Цель и объект знаний о мышлении
Целью философии является систематизация знаний о мире в целом и месте в нем каждого отдельной особи. Всем необходима рациональная основа для того, чтобы наше мировоззрение оставалось целостным. К тому же, познанию и практическим усилиям нужна направленность. Именно философия, благодаря накоплению и объединению различных представлений о мире, дает необходимую основу для этого.
Главную цель науки можно обозначить так: стремление научить мыслить и на основе этого определенным образом относиться к миру. Философы стараются сформулировать для людей смысл и цель существования, а также донести мысль, что каждый из нас причастен к тому, что происходит в мире.
Объектом изучения науки, как легко можно догадаться, является сама личность. Философия провозглашает ценность каждого, как личности. Она же продвигает гуманизм в отношении между людьми, развивает социальный прогресс и стремление к рациональному, научному познанию. Объект знаний о не меняется, проходя через века и тысячелетия. Но философия отражает в себе и потребности своего времени, откликается на них и влияет на разум современников.
Генезис в философии
Философия всегда концентрировалась на осмыслении происхождения окружающего мира, законов бытия. Что было раньше — курица или яйцо? Что первичнее — материя или идея? Поэтому проблема генезиса тех или иных явлений всегда интересует и будет интересовать философов.
Космогоническая теория
Немецкий философ Иммануил Кант задолго до рождения Стивена Хокинга озадачился вопросом происхождением вселенной. Он сформулировал свою космогоническую теорию, где попытался согласовать науку и религиозные догмы.
По его мнению, Бог создал рассеянную материю — элементарные частицы. На этом роль высших сил была закончена. Дальше все происходило само. Элементы взаимодействовали друг с другом:
- притягивались;
- отталкивались;
- объединялись.
Эти частицы, словно хлопья снега, налеплялись друг на друга. Они были разными по плотности. Более тяжелые комки притягивали и поглощали мелкие, тем самым увеличиваясь в размерах.
Так возникло Солнце, а затем другие планеты. Более мелкие сгустки материи превратились в кометы.
Генезис — это еще и книга о сотворении мира
Сначала Бог породил небо и землю за 6 дней, а на седьмой день отдыхал. Он создал первых людей и поселил их в Эдемском саду, строго запретив им пробовать плоды с дерева познания. Но люди не послушались, наелись яблок и были изгнаны из Рая на землю.
Книга повествует и о других известных событиях. Всемирный потоп, который длился 150 дней и залил всех, кому не посчастливилось попасть на борт ковчега. Разделение языков при строительстве Вавилонской башни, произошедшее из-за тщеславного стремления людей достать до неба. Убийство Каином своего брата Авеля.
Если Чарльз Дарвин предоставил научный взгляд на генезис человечества, то первая книга Ветхого Завета предлагает религиозный подход к вопросу.
Генезис: значение для нашего мира
Генезис — это не только первая книга Библии, но и концепция, определяющая начало всего сущего. Значение генезиса для нашего мира заключается в том, что он дает ответ на вопросы о том, как и почему был создан мир и человек.
Концепция генезиса помогает нам понять, что мир был создан не случайно, а по задумке высшей силы. Она напоминает нам о том, что мы не единственные обитатели этой планеты и что мы должны заботиться о ней и других живых существах.
Генезис также указывает на то, что человек не существует отдельно от природы, а является ее неразрывной частью. Он не только имеет права, но и обязанности перед природой, в том числе заботиться о ней и сохранять ее баланс.
Таким образом, генезис не только предоставляет нам информацию о происхождении мира, но и напоминает о том, что мы должны жить в мире с другими существами и заботиться о нашей планете. Он является важным философским и религиозным понятием, которое помогает нам лучше понять нашу роль в мире и нашу отношения с природой.
Генезис: что это?
Генезис — это термин, который пришел к нам из древнегреческого языка и означает «начало» или «рождение». В контексте философии и религии, концепция генезиса относится к процессу зарождения мира.
Генезис — это не только буквальное изучение начала вселенной, но и философское понимание того, каким образом мир начался и развивался. Исследуя генезис, мы можем получить уникальное понимание нашего мира, его существующих пределов и перспектив в будущем.
- Мифологический генезис — истории о том, как мир и все сущее было создано божествами или другими сверхъестественными силами.
- Космогонический генезис — изучение начала вселенной и космических процессов.
- Биологический генезис — изучение становления и эволюции жизни на Земле.
Изучение генезиса происходит не только на уровне научных и философских исследований, но и в контексте религии и духовности. Многие религии имеют свои версии генезиса, в которых описывается процесс создания мира богом или богами.
Концепции происхождения
С чего начиналось происхождение и развитие глубоких знаний о мире? Существует 3 концепции зарождения науки.
- Мифогенная. Философия возникла из мифологии в ходе ее внутреннего развития путем осмысления. Сторонники этой теории считали, в развитой мифологии содержались общие представления, не относящиеся к религии. Постепенно, абстрагируясь, они стали основой философии. Данная концепция выделяет миф, как духовный источник науки.
- Гносеогенная концепция. Согласно ей, философия развилась из первоначальных знаний о мире. Первые знания по математике и астрономии, дали старт зарождения абстрактного мышления. Стремление всех умов мира к доказанности и объективности, а также постановка вопросов и поиск ответов на них, согласно данной концепции, стало основой знаний о жизни.
- Гносеогенно-мифическая, она же – синтетическая концепция. В ее основе идея о том, что философия имеет несколько различных первооснов. В их числе: мифы, повседневные знания древних людей, а также религия. Сторонники данной теории считают, что, только совместив эти источники, смогла появится наука философия.
Исторические периоды
За время развития философия преодолела несколько периодов.
1. Античность.
- В доклассический период мыслители искали первооснову мира, то, из чего возник Космос и все живое.
- Классическая эпоха начинается с Сократа. От мироустройства – поворот в сторону изучения самопознания и процесса саморазвития.
- Период эллинизма, закат античной философии. Преобладает субъективизм.
- Римский период. Человек, как творческое рефлексирующее начало.
2. Средневековье. Теперь Бог – реальность, центр, первооснова мира, а не природа. Человек – венец творения Бога.
3. Возрождение. Смещение акцента с религии на человека. Попытка возродить античную философию.
4. Новое время. Развитие капитализма и научные открытия, в следствии господство материализма. Метод научного познания во главе всего. Культ науки и разума.
5. Современная философия.
- Иррационализм. Исследование отдельной личности, а не общества. Отрицание рационального познания.
- Неокантианство. Попытки возрождения идей И. Канта
- Неопозитивизм. Стремление изучать только то, что поддается проверке ощущениями, логикой и математикой.
- Экзистенциализм. Приоритет личности над обществом. Разочарование в бытие.
- Прагматизм. Объективной истины не существует. То, что выгодно и удобно – то и истина.
- Постмодернизм. Хаос концепций, подходов и видов рефлексии. Провозглашение «новой философии», отрицание достоверности и объективизма.
- Фрейдизм. Подсознательное влияет на личность путем сублимации.
Что такое «бытие»
Бытие – категория, которая фиксирует взаимосвязь предметов и явлений, некоторое из них: человек, идея, мир в целом.
У понятия «бытие» существует несколько форм:
- Процессы и вещи. Делится на объективную реальность и идеальный мир. Первое – взгляд материалистов, второе – идеалистов. Отражает двойственную природу личности: в тело вложены сознание и душа.
- Бытие в мире вещей (человек, как часть природы) и человеческое бытие (индивид, личность)
- Духовность, идеал. Включает в себя сознание, подсознание (рефлексы и интуицию) и объективную духовность, выраженную в произведениях культуры
- Социальное бытие. Человек, как индивид и часть общества
Генезис — что это?
В широком смысле генезис — это момент зарождения, процесс последующего развития и становления объекта, который приводит к определенному виду или состоянию.
Вот английский ученый Стивен Хокинг занимался поиском предпосылок, исследовал процесс зарождения, развития вселенной. Он утверждал, что 13,8 миллиарда лет назад вселенная была совсем крошечной — помещалась в одном атоме. Потом случилось уникальное явление — Большой взрыв. Вселенная начала расширяться и постепенно дошла до нынешнего состояния.
Или, например, ученый исследует генезис человека. Он берет текущее состояние вида homo sapiens и отматывает весь процесс назад к нашим первобытным предкам, которые тогда еще не успели спуститься с деревьев. Смотрит, как происходило зарождение, развитие, становление человека.
Есть другое определение:
Например, таким словом можно назвать период становления современной цивилизации или культуры.
Методы познания
Метод – группа правил, который позволяет изучить какой-либо объект. Методы бывают эмпирические, в основе которых опыт и практические знания, и теоретические.
Философия выделяет несколько методов познания.
- Житейское познание основывается на наблюдениях и опыте. В основе его здравый смысл и привычное восприятие мира, взаимодействие людей между собой и природой
- Научное познание объясняет, осмысливает и обобщает факты с помощью той или иной науки и выводит закономерности. В основе этого метода познания – достоверность.
- Целью художественного познания является целостное отображение мира и человека в нем.
- Чувственное. Формируется через ощущения (органы чувств), восприятие (образ, сформированный из нескольких ощущений) и представление (образ ранее воспринятого явления).
- Рациональное познание так же имеет три опоры: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – обобщение по ряду признаков, суждение – мысль, которая утверждает или отрицает какую-либо ситуацию в действительности. А умозаключение – вывод относительного нового знания.
Проблемы возникновения
Генезис поднял уровень мировоззрения. Это случилось благодаря росту и развитию наук и рационального, абстрактного мышления.
Философия возникла для разрешения конфликта между воображением, представленным мифологической картиной мира, и новыми знаниями, которыми людей обеспечили различные науки.
При возникновении философии произошла смена авторитетов: традиции сменились на разумное мышление. Постановка природы в основу всего, а также мифологизация мира уступают место рационализму.
Эти изменения непосредственно затрагивают все сферы жизни и влияют на них. Поэтому, как нетрудно догадаться, они не могли пройти быстро и безболезненно. Зарождение философии – это длительный процесс, у которого были промежуточные формы. Их можно назвать предфилософией. Это уже не стихийная первобытная мифология, в ней уже зарождается самосознание. В некогда привычном восприятии мира начинают появляться пробелы, взгляд на природу начинает меняться, люди стараются найти ответы на возникающие у них вопросы. Так появилась философия.
Когда же наука мышления окончательно сформировалась и смогла претендовать на свое место среди других наук, множество мудрецов и в те времена, и поныне, спорили о том, что именно можно именовать термином «философия». Предлагаемых версий множество, все они сходятся лишь в одном: эта наука изучает личность и мир в целом, а также отношение к нему.
Генезис — концепция возникновения всего сущего
Генезис — это концепция о том, как возник весь мир и все, что в нем существует. Эта концепция стала основой многих религий и философских учений, а также научных исследований. Генезис объясняет, что все вокруг нас имеет свое начало и развивалось со временем.
Генезис часто ассоциируется с Библией, где описывается создание мира Господом Богом за шесть дней. Однако, концепция генезиса не ограничивается только религиозными трактовками и имеет широкое значение для наших знаний о происхождении всего сущего.
Исследования в области генезиса позволяют понимать, как формировались и развивались планеты, живые организмы и человеческий род. Важным значением генезиса является понимание сущности мира и нашей роли в нем.
Генезис не является законченной теорией, и он продолжает развиваться и модифицироваться с развитием нашего понимания о мире вокруг нас. Тем не менее, она остается одной из наиболее ценных и фундаментальных концепций для наших знаний о мире и его возникновении.
Философия в эпоху Возрождения
Для Европы эпоха Возрождения является значимым периодом истории.
В эту эпоху зарождается капиталистическое производство, появляются независимые города-государства. Бурно развивается мореплавания и торговля. Развитие науки достигло небывалых высот: появились новые направления науки, были созданы многие изобретения, повлиявшие на жизнь людей (изобретено книгопечатание).
В духовной жизни так же произошли изменения. На смену религиозной аскезе пришел гуманизм. Все сферы общественной и культурной жизни постепенно освобождались от гнета церкви. Наравне с политической жизнью, наукой и искусством философия так же, со временем, обрела свободу.
Эпоха Ренессанса представляла собой наследницу античной культуры, что отражено в ее названии. Хотя философия эпохи Возрождения заметно отличалась от античной. Пусть она и противопоставляет себя христианству, все же полностью избавиться от многовекового церковного влияния не удалось.
Науке о мире и жизни в эпоху Возрождения присуще:
- Начинается рассматривание с позиций светской жизни и искусства, а не религии
- Центральной фигурой становится человек, а не Бог
- Культ творца. Человек теперь – творец мира, помощник Бога
- Теизм сменяет пантеизм. Бог сливается с природой
- Общество теперь определяется, как результат взаимодействия всего живого, а не воли Бога. Исчезают ограничения в мыслях и поступках
- Появляется вера в безграничные возможности, меняются ориентиры. Теперь это: гордость и достоинство, свободомыслие, образованность, положительное отношение к труду
- Главенство гуманизма. Человек – свободное существо, сам становится творцом себя и окружающего мира. Ослабляется многовековой мотив греха. Философы делают ставку не на помощь бога, а на силы человека.
Основные функции
Философия считает мир закономерным, упорядоченным, целостным. А также обладающим многообразными категориями и идеями. Мыслители смогли выделить главные стремления личности и в соответствии с ними сформировали основные функции философии:
- Мировоззренческая. Формирует представление о мире и его структуру. В отличие от других наук, философия не ограничена в своей сфере познания, поэтому отражает в своих знаниях целый мир.
- Гносеологическая функция. Предоставление знаний о логическом, чувственном интуитивном и эвристическом познаниях мира, а также о истинных и ложных знаниях.
- Аксиологическая. Помогает познающему ориентироваться в мире противоположностей: культуры и антикультуры, добра и зла, прекрасного и уродливого.
- Социальная. Формирует гражданское сознание, культуру личности. Учит разбираться в политических, экономических, социальных процессах.
- Антропологическая функция. Воспитывает, в стремящихся к развитию личности, чувство собственного достоинства, предоставляет возможности и способы самореализации в обществе. Развивает саморазвитие, способствует гармоничным отношениям с другими людьми.
- Методологическая. Формирование теоретических и практических методов познания.
- Прогностическая. Трактует факты как с помощью рациональных, так и иррациональных методов. Показывает перспективу и основные тенденции развития.
- Культурологическая функция. Формирует культуру философского мышления, основанного на разуме.
- Оздоровительная. Помогает личности раскрыться на основании ее сил и способностей. Выводит всех постепенно на новый уровень саморазвития.