юридическому статусу — поселение на острове Западный Шпицберген называется Баренцбургом.
На 80-м градусе северной широты корабли были остановлены — на сей раз уже сплошными льдами. Но о поражении пока никто не думал — решили свернуть чуть на юг, обратно к Медвежьему, и разойтись кто куда считает нужным. Рийп полагал перспективным новый путь на восток мимо Шпицбергена. Хемскерк же с Баренцем взяли привычный курс на Новую Землю и 13 июля на широте 73-го градуса, наконец, высадились в заливе Ломсбей (современная Сульменева губа), где на берегу установили навигационный знак.
Но, не желая терять остатка лета (хотя надежды найти путь за одну навигацию были фактически исчерпаны первыми двумя плаваниями), голландцы решили все же рискнуть: не стали на зимовку, как собирались предварительно, а пошли дальше — мимо Оранских островов в Карское море.
Поначалу повезло: спустились немного вдоль восточного берега Новой Земли, но там, южнее, природа словно бы в насмешку над моряками встретила их льдами — пришлось уходить обратно на север, к мысу Желания.
Тут и наступил настоящий кошмар. Не дойдя до мыса нескольких миль, корабль Баренца и Хемскерка 26 августа оказался скованным со всех сторон в бухте, которая справедливо была нанесена на карту как Ледяная. Этот топоним по сей день сохранился на Новой Земле в соперничестве, правда, с поморским названием Спорый Наволок.
Второе путешествие (1595)
Морис Нассауский, принц Оранский, после сообщений об экспедиции питал «самые преувеличенные надежды», и Генеральные штаты Нидерландов финансировали экспедицию из семи кораблей, снова под командованием Корнелиса Корнелиса Ней. Баренц был капитаном того же корабля, что и в предыдущем году, и взял на борт Якоба ван Хеемскерка. Экспедицию сопровождали шесть торговых судов с товарами, которыми голландцы надеялись торговать с Китаем.
Они отплыли 2 июня 1595 года, снова с фризского острова Тексель, и все усилия были сосредоточены на пересечении Карского пролива, который отделяет остров Вайгач от архипелага Новая Зембла. 30 августа экспедиция встретила группу из примерно 20 «диких людей», самоедов, с которыми они смогли поговорить благодаря члену экипажа, говорившему на их языке. 4 сентября они отправили небольшой отряд на остров Эстадос для поиска кристалла, о котором они слышали. На партию напал белый медведь, и двое из моряков погибли.
Однако в 1595 году из-за неожиданных погодных условий они обнаружили, что Карское море полностью замерзло, что сделало навигацию невозможной, и после многочисленных трудностей и гибели нескольких членов экипажа 18 ноября вернулись обратно. Эта экспедиция была широко расценена как неудачная, и провинция Зеландия и город Энкхёйзен, предоставившие корабли для обоих плаваний, потеряли к ней интерес. Ван Линшотен написал о своих впечатлениях от этих двух путешествий в книге «Путешествие, о котором писал Ян Гюйген ван Линшотен, по Ноордену о длинных норд-остах Ноорткейп, Лаплант, Винлант, Русландт, де Вите-Зее, де Кустен ван Канденос, Свветенос, Питзора…», опубликованной в 1601 году Герардом Кетелем де Франекером.
Судьба его товарищей
В конце лета у южного острова Новой Земли голландцы впервые после долгого перерыва встретили людей, два русских судна. Оказалось, что находились на них те самые поморы, с которыми они уже познакомились во вторую экспедицию, в 1595-м. Но впереди их ждали другие испытания. За проливом Карские Ворота — полный штиль, заставивший измотанных людей несколько дней непрерывно грести. Далее — полный «продовольственный кризис» у долгожданного печорского берега, тогда на каждого моряка приходилось только около 100 граммов хлеба в сутки. Хорошо, что 12 августа им попалось на пути еще одно русское судно, которое снабдило голландцев достаточным количеством рыбы.
Первое путешествие (1594)
В конце XVI века Объединенные провинции Нидерландов, участвовавшие в Восьмидесятилетней войне против Испании, искали морской путь между Северным морем и Дальним Востоком, который позволил бы им достичь Ост-Индии, где у них были коммерческие интересы, не используя традиционный маршрут вокруг Европы и Африки, контролируемый Испанией.
