Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
- В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
- В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
- В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
- В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
- Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
- Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
- Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
- Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Школа советского периода
Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:
- В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
- В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
- В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
- В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
- С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Создание академии наук
Академии наук — это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра — скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.
Академия наук в Санкт-Петербурге
Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.
Проблемы образования при Петре 1
Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:
- Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
- Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».
Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет
Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы — ссылка
Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике)
До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву — абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого…
К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.
Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
- В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
- В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
- В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
Как представляется образование в петровскую эпоху
Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы — учили математику, а 3 класс — навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.
образование при Петре 1
Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 — уже 500 человек.
Что такое навигационная школа?
Навигационная школа — это образовательное учреждение, где обучались навигационным и морским наукам. Она играла ключевую роль в истории развития мореплавания и помогла открыть новые торговые маршруты и колонии.
Навигационная школа была создана для обучения молодых людей, которые хотели стать мореплавателями. Она предоставляла им необходимые знания и навыки, чтобы работать на море и управлять кораблем. Ученикам школы преподавали географию, астрономию, геометрию, картографию и другие предметы, необходимые для успешного плавания.
Одной из самых известных навигационных школ была Португальская школа навигации, основанная принцем Генрихом Мореплавателем в 15 веке. Эта школа сыграла важную роль в великих географических открытиях, включая открытие морского пути в Индию Васко да Гамой и открытие морского пути вокруг Африки Бартоломеу Диашем.
Навигационная школа имела огромное значение в истории развития мореплавания и поиска новых земель. Она обеспечила мореплавателям необходимые знания и навыки, чтобы успешно и безопасно путешествовать по океанам и открывать новые области на карте мира.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
- Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
- Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
- Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
- Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
Обучение[править | править код]
- Нижняя школа — младшие классы, обучение чтению и письму, арифметике, геометрии, тригонометрии
- Верхняя школа — старшие классы, обучение немецкому языку, математике, морским, инженерным и артиллерийским наукам
Преподавателиправить | править код
- Генри Фарварсон (Henry Fargwarson) — шотландец, профессор Абердинского университета, специалист в математике, астрономии и морских науках. Поступил на русскую службу в 1698 году
- Стефан Гвин (Stephan Gwyn; в ряде источников Степан Гвын) — англичанин
- Ричард Грейс (Richard Gries) — англичанин
- Леонтий Филиппович Магницкий — автор первой в России учебной энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведёная …» (1703 год), учитель арифметики, геометрии и тригонометрии
- Яков Иванов, Парфён Васильев обучали словесной и письменной науке
- Иван Никитин, Никита Харитонов (ученик Ивана Никитина), Спиридон Пичурин, Михаил Борисов (пушкарский сын, воспитанник этой же школы) — арифметике
- Яган Адлер, Пётр Гран — геометрия, тригонометрия, артиллерия, фортификация
- Сержант Иван Рыбников (в дальнейшем подпоручик), оберфейерверкер Шелонковский
- поручик Ушаков — артиллерийские и инженерные науки
Школа математических и навигацких наук на почтовом блоке «300 лет военно-морскому образованию в России» (слева вверху)
Ученики и процесс обученияправить | править код
В школу велено было принимать «сыновей дворянских, дьячих, подьячих, из домов дворянских и других чинов» от 12 до 17 лет, впоследствии принимались и 20-летние.
В Навигацкой школе были дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы.
- с 1 августа по 28 сентября 1701 года набрано 180 человек
- к 19 ноября 1701 года набрано 250 человек
- к 1 апреля 1704 года — 300 человек
- 1706 год — 129 человек
- в августе 1710 года — 52 человека
- сентябре 1710 года — 76 человек
- октябре 1711 года — 89 человек
Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10—15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку, не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы. Так, ученик П. Фёдоров был выпущен из школы канониром, «понеже грамота ему в ученье не далась»; ученику К. Дружинину «учинен трактамент против неучёных сержантов».
Влияние на географические открытия
Навигационная школа имела значительное влияние на географические открытия в истории. Она способствовала развитию морских путешествий и картографии, что позволило мореплавателям и исследователям открыть новые земли и морские пути.
Во-первых, навигационная школа обучала моряков навигационным навыкам, таким как определение координат и расчет курса. Это позволяло им совершать более точные плавания и избегать опасностей, связанных с непредсказуемыми условиями моря. Благодаря этому капитаны исследовательских экспедиций могли безопасно достичь удаленных регионов и открыть новые земли.
Во-вторых, навигационная школа внесла значительный вклад в развитие картографии. Моряки и исследователи, обученные в этой школе, создавали более точные и подробные карты, которые затем использовались другими мореплавателями. Распространение новых карт способствовало расширению границ и знанию об обширности мира.
И, наконец, навигационная школа стимулировала интерес к исследованию и открытию новых территорий. Она создала атмосферу активного поиска, а ответственность и результативность были важными ценностями для мореплавателей. Множество значимых географических открытий было сделано благодаря этому стимулу.
- Навигационная школа позволила морякам совершать более точные плавания и исследовать удаленные регионы.
- Это способствовало развитию картографии и созданию более точных карт.
- Моряки, обученные в школе, активно искали новые территории и открыли множество значимых мест.
Таким образом, навигационная школа имела значительное влияние на географические открытия в истории, улучшая навигационные навыки, развивая картографию и стимулируя интерес к исследованию.
Определение и цель
Навигационная школа в истории представляет собой учебное заведение, где обучались мореплаватели и навигаторы. Целью создания навигационных школ было совершенствование навигационных навыков и знаний, необходимых для успешного осуществления морских путешествий.
Основными задачами, стоящими перед навигационной школой, были:
- Обучение студентов современным методам навигации и расчетов.
- Повышение квалификации мореплавателей и навигаторов.
- Разработка новых навигационных технологий и инструментов.
- Подготовка капитанов и членов экипажей для морских экспедиций.
Чтобы достичь этих целей, навигационные школы предлагали разнообразные учебные программы, включающие в себя изучение астрономии, географии, математики, физики, геодезии и других наук. Обучение в навигационной школе включало как теоретические занятия, так и практическую тренировку, включая наблюдение звезд, использование навигационных инструментов и проведение расчетов для определения местоположения на море.
История и происхождение
Навигационная школа является одной из фундаментальных компонентов морской истории и охватывает различные аспекты морской навигации. Ее происхождение связано с необходимостью создания систематического и комплексного образования для мореплавателей, которые осуществляли долгие и опасные путешествия по морям и океанам.
Начало развития навигационной школы связано с эпохой Великих географических открытий XV-XVII веков, когда множество стран Кругосветнаяэнтусиастов отправились искать новые морские пути к другим частям света. Это привело к необходимости разработки новых методов навигации, развития картографии, астрономии и других наук, которые были необходимы для определения местоположения на открытом море.
Постепенно формировалась система обучения моряков, где основное внимание уделялось изучению астрономии, математики, картографии, физики, истории, географии и других дисциплин, которые были важными для навигации. Навигационную школу можно назвать предшественником современных морских академий или университетов, где обучение навигации и морским наукам является основою
В различных странах школы навигации были организованы с разной степенью развития и протекали в зависимости от культурных и исторических особенностей каждого государства. Они обычно формировались под патронатом государственных организаций или мореходных компаний, которые обеспечивали финансирование и ресурсы для обучения.
Впоследствии навигационная школа и ее образовательная программа стала унифицированной и признанной во всем мире. Она включала в себя не только практическое обучение на борту судов, но и теоретическое обучение в аудиториях с помощью специальных учебников и материалов.
С течением времени навигационные школы стали все более совершенными, внедрялись новые технологии и методики обучения, а также расширялись области знаний, связанные с морской навигацией
Сегодня навигационная школа остается актуальной и является важной частью образовательной системы в области морских наук
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
<<Форма демодоступа>>
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Первые школы на Руси
988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.