Концентрическая система обучения истории: преимущества и недостатки
Одним из главных преимуществ концентрической системы является логическая и последовательная структура обучения. Учащиеся начинают изучение истории с более общих и широких периодов, а затем глубже погружаются в более конкретные и детальные темы. Такой подход помогает учащимся получить более полное и систематизированное представление о хронологии исторических событий.
Кроме того, концентрическая система обучения стимулирует развитие творческого мышления учащихся. Благодаря практике обобщения и сравнения различных исторических эпох, ученики могут лучше понять причинно-следственные связи, выявить общие тренды и закономерности.
Однако, концентрическая система также имеет некоторые недостатки. Некоторые критики считают, что такой подход может привести к фрагментации исторического знания. Поскольку каждый круг фокусируется на определенной эпохе, учащиеся могут не получить достаточно широкого представления о других периодах истории.
Концентрическая система также может привести к проблемам с отсутствием глубины изучения некоторых тем. Поскольку каждый круг старается охватить обширный период времени, ученики могут ощущать нехватку времени для более детального изучения конкретных событий или аспектов истории.
В целом, концентрическая система обучения имеет свои преимущества и недостатки
Важно выбрать подход, который соответствует особенностям учащихся и обеспечивает наиболее эффективное усвоение исторических знаний
Какая система лучше
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Среди учёных и преподавателей оба подхода имеют много сторонников и противников. Ещё недавно в российских школах использовалась концентрическая система изучения истории, которая подвергалась постоянной критике учителей и чиновников министерства образования. С 2013 года по инициативе президента начался переход на линейный метод, и теперь критикуют уже его.
На самом деле, не так важно, по какой системе будет учиться ваш ребёнок. Главное — научить его целостному восприятию истории
Поделимся несколькими советами о том, как это сделать.
Используйте наглядные пособия
Например, созданную в начале XX века карту Histomap. Она наглядно отражает уровень развития разных цивилизаций и важнейшие события их истории на протяжении четырёх тысячелетий. Изучать такую инфографику очень интересно и познавательно.
Нечто подобное (разумеется, в упрощённой форме) вы можете сделать сами. Возьмите большой лист бумаги и начертите на нём график времени. Расчертите года и столетия, а в конце отметьте дату рождения ребёнка. Остальное пространство заполняйте вместе с ним по мере прохождения курса истории. Наносите на график важные даты и жизни великих людей. Так можно научить ребёнка легко ориентироваться в событиях прошлого и пробудить его интерес к тому, что было раньше.
Посещайте исторические места
Дайте ребёнку увидеть своими глазами, что прошлое — реальность, а не список абстрактных дат. В этом помогут путешествия по историческим местам, посещение музеев и просмотр познавательных фильмов.
Выберите подходящего учителя
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» работают несколько преподавателей истории, у каждого из которых — свой стиль и методы подачи материала. Ученика 5–9 классов могут выбрать того, чья подача понравится больше.
Изучайте историю вместе на наших курсах по школьной программе! Выберите свой класс в библиотеке курсов. По промокоду HISTORY592021 вы получите бесплатный доступ к курсу по истории на одну неделю.
Если ученику не нравится история, возможно, «он просто не умеет её готовить». Попробуйте другую систему и вы увидите, что даты — не абстрактные числа, которые нужно зубрить, а срез целого мира, где жили реальные люди со своими стремлениями, проблемами и достижениями. И тогда процесс изучения истории станет простым и увлекательным.
Линейная система: плюсы и минусы
При линейном подходе исторические события изучаются поэтапно. В пятом классе школьники знакомятся с историей древнего мира и античности, в шестом проходят Cредние века, в седьмом — эпоху Возрождения и так далее, вплоть до новейшей истории в старших классах.
Линейная система изучения истории при грамотной работе учителя может быть вполне эффективной, однако у неё есть ряд существенных недостатков.
Плюсы
- Логичное расположение материала. Школьники изучают предмет в соответствии с естественным ходом событий.
- Поддержание интереса. Учащиеся постоянно получают новый материал: каждый урок открывает новую страницу истории.
- Экономия времени. Без необходимости повторений предмет осваивается быстрее.
- Пластичность. Список тем и количество часов на них можно корректировать в процессе освоения курса.
Минусы
- Упрощение материала в 5-6 классах. Историю античности и средневековья приходится адаптировать для подростков 10-12 лет. В результате у школьников складываются очень схематичные представления об этих эпохах.
- Высокий темп. Поскольку нужно освоить много материала за короткий срок, на некоторые темы просто не остаётся времени.
- Сложность целостного восприятия. История России изучается параллельно с мировой, но с разной скоростью. Например, на изучение правления Ивана Грозного и два века междоусобных войн в Европе отводится равное количество часов. Такая «рассинхронизация» не позволяет провести временные параллели и увидеть общую картину.
Принципы линейной системы обучения истории
Линейная система обучения истории основана на последовательном изучении исторических событий и периодов в хронологическом порядке. Она представляет собой систему, в которой каждый новый материал строится на основе предыдущего, создавая таким образом непрерывный и связный курс обучения.
Основными принципами линейной системы обучения истории являются:
- Последовательность: В рамках линейной системы исторические события и периоды изучаются в строго определенной последовательности. Это позволяет учащимся постепенно углублять свои знания и понимание истории, начиная с основных фактов и переходя к более сложным историческим событиям.
- Связь исторических событий: Линейная система обучения позволяет выявить и обозначить связь и зависимость между различными историческими событиями и периодами. Учащиеся могут понять, какие факторы и события способствовали появлению и развитию других исторических событий, а также какие последствия они имели для последующих периодов и эпох.
- Прогрессивное углубление знаний: Последовательное изучение истории позволяет учащимся постепенно углублять свои знания и понимание предмета. Они могут освоить основные факты и события, а затем постепенно переходить к анализу исторических источников, изучению конкретных персонажей и периодов, а также кritмическому мышлению и анализу исторических процессов.
- Структурированность и четкость: Линейная система обучения истории имеет четкую структуру и последовательность изучения. Это позволяет учащимся лучше ориентироваться в материале и сохранять связь между различными темами и периодами истории.
- Поэтапность: Линейная система обучения предполагает поэтапное освоение материала. Учащимся предоставляется достаточное время для усвоения каждого нового понятия, факта или события перед переходом к следующим.
- Повторение и закрепление: Линейная система обучения предусматривает повторение и закрепление изученного материала. Это помогает учащимся укрепить свои знания и умения, а также вспомнить и связать ранее изученные исторические события и периоды с новыми.
Принципы линейной системы обучения истории являются основой для эффективного и последовательного изучения предмета. Они помогают студентам углубить свое понимание истории, развить критическое мышление и аналитические навыки, а также установить связь между прошлым, настоящим и будущим.