Былина — определение, особенности и основные циклы народных сказаний

Былины - сообщение доклад (4, 7 класс литература)

Популярные темы сообщений

  • Добрыня Никитич

    Добрыня Никитич — это богатырь земли Русской. Добрыня Никитич обладает недюжинной силой, он отважен и мужественен. Упоминание об этом герое встречается в более чем 50 историях. А ещё в десяти его называют,

  • Морское животное (Морской еж)

    Морские свинки являются одними из любимых домашних животных человека. Они поражают своей добротой, умом и любопытным внешним видом. В мире существует более 80 разновидностей пород этих животных. Они отличаются,

  • Муравьи

    Муравьи – это самые развитые и сильные насекомые. А еще они самые старые, ведь появились около 100 миллионов лет назад и жили вместе с динозаврами. Но в отличие от них дожили до наших дней. Этих животных на планете 12 тысяч видов! Некоторые

  • Великие композиторы

    Мировая классическая музыка не мыслима без русских композиторов. Зарождение отечественной композиторской школы произошло еще в далеком XIX веке. Об основоположниках можно рассказывать долго, у каждого свой путь, своя судьба,

  • Жизнь и творчество Карамзина

    Помимо того, что Николай Карамзин является выдающимся историком и литератором, ему также приписывают значительный вклад в развитие реформ русского языка. К наиболее значимым произведениям относятся «История государства российского», «Бедная Лиза».

Циклы былин

По вопросу о времени и месте возникновения былин нет однозначной точки зрения. Считается, что былины возникли приблизительно в 9-10 веках на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Наибольшее распространение былины получили лишь к 13 – 15 векам. Существует точка зрения, согласно которой былины пришли на Русь с Востока.

Былины принято делить на два цикла: киевские и новгородские. В былинах киевского цикла в центре повествования находятся древнерусские богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович), которые защищают древнерусские города Киев, Ростов, Муром от иноземных захватчиков, которые условно называются татарами или воплощаются в образе Идолища Поганого. Все образы в былине предельно обобщены. Русский богатырь – это не конкретное лицо, реально существовавший человек, а собирательный образ идеального древнерусского война, обладающего невиданной силой, мудростью, чувством справедливости и всегда готового постоять за родную землю.

Былины киевского цикла обобщенно воспроизводят реальные исторические события. Древние города, находившиеся на юге и в центральной части древнерусского государства, постоянно осаждали и захватывали татары, половцы, печенеги и другие кочевые воинствующие племена. Древнерусские князья, которые управляли городами, были разобщены, т.е. враждовали между собой. Защищать родную землю совместно они не желали. Но всегда находились войны, богатыри, которые собирали войско и вели его на врага. О таких богатырях народ и сложил былины.

Былины новгородского цикла повествуют о богатстве Новгорода – торгового центра, который находился на Севере древнерусского государства, о таланте и удали русского народа, который воплотился в центральном образе новгородских былин – купце Садко, который побеждает подводного царя.

Литература

Бернштам Т. А. Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян. СПб.: МАЭ РАН, 2011. 

Бернштам Т.А. Добрый молодец и река Смородина // Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб., 1993. Вып. 1. С. 17–34

Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / изд. подг. А.П. Евгеньева, Б.Н. Путилов. М., 1977 (1-е изд.: М., 1804; 2-е изд.: М., 1818).

Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года: в 3 т. 4-е изд. М.; Л., 1949–1951 (1-е изд.: СПб., 1873).

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: в 3 т. 2-е изд. / под ред. А.Е. Грузинского. М., 1909–1910 (1-е изд.: М., 1861–1867; 3-е изд.: Петрозаводск, 1989–1991).

Северные сказки: Сборник Н. Е. Ончукова

Исторический контекст рождения былин

Былины – это стихотворные произведения, которые являются одним из наиболее характерных и значимых жанров русской эпической литературы. Они возникли в древнерусском обществе и тесно связаны с историческим контекстом своего возникновения. Рождение былин происходило в эпоху Киевской Руси, в X-XIII веках, когда русские княжества сформировались как политическая и культурная сущность.

Исторический контекст рождения былин неразрывно связан с состоянием устной традиции и мировоззрением древнерусского общества. Устная традиция играла важную роль в жизни средневековой Руси: именно она была основным источником информации о прошлом и формировала коллективную память. В былинах отражалась эта устная культура, ее ценности и представления.

Былины часто основаны на исторических событиях и героях, которые были известны в те времена. Сюжеты былин возникли в эпоху, когда Русь имела мощное государство и активно взаимодействовала с другими народами. Борьба за власть, защита от врагов, храбрость и мужество – все это были темы, затрагиваемые в былинах, отражая важные аспекты средневековой жизни.

Однако былины не только исторические «хроники», они также являются художественной интерпретацией исторических фактов. В былинах герои возвращаются к жизни и живут в воображаемом мире, где главными ценностями являются отвага, справедливость и верность. Былины поражают своей энергией, экспрессией и яркостью образов, вместе с тем передавая глубокие нравственные и философские понятия.

Таким образом, исторический контекст рождения былин неразрывно связан с устной традицией и мировоззрением древнерусского общества. Былины отражали важные события и героев средневековой Руси, передавая ценности и представления того времени. Они стали уникальным явлением в русской литературе и культуре и до сих пор остаются значимым источником информации о древности.

Былины и руны

В Олонецкой губернии найдены все известные на сегодня былинные сюжеты (всего их выделяют около ста), говорит Ольга Захарова. Позднее исследователи записывали отдельные былины на Урале, в Сибири, в Поморье, в Поволжье, на Печоре, но среди известных там историй нет ни одной, которую не исполняли бы сказители в Заонежье или на Пудожском берегу Онежского озера.

Есть несколько теорий, объясняющих, почему русские былины полнее всего сохранились именно на территории современной Карелии. Исследователи отмечали, что этому способствовала суровая природа наших краев: долгие зимние вечера нужно было чем-то занимать — почему бы не былинами? Другие объяснения отсылают к склонности жителей Заонежья к поэзии и их более свободному положению относительно крестьян, живших в центральной России.

Исландия русского эпоса

Весной 1860 года 28-летний исследователь Павел Рыбников, незадолго до этого сосланный в Олонецкую губернию по политическим причинам, по поручению местного начальства отправляется из Петрозаводска в Пудож — собирать статистические данные. Когда лодка с молодым чиновником подошла к Ивановским островам, на озере поднялся сильный ветер. Стихию пришлось переждать на полуострове Шуйнаволок на выходе из Петрозаводской губы, где стоял единственный домик для путников, укрывающихся от непогоды. Народу в дом набилось много, и Рыбников решил остаться на свежем воздухе.

«Я улегся на мешке около тощего костра, заварил себе чаю в кастрюле, выпил и поел из дорожного запаса и, пригревшись у огонька, незаметно уснул. Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Присоединившись на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою», — вспоминал этнограф.

Родина русской фольклористики

Реакцию ученых, усомнившихся в открытии Рыбникова, можно понять. Считается, что расцвет былин пришелся на XI-XII века — в это время их создавали и исполняли в Киеве и его окрестностях. Через пару столетий центр былинной культуры переместился в Новгородскую республику. Примерно в XVI веке этот жанр эпической песни начинает угасать. Уже в XVIII веке, когда записывал былины Кирша Данилов, найти их в европейской части России было практически невозможно.

В 1871 году подтвердить или опровергнуть открытие Павла Рыбникова на месте решает авторитетный фольклорист Александр Гильфердинг.

Перед поездкой в Олонецкую губернию у ученого были большие сомнения в том, что ему удастся поговорить хотя бы с одним сказителем, которого записал Рыбников, рассказывает ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» Ирина Набокова. «Но когда Гильфердинг оказался здесь, он был потрясен обилием текстов, своеобразием, лексическим богатством, словом древней Руси, которое жило здесь», — добавляет исследователь.

Заслуга Павла Рыбникова не только в самом открытии заонежских былин, но и в том, что он был первым собирателем, обратившим внимание на исполнителей эпических песен: в его сборнике указаны не только сюжеты былин, но и имена сказителей, и места, где они были записаны. Гильфердинг подошел к делу еще обстоятельнее

Он составлял биографические справки, в своих заметках отмечал образность и стиль языка отдельных исполнителей, особое внимание уделял не только месту записи текста, но и родовым связям сказителя: важно было установить, от кого тот перенял былину

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Былина «Вольга и Микула Селянинович».
План урока1.Понятие о былине. Собиратели былин.

сказки.4. Анализ былины. Художественные особенности былины.

Назовите ее отличительные черты.*Почему именно в былине воплотился нравственный идеал

русского народа?

Слайд 4Литературные формы Древней Руси /

\ Фольклор Письменная литература / \ \ эпос лирика драмаЭпос: пословицы; приметы; заговоры; загадки; сказки; былины (эпические песни); исторические песни и духовные стихи; русская повесть

Слайд 5Былины — Эпические произведения устной поэзии о

богатырях и народных героях. Эпос –1) совокупность

народных героических песен, сказаний, поэм, объединенных общенациональной принадлежностью. 2)Род литературный (наряду с лирикой и драмой).

Миф → Эпос →Художественная литератураРазвитие русского эпоса:былина →историческая песня →баллада

Слайд 6 Интерес к былине возник в XVIIIвеке, хотя

первые записи былин были сделаны еще в XVII веке. Один

из первых собирателей – Кирша Данилов (сборник «Древние российские стихотворения»(1804) .В 30-е годы XIX века произведения УНТ стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом собирать фольклор. Откликнулись многие: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, В.И.Даль. В 1861-1867 годах изданы четыре тома «Песен, собранных Рыбниковым», куда вошло 165 былин. В 1871 году А. Гильфердинг записал 270 былин от 70 сказителей– так родились три тома «Онежских былин». За ними последовало издание «Русских былин старой и новой записи».

Слайд 7«Былины»– термин литературный; в народе эти песни носили другое название–

былину, часто аккомпанируя себе на гуслях.Собиратели былин: Павел Николаевич Рыбников, Александр Федорович Гильфердинг.Сказители: Трофим Григорьевич Рябинин, Аграфена Матвеевна Крюкова, Ирина Андреевна Федосова, Мария Дмитриевна Кривополенова (вещая старушка).

Слайд 8Комментарий к былине «Вольга и Микула Селянинович».Какие слова вызвали затруднение?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.Гужики (гуж) – петля в хомуте,

скрепляющая оглоблю с дугой.Булатный – из булата – старинной, твердой и упругой, с узорчатой поверхностью сталью.Сафьян – тонкая имягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.Соловый – о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

Слайд 10 Поэтика былины
Рифмы в былине нет. Она затрудняла

бы естественное течение речи певцов. Былины созданы тоническим стихом (его

еще называют былинным, народным). В произведениях , созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе 1-е ударение, как правило, падает на 3-й слог, а последнее – на 3-й от конца.

метафоры(напр., птицей-соколом)Эпитеты, которые создают особый – былинный, героический – мир(напр., «дружинушка хоробрая», «чисто поле», «ласковый Владимир»)Прием ретардации (замедления), чтобы передать все черты героя, детали его одежды.Время и пространство в былине – переплетение фантастического и реального.

Слайд 12 Для былин характерен сюжет – изображение событий

в развитии, персонажей в действии. Композиция былин: 1.Запев2.Зачин

3.Кульминация4.Развязка5.Концовка Часто былина начинается с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Затем идет зачин – начало рассказа. Чаще всего пир у кн. Владимира, на котором происходит завязка действия, оно стремительно развивается до своего пика – кульминации. Развязка действия наступает мгновенно: враг повержен. Былины, как правило, венчает концовка.

Слайд 13 Героические – о подвигах

защитников земли русской, охране ее границ. В минуту опасности богатыри

защищают свой народ, спасают от поражения и унижения. Причем богатырь всегда побеждает врага.Циклы былин / \Киевский Новгородский

Новеллистические – (от сл. новелла – рассказ о событиях, не имеющих общегосударственного значения, касающихся личной и общественной жизни человека) герои обнаруживают свои выдающиеся качества в конфликте. Они встают на защиту семьи, родителей, рода-племени.

или выражение, заключающеев себе преувеличение для создания ху-дожественного образа. 4.Напевная речь

в вокально-му- зыкальном произведении. 5.В речи сказителей: эпическое сказание, былина. 6.Оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смыс-ле на основе аналогии, сходства, срав-нения.

кроссворд по теме «Былины».5.Составь компьютерную игру по теме «Былины», например, по былине «Садко» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Рассвет былин и их виды

Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI—XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.

Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.

Былины XVI—XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:

  • богатырские;
  • социально-бытовые;
  • сказочные.

В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:

  • рассказывающие о «старших» богатырях (сказание о Миколе Селяниновиче, Святогор);
  • относящиеся ко времени расцвета и процветания Киевской Руси, повествующие о «младших» богатырях (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Жанровые особенности былин

Былины являются уникальным историческим и литературным явлением, которые имеют свои особенности в сравнении с другими жанрами русской литературы.

Вот некоторые из главных жанровых особенностей былин:

  1. Эпическое повествование. Былины раскрываются через эпическое повествование, описывая героические поступки и события в форме длинного и подробного рассказа. Это создает эффект увлекательной истории, которая погружает слушателя или читателя в действие.
  2. Героический архетип. Былины описывают героев, которые обладают особыми качествами и совершают героические поступки. Они могут быть сильными, смелыми, умными или иметь другие выдающиеся черты. Герои былин выступают в роли не только отдельных личностей, но и символизируют целый народ и его историю.
  3. Мифологический и фантастический элемент. Былины часто содержат мифологические и фантастические элементы, такие как чудовища, волшебные предметы и сверхъестественные события. Это придает произведениям таинственность и фольклорный характер.
  4. Богатство орнаментального и яркого языка. Былины отличаются использованием богатого орнаментального языка. Аллитерация, повторы, эпитеты и множественные формы слов – все это средства, которые украшают текст былин и делают его запоминающимся и выразительным.
  5. Тема патриотизма и защиты Родины. Одной из основных тем былин является защита Родины и ее народа. Герои былин сражаются с врагами, защищают землю, совершают подвиги и проявляют патриотизм, что делает былины национальным символом и выражением гордости за свою историю и культуру.

Все эти элементы делают былины особенными в русской литературе и культуре, обеспечивая им важное место в истории развития нашей страны

Новая жизнь

Благодаря работам Рыбникова и Гильфердинга Карелией и прежде всего Заонежьем заинтересовались фольклористы. Исследователи посещали деревни, разговаривали со сказителями, записывали былины. Самих сказителей еще в шестидесятые начали возить в Петербург и Москву, затем устраивали для них туры по европейским столицам. Заонежские крестьяне встречались в крупных городах с учеными и писателями. Сказитель Василий Щеголёнок, например, в 1879 году познакомился со Львом Толстым и даже какое-то время жил в Ясной Поляне. Есть мнение, что пересказанные Щеголёнком легенды и истории писатель использовал как сюжетную основу для нескольких своих рассказов.

В XX веке былинная традиция в Заонежье постепенно угасает. Это подтверждают экспедиции фольклористов, работавшие в Карелии в двадцатые и тридцатые годы. Исследователи замечают, что былины помнят намного меньше крестьян, чем во времена Рыбникова и Гильфердинга, а молодежи они вовсе неинтересны. Старинные, досюльные, песни вытесняют простые частушки и зарождающаяся советская популярная музыка.

Своеобразие поэтического языка былин, их композиция

Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей

Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.

Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.

В композиции эпических народных песен присутствуют зачин и концовка. Сюжет былины представляет собой один или несколько эпизодов богатырского похода, путешествия или поездки. В начале повествования дается, как правило, описание облика героя, его снаряжения, ситуации, в которой он находится. Богатырь покидает родной дом или пир у князя, если узнает о необходимости боя с врагом.Дорога играет исключительную роль в жизни богатыря, на распутье он всегда выбирает самый сложный путь. По пути с героем непреднамеренно или случайно происходят приключения, встречи или поединки с врагами. Кульминацией является сражение богатыря с вражескими силами. В описании богатырской драки соблюдается определенная последовательность: сначала противники устремляются друг на друга на конях, после бьются мечами и палицами, в конце сходятся в рукопашную схватку. После победы над врагом богатырь возвращается к княжескому престолу. Кончается былина исходом, успокаивающим слушателя, возвращающим к настоящему времени.

В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.

Садко 

Доклад №2

Трудно найти человека, который никогда не слышал о Илье Муромце, Алеше Поповиче или Добрыне Никитиче. Они являются самыми известными героями из всех существующих былин. А что же такое былина?

Былина — древнерусская народная песня о событиях истории, каких либо приключениях или повествование о героях. Чаще всего былины о богатырях. Былина рассказывает о их подвигах, описывает их великодушность и величество. Самые известные былины можно распределить по месту происхождения: новгородские и киевские.

Стоит рассказать о самых интересных былинах, по которым можно определить, что вообще представляет из себя этот литературный жанр.

1. Илья Муромец.

Под городом Муромом , в селе Карачарове, родился крепкий и крупный мальчик. Звали его Илья. Спустя некоторое время он приболел, не было у него сил даже игрушку в руке держать. Когда он вырос, то начал молиться за свое здоровье, был он прекрасен и могуч, но неподвижен. Один раз остался Илья один дома, во время молитвы потревожил его странник, который просил впустить его, Илья сопротивлялся, говорил, что не сможет помочь ему, так как не может двигаться чуть ли не с рождения. Но когда он попробывал встать, то произошло чудо, у него получилось. Странник попросил воды, когда Илья подал ему сосуд, тот попросил его испить первым. После сделанного Ильей глотка почувствовал он силу могучую. После исцеления Илья начинает борьбу со злом, в ходе его избавления древней Руси от зла появляются и другие интересные герои. Например, Соловей Разбойник.

Особенности былины: с главным немощным героем происходит чудо, за счет появления в произведении олицетворения Христа, свои великие силы главный герой направляет на борьбу со злом.

2. Добрыня Никитич.

На протяжении всей былины борется со Змеем Горынычем — отрицательным персонажем. В бою Добрынушка просит помощи у русской земли из мешочка на его шее. Русская земля в былине обладала великой силой и помогла герою в бою. После поражения Змей Горыныч дает обет Добрыне — «коли не обидишь детушек моих, не трону больше я людей русских…». Но спустя время злодей не сдержал слова и украл княжескую племянницу — Забаву Путятичну. Добрыня направился к змею отвоевывать девушку. Три дня длился их бой не на жизнь, а на смерть. Устал Добрыня под вечер третьего дня и попросил помощи у Господа и вдруг услышал голос с небес, который наказывал Добрыне продержаться еще полчаса для одоления силы нечистой. В конце концов Добрынушка спасает всех и совершает подвиг.

Особенности былины: главный герой положителен, борится со злом, ему помогает в бою сила господа, а в конце он совершает подвиг и спасает всех.

3. Алеша Попович.

Богатырь из Ростова защищает всю Русь. Главный подвиг — бой с Тугарином, который он выигрывает и спасает всех.

Особенности былины: главный герой точно так же искореняет зло и совершает подвиг, спасает всю Русь своей могучей силой, дарованной самим господом.

Из вышеперечисленных особенностей трех самых известных и распространенных былин можно сделать вывод, что все произведения такого литературного жанра объединяет наличие главного положительного героя и его соперника — отрицательного персонажа, который представляет угрозу для населения, главный герой справляется со злом с божьей помощью, а в конце совершает подвиг и спасает русскую землю. Интересно, что во всех былинах чудовища и змеи — это злодеи в лице людей, реальных давних врагов Руси.

4, 7 класс

Отличительные черты

Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.

Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.

Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.

Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.

Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.

Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.

Герои сказаний

Русские былинные герои представляются как могучие и смелые защитники великой земли русской. Киевский князь Владимир Красно Солнышко собрал в своей дружине весь свет воинов (Илья из города Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша, родившийся в Ростове, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чирило Пленкович).

Имеются предания и о новгородских героях (Василий Буслаев — силач, купец Садко). Существуют истории, в которых рассказывается о женщинах-богатырках. Так, Добрыня нашёл свою жену в битве и понял это только после того, как она закончилась. Прекрасный воин оказался дочерью Микулы Селяниновича.

С появлением этой героини происходит интересный поворот сюжета. После того как муж ее, Добрыня, уходит в поход на целых 12 лет, к Настасье приходит Алёша Попович и говорит, что видел её мужа убитым. После этих слов он делает предложение руки и сердца молодой женщине и она, не долго думая, соглашается.

Перенесение былин в литературу

Былины, представляющие собой народные эпические песни, сформировались и передавались из уст в уста на протяжении многих столетий. Эти произведения имели огромное значение в русской культуре и литературе, и они были перенесены в письменную форму в процессе их сбора и записи.

