Формы деятельности
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Жизнь человека в обществе
Как жизнь групп людей, так и жизнь отдельного человека полностью зависят от социума. Рассмотрим, как соотносятся понятия человек и общество:
- Человек зависит от общества, вынужден совершать общественно-полезную деятельность (труд) чтобы удовлетворить свои потребности. Общество дает человеку жилище, питание, одежду, многообразные полезные устройства и технику, без которых ему не обойтись;
- Общество не может существовать без людей, которых объединяют общие цели и интересы, если бы этого не было, люди разошлись бы в разные стороны, не жили бы совместно на одной территории.
Кроме того, в человеческой жизни социум выполняет важные функции:
- Формирование мировоззрения. Благодаря жизни в обществе индивид формирует представления об окружающем мире, природе, всей Вселенной;
- Воспитание. Социум прививает человеку образцы поведения, правила, нормы, благодаря им он сможет гармонично жить и взаимодействовать с окружающими людьми;
- Создание возможностей для самовыражения. Только в социуме человек способен заниматься творчеством, ведь произведения живописи, музыки, архитектуры создаются для людей, чтобы они их оценили;
- Контроль. Общество контролирует поведение людей, благодаря системе поощрения и наказания. Без контроля оно потеряло бы стабильность, начался бы хаос;
- Установление отношений с другими людьми. Человек нуждается в отношениях с себе подобными, ему нужно кому-то выражать свои чувства и эмоции, ощущать связь с остальными людьми;
- Помощь и поддержка. Социум способен оказывать помощь нуждающимся людям, поддерживает человека в трудную минуту.
Понятие общества
Мы собираемся изучать обществознание, а его основным объектом — тем, что непосредственно изучает наука — является общество.
Что такое общество? Над этим вопросом размышляли многие великие умы долгие годы. Общество является таким же разнообразным по своей структуре, как и пицца. Пицца включается в себя разные ингредиенты, в зависимости от предпочтений человека. Общество тоже имеет в своем строении разные элементы. Поняв эти элементы, мы сможем собрать свое знание об обществе как пиццу.
Теперь чуть более научно.
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.
На первый взгляд кажется, что это сложный и непонятный термин, но сейчас мы подробно разберем отдельные части определения и все прояснится.
- Общество — это часть материального мира.
- Под материальным миром нужно понимать вещи, предметы, то есть все то, что мы можем потрогать.
- Духовный мир, в отличие от материального, представляет собой знания, информацию, которые мы не можем потрогать.
Например, общество из фильма «Матрица» нереальное и это лишь плод фантазий режиссера. А вот наше общество, в котором мы живем — материально.
- Общество обособлено от природы, но при этом тесно с ней связано.
Люди отделились от природы, мы создали для себя собственные правила и свою культуру.
Вспомним мультфильм «Мадагаскар», в котором лев Алекс кусал зебру, так как в мире животных это считается нормальным. Но в обществе людей такое считается неприемлемым и диким, поэтому люди существуют обособленно от законов природы.
В то же время мы тесно связаны с природой. Допустим, выбирая курорт для отдыха, люди обязательно учитывают климатические особенности, погодные условия.
Взаимодействие природы и общества помогает понять термин «окружающая среда». Есть два вида окружающей среды — естественная и искусственная.
- Естественная среда всегда окружала человека, чье существование во многом зависело и зависит до сих пор от ее особенностей.
- Искусственная среда создается человеком — дома, города, предприятия, дороги, художественные произведения и др.
К искусственной среде относится и общество, и социальные отношения. Искусственная среда плохо влияет на естественную среду — в этом суть экологической проблемы. Тем не менее их связь остается неразрывной при всей их противоречивости.
- Общество включает в себя способы взаимодействия между людьми и формы объединения людей.
Люди объединяются в различные формы — образуют семьи, группы по интересам, целые народы — и взаимодействуют между собой разными способами: через общение, дружбу, сотрудничество или конфликты.
У большинства понятий обществознания можно выделить только одно опрПонятия общества в узком смыслееделение, но только не для общества! Общество в узком смысле понимается аж в четырех различных значениях.
Общество (в узком смысле) — это:
- Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.
Например, клуб любителей малиновых пирогов, ассоциация адвокатов, фанаты Стаса Михайлова и т.д.
- Отдельное конкретное общество, государство, страна, регион.
Например, российское общество, мексиканский народ.
- Исторический этап в развитии человечества.
Например, первобытное общество (вспомним неандертальцев), средневековое общество, феодальное общество.
- Человечество в целом, то есть все жители Земли.
Необходимо четко понимать, в чем разница между двумя значениями общества.
Будьте аккуратны: формулировка «Все человечество в прошлом, настоящем и будущем» — это общество в широком смысле, так как охватывает больше, чем просто людей, рассматривая человечество во временных отрезках.
Социальное взаимодействие
Взаимодействие может происходить на различных уровнях – от микроуровня взаимодействия между отдельными людьми до макроуровня, где взаимодействуют целые социальные группы или даже государства.
Взаимодействие в обществе может иметь различные цели и формы. Оно может быть кооперативным, когда люди сотрудничают и работают вместе для достижения общей цели. Оно также может быть конфликтным, когда интересы и цели индивидов или групп не совпадают и возникает противостояние. Кроме того, существует исследовательское взаимодействие, которое предполагает обмен знаниями, идеями и опытом.
Социальное взаимодействие играет важную роль в формировании и поддержании социальных норм, ценностей и институтов общества. Оно способствует развитию и распространению культуры, повышению социальной когезии и солидарности внутри общества.
↑ Творчество как вид деятельности
Творчество — это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве — новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Суть
Важно понимать особенность человеческой деятельности. Она заключается именно в преобразовании окружающей среды, создании предметов, которые в природе не встречаются
В силу этого, субъектом деятельности может быть либо человек, либо группа лиц. Субъект — это тот, кто производит деятельность.
Объектом же может выступать как другие люди, так и мир в целом.
Пример: землепашец пашет землю плугом. Субъект — землепашец, земля — объект деятельности, плуг — средство деятельности. Или две команды играют в футбол. Соответственно обе команды являются субъектами деятельности и объектами, потому что деятельность каждой команды направлена на то, чтобы обыграть противника. Мяч — средство деятельности — игры в футбол!
Мотив — это побудительный императив, который побуждает субъект к деятельности. Например, почему люди играют в футбол, шахматы, компьютерные игры? Чтобы развлечься, отвлечься от повседневности. Мотивом могут быть потребности (вот, кстати, статья про виды потребностей), ценности, интересы, убеждения и пр. Кстати, рекомендую вам нашу статью про социальное действие.
Цель — это представление субъекта о конечном результате деятельности — идеальный образ результата, который отвечает потребностям и интересам субъекта.
Например. Ученый изучает вирус Covid-19, чтобы создать вакцину против нового штамма. Цель — понятна: чтобы люди были здоровыми и обладали иммунитетом к новой заразе. Кстати, познание — тоже является одной из форм деятельности.
Или другой пример. Продавец в магазине техники. Один говорит о товаре неправду — лишь бы продать. Его цель — продать и заработать деньги. А есть продавец, который подробно объясняет истинные положительные и негативные стороны товара и может даже рекомендовать купить дешевый товар, который лучше по качеству. Понятно, что цель последнего — действительно удовлетворить потребности покупателя.
Результат — это итог деятельности, он может быть либо превзойти цель, либо не достичь ее. Например, вы хотите накопить за 10 лет миллион рублей. Это ваша цель. А накопили два миллиона — это результат. При этом вы — субъект деятельности (накопления), деньги — объект, цель — миллион рублей, результат — два миллиона рублей. Мотивация понятна — чтобы были деньги и больше не работать.
Такова структура деятельности! Также рекомендую нашу статью про виды деятельности и про виды экономической деятельности. Также рекомендую наш обзор раздела «Человек и общество».
Поделиться в соц. сетях
Типы средств в обществознании
Средства в обществознании разнообразны и многочисленны. В данной области можно выделить несколько основных типов средств, которые используются для изучения, анализа и представления общественной действительности.
Первый тип средств в обществознании – это описание. С помощью описания специалисты описывают различные явления, процессы и события в обществе. Описание может быть объективным и данные в нем основываются на фактах и конкретных наблюдениях. Также описание может быть субъективным и представлять собой мнение и оценку автора.
Второй тип средств – это анализ. Анализ позволяет раскрыть глубинные причины и связи в общественных явлениях и процессах. Применение аналитических методов и подходов позволяет более полно и точно изучить объект исследования.
Третий тип средств – это сравнение. Сравнение позволяет выявить различия и сходства между разными явлениями и процессами. Сравнение может быть как качественным, так и количественным. Оно позволяет сделать выводы о причинно-следственных связях и дает возможность выдвигать гипотезы и предположения.
Четвертый тип средств – это статистика. Статистика предоставляет числовые данные и факты об общественных явлениях и процессах. Она является базой для дальнейшего анализа и обобщения информации.
Пятый тип средств – это моделирование. Моделирование позволяет создавать упрощенные модели и схемы для анализа и представления общественной действительности. Моделирование может быть математическим, интуитивным или комбинированным.
Шестой тип средств – это интервью. Интервью позволяет получить информацию непосредственно от людей, которые являются участниками или свидетелями общественных явлений и процессов. Интервью специалисты проводят как индивидуально, так и группово.
Средства в обществознании применяются вместе или по отдельности для достижения конкретных целей и задач. Комбинированное использование разных типов средств позволяет более глубоко и полно изучать и анализировать общественную действительность.
Понятие средств в обществознании
Средства в обществознании могут быть различными. В зависимости от целей исследования, исследователи используют различные методы сбора и анализа данных, а также различные технические средства для обработки и представления результатов исследования.
Основные виды средств в обществознании включают:
Средства сбора данных | Наблюдение, опросы, интервью, эксперименты и другие методы, которые позволяют собрать информацию о социальной действительности. |
Средства анализа данных | Статистические методы, качественный анализ, моделирование и другие техники, которые позволяют интерпретировать и понять собранные данные. |
Средства представления данных | Диаграммы, графики, таблицы и другие визуальные и текстовые формы, которые помогают представить результаты исследования. |
Технические средства | Компьютеры, программное обеспечение, интернет и другие средства, которые облегчают сбор и анализ данных, а также представление их результатов. |
Роль средств в обществознании нельзя недооценивать. Они помогают исследователю обнаружить закономерности, выявить тенденции и сделать достоверные выводы на основе данных о социальном мире.
Деятельность
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
Человеку свойственно преобразовывать и подчинять окружающий мир в соответствии со своими внутренними установками. При этом индивид взаимодействует с природой и другими живыми существами.
Деятельность — целенаправленный процесс, ориентированный на познание и изменение окружающего мира человеком, а также на преобразование самого себя.
Дeятeльнoсть человека является ключевым условием развития общества, а также самореализации индивида.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность включает в себя обязательные компоненты, без которых невозможно её осуществление.
Субъект деятельности – это кто осуществляет. Объект — на что направлена деятельность.
Выяснив кем, где и зачем будет осуществляться деятельность, нужно определить структурные элементы для её исполнения.
Например, абитуриент поставил себе ЦЕЛЬ: поступить в вуз. Он должен пройти следующие стадии:
- Средства достижения. Как будет достигаться цель, с помощью чего. Нужно усердно готовиться, приобрести необходимую литературу, успешно сдать ЕГЭ.
- Действия. Практические шаги к достижению окончательной цели деятельности. Абитуриент каждый день по часу читает учебники обществознания и русского языка, один раз в неделю ходит к репетитору по биологии, сдаёт репетиционный ЕГЭ.
- Результат. Конечный итог, соответствующий первоначально поставленной цели или отклоняющийся от неё. Поступление (непоступление) в вуз.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поскольку свобода каждого человека определяется им самим и его внутренними установками, деятельность, которую он осуществляет для удовлетворения своих потребностей, также многогранна. Во главе всей деятельности стоят интересы людей. Существует разделение по основным признакам деятельности в соответствии с её конечной целью.
-
Практическая
- Материально-производственная. Преобразование человеком природы и её объектов
- Социально-преобразовательная. Влияние человека на общество
-
Духовная
- Познавательная. Искусство и наука
- Ценностно-ориентированная. Формирование мировоззрения
- Прогностическая. Предсказание изменения действительности, планирование
Также вся деятельность бывает двух видов:
- созидательной (посадить дерево);
- разрушительной (мусорить в лесу).
По ведущему процессу деятельность подразделяют на три основных вида.
- Трудовая. Преобразование природы для создания материальных благ. Характеризуется производительностью, эффективностью и уровнем разделения труда.
- Игровая. Направлена на развлечение и отдых. Древнейшая форма самообучения и развития человека. Характеризуется существованием правил, условной ситуацией, использованием предметов.
- Творческая. Направлена на преобразование окружающей действительности согласно своим целям, желаниям и потребностям. Характеризуется наличием воображения, фантазии и интуиции.
Вы смотрели конспект «Деятельность».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Похожие термины:
-
госслужащих оптимизирующие процессы повышения престижа деятельности на государственной службе, повышения социального статуса и правовой защищенности госслужащих, совершенствования системы по
-
современные технические средства обучения, включая учебное кино и диафильмы, диапозитивы, радио- и телепередачи, звукозапись.
-
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих (в рамках методики их использования) элементов и (или) компонентов системы, образующих определенную целостность, единство. Компонент ССО – соста
-
совокупность технических устройств.
-
законные пути, которыми индивид может пытаться реализовать свои цели в рамках общества. Термин введен американским социологом Р.К. Мертоном.
-
духовные и материальные виды деятельности, источники и средства создания благоприятной культурно-психологической среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей
-
средства регуляции познавательной деятельности субъектов образовательного процесса, инструменты формирования знаний, умений, навыков обучающихся.
-
В общем виде, как и в любой человеческой деятельности средства педагогической деятельности можно выделить в пять групп: материальные, информационные, языковые, логические, математические. Литера
-
средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на материальные и средства нематериального характера (методы и приемы обучения, формы организации учебнопознавательной дея
-
это действующие модели, установки для голографических изображений, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры, аудио системы.
-
например, манипуляторы типа «мышь», «джойстик», «световое перо», «графический планшет» и др.) управляют перемещением экранного курсора, придают работе за экраном манипуляционный характер. Педаго
-
программные, программно-аппаратные и технические средства, функционирующие на базе вычислительной техники и информационных систем, обеспечивающих возможность доступа к информационным ресурсам
-
средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализ
-
система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной графикой. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминол
-
технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.
-
средства телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи.
-
Технические устройства, которые включают: компьютеры всех классов, устройства ввода речи в компьютер, сканеры, базы данных, системы мультимедиа, видео- и телетекст, модемы, компьютерные сети, инфор
-
средства новых информационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптималь
-
суть набор категорий, используемых в развертывании теории в рамках реализации требований логики систематического уточнения («восхождение от абстрактного к конкретному»). Этот набор или «парадиг
-
звуковое кино и учебное телевидение, обеспечивающие подачу и восприятие информации при помощи зрения и слуха.
Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
В течение жизни человек совершает множество поступков, которые оказывают влияние на формирование его личности. В отличие от животных, люди выполняют действия, руководствуясь определённой целью, представляя конечный результат. Рассмотрим, что такое деятельность, каковы её компоненты и структурные части: потребность, мотив, цель, средства, действия, результат.
↑ Общение как вид деятельности
Общение — вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
— это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
(информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
Функции
- коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
- познавательная (олучение новой информации);
- социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
- психологическая (эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |