Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Сергей Есенин — Сорокоуст
Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох, Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться, Любо ль, не любо ль, знай бери. Хорошо, когда сумерки дразнятся И всыпают вам в толстые задницы Окровавленный веник зари.
Скоро заморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню, Водит старая мельница ухом, Навострив мукомольный нюх. И дворовый молчальник бык, Что весь мозг свой на телок пролил, Вытирая о прясло язык, Почуял беду над полем.
Ах, не с того ли за селом Так плачет жалостно гармоника: Таля-ля-ля, тили-ли-гом Висит над белым подоконником. И желтый ветер осенницы Не потому ль, синь рябью тронув, Как будто бы с коней скребницей, Очесывает листья с кленов. Идет, идет он, страшный вестник, Пятой громоздкой чащи ломит. И все сильней тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе. О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб древенчатый живот Трясет стальная лихорадка!
Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд?
А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Неужель он не знает, что в полях бессиянных Той поры не вернет его бег, Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег? По-иному судьба на торгах перекрасила Наш разбуженный скрежетом плес, И за тысчи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз.
Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце. Хорошо им стоять и смотреть, Красить рты в жестяных поцелуях,— Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной «аллилуйя». Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. Оттого-то вросла тужиль В переборы тальянки звонкой. И соломой пропахший мужик Захлебнулся лихой самогонкой.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Жанр произведения и его особенности
Ключи Марии Есенина можно отнести к жанру автобиографической поэмы. Она описывает переживания поэта, связанные с его разводом с женой. Однако, она не просто отражает события из жизни Есенина, а имеет большую художественную ценность и глубокий философский смысл.
Основной особенностью этого произведения является красочность и эмоциональность изложения. Есенин использует метафоры, образы и сравнения, чтобы передать свои чувства и мысли. Так, Мария в произведении олицетворяет для поэта не только жену, но и Родину. Таким образом, развод с Марией становится символом разлуки с Родиной и потери своей идентичности.
Еще одним важным элементом произведения является ритмическая структура. Есенин использует хорей, что позволяет создать своеобразный ритмический рисунок
Также он использует повторы и анафору, чтобы усилить эмоциональную напряженность и подчеркнуть важность того, о чем он говорит
Кроме того, в «Ключах Марии» очень много обращений к русской культуре, народной мудрости и религии
Есенин подчеркивает важность своей связи с народом и обращает внимание на уничтожение народной культуры в современности
Композиция
Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.
Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.
В четвёртой строфе лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.
В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. В последней строфе автор подводит итог своей исповеди.
Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках.
История создания и популярность произведения
«Ключи Марии» — одно из самых известных произведений Сергея Есенина. Оно было написано в 1927 году в деревне Лебедево, где поэт отдыхал после длительных путешествий. В этом произведении автор изображает крестьянскую жизнь и портретирует свою возлюбленную Марию.
Первоначально поэт хотел опубликовать данное произведение в газете «Еженедельный журнал», но издатели отказались его выпустить, считая, что произведение содержит слишком много оскорбительных выражений. Однако позже произведение было опубликовано в журнале «Ежик в тумане» и стало одним из самых читаемых произведений Есенина.
«Ключи Марии» были также экранизированы. Этот фильм был выпущен в 1992 году режиссером Ириной Поплавской и стал своеобразным гоммажем Сергею Есенину и русской поэзии в целом.
Маленькие поэмы » Марфа Посадница
Не сестра месяца из темного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула,— Ой, как выходила Марфа за ворота, Письменище черное из дулейки 1 вынула.
Раскололся зыками колокол на вече, Замахали кружевом полотнища зорние; Услыхали ангелы голос человечий, Отворили наскоро окна-ставни горние.
Возгово́рит Марфа голосом серебряно: «Ой ли, внуки Васькины 2. правнуки Микулы 3 ! Грамотой московскою извольно 4 повелено Выгомонить вольницы бражные загулы!»
Заходила буйница выхвали старинной, Бороды, как молнии, выпячили грозно: «Что нам Московия — как поставник 5 блинный! Там бояр-те жены хлыстают загозно!»
Марфа на крылечко праву ножку кинула, Левой помахала каблучком сафьяновым. «Быть так,— кротко молвила, черны брови сдвинула,— Не ручьи — брызгатели выцветням росяновым. »
Не чернец беседует с Господом в затворе — Царь московский антихриста вызывает: «Ой, Виельзевуле, горе мое, горе, Новгород мне вольный ног не лобызает!»
Вылез из запечья сатана гадюкой, В пучеглазых бельмах исчаведье ада. «Побожися душу выдать мне порукой, Иначе не будет с Новгородом слада!»
Вынул он бумаги — облака клок, Дал ему перо — от молнии стрелу. Чиркнул царь кинжалищем локоток, Расчеркнулся и зажал руку в полу.
Зарычит антихрист зёмным гудом: «А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет! Как пойдет на Москву заморский Иуда, Тут тебе с Новгородом и сладу нет!»
«А откуль гроза, когда ветер шумит?» — Задает ему царь хитро́й спрос. Говорит сатана зыком черных згит: «Этот ответ с собой ветер унес. »
На соборах Кремля колокола заплакали, Собирались стрельцы из дальных слобод; Кони ржали, сабли звякали, Глас приказный чинно слухал народ.
Закраснели хоругви, образа засверкали, Царь пожаловал бочку с вином. Бабы подолами слезы утирали,— Кто-то воротится невредим в дом?
Пошли стрельцы, запылили по́ полю: «Берегись ты теперь, гордый Новоград!» Пики тенькали, кони топали,— Никто не пожалел и не обернулся назад.
Возгово́рит царь жене своей: «А и будет пир на красной браге! Послал я сватать неучтивых семей, Всем подушки голов расстелю в овраге».
«Государь ты мой,— шомонит жена,— Моему ль уму судить суд тебе. Тебе власть дана, тебе воля дана, Ты челом лишь бьешь одноей судьбе. »
В зарукавнике Марфа Богу молилась, Рукавом горючи слезы утирала; За окошко она наклонилась, Голубей к себе на колени сзывала.
«Уж вы, голуби, слуги Боговы, Солетайте-ко в райский терем, Вертайтесь в земное логово, Стучитесь к новоградским дверям!»
Приносили голуби от Бога письмо, Золотыми письменами рубленное; Села Марфа за расшитою тесьмой: «Уж ты, счастье ль мое загубленное!»
И писал Господь своей верной рабе: «Не гони метлой тучу вихристу; Как московский царь на кровавой гульбе Продал душу свою антихристу. »
А и минуло теперь четыреста лет. Не пора ли нам, ребята, взяться за ум, Исполнить святой Марфин завет: Заглушить удалью московский шум?
А пойдемте, бойцы, ловить кречетов, Отошлем дикомытя 6 с потребою царю:
Чтобы дал нам царь ответ в сечи той, Чтоб не застил он новоградскую зарю.
Ты шуми, певунный Волохов, шуми, Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш! Выше, выше, вихорь, тучи подыми! Ой ты, Новгород, родимый наш!
Как по быльнице тропинка пролегла; А пойдемте стольный Киев звать! Ой ли вы, с Кремля колокола, А пора небось и честь вам знать!
Пропоем мы Богу с ветрами тропарь, Вспеним белую попончу, Загудит наш с веча колокол, как встарь, Тут я, ребята, и покончу.
1 Дулейка (дулетка) — род верхней женской одежды; безрукавка с ватной подкладкой и накладными украшениями. 2 Внуки Васькины — имеется в виду Василий Буслаев, один из героев новгородских былин. 3 Правнуки Микулы — речь идет о былинном богатыре Микуле Селяниновиче. 4 Извольно — своевольно, своенравно. 5 Поставник — шкаф, ящик. 6 Дикомыть — ловчая птица, выученная своему ремеслу уже после того, как она сменила оперение.
Поэзия Есенина глазами биолога
Такой она и останется в литературном наследстве Есенина. Она далась ему не без труда. В этой книге он попытался оформить и осознать свои литературные искания и идеи. Здесь он определенно говорит, что поэт должен искать образы, которые соединяли бы его с каким-то незримым миром. Эти идеи были восприняты Есениным прежде всего из личного общения с Блоком , Клюевым, Андреем Белым, Ивановым-Разумником и другими современниками.
Суждения об этом содержатся, например, в воспоминаниях В. Чернявского, который был свидетелем а иногда и участником петроградских бесед Есенина с Клюевым в 1915—1916 гг. Сам Есенин в разговоре с И. Встречи и разговоры с Есениным в 1918 г. Излагая в своем произведении самобытную концепцию образного слова, поэт продемонстрировал обширные познания в мифологии, искусствоведении и эстетике. Нейман, А. Марченко, Н. Бабушкин, В. Вдовин, А. Козловский и др. Наиболее обстоятельно возможные идейные и типологические источники статьи Есенина рассмотрены в работах В.
Базанова сб. Стасова, Ф. Буслаева, А. Афанасьева и др. Немало конкретных источников есенинского текста было выявлено также при подготовке предыдущих собраний сочинений поэта см. При подготовке наст. Субботин; сб. Конкретные результаты этого анализа изложены в реальном комментарии к произведению см. Впитывая народную и книжную мудрость, Есенин всегда оставался самим собой. Его оригинальная эстетическая система, изложенная в теоретических статьях, опиралась прежде всего на собственный творческий опыт, на созданный им художественно-философский поэтический мир.
Книги же А. Афанасьева, Ф. Буслаева и других исследователей народного словесного и изобразительного искусства были лишь необходимым подспорьем в самостоятельной творческой работе поэта. Козловского — Есенин V 1979 , с. Статьи Есенина 1918—1920 гг. Однако этот подзаголовок имеется в рекламных объявлениях о подготовке книги к печати и о наличии ее на складе издательства.
Подзаголовки эти в разных рекламах и объявлениях не всегда совпадают. Шапирштейн-Лерс, Н. Захаров-Мэнский, В. Шершеневич, В. Львов-Рогачевский, Н. Асеев, С. Городецкий , реже — статьей А.
Воронский , трактатом Б. Эйхенбаум, В. Чернявский или манифестом. Сам Есенин, по словам И. Еще до выхода книги в свет, 26 марта 1919 г. В 1922 г. Информация, рецензии и небольшие заметки о книге Есенина стали появляться в газетах и журналах в 1919—1920 гг.
Захаров-Мэнский; журн. Воронский; Кр. В зависимости от ответа на него поэта хвалили или критиковали. Так, Я. Это мессионистская игра в мужицкую революцию, Россию, и т. Следует отметить, что этот критик всех имажинистов, в том числе и Есенина, называл футуристами там же, с. С ним не был согласен имажинист В. Имажинистом считал Есенина и А.
Воронский Кр.
Анализ стиха >
Анализ стиха <<Сорокоуст>>
В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов на эту тему — «Сорокоуст» (сорокоуст — поминальная церковная служба по умершим). Здесь мы видим открытое и резкое противопоставление деревни городу. Крестьянско-патриархальным испугом веет от этих строк Есенина о городе, в них выражены те представления, согласно которым деревня только трудится и кормит, а город только ест и гуляет. Как видим, Есенин был недалек от того, что писали о городе и деревне крестьянские поэты. Однако здесь нельзя не отметить и существенной разницы. Она может быть понята, если мы обратимся к уже упоминавшейся статье «Ключи Марии». Именно здесь Есенин впервые после революции касается вопроса о городе и деревне. Вопрос этот возникает в связи с рассуждениями об истоках поэтического искусства и о его будущем. Поэзия должна опираться на исконные поэтические формы, выработанные устным художественным творчеством русского крестьянства, — таково основное положение Есенина. Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину. Город ему кажется чуждым, антипоэтическим миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми ее традиционными устоями. «Грусть за уходящее мллое родное» — такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст». Не протест против нового, советского, а печаль об уходящем владеет поэтом. Он чувствует себя настолько привязанным к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимает как собственную обреченность. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта даже к фатализму. Все чаще в его стихах начинает появляться слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта: «роковая на нем печать». Временами он готов уйти из жизни, как уходит из нее близкое и дорогое его поэтическому сердцу: «Я хочу под гудок пастуший Умереть для себя и для всех». Мотив ухода из жизни неоднократно повторяется в его стихах 1920- 1921 годов, и, может быть, наиболее сильно в одном из них, написанном уже после «Сорокоуста»: * Мир таинственный, мир мой древний, * Ты, как ветер, затих и присел. * Вот сдавили за шею деревни * Каменные руки шоссе. * Так испуганно в снежную выбель * Заметалась звенящая жуть. * Здравствуй, ты, моя черная гибель, * Я навстречу к тебе выхожу! В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшим в окружение «железных врагов». Мучительные мысли преследуют Есенина. Они до такой степени изнуряют его, что временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни, желание отвернуться от источника своих
Тема
Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.
Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.
В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни.
Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.
История создания
После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – в селе Константиново.
Вдохновлённые живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете и не села в свой поезд.
Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».
Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своём творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сорокоуст»
17 декабря 2015
Поэт, талант которого зародился и пробился из русской древни, трагически переживает столкновение с индустриальным городом в поэме «Сорокоуст». Название для произведения выбрано очень осмысленно.
Сорокоуст, для тех, кто не знаком с церковной жизнью, – это отпевание умершего на протяжении идущих один за другим сорока дней. Вот и Сергей Есенин с надрывом в душе пишет в августе 1920 года песнь о гибели любимой живой деревни под натиском железа, машин, бездушности городов.
Центром лирической композиции можно с точностью назвать третью часть поэмы. В этих строках – самый запоминающийся эпизод: гонка жеребенка рядом с едущим поездом. Сцена эта случайно попала на глаза поэту во время очередной поездки. Она стала в итоге той зацепкой, за которой полились одна за другой мысли о гибели нетронутой природы под натиском агрессивной деятельности человека.
Чтение первых строк «Сорокоуста» публике вызвало протест. Употребление в зачине произведения резких бранных выражений для тогдашних устоев интеллигенции было неприемлемо. Однако, Есенин, как любой поэт, пытался внести в литературный мир нечто новое, революционное. И общественность сдалась, восхитившись талантом молодого дарования. Люди понимали, что строки Есенина не пусты, они переполнены смыслом и глубокими возвышенными чувствами.
«Сорокоуст» – отпевание естественной, природной жизни народа в деревенской тиши, тоска поэта по Родине. Город рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем.
Строки, написанные из души столько лет назад, набирают актуальности сегодня, когда человек становится все более жестоким к окружающей среде. Загрязнение почв и воздуха, вырубка лесов, – все это разрушает тонкую гармонию природы. Есенин в поэме скорбит, пытаясь передать тоску нам, зрителям, чтобы мы не допустили окончательной победы всего искусственного, бездушного, материального над живым, духовным, естественным.
Направление
Автор затрагивает процесс реализации творчества, как суть человеческого естества. Он видит в мазках кисточкой, в наборе букв или слов музыку души русского народа. Люди очень часто закрываются от этого ощущения и не дают себе познать истинные чувства, запрятанные глубоко в душе. Затрагиваются рассуждения о творческом пути Древней Руси, его отражении на действительность. Есенин размышляет об истинном предназначении православия, тяги людей к Всевышнему и всему непознанному, поклонение подлинному слову. Автор призывает читателя отречься от пустых слов и начать доверять сердцу.
План информационной статьи о «Ключах Марии»
2. Проблематика произведения
Рассмотрение основных тем произведения, таких как любовь, смерть, жизнь, творчество и др. Анализ символики и мотивов, заложенных автором в текст.
3. Персонажи произведения
Описание характеров и действий главных героев произведения: Марии, князя, певца и других персонажей. Рассмотрение роли каждого из персонажей в произведении.
4. Стилистика произведения
Анализ лексики и стиля изложения автора в произведении «Ключи Марии». Рассмотрение особенностей языка и художественной техники Есенина.
5. Влияние произведения на культуру
Обсуждение значимости и влияния произведения на современную культуру и литературу. Рассмотрение перспектив развития тематики произведения и его воздействие на современное искусство.