Значение ликвидации неграмотности при советской власти

Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности. народ и ликбез||year|imagesnameskakoe-znachenie-pridavala-sovetskaya-vlast-likvidacii-negramotnosti-narod-i-likbez/imagesnames

Без грамоты, как в потемках

Появлению письменности и, соответственно, грамотности мы обязаны двум замечательным славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Они начали это благое дело, а другие с честью его продолжили. Значительные следы того, что на Руси было немало грамотных людей, мы встречаем и в древних летописях, и в других письменных источниках. Особенно наглядно это демонстрируют берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде и других древних русских поселениях. На этих грамотах свои способности демонстрируют не только представители самой грамотной части населения – духовенства и знати – но и рядовые ремесленники и простые горожане.

Время шло, общество развивалось, открывались школы, гимназии и даже университеты, но грамотность в нашей стране так и не приняла всеобщий характер. Даже в конце XIX века число умеющих читать и писать в империи так и оставалось низким. И это при том, что в стране довольно активно шла индустриализация.По данным русских и зарубежных учёных, в это время грамотных было всего 21,1%. А на окраинах страны этот процент был ещё ниже. Лидировали в этом процессе мужчины: среди них грамотных насчитывалось 29,3%, а среди женщин – только 13,1%. Справедливости ради надо отметить, что оценки грамотности перед революционными событиями 1917 года сильно разнятся. Некоторые западные учёные оценивают этот уровень в 35%, а вот бывший министр просвещения П.Н.Игнатьев в одной из своих статей говорил и о 55% грамотных от всего населения страны. Война 1914 года показатели не улучшила, а поскольку некоторые территории были оккупированы и там осталась значительная часть грамотного населения, общая статистика по стране ещё более ухудшилась.

Двигатель мирового созидания

По словам историков, сотрудникам Наркомпроса первоначально не хватало самого необходимого: учебных пособий, письменных принадлежностей, оборудования. Кроме того, обучение миллионов людей чтению, письму и счёту требовало разветвлённой структуры специализированных учреждений.

  • Надежда Крупская
  • РИА Новости

19 июля 1920 года вышел новый декрет Совнаркома — о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). А 12 ноября того же года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был учреждён Главный политико-просветительный комитет, которому была переподчинена комиссия по ликбезу. Председателем комитета стала Надежда Крупская. В её ведение передали организацию курсов ликбеза, подготовку учителей и издание учебной литературы. Содействие комиссии и комитету осуществляли советские писатели и поэты, помогавшие с подготовкой учебных пособий.

В каждом населённом пункте, в котором проживали свыше 15 человек, не умеющих читать и писать, создавалась школа, известная также как пункт ликвидации безграмотности. Сначала тех, кто посещал ликпункты, обучали преимущественно основам чтения, счёта и письма. Позже программа была расширена — в неё включили, в частности, изучение дробей, процентов и диаграмм, а также вопросы строительства советского государства.

Также по теме


«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР

90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу…

В 1920—1924 годах были выпущены два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. Вскоре появились Рабоче-крестьянский букварь для взрослых В. Смушкова и Букварь для рабочих Е. Голанта. Учебная литература издавалась на языках примерно 40 национальностей, проживавших в Советской России (а позже в СССР).

С 1923 года помощь государственным органам просвещения стало оказывать добровольное общество «Долой неграмотность» под руководством Михаила Калинина. Оно насчитывало 11 тыс. ликпунктов.

С 1917 по 1927 год органы Наркомпроса и общественные организации обучили грамоте около 10 млн граждан Советского Союза (из них 5,5 млн — в РСФСР). При этом Крупская призывала отказаться от принуждения в вопросах образования и опираться на помощь общественности. В 1928 году был развёрнут культпоход по ликвидации безграмотности.

Важной формой просвещения населения стали избы-читальни, при которых действовали библиотеки и кружки. В 1940-е годы их количество в СССР достигало примерно 48 тыс

В послевоенный период их постепенно вытеснили клубы и дома культуры.

  • Советские плакаты о ликвидации безграмотности

В 1930 году в Наркомпросе прошли масштабные реформы. ЦИК и СНК издали постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Вместо Главполитпросвета в Наркомпросе был создан сектор массовой работы. А функции ВЧК ликбеза были переданы Центральному штабу ликбез-похода.

По словам Андрея Кошкина, к 1936 году в СССР были обучены грамоте уже около 40 млн человек, а в 1939 году уровень грамотности в стране приблизился к 90%.

«Декрет «О ликвидации безграмотности» наравне с декретами о земле и о мире стал одним из самых важных и известных документов советской власти. Благодаря его реализации СССР, несмотря на потери и разрушения времён Гражданской войны, стал одним из двигателей мирового созидания в области науки и искусства. В результате воплощения декрета в жизнь вся страна зачитала, записала, начала конструировать», — заявил в беседе с RT Андрей Лукутин.

По его словам, без декрета «О ликвидации безграмотности» СССР не состоялся бы как самая читающая страна в мире.

«Изменения, принесённые декретом «О ликвидации безграмотности», были даже масштабнее, чем это может показаться на первый взгляд. Декрет был ступенькой к индустриализации, победе в Великой Отечественной войне, освоению космоса. Благодаря этому возникла могучая сверхдержава и мир стал биполярным», — подчеркнул Андрей Кошкин.

  • Занятия по ликвидации неграмотности, Чебоксары, 1930-е годы

По словам экспертов, важным результатом распространения грамотности в СССР стала возможность получения «вторичной» информации. Умение читать, в частности, позволяло советским гражданам получать информацию о вакцинации, нормах гигиены и здоровом образе жизни.

«Декрет позволил сделать рывок буквально во всех сферах. Он предопределил развитие нашей страны как минимум на 100 лет вперёд. Это была настоящая интеллектуальная платформа для развития государства», — подытожил Кошкин.

Судьба Просвещения

Конечно, наркомпросовцы 1919 года начинали не с нуля. Почему же в России сто лет назад для ликвидации безграмотности потребовались столь крутые, «чрезвычайные» меры? Проблема кроется в глуби веков. Первым нашим просветителем государственного масштаба был князь Ярослав, не зря прозванный Мудрым. Он и сам был пристрастен к чтению, и других старался приохотить к науке. Примерно в 1030 году князь Ярослав создал первое училище в Новгороде Великом. К концу правления князя-книгочея Русь была одним из наиболее просвещенных государств Европы. Но вскоре этот приоритет был утрачен. И только в начале XVII века царь Борис Годунов замыслил открыть в Москве первые светские школы. Пушкин прославил этот порыв царя Московского, вложив в его уста крылатые слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

Но эта затея не удалась, а после Смутного времени грамотеев в Московском царстве осталось немного. И царь Петр, которого такое положение дел не устраивало, взялся за дело с поистине революционным неуемным размахом. «Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье», — точнее Пушкина не сказать. Петр открывал «цифирные школы», заботился об элементарном обучении солдат.

Цифирная школа в Соликамске. Фото: Архив библиотеки горда Соликамска/archive.solkam.ru

К концу царствования первого императора в России насчитывалось более ста низших училищ. Не все задумки Петра были доведены до ума, но именно ему мы обязаны тем, что к концу XVIII столетия дворянство и духовенство в России стало сплошь грамотным. Развитие получили пресса и литература. Появились читатели — появились и книги.

Заботилась о народных школах и Екатерина Великая, но — по большей части в переписке с европейскими светилами. В этой области её благие намерения медленно приживались на северной почве. «Народная школа» окрепла в России только к концу XIX века.

По части массовой грамотности Россия так и не догнала Европу. В 1897 году Петр Семенов-Тян-Шанский провел в Российской империи первую научную перепись населения. Она показала, что азами грамоты в стране владеют лишь 21,1% населения. Смиряться с этим не собирались ни власти, ни интеллигенция. Хотя некоторые идеологи консервативного направления считали, что «мужику» грамота идет только во вред. Правда, в начале ХХ века такие воззрения вышли из моды. За судьбы народного просвещения болели лучшие умы страны. Но за первые 14 лет нового столетия число начальных учебных заведений в России увеличилось как минимум в два раза. Важную роль играли церковно-приходские школы, в которых получали азы знаний крестьянские дети.

Обучение населения чтению и письму в деревне Шоркасы Чебоксарского района, 1930-е годы. Фото: commons.wikimedia.org

К началу 1920-х, когда наркомпрос выступил с концепцией ликвидации безграмотности, дело обстояло немногим лучше, чем во времена Семенова-Тян-Шанского: в стране насчитывалось лишь около 30% функционально грамотных граждан. Главным образом, это были молодые люди. А поколение отцов испытывало трудности даже при выполнении самых простых письменных заданий.

Ликбез переломил ситуацию. Всесоюзная перепись населения 1939 года установила, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет приблизилась к 90%. При этом в среднеазиатских республиках речь шла о первоначальной грамотности, а в России — о достаточно высоком уровне образования.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

На обложке: Фото РИА Новости/Виктор Булла

Топ вопросов за вчера в категории История

История 01.07.2023 14:32 657 Мавлютов Вадим

Сравните характерные черты развития Чехии и Польши в XVI — XVII в.в. Сначала выберите порядковые ном

Ответов: 2

История 26.05.2023 06:02 507 Лугіна Аня

Сообщение о счёте лет шумеров.

Ответов: 2

История 17.05.2023 00:12 1777 Блок Богдана

Таблица страны Азии в 19 начале 20 (9класс) (Индия , Персия , Афганистан , Китай , Япония ) вопрос

Ответов: 2

История 01.07.2023 19:13 1095 Ташекова Балжан

Сравни школу Древнего Египта и современную школу. Найди сходства и отличия. срочно!!!!!!!

Ответов: 2

История 18.05.2023 15:06 1929 Азаров Даниил

История средних веков 6 класс агибалова 12 параграф краткое содержание 1 пункта. ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО Н

Ответов: 2

История 25.07.2023 18:38 741 Негеков Миша

Срочно! История 7 класс даю 15 б. Путь к парламентской монархии краткое содержание (конспект)

Ответов: 2

История 21.03.2021 16:56 2401 Яковлев Егор

Все термины по истории шестой класс параграф 11

Ответов: 2

История 16.05.2023 21:20 3825 Кардопольцева Кристина

Напишите пожалуйста конспект по теме германские земли в 18 веке дам 15 баллов ​

Ответов: 2

История 17.07.2023 06:43 769 Шандренко Денис

Опишите один день из жизни средневекового крестьянина от первого лица.​

Ответов: 2

История 18.06.2023 16:53 236 Гафаров Александр

С помощью чего революционеры смогли понизить авторитет монархии в обществе? С помощью ложного доку

Ответов: 1

Программа чрезвычайной важности

Зачем ликбез был нужен большевикам, ещё не укрепившим свою власть, ещё воевавшим «на деникинских фронтах»? Для них это был не только пропагандистский довод, но и дело чести

Самодержавие традиционно упрекали за невнимание к массовому образованию. Об этом страстно писали и либералы, и социалисты всех мастей. О необходимости бесплатного всеобщего образования твердили и эсеры, и меньшевики, и большевики

В этом они сходились. И большевики — надо отдать им должное, — захватив власть, не ограничились декларациями. Для них это был важнейший идеологический вопрос. Революционные партии проповедовали веру в прогресс — технический, культурный и социальный. А о каком прогрессе можно говорить в малограмотном обществе?

Фото: РИА Новости

Нельзя забывать и об экономическом эффекте ликбеза. Страна получила тысячи (а со временем — десятки и сотни тысяч) специалистов более высокой, чем прежде, квалификации. Кроме того, при кардинальном переустройстве политической и социальной системы новой власти требовалась эффективная пропаганда. Власть была заинтересована в том, чтобы миллионы людей читали газеты, наизусть вызубривали тексты плакатов и транспарантов… Для этого необходимо хотя бы начальное образование. Чтобы гражданин Страны Советов мог хотя бы понять плакат, изображавший мужика в лаптях, шагающего в пропасть со «слоганом» «Неграмотный — тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья». Лубочный плакат Александра Радакова сработал эффективно. Постижение грамоты воспринималось как средство от слепоты, как пропуск в новый прекрасный мир. Конечно, далеко не все — и среди учеников, и среди учителей — рассуждали так идеалистично. И все-таки нельзя отрицать мощь и искренность тогдашней веры в чудесную силу азбуки.

Эксперименты в образовании

1920-е стали периодом серьёзных экспериментов в образовании. Ярким примером тому служит широкое распространение так называемой педологии: по мнению одних, прогрессивной науки, по мнению других, — псевдонауки, предусматривавшей некий комплексный подход к воспитанию ребёнка. Такие корифеи, как Л. С. Выготский, П. П. Блонский и другие, были выходцами из педологической системы. Она во многом ориентировалась на постоянное, массовое тестирование обучающихся по самым разным основаниям. Благодаря внедрению педологического инструментария к началу 1930-х в советских школах сложилась двойная система: с одной стороны — педологи, взявшие на себя функции воспитания, с другой — педагоги, отвечавшие за образование. И всё же в 1936-м с новым направлением в педагогике было покончено. Педологию, названную лженаукой, постановлением ЦК ВКП (б) «Об извращениях в системе Наркомпросов» «разоблачили» и ликвидировали.

Положение «О единой трудовой политехнической школе», принятое в 1918-м, предусматривало широкие возможности для различных экспериментов в педагогике. В этот период было введено комплексное обучение, бригадный способ проверки заданий, метод проектов; отменили классно-урочную систему. Внедрённые новшества и сегодня вызывают двоякое отношение. Так, например, большинство исследователей сходится во мнении, что серьёзной ошибкой в 1920-е была замена преподавания истории новой наукой — обществознанием. Кстати, в 1934-м данный эксперимент решили отменить.

Помимо спорных образовательных идей, на 1920−1930-е приходится деятельность замечательного советского педагога Антона Семёновича Макаренко, методы обучения и воспитания которого во многом легли в основу советской образовательной системы. Созданные Макаренко сначала колония им. Горького под Полтавой, а затем (под патронажем НКВД) коммуна им. Дзержинского стали своего рода питомниками, давшими путёвку в жизнь большому количеству малолетних беспризорников и преступников.

Результаты борьбы с неграмотностью

Зная, какое значение придавала Советская власть ликвидации неграмотности, нельзя сказать, что удалось обучить поголовно всех людей за исключением льготных категорий. Исходя из данных общенациональной переписи населения 1937 года, неграмотными все еще оставалось 25% населения. Большинство из них, конечно же, сельские жители.

Изучив неофициальные данные, мы поймем, что реальное положение было еще хуже. Большинство из тех, кто считался грамотным, умели только поставить подпись, написать фамилию и имя, а также название своего населенного пункта. Реальный прорыв в борьбе с неграмотностью наметился лишь тогда, когда связь между городом и селом стала максимально крепкой.

Dijelite na društvenim mrežama:

Povezan

  • Кто такой Анатолий? Значение имени
  • Население Уфы и история развития города
  • Население Вологды: краткий обзор
  • Имеют ли какое-то значение татуировки льва?
  • Типы политической системы в современных государствах
  • Советская фантастика. Через тернии — к зрителю
  • Ликвидация — это… Коротко о ликвидации организации
  • Правящие круги общества. Их культура
  • Как пройти 15 этаж `Ликвидации` в `Варфейс`
  • Народ — это общность людей
  • Какая идеология отрицала принцип разделения властей? Коммунистическая и либеральная партии
  • Герб и флаг Осетии – символы республики
  • Раскулачивание — это что такое? Политика раскулачивания в СССР: причины, процесс и последствия
  • РСФСР — это что такое? РСФСР: расшифровка, образование, состав и территория
  • Саудовская Аравия: население. Саудовская Аравия: столица, население, площадь
  • Флаг и герб РСФСР. Как расшифровывается РСФСР?
  • Дальневосточная республика. История буферного государства
  • Молдавская Советская Социалистическая Республика: история создания и развития
  • Советская Россия: годы 1920-е
  • СНК — это орган советской власти
  • Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР: ответственность за контрреволюционную деятельность

Советская власть и развитие образования

Советская власть с момента своего образования в 1917 году придавала огромное значение развитию образования в стране. Постановления и декреты, принимаемые советской властью, были направлены на ликвидацию неграмотности, повышение уровня образования и доступности образовательных учреждений для всех слоев населения.

В 1919 году было принято постановление «Об общеобязательной народной школе», которое закрепило бесплатное и обязательное начальное образование для всех детей. Это стало важным шагом в борьбе с неграмотностью и повышению образовательного уровня в стране.

Советская власть также активно поддерживала развитие высшего образования. В 1918 году были созданы первые советские университеты, которые стали базой для подготовки кадров для строительства социалистического общества. В 1921 году был создан Всесоюзный педагогический институт, который стал основой для подготовки учителей и педагогических кадров.

Советская власть активно поддерживала научно-исследовательскую и развивающую работу в образовательных учреждениях. Были созданы институты и академии наук, которые занимались фундаментальными и прикладными исследованиями в различных областях науки.

Советская власть также придавала большое значение массовому образованию и повышению культурного уровня населения. Вся территория СССР была охвачена сетью библиотек, клубов и культурно-просветительных учреждений.

Результатом деятельности советской власти в области образования стали достижения в борьбе с неграмотностью и повышение образовательного уровня населения. К концу 1930-х годов неграмотность была полностью ликвидирована в СССР, а образовательные учреждения стали доступными для всех слоев населения.

Достижения советской власти в области образования:
Год
Достижие

1919
Введено бесплатное и обязательное начальное образование
1921
Создан Всесоюзный педагогический институт
1930-е
Ликвидация неграмотности в СССР

Таким образом, советская власть сыграла огромную роль в развитии образования в стране, борьбе с неграмотностью и повышении образовательного уровня населения. Постановления и меры, принятые советской властью, создали основу для развития образования в СССР и оказали значительное влияние на образовательные системы других стран.

Последние заданные вопросы в категории История

История 22.10.2023 08:20 3 Лиджигоряева Валерия

Составит визитную карточку первого периода эпохи нового времени

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:19 13 Белая Мария

Кто знает помогите даю 30 баллов Яким був вплив французької революції на французьке суспільство? (

Ответов: 2

История 22.10.2023 08:17 28 Мещерякова Александра

СРОЧНО!!! формулюйте п’ять проблемних запитань до теми «Національно-визвольна війна в Нідерландах».​

Ответов: 2

История 22.10.2023 08:17 15 Солдатова Варя

1.Территория Западно-Тюркский каганата; 2.Общественное устройство Западно-Тюркский каганата. Помогит

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:15 23 Андреев Андрей

5. Ким була створена територiя компактного проживання євреїв у Pocii О Миколою о Катериною II о Мико

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:12 16 Жуков Миша

Представь, что ты феодал/крестьянин/ремесленник и удивиться вещам, которые происходят в наше время

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:07 13 Юнусов Эмиль

Спосіб життя у варварських королівствах

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:07 22 Кашин Илья

СРОЧНО НУЖНО!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:06 25 Курская Елена

Как изменилась жизнь буржуазии Как изменилась жизнь рабочего класса (пролетариат) Как изменилась жиз

Ответов: 1

История 22.10.2023 08:05 11 Смирнова Мария

На які три частини поділялися слов’яни в давні часи у праці готського історика Йордана?

Ответов: 1

«Рабы не мы»

Новая власть озаботилась проблемой едва ли не сразу после взятия Зимнего. Еще в ноябре 1917 года Анатолий Луначарский на страницах журнала «Народное просвещение» провозгласил курс на ликвидацию безграмотности. А кроме того — заговорил о гигиене, о том, что каждую школу (включая сельские) нужно обеспечить горячей водой и мылом. И ликвидацию безграмотности нужно было запускать в условиях беспросветной нищеты.

В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в её личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная ещё в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.

Надежда Крупская в окружении колхозниц, 1936 год. Фото: ТАСС/Таиров Е.

Стали появляться буквари для взрослых. Их, несмотря на дефицит средств, старались издавать массовыми тиражами. В этих изданиях просвещение тесно переплеталось с пропагандой. Именно там появились чеканные формулы, по которым население училось читать и писать: «Мы не рабы, рабы не мы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение», «Мы были рабы капитала». Это не просто трафареты для прописей, а пища для ума и руководство к действию. Тогдашние буквари повлияли на общественное мировоззрение сильнее, чем мы сегодня можем представить. Ведь для большинства питомцев ликпунктов это были действительно первые книги… А для многих (это в первую очередь касается старшего поколения) они так и остались единственными.

19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). Эта была разветвленная сеть, охватившая всю страну. В составе «второй ВЧК» действовал штат разъездных инструкторов, которые помогали «товарищам с периферии».

Обучение грамоте в деревне Тимошино Егорьевского района Московской области, 1930 год. Фото: РИА Новости

Конечно, учиться жаждали не все. Каких только забот не было у людей в голодные и опасные годы Гражданской войны, да и после нее… И тут в ход пускали известный в те годы принцип «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Такое бывало часто: обучали силком, против желания… Но это в первые годы действия программы. К концу 1920-х необходимость начального образования осознали почти все.

Почему неграмотность удалось побороть только чрезвычайными мерами?

Действия властей в ходе кампании по ликвидации неграмотности отличались кардинальным характером, сильным напряжением, применением чрезвычайных средств, как, например, принудительное обучение. Сами темпы преподавания, количество привлекаемых работников для этого отличались достаточно высокими показателями. С чем это связано?

Во многом это определялось кардинальным, иногда в литературе говорят о революционном характере этой реформы, как и других мероприятий большевиков, которые занимались переустройством общественной жизни. Такой характер реформы, в свою очередь, как считается в науке, был обусловлен ситуацией с низкими по сравнению с другими европейскими государствами показателями по уровню грамотности жителей. В науке считается, что резкое и в относительно непродолжительные сроки повышение этих показателей достигалось за счет сильного напряжения всей педагогической системы государства.

При изучении первых лет истории советской России обращается внимание на все мероприятия, проводимые большевиками по переустройству государственной жизни. Среди них кампания по борьбе с неграмотностью занимает заметное место и тщательно изучается историками

Это масштабное событие, занявшее более десяти лет и приведшее к сильному изменению педагогической системы в государстве. Эта тема, как и другие мероприятия большевиков, очень остро обсуждается. Как сами проводимые меры, так и их результаты при исследовании требуют тщательного изучения с привлечением разных данных.

Согласно декрету, с 1920 года всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте. По желанию — на русском или на родном языке. Из многих начинаний первых лет советской власти это оказалось, пожалуй, наиболее рациональным и успешным.

В декабре 1917 года в Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Надежда Крупская. Она с первых лет ХХ века разрабатывала методику педагогической работы с взрослыми учащимися. Именно в ее личном департаменте и создавались планы обучения совершеннолетних, не получивших азов образования. Считалось, что быстрому преодолению неграмотности поможет орфографическая реформа, разработанная еще в царские времена, но стартовавшая в начале 1918 года. Ее основной целью было упрощение правописания. Проще писать — проще обучить.

Обучение грамоте в деревне Тимошино Егорьевского района Московской области, 1930 год

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: