Русская свадьба

Традиционные свадебные песни на руси: история и значение

Современные романтические свадебные песни

На современных свадьбах молодожены часто выбирают романтические песни, которые передают их чувства и эмоции. Эти песни становятся гимном их любви и сопровождают важные моменты церемонии: первый танец, обмен кольцами и другие моменты торжества. В этом разделе мы представляем вам несколько популярных современных романтических свадебных песен.

Название песни Исполнитель
Ты моя половина Кино
Люби меня L’One feat. Варвара Визбор
Побегу за тобою Егор Крид
Снова вместе Artik & Asti
На двоих Гурт

Эти песни отлично подходят для создания романтической атмосферы на свадьбе. Молодожены могут выбрать песню, которая их особенно вдохновляет и которую они ассоциируют со своей любовью. Некоторые исполнители также предлагают возможность записать персональную версию песни с именами молодых или другими специальными деталями, что делает ее еще более особенной.

Современные романтические свадебные песни создают самую незабываемую атмосферу на торжестве и помогают молодоженам прочувствовать все радости и эмоции этого замечательного дня.

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд жениха

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань. Рубаха жениха тоже украшалась вышивкой, но в меньшем количестве, чем у невесты. Чаще всего тонкий слой вышитой ткани покрывал только ворот. Богатые люди зимой надевали шубы.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд. В разных губерниях кокошник называли сорокой, кичкой, повойников. Но суть всегда была одна и та же – твердый околыш и цветастая ткань, украшенная бисером.

Свадьба

Второй этап старинного свадебного обряда на Руси назывался свадебным, конечно же, включал в себя само торжество.Первый обряд свадьбы на Руси начинался рано на рассвете. Будущая жена читала в доме будущего мужа разные заклинания от сглаза.

Выкуп

портал1.рф

Потом приезжал жених за своей невестой, но чтобы ее забрать, а точнее до нее добраться, ему предстояло выполнить много нелегких заданий. Все проходило весело. В нем участвовала вся родня со стороны невесты. Сначала перегораживали въезд жениху в саму деревню. Потом к воротам. Если жених не мог справиться с препятствием, тогда ему приходилось платить монетой. Они не пытались его обобрать до нитки. Так гласили традиции. Разрешалось помогать только другу-свидетелю.

Сам обряд свадьбы на Руси проходил в веселой, торжественной обстановке. Молодых при входе в место церемонии мать жениха посыпала обоих овсом и пшеном. Этот обряд означал богатство в будущей семье.

На свадьбу звали всех, от мала до велика. Соседей, друзей и всю родню. На свадьбу мог прийти любой человек, даже незнакомый.

Что было принято дарить на свадьбу

Согласно древнерусским традициям, молодоженам было принято дарить

  • белые полотенца с красивой бахромой;
  • плетку, чтобы жена не забывала, кто в доме хозяин, где ее место;
  • различные кухонные принадлежности;
  • изделия из фарфора, хрусталя.

Внимание

Одаривали не только молодых, но и родителей брачующихся.

Почему невеста надевала белое платье.

player.myshared.ru

Белое платье славяне считали показателем невинности и душевной чистоты девушки. Если девушка не была невинной, она не имела права надевать белого платья. Это наказывалось и считалось как неуважение к русским традициям.
Букет девушки собирала свекровь из полевых цветов, которые находили даже зимой. Так гласили традиции. На Руси свадьба была праздником для всего села. Все пели и танцевали. Длилась свадьба ровно три дня. Это делалось специально, чтобы проверить выдержку молодых. Им приходилось высиживать все три дня, иначе счастье не видать.

На второй свадебный день, молодые уходили в заранее подготовленное родственниками для них ложе, которое могло быть в хлеву, на сеновале или в бане. Потом любой мог прийти туда и посмотреть рубаху невесты, доказывающую ее невинность. Вот так и проходили свадьбы на Руси. Традиции очень интересные и не придуманы из головы.

После возвращения молодых супругов на свадебное торжество, сваха снимала с невесты фату и надевала кику. Головной убор, который означал, что невеста больше не девочка, а теперь жена, хозяйка в доме, будущая мать.

Свадебные обряды славян до сих пор пользуются спросом у нынешних молодоженов. Люди десятилетиями хранят обычаи и традиции предков.

Славянские свадебные обряды любятся многими современными людьми. Организаторы свадеб всегда включают многие обычаи и традиции из древности.

После свадьбы

b1.culture.ru

Вот и прошли три свадебных дня. Теперь молодые начинают жить вдвоем. Жених всегда заносил невесту в дом на руках. Это считалось хорошим поверьем. Так он говорил домовому, что теперь хозяйка тут женщина.
Женщина и мужчина хранят верность друг другу до конца, потому что во время брачной церемонии дали клятву перед Богом. Это считалось важным обрядом на Руси. На свадьбе случился их первый поцелуй. С годами появлялась любовь другу к другу и уважение.

Если семья жила счастливо, богато, то это означало, что они провели все необходимые обряды во время свадьбы и придерживались древнерусских традиций. Платье женщина хранила в сундуке и доставала только, чтобы отдать его своей дочери. Но это было не обязательно. Платье могла сшить сама девушка с подругами.
Когда муж умирал, то жена оставалась вдовой на всю жизнь, она больше не могла выйти замуж.

Вот такие интересные традиции пришли к нам из Древней Руси. Все обычаи не были выдуманы на пустом месте, они несли в себе целую историю, которая дошла и до наших дней.

Еще больше традиций и обычаев

Подписи к слайдам:

Свадебные обрядовые песни на Руси

Как в былые времена, так и теперь свадьба немыслима без песен. Раньше песнями сопровождались все этапы свадебной церемонии, они были неотъемлимой частью обряда в целом, причем не просто украшали празднование, но выполняли также магическую и юридическую функции.

Все свадебные песни — величальные, корильные, обрядовые лирические и плачи-причитания являются песнями магического характера. В них содержатся древние слогоритмические формулы. В каждой традиции есть свои типовые напевы, имеющие варианты в разных местностях, но всегда узнаваемые. Эта устойчивость объясняется их сакральным значением.

В более близкие к нашим временам свадебные обряды стали сопровождать песни и других жанров: популярные романсы, рекрутские прощальные песни. На свадебном пиру в доме жениха исполняли плясовые и шуточные песни. На предсвадебных вечерках пели вечерочные припевки, многие из которых являлись трансформацией старинных свадебных песен.

Величальные, корильные и лирические обрядовые песни, несмотря на разную смысловую нагрузку, могли исполняться на один напев. Обрядовые лирические песни отличались от необрядовых тем, что, как правило, включали в себя прямую речь, описывали, объясняли обрядовые ситуации, возникавшие на девичнике и во время бранья . Во время прощальных обрядов девичника многие напевы служили фоном для причитаний и были похожи на причеты. Они настраивали невесту и все окружение на горестный лад. Но более поражает драматизмом северорусский контраст плача невесты на фоне веселой хороводной песни подруг, постепенно отчуждавший невесту от ее рода, подруг и девический развлечений.

Величальные песни восхваляли свадебных персонажей, именовали их по имени-отчеству, каждому гостю пелась особая песня. В песнях для жениха и невесты обязательно присутствовали свадебные символы, выражавшие единство молодых: лебеди, селезень и утица, виноградные ветви и т. Д.

Корильные песни представляют собой свадебные дразнилки, откликание на дары. В древности их, вероятно, пели только жениховой родне и только на территории двора невесты как чужакам. Величальные исполнялись в доме жениха, на пиру, чтобы умилостивить духов его рода и заставить их принять нового члена рода — невесту — под свое покровительство.