Одним из первых знаменитых собирателей былин был Александр Николаевич Афанасьев, который начал свою работу в 19 веке. Благодаря его усилиям исчезающее народное творчество было сохранено и стало доступным для более широкой аудитории.

Перенесение былин в литературу позволило сохранить их сюжеты, образы и язык, а также передать их последующим поколениям. Литература начала использовать элементы былин в своих произведениях, и это имело большое значение для развития русской литературы.

Былины вдохновляли писателей на создание новых произведений, основанных на народной эпической поэзии. Они позволяли передать народную мудрость, героический дух и идеалы, а также помогали укрепить и сохранить национальную идентичность. Былины были важным источником для романтизма и реализма в русской литературе.

Поэты и писатели использовали мотивы и образы из былин в своих произведениях. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в своей поэме «Бородино» описывает сражение, происходящее на фоне событий Отечественной войны 1812 года. В этом произведении он обращается к былинному героизму и создает образы героев, сильно напоминающие тех, кто встречается нам в былинах.

Таким образом, перенесение былин в литературу оказало значительное влияние на развитие русской литературы и культуры в целом

Былины являются важной частью русского национального наследия и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на современную литературу и искусство

ЛИТЕРАТУРА

О собирании, исполнении, значении былин

Наиболее ранние записи былин были сделаны в XVII веке, а первые публикации текстов в XVIII веке принадлежат писателям М. Чулкову, Н. Новикову, И. Дмитриеву. Важным событием стало издание в 1804 году сборника «Древние российские стихотворения», составленного Киршей Даниловым. В 30-е годы XIX века произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор.

На призыв откликнулись многие: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль. В 1861—1867 годах изданы четыре тома «Песен, собранных П. Рыбниковым», куда вошло 165 былин. В 1871 году по следам Рыбникова отправился А. Гильфердинг. Он записал 270 былин от 70 сказителей — так родились три тома «Онежских былин». За ними последовало издание «Русских былин старой и новой залиси», а также печорских, беломорских, онежских, донских былин. Ф. Буслаев, О. Миллер, А. Веселовский и многие другие ученые-фольклористы активно изучали эти памятники словесности.

В. Аникин делит былины на древнейшие (докиевские): это былины о Волхе, Дунае, Потыке; киевские — о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские — об Илье Муромце, Алеше Поповиче; галицко-волынские — о Дюке; псковско-новгородские — о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские — об Иване — гостином сыне; брянские — о князе Романе и братьях Ливиках…

Два основных цикла былин — киевский и новгородский — сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема — защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси. Еще одной особенностью киевского цикла стали образы трех богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, герои социально-бытовых былин — Вольга и Микула, Дюк и др.

К новгородским относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вел торговлю со многими странами. Слушатель или читатель воочию представит себе обе части города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние Церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне — Т. Рябинин, В. Щеголенок и др. Это искусство передавалось из поколения в поколение — так, Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял и его пасынок, а от него его сын — Петр.

Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным содержанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства — литературы, музыки, живописи. Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький обращались к их сюжетам. Римский-Корсаков в опере «Садко», Гречанинов в опере «Добрыня Никитич», Васнецов в «Трех богатырях», «Витязе на распутье», Репин в «Садко» вдохновлялись сюжетами и образами былин, обогащая русскую литературу опытом народного творчества. Русские былины широко переводятся на многие языки мира.

По кн. Н. Кравцова, С. Лазутина
«Русское устное народное творчество»

В лаборатории народного творчества

  1. Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?
  2. В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?
  3. Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?
  4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки?

4) Кривополенова Мария Дмитриевна

И ещё была сказительница бабушка Кривополенова с Пинеги, её художник Павел Корин на картине изобразил. Мария Дмитриевна с большим талантом исполняла старинные былины, слышанные ей от деда. Её концерты имели огромный успех в начале XX века в Петербурге, Твери, на Украине. Побывавший на одном из таких концертов Борис Пастернак очень высоко оценил мастерство народной сказительницы Марии Кривополеновой.

Мода на народную поэзию возникла в конце XIX века в Москве и Петербурге. Собиратели фольклора стали охотиться на носителей старин, часто вырывая их из естественной среды. В результате судьбы многих сказителей непоправимо изменились — и не всегда в лучшую сторону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: