5 лучших сочинения на тему «пропала совесть» (для егэ № 27)

8 сочинений по сказке салтыкова-щедрина «пропала совесть» для егэ

Вариант 2

Сказка Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» — это история о том, что происходит, когда люди теряют свою совесть и моральные принципы, которые раньше сдерживали их поступки.

В начале сказки описывается, что люди продолжают свои занятия и стремятся к богатству и успеху, но без совести они начинают действовать безрассудно и беззаконно. Их поступки ведут к кражам, разбоям и разорению.

Совесть, в то время, лежала забытая, пока ее не нашел пьяница, который надеялся продать ее за стакан водки. Когда он взял ее в руки, он почувствовал ток, который охватил его и напомнил ему о его неправедных поступках. Он испугался и заплакал, осознавая свои ошибки. Однако, люди рядом не понимали, что происходит и смеялись над ним.

Затем, когда мужчина решил бросить совесть, чтобы избежать неприятностей со стороны жандарма, она попала в руки кабачного хозяина Прохоровича. Он тоже ощутил электрический ток, когда взял ее в руки, и понял свою ошибку в том, что продавал алкоголь и причинял вред здоровью своих посетителей. Он начал доказывать, что алкоголь вреден для здоровья, но его гости не понимали его и разошлись.

Жена Прохоровича решила продать совесть, чтобы избежать разорения, и подбросила ее квартальному надзирателю Ловцу. Он также ощутил электрический ток и понял, что его работа, связанная с отбором товаров и арестом людей, была неправильной. Он начал заботиться о бедных и накормил их.

В конце сказки совесть нашла свое место в сердце маленького ребенка. Это показывает, что совесть может быть восстановлена и выраститься с нами. Каждый, кто может восстановить свою совесть и придерживаться моральных принципов, становится не только более уважаемым и доверенным человеком, но и способен вносить позитивный вклад в общество. Сохранение совести и нравственности помогает нам не только жить более счастливо и гармонично, но и создавать более справедливое и благоприятное окружение для всех. Как говорится, «Совесть — это та голос, который говорит тебе, что ты должен делать, даже если все остальные делают противоположное».

Мне нравится832Не нравится409

США, как «исключительная нация», и — прочий мир

Что мы наблюдаем на современном этапе политических взаимоотношений между странами: США позиционирует себя как мирового гегемона, не учитывая интересы других стран. И посему очень современна следующая сказка Салтыкова-Щедрина.

Из «Сказки о ретивом начальнике»

Как видно, писатель ещё в XIX-м веке написал будущую программу действий мерзавцев в США (да и не только их), при этом писатель рисует тип российского бюрократа, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного. Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он

Как это напоминает губительную политику либералов во власти в 90-е годы!

Источник

Сюжет данной сказкой напоминает басню И.А. Крылова «Волк и ягнёнок».

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний. Далее он уверяет читателя, что существует много исторических примеров, подтверждающих данный вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягнёнка у ручья.

Есть мнение, что в данной басне показано бесправие простого человека перед власть имущими. Становится понятно, что выигрывает тот, кто сильнее, а не тот, на чьей стороне справедливость. Волк ведёт себя грубо, понимая свою полную безнаказанность. Ведь часто тем, у кого больше силы и власти, даже не приходится ничего объяснять и искать себе оправданий. Крылов понимает, как сложно остановить тех, на чьей стороне выгодное положение. Такова мораль басни «Волк и Ягненок».

И вот США всегда и всюду позиционируют себя как Волка, а все остальные для них — ягнята.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Идея, тема, смысл

Проблема роли совести в жизни человека

Что такое совесть? Какую роль она играет в жизни человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Раскрывая проблему роли совести в жизни человека, автор обращается к жанру сказки и предлагает ситуацию, когда совесть в мире людей исчезает. Люди не замечают пропажи совести, но чувствуют себя «бодрее и свободнее». Теперь им «ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Этот пример говорит о том, что отсутствие в людях «обличительницы-совести», которую окружающие воспринимали в качестве надоедливой приживалки, устраняет нравственные преграды, и люди не чувствуют терзаний, совершая безнравственные поступки. Воспользовавшись плодами свободы от угрызений совести, человек утрачивает моральные препоны, начинаются грабежи и разбои, земля разоряется.

Найдём в тексте ещё один пример, ярко иллюстрирующий значение совести в жизни общества. Когда бедная изгнанница совесть лежала на дороге, её поднял один пропойца, который позарился бы с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик. В этот момент его пронзает, словно электрическая струя, совесть, к нему «постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа». Но проснувшееся сознание не приносит пьянице примирения и надежды на новую жизнь. Вместо того, чтобы наполнить своё существование благородным смыслом, пропойца освобождается от совести, подкинув её старинному знакомому Прохорычу. Из этого следует, что совесть необходима человеку для осознания своих ошибок, для нравственного преображения. Но если человек слаб душой, он не сможет действовать в соответствии с голосом совести.

Оба примера противопоставлены друг другу. В первом случае мы видим, что происходит с людьми, если они освобождаются от совести, для них не существует никаких моральных преград, и мир приходит в упадок и разрушается. Во втором случае совесть помогает пропойце осознать неправедность своего образа жизни, но у него отсутствует сила воли, чтобы изменить себя и стать лучше.

Авторская позиция заключается в следующем: совесть – это нравственный различитель добра и зла компас, который указывает нам правильное направление жизненного пути. Совесть играет важную роль в жизни общества, помогает сохранить гармоничные и справедливые отношения между людьми.

Я поддерживаю мнение автора. Действительно, если в мире не будет совести, то люди будут руководствоваться только личными интересами и желаниями, не считаясь с мнением других, мир придёт в запустение.

Приведу пример из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников создал теорию, по которой сильные мира сего имеют право разрешить своей совести переступить через преступление. Позже, оказавшись на каторге за убийство старухи-процентщицы, герой осознаёт, что если люди будут действовать только в соответствии со своими представлениями о справедливости и не будут прислушиваться к голосу совести, то наступит Апокалипсис, конец света, так как люди будут убивать друг друга, не чувствуя нравственных преград.

В заключение хочу подчеркнуть, что если бы люди всегда поступали в соответствии с законами морали и всегда прислушивались бы к голосу совести, то мир стал бы лучше, исчезли бы войны.

Вариант 1

Сказка «Пропала совесть» А.Н. Салтыкова-Щедрина является ярким примером литературного произведения, раскрывающего тему моральных ценностей и совести. Через образы героев и событий автор передает свое понимание того, какая опасность несет отсутствие совести в обществе. Сказка актуальна и сегодня, поскольку проблемы безнравственности и нечувствительности к чужой беде не исчезли из нашей жизни.

Автор использует художественный язык, чтобы донести свои мысли и образы до читателя. Он создает живых персонажей, которые становятся символами отдельных социальных групп или типов поведения. Так, пропойца, взявший на себя совесть, становится средством для иллюстрации нравственного пробуждения. Раскаяние и самобичевание, овладевшие им, показывают, что без совести человек не способен осознать свои постыдные поступки и их последствия. Кроме того, сказка показывает, что неспособность испытывать моральное удовлетворение и сожаление ведет к постоянному бегству от неприятных чувств, как это видно во взаимоотношениях Прохорыча и его жены.

Сказка «Пропала совесть» также предлагает аргументацию в пользу наличия совести в обществе. В одной из сцен совесть передается по цепочке людей, и каждый из них испытывает перемену характера и поведения в момент нахождения совести в своих руках

Это свидетельствует о том, что совесть имеет важное значение для формирования нравственной основы личности и способна привести к положительным изменениям в обществе. Например, надзиратель, принявший совесть, перестал брать взятки и начал помогать нищим

Это яркий пример того, как наличие совести способствует справедливости и социальной ответственности.

Примеры из реальной жизни подтверждают актуальность темы сказки. Исторические факты свидетельствуют о том, что общества, лишенные совести и моральных ценностей, подвержены разрушению и деградации. Рассмотрим, например, примеры тоталитарных режимов, где людям было лишено свободы выбора и совести. В таких обществах правили беззаконие, насилие и безразличие к страданиям других. Эти исторические примеры подтверждают, что совесть является неотъемлемой частью гармоничного функционирования общества и личностного развития.

Сказка «Пропала совесть» вызывает нам необходимость задуматься о важности совести в нашей собственной жизни и в обществе в целом. Она напоминает нам о том, что совесть является голосом нашей нравственности и ответственности, который помогает нам различать добро и зло, принимать правильные решения и испытывать эмпатию к другим людям

Без совести мы становимся слепыми перед последствиями своих поступков и теряем возможность строить справедливое и гармоничное общество.

Таким образом, сказка «Пропала совесть» А.Н

Салтыкова-Щедрина является актуальным произведением, которое важно изучать и обсуждать в контексте современного общества. Она показывает, что совесть имеет огромное значение для нашего личностного развития, морального выбора и формирования справедливого и этического общества

Бережное отношение к своей совести и уважение к совести других людей являются фундаментальными принципами, которые помогут нам создать лучшее будущее для всех.

Мне нравится120Не нравится91

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Вариант 6

Сказка Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» напоминает нам о том, что справедливость и моральные ценности должны быть главными принципами жизни любого общества. События сказки происходят в мире, где исчезла совесть, и все люди гонятся за благосостоянием и доходами, не задумываясь о последствиях своих поступков.

В этом мире находится забытая и затоптанная совесть, которая становится свидетелем зла, происходящего вокруг нее. Но когда она попадает в руки пьяницы, он почувствовал всю меру своего нравственного падения, и его охватил страх. Он понял, что совесть нужна всем, чтобы сохранить справедливость в обществе и остановить насилие и разорение.

Совесть переходит от одного человека к другому, но никто не хочет брать ее на себя, потому что это тяжелое бремя, требующее много усилий. Но когда она попадает в руки маленького ребенка, который вырастет с ней, то это дает надежду на то, что в будущем общество будет лучше и справедливее.

Эта сказка напоминает нам о том, что мы должны стремиться сохранять свою совесть и моральные принципы в любых обстоятельствах, даже если это трудно и неудобно. Мы должны противостоять всем неправдам и ущербным поступкам и следовать своим моральным установкам, чтобы создать лучший мир для всех.

Мне нравится258Не нравится181

Пример сочинения №7

Что происходит с тем, кто утратил совесть? Тяжелее или легче становится его жизнь? На эти вопросы отвечает русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Здесь поднимается проблема последствий утраты совести для человека.

Автор выражает мысль о том, что с потерей совести «ход человека» делается «легче», что сами люди ощущают себя «бодрее и свободнее», поскольку «обличительница-совесть» больше не приводит в душу человека «нравственную смуту» и не «затрудняет движения», поскольку людям становится «ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».

Такие общие авторские мысли дополняются демонстрацией изменений, произошедших с конкретным человеком, который по сюжету подобрал совесть. Показывая, что от этого пропоец не испытал никаких положительных эмоций, М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует, что до этого жить герою было намного проще: без совести у пропойцы не было «горького сознания действительности», ему не было так «несносно», как это стало, когда он обрел совесть.

Авторскую позицию можно сформулировать так: без совести людям живется легче, так как ничто больше не заставляет их думать о правильности или неправильности поступков, так как ничто больше не останавливает их от безнравственных действий, направленных на достижение личного блага.

С автором текста трудно не согласиться. Если совесть является нравственным ограничителем, заставляющим людей задумываться о собственных действиях и останавливающим от многих аморальных поступков, то человек без совести больше не задумывается о том, как следует и не следует себя вести, он делает все, что только пожелает, готовый на все ради достижения своих целей. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие писатели. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что совесть не позволяет Раскольникову спокойно отнестись к совершенному преступлению, на протяжении всего повествования он тяготится размышлениями о произошедшем. В этом плане более простым является существование Лужина, который без зазрения совести совершал безнравственные поступки, основываясь на желании заботиться только о своем «кафтане». Ничто не мучило его сознание, его действия ничем не были ограничены, ничто не останавливало его от достижения собственных корыстных целей.

Поднятая в тексте М.Е. Салтыкова-Щедрина проблема находит отражение и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Отсутствие совести помогало Николаю Антонычу строить свою жизнь так, как ему хотелось: чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, он специально плохо снарядил экспедицию своего двоюродного брата капитана Татаринова; чтобы получить славу, он представлялся человеком, который многое сделал для того, чтобы экспедиция состоялась. Автор показывает, что Николаю Антонычу было просто жить, поскольку у него не было никаких конфликтов с самим собой.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что с утратой совести жизнь становится более простой, так как человека больше ничего не тяготит и не мучит, так как его больше ничего не останавливает от совершения безнравственных поступков, с помощью которых он достигает своих целей.

Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина

М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы, таких как романы, повести, рассказы очерки сказки. Почти все произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества. Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-щедрина являются сказки, казалось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев. В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия. Таким образом, Салтыков-Щедрин открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе. Сатира-вид пафоса, основанный на комическом сюжете. В романе «История одного города» показано резкое отрицательное отношение автора в сложившейся ситуации в обществе, выражающееся в злой насмешке. «История одного города» — сатирическое произведение, где основным художественным средством в изображении истории одного города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск-прием соединения фантастического и реального, создающий комические ситуации. С помощью использования гротеска с одной стороны Салтыков-Щедрин показывает читателю повседневную жизнь каждого человека, а с другой слепую нелепую фантастическую ситуацию главными героями которой являются обыватели города Глупова. Однако роман «История одного города» -реалистическое произведение, Салтыков-Щедрин использовал гротеск, чтобы показать уродливую реальность современной жизни. В описании градоначальников автор также использовал гротеск. Например, давая характеристику одному из градоначальников-Органчику, автор показывает качества не свойственные для человека. Органчик имел в голове механизм и знал только два слова — «не потерплю» и «разорю». При чтении произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» в отличие от других сатирических произведений, читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в романе. Использование писателем в своих произведениях такой прием сатирического изображения как «Эзопов язык» подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли. Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, напрашивается вопрос: «Кто такие глуповцы?» — обыватели губернского города Глупова. Нет. Как ни тяжело признавать, но глуповцы это россияне. В произведении «История одного города» кроме указанных иносказаний есть более конкретные свидетельства: Беневоленский-Сперанский. Угрюм-Бурчеев-Аракчеев, в образе Негодяева таится образ Павла I. Итак «Эзопов язык» помогает понять глубокий образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь. В произведении «История одного города» при описании градоначальников , да и на протяжении всего романа в целом автором показано преувеличение тех или иных свойств. Это называется еще одним способом для изображения сатиры гиперболой. То, что один из градоначальников оказался с фаршированной головой, это является преувеличением автора. Писатель использует в романе гиперболу для придания эмоционального настроя читателю. Обличающий пороки и показывающий нелепость реальной жизни. Салтыков-Щедрин передает читателю особую «злую иронию» по отношению к своим героям. Всю свою творческую деятельность писатель посвятил борьбе с недостатками и пороками России.

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: