Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой»
Господь — Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.
Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.
Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно. Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.
Грехами против первой заповеди являются:
- атеизм (отрицание Бога);
- маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
- язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
- ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
- отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.
Связь с грехами
Некоторые могут немного путать заповеди божьи и смертные грехи, которые в чем-то похожи и могут иметь даже идентичные смыслы, но относятся все-таки к разным спискам. В частности, в православной традиции выделяют семь или восемь главных грехов, которые действуют на верующих негативно и которые требуется искоренять.
Различные толкования
В католичестве распространено разделение на тяжелые и обыденные грехи, которые, как понятно из названия, влекут за собой разные последствия. Такое учение более ориентировано на обывателей и является чем-то наподобие социальной нормы.
В православии понятие основных грехов вырабатывалось институтом аскетов. Духовные подвижники на своем пути к совершенству очищали свою природу от различных страстей и в итоге выделили то, с чем нужно бороться верующему, дабы достичь идеала. Речь идет о таких страстях, как:
- сластолюбие — склонность к получению удовольствий;
- блуд — получение удовольствия через сексуальные связи, сексуальная распущенность, отсутствие самоконтроля в этой области;
- чревоугодие — принятие пищи более чем нужно, наслаждение пищей;
- зависть — злоба по поводу чьего-то имущества, достижений, намерение обладать чем-то чужим;
- гордыня — почитание себя лучше других;
- гнев — чрезмерная злость и агрессия по отношению к другим;
- уныние — апатия, отсутствие радости, отсутствие деятельности.
Также в православии используется и схема с восьмью грехами:
- чревоугодие;
- блуд;
- сребролюбие;
- скорбь;
- гнев;
- уныние;
- тщеславие;
- высокомерие.
Главное тут, пожалуй, не сколько именно грехов в списке, а понимание основных страстей и воздержание от таковых. К примеру, во втором списке гордыня разнесена на тщеславие и высокомерие — похожие качества. Тем не менее, суть не в том, чтобы избавляться о тщеславия и высокомерия по отдельности или гордыни в целом, но в том, чтобы именно избавляться от этих страстей.
https://youtube.com/watch?v=XkRMAD7aYPE
Originally posted 2018-04-30 07:55:13.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею
Считается, что 10 заповедей Божьих в православии были переданы пророку Моисею, когда он и другие израильтяне подошли к горе Синай. Пророк организовал массовый выход порабощенных евреев из плена. В Библии сказано, что возвышенность буквально дымилась от огня, из пламени которого появился Господь Бог. Вокруг происходили сильные колебания земной поверхности, было шумно от специфического трубного звона.
Точная дата, когда произошло знаменательное событие, неизвестна. Ветхозаветный пророк жил на свете на рубеже 14-13 в до н.э. Чтобы встретиться с Богом, бесстрашный Моисей поднялся на священную гору. Он получил ценные наставления и известные каждому христианину десять заповедей, нанесенных на скрижали.
[]info10 священных посланий заповедей и их значение были нанесены на скрижали дважды. Пророк в ярости разбил первые две каменных дощечки, когда увидел, что один из израильтян упал на колени в поклоне идолу. Видя это, Господь передал ему второй вариант скрижалей.
Если говорить кратко, то в первых четырех христианских Божьих заповедях дан наказ о необходимости установления тесной духовной связи с Отцом Всевышним. Остальные посвящены любви и всепрощению каждого человека, который находится рядом.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа напрасно»
Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди. Имя Божие — святыня. К нему нужно относиться благоговейно.
Святитель Николай Сербский. Притча:
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу.
А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:
— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
Паломник миролюбиво ответил:
— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?
Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Что это такое
Десять заповедей представляют собой закон, который был дан человеку в дополнение к внутреннему ориентиру – совести. Их дал Господь Моисею, а через него и всем людям на горе Синай. Это произошло во время возвращения из египетского плена на Землю Обетованную.
Первые четыре заповеди используются для регулирования отношений людей и Бога, а остальные – устанавливают взаимоотношения между людьми. Десять заповедей описываются в Библии 2 раза – в 5 главе Второзакония и в 20 главе книги Исход.
История возникновения десяти заповедей
Божьи заповеди попали к людям через Моисея еще в начале развития религии. Они были призваны защитить их от греха и известить об угрозах. Заповеди Бог передал Моисею на горе Синай. Это произошло в тот момент, когда евреи подошли к ней на 50 сутки с момента начала выхода из египетского плена.
Моисей взошел на гору для встречи с Господом, который обратился к нему напрямую и дал десять заповедей. Они касались поклонения единственному богу, соблюдению дня субботнего, почитания родителей и много другого. Впоследствии эти наставления, записанные «Божьим перстом» на каменных скрижалях, легли в основу иудейского Закона.
Впоследствии Господь ознакомил Моисея с дополнительными правилами. Они касались и создания скинии – переносного места наличия Бога. Также наставления затрагивали сооружение ковчега – сундука, в котором предписывалось хранить каменные скрижали и прочие реликвии.
Когда Моисей увидел, что его народ чтит статую тельца, он в порыве гнева разбил скрижали Завета. Тогда Господь подарил ему еще одни. Дарование закона для иудеев считается основным религиозным событием. Десять заповедей произносились каждый день. Они служили своего рода напоминанием об обязанностях праведников.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
Восьмая заповедь: «Не кради»
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.
«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.
К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству. Евангелист Иоанн прямо называет его вором (см.: Ин 12, 6).
Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
История и сущность
Православие является одной из ветвей христианства, и его история берет свое начало с апостольских времен. Основой православной веры являются учения и слова Иисуса Христа, переданные его апостолам и сохраненные в священных писаниях Нового Завета.
Важным моментом в истории православия является Разделение церковного единства, произошедшее в 1054 году, когда Римско-католическая церковь и Православная церковь разделились на две отдельных ветви из-за различий в учениях и структуре. С тех пор Православная церковь существует в разных формах и подразделениях, включая Русскую Православную Церковь, Греческую Православную Церковь, Сербскую Православную Церковь и другие.
Сущность православия заключается в поклонении Богу и следовании учению Иисуса Христа. В отличие от некоторых других христианских традиций, православие подчеркивает значение таинств — особых религиозных обрядов, рассматриваемых как каналы для получения божественной благодати. Также для православных верующих особое значение имеет исповедь, молитва и помощь ближнему.
В православии особое место занимает святословие — изучение и проповедь священных текстов. Также религия включает в себя богослужение — церковные службы, включающие молитвы, пения, чтение священных текстов и обряды.
Важные особенности православия:
- Святая Троица — вера в единого Бога, состоящего из трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа
- Церковь как Небесное Царство на земле — вера в единство Церкви и ее роль в духовном развитии и спасении людей
- Учение об искуплении — вера в то, что Иисус Христос был распят и воскрес для спасения людей от греха
- Почитание икон — изображений святых, считающихся способными передавать духовную силу
- Соблюдение поста — временного воздержания от пищи и мирских удовольствий, с целью очищения и духовного совершенствования
- Радостное принятие жизни — понимание, что человеческая жизнь является даром Бога и должна быть ценной и насыщенной
Как появились 10 заповедей
За 1300 лет до Рождества Иисуса Христа пророк Моисей по повелению Бога вывел израильтян из Египетского рабства. Бог обещал привести свой народ в место, где будет царить довольство и счастье – Землю Обетованную (обещанную, от слова “обет” – обещание) Палестину. Но перед этим они должны были отречься от рабского мышления, развращенной жизни. И жить по правилам, которые установил Сам Господь — впоследствии известные как 10 заповедей Божьих.
Много чудес Бог явил перед израильтянами, чтобы избавить их от египетского рабства. Наслал десять казней на Египет: вода в Ниле превратилась в кровь, устрашающе размножились жабы, песьи мухи, погибли животные, тела египтян покрылись нарывами, град уничтожил урожай, в течение трех дней наступила тьма на Египет, умерли все египетские первенцы. Когда египетское войско преследовало израильтян, Бог сделал Красное море сушей, и израильский народ беспрепятственно прошел, а войско погибло в водах моря.
Моисей получил 10 заповедей Божьих во время общения с Господом на горе Синай. Они были высечены на двух каменных скрижалях Самим Богом. Но когда пророк Моисей спустился с горы, он увидел, что его народ танцует вокруг золотого тельца – идола, забыв о Боге и своем долге перед Ним. В гневе Моисей разбил скрижали. Бог велел высечь новые скрижали с начертанными заповедями взамен уничтоженным.
Пророк Моисей получает 10 заповедей (фрагмент православной иконы)
Догмы учения
Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.
Православие основывается на нескольких догмах:
- Только истинно верующие будут спасены.
- Для прощения грехов необходимо креститься.
- Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
- Бог принимает образ и подобие человека.
- Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
- Святой Дух равен Богу. Он исходит от Богаи связывает его с Христом.
- Иисус является Главой верной православной Церкви.
- Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.
https://youtube.com/watch?v=mI3WJ7RXRGQ
Отличия православия от католицизма
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:
- Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
- Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
- Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
- Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
- Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
- Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
- Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы.
- Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов.
- Православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу.
Азы православия: почему следует исполнять заповеди
10 библейский заповедей или Декалог Бог передал народу еврейскому, во время их пути из рабства в землю, дарованную и Господом — Ханаан.
Изначально Господь Сам начертал их на двух скрижалях, но после они были переписаны рукой Моисея.
Закон можно условно разделить на две части:
- первые 4 заповеди — об отношениях человека к Господу;
- последние 5 — об отношениях между человеком и ближними.
Закон Божий сложно исполнять людям с греховной натурой. Однако это то, к чему необозримо нужно стремиться. Для чего это нужно?
Точно так же как действуют сила притяжения, гравитации и пр., существуют и действуют духовные законы. Нарушение их приводит к угрозе плотской и духовной смерти.
Люди не возмущаются по поводу существования силы тяготения, и они знают, что, если прыгнуть с высоты, можно разбиться. Тоже самое и с длительным погружением по воду или попадания в огонь. Почему же соблюдение закона Господа вызывает столько возмущения?
Атеисты живут так, как будто духовного мира не существует, но это не избавляет их от действия духовных правил. Если человек не верит в силу притяжения, это не значит, что ее нет и нарушение ее приведет к смерти. То же самое касается и Декалога — нарушение приведет вначале к духовной смерти, а затем и плотской.
Многие люди рассматривают Декалог как свод правил для попадания после смерти в рай. Но это ошибочно, поскольку цель — это доказательство человеку, что он самостоятельно не может справиться и нуждается в Божьей помощи и в Иисусе Христе. Никто не может досконально выполнять это самостоятельно, но только с Божьей помощи. Мы все нуждаемся в смерти Иисуса Христа и в Божественном прощении с искуплением. Следует просить Господа о помощи в исполнении закона и молить в раскаянии, если он был нарушен.
Важно! 10 библейских заповедей необходимо знать тому, кто считает себя истинным христианином, поскольку по ним он может проверять свой жизненный путь и сверять его с тем, который уготовил Господь.
Моисей с данными ему заповедями
Появление названия
Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.
Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.
На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:
- В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
- В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.
Православные святые и их значимость
Православные святые играют важную роль в жизни православных христиан. Эти святые люди, воплотившие в жизни учение Христа, служат примером для подражания и источником вдохновения. Они молятся за нас и видят наши нужды, предстоят перед Богом и помогают нам на пути к спасению.
Традиционно святые делятся на апостолов, мучеников, святителей, подвижников и преподобных. Каждый из них имеет свое неповторимое значение и способствует духовному росту верующего.
Апостолы
Апостолы были непосредственными учениками Господа Иисуса Христа. Они получили от Него особое внушение и власть и отправились по всему миру, проповедуя Евангелие. Апостолы являются прототипами всех миссионеров и епископов, так как ими возглавляются церковные общины.
Мученики
Мученики — это святые, отдавшие свою жизнь за веру в Христа. Они готовы были отречься от земных благ и страдать за учение Христа до конца. Мученики являются образцом крепости духа и верности в исполнении воли Божьей.
Святители
Святители — это святые, которые являются иерархами Церкви и благодаря своему духовному подвигу прославились среди верующих. Они служили на благо Церкви, оставляя многочисленные пастырские послания, проповеди и учения, которые по сей день помогают нам лучше понять истину благодати Божьей.
Подвижники
Подвижники — это святые монахи и монахини, которые отказались от мирских благ и посвятили себя богоугодной жизни в монастырях. Они стремятся достичь совершенства в подражании Христу и отречься от суетных забот мира. Подвижники преуспевают в обретении богопознания и молитве, и их жизнь является образцом для духовного самосовершенствования.
Преподобные
Преподобные — это святые, которые отличались своей особой духовной борьбой. Они жили в пустынях и осуществляли богоугодные дела, стремясь к очищению души и обретению духовного познания. Преподобные являются примерами аскетического подвига и борьбы со своими страстями.
Поминание православных святых помогает верующим восхвалять Бога и следовать Его заповедям. Они служат связующим звеном между нами и Богом, обращаясь к Нему с нашими молитвами и потребностями. Знание о святых и их подвигах помогает нам углубиться в веру и стремиться к духовному росту и совершенствованию.
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира»
Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел:
Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество.
Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.
Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.
Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам, ибо:
Напомним эти идолы-страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Апостол Павел сравнивает служение страстям с идолопоклонством: любостяжание… есть идолослужение (Кол 3, 5). Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. Он забывает и о любви к ближним.
К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.