Сочинение анализ по повести быкова обелиск

«обелиск» краткое содержание повести быкова – читать пересказ онлайн

Начало событий

Главный герой повествования узнает о гибели Павла, который в деревне Сельцо работал школьным учителем. Рассказчик уже давно собирался его проведать. Он решает отложить собственные дела и поехать на похороны. Все дети очень уважали преподавателя, а местные жители говорили о нем с огромным трепетом.

По приезде в село рассказчик попадает на поминки, где люди вспоминают его как талантливого учителя и ответственного коммуниста. Неожиданно слово берет Тимофей, который раньше преподавал вместе с Миклашевичем. Мужчина выражает недовольство и вносит предложение припомнить подвиг некоего Мороза, однако его никто не поддерживает.

Ткачук рассказывает о том, что раньше был местным преподавателем Алесь Мороз, который всегда защищал своих учеников и заботился о них. По вечерам он провожал их до самого дома и даже приобрел обувь бедной девочке, а также приютил у себя маленького Миклашевича, которого очень жалел. Мужчина хотел не только дать знания собственным подопечным, но и сделать из них ответственных людей.

Далее начались боевые действия. Через несколько месяцев в белорусскую деревню вошли немецкие войска, и Ткачук вступил в партизанский отряд. В эти дни Мороз не переставал заботиться о детях и заниматься с ними. Однако он успевал активно помогать и подпольщикам.

После непродолжительного времени все большее количество людей стали переходить на сторону захватчиков и становиться полицаями. Им был назначен один из местных жителей, получивший прозвище Каин. Он заподозрил учителя в связи с подпольщиками и сделал в школе обыск.

Многочисленные допросы не дали положительных результатов. Некоторые учащиеся захотели отомстить предателю. Среди них оказался и Миклашевич. Ученики решили подпилить несущие опоры моста, по которому должны были ехать немцы и полицаи. Их месть удалась. Несколько захватчиков погибло, но выжившие смогли разглядеть тени детей в лесу. Через пару часов все село знало о случившемся.

Анализ диалогов в «Обелиске»

Анализ диалогов в «Обелиске» является одним из ключевых элементов понимания сюжета и характеров героев. В романе Быкова диалоги играют важную роль в передаче информации о происходящих событиях, а также в раскрытии внутреннего мира персонажей.

Особенно заметным является стиль диалогов между главным героем Андреем Константиновичем и его женой Лидией. Их разговоры отличаются особой интенсивностью и эмоциональностью, что позволяет читателю лучше понять их отношения и проблемы, с которыми они сталкиваются.

Также в романе присутствуют диалоги между Андреем Константиновичем и другими персонажами, которые помогают раскрыть их характеры и мотивы действий. Например, диалоги с бывшими сослуживцами Андрея позволяют понять его прошлое и причины, по которым он оказался в тюрьме.

В целом, анализ диалогов в «Обелиске» является важным шагом в понимании сюжета и глубокого проникновения в мир персонажей.

2 вариант

Повесть В. Быкова «Обелиск» — очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.

Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» — да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Подвиг учителя

Поздней ночью около двери учителя послышались шаги, а потом и стук. На пороге находился полицай, который сказал Морозу, что всех его подопечных, которые были причастны к диверсии, схватили, и Алесь сбежал в лес.

Через несколько дней в партизанский отряд пришло письмо, что немецкое руководство намерено обменять учеников на их преподавателя, а иначе их повесят. Несмотря на долгие споры, Мороз сдался полицаям, однако те не отпустили детей. При переводе пленных по мосту только Миклашевичу удается бежать благодаря тому, что Мороз отвлек немцев, а остальных скоро убили.

После прочтения можно составить такой план пересказа сюжета:

  • похороны учителя;
  • рассказ о военном времени;
  • диверсия учеников и сдача Мороза в плен;
  • лживые данные о подвиге.

Это произведение учит читателя тому, что в момент сложного судьбоносного решения необходимо полагаться на голос своей совести. Лишь в таком случае можно сделать правильный выбор.

Анализ повести В.Быкова “Обелиск”

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.

Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.

Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.

На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» – вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, – ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей.

И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».

В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный.

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться.

Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, – “Обелиск”.

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. Этот герой был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным общественным деятелем. Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот – Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков (“Обелиск”). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка. Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина. Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Как «Обелиск» отражает советскую действительность

«Обелиск» — это произведение, которое отражает советскую действительность того времени. В романе Быкова мы видим жизнь советского человека, его проблемы и трудности, которые он должен был преодолевать каждый день. Автор описывает жизнь героев, которые живут в маленьком городке, где все знают каждого, где каждый день происходят одни и те же события. В этом городке нет ничего особенного, но именно здесь происходят события, которые меняют жизнь героев навсегда.

В «Обелиске» мы видим, как советская власть влияет на жизнь людей. Герои романа вынуждены жить в условиях, которые им навязываются сверху. Они вынуждены работать на заводе, который производит продукцию, которая не всегда нужна людям. Они вынуждены жить в квартирах, которые им навязываются, а не тех, которые они хотели бы иметь.

Но несмотря на все трудности, герои романа не теряют надежды и веры в лучшее будущее. Они борются за свои права и свою свободу, они не сдаются перед трудностями и не позволяют советской власти уничтожить их духовную свободу.

Таким образом, «Обелиск» — это произведение, которое отражает советскую действительность того времени. В нем мы видим жизнь советского человека, его проблемы и трудности, но мы также видим его борьбу за свои права и свободу. Это произведение является важным источником информации о том, как жили люди в СССР и как они боролись за свои права.»

Сюжет

Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был шапочно знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением: «Хороший был коммунист, передовой учитель»
, «Пусть его жизнь послужит для нас примером»
. Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой расспрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу. Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, среди многочисленных учеников которого оказался и Миклашевич. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска, и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин. Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме

Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Однако конвоир подстрелил Миклашевича, отец выходил его, но тот потом болел всю жизнь

Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом — он не убил ни одного немца, наоборот, записан как сдавшийся в плен.

Описание главных персонажей произведения

Главными персонажами произведения «Обелиск» являются два брата — Андрей и Игорь. Андрей — главный герой романа, он молодой и амбициозный человек, который стремится к успеху в жизни. Он работает в крупной компании и мечтает о карьерном росте. Игорь — старший брат Андрея, он живет в провинции и занимается сельским хозяйством. Игорь — тихий и спокойный человек, который не стремится к богатству и славе, но очень любит свою семью и свой дом. В процессе развития сюжета братья сталкиваются с разными проблемами и испытаниями, которые заставляют их пересмотреть свои ценности и приоритеты в жизни.

Художественные особенности

Героизм

Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» и относится к направлению героической — один из основных персонажей повести Алесь Мороз поступает истинно героически, не попытавшись спастись, ибо для него в сложившейся ситуации другого достойного выхода просто-напросто не было, так как этот поступок не соотносился с какими-то отвлечёнными правилами поведения, а наоборот — с его пониманием человеческого и учительского долга. Повесть отражает достойную жизнь достойных благородных людей, которые в своей сущности не могут изменить себе и своим принципам; отражает те неизвестные подвиги и героизм, которые не были занесены в наградные листы и отмечены обелисками:начало цитатыЭто — малая частица поистине народного сопротивления врагу в годы войны, это художественный образ человеческого отказа жить по-волчьи, по законам фашистского «нового порядка».конец цитатыВ то же время и ученики Мороза — юные мальчики, как все чистые и серьёзные мальчики всех времён
, не умеют рассчитывать в своих поступках и совсем не слышат предостережений своего рассудка, они, прежде всего, действуют — опрометчиво, и оттого трагически.

“Обелиск”: анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова “Обелиск” звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском. Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения “Обелиск” (Василь Быков). Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова “Обелиск” – не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича. Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига. Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны – основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. “Обелиск” (анализ которого мы проводим) – произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести “Обелиск” Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении писатель. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков. Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в “Обелиске”, помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма. Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении “Обелиск” (Быков). Анализ (проблемы повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл. Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки. Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. “Обелиск”, анализ которого во многом строится на личности этого человека, – произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Героизм или недальновидность

Возвращаясь с похорон учителя, автор рассказа сожалел о том, что так долго медлил с приездом в село и не успел поговорить с Миклашевичем о вещах, волновавших того перед смертью. Дойдя до небольшого, но ухоженного обелиска, на котором прикреплен черный квадрат с именами школьников, повешенных фашистами во время войны, он узнал о подвиге юных партизан и их учителя. На нем стояли следующие имена:

  • Коля Бородич.
  • Тимофей и Остап Кожаны.
  • Андрей и Николай Смурные.

Когда в село пришли немцы, многие были удивлены, что принципиальный и честный Мороз не только остался в деревне, но и, собрав ребятишек в класс, продолжил их обучение, получив на это разрешение оккупационных властей. Поговорив с учителем, Тимофей Титович выяснил, что он просто старается сохранить жизни детей и не думает выслуживаться перед оккупационными властями.

Раздобыв радиоприемник, Мороз начал передавал свежие сводки с линии фронта в партизанский отряд. Пусть помощь была невелика, но Алесь Иванович делал все, что мог. Местный полицай, заподозрив, что в школе не все чисто, донес на него и учителя несколько часов допрашивал глава управы. Но в тот раз все обошлось.

Ученики во главе с Колей Бородичем решили уничтожить полицая, не говоря об этом учителю. Мальчики подпилили опоры моста и машина с немецким офицером ушла под воду. Сразу догадавшись, кто это сделал, фашисты схватили ребят. Оккупанты грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь решил пожертвовать собой, чтобы спасти от гибели своих ребят. Но фашисты не сдержали обещания. После пыток и издевательств детей и их учителя решили повесить.

По пути к месту казни Мороз отвлек внимание конвоя, давая шанс на спасение хотя бы одному из учеников. Им стал Павлик Миклашевич, самый младший из всех ребят

Но во время побега мальчик получил тяжелое ранение в грудь и потерял сознание. Посчитав, что он умер, полицай столкнул его в воду. Только ночью его нашли. Но несмотря на то что остался жив, мальчик не смог до конца выздороветь. От долгого лежания в воде у него через несколько лет развился туберкулез. В 36 лет сердце не выдержало, и он умер.

О подвиге учителя не только забыли, но и еще считали, что он добровольно сдался в плен по своей глупости. Реабилитация заняла несколько десятилетий.

Читать книгу Василя Быкова и тяжело, и поучительно одновременно. Анализ произведения говорит, что, делая сложный выбор, каждый человек должен в трудные для себя времена прислушиваться к своей совести и поступать в соответствии с ней.

Рассказ был переведен на многие языки мира под названием obelisk. Кратко сделанный пересказ повести — это отличный выбор для читательского дневника и подготовки к литературе, так же как поэма Василий Теркин и другие произведения о войне.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Влияние исторических событий на произведение

Одним из ключевых аспектов произведения «Обелиск» является его связь с историческими событиями. Роман был написан в 1964 году, в период, когда в СССР происходили значительные социальные и политические изменения. В этот период многие писатели и художники стали обращаться к истории своей страны, чтобы понять, какие события привели к тому, что происходит в настоящее время.

В «Обелиске» Быков также обращается к истории, чтобы показать, как события прошлого влияют на жизнь героев в настоящем. Главный герой романа, Александр, является ветераном Великой Отечественной войны, и его воспоминания о войне играют важную роль в развитии сюжета. Быков показывает, как травмы, полученные во время войны, влияют на психологическое состояние героя и его отношения с окружающими.

Кроме того, «Обелиск» также отражает социальные изменения, происходившие в СССР в 1960-х годах. В романе описывается жизнь на советской фабрике, где герой работает, и показывается, как социальные проблемы, такие как бюрократия и коррупция, влияют на жизнь обычных людей.

Таким образом, исторические события играют важную роль в «Обелиске», помогая понять, как прошлое влияет на настоящее и как социальные изменения влияют на жизнь обычных людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: