Современная философия
Мыслители современности делятся на 2 группы: субстанционалисты, которые считают, что душа есть субстанция; актуалисты, которые думают, что она является непрерывной связью процессов и актов. С течением времени попытки осознать сущность нематериального начала человека усложнились.
Начиная с XIX в. (начало современной философии) в разных школах выдвигали собственные теории про душу, тело, дух. Появились аналитики, возникла герменевтика, экзистенциализм, совершенно по-иному на проблему смотрит философия постмодернизма.
Также процветают школы, поддерживающие античные, восточные взгляды на природу души. Немалую роль играет религия: многие восточные философские учения стали подоплекой для направлений. Поэтому вопрос о сущности человека остается нерешенным. Сегодня к размышлениям о душе присоединились психологи и психоаналитики.
Восток
В восточной философии взгляды на душу отличаются от поисков античных мыслителей. Ученые отмечают практичность мировоззрений: если учения Платона или Аристотеля мало перекликались с жизнью, то китайская философия имела прямое отношение к ней. Она рассматривается не как одно из возможных знаний для человека, а как обязательная часть культуры для образованных.
Индия
В индийской культуре существовало деление на касты. Разработкой философских проблем занимались высшие — жрецы или брахманы. Первым зафиксированным источником такой мысли являются Веды. Это сборники текстов на религиозную, философскую, общественно-политическую тематику.
Веды разделяются на 4 основных части. Для осмысления понятия ключевыми будут упанишады — философские комментарии к текстам. Слово переводится как «сидение у ног учителя».
В индийской культуре есть две души — космическая и человеческая
- Сначала появилось учение про наличие души у всего живого. Оно уравнивает растение, животного, человека. После гибели происходит переселение — круговорот сансары. С ним связано понятие личного закона — кармы.
- Далее возникают категории Брахман и Атман. Первое — космическая душа, абсолютное начало, которое наполнило Вселенную. Атман — личное, индивидуальное начало, «Я».
Веды провозглашают единство Брахман и Атман. Высшей целью существования становится мокши — освобождение от цепи переселений.
В VI-V вв. до н.э возникают ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Последние не поддерживают или изменяют концепцию Вед. К новым относят джайнизм, буддизм, чарвака.
Джайнизм
Философия души в этом направлении противопоставляется Ведам. В учении сделан упор на волю человека, индивида. Даже духовная жизнь человека освобождена от влияния богов. А карма является связью телесного и нематериального. От ее законов можно освободиться с помощью благих дел и аскетизма.
Буддизм
Направление Буддизм отрицает наличие души в традиционном понимании в человеке. Нет ни эфира, ни божественного влияния. Мир никем не был создан, но существует. На первый план выходят моральные ценности и освобождение от желаний. Ключевыми понятиями являются ум и тело. Главная цель существования в бесконечных перерождениях — нирвана.
Чарвака
Неортодоксальные последователи чарвака отождествляли душу с умом и органами чувств. Она появляется, когда первоэлементы под названием махабхуты объединяются в определенной комбинации. В их направлении она смертна, исчезает после кончины тела.
Китай
Философия о душе в Китае была только практичной. У нее отсутствовала мощная мифологическая база, поэтому направления носят житейский, почти бытовой характер. Каждый китаец воспринимает философию не как возможный вариант трактовки абстрактных явлений, а как руководство к жизни.
Китайская философия не богата теориями о происхождении человеческой души, скорее — о ее воспитании
Китайская философия воспитывает моральные ценности, любовь к искусству. Немногие философы разрабатывали понятия души. Долгое время на культуру влиял буддизм.
Школа натурфилософов (Цзоу Янь) детально разработали идею энергии Ци, Инь-Ян, Син. Термины употребляли и до них, но осмысление было крайне кратким:
- Ци — это основа всего, некая материя, неосязаемая и подобная воздуху. Из ци сделаны души, тела, предметы.
- Инь-Ян и Син — общие классы вещей. Затем первое понятие стали осмыслять как бинарную оппозицию по типу север-юг, а Син стала теорией пяти стихий.
Китайская философия значительно отличается от других направлений. Многое связано с пониманием иероглифом и обращением к древнейшей мифологии. Особенности учений:
- Определяли специфику культуры, менталитета.
- Направлены к практической жизни государства, социума, семьи, индивида.
- Связаны с этикой и политикой.
- Имеют афористичный стиль, образность языка.
- Крепко связаны с традицией.
- Обособлены от естественных наук.
Этическое учение
Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.
Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:
- смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
- справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
- воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.
Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.
Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.
Каждый человек хотя бы один раз в своей жизни слышал о Сократе. Этот древнегреческий философ оставил яркий след не только в истории Эллады, но и во всей философии. Особо интересна для изучения диалектика Сократа как искусство творческого диалога. Этот метод стал основой всего учения древнегреческого философа. Наша статья посвящена Сократу и его учению, ставшему основой для дальнейшего развития философии как науки.
Ренессанс
Совершенно новая эпоха Ренессанса принесла новые взгляды в философии на проблему души. Мыслители Возрождения отказались от теологии. В «моду» вернулись гуманизм, антропоцентризм. Во многом философия Возрождения перекликается со взглядами античных мыслителей. Снова провозглашается культ природы, красоты, искусства.
Эразм Роттердамский
В учении Эразма Роттердамского сохранились пережитки теологии, но во многом он обращался к идеям Сократа. По мнению Роттердамского в человеке есть дух, душа, тело.
- Первый — это высшее в человеке, красота, нравственность, добро.
- Тело же в противовес вызывает низменные желания, тянет на проступки, живет соблазнами.
- А душа занимает особенное место: она соединяет тело и дух. Если она стремится к низменности, то человек безнравственный, а если к высокому — то благостный.
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский представляет направление Просвещения. Он считает, что человек безнравственный и жестокий по своей воле, а не потому что создан так природой. Важные аспекты в совершенствовании личности — это образование и воспитание.
Пьетро Помпонацци
Помпонацци признавал необходимость религии, но считал, что она не должна заменять философию. Автор известного труда «Трактат о бессмертии души», где он доказал, что душа смертна.
Он почитал земную жизнь, утверждал, что человек наделен волей, поэтому все происходящее является следствием его действий. Достичь счастья, по философии Помпонацци, возможно в земной жизни.
Марсилио Фичино
Мыслитель Марсилио Фичино уверен, что мир состоит из 5 ступеней. Высшие: Бог, ангел, низшие: форма, материя. А связует два уровня душа. Она триедина по мнению философа. Выступает в трех ипостасях: души мира, небесных сфер, живых существ.
Она способна примыкать к божественному, сливаясь с ним. Она также управляет телом. Фичино не разделял, в отличие от средневековых философов, религию и магию. Поэтому ставил эзотерические эксперименты над камнями и растениями, пытаясь определить наличие/отсутствие души.
Сократ цитаты
* Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
* Богатство и знатнасть, нe приносят никакого достоинства.
* Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, a быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.
* Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все?»
* Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который лучше, чем он сам, знал бы то, что полезно для его здоровья.
* Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
* Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.
* Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
* Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.
* На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».
* Нельзя лечить тело, нe излечив душу.
* Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
* Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
* Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души.
* Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.
* Хорошее начало – не мелочь, хотя и начинается с мелочи.
* Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
* Что за странная вещь наслаждение! Как удивительно срослось оно со своей кажущейся противоположностью — болью! Вместе они не желают приходить к человеку, но если человек преследует и настигает что-нибудь одно из них, то почти неизбежно приходит к нему и другое; можно подумать, что это два тела об одной голове.
* Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько имеет друзей, настолько они не в цене.
* Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
* Я знаю, что я ничего не знаю.
Смерть Сократа
О смерти великого философа нам также известно благодаря трудам Платона и Ксенофонта. Афиняне обвинили своего соотечественника в непризнании богов и развращении молодежи.
Сократ отказался от защитника заявив, что сам будет себя защищать. Он отверг все обвинения в свой адрес. Помимо этого, он отказался предложить штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по закону имел на это полное право.
Также Сократ запретил своим друзьям вносить за него залог. Он объяснял это тем, что уплата штрафа будет означать признание вины.
Незадолго до смерти друзья предлагали Сократу устроить побег, однако он наотрез от этого отказался. Он говорил, что смерть найдет его везде, поэтому убегать от нее нет смысла.
Ниже вы можете видеть знаменитую картину «Смерть Сократа»:
Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»
Мыслитель предпочел казнь, приняв яд. Сократ умер в 399 г. до н.э. в возрасте примерно 70 лет. Так не стало одного из величайших философов в истории человечества.
Судебное разбирательство и смерть
О смерти мыслителя известно только по книгам. Подробней всего последние высказывания и мгновения жизни учителя описаны у Ксенофонта в «Защите Сократа на суде» и у Платона в «Апологии Сократа». Граждане Афин обвинили философа в развращении детей и непризнании основных греческих божеств. Мыслитель отказался от адвоката и самостоятельно высказал речь в свою защиту, не принимая обвинений. Ему не предложили штраф, как альтернативу казни, хоть по законодательству демократичной Греции это можно было сделать.
Он не принял помощи близких, которые предлагали ему побег, а предпочел встретиться со своей судьбой. Философ считал, что если суждено, то смерть его сможет найти везде, куда бы ни отвезли его. Остальные варианты наказания мыслитель считал признанием его виновности и не смог с этим мириться. Он выбрал казнь, выпив яд.
Эпикур о душе
С точки зрения Эпикура, душа человека немногим отличается от субстанции, определенной Демокритом. С той лишь разницей, что Эпикур несколько модернизировал атомистическое учение философа в сторону его конкретизации:
- огонь — это то, что дает тепло;
- ветер — то, что позволяет дышать;
- мышлением, чувствами и понятием нравственности обладает только человек.
Впрочем, с точки зрения эпикурейцев — а Эпикур организовал целую школу, в которой проповедовал свое учение — человеком управляет не столько разум, сколько его чувства. И все, что человеку приятно, Эпикур и считал нравственным. Что же касается такого понятия как счастье, то его мыслитель видел в обретении душевной невозмутимости.
Таким образом, даже во всем этом разнообразии взглядов и позиций прослеживается то значение, которое придавалось нашими древними учителями понятию души, осознанности, внутренней гармонии и своих места и роли каждого в этой жизни.
А последнее каждый выбирает и определяет для себя сам.
Еще статьи о душе читайте в рубрике
Сократовские школы
Мегара. Мегарики — Евбулид, Стильпон.
Они славились умением спорить, задавать дельные вопросы и опровергать любой ответ. От них пошло искусство спора — эристика. Сформулировали логические парадоксы: «Куча», «Лысый», «Лжец».
Кирена, сев. Африка. Киренаики — гедонисты, охотники до удовольствий — Аристипп, Гегезий.
Они развили субъективную сторону сократовской моральности. Сократ: человек должен сам определять свое поведение. Не моральный человек руководствуется внешними мотивами в своем поведении (так внушили, стремление хорошо выглядеть в чужих глазах и т.д.). Морально человек поступает тогда, когда делает что-либо по своей воле (идет на занятия или нет, но сам или еще, например, в транспорте — стоит какая-нибудь старушка, из последних сил еле-еле держится, а перед ней сидит молодой человек и не из последних сил сидит, а просто хочет сидеть – он делает зло, но он — морален).
Эти ученики собрались и решили, что надо жить в свое удовольствие. Если посмотреть на рекламу — там очень много призывов быть гедонистом: наслаждайся и т.д. Только деньги потрать и удовольствуйся.
Киники (циники), т.е. ведущие собачью жизнь.
Они считали, что надо жить в соответствии с природой, прежде всего, как собаки. (Диоген — бочка — это будка.) Вроде бомжей, и абсолютно свободны. Не мылись, пили из луж. Они стали посмешищем всей Греции.
Эти последователи Сократа не вышли за пределы его принципа, но был человек, который продвинул философию: не только дошел до целомудрия, но и познал истину. Это первый философ, от которого к нам дошли все его произведения. Поэтому начинать изучение философии с него можно по-настоящему — не надо реконструировать. Этот человек — Платон.
Предыдущая лекция | Следующая лекция
Этическое учение
Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.
Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:
- смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
- справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
- воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.
Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.
Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.
-
Земельный участок под ижс кратко
-
Уборочный инвентарь горничной в гостинице кратко
-
Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств кратко
-
Операция шок и трепет в ираке кратко
- Алгоритм шеннона фано кратко
Древняя Греция
Понятие душа в древнегреческой философии осмыслено еще в досократовский период. Самым известным представителем условно выделенного направления был Пифагор — известный математик. Затем появляется Сократ, совершивший революцию в философии тех времен. После него наука стала развиваться активнее, появились разные школы.
Пифагор
Мыслитель Пифагор утверждал, что человеческая душа — это некий эфир. Все живое содержит теплый эфир, но не все живое обладает душой. Она делится на три части:
- ум;
- рассудок;
- страсть.
От нее исходят струи, именуемые чувствами. Рассудок есть только у человека, но ум и страсть присущи животным. Душа находится в мозге, оттуда управляет всем телом. Ее разумная часть бессмертна, но остальное конечно. Интересный взгляд Пифагора на ее появление во время зачатия: она образуется из пара в семени, а тело появляется из влаги и крови.
Сократ
Философ Сократ разделил древнее учение на «до и после»
Он обратил внимание прежде на человека, а не происхождение мира или космоса. Такую философию называют антропоцентричной (сосредоточенной на индивидууме)
В каждом есть 2 составляющих: материальное — тело, нематериальная — душа. Определение Сократа гласит, что она бессмертная и невидимая. Она управляет поступками человека, делает его духовным или безнравственным. Но, как и прежде, Сократ настаивал на божественном происхождении души.
Платон
Мыслитель Платон является автором про мир идеальности — изначального. Согласно его теории, существует некая идеальная проекция в нематериальном мире. Там находятся призраки идей. Например, есть в реальности стул, а в мире идей существует идея стула — идеального. А уж в настоящем мире он бывает низкий, высокий, со спинкой или без.
Платон и Аристотель
Реальность предстает в теории Платона как тени на стене пещеры, которую отбрасывают вещи из мира проекций. Душа — проводник между двумя мирами, относится к вечным идеям:
- бессмертная;
- переселяется в разные тела после смерти;
- страдает от пребывания в человеческом теле;
- идеальное воплощение — зверь или уход в мир идей.
Метафорически он представлял ее в трех ипостасях: вожделеющая, страстная и разумная. Представьте колесницу, запряженную двумя лошадьми. Первая черная —это вожделеющая ипостась, она не слушается всадника. Вторая белая — страстная, она подчиняется, но не всегда. А всадник символизирует разумную, которая правит двумя остальными.
Платон был сторонником свободы воли человека и отрицал взгляды досократиков о том, что все предрешено богами.
Аристотель
Мыслитель Аристотель был учеником Платона, поэтому во многом соглашался с его идеями. Но он имел собственный взгляд на теорию: не разделял нематериальное начало и тело, считая, что одно не существует без другого. Следовательно, всему живому присуща душа.
В ней объединяется 2 начала:
- знания;
- созерцание.
С одной стороны она управляет телом. А с другой созерцает во время бодрствования и сна. А находится в сердце. По Аристотелю есть 3 части души:
- Растительная. Есть у всех живых существ. Это некое тепло, которое дает возможность переваривать пищу и оставлять потомство. База для следующих видов.
- Животная. Отвечает за ощущения: запах, вкус, прикосновения. Является аналогом инстинкта, помогает выжить во внешней среде.
- Разумная. Присуща только людям: отвечает за воображение, эмоции, мышление, волю. Этот вид — идеальная бессмертная сущность.
После кончины тела душа отправляется в бестелесный эфир.
Школа эпикурейцев
Эпикур и его последователи утверждают, что все живое состоит из атомов. Они двигаются произвольно, создавая души и тела. Когда существо умирает, атомы рассеиваются и становятся частью других комбинаций. Поэтому душа смертна, как и тело. Хотя боги состоят тоже из атомов, но бессмертны — это слабое место в теории.
Последователи школы эпикурейцев считали, что душа смертна, как и тело
Несмотря на то, что человек ограничен в бытие, кончины не стоит бояться, потому что человек никогда не пересекается с ней.
Эпикурейцы были завершающими мудрецами древнегреческой философии. После них наука пошла на спад. Далее вносили только незначительные изменения. Упадок связан с разрушением империи и внешними политическими факторами.
Майевтика: метод Сократа и философия познания
Что такое майевтика и в чем суть фразы «Я знаю, что ничего не знаю»? В этой части обсудим, как Сократ понимал знание и общался со своими учениками.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Кигай
Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология
О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». Вот выжимка из пояснения Сократа, а ниже — наглядный пример сократического метода из другого диалога.
В переводе с древнегреческого «майевтика» значит «повивальное искусство». Мать Сократа Фенарета была повитухой.
В чем суть майевтики
Сократ считал, что его предназначение — довести до истины других, а не рождать мысли самому: «бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает».
Неспособные ученики тоже встречались. Тех, в ком Сократ не находил признаков «беременности», он отдавал другим «мудрым мужам». Ученики, которые зазнавались и сами уходили от него, становились невеждами.
Метод Сократа часто называли жульническим: он приводил собеседника к нужным мыслям с помощью ряда наводящих вопросов.
Да, порой к верному ответу Сократ приводил собеседника сам, зато он заставлял его думать, а не давал готовые ответы — и в этом заключается ценность майевтики.
Сегодня метод сократического диалога широко применяется в психологическом консультировании.
Ниже, в отрывке из диалога «Менон» , Сократ и его собеседник рассуждают о природе добродетели
Обратите внимание на соотношение длины вопросов и ответов: иногда кажется, что Сократ делает всю работу за собеседника
Сократ: Теперь, видимо, нам и надо исследовать, что такое добродетель – знание или нечто иное.
Менон: По-моему, разобравшись в одном, надо исследовать и это.
Сократ: Так что же, разве, по нашим словам, добродетель не благо? Разве не остается в силе наша предпосылка, что она – благо?
Менон: Остается, конечно.
Сократ: Значит, если есть какое-либо благо, непричастное к знанию, то, может быть, и добродетель не есть какое-то знание; если же нет такого блага, которое не охватывалось бы знанием, то мы, предположив, что добродетель – это некое знание, сделаем верное предположение.
Менон: Так оно и есть.
Сократ: А разве не добродетель делает нас хорошими людьми?
Менон: Добродетель, конечно.
Сократ: А хорошие люди приносят пользу, потому что всякое благо полезно, не так ли?
Менон: Так.
Сократ: И добродетель тоже полезна?
Менон: Из того, что мы говорили, выходит, что так.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Представьте, что Сократ — интервьюер. Кого из наших современников вы бы хотели увидеть у него в гостях?
Поговорим о понятии знания в философии Сократа.
Гносеология — раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком.
По мнению Сократа, знание — главная добродетель: «есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество».
Гносеологическую концепцию Сократа можно обозначить как идею о том, что, любое знание — это припоминание. Без этого тезиса майевтика невозможна.
Сократ считал, все знания уже живут в нашей душе, нам нужно только вспомнить их. Когда-то души путешествовали в мире идей, всё знали и всё помнили. Но вдруг они ушли из этого мира, стали вещами и всё забыли.
Важно помнить, что в вопросах гносеологии сложно разделить позиции Сократа и Платона, так как многое, что мы знаем о Сократе, написал именно Платон.
Но как же Сократ мог говорить «Я знаю, что ничего не знаю» и одновременно верить в то, что все идеи живут в нас?
️ У этой знаменитой сентенции есть продолжение, о котором все забывают: «но другие не знают и этого».
Высказывание означает, что сфера знания безгранична: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой непознанного.
Соберем вместе главные термины урока:
Даймоний — внутренний голос, предостерегающий от плохих поступков. Иными словами, совесть.
Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов.
Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное.
Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает.
Как думаете, чем бы занимался Сократ, живи он в наше время? Выступал на теледебатах? Или записывал свой подкаст?
Проблема человека в философии Сократа
Сократ о значении обобщенных понятий в познании мира и принципов жизни человека
Сократ — принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этого направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.
Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (“познай самого себя”). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.
Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму.
Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ ссылается на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах — знаменитый “демон” Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз — видеть, ушей — слушать, носа — обонять и т.п.
Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени.
Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.
Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели.
Нравственный человек должен знать, что такое добродетель.
Личность Сократа[]
Сократа характеризует разнообразная и интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении своих учений в форме беседы. Поэтому о взглядах Сократа можно судить лишь по трём источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону.
Аристофан в «Облаках» нарисовал иронический образ Сократа, выведя его в виде софиста, астролога и «физика», владельца «мыслильни». Саркастически издеваясь над Сократом, Аристофан издевается над распространёнными в то время модами, увлечением натурфилософией и софистическим образованием.
Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» рисует Сократа благонравным учителем добродетели, который вполне лоялен по отношению к государству. Ксенофонт нарисовал приниженный образ Сократа, которого ни за что обвинили в развращении молодежи.
Платон же изображает Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого излагаются собственные мысли Платона.
Сократический метод
Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:
Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.
Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.
Перечислим достоинства сократического метода:
Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
Участники спора находят истину.
В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.
Общая характеристика учения
Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.
Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи
При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам
Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании , Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.