Борьба индии за независимость

Почему индии удалось мирным путём добиться независимости от великобритании?

Предпосылки раздела

Начиная с 1757 года британское торговое предприятие, известное как Ост-Индская компания, управляло частями субконтинент, начинающийся с Бенгалии, период, известный как Правило Компании или Радж Компании. В 1858 году, после жестокого восстания сипаев, власть над Индией перешла к английской короне, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии в 1878 году. Ко второй половине 19 века в Англии в полной мере развернулась промышленная революция в регион с железными дорогами, каналами, мостами и телеграфными линиями, обеспечивающими новые каналы связи и возможности. Большинство созданных рабочих мест досталось англичанам; большая часть земли, используемой для этих ссуд, принадлежала фермерам и оплачивалась местными налогами.

Медицинские достижения под руководством Компании и Британского правления, такие как вакцинация от оспы, улучшение санитарных условий и карантинные процедуры, привели к резкому росту населения. Землевладельцы-протекционисты подавили сельскохозяйственные нововведения в сельской местности, и в результате вспыхнул голод. Худший из них был известен как Великий голод 1876–1878 годов, когда погибло от 6 до 10 миллионов человек. Основанные в Индии университеты привели к появлению нового среднего класса, и, в свою очередь, начали расти социальные реформы и политические действия.

Путь к независимости

В 1931 г., выйдя на свободу, Ганди согласился прекратить акции гражданского неповиновения, а в качестве ответной услуги, согласно пакту Ганди-Ирвинга, на свободу были выпущены все политзаключенные. Ганди отправился на Вторую конференцию за круглым столом как представитель Национального конгресса.

Однако он остался разочарован результатами первого раунда переговоров и в 1932 г. вновь решил открыть движение не сотрудничества. До 1935 г. переговоры между партией Конгресса и британским правительством успели полностью остановиться, а при вице-короле лорде Виллингтоне в тот же год была выпущена новая Конституция для Индии — серьезный шаг к независимости субконтинента.

После выборов было основано одиннадцать самоуправляющихся провинций, в восьми провинциях ИНК завоевало ощутимое большинство голосов, в трех остальных пришлось организовывать коалиции с Мусульманской лигой. Однако Ганди, Неру и многих других их соратников это не удовлетворило: только полная независимость могла выполнить их требования. Тем временем многие мусульмане, во главе которых стоял Мухаммед Али Джинна, опасались, что превосходящие по численности индуисты их в скором времени подавят, так что среди них росло желание получить независимость, не только от Великобритании, но и от Индии, в которой доминировали индуисты.

Независимость – раздел страны

Однако японцы в Индию так и не пришли; их капитуляция последовала через несколько дней после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На этом Вторая мировая война была закончена. I В 1945 г. британское правительство, возглавляемое Клементом Эттли, приняло решение дать Индии независимость – однако при условии, что Индия сохранит структуру федерации, в то время как ИНК желало видеть объединенную Индию с централизованным правительством. Всеиндийская мусульманская лига усиленно следовала своему плану по созданию автономного Пакистана. После выборов 1945 г. политическая ситуация в Индии зашла в тупик, что привело к широкомасштабным восстаниям и ожесточенным столкновениям между индуистами и мусульманами. Англичане пытались разрешить конфликт военным вмешательством, однако гражданская война была уже неизбежна. 15 августа Индия получила свою независимость. Неру стал премьер-министром, одновременно возникли Западный и Восточный Пакистан (с 1971 г.- Бангладеш). Три провинции противились любой интеграции: Джунагадх, Хайдарабад и Кашмир. Первые две были быстро поглощены Индией, в то время как ситуация в Кашмире выглядела более проблемано. Как мусульманские, так и индуистские влияния раскалывали страну и приводили к конфликтам, которые продолжались до 1949 г. Поскольку миллионы индусов и мусульман бежали через новые границы и поселялись либо в преимущественно индуистской Индии, либо в исламском Пакистане, жестокие конфликты повсеместно то и дело снова вспыхивали по обе стороны; многих из тех, кто оставался на своих изначальных местах, ждала смерть – так было и в Индии, и в Пакистане. Ганди, который вернулся к своей общественной работе в Бенгалии, решил положить конец насилию: он объявил голодовку, поклявшись умереть от голода, если не прекратится преследование мусульман в Индии. Этот протест принес плоды – однако вскоре после этого, в январе 1948 г., он был убит брахманом, который видел в Ганди предателя.

28 октября 1950 г.; премьер-министр Индии Пандит Джавахарлал Неру (слева) у пруда с кувшинками в своем саду в Нью-Дели с дочерью Индирой Ганди (справа) и ее сыном Радживом; оба занимали пост премьер-министра после Неру.           Индия после обретения независимости

После провозглашения независимости история Индии характеризовалась спорадически вспыхивающими восстаниями. Пандит Джавахарлал Неру успешно правил на посту премьер-министра до конца своих дней (1964) и провел свою нацию через время относительного спокойствия и стабильности. Преемницей стала его дочь Индира Ганди. Она тоже была сильной правящей личностью, однако получила обвинение в коррупции и в 1978 г. на короткий срок была заключена под арест. В следующем году снова была избрана на пост-премьер-министра, но в 1984 г. погибла от рук сикхов-фанатиков. ИНК оставался доминирующей политической партией в Индии, за исключением коротких периодов в конце 1970 г., а также в конце 1980 г. и до середины 1990-х гг. В эти годы свои позиции укрепляла партия индусских националистов (Бхаратия джаната парти), являя новую политическую силу, которая стремилась возглавить страну; в 1996 г. она победила в выборах с мощным перевесом.

Индия славится давней историей своей демократии, но эта история всегда характеризовалась напряжениями между различными этническими и политическими силами, особенно между индусами и мусульманами. Свидетельство тому – существующее по сей день недоверие в отношениях между Индией и Пакистаном.

Нематериальный фактор

…Но история распорядилась иначе. Авторитет Лондона был безвозвратно подорван трагическими событиями Второй мировой войны. Он зашатался вместе с престижем Британии уже в 1941—1942 годах, когда империя терпела поражения от новоявленного «азиатского тигра», Японии. Как известно, сразу после нападения на Перл-Харбор ее войска обрушились на Малайзию , Бирму , Сингапур и в короткое время захватили эти английские территории. В индийском обществе это вызвало смешанные чувства паники и радостного возбуждения. Лондонский кабинет военного времени спешно направил своего специального представителя сэра Стаффорда Криппса для консультаций с ИНК, целью которых было заручиться полной поддержкой партии в военных вопросах, и таким образом, предотвратить образование «пятой колонны». Гандисты, однако, отказались от сотрудничества — на том основании, что вице-король объявил о вступлении Индии в войну еще в 1939 году, ни словом не предупредив их об этом.

А как только Криппс отбыл на родину «с пустыми руками», ИНК организовал (в августе 1942 года) движение «Прочь из Индии» с требованиями немедленного ухода британцев. У последних не оставалось иного выбора, кроме как немедленно арестовать Ганди и его ближайших соратников. Индийцы ответили массовыми беспорядками, хотя британцы впоследствии утверждали, что Конгресс заранее спланировал мятеж в случае задержания своего руководства, на самом деле природа выступлений была спонтанной. Тысячи туземцев поверили в то, что корона зашаталась. В архивах британской разведки, относящихся к этому времени, сохранились отчеты о самых фантастических слухах. Вот что люди рассказывали, скажем, о необычайном военном мастерстве японцев: мол, в Мадрасе, к примеру, прямо в толпу народа приземлился японский парашютист, пообщался с очевидцами на их родном языке, а затем… взмыл на парашюте обратно к борту самолета! Недвусмысленно расовый подтекст такой реакции заметен и в индийской прессе. Находясь под жестким контролем военной цензуры, которая зорко отслеживала пораженческие настроения, газеты тем не менее поражают некоторыми формулировками. Аллахабадский «Лидер» назвал падение Сингапура «наиболее важным историческим событием, какое когда-либо случалось при нашей жизни, — победой небелых над белыми». «Амрита Базар Патрика» в Калькутте выразила согласие с тем, что «народы Азии, так долго терпевшие страдания от европейской расы, не могут вернуться назад, в былые времена плантаторского владычества». И даже уже в августе 1945 года то же издание с ужасом отмечало, что американцы выбрали «именно азиатов» для испытания своей атомной бомбы, добавив, что отныне мир должен освободиться от таких понятий, как «высшие и низшие, хозяева и рабы».

Вывод напрашивается сам: получается, что основным толчком, ускорившим движение субконтинента к независимости, стал фактор, эфемерный, нематериальный — утрата того почти мистического уважения, которое некогда питал индиец к «белому сахибу». А только «на штыке», как говорил еще Наполеон , «сидеть нельзя»… В 1881 году на 300-миллионное население Индии приходилось по переписи всего 89 778 британцев — если бы страна не принимала их правления, избавиться от подобной власти труда бы не составило. В 1940-х это соотношение было менее критичным, и все же — столпы власти рушились. Самый характерный признак здесь, естественно, утрата лояльности индийских военных. Бунты в частях Королевских ВМС в Карачи и Бомбее в феврале 1946 года удалось остановить только при содействии ИНК, и в апреле того же года представитель метрополии в правительстве Индии выразил сомнение в том, что солдаты остались бы на стороне британцев, если партия от посредничества отказалась.

Мы помним, как в 1935 году колонизаторы рассчитывали на конституционное соглашение, которое позволило бы им оставаться в Индии в обозримом будущем. Прошло всего десять лет, и лейбористское правительство Клемента Эттли, инстинктивно чувствуя необратимость послевоенных перемен, просто искало удобный выход из положения. Возможность сохранить лицо и достойно уйти.

Резня в Калькутте

В 1946-м противостояние Индийского национального конгресса, боровшегося за независимость страны, и Мусульманской лиги, добивавшейся выделения Пакистана в отдельное государство, достигло кульминации и переросло в массовые убийства в Калькутте. 16 августа город разделился на два враждебных лагеря. На протяжении трёх дней индуисты и мусульмане убивали друг друга. Точное число жертв неизвестно, возможно, речь идёт о 4000 человек. Не жалели ни женщин, ни детей, сотни домов были разграблены. Трагические события в индийском городе отчасти послужили поводом к разделу британских колониальных владений. В соответствии с планом, предложенным вице-королём Индии, на карте появились два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. При этом судьба Пенджаба решалась раздельным голосованием в Законодательном собрании депутатов от округов, где преобладало мусульманское население, и депутатами от округов, где проживали индийцы. Пенджаб стал «камнем преткновения» для обеих сторон. Восточная Бенгалия и Западный Пенджаб приняли решение о присоединении к Пакистану. Восточный Пенджаб и Западная Бенгалия стали частью Индийского Союза.

Беженцы укрывались в госучреждениях и музеях. 1947. (funalive.com)

Британская Индия официально перестала существовать в полночь 15 августа 1947 года. Линию раздела установил британский юрист Сирил Рэдклифф. Стоит отметить, что мужчина не мог похвастаться богатой юридической практикой. Однако в глазах британской администрации у него было неоспоримое преимущество: Сирил не бывал в Индии, следовательно, его отношение к разным группам населения не было предвзятым. «Линия Рэдклиффа» должна была разграничить земли с мусульманским и немусульманским населением. Важнейшие для сикхов территории перешли Пакистану, обстановка накалялась.

Накануне 1947 года численность населения Британской Индии составляла около 390 млн, после раздела — 330 млн. В Западном Пакистане проживали 30 млн человек, аналогичное число — в Восточном Пакистане. Мигранты сталкивались с отсутствием еды, медикаментов, одежды, грабежами и насилием. Раздел британской колонии сопровождался жестокими столкновениями мусульман и индусов. В Дели беженцы укрывались в старинной крепости Пурана-Кила и казармах.

Индия после раздела на доминионы. (funalive.com)

Во время раздела Британской Индии отмечалось частое насилие женщин. Правительство Пакистана оценивало число пострадавших девочек, девушек и женщин в 50 тыс. человек, правительство Индии — в 33 тысячи. Общее число пострадавших, по разным оценкам, достигло 100 тысяч. От 12 до 14 млн человек стали бездомными.

Неопределённый статус Кашмира — области на северо-западе полуострова — делал мирные отношения двух доминионов невозможными. Кашмир в 1947 году объявил о своей независимости. После этого заявления сюда направились сначала пакистанские, затем индийские войска. Началась война за Кашмир. В ходе военных действий Пакистан потерял 4 тыс. солдат, Индия — тысячу. Вооружённый конфликт прекратился в 1949 году. Большая часть Кашмира перешла в состав Индии.

Ещё один спорный вопрос — использование водных ресурсов. В 1948-м правитель Восточного Пенджаба перекрыл снабжение каналов, частично располагавшихся на территории Пакистана. Эту проблему удалось решить, не прибегая к оружию.

Семья отдыхает после долгой дороги, 1947. (funalive.com)

Индия отказалась от статуса доминиона в 1950 году, Пакистан — спустя 6 лет. В 1965-м началась Вторая кашмирская война, её жертвами стали около 7 тыс. человек. Новый виток конфликта датирован 26 марта 1971 года, когда объявил о своей независимости Бангладеш. В 1984-м начался конфликт на леднике Сиачен, расположенном у границ Индии, Пакистана и Китая. Контроль над ним означал контроль над торговыми путями из Китая в Пакистан.

Границы в Кашмире не установлены и сегодня, область остаётся «взрывоопасной».

Махатма Ганди возвращается в Индию, 1915 г.

Ганди родился в Индии в 1869 г., изучал право в Лондоне между 1888 и 1891 гг. и покинул Индию в 1893 году, чтобы работать юристом в Южной Африке. По возвращении в Индию в 1915 г. он вступил в ИНК. В Южной Африке он приобрел репутацию ведущего индийского националиста, теоретика и общественного организатора. В 1909 г. Ганди написал книгу «Хинд Сварадж» («Индийское самоуправление»), в которой выступал за независимость Индии, отвергая западную цивилизацию и используя пассивное сопротивление для достижения этих целей. В 1921 году он возглавил Конгресс, а 26 января 1930 года Индийский национальный конгресс провозгласил независимость Индии от Британской империи. Великобритания не признала это заявление, но переговоры продолжались.

Ганди провел остаток своей жизни, борясь за движение за независимость Индии и выступая за ненасильственное сопротивление как форму протеста. Его неоднократно арестовывали и одиннадцать раз заключали в тюрьму. Два важных события, которые произошли вскоре после возвращения Ганди в Индию в 1919 г., усилили отношение индийского народа к индийскому национализму и политической независимости. Эти события также привели к тому, что Ганди выступил за бойкот британских товаров, а также бойкот британских учреждений, судов и уход с государственной службы.

Первым событием, которое случилось в 1919 г., было принятие Закона Роулетта. Закон Роулетта был принят 18 марта 1919 г. и стал продолжением чрезвычайных мер, принятых во время Первой мировой войны. Закон Роулетта означал, что любой, кто подозревается в «террористической» деятельности, мог быть арестован на срок до двух лет без суда, присяжные не требовались в судебных процессах по делам о «запрещенных политических действиях», полиция могла задерживать людей без причины, полиции не требовалось ордер на обыск людей или помещений, а также ограничение свободы печати. Будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру отметил в то время, что участие Ганди в протестах сигнализировало о появлении голоса, отличного от всех остальных.

Протесты, иногда жестокие, вспыхнули в результате принятия закона Роулетта. Ганди призвал к однодневной общенациональной забастовке в начале апреля как форму инакомыслия. Менее чем через месяц после принятия Закона Роулатта произошла резня в Джаллианвала Багх, также известная как резня в Амритсаре.

Индия находилась в состоянии беспорядков после принятия Закона Роулетта. 13 апреля 1919 года безоружная толпа собралась на фестиваль сикхов в Амритсаре, Пенджаб. Бригадный генерал Реджинальд Дайер издал запрет на публичные собрания тремя днями ранее из-за мародерства и беспорядков. Неизвестно, сколько людей, посетивших фестиваль, нарушали приказы, а сколько не знали о запрете на публичные собрания и просто хотели насладиться религиозным праздником. Дайер и его солдаты прибыли на фестиваль, перекрыли выход и начали стрелять в толпу.

По оценкам, по меньшей мере 370 человек были убиты и более тысячи получили ранения всего за десять минут перестрелки. Резня в Амритсаре привела к тому, что многие ранее умеренные индийцы отказались от своей лояльности к британцам и занялись националистическим делом. Ганди вскоре начал организовывать свою первую крупномасштабную ненасильственную кампанию протеста, движение отказа от сотрудничества. Резня в Амритсаре стала еще одним катализатором движения за независимость.

Внешняя политика Республики Индии

Индия первая из стран колониального мира встала на путь неприсоединения, т. е. неучастия в агрессивных блоках, политики мира и мирного сосуществования. Этот курс в истории международных отношений был рожден послевоенной обстановкой, связанной с разгромом фашизма и укреплением сил мира, демократии, социализма. Вдохновителем этой политики в Индии был Дж. Неру. Еще в период образования правительства доминиона в августе 1947 года Индия установила дипломатические отношения со многими государствами, в частности с СССР, а в 1950 году с КНР. Антиимпериалистический курс внешней политики Индии нашел яркое проявление в подготовке в 1954 году и проведении в 1955 году антиимпериалистической конференции афроазиатских стран в Бандунге.

С первых дней независимости Индия стала объектом неоколониалистских устремлений США. Однако агрессивный внешнеполитический курс США вызвал недовольство и протест политических кругов Индии.

Положение осложнялось напряженными пограничными отношениями между Индией и Пакистаном, существовавшими с 1947 года. Это усугубилось после вступления Пакистана в агрессивный блок СЕАТО (1955 год).

В 1964 году, после смерти Неру, реакция сделала ставку на срыв его экономической программы. Усилилась напряженность на индо-пакистанской границе, вылившаяся в серьезный пограничный конфликт.

Рам Рой

У истоков индийского Возрождения стоит Рам Мохан Рой, выдающийся общественный деятель, реформатор и просветитель первой половины XIX в. Соотечественники называют его «отцом современной Индии».

Индийское искусство: «Два продавца со своими изделиями — рыбой и сладостями». Шива Даял Лал — один из известных индийских художников середины XIX в.

Рам Рой родился в семье брахмана. Он мог бы вести размеренную жизнь ученейшего из ученых вдали от политических бурь и житейских забот. Но он, говоря словами Рабиндраната Тагора, принял решение спуститься на землю к простому народу, чтобы «сеять семена знаний и распространять аромат чувств».

Несколько лет Рам Рой вел жизнь странствующего аскета. Путешествовал по Индии и Тибету. Затем стал чиновником налогового ведомства. Уйдя в отставку, посвятил себя литературной и общественной деятельности. Он выступал против реакционных обрядов и обычаев индусской религии, против кастовых предрассудков, идолопоклонничества, варварского обычая самосожжения вдов (сати) и умерщвления новорожденных девочек. Под влиянием его выступления за отмену сати английское правительство запретило этот обряд.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

«Чёрное пятно» в биографии Черчилля

С началом Второй мировой войны Великобритания стремилась получить военную поддержку в обмен на уступки для индийского населения. В 1942-м Индийский национальный конгресс потребовал предоставления стране независимости. Требование было отклонено, в ответ на это правительства 8 провинций ушли в отставку, а управление вверенными им территориями начали организовывать на основе собственных документов. В августе в стране прошли акции под лозунгом Ганди «действовать или умереть». Тактика ненасильственного сопротивления массами, очевидно, не была принята — в ход шли поджоги, грабежи и бомбы. Британские силы жестоко подавляли восстание: убиты, по разным данным, от 70 до 100 тыс. человек.

Беженцы на пути в Пакистан, 1947. (wikipedia.org)

Одним из самых непримиримых врагов независимости Индии стал Уинстон Черчилль: как в молодости, так и на пике своей политической карьеры он убеждал оппонентов в необходимости сохранения колоний, поскольку считал их гарантией могущества империи. Черчиллю принадлежит следующее высказывание: «Расширение статуса доминиона для Индии невозможно… И мы не должны пытаться измерить путь к достижению статуса доминиона годами или поколениями. Скорость продвижения зависит только от внутреннего порядка и степени цивилизованности индийцев». В отношениях с колониями всегда нужно чётко знать, как далеко собираетесь пойти в уступках и где намереваетесь остановиться”. Впрочем, аналогичные высказывания относительно «цивилизованности» в 1940-х позволяли себе многие британские политики.

В 1943-м Черчилля упрекали в бездействии в Бенгалии (провинция в северо-восточной части Индии), где от голода погибли до 9 млн человек. По мнению историков, частично ответственность за катастрофу могла лежать на Великобритании. Так, из Бенгалии по решению британской администрации вывезли десятки тысяч тонн зерна. В некоторых источниках утверждается, что Уинстон Черчилль настаивал на продолжении экспорта риса Бенгалией, несмотря на катастрофическую ситуацию в регионе (наводнения, уничтожившие значительную часть урожая, и невозможность импорта из-за японской оккупации Бирмы). Позже Лондон оказывал голодающей Бенгалии продовольственную помощь.

Лишённые крова. (rightlog.in)

Фоновая информация

Борьба за независимость Индии была значительным историческим событием, которое произошло в первой половине XX века. Индия, в то время являющаяся колонией Великобритании, стремилась освободиться от иностранного владычества и получить политическую независимость. Это был массовый националистический движение, охватившее различные слои населения Индии и вылившееся в борьбу за свободу.

Ключевыми моментами в борьбе за независимость Индии были проведение мирных демонстраций, гражданского неповиновения, забастовок, публикации протестных листовок и газетных статей. Лидерами индийского националистического движения стали такие известные фигуры, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак и другие. Они возглавляли массовые акции протеста и активно участвовали в политической борьбе за свободу страны.

Самой известной формой протеста стало голодовка, на которую Махатма Ганди неоднократно выходил в знак протеста против политики Великобритании

Гладиаторскими поединками голода привлекалось внимание не только индийцев, но и международной общественности. Британская империя, подвергаясь давлению со стороны миропорядка, в конечном итоге была вынуждена согласиться на переговоры и признать индийскую независимость

Влияние Британской империи

Британская империя оказала значительное влияние на развитие Индии в течение более 200 лет колониального правления.

Во-первых, Британия установила свою политическую и экономическую власть над Индией, что привело к утрате независимости и контролю над собственной страной у индийского народа. Британская империя налагала высокие налоги на индийских жителей, контролировала торговлю и экспорт, эксплуатировала природные ресурсы Индии.

Во-вторых, Британия внесла также свой культурный след в Индию, вводя английский язык и правовую систему. Английский стал официальным языком, которым владели только элитные слои индийского общества. Все это привело к формированию нового образованного класса индийцев. Правовая система Британии была адаптирована и введена в Индии, что привело к формированию судебной системы, учета прав и обязанностей.

Британская империя также оказала влияние на религиозные и социальные аспекты жизни индийского общества. Во время своего правления Великобритания насильственно привлекла индийцев к христианству, но также и расширила сферы индуизма и ислама, что сильно повлияло на религиозные убеждения и практики индийцев.

Итак, влияние Британской империи на Индию было всеобъемлющим: политическое, экономическое, культурное и религиозное. Это сформировало особый путь развития Индии и впоследствии привело к борьбе за независимость, которая длилась долгие годы.

Первые шаги к независимости

В начале XX века национальное движение в Индии начало приобретать силу и мобилизовать миллионы людей в борьбе за свободу от колониального господства Великобритании. Этот период был отмечен появлением ряда ключевых деятелей и организаций, которые стали двигателями борьбы за независимость.

Махатма Ганди стал одним из главных лидеров и символов движения за независимость Индии. Он разработал концепцию агрессивно-ненасильственной борьбы, или сатьяграхи, и активно пропагандировал ее среди индийского населения. Благодаря своей харизме и умению мобилизовывать массы, Ганди стал своего рода духовным лидером индийского народа.

На ранних этапах борьбы за независимость были созданы организации, такие как Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига, которые стали объединять различные регионы и религиозные группы в общей цели освобождения от британского правления

Эти организации проводили кампании гражданского неповиновения, забастовки и другие формы протеста, чтобы привлечь внимание к требованиям независимости

В 1919 году был принят Закон о роли, который дал полномочия правительству Великобритании в распоряжении Индией без согласия индийцев. Это вызвало огромные протесты и акции гражданского неповиновения. В 1930 году Ганди провел знаменитую Соляную марш-постановку, в ходе которой индийцы массово захватывали соль с британскими солевыми запретами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: