Русская музыка xix века

Музыка во второй половине 19 века кратко

Содержание

  • Слайд 1

    «Культура России второй половины 19 века» 8 класс

  • Слайд 2

    российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Профессор Московской консерватории (1866-78). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 мемориальный музей в Воткинске.

  • Слайд 3

    • Оперы: ‘Евгений Онегин’ (1878, лирические сцены
    • новый тип оперы), ‘Мазепа’ (1883), ‘Черевички’ (1885), ‘Чародейка’ (1887), ‘Пиковая дама’ (1890), ‘Иоланта’ (1891) и др.
    • Новатор в области балета (музыка ведущий компонент балетной драматургии); ‘Лебединое озеро’ (1876), ‘Спящая красавица’ (1889), ‘Щелкунчик’ (1892).
    • К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония ‘Манфред’ (1885), увертюра-фантазия ‘Ромео и Джульетта’ (1866-93), фантазия ‘Франческа да Римини’ (1876), ‘Итальянское каприччио’ (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, ‘Вариации на тему рококо’ для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио ‘Памяти великого художника’ (1882), романсы.
  • Слайд 4

    — русский композитор, пианист, дирижёр. Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег20 марта 1873 г. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 — в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова — одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва).

  • Слайд 5

    В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова — одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва).

  • Слайд 6

    Скрябин Александр Николаевич (1871/72-1915)

    русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать — пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).

  • Слайд 7

    В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. — 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»).

Посмотреть все слайды

Политика Италии в 1944-1960-е годы

После Второй мировой войны возродилось мощное профсоюзное движение. В 1944 г. была основана Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), в рядах которой были и коммунисты, и социалисты, и ка­толики. Однако союз между правыми и левыми не был прочным.

Правительство ХДП активно подавляло выступления левых. В этой кампании участвовало и неофашистское Итальянское соци­альное движение. В 1949-1950 гг. погибло несколько десятков чело­век, около 3 тыс. были ранены, более 90 тыс. были задержаны поли­цией. В то же время участникам мощного крестьянского движения удалось добиться проведения аграрной реформы — часть земель крупных собственников перешла в руки безземельных крестьян. Стремясь сократить разрыв между бедным югом и более развитым севером страны, правительство финансировало строительство ин­фраструктуры и дорог в Южной Италии и на Сицилии.

  • Семен алексеевич лавочкин кратко

  • Панки год и место возникновения кратко

  • Отличие ст 150 от 151 ук рф кратко

  • Импрессивная речь и экспрессивная речь кратко

  • Сми в ссср кратко

Русская музыка второй половины 19 века

Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения.

  • Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания,
  • В Петербурге создается бесплатная музыкальная школа,
  • Основываются консерватории – вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах.

Становятся популярными новые музыкальные жанры – симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского).

Композиторские школы 19 века в России 

Также в стране в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы:

 Первая – Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её «Могучая Кучка».

В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа.

Вторая – московская школа;

возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие.

Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов кучкистов природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное – они относились к разным временным эпохам.

  • Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший»,
  • Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему».

Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не причисляли себя ни к той, ни к другой школе.

Исполнительское искусство 19 века

Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение этого периода. До него распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения.

Музыкальные инструменты

Одно из главных изобретений 19 века – механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты – например, туба и флейта-пикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России.

Подведем итог.

В русской музыкальной культуре 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и отечественных композиторов признал и начал уважать весь мир.

Музыка в советскую эпоху

Перед талантливыми людьми открылась возможность бесплатного обучения, но они попали под жесткий контроль власти. Перед композиторами ставилась, например, задача написать оперу на „рабочую тему“, на тему „борьба за мир“.
Государство жестко контролировало все творческие союзы и все виды публичной музыкальной деятельности. Традиционные контакты русских композиторов с зарубежьем были строго ограничены.
Особое место в государственном заказе занимал жанр песни. Возник массовый революционный репертуар, советская массовая песня. Ее стиль был приземлен, ориентирован на потребительские вкусы.
На официальном уровне оказывалась мощная поддержка разным фольклорным коллективам и ансамблям. Наиболее прославился Академический ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова („александровцы“).

„александровцы“

Дмитрий Шостакович (1906-1975)

Шостакович – один из нескольких композиторов, поднимавших уровень русской академической музыки в советский период. Композитор опирается на традиции мировой и русской классики и одновременно вносит в произведения экспериментальные элементы.
Шостакович написал 15 симфоний, 7-я называется Ленинградская ; автор создал ее в Ленинграде во время блокады.

Барды, авторская песня

Авторская песня в исполнении бардов занимает ведущее место среди жанров русской (полуофициальной) музыки конца 50-х — 60-х гг. 20 в.
Барды — музыканты, исполняющие собственные песни и аккомпанирующие себе на каком-нибудь музыкальном инструменте (чаще всего на гитаре). Песни сначала исполнялись авторами в дружеских компаниях, затем публично, но часто полулегально. Однако, несмотря на запреты, магнитофонные записи песен бардов расходились по всей стране. Слушатели искали в песнях ошущение свободы и взаимопонимания, намеки на политическую ситуацию в стране.

Булат Окуджава (1924-1997)

Детство провел Окуджава на Арбате. Девятиклассником стал добровольцем и ушел на фронт, где был ранен. Кроме песен, Окуджава писал прозу, в основном исторические романы. Этапы его биографии превратились в основные темы песен Окуджавы.
В годы перестройки популярность Окуджавы сопровождалась официальным признанием, автор активно участвовал в общественной жизни.
Песни Окуджавы отличаются нежнoстью, лиризмом, покорностью, автор глубоко сочувствует всем существам. Москва, война, человеческие отношения, надежда и разочарование, человеческая совесть – главные темы песен Окуджавы.

Владимир Высоцкий (1938-1980)

Высоцкий работал актером в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где в нескольких спектаклях исполнял и главные роли (Гамлет), снимался в фильмах.
Своими авторскими песнями он вскоре вызвал недовольство советских официальных кругов; его многолетняя концертная работа постоянно сталкивалась с внешними трудностями.
Песни Высоцкого часто носят ироничный характер, он пародийно переосмысливает клише советской эпохи. Его песни отличаются остроумием, а также политическим или философским подтекстом. Многие выражения Высоцкого постоянно цитируются в повседневной речи и в газетных заголовках, становясь „крылатыми словами“.
Темы Высоцкого разнообразны — жизнь криминальной среды, отношение к женщинам, война, спортивный цикл, бытовая сатира, сказочные песни, аллегорические истории о животных и др.
В 70 гг. Высоцкий часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде.

Va, pensiero (Лети, мысль)

В музыке не слишком принято давать переводы, поэтому мне часто придется здесь пользоваться итальянскими словами (но это совсем мелкое неудобство). И уж этот хор однозначно узнается по первым итальянским словам даже теми, кто не сразу узнает мелодию.

У оперы «Набукко» либретто связано с Библией. Имя Набукко — итальянизированное имя Навуходоносора, древнего правителя Вавилона.

Бюст Джузеппе Верди. Палермо, СицилияФото: ru.wikipedia.org

Хор из оперы «Набукко» поют итальянцы в особо торжественных случаях. Слова здесь — парафраз библейского псалма «На реках вавилонских». Многие исследователи предполагают, что этот хор задумывался неспроста: Италия стремилась освободиться от австрийского владычества и объединиться. И многие номера из вердиевских опер носили очевидную политическую окраску. Или их так воспринимали слушатели.

Этот хор стал символом — символом стремления к свободе. Поют его по самым разным торжественным случаям, фактически этот хор — один из неофициальных гимнов Италии. Хотели даже сделать официальным.

Опера «Набукко» не сходит с театральных сцен. А вот почему газопровод назвали именем этой оперы — я не знаю (газопровод Азербайджан-Туркмения — в Германию и Австрию). Но он назван так в честь оперы Верди.

Постановка оперы «Набукко»Фото: ru.wikipedia.org

Понятно, что о Верди пишутся огромные труды (и пишутся, и будут писаться). Здесь придется ограничиться кратким обзором самых известных и самых узнаваемых отдельных номеров из вердиевских опер. Узнаваемых даже «через» поп-культуру. И об этом — в следующий раз.

Юлия Павловна

Эта необычная история случилась в России и в Италии и будет связана и с итальянской музыкой, и с русской живописью.

С русской красавицей-графиней, взявшей на воспитание дочек итальянского композитора. Женщиной, которую так любил рисовать Карл Павлович Брюллов — всю жизнь он писал ее портреты. Не случайно, конечно, но это не наше дело. Та, о ком Пушкин писал:

Юлия Павловна была царских кровей и смела дерзко разговаривать с императором. Именно российский император купил у нее имение Графская Славянка (потом Царская Славянка, потом Красная Славянка — это под Петербургом).

Юлия Самойлова (1803−1875 гг.) была красива, образованна и баснословно богата. А вот родилась она во время военного похода, в крестьянской избе в деревне, где квартировал Изюмский 11-й гусарский полк.

К. Брюллов, «Портрет Джованины Пачини»Фото: ru.wikipedia.org

Отцом ее был генерал Пален, матерью — Мария Пален (урожденная Скавронская), которая когда-то вышла замуж без согласия родителей (говорят и о похищении). Но вскоре последовал развод, новые браки родителей, девочка воспитывалась в семье бабушки и ее мужа. Сплетни сопровождали жизнь Юлии от рождения до самой смерти — в том числе и по поводу происхождения.

Затем последовали браки уже самой Юлии. Да, была Юлия Павловна своенравна, прожила свою жизнь как хотела, блистала в «европейском свете». Но нельзя не признать, что было в ней нечто — то, что привлекло великого русского художника Карла Брюллова, и это не могла быть только красота. Художники умеют видеть и «сквозь» внешнее.

Была в Юлии и доброта, и сострадание. И дочерей итальянского композитора Пачини она взяла на воспитание просто потому, что у них умерла мать.

Научные исследования

Постепенно появлялись новые светила науки.

  • Химия. Д. Менделеев в 1869 году открыл периодический закон химических элементов. А. Бутлеров разработал теорию химического строения вещества.
  • Биология. Благодаря И. Сеченову открылась русская школа физиологии. Лауреат Нобелевской премии И. Мечников стал основоположником эволюционной эмбриологии, сравнительной патологии, иммунологии. К. Тимирязев описал закономерности фотосинтеза. В. Докучаев классифицировал почвы, описал географические зоны, разработал основы почвоведения.
  • Математика. П. Чебышев описал закон больших чисел. Настоящий прорыв в области математического анализа сделала С. Ковалевская, ставшая первой женщиной член-корреспондентом Академии наук (Санкт-Петербург).
  • Физика. В 1876 году П. Яблочков создал дуговую электролампу. А. Столетов глубоко погрузился в изучение магнетизма, фотоэлектрических явлений, сделав много полезных открытий. А. Лодыгин изобрел лампу накаливания, А. Попов – радиотелеграф.
  • География. Путешественники продолжали исследовать новые территории. Н. Миклухо-Маклай изучал традиции коренных жителей Юго-Восточной Азии, Новой Гвинеи, Австралии, Океании. П. Семенов описал Тянь-Шань, а Н. Пржевальский – Центральную Азию, Уссурийский край.
  • История. В. Ключевский написал много произведений, в числе которых и «Курс русской истории». С. Соловьев написал 29 томов «истории России с древнейших времен».

Русская музыка 19 века — история, имена, характеристика

Первый период в отечественной музыкальной истории —  это «до – глинкинская» эпоха

В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, в живописи – О.А.Кипренский и К.П. Брюллов. В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.

Основные жанры и направления

Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были:

  1. «городская» песня. Окончательно сформировывается к 19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»).
  2. запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»).
  3. камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»).

Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль – легкая пьеса с куплетами. В музыкальной культуре России «до-глинского» периода были особенно популярны водевили:

  • А.А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты»)
  •  Ф.В. Булгарина («Разговор в царстве мёртвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»),

однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевильную пьеску для бенефиса какого-нибудь актера.

В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты – обращение к эпохальному прошлому).

Русский театр

Совершенно особенное место в русской художественной жизни, культурной жизни второй половины 19-го века, особенно в постреформенной России, занимает русский национальный театр. Вообще, театр конечно, это на тот момент, быть может, одно из самых важных из искусств. Мы с вами говорили уже о том, что литература — это слово автора, который свои чувства переносил на бумагу и, соответственно, давал возможность вдуматься окружающим.

Мы говорили с вами о живописи — это застывшее мгновение. Где, опять-таки, автор пытается передать какие-то мысли через полотно, а может быть заставить смотрящего свои мысли сформулировать каким-то образом. Но театр — это ведь зрелище, это представление. И самое главное, что театр на тот момент, это единственная легальная возможность не просто что-то сказать с театрального подмостка. Нет, это возможность высказать идею. Это возможность, этой идеей придать некое эмоциональное содержание.

Потому что ведь театр, это прежде всего игра актеров. А актер может очень многое на сцене. Театров в России, в это время действует очень много. Свыше ста городов могли похвастаться тем, что у них есть собственные актерские труппы и соответственно ставятся те или иные спектакли. Ну конечно, очень была высокая разница в квалификации этих актеров, в их возможностях, была большая разница в постановках и так далее. Но тем не менее, все-таки театральная жизнь в России в это время безусловно бурлила.

Начало классического периода русской музыки

Произведения начала XIX века рождались под влиянием романтизма. Некоторые исследователи все же делают акцент на том, что в общем понимании романтизм отразился на музыкальных произведениях 20-ых годов. 

Романтизм — направление в искусстве и литературе, появившееся на рубеже XVIII и XIX веков. Принято считать, что ключевую роль в появлении этого течения в искусстве сыграла Германия, однако течение охватило в последствие всю Европу

В основе романтизма в простом понимании — важность человека и его личности, его чувств, культ природы, дух бунтарства. В музыке — это глубина чувств человека, поиск тем в жизни народа, развитие таких жанров, как баллада, романс, песни. 

Главная особенность и характеристика творчества начала XIX века в том, что музыка переставала быть элитарной, когда музыку могли позволить себе только очень богатые и знатные люди империи. Музицирование стало бытовым, доступным для широкой публики — богатые дома, купечества, горожане (конечно, за исключением бедных крестьян). В простых домах появляются скрипки, гитары, арфы, фортепиано. 

Примечание 1

В атмосфере, когда музыка становится доступной широкому кругу людей, рождается любимая всеми вокальная лирика. Профессионалы и любители играли и пели в дуэтах, ансамблях, стало доступным смычковое и фортепианное исполнительство. Музыка становится камерной, то есть исполняется небольшими коллективами.

Так под влиянием городской музыки, бытовой песни, появляются романсы. Это не только лирические, проникновенные любовные истории. Наряду с ними под влиянием военной кампании (Отечественная война 1812 года) появляются героические, рекрутские песни. Исполнители этих песен могут и прославлять доблестную солдатскую жизнь, и выражать протест через сатирические образы. 

Романс — это лирическое музыкальное произведение, которое сопровождается аккомпанементом, часто — фортепиано. 

Примечание 2

В этот период формируется национальная композиторская и исполнительская школа. 

Обычно выделяют композиторов:

  1. Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) — театральный деятель и композитор, чьи произведения не совершили переворота в искусстве, однако стали ступенью в подготовке общества к расцвету русской музыки. Сам композитор говорил, что написал порядка 300 композиций — это романсы, песни, водевили (комедийная пьеса с короткими песенками-куплетами). Стал основоположником жанра баллада, самой большой популярностью пользовались баллады на стихи А. С. Пушкина «Черная шаль» и на текст В. Жуковского «Три песни». Прославился и благодаря операм, которые уже были написаны под влиянием романтизма. Театры ставили его оперы охотно, в спектаклях видели будущее русского искусства. Но некоторые критики-современники находили его творчество значимым, некоторые же критиковали оперы за пестрость, крикливость и неформатность. Самые известные оперы «Пан Твардовский», «Аскольдова могила». 
  2. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) — автор более 450 произведений: оперы, балеты, водевили и романсы, вальсы, мазурки. Лирическая линия была основополагающей в творчестве композитора, говоря об Алябьеве, безусловно, выделяют его романсы. Он сумел вписать в свои произведения широту русской души, распевность, душевность народной песни. Одно из самых значимых произведений — сентиментальный романс с оттенками народной песни «Соловей» на стихи А. Дельвига, в этом произведении переплетены и песенное, и танцевальное начало. Исследователи творчества выделяют произведения на стихи А. Пушкина «Я вас любил», «Зимняя дорога». Опираясь на сильные произведения русских авторов, он смог сделать романс не просто любовной историей, а глубоким вокальным творчеством. Темы изгнания, переживаний лирического героя (Алябьев провел несколько лет в ссылке в Сибири), одиночества отражены в произведениях «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога».
  3. Александр Егорович Варламов (1801-1848) прославился своими романсам, комедиями, водевилями. Известные произведения композитора: романсы «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди».
  4. Александр Львович Гурилев (1803-1853) известен тем, что собрал сборник русских народных песен, известен романсами «Разлука», «Грусть девушки», «Радость-душечка». 

Появление русского стиля

Потому, что появляется новый, так называемый «псевдо-русский стиль» больше не присущий никому — это чисто наше изобретение и до сих пор радующее глаза, например, москвичей. Но такого же подъема, в общем то, мы можем увидеть и в музыке, потому что это время совпадает со временем творчества выдающихся русских композиторов, которые были объединены в сообщество, получившее название «Могучая кучка».

Эта забавная ирония выдающихся композиторов, таких как — Мусоргский, как Римский-Корсаков, как Бородин. Безусловно, дань, скажем так, их интеллекту. Просто потому, что люди это были не зазорливые, не были снобливы, не хотели кичиться своим талантом. Наоборот, это были выходцы из самых разных слоев российского общества. Например, тот же самый Римский-Корсаков был офицером, и он не был профессиональным музыкантом. То есть, это было совершенно нормальным.

Начало классического периода русской музыки — М.И. Глинка

С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал:

Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин) были её настоящими поклонниками.

В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России.

Верди

В музыке Вагнера слишком много «мужских гормонов», если можно так выразиться. В музыке Верди, родившегося в один год с Вагнером — «гормональный баланс» в норме. Женщины-героини лиричны, мужчины — мужественны и в борьбе, и в страдании.

Музыка Вагнера повлияла на политические события, происшедшие через столетие. Музыка Верди влияла на политические события непосредственно и сразу.

Вспомним, что никакой Италии тогда не было. Но были итальянцы, главной целью и главной страстью которых стала реализация мечты об объединении раздробленной страны. Это общественное движение называлось Рисорджименто (возрождение). В этом отношении сразу же вспоминается хор из одной оперы Верди, который до сих пор воспринимается многими как символ.

Народное творчество

Ну а что же народное творчество? Ведь Русь всегда славилась своими мастерами. Тем более, что русский человек вообще привык себя всегда веселить сам. Ну так сложился наш быт. Народные промыслы не умерли. Несмотря на то, что 19 век развивался очень бурно.

И вообще, 19 век очень серьезно изменил русскую действительность. Появляется промышленность, исчезают мелкие кустарные производства. Вместе с тем, наши промыслы, как знаменитые: хохлома, мистеры или гжель, они не исчезают, они радуют нас до сих пор. Да, они, может быть, не совсем уникальные. Например, фарфор расписывают и в Бельгии тоже голубыми красками, но наши-то промыслы родные, они близки душе именно русского человека.

Литература

Острые социальные проблемы становятся ключевыми для русских писателей в этот период. Появляются демократические романы и произведения, посвященные жизни и быту рабочего класса.

Одним из самых знаменитых произведений этой эпохи является роман Н. Чернышевского «Что делать?», который оказал существенное идейное воздействие на последующие поколения. Главной темой романа являются «новые люди» и особенности их морали и ценностей.

60-ые годы признаются периодом расцвета русской литературы — свои знаменитые произведения пишут И. Тургенев и Ф. Достоевский. Впоследствии их гениальные творения повлияют на развитие мировой художественной культуры. В эти годы творил и другой великий русский писатель — Л. Толстой, чьи повести, романы и драмы до сих пор известны всему миру.

Основным художественным направлением в 19 веке стал критический реализм. Большой интерес уделялся к жизни человека и большое стремление было бороться с пороками общества. 

В произведениях Щедрина Россия представляется смешной, но страшной. Художественный прием, которым он писал свои произведения — гротеск. Достоевский обращается к теме страданий и трагедий. Писатель пытался показать , что если у человека нет достоинства, то это разрушает его душу.

С конца 70х годов литературной деятельностью занялся Чехов. Его герои в произведениях — разорившиеся дворяне, студенты, люди с жизненными проблемами. Чехов изображал человека такого , какой он есть. Без приукрашиваний и выдумки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: