Инклюзивное образование: плюсы и минусы для детей с особенностями развития и учащихся без них

Инклюзивное образование за и против | игровая деятельность по фгос до  | сертификаты для воспитателей / академия дошкольного образования

Что такое инклюзия в школах?

Инклюзивное образование — система, при которой дети с ОВЗ имеют равные возможности на обучение с обычными детьми. Простыми словами, инклюзия в учебных заведениях позволяет учиться детям с инвалидностями, допустимыми отклонениями или недостатками здоровья вместе с обычными школьниками.

Отличительными чертами школ с инклюзивными образованиями является:

  • специально разработанную систему совместного обучения детей с ОВЗ и обычных школьников;

  • этические стандарты, совмещенные с системой инклюзивного обучения;

  • современные методики преподавания, дающие равные возможности обучения для детей разных групп.

Инклюзивное образование: за и против

Инклюзивное образование — это процесс, который не сводится исключительно к реформе специального образования. Этот процесс должен стать составной часть национальной политики развития общего образования .

Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении — это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.

Примером может служить посещение мест культурного отдыха (театры, музеи и кинотеатры) адаптированных к необходимым потребностям, облегчающим пребывание в этих местах, то есть «доступная безбарьерная среда». В наши дни это уже обычное явление.

Данная должность вводится в образовательный процесс для необходимости реализации понятия инклюзива, таким образом, облегчая нахождение «особенных» детей в общеобразовательных учреждениях, т.е. в образовательном процессе появляется человек, который берет на себя все тяготы работы с особенными детьми, но в действительности это не совсем так.

1.2. Преимущества инклюзивного образования

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

В частности, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки.

Примерно так же это работает на детях. Допустим, в семье появляется ребенок с синдромом Дауна. Когда он только родился, создается впечатление, что он ничем не отличается от других младенцев — ну разве что разрез глаз специфический.

У ребенка с особенностями, каждый из процессов протекает по-разному, на столько по-разному, что найти несколько одинаково особенных детей, просто не представляется возможности, а значит, и система образования для педагогов, планирующих в будущем работать с особенными детьми, должна кардинально отличаться от стандартной, а есть ли такая программа в вузах?

Инклюзия – или инвалидизация общества?

Говоря о сложностях инклюзии, я в первую очередь рассматриваю интеграцию людей с ментальными нарушениями. Идея с инклюзией в целом хорошая, но в том виде, в котором она есть сейчас, ведет к инвалидизации всего общества, а не к реальной интеграции людей с ОВЗ. Не люди с ограниченными возможностями подстраиваются под окружающий мир, а окружающий мир подстраивается под особых людей.

Валерий Панюшкин: Инклюзия – зачем мы это делаем?

К сожалению, я не видел ни одного учебного заведения, показывающего стопроцентный результат социализации детей с ментальными нарушениями. И даже тридцатипроцентный результат социализации «тяжелых» детей не видел.

Уровень тяжести, о котором я говорю, – это комплекс, куда входит уровень интеллекта, социальная ситуация (окружение ребенка, финансовые возможности семьи, психическая подготовленность родителей), физические и физиологические особенности, вовлеченность в процесс болезни и выздоровления родителей и ближайших родственников.

И здесь на первое место выходит не столько переоборудование школ пандусами, лифтами, дублирование надписей шрифтом Брайля, сколько переобучение и переподготовка педагогического состава. Безусловно, не обойтись и без общественного принятия. Именно принятия, а не выполнения поручений.

Декларируя дружелюбность к детям с особенностями, по факту мы получаем неготовность учебных заведений принимать таких детей.

Педагоги далеко не всегда понимают, как нужно действовать, в итоге рушится образовательный процесс всей группы. Зачастую дети без сложностей в поведении начинают эти сложности проявлять. Еще бы, ведь учителя уделяют гораздо больше внимания более шумным и странным ученикам, а иногда и делают некие послабления… Как результат: уровень знаний падает, а руководство школ старается перевести особенных ребят на домашнее обучение, дабы не портить статистику успеваемости и сохранить стабильность в работе учителей. 

Второй важный момент – безопасность учеников как с особенностями, так и нормотипичных. Агрессии в ту или иную сторону более чем достаточно, даже один срыв может привести к серьезным последствиям. 

Например, одного из моих воспитанников с особенностями развития выгнали из обычной школы из-за того, что он ударил девочку: та громко кричала на перемене, а он не смог ей объяснить, что нужно вести себя тише, и применил физическую силу. Позже очень сильно переживал, но исправлять ситуацию уже было поздно. Случай агрессивного поведения со стороны мальчика был не первый. В итоге его перевели в коррекционную школу. 

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

      + дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

Минусы:

      — трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;      — онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия

Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Из инклюзивных в коррекционные – и обратно

Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации. Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее. Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты… 

Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.

Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.

Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.

Ребенок ползает на уроке и колет всех иголкой – перевоспитывать или лечить?

С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения. 

Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям. Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными. На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

  1. Финансирование: не существует оценки стоимости реформы по внедрению инклюзии, которое должно основываться на законодательно установленной модели услуг такого образования.
  2. Содержание образования: программы ООШ являются сложными для определенных категорий детей с особыми потребностями, даже в том случае, когда они будут адаптированы под ребенка, инклюзивное образование не достигает цели. Программы ООШ в основном адаптируются учителями по принципу значительного сокращения, а не по принципам учета индивидуальных потребностей и возможностей ребенка; часто такая адаптация осуществляется «по своему усмотрению» учителя без использования научных и методических разработок.
  3. Кадровые вопросы: современное состояние подготовки специалистов в Украине для работы в инклюзивной образовательной среде не удовлетворяет общественным запросам и потребностям.
  4. Условия инклюзивного образования в школах: критически малое количество учебных заведений в Украине приспособлено для обучения лиц с особыми потребностями, а именно: оборудованы пандусами, лифтами, специальными гигиеническими комнатами.
  5. Социально-психологические факторы: неготовность родителей с обеих сторон.

Для учащихся без особенностей развития

Для учащихся без особенностей развития инклюзивное образование может быть ценным опытом, поскольку оно позволяет им развивать свои социальные навыки и понимание того, что у каждого человека есть индивидуальные особенности.

Инклюзивное образование может помочь ученикам без особенностей развития стать более открытыми и толерантными к иным культурам и образу жизни. Также, оно способствует тому, чтобы они научились работать в команде с людьми, имеющими различные потребности и возможности.

Однако, необходимо учитывать, что некоторые ученики могут испытывать стресс от инклюзивной среды и ощущать затруднения в общении со своими одноклассниками с особенностями развития

Поэтому важно, чтобы педагоги были готовы к такой ситуации и оказывали необходимую поддержку и помощь

  • Плюсы: развитие социальных навыков, понимание индивидуальных особенностей, толерантность к иным культурам и образу жизни, умение работать в команде с людьми, имеющими различные потребности и возможности.
  • Минусы: возможный стресс от инклюзивной среды, затруднения в общении со своими одноклассниками с особенностями развития.

Таким образом, инклюзивное образование предоставляет учащимся без особенностей развития ценный опыт, который поможет им стать более толерантными и коммуникабельными людьми.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет возможности получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях опасения оправданы: не все особенные дети успешно интегрируются в нормальное общество

Важно объективно оценить способности и возможности сына или дочери. В некоторых случаях следует стремиться к возможности учиться по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы вашего ребенка, взвесьте все за и против: возможно, ему понравится в коррекционной школе, учитывающей темпы его развития и его способности, где учиться легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Мы учитываем все: от 1 до 8 видов образования в школе: что это такое, как учатся дети, какие документы получают после окончания школы.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначен для глухих детей. Учебные группы очень маленькие — 5-6 человек. Учебные классы оснащены необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Язык жестов необязательно преподается для облегчения общения. Обучение разделено на три этапа: начальный, общий и полный. Продолжительность обучения 12-13 лет. По окончании вуза выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Мальчики разделены на два отделения. В первом изучают детей с легкой степенью инвалидности, а во втором — со значительным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Количество детей в классе не превышает 10 человек. Классы оборудованы системами звукоусиления. Предусмотрены индивидуальные занятия для развития речи. По окончании школы ребенок получает аттестат и при желании сдает экзамен.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и слабовидящих детей, обучающихся на шрифте Брайля. В школах 3-х типов обучаются слепые и дети с остаточным зрением, а 4-й тип предназначен для слепых и детей с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальным оборудованием. В одном классе обучается не более 12 человек. Школьный курс длится 12 лет, по окончании которых выдается сертификат, признанный государством.

5 вид

В таких учреждениях учатся дети с патологиями речи. Детей часто делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — дети с сильным заиканием. В общем, школа 5 типа — что это такое — языковая школа. С устранением дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в языковых учреждениях общеобразовательная, но с особым языковым режимом. В группе не более 12 человек, с каждым работает логопед. Старшие классы не предусмотрены, дети сдают государственный итоговый аттестат (ГИА) после 9 класса и получают свидетельство об этом — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначен для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Классы рассчитаны на 10 человек. Дети обучаются по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно решающей проблемы со здоровьем. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют умственную или умственную отсталость. В этом случае они обучаются по программам образовательных учреждений 7 или 8 типа, получив аттестат об окончании 9 классов или аттестат государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это учреждения для детей с умственной отсталостью (ДПР). Часто это дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности детей, классы — по 12 человек. Мальчики учатся с 1 по 9 классы, сдают GIA и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенок из специальной школы типа 7 переводится на обычное общее образование.

Коррекционная школа 8 вида

В институте есть специальные классы для работы. Количество человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по производственному обучению. Некоторые школы типа 8 имеют 10 и 11 классы и предлагают учащимся практическую подготовку. Дети получают не аттестат об окончании школы, а только аттестат, с которым они могут поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, или поступить в профессионально-техническое училище и сразу освоить определенную рабочую профессию. Подводя итог, можно сказать, что школа типа 8 — это специальная школа для умственно отсталых детей, где большинство классов посвящено обучению учащихся на рабочем месте.

Недостатки

Взвешивая все «за» и «против» инклюзивного обучения, необходимо учесть и недостатки такого типа образования. К минусам относятся:

  1. Отсутствие квалифицированного персонала — воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
  2. Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
  3. Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать образование с определенного этапа.
  4. Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
  5. Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.

Инклюзивное образование: плюсы и минусы

Плюсы

  • Возможность для детей с особенностями развития получить образование вместе со сверстниками без ограничений.
  • Создание благоприятной атмосферы для инклюзивного общения между детьми с разными уровнями развития.
  • Повышение уровня социализации детей с особенностями развития благодаря общению со сверстниками.
  • Улучшение качества образования благодаря применению индивидуального подхода к каждому ребенку.

Минусы

  • Не всегда возможность обеспечить детям с особенностями развития необходимую индивидуализацию и ресурсы для успешного обучения.
  • Некоторые дети могут испытывать дискомфорт или трудности в силу различий в темпе и уровне обучения.
  • Нужна дополнительная подготовка и обучение учителей, чтобы предоставить эффективную и качественную поддержку детям с особенностями развития.
  • Могут возникать сложности в организации обучения и общения, если школа не имеет необходимых ресурсов и опыта в инклюзивном образовании.

Принципы инклюзивной образовательной среды

Основные принципы, на которых построена инклюзия в образовании, прописаны в базовых документах и нормативных актах. Вот эти принципы:

  • Равные права и равные шансы в сфере образования.
  • Верховенство интересов ребенка.
  • Терпимость, принятие различий, недопустимость дискриминации.
  • Максимальная индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
  • Обеспечение необходимой поддержки.
  • Гибкость педагогических методов и методик.
  • Право родителей на выбор.
  • Социальное партнерство.
  • Партиципативный менеджмент образовательного процесса.
  • Принцип раннего вмешательства.

Последние пару пунктов поясним более детально.

Понятие «партиципативный менеджмент» происходит от английского participation, что переводится как «участие». В контексте образовательного процесса партиципативный менеджмент предполагает самое широкое участие заинтересованных лиц в управлении учебным заведением и организации его работы.

Это могут быть родители учеников, общественные организации, меценаты, спонсоры и даже старшеклассники, готовые поделиться опытом с учениками младших классов, нуждающимися в помощи и поддержке. Такой подход является противоположностью традиционного администрирования, когда все решает директор и завуч.

И можно смело сказать, что партиципативный менеджмент – это единственно возможный вариант управления учебным заведением, в котором создана инклюзивная образовательная среда, потому что многообразие индивидуальных потребностей детей с нарушениями здоровья слишком велико для того чтобы можно было обойтись лишь прямыми указаниями директора и завуча, что и как делать.

Теперь пару слов про «принцип раннего вмешательства». Если кратко, тут имеется в виду, что чем раньше начать адаптировать детей-инвалидов к социуму, тем лучше будут результаты.

Раннее вмешательство предполагает целый комплекс мер социального, педагогического, медицинского и психологического плана для выявления и коррекции нарушений в развитии детей-инвалидов. А также постоянную поддержку таких детей на всем протяжении их образовательного «маршрута», который для них разрабатывается индивидуально.

Для более подробного понимания принципа раннего вмешательства предлагаем статью «Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» .

Теперь, когда мы разобрались с основными принципами формирования инклюзивной образовательной среды, можно перейти к прикладной части и посмотреть, из чего складывается инклюзивная образовательная среда.

Преимущества инклюзивного подхода к образованию

Сегодня уже есть примеры, когда инклюзия или совместное обучение детей с разным уровнем умственного развития и физического здоровья приводит к положительным результатам. 

В здоровых детях наблюдаем развитие толерантности, милосердия и ответственности, а ребята с ограниченными возможностями лучше адаптируются к жизни.

Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивной среде происходит быстрее, чем у их сверстников, которые занимаются в специализированных школах. Навыки коммуникации развиты лучше, а социальная компетенция находится на более высоком уровне.

Взаимоотношения между обычными учениками и детьми-инвалидами становятся прочнее из-за того, что первые наблюдают и осознают, что между ними много общего. Результаты обучения, вследствие насыщенной учебной программы, у тех и других повышаются.

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

    + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Особенности

Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.

Инклюзивная образовательная среда – что это такое?

Инклюзивная образовательная среда – это равный доступ к получению образования для всех детей, подростков, студентов, школьников, в том числе с особыми образовательными потребностями, различными расстройствами здоровья и инвалидностью.

Обеспечивается такой равный доступ путем совместного обучения и воспитания нормотипичных детей и детей с инвалидностью и тяжелыми расстройствами здоровья. Образовательная среда инклюзивного образования предполагает равноправное и равноценное общение детей-инвалидов с их нормотипичными ровесниками с целью полноценного личностного развития и социализации.

Выделяют несколько основных категорий детей, применительно к которым необходимо вести речь об инклюзивном образовании и особых условиях обучения.

Нарушения, требующие особой среды обучения:

  • Инвалидность по зрению.
  • Инвалидность из-за нарушений слуха и речи.
  • Инвалидность из-за нарушений двигательной функции.
  • Расстройства поведенческого спектра.
  • Расстройства умственного развития.
  • Нарушения психического развития.
  • Комплексное расстройство здоровья.

Сам термин «инклюзия» имеет иностранное происхождение. Практически во всех европейских языках слова с этим корнем имеют значение «включительно», «включенный», «включенность». Нашим часто путешествующим соотечественникам этот термин знаком по отдыху в отелях, работающих по системе «все включено» или all inclusive.

И вот точно так, как в таких отелях все необходимое для комфортного отдыха включено в путевку, так и создание инклюзивной образовательной среды нацелено на то, чтобы студенты и школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могли комфортно чувствовать себя в учреждении образования и получать все необходимые знания и навыки. Как этого добиться? Давайте разбираться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: