Жизнь пи

«жизнь пи»: смысл фильма и объяснение концовки - много смысла

Содержание/сюжет

Мужчина-индус по имени Пи общается с писателем Янном Мартелом, которому рассказывает свою невероятную историю. Отец назвал его в честь бассейна в Париже Piscine Molitor. В детстве он интересовался несколькими религиями, и проповедовал сразу индуизм (вайшнавизм) с Вишной, католичество с Христом, мусульманство с Аллахом. В школе он решает называть себя Пи в честь буквы греческого алфавита π. За время, проведённое в летнем лагере, он подготовился и в первый день учебного года представил одноклассникам своё имя, как математическое число π. Когда ему было 15 лет, отец, будучи директором зоопарка, объявил, что семье придётся уехать из Индии, забрав с собой половину животных, и продать их в Канаде, чтобы начать новую жизнь. Пи пытался отговорить семью от отъезда из их родного дома, но безуспешно.

Морское путешествие начинается на японском грузовом судне. На четвёртый день после стоянки в Маниле судно попадает в шторм. Пи проснулся от шума и поднялся на палубу. Восхищаясь штормом он закричал: «Сильней! Сильней!». Сразу после этого зазвучала тревога, волна вынесла с палубы в океан несколько матросов, трюмы начали заполняться водой. Пара матросов поймали Пи и, пообещав найти родителей, бросили его в шлюпку, в которой уже находился кок. Но тут зебра прыгнула в шлюпку и кок упал за борт, а шлюпка отцепилась и полетела вниз. Большая волна захлестнула судно, и оно пошло на дно. Пи, свисая со шлюпки и видя ещё освещаемое фонарями судно, закричал: «Простите меня! Мама! Папа! Рави! Я виноват!». После того, как шторм утих, Пи оглядывает свой «ковчег». В шлюпке находились некоторые животные с корабля: гиена, зебра, сломавшая ногу при падении, орангутан Апельсинка, подплывшая на связке бананов, и бенгальский тигр Ричард Паркер (его имя «Жаждущий» и имя охотника перепутали, но новое имя прижилось). Голодная гиена убивает зебру, а потом и Апельсинку, которая заступилась за Пи. В конце этих разборок тигр выпрыгивает из-под натяжки и убивает гиену. Пи остаётся в лодке наедине с тигром. Начинается борьба за выживание.

Пи строит небольшой плот, на который погружает спасательный провиант и всякие полезные вещи, и крепит его верёвкой к шлюпке. Во время плавания Пи пытался «отвоевать» шлюпку. Сначала пробовал показать свой авторитет и даже «пометил» половину шлюпки, но ничего из этого не вышло. Тогда он стал ловить рыбу и подкармливать Ричарда. Ему удалось добиться успеха во время налёта летучих рыб. В последний раз Пи погрузил все галеты из спасательного арсенала шлюпки на свой плот, и кит перевернул его, так что вегетарианец Пи остался без еды. Одна из крупных хищных рыб, охотящихся на летучих, упала в шлюпку. С голоду Пи отбил у Ричарда рыбу и съел сам. На пути им встречаются рыбы, медузы, киты и загадочный остров с сурикатами, красивый, хищный и коварный, словно венерина мухоловка; «То что давал днём, забирал обратно ночью» (жизнь). Как объяснил Пи, Бог дал ему отдохнуть, но послал знак, что надо продолжить путь (Пи нашёл в цветке зуб человека, который остался на острове, умер и был переварен). По прибытии к берегу Мексики Пи устало затащил шлюпку на мель и упал на тёплый мягкий песок («щека Бога» — как выразился Пи). Исхудавший тигр перепрыгнул через Пи, отряхнулся, подошёл к близлежащему тропическому лесу, остановился, посмотрел туда и вбежал в него. Пи надеялся, что перед этим Ричард Паркер обернётся или каким-либо другим способом «поставит точку» в их отношениях. Позже его находят люди, а в больнице, куда его поместили, с ним беседовали приехавшие представители японской компании-судовладельца, но они не поверили в его историю. Тогда Пи рассказал им другую, более правдоподобную, но более мрачную версию случившегося. В ней животных в шлюпке не было, а борьба за выживание развернулась между Пи (Ричард), его мамой (Апельсинка), травмированным матросом (зебра) и подлым коком с корабля (гиена). Сюжет очень похож на предыдущий. Нога моряка начала гнить, и кок его убил, зажарил на солнце и съел. Во время ловли Пи не удержал черепаху и кок хотел его убить, но мама заступилась и велела, чтобы Пи прыгал на плот (построенный коком для ловли), но когда Пи оглянулся с плота, кок уже убил его мать. После этого Пи «сделал с коком то же, что он сделал с матросом». И Пи дрейфовал на шлюпке один.

В конце фильма Пи предлагает писателю историю на выбор. Писатель выбирает историю с тигром, и Пи дарит её Янну.

Остров Вишну, благодарность, прощание

В течение всего времени своих страданий Пи ни разу не проклинает Бога всердцах. Он пытается понять его мотивы, пытается понять всё. При этом, напротив, он благодарит Бога за жизнь, когда находится при смерти. Далее он попадает на загадочный остров.

Остров Вишну – та аллегория, которая изменяет отношение ко всему невероятному путешествию Пи. Только в этот момент возникает вопрос: либо мальчик, умирая, стал видеть галлюцинации, либо изначально эта история выживания несла метафорический смысл. Остров Вишну – это остров жизни и смерти, утром дающий, ночью забирающий, остров Бога. Это тонкая метафора, спящий Бог, во сне которого по легенде и сотворены все люди и весь мир.

Пи покидает остров, снова взяв ответственность за свою жизнь на себя самого. Когда едва живой Пи достигает берега, его хищный друг, едва удерживаясь на ногах, покидает героя, но не прощается. Именно то, что тигр не попрощался с ним,  вызывает в Пи глубокую обиду. Однако в этом фильме есть ещё один момент, где отсутствует прощание. А именно: уплывая, Пи не помнит, как попрощался с любимой девушкой. Что это может означать?! Не попрощавшиеся навсегда, смогут встретиться вновь. Но если с девушкой все более-менее понятно, то кто же такой этот Тигр?!

Для официальной версии случившегося – для представителей страховой компании Пи рассказывает альтернативную историю. В ней вместо животных присутствуют люди, а он представляется, как тот самый тигр. Но можно ли сказать, что Пи боролся со своим внутренним зверем?! В какой-то момент – возможно, но этот зверь открыл ему душевные силы, о которых Пи не знал раньше и, конечно, Бога.

Так какой же была история на самом деле?! Это не важно. Но ведь действительно в истории с тигром есть Бог

Когда я перечитывал рецензии на этот фильм, натолкнулся на то, что многие считают, мол, Остров Вишну и другие метафоры, показанные в фильме, разрушают жанр. То есть кто-то всерьез решил, что это фильм о новом Робинзоне Крузо, о  триумфе воли и борьбы за выживание! Будто этот фильм банальная (именно банальная!)  победа разума над стихией! Что ж, я со своей стороны убежден, что фильм совсем не о том. И это говорится буквально с самого начала.

И напоследок вернемся к главному герою. В Голливуде очень любят и часто эксплуатируют образ “маленького мужчины”. О нем я писал в рецензии к фильму “Артист”. Так вот, здесь, в фильме «Жизнь Пи», – настоящий Большой Человек, который вдохновляет, которого хочется понять, которому хочется верить. А главное – начинаешь ощущать этого человека и в себе.

Насилие

Секс

Наркотики

Мораль

Расшифровка сюжета

Основными темами в фильме “Жизнь Пи” являются религия и вера. Главный герой находится в процессе поиска Бога: того, что он существует, Пи не подвергает никакому сомнению.

Дрейфуя в океане в компании Ричарда Паркера, Пи вдруг понял, почему именно он так и не смог принять до конца ни одну из конфессий. Он осознал, что все установленные правила только мешают человеку познать Бога. Бог не в церкви, понял Пи. Он везде и всюду.

«Звериная» версия

История чудесного спасения Пи, в которой он очутился в шлюпке вместе с Ричардом Паркером и с другими животными — та версия, которую мы видим на протяжении фильма.

Согласно первой версии, в финале Ричард Паркер ушел в джунгли, даже не обернувшись, что стало самой большой трагедией для главного героя. Любовь была невзаимной: Пи любил тигра, а он – нет. Пи считал его другом, а тигр воспринимал его исключительно как машину, которая дает ему рыбу.

Кадр из фильма.

«Человеческая» версия

Когда юношу спасло проходящее мимо судно, от него потребовали рассказать другую версию событий, более “правдоподобную”. Из уст Пи прозвучал другой рассказ. И в этом контексте все прошедшие события фильма “Жизнь Пи” стали казаться гораздо более мрачными.

В другой версии не было никаких животных, а были только люди, превратившиеся в зверей. Они убивали друг друга, чтобы выжить. События этой жуткой истории больше напоминают фильм ужасов, чем приключенческую сказку.

Примечательно, что вторая версия кажется не менее (а возможно, и более) правдоподобной, чем версия с тигром. И зрителю, которому кажется, что с него сняли розовые очки, приходит в голову мысль, что Пи, переживший весь этот ужас и находящийся в стадии отрицания, придумал Ричарда Паркера и связанные с ним события. Просто чтобы не сойти с ума после всего увиденного.

Альтернативная версия куда более страшная: в конце, когда Пи по просьбе спасателей рассказывает “правдивую историю” кораблекрушения, тигр также уходит, не обернувшись.

Кадр из фильма.

Это происходит потому, что его не существовало в действительности. Ричард Паркер был только олицетворением сути главного героя в экстремальных условиях.

Глубинный смысл картины заключается в том, что человеку нужен Бог. Но вот вспоминает он о нем только тогда, когда случится беда. А когда в жизни затихает шторм и наступает штиль, человек снова забывает Бога.

Что же произошло на самом деле?

Нет никаких доказательств правдивости ни той, ни другой версии, остается только верить в ту, которая больше нравится. В финале Пи спрашивает потрясенного писателя, какая история больше нравится ему. Тот отвечает, что ему больше по душе версия с тигром.

Вот здесь и кроется один из смыслов фильма: одно дело отдавать чему-то предпочтение, и совсем другое – верить в это, как в нечто подлинно существующее.

В книге писатель Янн Мартель даже не намекает, какая история истинная. Не делает этого и режиссер Энг Ли. Читатели и зрители должны выбрать сами.

Кадр из фильма.

Пи как символ гармонии Вселенной

Почему главного героя зовут так странно? Вообще-то его полное имя ещё необычнее — Piscine Molitor, в честь парижского бассейна. Из-за насмешек окружающих Писин берёт себе новое имя – Пи, сокращая его до буквы греческого алфавита. Эта буква знакома всем, изучающим математику; она лежит в основе многих формул. Благодаря ей мы можем вычислить длину любой окружности — плавной, изогнутой, замкнутой линии, зная длину отрезка прямой линии – радиуса. Эта буква – настоящий символ гармонии. Герой фильма, пытающийся примирить идеологии трёх религий – индуизма, христианства и ислама – тоже пытается встроить себя в формулу мира.

Покинув родину, в поисках новой жизни Пи волей судьбы оказывается посреди океана, один под бескрайним небом, и в лодке кроме него – четверо животных. Кораблекрушение, как крушение планов и надежд, приводит всех на край гибели. Шторм посреди океана, как любая жизненная буря, ставит всех на грань выживания. Человек строит свои отношения с животными, как Бог – с людьми. Животные ведут себя ожидаемо. Они не признают главенство Человека, как и люди отрицают Бога. Они пытаются его убить – как и те люди, кто отказывается от Бога. Они убивают друг друга, как и люди, которыми владеет жажда крови и наживы. Но Пи побеждает, и гармония торжествует.

Люди или звери?

Вернувшись из скитаний на твёрдую почву, оставив философские искания и оказавшись в реальном мире, Пи сталкивается с необходимостью объяснить всё произошедшее с ним с материалистической, атеистической, буквальной точки зрения. Вместо бушующей стихии – стены госпиталя, вместо лодки, этого символа движения, – больничная койка. Героя опрашивают чиновники, представляющие интересы хозяина судна, потерпевшего крушение. Рассказ об искании истины, познании себя и Богопознании, слишком нереален для официального отчёта.

Тогда Пи, словно спустившись с Небес на землю, даёт вполне земное объяснение произошедшего. В лодке с ним действительно были не звери из путешествующего зоопарка, а люди. Не злобная гиена убила раненую зебру и самку орангутана, вступившуюся за Пи, а корабельный кок, каннибал и убийца, убил раненого матроса и мать Пи. И не тигр уничтожил гиену, а сам Пи, почувствовав в себе силу тигра и животную ненависть, убил кока.

В лодке, кроме Пи, никого не было. Был только он один, в двух сущностях – человеческой и звериной. И если считать, что Бог создавал человека по своему образу и подобию, то мальчик Пи был образом Божественного начала в человеке, а тигр – животным, звериным началом. Значит, он искал мир с самим собой, со своими двумя сущностями. И только примирив их, смог спастись.

Бог, тигр и вселенная

Вторая интересная цепочка. В “Жизни Пи” Бог – это сначала языческий вершитель, потом великий творец и художник, потом жестокий мифический насмешник, и, в конце концов, Вседержитель, поддерживающий баланс жизни и смерти, отдающий и забирающий, дарующий познание.

В момент примирения с хищником и близости голодной смерти тигр становится проводником для Пи, он помогает Пи погрузиться в яркий мистический мир, где всё связано и переплетено, где всё имеет свой порядок. В этот момент тигр становится своеобразным воплощением бога.

Бога Пи видит во всем, что его окружает, и общается с ним через природные явления, животных и прочее. Вообще столь пантеистическое (пантеизм – обожествление мироздания) отношение к миру в западном кинематографе проявляется не раз. Из известных мне лент фильм “Живые” содержит подобный посыл. Там главные герои, полностью лишенные каких-то адекватных надежд на спасение, доверяют Богу свою жизнь, и пешком, в холоде и голоде, пересекают неприступные чилийские горы – Анды. Находясь в гибельных условиях, герои постигают бесплотного Бога не проявленного, но присутствующего везде вокруг. Второй фильм, содержащий подобный посыл  – “Изгой”, где взаимоотношения с Богом тоже не обусловлены религией или другой догматикой человеческой цивилизации. Оба этих фильма заслуживают отдельной рецензии.

Но лично у меня есть вопрос к автору «Жизни Пи». Как же так – почему покинувшие родину родители Пи погибли, а он достиг земли, в которой его никто не ждал, и которая ему чужая? Ко всему прочему, Пи там находит свое человеческое счастье. Разве не указал Бог на роковую ошибку, совершенную семьей Пи, пустившейся в отчаянное путешествие? Или эта жертва была принесена ради его познания, как библейская жертва Христа? Что этим хотел сказать автор? Это в конечном итоге остается непонятным, и возможно, не имеет ответа.

Тигр, танец и душа

Это первая важная цепочка, на которую стоит обратить внимание. В момент, когда Пи впервые знакомится с тигром –  “Ричардом Паркером”, его завораживает блеск глаз хищника, в которых, как ему кажется, он видит душу

После отец-материалист суровым уроком убеждает сына, что в глазах тигра отражается только душа и интеллект наблюдающего за тигром, то есть психологическая проекция. Но, сказав это, отец связывает душу тигра и мальчика. Ведь тот убежден, что он, возможно, видел в глазах зверя частичку своей души.

Потом ищущий мальчик волею судьбы видит танец девушек. Он заворожен тем, как с помощью ритмики и грации можно подражать миру и познавать его. И через эту же грацию любимая девушка объясняет ему повадки хищного зверя – тигра. Так Пи ощущает и познает безмолвное созерцание природы, выраженное в животном мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: