Новое время[править | править код]
Одежда евреек начала XVIII в. в Фюрте (Бавария).
Саббатианцы носили медальон, на котором были выгравированы 4 буквы: Α., Sz., J., D., означавшие имена Ильи-пророка, Саббатая-Мессии, Ионатана Эйбеншютца и Франка.
В XVII веке евреи переняли костюм европейских горожан — камзол, плащ, плоеный (двух-, трехслойный волнистый) воротник и поярковая шапка. В Голландии еврейский костюм ничем не отличался от одежды зажиточного горожанина.
В XVIII веке в многочисленных либеральных проектах реформы быта евреев, принадлежащих как христианам, так и евреям, обсуждается также вопрос об отмене внешних особенностей евреев. Но отдельные голоса среди евреев высказываются против изменения костюма. Так, холмский раввин Герш Иозефович в ответ на брошюру пинского депутата Бутримовича, содержащую проект реформы евреев, высказывается за сохранение традиционно еврейской одежды.
В Центральной Польше, Галиции и Венгрии женский головной убор состоял из трех частей: харбанд, покрывающий волосы надо лбом, гринт, служащий фоном, и купке, обычно парчовый; сверху убор украшали искусственные цветы или ленты.
С начала XIX века царские власти прилагали усилия для перехода евреев на немецкую или польскую одежду. В Еврейский комитет, заседавший в 1809—1912 годах, было внесено ходатайство евреев-депутатов, чтобы было разрешено членам магистратов, а также евреям, находящимся за пределами Черты оседлости, ходить в «русской» одежде, по примеру русских купцов, так как евреи «по закону своему бород не бреют», а «в немецком платье с небритыми бородами» они могут послужить объектом для насмешек. Комитет удовлетворил это ходатайство. 11 января 1841 года Комитет для определения мер коренного преобразования евреев запретили ношение еврейской одежды. Вопрос о платье был вновь поднят, когда император Александр II, будучи в Варшаве, лично поручил наместнику графу Бергу привести в исполнение правила о ношении еврейской одежды.
Головные уборы
Чаще всего предмет, по которому ученикам задают подобрать фото национального костюма евреев — «Окружающий мир». Однако иногда такое задание можно получить на дом и по истории или культурологии. К любому из этих предметов можно подготовиться хорошо, если исследовать национальную одежду иудейского народа как можно подробнее. Для получения высокой оценки необходимо также рассмотреть, какие прически
и типы головных уборов были приняты у евреев. В Сети или в учебниках можно найти немало картинок национального костюма евреев. «Окружающий мир» —
это не самый сложный предмет, и юным учащимся не составит труда подготовиться к нему на «отлично».
На уроке можно упомянуть и тот факт, что длинные волосы раньше носили только юноши. У мужчин среднего возраста отращивать шевелюру было не принято. На более поздних этапах истории даже тех молодых парней с длинными волосами стали расценивать как женоподобных. И среди мужчин, и среди женщин лысина считалась позором.
На пути к идеалу
Национальный костюм является важной составляющей культуры народа и отражает его уникальность и традиции. Евреи — одна из самых древних народностей, и их национальный костюм имеет долгую историю развития и изменений
В процессе эволюции костюма евреев, можно выделить несколько этапов. Первый этап — это древний иудейский костюм, который имел сильное влияние восточной культуры. Он представлял собой роскошную одежду с преобладанием ярких цветов и украшений. Второй этап — средневековый еврейский костюм, который стал более скромным и закрытым, отражая религиозные нормы и иудейские обряды. Третий этап — это модернизация и национальное восстановление, которые привели к возрождению национального костюма евреев в современной форме.
Одним из важных атрибутов национального костюма евреев является жидовская кепка, или «кипа». Этот головной убор носится евреями мужского пола и символизирует покрытие головы перед Богом. Кипа может быть выполнена из разных материалов и иметь разные размеры, но всегда имеет круглую форму. Она является неотъемлемой частью традиционного национального костюма и важным символом идентичности.
Костюм еврейской женщины также имел свои особенности и принципы украшения. Женский национальный костюм включал длинное платье или рубаху, которая отличалась узорами вышивки и декоративными элементами. Благодаря умелицам и художницам, женская одежда становилась настоящим произведением искусства. Уникальные орнаменты и цветовые сочетания делали каждый костюм уникальным и неповторимым.
Другой характерной особенностью национального костюма евреев является талит, мужская одежда, представляющая собой хитон с четырьмя угловатыми кистями. Талит символизирует связь с Богом и является неотъемлемой частью мужского костюма.
В современной эпохе национальный костюм евреев подвергся современным изменениям и внесение современных элементов. Однако, традиционные узоры, стилевые элементы и символика все так же являются основой национального костюма евреев и передают его уникальность и историю.
Женский костюм сегодня
Женщины также одеваются скромно, предпочитая темные
или неяркие оттенки и добавляя элементы белого цвета. Даже для жаркой погоды женский костюм изготавливается из плотной ткани. Короткие или длинные юбки расцениваются как знак распущенности, поэтому средняя длина — до середины икр. Туфли обычно без каблуков. Еврейки редко пользуются косметикой или украшениями, а замужние дамы носят головной убор.
Даже среди религиозных женщин есть те, которые
предпочитают одеваться красиво, однако
при этом соблюдаются все правила приличия — никаких вырезов, декольте или мини-юбок. Манера одеваться в дорогие вещи присуща иудейкам с давних времен
. Даже очень зажиточные мужчины одевались более чем скромно, в то время как их супруги носили пышные наряды. Но и евреи со скромными доходами, согласно традиции, должны были приобретать своим женам
красивую и дорогую одежду. Таков современный национальный костюм евреев. На картинках (для детей такие иллюстрации —
самое лучшее наглядное пособие) часто изображен
упрощенный
традиционный наряд, поэтому можно воспользоваться фотографиями из данной
статьи, чтобы иметь представление об исторической одежде иудеев.
Полный комплект женской одежды ашкеназской еврейки. Описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века: Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук — важная деталь. Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия! Поверх блузки – корсаж на шнуровке. Поверх корсажа – галебанд (раньше это был шейный платок, закрывавший грудь, а со временем трансформировавшийся в своеобразный нагрудник), а поверх галебанда – нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком – шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты – бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок – тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Вместо подушечек на бинды могли быть пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением.
Имелся и особо праздничный головной убор – штернтихл (звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO (фото ниже). Справа от него – шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями — вот это и были «звезды». Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.
Харкктерным головным убором был также чепчик – купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или – в некоторых областях – штукой под названием «харбинд» – волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.
На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь – что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.
В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав «ужасным». Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые – богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили «шайтл» (парики) из натуральных волос, еще позже – из синтетических нитей
Материал и фасон
Еврейская культура всегда была ориентирована исключительно на городскую жизнь, поэтому не существует национального костюма для крестьян. В отличие от других национальностей, евреи никогда не делали ткань для своей одежды сами. Они купили ткань на рынке.
Покрой традиционного костюма свободный и объемный. При этом не маскирует полностью фигуру, а элегантно очерчивает силуэт. Несомненно, данный факт относится к плюсам наряда. Ведь какой женщине понравится прятать свою фигуру под бесформенным балахоном. |
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подарок маме (цветы)»
1 Слайд Еврейский национальный костюм Этот проект был создан Эллой Вернер, ученицей 4 класса средней школы № 44 города Сочи.
2 слайд История одежды Вся жизнь в еврейских поселениях (штетлах) и одежда их жителей регулировались строгими предписаниями иудаизма. Но еврейская одежда — это в некотором смысле одежда региона или страны, в которой жили евреи: две тысячи лет миграции наложили свой отпечаток на внешний вид народа. Из действительно традиционных одежд у нас есть только талис, который надевают во время молитвы, по праздникам и в субботу.
4 слайд Талис был особенно важной частью мужской одежды с религиозной точки зрения. Талит представлял собой прямоугольный кусок белой шерстяной ткани с черными полосами по краям и кисточками
Его надевали во время молитв или праздников. «И говорил Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они сделали себе кисти на концах одежд своих… и в кисти, которые на концах, вдевают нити из голубой шерсти. И будут они на кистях ваших, чтобы, видя их, вы вспоминали все заповеди Господни» (Числа, гл. 15).
5 слайд Так называемый малый таллит — это тоже прямоугольник с кисточками по краям, но с отверстием для головы и не сшитый по бокам. Обычно его носили под рубашкой. Однако на картинах Иегуды Пены, учителя Шагала, мы видим маленький талит, который носят под жилетом. Ношение маленького талита указывало на то, что человек чтит святые заповеди не только во время молитвы, но и в течение всего дня.
Слайд 6 Влияние традиций местного населения, жившего в то время рядом с местом проживания евреев, на одежду было очевидным. «Мужчины были одеты в белые рубашки с рукавами, связанными лентами. На шее рубашка имела что-то вроде воротника, но она не была накрахмалена и не имела подкладки. Рубашка также была завязана на шее белой лентой. Этот тип рубашки характерен для литовского национального костюма
Особое внимание уделялось способу завязывания браслета, а выбор материала для браслетов, напоминающих галстук, был особенно шикарен
Даже пожилые мужчины из богатых семей часто проявляли осторожное кокетство, завязывая эти банты. Только позже появились черные платки
Но в семьях, где высоко ценились традиции, от шейного платка отказывались. Шаровары доходили до колен и также были подвязаны шнурками. Белые чулки были довольно длинными. Они носили низкие кожаные туфли без каблуков. Дома вместо халата они носили длинный халат из дорогой шерстяной ткани. Более бедные люди в будни носили халат из полушерсти, а в праздники — халат из толстой шерсти, летом — халат из нанки, узкой хлопчатобумажной ткани с синими полосками, а зимой — халат из толстой серой ткани. Это платье было очень длинным, доходило почти до пола. Однако костюм был бы неполным без пояса на бедрах
Только позже появились черные платки. Но в семьях, где высоко ценились традиции, от шейного платка отказывались. Шаровары доходили до колен и также были подвязаны шнурками. Белые чулки были довольно длинными. Они носили низкие кожаные туфли без каблуков. Дома вместо халата они носили длинный халат из дорогой шерстяной ткани. Более бедные люди в будни носили халат из полушерсти, а в праздники — халат из толстой шерсти, летом — халат из нанки, узкой хлопчатобумажной ткани с синими полосками, а зимой — халат из толстой серой ткани. Это платье было очень длинным, доходило почти до пола. Однако костюм был бы неполным без пояса на бедрах.
Слайд 12Пользовался, однако, популярностью и необычный головной убор- повойник (на идише –
купке). Надевали его замужние женщины в праздник. Состоял он из семи частей, изготавливался из парчи, был вышит жемчугом, но при этом одна его часть оставалась ничем не украшенной. Считалось, что невозможна полная радость, пока Иерусалимский храм лежит в развалинах. У П. Венгеровой дано более подробное описание повойника: «У богатых он представлял собой существенную часть состояния. Этот головной убор, черная бархатная повязка, сильно напоминал русский кокошник. Край, вырезанный причудливым зигзагом, украшался большими жемчужинами и бриллиантами. Повязку носили на лбу поверх плотно прилегающего чепца. В середине крепился бант из тюлевой ленты и цветов. На затылке от уха до уха тянулась кружевная оборка, обшитая поближе к глазам и вискам маленькими бриллиантовыми сережками. Эта драгоценная повязка составляла главную часть женского приданого».
Обувь и аксессуары
В качестве обуви использовались комфортные чёрные ботинки с высокими голенищами
. Такая обувь надевалась летом на босые ноги плотно и шнуровалась до самого верха, а зимой — на связанные собственноручно чулки, при помощи подвязок крепившиеся на уровне колен либо немного выше. Современные женщины, как правило, носят туфли без каблуков.
В качестве аксессуаров в большинстве случаев применяются широкие пояса
, в некоторых случаях используются также галстуки соответствующего оттенка. Использование галстука вызывает массу противоречий, поскольку при его завязывании формируется узел, напоминающий по своей форме крест.
Внешность евреев
Внешность евреев варьируется в зависимости от их этнического и географического происхождения, поскольку евреи расселились по всему миру на протяжении тысячелетий. Еврейство – это прежде всего этнорелигиозное сообщество, и внешние черты его представителей складываются под влиянием многих факторов.
1. Ашкеназские евреи
- Происхождение: Центральная и Восточная Европа.
- Внешние черты: Многие ашкеназские евреи имеют светлую кожу, голубые или зеленые глаза и светлые волосы, хотя также встречаются и темные волосы и глаза.
2. Сефардские евреи
- Происхождение: Испания, Португалия и Северная Африка.
- Внешние черты: Средиземноморский тип внешности – оливковая кожа, темные глаза и волосы.
3. Мизрахи (восточные) евреи
- Происхождение: Средний Восток и Центральная Азия.
- Внешние черты: Оттенки кожи варьируются от бледно-оливковых до более темных, темные глаза и волосы.
5. Индийские евреи (например, Бней Менаше или Кохин)
- Происхождение: Разные регионы Индии.
- Внешние черты: Характерная для индусов внешность с некоторыми уникальными чертами.
Верхняя одежда
Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее
углах крепились кисти, которые назывались «цисес
». Также
существовал особый элемент еврейского национального костюма — нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом — чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.
Слайд 17тфилинСразу после облачения в «большой талит» возлагают «тфилин» и остаются в
них до конца молитвы. «Тфилин» мы обязаны возлагать каждый день, исключая субботы и праздники, упомянутые в Торе (Рош-Гашана, Йом-Кипур, Песах и Шавуот). В новомесячья (рош-ходеш) также возлагают «тфилин», но jnepefl дополнительной молитвой «Мусаф», которую читают в эти дни (ее читают также в субботы и праздники), их снимают. Возлагать «тфилин» обязаны все евреи, начиная с тринадцатилетнего возраста. В принципе, заповедь «тфилин» следует исполнять в течение всего дня, однако необходимым условием для этого является особая святость образа жизни – соответствующий святости «тфилин». И действительно, есть люди, которые носят «тфилин» в течение всего дня, однако большинство евреев облачается в них только на время молитвы «Шахарит» – молясь, мы находимся на должном духовном уровне, но переходя к нашим повседневным занятиям, снимаем «тфилин».
Головные уборы
Ни один уважающий себя еврей не обойдется без головного убора. В некоторых случаях мужчины применяют несколько изделий. Чаще всего это ермолка, покрытая дашеком или каскетом.
Если дословно перевести наименование, получится два слова – «йеэр» и «малка». Перевод прост – «боящийся владыки», то есть Бога. Религия играет большую роль в жизни евреев.
Оформление ермолок бывает разным. Пожалуй, это единственный яркий атрибут в национальном костюме евреев. Головные уборы шьют из шерсти и войлока, есть и вязаные модели. Но мужчины не могут приобрести ермолку по своему желанию, отдав предпочтение какому-либо фасону или цвету. Выбор должен основывать на том, какой вариант носят евреи из общины.
Заимствования из других культур
Давид любил окружать себя роскошью и богатством, это было время подъема израильского государства. Одежда состоятельных членов общества становится особенно роскошной. Однако после периода восстаний и гражданских беспорядков стабильность в стране была подорвана, и Израиль распался на две части. Сначала ассирийцы правили Иудеей, а в 788 г н.э. — Вавилоняне. Если присмотреться к тому, как евреи того времени выглядели в национальном костюме, то в их одежде можно увидеть множество элементов, характерных для убранства ассирийцев. Во времена «вавилонского плена» одежда евреев практически не отличалась от одежды вавилонян. Впоследствии он не раз будет меняться под влиянием римской и греческой культур.
Мужчины носили шерстяную рубашку сзади и льняную рубашку наверху. Рукава могут быть длинными или короткими. Ремень носили всегда. У знати этот предмет одежды шили из шерстяной или льняной ткани, расшивали золотом, а также украшали драгоценными камнями и пряжками. Низшие классы носили кожаные или войлочные пояса.
Праздники
Еврейские праздники играют важную роль в культурном и религиозном жизненном цикле еврейского народа. Многие из этих праздников основаны на библейских событиях, в то время как другие отражают исторические моменты в истории еврейства.
1. Шаббат (Суббота)
- Когда: Еженедельно, начиная с заката в пятницу до заката в субботу.
- Значение: День отдыха, покоя и духовного обновления. Отмечается как память о дне, когда Бог отдыхал после создания мира.
2. Пессах (Пасха)
- Когда: 15-22 (в Израиле 15-21) дня еврейского месяца Нисан.
- Значение: Воспоминание о выходе евреев из Египта и их освобождении от рабства. Семейный ужин, называемый седер, проводится в первые две ночи праздника.
3. Шавуот (Праздник Недель)
- Когда: 50 дней после Пессаха.
- Значение: Отмечается дарование Торы на горе Синай. Также связан с сельскохозяйственными циклами и первыми урожаями.
4. Суккот (Праздник Кущей)
- Когда: 15-21 (в Израиле 15-22) дня еврейского месяца Тишрей.
- Значение: Воспоминание о 40-летнем странствии евреев по пустыне после выхода из Египта. Люди строят временные хижины и проводят в них время в течение праздника.
5. Рош а-Шана (Еврейский Новый Год)
- Когда: 1-2 дня еврейского месяца Тишрей.
- Значение: Начало десяти дней покаяния, ведущих к Йом Кипур. Это время осмысления и духовного обновления.
6. Йом Кипур (День Искупления)
- Когда: 10 день еврейского месяца Тишрей.
- Значение: Самый святой день в еврейском календаре. День поста, молитвы и покаяния.
7. Ханука (Праздник Освещения)
- Когда: 25 день еврейского месяца Кислев.
- Значение: Отмечает победу маккавеев над сирийцами и чудесное возгорание светильника в Иерусалимском храме на восемь дней, хотя масла было всего на один день.
8. Пурим (Праздник жребия)
- Когда: 14 день еврейского месяца Адар (в городах, окруженных стенами во времена Иисуса Навина, празднуется 15 дня).
- Значение: Воспоминание о спасении еврейского народа от геноцида, спланированного визирем Ахашвероша Гаманом.
9. Тиша б’Ав (Девятый день месяца Ав)
- Когда: 9 день еврейского месяца Ав.
- Значение: День поста в память о разрушении обоих Священных храмов в Иерусалиме и других трагических событиях в истории еврейства.
Немного истории
Как и любой национальный костюм одеяние евреев может похвастаться древними корнями и богатой историей. При его создании придерживались одной цели – представители нации должны легко адаптироваться в любой точке земного шара. Причина подобного желания вполне объяснима. Во многих странах евреев слегка недолюбливали.
Первые одежды создавались под воздействием вавилонских костюмов. Освободившись от оков рабства, иудеи продолжали носить по две рубахи (из полотна и шерсти), кафтан и широкий пояс.
Во времена правления царя Соломона одеяния евреев стали богаче и ярче. Для пошива одежды использовались воздушные ткани насыщенных расцветок. Костюмы декорировали драгоценными камнями и золотистыми узорами.
Знатные дамы вплетали жемчужные нити даже в прическу, чтобы подчеркнуть высокое положение в обществе. Постепенно роскошь стала исчезать из национальных одеяний. Вещи иудеев стали более сдержанными, исчез кричащий декор. Зато больше внимания уделяли отдельным элементам костюма.
Главное предназначение наряда в это время заключалось в том, чтобы подчеркнуть религиозность и принадлежность к конкретной общине. |
В двадцатом столетии, чтобы слишком не выделяться из толпы, евреи позаимствовали одеяния у европейцев. В их гардеробе появились шляпы и длинные сюртуки. В подобном наряде не составляло труда слиться с местными обитателями любого провинциального городка в Европе. Даже когда во всем мире подобные предметы гардероба вышли из моды, иудеи продолжали их носить.
Головные уборы
Сложно представить иудея с непокрытой головой. В некоторых ситуациях они надевают сразу несколько аксессуаров. Обычно это ермолка, прикрытая дашеком или каскетом
Данному головному убору уделяли особое внимание. Его размер и покрой несет тайный смысл
Ермолка может быть декорирована разными способами. Наверное, это единственная яркая деталь в костюме иудеев. Для пошива аксессуара берут войлок или шерсть, встречаются вязаные модели.
Однако мужчины не имеют права приобретать изделие на свое усмотрение, отдавая предпочтение тому или иному фасону. Выбор проводится в зависимости от того, в какой общине состоит еврей.
Чёрные шляпы также являются своеобразным указателем вероисповедания своего обладателя. Размер и декоративные элементы символизируют к какой ветке иудаизма склоняется владелец аксессуара.
Расцвет государства и одежда
В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами — тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян — царь Саул — не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще
богаче и разнообразнее. Повсеместно
стали использоваться украшения.
Исторические факты
История развития национального костюма евреев разнообразна, интересна и даже печальна. При создании традиционного наряда представители еврейской нации должны были учитывать, что жители большинства стран настроены к ним крайне негативно. Поэтому одежде старались придать такой вид, чтобы она смотрелась естественно в любой местности, но в то же время не обезличивала человека.
За срок, сравнительно недолгий в рамках мировой истории, евреям удалось добиться совершенства в своем национальном наряде. Было учтено многое, чтобы сделать костюм привлекательным и удобным.
В наши дни еврейская традиционная одежда практически не подвергается изменениям, однако, талантливые дизайнеры нередко модифицируют наряды, экспериментируя с расцветкой, декором и фасоном.