Бажов павел — каменный цветок

Бажов каменный цветок детские рисунки (фото) - detskieru.ru

Презентация на тему: » Сопоставление сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» со сказкой «Царевна-лягушка» Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия.» — Транскрипт:

1

Сопоставление сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» со сказкой «Царевна-лягушка» Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 1» Недоспасова Дарья Валерьевна

2

В чем отличие сказа от сказки? Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло) Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

3

Время и место событий В сказке « Царевна-лягушка» действие происходит где-то очень далеко. В сказке событие отдалено по времени. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына…» В сказе « Каменный цветок» действие происходит в конкретном месте. В сказе это время максимально приближено к моменту повествования. «Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Был в ту пору мастер Прокопьич»

4

Характер волшебства В сказке « Царевна-лягушка»волшебство-это основа действия. Читаем: «Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет» В сказе « Каменный цветок» волшебная сила- лишь источник вдохновения для мастера.

5

Характеристика героев В сказке « Царевна- лягушка» характеры героев не зависят от социального статуса. Иван- царевич- положительный герой. Кощей- бессмертный – отрицательный герой. В сказе «Каменный цветок» различие очевидно и очень значимо. Приказчик- отрицательный герой. Мастер- положительный герой.

6

Сказка Сказ 1. Есть традиционный зачин 1. Зачина нет 2. Нет образа рассказчика 2. Есть образа рассказчика 3. Волшебные герои или добрые, или злые 3. Герои – реальные люди с их отрицательными или положительными чертами характера 4. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание 4. Волшебная сила присуща героям изначально 5. Не имеют реальной основы, действие происходит в вымышленном мире 5. Имеют реальную основу, действие происходит в конкретных местах

7

В ходе сопоставления сказа и сказки, можно сделать следующие выводы: 1. В сказках все события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои сказок –это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. 2. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место, пространство – всё вымысел. 3. В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас. Рассказчик либо участник, либо свидетель тех событий. 4. Сказы Бажова населены не сказочными героями, а людьми самыми обыкновенными. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда – то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями

Читательский дневник «Каменный цветок» Павла Бажова

Название: «Каменный цветок».

Число страниц: 96.

Жанр произведения: уральские сказы.

Главные герои: сирота Данила, мастер Прокопьич.

Второстепенные герои: Хозяйка Медной горы, Катя, приказчик.

Характеристика главных героев:

Данилушка — мастер на все руки.

Умный и хваткий. Одержимый камнем.

Прокопьич — строгий, но справедливый.

Выучил Данилку и оберегал его, как сына.

Характеристика второстепенных героев:

Приказчик — жадный, жестокий и суровый.

Катя — невеста Данилушки.

Добрая и милая девушка.

Хозяйка Медной горы — волшебный персонаж.

Хранительница подземных сокровищ.

Могущественная, справедливая.

Краткое содержание произведения «Каменный цветок»

Старый мастер Прокопьич долго искал себе ученика.

Наконец он взял к себе сиротку Данило, мальчика наблюдательного и понимающего камень.

Данило быстро стал мастером и приказчик стал нагружать паренька работой.

А потом и барин прислал чертёж чаши с листьями.

Не нравился Данило чертёж, решил он ещё одну чашу по дурман-цветку делать.

Всем понравилась чаша, но сам мастер был недоволен.

На смотринах невесты он услышал про цветок из камня, и стал его искать.

И однажды встретил Хозяйку Медной горы.

Волшебница отвела Данило в подземный сад и показала мастеру цветок из камня.

Загрустил Данило, понял, что повторить такую красоту не сможет.

Разбил он свою чашу, а в баринову плюнул.

И ушёл навсегда.

План произведения:

  1. Старый мастер.
  2. Детство Данилки.
  3. В учениках у Прокопьича.
  4. Чаши для приказчика.
  5. Баринов чертёж.
  6. Дурман-цветок.
  7. Невеста.
  8. Поиски каменного цветка.
  9. Встреча с Хозяйкой.
  10. Подземный сад.
  11. Исчезновение Данило.

Основная мысль сказа «Каменный цветок»

Главная мысль сказки заключается в том, предела совершенству нет.

Основная идея сказа в том, что нужно всегда стремиться стать лучше, овладеть новыми знаниями и умениями.

Но не ставить перед собой непосильных задач.

Чему учит произведение

Сказ учит быть терпеливыми и трудолюбивыми.

Учит самостоятельно добиваться поставленной задачи и не рассчитывать на помощь других.

Учит ценить жизнь и любовь, не делать работу единственным смыслом существования.

Краткий отзыв о сказке «Каменный цветок» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я пожалела не только главного героя мастера Данило, но и его невесту Катю, которая любила, но осталась одна.

Мне кажется, что Данило слишком увлёкся идеей создать идеальную чашу.

Он забыл о красоте обычной жизни.

Так поступать нельзя.

Эта история получилась одновременно трагической и поучительной.

Главный герой в конце исчезает, видимо, отправляется в волшебный подземный сад, познавать новые высоты мастерства.

И бросает людей, которые его любили.

Автору удалось написать интересную и поучительную сказку, в которой ярко показан быт ремесленников и мастеров Урала.

Она написана красивым русским языком.

Мне нравится одержимость героя.

Его стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели.

Настоящая красота окружает нас всюду.

Надо просто уметь её увидеть.

А этого Данило так и не понял.

Я всем советую прочитать этот сказ и подумать о том, что никогда нельзя ставить мечты выше жизни.

Не следует стремиться к тому, чего достичь невозможно.

Нужно стараться быть лучше, но без фанатизма.

Пословицы к произведению:

  • Каков мастер, такова и работа.
  • Дело мастера боится.
  • Талант трудом добывают.
  • Талант рождает заботы.
  • Достигнуть мастерства во всяком деле трудно.

Словарь неизвестных слов:

  • Подмастерье — помощник ремесленника.
  • Блаженный — глуповатый и счастливый.
  • Тихоход — выносливый.
  • Подпаски — подросток, помогающий пастуху.
  • Сухота — ощущение сухости.
  • Ходко — быстро, живо.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: