Советская архитектура

Архитектура 20 века в россии кратко: русская архитектура xx века — homyrouz.ru — банкетный зал хоми роуз

Типовая архитектура

Это универсальные жилые комплексы, которые органично смотрятся в любой местности. Идея заключается в том, чтобы человек ни в чем не чувствовал нужды. Больница, школа, детский сад, магазины, заводы должны располагаться рядом с жильем.

Такое направление архитектуры получило распространение еще с 20-х годов 20 века, когда вступил в силу декрет о “Социализации земель”. Советская власть взвалила на свои плечи обязанности по распределению жилья между людьми.


Со временем, появилась, так называемая, “сталинская архитектура”. Для этого периода были характерны высокие потолки, своеобразный декор

“Хрущевская формула” в 1955 году лишила дома всех архитектурных излишеств. В результате население получило штампованные дома-коробки. Скромно, дешево и сердито – вот как можно охарактеризовать этот архитектурный период.


Результат “Хрущевской формулы”

Наконец наступила новая эпоха, когда на пост президента взошел Брежнев. Именно с его подачи стали возводить многоэтажные постройки, отличающиеся удобствами и комфортом.


Первые высотки

В 21 столетии высотные здания стали еще более популярными. Типовые застройки сменились комплексными. Все также строят высотки, но теперь уже более усовершенствованные. Тщательно проектируется внутренний двор, где необходима парковка, детская площадка. Офисные здания тоже оборудованы в полной мере, чтобы удовлетворять потребности работников.

Поздний советский конструктивизм в архитектуре

О назревавших переменах в архитектуре свидетельствует поздний конструктивизм, который иногда называют «обогащенным конструктивизмом». Параллельно с появлением таких образцов конструктивистской архитектуры, как здание «Правды» (1931-35) Пантелеймона Голосова (1882-1945), советский архитектурный дизайн в течение 1930-х годов все чаще использовал историцистские подходы. 

Переходный период от конструктивизма к неоклассике в советской архитектуре, который пришёлся на 30-е гг. ХХ в., известен как постконструктивизм.  Он сочетает черты, присущие конструктивизму, и элементы, характерные для стиля, приходящего ему на смену.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре.

Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941 года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были в это время перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Только в 1960-х годах интерес к конструктивистским концепциям и инновациям в СССР начал возрождаться.

Ленинград: архитектура советского конструктивизма

Ленинград под руководством Сергея Кирова начал восстанавливаться после стремительного экономического и политического упадка, последовавшего за революцией. Конструктивистская архитектура была особенно заметна при проектировании административных и культурных центров для новых районов города, где строилось жилье для рабочих. Исторические центральные районы остались в основном нетронутыми.

Одним из самых ранних примеров конструктивизма в Ленинграде был Московско-Нарвский районный дом культуры (1925-27; позже переименован во Дворец культуры имени Горького) Александра Гегелло (1891-1965) и Давида Кричевского. Компактное здание демонстрировало зачатки функциональной монументальности, которые игнорировались в более ранних Дворцах рабочих и труда.

В том же районе было построено несколько типовых проектов, в том числе жилье для рабочих (1925-27) Гегелло на Тракторной улице. А также универмаг и “фабричная кухня” (1920-30), чтобы устранить необходимость готовить дома, Армена Барутчева (1904-76), школа 10 лет Октября (1925-27) по проекту Александра Никольского на проспекте Стачек.  

Центральным элементом района (впоследствии переименованного в Кировский) был Дом Советов (1930-34), спроектированный Ноем Троцким (1895-1940). Его длинный четырехэтажный офисный блок, очерченный горизонтальными оконными полосами, заканчивается с одной стороны перпендикулярным крылом с закругленным фасадом, а с другой — сильно угловатой десятиэтажной башней с угловыми балконами.

Такой же строгий, без украшений стиль был принят Игорем Ивановичем Фоминым (1904–1989) и А. Даугулем (1900-41)  для Московского райсовета (1931-35) на Московском проспекте 139. Построенное на излете конструктивизма здание совмещает в себе элементы конструктивизма и ар-деко. Основная часть здания решена в виде массивного цилиндра, который стал прототипом ластика и держателя в канцелярском наборе «Русский авангард».  

Советский конструктивизм: признание Западом

Хотя наследие конструктивизма долгое время игнорировалось в Советском Союзе, следует подчеркнуть, что авнгардный стиль и связанное с ним искусство добились значительного успеха в Европе. Лисицкий, который провел 1922-25 годы в Германии, прекрасно служил пропагандистом движения. Связи между ИНХУКом и Баухаузом были тесными.

В 1920-е годы многие русские художники, работавшие во ВХУТЕМАСе и ИНХУКе, посетили Запад (Кандинский, Малевич, Габо и Певзнер). В это же время западные архитекторы посещали СССР и во многих случаях работали в Советском Союзе (Бруно Таут, Эрнст Мэй, Эрих Мендельсон, Ле Корбюзье).

Выставки модернистского советского искусства проходили в различных городах Европы и в Нью-Йорке. Западные журналы, такие как L’Esprit Nouveau и De Stijl, писали о советском конструктивизме и последних достижениях в русской архитектуре. Интерес Запада к наследию конструктивизма продолжается и по сей день в виде многочисленных публикаций и крупных музейных выставок, посвященных творчеству конструктивистов.

Особенности русской архитектуры XX века

Русская архитектура XX века отличается своей уникальностью и разнообразием. В этот период произошло множество изменений в архитектурном стиле и подходах к проектированию.

Авангардизм

Одной из основных особенностей русской архитектуры XX века является появление авангардистских направлений. Авангардизм в архитектуре характеризуется использованием смелых и нестандартных форм, экспериментами с материалами и конструкциями. Архитекторы стремились создать новые, современные и функциональные здания, отказываясь от традиционных стилей и форм.

Конструктивизм

Конструктивизм – это одно из наиболее известных авангардистских направлений в русской архитектуре XX века. Он характеризуется использованием простых геометрических форм, четкой линейной композицией и функциональностью. Конструктивисты стремились создать здания, которые были бы адаптированы к современным потребностям и соответствовали принципам индустриального производства.

Сталинский ампир

Сталинский ампир – это стиль, который был популярен в СССР в 1930-1950 годах. Он характеризуется использованием классических архитектурных форм, таких как колонны, арки и фронтон. Здания в стиле сталинского ампира были величественными и импозантными, они служили символом власти и могущества.

Функционализм

Функционализм – это архитектурное направление, которое придает особое значение функциональности здания. Архитекторы стремились создать здания, которые были бы максимально удобными и эффективными для своего назначения. Функционализм отказывается от украшений и орнаментов в пользу простоты и практичности.

Новые материалы и технологии

В XX веке произошли значительные технологические прорывы, которые повлияли на архитектуру. Введение новых материалов, таких как железобетон и стекло, а также новых технологий позволило архитекторам создавать более современные и инновационные сооружения. Это открыло новые возможности для экспериментов и творчества в архитектуре.

Неоклассицизм в России

Неоклассицизм был сугубо русским явлением и имел наибольшее распространение в Петербурге в 1910-х гг. Это направление
ставило своей целью возродить традиции русского классицизма Казакова, Воронихина, Захарова, Росси, Стасова, Жилярди
2-й половины XVIII и 1-й трети XIX вв.

Лидерами неоклассицизма были

  • И. А. Фомин (1872—1936; особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911—1913),
  • В. Щуко (жилые дома),
  • А. Таманян,
  • И. Жолтовский, (особняк Г. А. Тарасова в Москве).

Они создали много выдающихся сооружений, отличающихся гармоничностью композиций, изысканностью деталей.

С неоклассицизмом смыкается творчество Александра Викторовича Щусева (1873—1949), но он
обращался к наследию национального русского зодчества XI—XVII вв. (иногда этот стиль называют неорусский стиль) А.
Щусевым были построены Марфо-Мариинская обитель и Казанский вокзал в Москве.

При всех достоинствах неоклассицизм был особой разновидностью в высшей форме ретроспективизма.

Несмотря на качественность архитектурных сооружений этого времени, нужно отметить, что русская архитектура и интерьер
не смогли освободиться от основного порока — эклектизма, особый новый путь развития был не найден.

Названные направления получили большее или меньшее развитие после Октябрьской революции.

Архитектурные направления и школы

В XX веке в архитектуре существовали различные направления и школы, которые отражали разнообразие идей и подходов к проектированию и строительству. Некоторые из них были связаны с определенными историческими периодами или культурными движениями, в то время как другие представляли собой инновационные и экспериментальные подходы.

Конструктивизм

Конструктивизм был одним из ключевых архитектурных направлений XX века. Он развился в России в 1920-х годах и был связан с идеями социального прогресса и индустриализации. Конструктивисты стремились создавать функциональные и эффективные здания, используя современные материалы и технологии. Они отвергали украшения и орнаменты в пользу простоты и практичности.

Баухаус

Баухаус была школа и стиль архитектуры, основанная в Германии в 1919 году. Она объединяла искусство, дизайн и ремесло, и стремилась к созданию функциональных и доступных для всех сооружений. Баухаус пропагандировала использование простых форм, чистых линий и современных материалов. Она оказала значительное влияние на развитие современной архитектуры.

Модернизм

Модернизм был широко распространенным архитектурным направлением в XX веке. Он отражал стремление к современности и инновациям. Модернисты использовали новые материалы и технологии, чтобы создавать простые и функциональные здания. Они также экспериментировали с формами и пространством, чтобы создать уникальные и впечатляющие сооружения.

Постмодернизм

Постмодернизм возник во второй половине XX века как реакция на модернизм. Он отвергал стремление к универсальности и функциональности, предлагая вместо этого разнообразие стилей и идей. Постмодернисты часто использовали элементы и детали из разных исторических периодов, чтобы создать уникальные и эстетически привлекательные здания.

Деконструктивизм

Деконструктивизм был одним из самых экспериментальных и нестандартных архитектурных направлений XX века. Он характеризовался разрушением и переосмыслением традиционных форм и структур. Деконструктивисты использовали необычные формы, сложные геометрические структуры и играли с визуальными эффектами, чтобы вызвать у зрителя чувство неопределенности и необычности.

Эти архитектурные направления и школы представляют лишь некоторые из множества идей и подходов, которые существовали в XX веке. Каждое из них имело свои особенности и вклад в развитие архитектуры и формирование современного облика городов и сооружений.

Архистория окна в стилях. Русская архитектура первой половины XX века

Ещё архитектура РИ XX века и СССРРусская архитектура первой половины 20 века

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Ещё архистория окна

Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля. Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы — металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей

Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году

В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.

Советский конструктивизм: краткая история

Новая общественная идеология, бедность и социальный хаос первых революционных лет подтолкнули архитекторов к радикальным идеям дизайна. Процветающее модернистское движение в изобразительном искусстве породило концепции пространства и формы Эль Лисицкого (1890-1941), Казимира Малевича (1878-1935) и Владимира Татлина (1885-1953). 

На начальном этапе конструктивизм был тесно связан с радикальными дизайн-студиями. Выдающееся учебное заведение было названо ВХУТЕМАС (аббревиатура от “Высших художественных и технических мастерских”) после реорганизации Свободных мастерских в 1920 году. В 1925 году он был вновь реорганизован и впоследствии стал называться Высшим художественно-техническим институтом (ВХУТЕИН).

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН ни в коем случае не был единственным московским учебным заведением, занимавшимся преподаванием и практикой архитектуры в 1920-х годах.  Но он был уникален по масштабу своих интересов (которые включали изобразительное и прикладное искусство), а также по разнообразию программ и точек зрения, которые существовали там до его закрытия в 1930 году.

Институт художественной культуры (ИНХУК), также основанный в 1920 году, осуществлял руководство ВХУТЕМАС. Институт пытался создать науку, “исследующую аналитически и синтетически основные элементы как для отдельных видов искусства, так и для искусства в целом”. Его первая учебная программа, разработанная Кандинским, была сочтена многими в ИНХУКЕ слишком абстрактной, и Кандинский вскоре уехал в Германию, в Баухауз.

В 1924 году в печати появилась книга Гинзбурга «Стиль и эпоха», которая заложила теоретическую и историческую основу для новой архитектуры. В следующем году конструктивисты основали Союз современных архитекторов (ОСА).

А в 1926 году Союз начал издавать журнал «Современная архитектура» под редакцией Гинзбурга и Веснина.  Он сыграл одну из главных ролей в пропаганде идей архитектурного конструктивизма. Выпуск журнала был прекращён в 1930 году. 

Функционализм или рационализм: общее и отличия

Озабоченность абстрактными, теоретическими принципами не ослабла с уходом Кандинского

Среди архитекторов-конструктивистов образовалось течение, в котором большое внимание уделялось функции будущего здания.  Эти идеи развивались в группе «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов, 1923)

По их мнению, архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не заниматься бесконечным повторением достижений прошлых столетий. Стили, достигшие расцвета в 18-19 веках, должны быть полностью забыты. Время научно-промышленного прогресса требует создания новых форм.

Концепцию рационализма поддерживали также Ш. Ле Корбюзье (Франция), школа «Баухауз» (Германия), группа «Стиль» (Нидерланды), «Группа 7» (Италия).

Тем не менее, обе группы разделяли озабоченность по поводу взаимосвязи между архитектурой и социальным планированием. Обе настаивали на лаконичных геометрических формах и черпали вдохновение из модернизма в живописи и скульптуре.

Творчество и наследие

Архитекторы серебряного века в России оставили неизгладимый след в истории архитектуры. Они создали уникальные здания, где великолепие внешнего вида гармонично сочеталось с функциональностью и эргономикой. Творчество этих архитекторов стало примером для многих поколений и вдохновением для современных архитекторов.

Наследие серебряного века в России богато не только уникальными архитектурными объектами, но и новыми направлениями и тенденциями в архитектуре. Эти архитекторы внесли огромный вклад в развитие не только классической архитектурной школы, но и новых направлений, таких как модернизм и конструктивизм.

Сегодня, многие здания, созданные архитекторами серебряного века, стали объектами культурного наследия и национальными достоянием России

Они являются памятниками искусства и привлекают внимание не только туристов, но и профессиональных архитекторов и историков искусства. Таким образом, наследие архитекторов серебряного века в России продолжает жить и вдохновлять людей на создание новых шедевров в архитектуре

  • Примеры знаменитых архитектурных объектов, созданных архитекторами серебряного века в России:
    1. Дом с орлами в Москве, созданный архитектором Федором Шехтелем.
    2. Здание сейма Республики в Твери, созданное архитектором Иваном Жолтовским.
    3. Политехнический музей в Москве, созданный архитектором Виктором Весниным.

Эти здания являются не только памятниками архитектуры, но и свидетельствами исторических событий и культурных особенностей России в эпоху серебряного века. Они воплощают в себе лучшие традиции архитектурного искусства и считаются национальным достоянием России.

Особенности конструктивизма в архитектуре 20 века

Характерные особенности конструктивизма:

  • строгость,
  • лаконичность форм,
  • отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания,
  • элементы современной эпохи, такие как радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки,
  • большие площади остекления, балконы, солнечные терассы.

Будущие строения подвергались тщательному анализу предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции.

Как появились конструктивистские формы в архитектуре СССР

Принципы конструктивизма демонстрируются в работах одного из основоположников стиля Александра Родченко (1891-1956). Он в 1921 году определил строительство как «современный спрос на организацию и практическое применение материалов». Не менее влиятельными были архитектония Малевича и абстрактные архитектурные модели Лисицкого (“Проуны”).

Малевич выводил свой стиль из Черного квадрата. При движении в пространстве квадрат образовывал куб, из которого, в свою очередь, путем делений и трансформаций проистекало все многообразие правильных стереометрических тел.

Последователи данного направления утверждали идеологию утилитаризма, т. е. отказа от излишеств. Именно “стереометрические формы”, очищенные от декоративных элементов эклектичного прошлого и эстетики капитализма, характерны для архитектуры советского конструктивизма. 

Архитектура приобрела образ «производственного искусства».

Ярлыки

  • 10 класс
    (10)
  • 11 класс
    (2)
  • 7 класс
    (19)
  • 8 класс
    (17)
  • 9 класс
    (15)
  • Альтруизм и эгоизм
    (1)
  • анимационный фильм
    (1)
  • Античность
    (1)
  • архитектура
    (5)
  • Архитектура — композиционная организация пространства
    (1)
  • архитектура Киевской Руси
    (1)
  • архитектура Месопотамии
    (1)
  • Архитектура России 18-20вв
    (1)
  • архитектура ХХ века
    (1)
  • Великий подвиг народа
    (1)
  • виды архитектуры
    (1)
  • Виды дизайна
    (1)
  • Виды и жанры пластических искусств
    (1)
  • виды искусства
    (1)
  • Возрождение
    (3)
  • Воспитание
    (2)
  • выдающиеся мастера кино
    (1)
  • Выдающиеся художники театра
    (1)
  • Выразительные средства архитектуры
    (1)
  • выразительные средства живописи
    (1)
  • выразительные средства музыки
    (1)
  • Вятские Поляны
    (1)
  • Графический дизайн
    (1)
  • Дизайн
    (1)
  • для интерактивной доски
    (1)
  • добро и зло
    (2)
  • Документальный
    (1)
  • дружба
    (1)
  • Жанры живописи
    (1)
  • живопись
    (2)
  • живопись Др.Египта
    (2)
  • Живопись России 18-20 вв
    (1)
  • жизнь человека — высшая нравственная ценность
    (1)
  • Закон об образовании
    (1)
  • Законодательство
    (1)
  • Запуск проектов
    (1)
  • знак
    (1)
  • Золотое правило нравственности
    (1)
  • игровой
    (1)
  • Искусство
    (25)
  • Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
    (1)
  • Исторический жанр в живописи
    (1)
  • Классицизм. Баженов
    (1)
  • Клиповое мышление
    (1)
  • Композиция в дизайне и архитектуре
    (1)
  • Компьютерная графика и ее использование
    (1)
  • конструкция здания
    (1)
  • культура и мораль
    (1)
  • Курс «Учимся беречь энергию»
    (1)
  • Литература нач. ХХ века
    (1)
  • любовь и уважение к Отечеству
    (1)
  • Методика
    (4)
  • Мифология Месопотамии
    (1)
  • Мода и вкус
    (1)
  • Модерн и модернизм
    (1)
  • моральный долг
    (1)
  • Москва
    (1)
  • Московский кремль
    (1)
  • музеи
    (1)
  • музеи России
    (1)
  • нравственные идеалы
    (2)
  • Нравственный поступок
    (1)
  • образ
    (1)
  • образцы нравственности в культуре Отечества
    (1)
  • Основы светской этики
    (31)
  • особенности морали
    (1)
  • ОСЭ
    (28)
  • ОСЭ Добродетель и порок
    (2)
  • Первобытное искусство
    (1)
  • Поколение Z
    (2)
  • Примерная программа
    (1)
  • программа для ВУЗа
    (1)
  • Пространственно- временные виды искусства. Театр
    (1)
  • Рабочая программа по ИЗО
    (1)
  • Рабочая программа по ОСЭ
    (1)
  • Реклама в современном обществе
    (1)
  • Религия Др.Египта
    (1)
  • Ресурсы для образования
    (3)
  • Род и семья
    (1)
  • Роль графики в книгопечатании
    (1)
  • Роль изобразительного искусства в кино и театре
    (1)
  • Россия — наша Родина
    (1)
  • Санкт Петербург
    (2)
  • Свобода и моральный выбор человека
    (1)
  • Свобода и ответственность
    (1)
  • семейные праздники
    (1)
  • Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
    (1)
  • символ
    (1)
  • Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Скульптура Древней Греции
    (1)
  • совесть
    (1)
  • специфика кино
    (1)
  • Специфика полиграфии. Шрифты
    (1)
  • справедливость
    (1)
  • Старые фото
    (4)
  • стили живописного искусства ХХ века
    (1)
  • стили и направления в архитектуре
    (1)
  • Стыд. Вина. Извинение
    (1)
  • Сценография
    (1)
  • театральный костюм
    (1)
  • Телеизображение. Особенности и возможности
    (1)
  • темы и содержание в искусстве
    (1)
  • Теория и история русского искусства
    (1)
  • Толерантность
    (1)
  • Требования к презентации
    (1)
  • урок
    (18)
  • ФГОСт
    (34)
  • фотография
    (2)
  • фотохудожники
    (1)
  • Фреска. Мозаика. Иконопись.
    (1)
  • Художественные промыслы
    (1)
  • Чарли Чаплин
    (1)
  • честь и достоинство
    (1)
  • Что значит быть моральным
    (1)
  • что такое светская этика
    (1)
  • школьная программа
    (31)
  • элементы зданий
    (1)
  • этикет
    (1)
  • Юмор
    (1)

Модерн в России

Что касается стилей в это время?! На ретроспективно-эклектическом фоне возникли новые течения —
модерн и неоклассицизм. Первые проявления модерна относятся к последнему
десятилетию XIX в., неоклассицизм формируется в 1900-х гг.

Модерн в России принципиально не отличался от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению модерна с
историческими стилями Ренессанса, барокко, рoкоко, а также древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в
Москве и др.). В Петербурге были распространены вариации скандинавского модерна.

В Москве основным представителем стиля модерн являлся архитектор Федор Осипович Шехтель (1859—1926),
он построил здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900—1902) — произведения, наиболее типичные для чистого модерна.
Его же Ярославский вокзал — образец стилистически смешанной архитектуры. В особняке Рябушинского архитектор отходит
от традиционных заданных схем построения и использует принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов скомпонован
по-своему. Здание выдержано в свободном развитии объемов, и своими выступами напоминает растение, пускающее корни,
это соответствует принципу модерна — придавать архитектурной постройке органическую форму. С другой стороны особняк
довольно монолитен и отвечает принципу буржуазного жилища: «Мой дом — моя крепость».

Разнохарактерные фасады объединяет широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов (растительный орнамент
характерен для стиля модерн). Характерными для модерна являются оконные витражи. В них и в оформлении здания
преобладают прихотливо-капризные извивы линий. Эти мотивы достигают эпогея в интерьере здания. Мебель и декоративное
убранство выполнены по проектам Шехтеля. Чередование сумрачных и светлых пространств, обилие материалов, дающих
причудливую игру отражений света (мрамор, стекло, полированное дерево), окрашенный свет оконных витражей,
асимметричное расположение дверных проемов, которые изменяют направление светового потока — все это реальность
преображает в романтический мир.

В ходе развития стиля у Шехтеля появляются рационалистические тенденции. Торговый дом Московского купеческого
общества в Малом Черкаском переулке (1909), здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать
предконструктивистскими. Основной эффект составляют застекленные поверхности огромных окон, скругленные углы,
которые придают зданию пластичность.

Наиболее значительными мастерами модерна в Петербурге являлись Ф. И. Лидваль (1870—1945, гостиница «Астория»,
Азовско-Донской банк) и М. Лялевич (здание фирмы «Мертенс» на Невском проспекте).

Значимые архитектурные сооружения

Эйфелева башня, Париж, Франция

Эйфелева башня – одно из самых известных архитектурных сооружений в мире. Она была построена в 1889 году и стала символом Парижа и Франции. Башня имеет высоту около 330 метров и была создана для Всемирной выставки. Сегодня она является одной из самых популярных туристических достопримечательностей и предлагает прекрасный вид на город.

Сиднейская опера, Сидней, Австралия

Сиднейская опера – это одно из самых узнаваемых и значимых архитектурных сооружений в мире. Она была построена в 1973 году и стала символом Сиднея и Австралии. Опера имеет уникальную форму, напоминающую паруса корабля, и расположена на берегу Сиднейского залива. Она является не только концертным залом, но и культурным центром, где проводятся различные мероприятия и спектакли.

Тадж-Махал, Агра, Индия

Тадж-Махал – это одно из самых известных и величественных архитектурных сооружений в мире. Он был построен в 17 веке в Агре, Индия, в память о жене императора Шах-Джахана. Тадж-Махал является мавзолеем и представляет собой комплекс белых мраморных зданий с куполами и минаретами. Он считается одним из величайших произведений мусульманской архитектуры и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святого Василия Блаженного, Москва, Россия

Собор Святого Василия Блаженного – это одно из самых узнаваемых и значимых архитектурных сооружений в России. Он был построен в 16 веке на Красной площади в Москве и является символом города. Собор имеет уникальную архитектуру, состоящую из девяти церквей, каждая из которых имеет свою форму и цвет. Он является одним из наиболее посещаемых туристических мест в Москве и представляет историческую и культурную ценность.

Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия

Сиднейский оперный театр – это одно из самых известных и значимых оперных театров в мире. Он был построен в 1973 году и стал символом Сиднея и Австралии. Театр имеет уникальную архитектуру, состоящую из нескольких сферических куполов, которые напоминают паруса корабля. Он является не только местом проведения оперных представлений, но и культурным центром, где проходят различные музыкальные и театральные мероприятия.

Эти архитектурные сооружения являются лишь некоторыми примерами значимых и уникальных построек, которые оказали влияние на развитие архитектуры и стали символами своих городов и стран. Они представляют собой сочетание красоты, функциональности и исторической ценности.

Примеры конструктивизма в архитектуре городов СССР

Конструктивизм ни в коем случае не ограничивался Москвой и Ленинградом. Во многих других советских городах, таких как Нижний Новгород (или Горький), Свердловск, Новосибирск, Казань, Минск и Харьков, были реализованы крупные проекты. Они иллюстрировали степень внедрения идей, разработанных конструктивистами, в архитектурную практику. 

В Харькове массивный комплекс из нескольких зданий, известный как Здание Государственной промышленности (Госпром, 1926-28), был спроектирован архитектурной командой во главе с Сергеем Серафимовым (1878-39). 

Центр Свердловска (ныне Екатеринбург) был перестроен при участии Моисея Гинзбурга. Большой жилой и офисный комплекс с неофициальным названием Городок чекистов (1929-38) был спроектирован И.Антоновым, В.Соколовым и А.Тумбасовым. Четвертый по величине город России Екатеринбург можно назвать «музеем конструктивизма«, включающим 140 построенных образцов этой формы. 

Идеи и принципы

Функция: Форма здания должна следовать его функции, а ненужных украшений и орнаментов следует избегать.
Простота: Здания должны быть очищены от основных элементов, иметь чистые линии.
Эффективность.
Инновации.
Контекст: учет окружающего ландшафта, климата и культурного контекста.
Социальные и политические проблемы: проектирование общественного жилья для решения проблем бедности и неравенства или здания, отражающие ценности определенной политической идеологии или режима.
Устойчивость.
Человеческий масштаб: модернисты уделяяли внимание созданию удобных и доступных пространств.
Сотрудничество: инженеры, планировщики и ландшафтные архитекторы.

Современное наследие русской архитектуры XX века

Современное наследие русской архитектуры XX века является важным культурным и историческим наследием, которое продолжает влиять на современную архитектуру и вдохновлять архитекторов.

Сохранение и реставрация исторических сооружений

Одной из важных задач современной архитектуры является сохранение и реставрация исторических сооружений, построенных в XX веке. Многие из них имеют высокую историческую и культурную ценность и являются памятниками архитектуры.

Специалисты по реставрации работают над сохранением и восстановлением оригинального внешнего вида и стиля этих сооружений, учитывая их историческую и культурную значимость. Это позволяет сохранить и передать будущим поколениям уникальное наследие архитектуры XX века.

Влияние на современную архитектуру

Архитектура XX века в России оказывает значительное влияние на современную архитектуру. Многие архитекторы черпают вдохновение из исторических сооружений и стилей, создавая современные интерпретации и адаптации.

Некоторые архитектурные школы и направления, такие как конструктивизм и постмодернизм, продолжают развиваться и влиять на современную архитектуру. Это позволяет сохранить связь с историческими корнями и одновременно вносить новые идеи и технологии в архитектурное творчество.

Инновации и эксперименты

Архитектура XX века в России была периодом инноваций и экспериментов. Многие архитекторы искали новые формы, материалы и технологии для создания уникальных и функциональных сооружений.

Современные архитекторы продолжают экспериментировать и внедрять новые идеи и технологии в свои проекты. Это позволяет создавать современные и инновационные сооружения, которые отражают дух времени и удовлетворяют современные потребности.

Таким образом, современное наследие русской архитектуры XX века является важным источником вдохновения и влияния на современную архитектуру. Оно сохраняет и передает уникальное культурное и историческое наследие, а также стимулирует инновации и эксперименты в архитектурном творчестве.

Примеры советского конструктивизма в архитектуре

До 1925 года конструктивисты могли показать в реальном строительстве немногим больше, чем их более теоретически мыслящие коллеги-рационалисты. 

Первый самый известный проект конструктивистского стиля

Советский архитектор Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) в 1920 году разработал проект, получивший название Башня Татлина.  Железный грандиозный монумент высотой 400 метров предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях стал выражением дерзости архитектурной мысли. 

Модель башни Татлина. 1919 г.

(Для сравнения: высота Эйфелевой башни первоначально составляла 300 м). Однако возведение монумента осуществлено не было, т.к. проект сочли технологически неосуществимым. Тем не менее, непостижимым образом Башня стала памятником архитектуры международного уровня.

Модель сооружения автор не сопроводил ни одним чертежом.

В 1925 году модель Башни Татлина была выставлена рядом с бюстом Ленина в павильоне СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes). Именно там Владимир Татлин впервые получил международное признание — золотую медаль.  Об этой награде с 1930-х годов в советской России вспоминать было не принято.

Пример функциональной эстетики в архитектуре

Творение Гинзбурга — жилой дом Наркомфина (Народный комиссариат финансов) (1928-30), спроектированный в сотрудничестве с Иваном Милинисом. Рассчитан на 200 жителей. Иллюстрирует заявления Гинзбурга о необходимой взаимозависимости эстетики и функционального дизайна, от интерьера до экстерьера.

К основному строению на опорах с одной стороны примыкает большой блок коммунальных служб (ныне закрыт).  Кульминацией сооружения был открытый каркасный солярий. Передний, или восточный, фасад здания определяется широкими горизонтальными линиями оконных проемов, а на нижних этажах — соединяющимися балконами.

Концепция функционализма Гинзбурга для проекта Наркомфина демонстрирует сходство с работой Гропиуса и Де Стейля. Однако наиболее близкое сходство имеет с концепцией “жилой единицы” Ле Корбюзье, с которым автор был лично знаком. 

Дом-машина для жилья: прыжок в социализм 

Важный памятник советского конструктивизма — массивное восьмиэтажное студенческое общежитие на 1000 двухместных комнат архитектора Ивана Николаева (1901-1979).  Проект был заказан Текстильстроем в 1928 году. Сегодня объект на улице Орджоникидзе недалеко от станции метро «Ленинский проспект» (официальный адрес: 2-й Донской проезд, 9) используется для учащихся Московского института стали и сплавов (МИСИС). 

Строгий распорядок дня определил функциональную схему здания. Алгоритм жизни выглядел следующим образом: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки, направляется в санитарный корпус (душевые, помещения для зарядки, раздевалки). Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения блока. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: