Воспитание патриотизма и гражданственности
Основные функции воспитания патриотизма и гражданственности включают следующие аспекты:
-
Формирование гордости за свою страну и народ. Через изучение истории, культуры, языка и символов своей Родины дети и подростки познают источники национального самосознания. Это помогает им чувствовать себя частью большой истории и принимать активное участие в сохранении и развитии своего наследия.
-
Воспитание ответственности перед обществом. Патриотизм и гражданственность направлены на формирование чувства ответственности перед своим народом и государством. Дети и подростки узнают о своих правах и обязанностях, о том, что они являются активными участниками общества, и что наша судьба зависит от каждого из нас. Они осознают свою роль в создании благополучного и справедливого общества.
-
Развитие понимания и уважения многообразия культур. Воспитание патриотизма и гражданственности также включает развитие толерантности и уважения к культурным различиям. Дети и подростки учатся ценить и понимать иные культуры, их ценности и традиции. Они осознают, что многообразие является богатством нашего общества и предоставляет возможности для взаимного обогащения и сотрудничества.
В целом, воспитание патриотизма и гражданственности способствует формированию активных, ответственных и толерантных граждан, способных принимать участие в развитии своей Родины и общества в целом.
Особенности воспитательного процесса его функции и структура
Особенности воспитательного процесса:
2. процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
3. Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь. Ещё одна особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
6. Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).
7. Воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.
8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:
· От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),
· От воспитанника воспитателю (обратная связь).
т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Структура воспитательного процесса.
1. Этап. Знания:
Осознание требуемых норм и правил поведения.
2. Этап. Убеждения:
Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.
3. Этап. Чувства:
«Без чувств не может быть искания истины»
4. Этап. Деятельность, поведения:
В них отражаются нормы и правила поведения.
Функции воспитательного процесса:
1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.
2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.
3. Прогностическая–целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
4. Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.
5. Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Образовательная функция
Образовательная функция реализуется в процессе обучения в первую очередь. В какой-то степени ею обладает и внеклассная работа. Деятельность учреждений дополнительного образования ориентирована на освоение достижений общечеловеческой культуры в виде знаний, умений и навыков, опыта творчества и отношений.
Основным результатом реализации образовательной функции педагогического процесса является действенность знаний, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности использовать старые знания для добычи новых, сформированность специальных и учебных умений и навыков.
Воспитательная функция
Воспитательной функцией пронизаны все аспекты целостного педагогического процесса: обучающее, воспитательное пространство, организация деятельности, личностные и профессиональные характеристики педагогического состава, формы и методы обучения, процесс взаимодействия в коллективе.
Воспитывающий характер обучения является закономерностью, выполняемой всегда при любых условиях.
Воспитательная функция получает реализацию в результате целенаправленной организации взаимоотношений всех участников процесса. Обучающий процесс ставит целью воспитать определенные взгляды, убеждения, ценности, характеристики личности. Полноценное формирование личности человека не состоится, если не усвоена система морально-нравственных правил и требований.
Воспитание – всеобщий непрекращающийся процесс. На самом деле все жизненное пространство каждого человека насыщено воспитанием: мы развиваемся в течение всей жизни, получаем все новый и новый опыт, формируем и реализуем себя посредством различных ресурсов.
Воспитание – процесс объективный, не находящийся в зависимости от степени признания, терминологических споров и т.д. Это нечто исходящее из реалий человеческого сообщества.
Воспитание – процесс многомерный, тесно связанный с адаптивными способностями личности к социуму, внутренней саморегуляцией каждого человека. При этом в воспитательном процессе участвуют как педагоги и воспитатели, так и непосредственно родители.
Воспитание также служит «зеркалом» конкретной исторической ситуации и существующей государственной системы, и опыт поколений дает возможность утверждать, что успешной и эффективной является гуманистическая воспитательная система.
Взаимосвязь функций обучения
Все три функции находятся в сложной взаимосвязи, взаимозависимости: одна предшествует другой, является ее следствием, но и предпосылкой для активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства. Как отмечает Y. Как отметил К. Бабанский, функции обучения реализуются на практике:
(a) комплекс задач учебного подразделения, включающий задачи обучения, воспитания и развития школьников;
б) такое содержание деятельности учителя и учащихся, которое обеспечивало бы реализацию всех трех типов задач, с учетом того, что на каждом этапе урока некоторые из них решаются в большей или меньшей степени;
(в) единство этих функций реализуется через сочетание различных методов, форм и средств обучения;
(г) при контроле и самоконтроле учебного процесса и анализе его результатов оценивается реализация всех трех функций, а не только одной из них одновременно. Отсюда вытекает ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Следует также помнить, что не только образование зависит от воспитания, а наоборот, без определенного уровня образования, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учеником этических норм общества, образование невозможно. Образование само по себе, вне воспитания, является бессмыслицей и не приносит ничего, кроме вреда, поэтому образование должно служить не только передаче знаний и развитию разума, но и духовно-нравственному развитию чувств и воли человека.
Следует также отметить, что это относится не только к школьному, но и к профессиональному образованию.
Студенты-медики, изучающие фармакологию и хирургию, например, узнают, что многие лекарства имеют побочные эффекты и не каждая операция является морально приемлемой. Это яркий пример образовательной функции преподавания в медицине.
Другой пример — последипломное образование. Докторант, работающий над диссертацией в качестве кандидата наук, проводит научное исследование. Однако и руководитель, и профессиональная литература предоставляют информацию о том, насколько оправдано это направление исследований с этической точки зрения. Кроме того, позиция педагогической функции последипломного образования сильно вовлечена в процесс изучения ими философии и истории науки.
Найдено научных статей по теме — 15
Воспитательная функция математики
Дементьева Ирина Александровна
Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а, прежде всего, всесторонне развитую личность.
Воспитательная функция китайских антропонимов
Дашеева Вера Витальевна
Анализируются китайские имена собственные с точки зрения их просветительской, образовательной функций.
Национальный университет и его воспитательная функция
Шакирова Л. Р.
Статья посвящена изучению дореволюционного опыта развития университетского движения в России, его культурных особенностей и научно-педагогического наследия, влияния на выполнение воспитательной функции современного национального у
Воспитательная функция университета: традиции и реалии
Дудина Маргарита Николаевна, Гречухина Т. И.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики реализации воспитательной функции университета в современной образовательной среде, приводятся результаты социологического опроса студентов.
О моленной и воспитательной функциях православной иконы
Кутковой В. С.
Статья посвящена выяснению взгляда Церкви на соотношение моленной и воспитательной функций иконы, анализируются ошибочные подходы к данной проблеме.
Образовательно-воспитательная функция музея истории вуза
Резник Ирина Ивановна
Рассматривается роль музея в выполнении задачи современного воспитания, которая заключается в создании условий для обогащения духовных интересов и потребностей человека, стимулирования развития его личностной зрелости.
Проблемы реализации воспитательной функции современной семьи
Карасёва Алёна Сергеевна, Соловьева Татьяна Владимировна
Раскрывается значение воспитательной функции современной семьи, представленное в отечественной науке. Рассматриваются особенности влияния воспитательной функции семьи на формирование личности ребенка.
Воспитательные функции интерактивных образовательных технологий
Рамазанова Людмила Мусаибовна
В статье представлены эффективные условия реализации воспитательной функции интерактивных технологий обучения.
Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция
Ильясов Т.З.
В статье рассматривается семья как первичный социальный институт, обозначаются ее функции. Акцент делается на воспитательной функции семьи, раскрываются основные аспекты ее реализации.
Физическая активность и спорт как объект воспитательной функции сми
Сиджимова Д.А., Димитров Т.
Физическая культура, являясь частью воспитания и развития личности, тесно связана с укреплением здоровья, с развитием основных двигательных навыков, с закаливанием, с формированием спортивного духа, с повышением работоспособности,
Воспитательная функция российских азбук и букварей 1899-1930-х годов
Ширяева Евгения Алексеевна
статья посвящена механизмам реализации воспитательной функции в букварях/азбуках 1899-1930 гг., рассматривается, какую роль играют в этом основные структурные элементы данных пособий.
Воспитательные функции флейты в учебном процессе детских школ искусств
Хучбаров Махмуддибир Магомедович
В статье раскрываются основные направления научно-исследовательской, методико-формирующей, экспериментально-практической педагогической деятельности, разработка которых позволяет сформировать теоретико-методические основы професси
Подготовка будущих учителей биологии к реализации воспитательной функции
Семенов Александр Алексеевич, Яицкий Андрей Степанович
Воспитание подрастающего поколения важная задача современного образования.
Методологические основы реализации воспитательной функции социальной работы
Лыгина М. А.
В статье рассмотрены специфические черты процесса информатизации общества и их влияние на новые требования к личностным свойствам человека, и соответственно к системе воспитания.
Таблица функций педагогики
Функция | Определение | Свойства |
---|---|---|
Воспитательная функция | Функция, направленная на формирование личности, развитие моральных, этических и нравственных ценностей учащихся. |
|
Образовательная функция | Функция, связанная с передачей знаний, умений и навыков учащимся. |
|
Развивающая функция | Функция, направленная на развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся. |
|
Социальная функция | Функция, связанная с социализацией учащихся, формированием навыков общения и взаимодействия в обществе. |
|
Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков
Воспитательный процесс играет важную роль в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у детей. Эмоциональный интеллект представляет собой способность воспринимать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями окружающих. Коммуникативные навыки включают умение эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Воспитательный процесс направлен на развитие эмоционального интеллекта путем обучения детей различным навыкам. Например, детям могут предлагаться игры и упражнения, в ходе которых они будут учиться распознавать и называть свои эмоции, а также понимать, какие эмоции испытывают другие люди. Это помогает детям стать более эмоционально грамотными и адаптивными.
Коммуникативные навыки также активно развиваются в рамках воспитательного процесса. Детям предоставляются возможности для участия в групповых проектах, дискуссиях, играх, где они могут учиться слушать других, высказывать свои мысли и идеи, а также устанавливать позитивные взаимоотношения со сверстниками
Воспитатели и учителя также играют важную роль в обучении детей коммуникативным навыкам, обратив внимание на развитие слушательских и речевых умений, а также на умение вести себя в социальных ситуациях
Преимущества развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков во воспитательном процессе: |
---|
1. Улучшение способности регулировать эмоции |
2. Повышение эмоциональной грамотности и культуры общения |
3. Развитие навыков эмпатии и понимания других людей |
4. Способность эффективно выражать свои мысли и идеи |
5. Установление качественных отношений со сверстниками и взрослыми |
Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков является важной задачей воспитательного процесса, так как они помогают детям успешно адаптироваться в обществе, улучшать качество своей жизни и достигать успеха в личностном и профессиональном плане
Развивающая функция
Московский учитель-новатор Лысенкова 70—90-х годах прошлого столетия, нашла практическое решение организации учебного процесса с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка. Ее подход был назван опережающим обучением. Смысл данного подхода в следующем: она начинала включать самые сложные темы за несколько академических часов до их изучения по учебному плану в конце каждого урока по данному учебному предмету, используя несколько минут урока. Практически все ученики овладевали сложным материалом. В результате положенную программу удавалось изучить за две с половиной — три четверти. Практически не оставалось учеников, которые бы не овладели программой. В результате такого подхода изменялось отношение к учению, появлялся интерес у детей с разными возможностями: сильный получает более сложные задания, слабый — не становится отстающим, он становится успешным, справляющимся. Учебно-воспитательный процесс таким образом организуется на высоком уровне развития обучающихся с опорой на зону его ближайшего развития и на достаточно гуманной основе.
Воспитание может тормозить развитие по двум причинам:
- из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований,
- из-за лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека).
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Таким образом, воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним.
Развивающая функция
Развивающая функция педагога направлена на развитие интеллектуальных, физических, эмоциональных и социальных способностей студентов. Она помогает студентам раскрыть свой потенциал, развить критическое мышление, творческие навыки и самостоятельность.
Основные задачи развивающей функции:
- Стимулирование мыслительной активности. Педагог создает условия для развития аналитического, логического и критического мышления студентов. Он задает вопросы, провоцирует на обсуждение, анализирует различные точки зрения и помогает студентам формировать свою собственную позицию.
- Развитие творческих способностей. Педагог поощряет студентов к поиску новых и нестандартных решений, развивает их творческое мышление и способность к инновациям. Он предлагает задания, которые требуют оригинального подхода и самостоятельного творчества.
- Формирование самостоятельности. Педагог помогает студентам развить навыки самоорганизации, самоконтроля и самооценки. Он поощряет их к самостоятельному изучению материала, самостоятельному решению задач и самостоятельному принятию решений.
- Развитие коммуникативных навыков. Педагог создает ситуации, которые способствуют развитию навыков общения, слушания и высказывания своих мыслей. Он организует групповую работу, дискуссии и дебаты, чтобы студенты могли обмениваться мнениями и учиться уважать точки зрения других.
Развивающая функция педагога осуществляется через различные методы и формы работы, такие как индивидуальные и групповые проекты, игры, творческие задания, дискуссии и т.д. Педагог также оценивает развитие студентов в различных аспектах и помогает им преодолевать трудности и достигать новых высот.
Какие функции присущи воспитательному процессу
Понятие о воспитательном процессе. Исторические предпосылки научного представления о воспитательном как целостном явлении. (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев).
Функции воспитательного процесса: аналитическая, диагностирующая, прогностическая, рефлексивная, результативная.
Структура воспитательного процесса; целевой; содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный, аналитический, прогностический, диагностический, рефлексивный компоненты.
Важнейшие закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Взаимосвязь принципов, закономерностей и правил воспитания.
Воспитательный процесс как главная структурная единица воспитания.
Воспитательный процесс как система преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий. Современные педагогические теории, отражающие содержание воспитательного процесса ( В.И. Загвязинский,, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, Л.П. Крившенко, И.Ф. Харламов)
В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.
Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.
Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.
Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.
Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.
Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.
Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.
Значение воспитательного процесса и его роль для формирования личности
Основная цель воспитательного процесса заключается в создании условий для полноценного развития личности, формирования ее ценностных ориентаций и нравственности. В процессе воспитания осуществляется передача знаний, навыков, умений и норм поведения, необходимых для жизни в обществе.
Воспитание играет важную роль в формировании личности, так как оно способствует развитию общественных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество, уважение к другим людям и толерантность. Кроме того, воспитание помогает развить самоуважение, самодисциплину, ответственность и другие качества, необходимые для достижения успеха в жизни.
Воспитательный процесс имеет долгосрочный характер и охватывает все стороны жизни человека: семью, образование, культуру, социум и т.д. Он направлен на достижение гармонии между различными аспектами личности и социума.
Поскольку воспитательный процесс оказывает сильное влияние на формирование личности, его значение не может быть переоценено. Через воспитание передаются ценности и культура, которые формируют нравственное и этическое поведение человека. Воспитание способствует развитию самосознания, помогает установить свои цели и стремиться к их достижению. Оно позволяет человеку осознать свою роль в обществе и принять активное участие в его развитии.
Таким образом, воспитательный процесс играет значительную роль в формировании личности, определяя ее ценности, моральные принципы и поведение. Он помогает развить все аспекты личности и подготовить человека к успешной жизни в обществе.
Принципы процесса воспитания
Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.
Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов.
Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.
Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие.
Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.
Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.
Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.
Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.
Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании.
В обучении, например, обязательны устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены.
Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Здесь информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.