В 1594 году была подготовлена флотилия из четырех кораблей под командованием Корнелиса Корнелиша Нея из города Энкхёйзен, которого сопровождал другой известный мореплаватель, Ян Хюйген ван Линсхотен. Амстердамский муниципальный совет купил и оснастил два небольших судна, капитаном одного из них, «Меркурий», стал Баренц. 5 июня они отплыли от фризского острова Тексель и, обогнув норвежское побережье, поплыли на восток, намереваясь достичь Новой Земблы и пересечь Карское море в надежде найти Северо-восточный проход на побережье Сибири.
9 июля экипаж впервые встретил трех белых медведей. После выстрела из мушкета, когда один из них попытался подняться на борт корабля, моряки решили захватить его в надежде вернуть в Голландию. Когда медведь был пойман и поднят на борт, он оказался настолько буйным, что его пришлось усыпить. Место события было названо Медвежьим островом (норв. Bjørnøya). (Некоторые источники предполагают, что это событие произошло 9 июня 1596 года в рамках третьего плавания).
Достигнув Новой Земблы, они разошлись в разные стороны, чтобы попытаться войти в Карское море. Баренц, возглавляя корабли Амстердама, попытался обойти остров с севера и обнаружил группу небольших Оранжевых островов, расположенных к северу от Новой Земблы. На этих островах экипаж столкнулся со стадом из примерно 200 моржей и попытался убить их топорами и пиками. Обнаружив, что задача оказалась сложнее, чем они предполагали, они ушли, захватив лишь несколько бивней из слоновой кости. Баренц попытался обогнуть западное побережье Новой Земблы и продолжить путь на север, но столкновение со льдами и большими айсбергами заставило его повернуть назад. Однако двум другим кораблям удалось войти в Карское море через пролив Вайгач (ныне Карский пролив), между сибирским побережьем и островом Вайгач, который они обнаружили свободным ото льда. По возвращении, хотя они и не достигли своей конечной цели, экспедиция была признана успешной.
Суммури
Виллем Баренц (Терсхеллинг, Фризские острова, 1550 — Новая Зембла, Россия, 20 июня 1597) был голландским мореплавателем и исследователем, одним из пионеров первых экспедиций в северные земли.
В 1594 году Виллем покинул Амстердам с двумя кораблями для поиска северного морского пути через Северную Сибирь и Восточную Азию. Он достиг восточных берегов Новой Земблы и продолжал плыть на север, пока не был вынужден повернуть назад, когда достиг самого дальнего севера. В следующем году Виллем принял участие в другой экспедиции на семи кораблях, которая прошла через Карский пролив между побережьем Сибири и островом Вайгач, но слишком долго не могли найти открытое море, и им пришлось повернуть назад. На третьей попытке миссия также провалилась, и он погиб. В этот последний раз он взял два корабля, капитанами которых были Ян Рейп и Якоб ван Хеемскерк, и во время этого плавания они открыли архипелаг Шпицберген. Судно «Баренц», капитаном которого был Хемскерк, застряло во льдах у восточного побережья Новой Земблы, и его экипаж был вынужден провести зиму на острове, где Виллем в конце концов умрет.
Хотя их первоначальная цель — достичь Востока — не была достигнута, это плавание входит в число наиболее важных путешествий XVI века по исследованию Северного Ледовитого океана и является первым, в котором группа исследователей успешно преодолела полярную зиму. Их опыт помог впоследствии голландским мореплавателям установить успешные рыболовные и китобойные маршруты.
В его честь были названы Баренцево море, остров Баренц в архипелаге Шпицберген, российский анклав Баренцбург и Баренцев регион.
Виллем Баренц родился около 1550 года на острове Тершеллинг (Фризские острова) в Семнадцати провинциях.
Баренц, как коммерческий картограф, плавал в Испанию и вокруг Средиземного моря, чтобы завершить работу над атласом Средиземноморского региона, который был опубликован совместно с голландским картографом Петрусом Планциусом.
Его карьера исследователя была посвящена поиску Северо-восточного прохода, который, по его мнению, должен существовать из-за наличия открытой воды к северу от Сибири, открытой воды, потому что круглосуточный солнечный свет в этих регионах должен растопить любой потенциальный лед. Это одно из первых объяснений известной гипотезы открытого полярного моря.