  • Сообщение о якове санникове

      

  • Мраморная пещера в крыму сообщение

      

  • Типы лексических синонимов сообщение

      

  • Сообщение о чижах 2 класс

      

  • Организация рабочего места косметолога эстетиста сообщение

Презентация 6 класса на тему: «Старинный свадебный обряд в старорусской семье Выполнила ученица 6 «В» класса Медведева Ксения.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Старинный свадебный обряд в старорусской семье Выполнила ученица 6 «В» класса Медведева Ксения

3 Свадебные обряды Cвадебный обряд — это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это своего рода энциклопедия жизни русского народа.

4 Этапы свадебного обряда Сватовство Смотрины Рукобитие (помолвка) Девичник Свадебный кортеж Венчание Свадебный пир

5 В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы

Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала Свадебные песни

6 Русский девичник – нотка старинных русских традиций Девичник перед свадьбой это прощание невесты с девичеством, с родным домом и подготовка к семейной жизни с мужчиной. В принципе, на сегодняшний день смысл девичника остался тем же, да и основы не поменялись собираются одни девушки — подружки и проводят последний вечер вольной жизни невесты

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. Музыка 6 класс.

7 Наряд невесты на девичнике Раньше невеста надевала на русский девичник свое лучшее девичье платье. В зависимости от местности это была рубашка с юбкой или сарафан яркого цвета (красного, малинового, розового, зеленого). Наряд дополняли разноцветные ленты, струившиеся по спине и развевавшиеся при малейшем движении девушки. Ленты пришивались к шейному украшению и особой головной повязке, называвшейся «красотой» или «волюшкой».

8 Развлечения на девичнике Русский девичник всегда отличался своими особыми развлечениями. Обычно все начиналось с песен, которые пели подружки невесты. В этих песнях ощущалась печаль и тревожное ожидание предстоящего замужества. В песнях говорилось о трудной доле, которая ждет замужнюю женщину. Ее сравнивали с подневольной пташкой, наломанной черемушкой, беззащитной лебедушкой.

9 На девичнике невеста купалась с подружками в реке, в утренней и вечерней росе, а в день перед свадьбой – в бане. Вода давала невесте здоровье и красоту и «смывала волюшку». Перед походом в баню подружки расплетали невесте косу – и это тоже сопровождалось песнями. После купания невеста оставалась с распущенными волосами.

Помытая невеста просила благословения у отца, одаривала родственников и подружек. После этого подруги заплетали невесте две косы и укладывали их. Таким образом, получалась женская прическа. Данный обряд сопровождался причитаниями невесты и разнообразными песнями подружек о прощании невесты с девичьей косой.

10 Русский девичник имеет много особенностей, и гадание — это одна из них. Самое популярное гадание на девичнике это гадание на будущих детей, чтобы узнать, сколько их будет, и каким будет пол детишек. Для этого нужно кольцо замужней женщины, которое подвешивают на нитке над граненым стаканом. В стакане должна быть обязательно святая вода.

Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Музыка 6 класс.

Таким образом, колечко держат, пока оно не начнет вращаться. Если оно вращается поперек (против часовой стрелки), то первой родится девочка, если вращается вдоль (по часовой стрелке), то первым будет мальчик. После этого гадание повторяют, и если кольцо больше не вращается, то ребенок будет один. Гадания на девичнике

11 Еще было гадание с помощью крупы. Нужно было взять банку с крупой и бросить туда различные колечки. После этого девушки по очереди брали горсть крупы и смотрели, какое колечко им попалось. Золотое кольцо означало, что девушка выйдет замуж за богатого мужчину, серебряное кольцо означало, что муж будет со средним достатком. Если же попадалось железное кольцо, то это значило, что муж будет с небольшим достатком.

12 Спасибо за внимание!

Сватовство и подготовка к свадьбе

К торжественному мероприятию начинали готовиться чуть ли с не первых дней жизни. Девочек приучали вести домашнее хозяйство, подготавливали приданое. В соответствии со свадебными традициями на Руси в день бракосочетания девушка должна сделать подарок в качестве вышитого рушника всем родственникам жениха. Парню преподносили рубашку и кальсоны, будущей свекрови – три сорочки, отрез материи на сарафан и платок на голову.

Невесту для сына выбирали в процессе смотрин, которые проводились в период весенних и летних гуляний или перед престольными празднествами. При подборе девушки отец и мать учитывали мнение всех родственников, за исключением парня. С ним обычно по этому поводу не советовались.

Без благословения отца и матери браки заключались в исключительных случаях. Подобные семьи считались несчастливыми и обсуждались обществом. Поскольку у девушек не было права выбора, они любыми способами пытались предугадать свою судьбу, прибегая к ворожбе. Обычно магические сеансы проводили на Святки или Покров.

После определения с кандидатурой невесты родные жениха подбирали сваху или свата, которые исполняли роль посредника. Обычно это был кто-то из односельчан с «подвешенным» языком, умеющих проводить подобные дела.

Дату, когда сваты отправятся в путь держали в тайне. О свадьбе договаривались с папой девушки или ее старшим братом либо с матерью. Это было так называемой «неофициальное сватовство». Затем следовал второй визит. Здесь уже никаких секретов не было, родители девушки заранее подготавливали праздничный стол, зажигали свечи.

Если отец и мать не против замужества, составляли «рядную запись» (брачный договор), в которой детально обговаривались вопросы, имеющие отношение к торжеству. Невеста оставляла парню залог – платок, который имел большую правовую силу. Спустя несколько дней папа девушки либо старший брат наведывались в дом будущего зятя, чтобы оценить его хозяйство.

Если они оставались довольны увиденным, то приглашали родителей парня на смотрины. Для невесты это становилось первым испытанием на пути к свадьбе. Ее наряжали в красивое платье, на голову накидывали платок. Сватья начинала беседовать с девушкой, порой предлагали подремонтировать свои навыки.

Нередко просили барышню пройтись по околице, чтобы убедиться в том, что она хромает отец юноши имел право подойти и посмотреть на лицо будущей снохи. Если он целовал ее в обе щеки, значит, девушка приглянулась.

Завершением смотрин было застолье. Затем проводили сговор, заканчивали составление рядной записи и назначали дату венчания. На прощание будущие сватья обменивались пирогами и обнимались.

Старинная церемония благословения

Не получив «добро» на замужество, молодые пары могли разбежаться, даже если испытывали тёплые чувства

Процедура считалась не менее важной, чем венчание. Перед отправлением в церковь молодожены подъезжали к отчему дому девушки и заходили во двор

Там их поджидали родители, которые держали в руках хлеб да соль. Если отец и мать не против брака, то пару крестили иконой, обернутой рушником.

Приданое

Обозначив дату бракосочетания, невесте начинали готовить приданое. В процессе участвовали мама, бабушка, старшая сестра. Характер приданого зависел от материального благополучия барышни. В него входили наряды, домашняя утварь, меха, текстиль, ковровые изделия.

Девичник и мальчишник

Невеста обязательно собирала всех женщин поселения за три дня до предстоящего торжества. Конечно, это не веселое гуляние, которое проводит нынешняя молодежь. Все происходило совершенно иначе.

На мероприятие присутствовала вытница. В ее обязанности входило заводить страдальческие песнопения, а невеста в это время должна плакать. Ритуал считался своеобразным прощанием с беззаботной юностью и отчим домом. Если барышня не пускала скупую слезу, значит, её ожидал несчастный брак.

Затем девичник перемещался в дом невесты, где происходило застолье. Барышни кушали, пили и опять плакали. Будущая жена одаривала всех двумя поясками.

Затем начиналось время песен. Если родители давали добро, то девичник перемещался в поле в летний период либо дамы отправлялись кататься на санях (зимой). Песни пели хором и очень громко.

В завершении вечера невеста с лучшими подружками шла в баню, где ее мыли и расчесывали косы. Жених в это время проводил в одиночестве, никаких гуляний ему не полагалось. Парень просто шел в баню и мылся. Ночь накануне торжества требовалось провести в молчании.

Свадебные обряды на Руси

cs312619.vk.me

Главным условиям славяне считали, что невеста должна была соответствовать жениху по статусу, в том числе материальному. Если семья девушки жила в богатстве, то и жениха выбирали не ниже рангом. Интересный факт, жених мог даже не видеть свою будущую жену в лицо, как и она будущего мужа. Жену для сына выбирали родители. Увидеться они могли только во время свадебного торжества. Невеста могла быть довольно молодой, не старше тринадцати лет. В столь юном возрасте уже все умела делать по хозяйству, шить, готовить. Считалось, что свадьбу нужно проводить либо осенью, либо зимой. Покров – священный праздник, который чтили славяне. Покров благословляет молодых супругов на долгую семейную, счастливую жизнь.

Свадебные обряды в Древней Руси проходили в три этапа.Сначала пора подготовки. Этот этап назывался предвенчальным. В него входили сватовство, знакомство с родителями, девичник, подготовка приданого.

Сватовство

После того, как пара решила соединить себя узами брака, семья девушки активно готовилась к встрече жениха и его родителей. Тестя и тещу называли сватами. Это название родни так и осталось по наши дни. Накрывали большой стол с белой скатертью. Готовили вкусный обед. Молодой парень не должен был просто прийти, тем более один и с пустыми руками. Он должен был приехать вместе со всеми родственниками, отцом, дедом, братьями на телеге, запряженной лошадьми. Все украшено лентами и колокольчиками, чтобы было видно всем, что люди едут свататься. Невеста должна была услышать подъезжающего жениха и выбежать встречать.

Все знакомились. Молодой жених одаривал подарками родителей. Будущему свекру дарил вино, мясо, тулуп, жилет из шкуры животного. Бобра, лисицы, медведя. Ритуал подарка означал высокое уважение и серьезные намерения насчет их дочери.

Приданое

kartin.net

После благословения родителей назначалась дата свадьбы. Потом девушка начинает готовить себе приданое. Ей помогала мать, старшая сестра, бабушка. Приданое было разное и зависело все от того же семейного статуса:

  • платья;
  • шубы;
  • посуда;
  • картины;
  • шторы;
  • постельное белье, одеяло, покрывало;
  • ковры.

Девичник и мальчишник

Новоиспеченная невеста проводила девичник. Проводили его накануне предстоящей свадьбы, за три дня. Это не веселая вечеринка подруг с подарками, как у нас сейчас. Все было совсем по-другому.
В Древней Руси невеста собирала всех женщин села, подруг, родственниц. Обязательно приглашала в дом вытницу. Этих женщин на Руси было очень мало, поэтому были в почете среди славян. Вытница пела страдальческую песню, а девушка плакала. Так было принято прощаться с молодостью, своей беззаботной юностью, родительским домом. Она обязательно должна была плакать, иначе ждал несчастливый брак.

После этого девушка звала всех женщин в свой дом за стол. Пили вино, ели, плакали. Она дарила всем женщинам два пояска. Потом все начинали петь песни. Пели и пели, а если родители разрешали дочери выйти из дома, то они шли в поле (летом) или ездили на санях (зимой), пели песни громко хором. Потом девушка отправлялась вместе с лучшими подругами в баню, которые ее мыли к предстоящей свадьбе.
А вот у жениха, все было не так весело. Он просто шел один в баню и ему нужно было всю ночь молчать.

Почему невеста надевала белое платье

Данный цвет наряда символизировал чистоту и невинность девушки. Если барышня уже была в близких отношениях с парнем она ни имела права надевать белое платье. Это считалось неуважением по отношению к древним традициям.

Букет для невесты собирала свекровь. Он состоял из полевых цветов, которые приходилось искать даже в зимний период. Ведь такова традиция. Свадьба на Руси – это праздник всего села. Жители деревни пели и гуляли на протяжении трех дней. Считалось, что подобным образом проверяется выдержка молодоженов. Если они не могли высидеть трое суток, значит, счастья не видать.

На второй день жених и невеста покидали гостей и уходили на семейное ложе, заранее подготовленное заботливыми родственниками. Его оборудовали на сеновале, в хлеву или в бане. Потом посетить это место мог любой из гостей свадьбы, чтобы посмотреть рубаху невесты и удостовериться в ее невинности.


После возвращения на торжество, с девушки сваха снимала фату и надевала кику. Это головной убор, символизирующий, что девочка превратилась в женщину и теперь является хозяйкой дома.

Свадьба

Второй этап обряда включал в себя сам праздник. Начинался он с восходом солнца. Невеста, находясь в доме жениха, читала разные заговоры от сглаза и порчи.

Выкуп

Парню, чтобы заполучить возлюбленную, требовалось пройти немало препятствий. Процесс сопровождался весельем и шутками. Участие в выкупе принимала вся родня со стороны жениха. Сначала юноше перегораживали въезд в деревню, потом препятствие возникало возле ворот.

Если справиться с заданием не получалось, приходилось откупаться звонкими монетами. Только не подумайте, что родственники девушки пытались до нитки обобрать будущего зятя. Этого требовали свадебные обряды на Руси. Помогать парню мог только друг, выполняющий роль свидетеля.

Само гуляние проводилось с размахом и весельем. При входе в место проведения застолья молодую пару посыпали пшеном и овсом, чтобы обеспечить новой семьей финансовое благополучие.

На свадьбе гуляла вся деревня, посетить торжество мог даже незнакомый человек, который случайно забрел на праздник.

Обычаи и традиции венчания

На Руси обряд носил название Суд Божий. С рассветом подружки наряжали невесту, делали прическу. В воду для умывания клали столовые приборы из серебра. Затем девушка усаживалась под иконами, а подружки пели ей песни. Когда к приезду жениха все было подготовлено, на голову барышне возлагали венец – символ невинности.

Впереди шла плясица, за ней каравайники и свечники, которые держали в руках массивную свечу. Затем несли обручальные кольца. Приглашенные гости усаживались за столы.

Сваха обращалась к родителям девушки с просьбой крутить ее и чесать. С невесты снимали венец и покрывало. Гребень, окунали в мед и расчесывали волосы, затем их скручивали, поверх надевали кику и вновь накидывали на голову покрывало.

На протяжении всего ритуала между парнем и девушкой стоит свечник, который держит кусок материи. После третьего блюда сваха вновь обращалась к родителям с просьбой о благословении и отвозила молодоженов в храм. Гости вставали, отец и мать невесты держали иконы. Новобрачные кланялись священнослужителю, родители девушки передавали её жениху.

Отец несколько раз щелкал дочь по рукам плетью, приказывая слушаться супруга, и передавал хлыст зятю. После завершения венчания покрывало с головы новобрачной снимали. При выходе из храма пару осыпали семенами льна и конопли.

Свадебный пир

Молодоженам нельзя было есть в процессе гуляний, им предназначалось просто принимать поздравления от гостей. После выноса третьего блюда, пара уходила на первую брачную ночь. Это считалось знаком к началу гуляний, пир разгорался в полную силу. Накрывали специальный стол для гостей девушки. На протяжении ночи новобрачных могли несколько раз поднять с постели и вывести к гуляющим гостям.

С рассветом молодоженов вновь будили, одевали и препровождали к столу, где не утихало веселье. Спустя некоторое время, когда гости захмелеют и им будет не до жениха с невестой, те могли тихонько покинуть тожество и пойти отдохнуть.

На вторые сутки гуляний для пары затапливали баню. На помывку их сопровождали песнями, подметая дорогу веником. В бане сваха тщательно осматривала рубаху девушки, чтобы убедиться в ее невинности. Иногда сорочку выносили на всеобщее обозрение.

На третьи сутки испытания предстояли молодой хозяйки. Ей требовалось продемонстрировать свои умения и навыки. Девушка растапливала печь, подметала пол, готовила еду. При этом гости старались ей помешать справиться со своими обязанностями любыми способами.

Свадьба

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем

На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Гулянье и пир

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям

В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей

Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Второй день свадьбы – блинный

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей. Тёща пекла блины и накрывали семейный стол.

Символика свадебных песен

Свадебные песни играли важную роль в русском обряде свадьбы. Они были не только развлекательной частью церемонии, но и отражали глубокое символическое значение. Свадебные песни сопровождали молодых на протяжении всего обряда, начиная с церковной церемонии, и заканчивая праздничным застольем. Каждая песня имела свое значение и вносила особенную атмосферу в свадебное торжество.

Одной из наиболее распространенных свадебных песен была «Калинка». Эта песня символизировала любовь и процветание в новой семье. Музыкальное сопровождение и живые исполнители создавали веселое и радостное настроение.

Еще одной популярной песней была «На речке, на травушке». Эта песня символизировала чистоту, свежесть и чудесный новый мир, который открывался перед молодоженами. Слушая эту песню, гости могли представить себе свадебную процессию, проходящую в уютном сельском пейзаже.

Знаменитая свадебная песня «Черный ворон» выражала трагическую ноту, которая символизировала неизбежность смерти и аналогичность жизни с птицей, которая со временем улетит. Она напоминала молодоженам и гостям о том, что свадьба — это важный момент в их жизни, который нельзя упустить.

Свадебные песни на русской свадьбе имели также религиозное значение. Например, песня «Душе моей христианской» символизировала прославление Бога и призывала молодых к божественной святости и духовному возрождению. Эта песня подчеркивала значимость церковной части обряда.

Таким образом, каждая свадебная песня имела свою символику и вносила особый оттенок в церемонию и праздничное настроение. Они создавали атмосферу любви, радости и счастья, которая сопровождала молодоженов в начале их семейного пути.

Любовь и почитание

Свадебный обряд на Руси был богат и разнообразен, включая множество традиций, обычаев и песен. Одной из основных тем, которые проникали в свадебные песни, была любовь и почитание.

Песни о любви часто служили выражением глубоких чувств жениха и невесты друг к другу. Они отображали различные моменты истории любви, начиная с первой встречи до момента свадьбы.

Часто слова свадебных песен олицетворялись символами природы и прекрасных мест Руси. В них говорилось о солнце, небе, море, полях и других прекрасных явлениях, которые служат воплощением искренней любви и радости жениха и невесты.

Песни о почитании к молодоженам рассказывали о важности семейных ценностей, взаимной поддержке и заботе. Они проповедовали верность, преодоление трудностей и создание счастливой и долгой семейной жизни

Часто свадебные песни имели хоровые и мелодичные мотивы, которые отражали радость и восторг всех присутствующих на свадьбе. Они создавали атмосферу веселья, счастья и любви, объединяли всех участников обряда и придали ему особый очаровательный характер.

Пожелания счастья и плодородия

В свадебном обряде на Руси особое место занимали песни, которые не только делали церемонию более торжественной, но и передавали пожелания новобрачным. Одно из таких пожеланий было связано со счастьем и плодородием.

В свадебной песенной традиции Руси пожелания счастья и плодородия были неотъемлемой частью. В своих песнях русские народные поэты и барды выражали пожелания новобрачным, желая им долгой и счастливой совместной жизни, множества детей и процветания.

Часто в этих песнях звучали слова о любви, верности и семейном счастье. Они обращались к молодоженам с просьбой о сохранении своих чувств и отношений на протяжении всей жизни, о строительстве крепкой и счастливой семьи.

Такие песни создавали атмосферу праздника и волнения вокруг молодых, поднимали настроение и придавали свадьбе особую радостную атмосферу. Они напоминали о том, что свадебный обряд на Руси был не только формальностью, но и особым событием, символи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: