Задачи и функции правоохранительной деятельности
Рисунок 1. Цели и задачи правоохранительной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
4 стр., 1727 слов
Возможности использования методов психологии в правоохранительной деятельности
… методов психологии в правоохранительной деятельности 2.1 Метод наблюдения Основная ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. … связанного с осознанием конфликта3. Функцией психологической защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Среди защитных механизмов выделяются такие, …
Традиционно в официальных документах указываются такие государственные институты:
- органы оперативно-розыскной деятельности;
- судовые инстанции;
- МВД и Минюст;
- таможня;
- прокуратура и общественные организации определенного типа работы.
Основное предназначение правоохранительной деятельности заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе, подразумевающего неукоснительное соблюдение и выполнение всех существующих юридических норм, особенно тех, которые прописаны в законах, а также всех правовых предписаний гражданами, должностными лицами, и государственными органами.
Можно выделить и общие понятия, которые в обязательном порядке отвечают на конкретный признак. Это принципы соответствуют функционалу институтов, правовых структур, а также их прямых полномочий и направлений. Необходимо также знать, для чего предназначается правоохранительная деятельность. Ее функции выступают одним из главных предметов обязательного изучения.
Среди ключевых задач можно выделить следующие:
- предоставление контроля за соблюдением всех прав Конституции РФ;
- установление и поддержание правосудия;
- организационное обеспечение комплексной работы судов на высоком уровне;
- расследование и выявление грубых преступлений;
- юридическая профессиональная помощь, охрана законодательства от имени общества, защита свобод и прав граждан;
- нотариальная защита всех интересов общества.
Каждую из вышеуказанных целей должен выполнять определенный орган, однако все они тесно взаимосвязаны, и деятельность одних непременно влияет на результат работы других прямо или косвенно.
Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции
Исходя из смысла дефиниции «правоохранительная деятельность», можно сформулировать определение понятию «правоохранительный орган». Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:
- правовую регламентацию его статуса и деятельности;
- стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;
- наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.
К числу правоохранительных органов принято относить:
- Конституционный Суд РФ;
- конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
- суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
- арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
- Дисциплинарное судебное присутствие;
- органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
- третейские суды для разрешения экономических споров;
- Министерство юстиции РФ;
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
- органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
- нотариат;
- адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
- некоторые иные правоохранительные органы.
Правоохранительная деятельность — средство обеспечения порядка в обществе
Правопорядок, который базируется на праве и законе жизнедеятельности общества и государства, обязательно включают в свою основу беспрекословное соблюдение норм и требований законности абсолютно всеми его субъектами.
В понятие правовой дисциплины входят два взаимодополняющих главных элемента: во-первых, присутствие и соблюдение определенной системы правил и норм поведения людей; во-вторых, практическое выполнение этих правил всеми обязанными субъектами. Отсутствие любого аспектов полностью исключает само понятие дисциплины в этом социуме.
Гражданское право определяет правила жизнедеятельности общества, которые складывались исторически, на основе обычаев, традиций и конфессиональных верований, отражающих специфику профессионального и национального менталитета социума. В ее состав входят: ритуальная дисциплина, общежитейское общение субъектов определенного социума, религиозная сфера, неписаные кодексы профессиональной гордости и другие.
Соотношение и взаимодействие категорий легальности и государственной дисциплины таковы: требования правовой дисциплины должны быть закреплены в законодательстве и подзаконных актах; их выполнение можно отнести одновременно и к сфере законности, и государственной дисциплине; исполнение нужд некоторых правовых систем охватывается только понятием законности.
Одним из главных элементов содержательных свойств категорий государственной дисциплины и законности выступают реальный режим состояния легальности в жизнедеятельности определенного общества и государства, а также методы обязательного обеспечения порядка правоохранительной деятельности на конкретном этапе исторического развития современного общества.
Правила и нормы поведения, которые устанавливаются для участников и членов разнообразных общественных объединений их соответствующими руководящими органами, стоит рассматривать как виды общественной дисциплины: профсоюзной, партийной, дисциплины членов многочисленных профессиональных общественных структур, творческих организаций, клубов по интересам и органов общественной самодеятельности.
Функции (направления) правоохранительной деятельности
Общая характеристика
Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:
- конституционный контроль;
- правосудие;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
- выявление и расследование преступлений:
- предварительное следствие;
- дознание;
- оперативно-розыскная деятельность;
- уголовно-исполнительная деятельность;
- нотариальная деятельность;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:
- судопроизводство (уголовный процесс);
- обеспечение безопасности;
- охрана общественного порядка;
- производство по делам о нарушении таможенных правил;
- производство по делам о налоговых правонарушениях;
- контрразведывательная деятельность;
- внешняя разведка.
Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие — это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины «Правоохранительные органы», на основе которой подготовлен настоящий учебник.
Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство — это основной вид конституционного контроля.
Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления.
Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций
Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась «Суд и правосудие в СССР».
Они имеют общий элемент — правосудие, осуществляемое конституционным судом. В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ. А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание, либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.
Направления (функции) правоохранительной деятельности:
- конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
- правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
- организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
- прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
- выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
- оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).
Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.
Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.
Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности
Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.
По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.
Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “ правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.
Правоохранительная деятельность — вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:
- имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
- применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
- реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
- ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.
Таким образом, правоохранительная деятельность — это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали — российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.
Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
- Конституционный контроль.
- Прокурорский надзор.
- Расследование нарушений права.
- Обеспечение безопасности.
- Исполнение решений суда. .
- Охрана общественного порядка.
- Юридическая помощь и консультирование.
- Предупреждение правонарушений.
Список литературы
1.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993.
«Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД
ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007)
// Консультант Плюс.
3.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Консультант
Плюс.
4.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной
службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч.1). Ст.4437).
5.
Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного
исследования. М., 1999.
6.
Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001.
7.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2005.
8.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. — 4-е изд.,
перераб. и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
9.
Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М., Норма, 2005.
10.
Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород,
2003.
11.
Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. — 2-изд.,
перераб. и доп. — М.: Норма, 2007.
Радько
Т. Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003. С.
277
Алексеев
С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М.,
1999. С. 38.
Гуценко
К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005. С. 24.
Савюк
Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. – 2-изд., перераб. и
доп. – М.: Норма, 2007. С. 21.
Ветров
Н. И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001. С. 273.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы
Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч. 1). Ст. 4437).
Виды правоохранительных органов
В этом случае, первая группа занимается только досудебным этапом, то есть пытается раскрыть преступление и обозначит его мотивы. Также в юрисдикции данных органов находится судебное дознание и следствие. Контроль за порядком осуществляют сотрудники полиции, центральная задача которых заключается предотвращении преступлений, их выявлении и пресечении. Кроме того, к основным функциям указанной структуры можно добавить предоставление охраны определенных социальных объектов, административный мониторинг разных сфер деятельности.
В настоящее время существует интернациональная полиция, деятельность которой осуществляется по всему миру и имеет больше реальных возможностей для объективного расследования особо важных дел. Последний вид – это институты юридической помощи. В их состав входят нотариат и адвокатура, нотариат. Спорным моментом является мнение об отнесении к указанным правительственным органам адвокатуры и определенных частных детективных или охранных служб.
Определяя место судебных и правоохранительных органов в концепции работы органов государства, стоит исходить из принципа грамотного разделения власти. Посредством такого принципа место правовых структур определяется функциями конкретного вида государственной деятельности, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними ключевых задач: защита общества, личности и государства.
4 стр., 1568 слов
Деятельность органов и учреждений юстиции в 70-80 гг. ХХ в
… министерствами и ведомствами СССР, по совершенствованию законодательства; совершенствование деятельности нотариата, органов записи актов гражданского состояния, адвокатуры, судебно-экспертных и других подведомственных организаций и учреждений юстиции; совершенствование правовой работы в …