Модели речевой коммуникации кратко

Речевая коммуникация: ключевые аспекты и эффективные стратегии общения

Современные модели коммуникаций

Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.

Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследователями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.

Двусторонняя асимметричная модель — в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель — одна из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.

Неклассическая методология — базируется на когнитивной модели субъектно-объектных отношений касательно объекта. Ю. Хабермас, немецкий философ, автор данной методологии, предпочитал постулаты позитивной науки в изучении и анализе социальных субъектов. Инструментом осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации («интеракции») как способ высвобождения, эмансипации от различного рода влияний (политики, экономики и т.п.) и принуждений. Ю. Хабермас различает «истинные» коммуникации и «ложные» коммуникации, обосновывает «техническую рациональность» транспозиции технических методов и средств на межличностные коммуникации.

Постнеклассический подход природу социального сводит к субъектно-субъектным отношениям, при этом объектность исключая. Общество в соответствии с данным подходом рассматривается в качестве сети коммуникаций, а коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (принципы аутопоэзиса и самореферентности Н. Лумана). Коммуникация в этом случае выступает в качестве активной самоорганизующаяся среда, где самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации. Общество охватывает все действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие воспринимается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении (коммуникации) с иными действиями-событиями.

Не останавливаясь детально на всех моделях, рассмотрим самые известные модели.

Обсуждение

Автор модели полагает, что спектр звука является носителем одновременно как вербальной̆, так и невербальной̆ информации и ставит важный̆ вопрос: как мозг разделяет одно и другое. Объясняя это, автор пишет, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам обработки речевой̆ информации, каждый̆ из которых соответствует правому или левому полушарию мозга. Это несколько противоречит тому, что сам автор концепции пишет по поводу структуры спектра: «Носителем вербальной̆ фонетической информации является спектр сложного речевого звука. При этом для речи высота голоса, т. е. частота тона, практически не имеет значения. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса». И если первый описанный выше механизм имеет подтверждения в исследованиях, то второй адекватен в описании распознавания целостных паттернов собственно речи (при этом требуется исследовать, каких).

  • Тигре (народ)
  • Аннамский палочник
  • Собор Святой Троицы (Сан-Франциско)
  • Жоффруа I (граф Прованса)
  • Агашово
  • Карповка (Курская область)
  • Лётов, Александр Михайлович
  • Меон (философия)
  • Фахд ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
  • Эллиотт (шоссе)

Коммуникативное поведение представителей различных национальностей

В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур

Стоит отметить такие интересные моменты:

  1. Американцы больше всего ценят индивидуальность и права личности. Внешне это может показаться проявлением эгоизма. Тем не менее, уважая себя, американцы аналогичным образом относятся к собеседникам. Они предпочтут неофициальное общение чопорному деловому этикету. При этом в разговоре они любят мериться материальными успехами, а также обсуждать свои хобби.
  2. Французы отличаются галантностью. Они любят демонстрировать красноречие и с недоверием относятся к «молчунам». Система образования направлена на то, чтобы воспитывать независимых людей, умеющих критически мыслить. Это сказывается и на общении. Деловые связи стараются устанавливать через общие знакомства.
  3. Англичане сдержанны и даже замкнуты в общении. Они не склонны к откровенным разговорам, а потому может возникнуть ощущение недосказанности и недоверия. Многословность считается признаком дурного тона.
  4. Арабы с трепетным уважением относятся к своим традициям. Речевой коммуникативный акт нередко сопровождается рассказами об особенностях и победах своей страны. При этом абсолютно неприемлемо, чтобы деловые вопросы решались с женщинами. При общении с иностранцами арабы радушны, учтивы и вежливы, но держатся на некотором расстоянии.
  5. Австралийцы очень говорливы и любят спорить в процессе беседы. Представители этой нации не любят суеты, а также чрезмерной педантичности. С ними себя нужно вести спокойно и естественно.

Модель речевой коммуникации

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1) отправитель информации(или адресант) – говорящий или пишущий человек;

2) получатель информации(или адресат) – читающий или слушающий человек;

3) сообщение(текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом(например, в диалоге – реплика одного из собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

В соответствии с этими задачами и построен курс «Основы речевой коммуникации». Две следующие главы первого раздела знакомят с формами функционирования языка в обществе, с понятием речевой нормы и основными принципами культуры речи. Последующие разделы – практическая часть курса – посвящены совершенствованию навыков основных видов речевой деятельности, вопросам этики и психологии общения, обучению деловому общению с помощью деловых игр.

В каких формах происходит общение?

Формы общения между людьми могут различаться, в зависимости от условий, социального уровня, целей и прочих факторов. Можно выделить следующие:

  1. Контакт масок. Это формальные коммуникации, в которых принято соблюдать строгость, вежливость, участие или же безразличие по отношению к собеседнику. Такие формы общения применяются в официальной обстановке, когда нужно лишь донести или получить информацию, а не понять оппонента и проникнуться его личностью.
  2. Примитивное общение. Ему предшествует оценка собеседника с точки зрения «полезности». Если ответ будет положительным, то с ним завязывают общение. В противном случае он может быть отвергнут.
  3. Формально-ролевое общение. Ситуация, когда и содержание речи и средства ее донесения строго регламентированы. При этом важна не личность собеседника, а его социальный статус.
  4. Неформальное общение. Любые контакты между людьми за пределами официальных рамок. Такое общение не регламентировано и может проходить с использованием любых средств передачи информации.
  5. Деловое общение. Происходит с учетом личностных особенностей собеседника. Тем не менее на первое место выходят именно официальные взаимоотношения.
  6. Духовное общение. Доверительно-неформальная форма, которая может использоваться между близкими знакомыми, родственниками и так далее. Может быть поднята абсолютно любая тема, а также использованы любые методы донесения информации. При этом каждый участник беседы хорошо знаком с особенностями личности собеседника.
  7. Манипулятивное общение. Подразумевает извлечение личной выгоды путем воздействия на собеседника.
  8. Ритуальное общение. Происходит в соответствии со сценариями или нормами, принятыми в определенных условиях.
  9. Светское общение. Отличается беспредметностью и формализованностью. Собеседники говорят не о том, что думают, а о том, что вписывается в рамки, созданные обществом.

Модель Шеннона — Уивера

Избыточность в коммуникации, согласно К. Шеннону, можно достичь при многократным повторении информации, или ее дублировании с применением иных каналов связи. Таким образом, появляется модель двух — или многоканальной коммуникации. Достоинством данной модели является то, что с ее возникновением появилось представление о количестве и скорости передаваемой информации. Модель Шеннона – Уивера, вместе с этим имеет и ряд ограничений:

абстрагированность от сущности передаваемой информации (все внимание обращено лишь на ее количество);
механистичность (в основном отражает технические способы коммуникации, а индивид в нее включается лишь как «источник» или «приемник» информации);
отсутствие обратной связи, однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса.

Сравнительная таблица речевой коммуникации

Элементы Определение Свойства
Субъекты Люди, участвующие в коммуникации Могут быть говорящими и слушающими, активными и пассивными
Сообщение Информация, передаваемая от одного субъекта к другому Может быть вербальным (словесным) или невербальным (негласным)
Контекст Обстановка, в которой происходит коммуникация Включает место, время, обстоятельства и культурные факторы
Канал Средство передачи сообщения (голос, письмо, электронная почта и т.д.) Может быть устным или письменным, прямым или косвенным
Обратная связь Реакция получателя на сообщение отправителя Позволяет проверить понимание и эффективность коммуникации

Структура модели

В соответствии с получившей обширное продвижение схемы К Шеннона, каждая концепция коммуникации, а конкретно взятая нами невербальная экстралингвистическая, предполагает собой связь трёх ключевых элементов: 1) источника данных — сообщающего лица, производящего и передающего эти данные, 2) сигнала, несущего данные в закодированной конкретным способом форме (в форме отличительных звуковых характеристик речи и голоса) и 3) приемника, имеющее свойство расшифровывать эти данные, в данном случае — слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя). Если рассматривать концепцию в системном подходе, ни один из трёх сложных элементов, взятый в изолированном виде, не способен быть понятым и разъяснен даже при самом кропотливом исследовании. Кроме этого, любой из трёх сложных элементов в отделенном варианте утрачивает свое значение, ровно как, к примеру, ключ без замка, либо замок без ключа. Любой элемент цепочки коммуникации (источник—сигнал — приемник) в силу системности характеризуется не только своими собственными качествами, но и отображает качества иных элементов и системы в целом. По этой причине необходим анализ специфических и единых качеств не только выделенных трёх элементов невербальной экстралингвистической коммуникационной системы, но и их взаимодействия.

В целом установление данных связей дает возможность осознать, как тот или другой тип невербальных данных, отображающий то или другое психофизическое состояние человека, через акустику его речи и голоса передается субъекту восприятия и у последнего формируется довольно точный образ психофизического состояния говорящего, его отношения к теме беседы, слушателю, лично для себя и, в конечном результате, значительно скорректированное и исправленное представление о сути его высказывания .

Тем не менее, имея в виду непростое вербально-невербальное естество концепции речевой коммуникации и целую группу вышеприведенных принципиальных различий невербальной коммуникации и непосредственно речевой — вербальной, единую структуру концепции речевой коммуникации необходимо представить как двухканальную (безусловно, не в научно-техническом, а в психологическом значении), т.е. равно как состоящую из вербального, непосредственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического каналов (рис. Б) (Восприятие речи, Морозов).

Рассмотренная ранее значимость высоко функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальных и невербальных данных, выражается как в действиях восприятия речи и иных звуков (у слушателей), так и в механизмах её развития (создания) у говорящего. Данный факт находит отображение в теоретической модификации (см. рис. позиция Б) в виде распределения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (звуковой знак), но и в первом (говорящий) и последнем (слушатель) звеньях. Так, вербальный (непосредственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы становятся изолированными в абсолютно всех звеньях цепочки речевой коммуникации.

Вместе с этим среди вербальных и невербальных каналов большую роль играют теснейшая связь и взаимовлияние, что в схеме указано вертикальными стрелками. К примеру, приятные фразы, сказанные ехидным тоном, утрачивают приветливое значение. Две группы противоположных взаимосвязей (ОС) в схеме означают: ОС-1 — концепцию собственно сенсорного самоконтроля говорящим действий создания его речи, и ОС-2 — контролирования говорящим итогов влияния его выступления на слушателя.

В рамках невербального канала, работающего в системе речевого общения, звуковым путем слушателю доходит десять ключевых категорий данных о говорящем вне зависимости от того, что сообщает индивид (индивидуально-личностная, эстетическая, чувственная, психологическая, общественно-иерархическая, возрастная, половая, медицинская), в том числе сотня видов данных категорий .

Как улучшить навыки речевой коммуникации

Улучшение навыков речевой коммуникации может быть полезным для различных сфер жизни, включая работу, учебу и личные отношения. Вот несколько способов, которые помогут вам стать более эффективным коммуникатором:

Развивайте слушательные навыки

Хорошая коммуникация включает не только умение говорить, но и умение слушать

Уделите внимание своему собеседнику, не перебивайте его и не отвлекайтесь на другие вещи. Показывайте, что вы действительно слушаете и интересуетесь тем, что говорит другой человек

Улучшайте свою речь

Развивайте свои навыки речи, чтобы быть более ясным и убедительным коммуникатором. Работайте над произношением, интонацией и громкостью голоса. Используйте разнообразные слова и фразы, чтобы выразить свои мысли более точно и эффективно.

Используйте невербальные сигналы

Невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и тон голоса, могут сильно влиять на коммуникацию. Учите себя использовать эти сигналы, чтобы подчеркнуть свои слова и передать свои эмоции

Также обратите внимание на невербальные сигналы своего собеседника, чтобы лучше понять его настроение и реакцию

Учитесь адаптироваться к аудитории

Каждая аудитория имеет свои особенности и потребности. Учите себя адаптироваться к своей аудитории, чтобы быть более эффективным коммуникатором. Используйте язык и терминологию, понятные вашей аудитории, и учитывайте ее интересы и потребности.

Практикуйте активное слушание

Активное слушание – это умение слушать и одновременно показывать свое внимание и понимание. Практикуйте активное слушание, задавая вопросы, повторяя ключевые моменты и подводя итоги

Это поможет вам лучше понять собеседника и установить более глубокую связь.

Обратите внимание на свою неречевую коммуникацию

Неречевая коммуникация, такая как поза, жесты и выражение лица, может передавать сильные сообщения

Обратите внимание на свою неречевую коммуникацию и учите себя использовать ее в свою пользу. Будьте осознанными о своем телодвижении и выражении лица, чтобы подчеркнуть свои слова и передать свои эмоции

Практика и постоянное развитие навыков речевой коммуникации помогут вам стать более уверенным и эффективным коммуникатором. Используйте эти советы, чтобы улучшить свою коммуникацию в различных ситуациях и достичь большего успеха в своей жизни.

Что такое коммуникативный акт?

Понятие коммуникативного акта формулируется как сегмент процесса коммуникации, в ходе которого происходит обмен информацией посредством языковых средств, знаков и символов. Это наиболее обобщенное определение понятия. Также различные лингвисты дают такие определения:

  • это речевое взаимодействие между двумя или более носителями языка;
  • взаимодействие между отправителем и получателем информации;
  • единица общения, состоящая из речевого аспекта, аудитивного акта (слушания), а также коммуникативной ситуации, определяющей взаимоотношения между ораторами;
  • двусторонний процесс общения, в ходе которого говорящий передает информацию, а адресат реагирует на нее определенным образом.

Основные цели общения

Многие исследователи занимаются изучением такого вопроса, как структура коммуникативного акта

В психологии уделяется особое внимание целям общения. Можно выделить восемь основных:

  1. Контактная. Передача и восприятие информации при обоюдной готовности к данному процессу.
  2. Информационная. Прием и передача сведений любого характера.
  3. Стимулирующая. Побуждение человека к каким-либо действиям в интересах говорящего адресата или третьих лиц.
  4. Координационная. Помогает организовать слаженную совместную деятельность.
  5. Понимание. Устранение разногласий договорным путем.
  6. Эмотивное возбуждение. Обмен чувствами и эмоциями.
  7. Установление отношений. Налаживание необходимых в работе и прочих сферах жизни человека контактов.
  8. Оказание влияния. Демонстрация власти с целью самоутверждения или для достижения каких-либо интересов.

Модель коммуникации по Ф. И. Шаркову

Подход основывается на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Данная модель представлена концепциями системного подхода, структурного функционализма, компьютерной футурологии, технологического детерминизма, информационного общества и др. Социальные коммуникации в этом подходе базируются на системных функциях и связях. Коммуникативные технологии ставят перед собой задачу сконструировать необходимый образ субъекта и определенных социальных связей в системе. Данную модель можно сравнивать с принципами классической кибернетики, предполагающими жесткий контроль над деятельностью системы, одновременно исключая все ненужные элементы и взаимосвязи.

Модель Лассуэлла

В 1948 г. Г. Лассуэлл, американский ученый, предложил свою модель коммуникации, которая стала классической моделью в социологии массовой коммуникации. Формула Г. Лассуэлла – не только модель, отражающая структуру коммуникационного процесса, но и модель исследования данного процесса, его отдельных элементов и структуры.

Таблица 1 – Формула Г. Лассуэлла

Согласно данной структуре Г. Лассуэлл определял ряд разделов исследования коммуникации, каждый из которых дает ответ на соответствующий поставленный вопрос:

анализ управления процессами массовой коммуникации – ответ на вопрос «кто?» рассматривает факторы, открывающие и направляющие сам акт коммуникации (это сам коммуникатор в первую очередь);

анализ аудитории (специализированной, массовой), которая является жизненно важной для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекают социологические службы, результаты анализа которых используют профессиональные вещательные корпорации, рекламодатели и т.д.;

Модель Г. Лассуэлла как одна из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации получила широкое признание. Это обусловлено ее удачной формулировкой, которая дает возможность включать не только теоретические положения, но и большое количество эмпирических данных.

  • «кто?»;
  • «в какой ситуации?»;
  • «с каким намерением?»;
  • «используя какую стратегию?»;
  • «с какими ресурсами?»;
  • «с каким результатом?»;
  • «оказывает влияние на какую аудиторию?».

Эта модель отражает бихевиористский подход к коммуникации, заключающийся в простом воздействии коммуникатора на реципиента, который является объектом, так либо иначе реагирующим на принятую информацию.

Таблица 2 — Модель коммуникации Г. Лассуэлла

Формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла является одновременно и моделью исследования коммуникативного процесса, и развернутым планом коммуникативного действия. Одновременно, данной модели присущ существенный недостаток — она монологична, в состав модели не входит обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается не однонаправленно и не «сама по себе», а в качестве двустороннего процесса и в ее отношении к политическому, экономическому, культурному, социальному и другому контексту

Это важно для массовой коммуникации, в первую очередь, в кризисных ситуациях жизни общества, актуализирующих результаты деятельности СМИ и ее трактовку в массовом сознании общественности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: