Сочинение про Кулигина
Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.
Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.
Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.
Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!…»
Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем — резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина — главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.
Характеристика главных героев
Главными героями трагедии «Гроза» А. Н. Островского являются Катерина и Борис. Катерина — молодая, красивая и энергичная женщина, которая вынуждена бороться за свою любовь и свободу. Она не желает подчиняться традициям и ограничениям, налагаемым обществом, и готова идти на все ради своего счастья. Борис — молодой и амбициозный человек, который стремится к успеху и богатству. Он готов нарушать моральные принципы и жертвовать своими чувствами ради достижения своих целей. Оба героя сталкиваются с трудностями и препятствиями на своем пути, их судьбы переплетаются в трагической истории о любви, предательстве и жертве.
Вариант 2
Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.
Тёмное царство — это, по сути, царство злобной Кабанихи, которая не даёт жизни никому из членов семьи. Это свод беспрекословных правил, установок. Её дети: Тихон и Варвара всю жизнь живут под этим ужасным гнётом. Они выросли в страхе.
Тихон стал мужчиной, который не может постоять не за себя не за жену. Он жалок, бесхребетен. Да, он по — настоящему любит свою жену Катерину, однако при матери не смеет показать эту любовь. Персонаж старается, как можно чаще исчезать из дома. Это своего рода отдых от домашней тирании много обожаемой мамочки. Этот небольшой отпуск спасает и даёт новые силы, чтобы выдерживать ту домашнюю атмосферу, что уже давно поселилась. Это своего рода психологическая реакция на происходящие вещи.
Однако, читатель видит, что в последней сцене над телом обожаемой жены в Тихоне, как будто что-то просыпается. Эта воля и характер. Ведь именно тогда он обвиняет мать во всех грехах, а главное в смерти Катерины. Эта беда расковала его, сняла цепи с его бедной души и сознания.
Сестра Тихона, Варвара не может смерится с жизнью в не воле. Она давно любит одного молодого человека и мечтает убежать на край земли от неразумной матери, чтобы так никогда её не нашла. Варвара как никто понимает жену брата и всячески старается её поддержать. За годы ада Варя научилась искусно хитрить и изворачиваться. Она делает всё так легко и непринуждённо будто играет во что-то детское. Она не боится быть пойманной с поличным.
Ещё одной жертвой Тёмного царства стала Катерина, жена Тихона. Она совсем зачахла в этой семье. Есть момент где она с радостью вспоминает, как они с мамой занимались домашними делами, ходили в церковь, принимали гостей. Это была беззаботная и спокойная жизнь. А что теперь? Даже родной муж не может постоят за неё. Она обязана придерживаться правил Кабанихи и слушать её вечные недовольства. Когда Катерина влюбляется в Бориса, она чувствует себя грешницей, однако эта любовь даёт силы, чтобы жить. И наконец, она решает изменить свою судьбу, но только менять что-то не входило в планы Бориса. Это стало последней каплей и позором для замужней женщины. От горя Катерина топится.
Нежелание менять что-то в лучшую сторону, этот постоянный гнёт старых, строгих, а порой жестоких правил может убить человека изнутри. Жизнь идёт и всё постепенно меняется, модернизируется. Кабаниха боялась потерять власть над семьей и в итоге это привело к трагедии и расколу этой семьи.
Жертвы «тёмного царства» в «Грозе»
В пьесе «Гроза» А.Н. Островского, «тёмным царством» была называемая неравенство и социальная несправедливость в России, которая приводила к алкоголизму, нищете и разрухе.
Одной из жертв этого царства была Катерина, которая успела выйти из простого народа, но в конечном итоге потеряла все: бизнес, имущество, детей и любовь. Катерина оказалась жертвой не только социальных проблем, но и своей собственной слабости и безумной любви к Борису.
Другой жертвой «тёмного царства» была Варвара, которую в пьесе изображали как жертву женской геронтократии базара. Она была бедной девушкой, которой не было никого на свете, кроме её бабушки. Варвара вынуждена была замуж за Федота, хозяина базара, который был способен её лишь когда-нибудь проявить свои чувства.
Третьей жертвой была влюблённая девушка, Ольга. Она не смогла выстоять перед общественным мнением и, в итоге, покончила жизнь самоубийством. Она оказалась не в состоянии бороться с огромной социальной неравенством и загнанными в её угол ситуациями.
Анатолий, охранник базара, также стал жертвой «тёмного царства». Он терпел физическую и умственную боль, оставаясь в своей неприглядной работе, из-за своих ограниченных способностей и социальных проблем.
Таким образом, пьеса «Гроза» показывает разных людей, которые стали жертвами «тёмного царства», вследствие различных причин. Островский старался описать проблемы России, и как они повлияли на жизнь обычных людей.
Образ Кудряша
Ваня Кудряш — один из ярких представителей молодого поколения города Калинова, чьи жизненные устремления идут вразрез с патриархальными устоями их родителей. Решительный, смелый, самоуверенный, он не боится противостоять самому главному «ругателю» — жадному и деспотичному купцу Дикому. На грубость и хамство в свой адрес Дикой отвечает тем же и никогда не даёт своему начальнику возможности унизить его.
Кудряш не намерен покоряться патриархальным порядкам и устоям. Его отваги ещё недостаточно для того, чтобы открыто выражать протест. Вместе со своей возлюбленной Варварой Кабановой Кудряш ещё соблюдает внешние правила приличия, заведённые в Калинове, однако в мыслях он уже далёк от базовых устоев патриархального общества и при случае нарушает их.
Ваня Кудряш — разбитной, весёлый молодой парень, музыкально одаренный. В нём торжествует народное начало. Но, несмотря на внешнюю бесшабашность, это добрый, чуткий человек. Он не способен на предательство, и, в отличие от Бориса, готов круто изменить свою жизнь ради своей возлюбленной.
Как «темное царство» влияет на судьбы героев
«Темное царство» в «Грозе» А. Н. Островского является метафорой, символизирующей темные силы, которые влияют на судьбы героев. Это место, где главный герой Борис Годунов встречается с духами своих предков и где происходят все трагические события, связанные с гибелью героев.
Каждый герой, попавший в «темное царство», сталкивается с собственными страхами, сомнениями и грехами. Например, Кабанова испытывает чувство вины за свои желания, а Борис Годунов — за свои преступления.
Таким образом, «темное царство» является не только местом, где происходят трагические события, но и символом внутренней борьбы каждого героя с собственными демонами. Это позволяет автору показать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и что нельзя уйти от своих проблем, они всегда найдут тебя.»
Младшие представители Кабановых
Главная жертва деспотизма Кабанихи – Катерина. Она невестка, самый бесправный член патриархальной семьи. Это женщина в полной мере ощутила на себе террор властной и жестокой свекрови, которая оскорбляет ее и пытается сломить.
Полной противоположностью Тихону является его сестра Варвара. Она также выросла под гнетом деспотичной матери, но не сломалась, а сумела приспособиться. Эта девушка не потеряла способности любить и радоваться жизни. Она научилась обманывать окружающих и делать то, что хочет. Девушка ловко выкрадывает у матери ключ от калитки и тайно бегает по ночам на свидания. Когда мать, узнав об измене Катерины, пытается запереть Варвару, девушка уходит из дома со своим возлюбленным.
Характеристика Кабанихи
Полностью ее зовут Марфа Игнатьевна Кабанова, однако в произведении она обычно «Кабаниха». Она дружит с Диким, он также является ее кумом. Эти приятельские отношения не удивительны, поскольку оба героя одинаковы по характеру.
Марфа Игнатьевна — зажиточная купчиха. Она имеет непоколебимый и твердый характер, это грубая и властная женщина. Кабаниха консервативна, живет прошлым временем, его устоями и мировоззрением. Не осознает, что в мире все поменялось. Она утверждает, что мудрость человека должна определяться возрастом — молодежь по своей сути не может быть умной, это прерогатива старых людей.
Она считает, что дети должны кланяться в ноги родителям, а муж должен «приказывать» жене. Кабаниху огорчает, если не соблюдаются эти правила поведения, и она утверждает, что это проблема невоспитанности молодежи.
Портрет
Художественный портрет Кудряша основан на том, что он является работником у купца Дикого и занимает должность конторщика.
Кудряш — человек, зависимый от воли Дикого, который хотел было отдать его в солдаты, но передумал.
«Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Портретная характеристика Ивана Кудряша основана на том, что он наделён музыкальными качествами: он хорошо играет на гитаре и поёт.
«Да со скуки песенку споем».
Возлюбленной Кудряша является Варвара, дочь купчихи Кабановой.
«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».
Характеристика Кудряша другими героями
Черты характера и поступки
Кудряш — смелый, отчаянный парень, который готов постоять за себя. Он способен поколотить самого Дикого и никогда не даст себя в обиду.
«Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался».
Кудряш — бойкий парень, который в резкой и грубой форме способен отстаивать свои права и потому имеет славу грубияна.
Кудряш знает себе цену. Он понимает, что Дикой нуждается в нём и потому ведёт себя очень смело и уверенно.
Кудряш не даёт спуску Дикому, когда тот принимается его ругать. Он никогда не молчит в ответ на ругательства хозяина и всегда находит, что ему сказать в ответ.
«Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет».
У Кудряша хорошо развито чувство собственного достоинства. Он не намерен унижаться, пресмыкаться перед Диким.
Кудряш — любвеобильный парень и не скрывает этого.
«Больно лих я на девок-то!»
Кудряш не терпит даже намека на конкуренцию в любовных делах. За свою возлюбленную он готов сражаться до последнего.
Кудряш — горячий, нетерпеливый парень, который не любит кого-то ждать.
«Ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!»
Кудряш — отчаянный парень, который сбегает от Дикого вместе с Варварой.
«Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».
История написания
Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.
В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.
Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.
Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.
Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.
В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.
Первая группа в «Грозе» это самодуры:
Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.
Ко второй группе относятся:
- Катерина;
- Тихон;
- Кулигин;
- Варвара;
- Кудряш;
- Борис.
Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.
Вариант 1
Темное царство в пьесе Гроза Александра Николаевича Островского выступает аллегорическим высказыванием, знакомым по современнику Добролюбову. Николай Иванович так охарактеризовал острую социальную, моральную атмосферу города вначале девятнадцатого столетия. Он показал остроту вопроса, связанного с крепостным правом и пережитком прошлого, наслаивающегося на умы нового, современного поколения.
Александр Николаевич создал свой очередной шедевр по социальной несправедливости, и у него получилось актуальное по сегодняшний день произведение. В нем наиболее полно показана человеческая порочность. Она раскрывается в аллегории темного царства. По ней это мертвая зона, засасывающая, как в болото всю доброту и чистоту мира. Засасывая в себя, темное царство превращает из хороших людей в бесчеловечных, безнравственных и бессердечных созданий. Некоторые люди в нем оказываются пострадавшими, другими – зачинщиками конфликта, темными лицами. Подобно любым властным структурам, в этой тоже есть управленцы.
Островский выделяет в своем произведении две силы мира сего: Кабанову и Дикого. Кабанова — жестокий человек, отрывающийся во всем на невестку Катерину. Это доброй души девушка, не желающая подчиняться. Она старается уберечь себя и мужа от засасывающего болота лжи, лицемерия, зла. Катерина хочет свободы. Она жаждет летать, не жить в аду со свекровью. Муж ее Тихон – марионетка в руках матери, жертва и пострадавший мира. Однако он уже частичка злой вселенной. Он не перечит матери. У него нет сил бежать. Лишь после того, как умирает Катерина, он бунтует, но молча. Даже смерть возлюбленной не убеждает его вступить на другую тропу.
Биография
Тихон Кабанов — молодой человек родом из богатого купеческого семейства. После смерти отца воспитанием Тихона и его младшей сестрой Варварой занялась деспотичная и властная мать, Марфа Игнатьевна.
Под влиянием матери Тихон женился на Катерине — молодой красивой девушке из приличной семьи. Молодые могли бы жить в любви и уважении друг к другу, если бы не постоянное грубое вмешательство Марфы Игнатьевны в их частную жизнь.
Когда Тихон в очередной раз уехал в командировку на две недели, Катерина, угнетённая тяжёлой атмосферой в доме мужа, от отчаяния бросилась в объятия другого мужчины. Однако угрызения совести были столь сильны, что Катерина призналась в измене мужу и его матери.
Мягкий, добродушный Тихон был готов простить Катерину, которая сама очень страдала из-за совершённого греха. Вот только Марфа Игнатьевна не собиралась давать ей спуску, делая жизнь невестки невыносимой. В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством. Для Тихона её смерть стала сильным потрясением. Он принялся во всём обвинять мать, однако полностью вырваться из-под её влияния он так и не смог.
Кабаниха
Кабанову раздражает мягкий характер Тихона, его желание жить в любви с молодой женой.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Кабанова презирает сына за его слабохарактерность. Она считает, что муж должен держать в постоянном страхе свою супругу.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».
Марфа Кабанова считает своего сына откровенно глупым, недалёким человеком.
«Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить!»
Цитатная характеристика
Описание Тихона с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Мнение окружающих
Невзирая на все попытки Кабанихи убедить остальных людей, что она добрая, у нее это не выходит. Правда о ее сложном характере просачивается, и окружающие все время сплетничают об этом.
Обличие самодурства Марфы Игнатьевны ярко проявляется во фразах Кудряша и Кулигина, которые указывают, каково на самом деле ее поведение. Кабаниха живет «на показ обществу» и все происходит «под видом благочестия».
В истории русской литературы значение произведения Островского «Гроза» огромно. Тема купцов-самодуров актуальна и сегодня.
Варвара
Варвара упрекает брака в слабоволии, подчинении воли матери, которая постоянно измывается над Катериной.
«Так нешто она виновата? Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену».
Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Тихону живётся с матерью.
«Точит она его теперь, как ржа железо».
Тихон и темное царство
В условиях «темного царства» под гнетом силы глупцов уничтожаются самые лучшие чувства человека. У него слабеет воля, разрушается разум. Люди, живущие в этом мире, приспосабливаются к обстоятельствам. И даже если они наделены умом и энергией, то начинают хитрить, изворачиваться и лгать. Темные силы ломают каждого человека по-своему.
Их первыми жертвами стали:
- Тихон;
- Варвара.
Тихон — жалкий и подавленный человек. Но, несмотря на это, в нем теплятся светлые чувства. Одно из них — любовь к своей жене Катерине. Но мужчина не проявляет своих эмоций, ему чужда душа супруги. Под гнетом окружающих и Кабанихи он готов бросить все и оставить любимую.
В душе Тихона теплится огонек, который можно было разжечь ветром ответных чувств жены. Но этого не произошло, поэтому мужчина сломался. После измены супруги он подавлен и растерян, но все равно прощает ее.
Воля Тихона парализована настолько, что он даже боится помочь Катерине. Человек в нем пробуждается только в последней части пьесы, после смерти жены. Над ее трупом он впервые обвиняет мать и проклинает ее. Его слова звучат страшно не потому, что вырвались во время горя, а из-за того, что исходили от самого забитого и слабого персонажа.
Образ Тихона
Судьба Тихона Кабанова сложилась незавидно. С ранних лет он находился под сильнейшим влиянием деспотичной, грубой, невежественной матери, которая бесконечно донимает его своими придирками и нравоучениями. Кабаниха ловко манипулирует сыном, заставляя поступать его так, как она считает нужным. Однако Тихон не вызывает особой жалости, поскольку в его слабохарактерности виноват только он сам. Оправданием не могут послужить и условия жизни, так как при таких же обстоятельствах его родная сестра Варвара находит разные способы противостоять материнской деспотичности.
Ситуация еще более накаляется после женитьбы Тихона. Теперь мать ревнует его к невестке, постоянно донимает супругов своими упреками. В силу своего мягкого, незлобивого характера Тихон смог бы создать с Катериной крепкую, дружную семью, однако он не в состоянии дать отпор матери, которая постоянно вмешивается в их семейную жизнь.
Личность Тихона настолько подавлена матерью, что он совершенно не способен жить своим умом и даже не совершает попыток начать самостоятельную жизнь. Он привык, что все решения принимает за него мать, и кардинальные перемены пугают его. Всё, на что способен Тихон, — в момент смерти Катерины прилюдно обвинить мать в случившемся.
Вариант 3
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского — ключевое произведение в его творчестве, где он обличает человеческие страхи, пороки и злые реальные мысли прогнившего общества его времени. Интересно, что, изображая свою действительность, автор затрагивает актуальные проблемы современной России, где властители морально давят, уничтожают человеческую сущность.
События, описанные в центре внимания, проходят в уезде. Это гиблое местечко, в котором нет места добру. В нем царствует жестокость, неравноправие, уничижение человеческой морали и нравственности. Здесь полностью описана вся эпоха царской России. Островский указывает на народную деградацию в конце восемнадцатого столетия. Составляя образы, он ярко описывает полную социальную, нравственную, экономическую парализацию общества.
Называя текущую жизнь царством тьмы, он изображает типичное купечество России, которое погрязло в жадности с ложью, наглостью. Символом прогнившей эпохи выступает Марфа Кабанова и Савелий Дикой. Это два друга, которые действуют схожими методами. Однако один управляет народом, а другой — своей семьей.
Дикой – купец местного уезда. Он пребывает в жизни постоянно выпившим, злым, агрессивно настроенным, поскольку думает, что ему ничего не грозит в жизни. Человек уверен, что останется безнаказанным. Потому открыто оскорбляет, унижает, ударяет людей ниже себя по рангу. Из-за своего почти царского положения, он думает, что все должны приходить к нему на поклоны.
Кабанова — городская богачка, купчиха. Отличается от своего друга жестокостью, повышенной злостью и величием. Думает, что из-за своих денег, может легко решать судьбы других людей, что сын и невестка ей обязаны по гроб жизни. Кабанова считает, что имеет все права на тела, мысли других людей. В ее иллюзорном сознании все должны ходить по струночке.
Представители другого мира – жертвы. Ярким представителем является Тихон. Он не перечит, полностью подчиняется воле матери с рождения. Он уничтожен как личность с младенчества. Потому нападки матери человек не может сдержать. Страдает его жена от постоянной ругани.
Катерина — порядочная и образованная девушка. Она не может смириться с окружающей ее действительностью. Она находит единственную возможность вырваться из темного царства. Вначале она соглашается на грешную любовь к племяннику Дикого Борису, а потом кончает с собой. Так, лучик надежды и тепла, выражает свою позицию против варварства, жестокости семьи, которая ее окружает.
Обитатели провинциального городка
Таблица взаимоотношений жертв и хозяев жизни в пьесе «Гроза»:
Самодуры Калинова | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» | Кулигин: « Лучше уж стерпеть » |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» |
Хозяева жизни
Небольшой городок Калинов расположен на берегу Волги. Его обитатели живут крайне замкнуто. Они невежественны и совершенно не представляют, что творится на белом свете. Хотя внешне жизнь городка кажется спокойной, там царят дикие и мрачные нравы. Власть принадлежит богатым купцам, которые наживаются на обмане друг друга и простых жителей. Центральными персонажами в этом мире деспотизма и произвола являются Кабаниха и Дикой. Автор дает им следующие характеристики:
Ее муж Тихон – другая жертва жестокого мира. Он всю жизнь находился под гнетом деспотичной матери и вырос безвольным, забитым и бесхарактерным. Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от оскорблений свекрови.
К жертвам относится и дочь Кабанихи Варвара. Эта хитрая и изворотливая девушка – полная противоположность Катерине. Она не сломалась от деспотизма, как ее безвольный брат, а хорошо изучила свою мать и вовсю ее обманывает. Девушка говорит Катерине, что вся семья Кабановых держится на лжи.
Борис и Кулигин
Борис – главная жертва Дикого. Это добрый и культурный человек, который в пьесе особенно слаб и жалок. Он искренне любит Катерину и готов пострадать за нее. Но Борис не в силах помочь своей любимой, так как полностью зависит от своего дяди-тирана. У молодого человека недостает решимости противостоять Дикому, и он оставляет возлюбленную в беде.
Среди персонажей драмы, противопоставляемых Дикому и Кабанихе, наиболее ярко и здраво звучит голос механика Кулигина. Это талантливый человек из народа, механик-самоучка. Он осуждает алчность и жестокость купечества, его невежество и равнодушие к другим людям
Он стремится улучшить жизнь города, просветить его жителей, но чаще всего наталкивается на невнимание и враждебность
Подобно Борису, Кулигин слаб и бессилен, он боится деспотов и самодуров. Механик советует Борису молчать и терпеть, то же самое он говорит и Кудряшу. Лишь после гибели Катерины Кулигин поднимается до открытого протеста. Он оправдывает самоубийство молодой женщины и обвиняет в нем ее мучителей.
Жертвы тёмного царства по пьесе Гроза Островского
Островский является автором произведения Гроза. В данном произведении автор описывает действующих персонажей в большинстве своём, как тёмных людей. А место где они проживали он называет темным царством.
Главными персонажами которых являются жертвами темного царства предстают:
Катерина — это девушка, которая выросла в родительском доме не зная горести. Её воспитала её матушка и отдавала ей всю свою любовь. Но семья была вынуждена отдать девушку замуж в раннем возрасте. После этого она вынуждена была стать, по воле судьбы заложницей мужа и его матери. Возможно если бы Кабаниха не занималась тиранией, то её сын смог бы полюбить девушку, и они начали жить счастливо. Но он слишком труслив, для того чтобы противостоять воли матери.
Тихон является вторым персонажем, который предстаёт жертвой темного царства, он является сыном Кабанихи, а также он является очень трусливым человеком. На это есть своя причина. Его всю свою жизнь его не любила его мать и постоянно его ругала и попрекала. Чтобы он не совершил, он всегда был виноватым.
Варвара является третьей жертвой темного царства, она влюблена в одного парня и в конце произведения бросает всё и сбегает вместе с ним. Она является полной противоположностью главной героини, по имени Катерина. С самого детства, она научилась врать и лгать своей матери. Она не выпускала ни одной возможности, для того чтобы воспользоваться шансом соврать.
Кулигин — начинающий изобретатель, который мечтает обрести известность и достичь просветления в своём увлечении. Главное что его интересует это развитие города и создание новых уникальных изобретений. Но с другой стороны ему становится понятно, но никто из горожан не способен разделять его мнения и увлечения. Возможно у него есть большой талант, но к сожалению он является бедным человеком.
Основными действующими персонажами являющимися главами темного царства являются:
— Кабаниха — эта жестокая и очень жадная женщина. У неё есть двое детей сын и дочь. Но она считает что они не способны прожить свою жизнь без её нравоучений. Именно поэтому она каждый день старается воспитывать и ухаживать своим детьми, и учит их как необходимо жить правильно. Она не знает и не понимает ничего в светлых и чистых чувствах. Каждый день она издевается над своей невесткой по имени Катерина. Ей не составляет труда обидеть своего сына. А её дочь Варвара, всегда старается прислуживать своей матери.
— Следующим персонажем, который является представителем темного царства является Дикой. Это человек, который всю свою жизнь прожил в сплетнях и различных спорах. Он вечно пытается заработать лишние деньги на несчастье других людей.
Какие уроки можно извлечь из трагической истории героев
Из трагической истории героев «Грозы» можно извлечь несколько важных уроков. Во-первых, никогда не стоит игнорировать свои чувства и желания, особенно если они касаются личной жизни. Герои попытались подавить свои чувства и приспособиться к общественным нормам, что привело к трагическим последствиям.
Во-вторых, не следует забывать о своих обязательствах и ответственности перед другими людьми. Герои не только не смогли решить свои личные проблемы, но и причинили боль и страдания своим близким и окружающим.
Наконец, трагическая история героев напоминает о том, что жизнь может быть кратка и неожиданна, и что каждый момент важен. Вместо того, чтобы жить в общественных ожиданиях и стереотипах, мы должны стремиться к тому, чтобы жить полной и насыщенной жизнью, которая будет наполнена любовью, духовным ростом и смыслом.
Сочинение на тему Жертвы тёмного царства по пьесе Островского Гроза
Приходилось ли вам находиться в подвале? Темнота, замкнутое пространство, спертый воздух пугают человека, не дают ему легко дышать… Читали ли вы пьесу Н. Островского «Гроза»? Не таким ли самым подвалом кажется город Калинов, где происходят главные события произведения?
Почему же Калинов – это «темное царство»? Потому, что Островский изображает в своей пьесе деспотизм, алчность, ограниченность купечества. Яркими представителями этого социального слоя являются помещик Дикой и купеческая вдова Кабаниха. Они издеваются над другими, заставляют жить по их жестким и несправедливым законам.
Катерина Кабанова – одна из главных жертв «темного царства». Эта девушка вышла замуж за сына Марфы Игнатьевны, Тихона. Но молодая семья не может жить так, как сама того хочет. За жизнью Катерины и Тихона строго следит Кабаниха. Она прививает своему сыну строгость в отношениях с Катериной. Никакой жалости со стороны мужа к жене быть не может. Катерине тяжело находиться в атмосфере бездушия, она чувствует себя словно в тюрьме. Ведь до замужества девушка жила «словно птичка на воле». И, тем не менее, Катерина – человек высокоморальный. Она с детства любит ходить в церковь, соблюдает заповеди. Возможно, причина ее измены Тихону кроется как раз в том, что она хотела вырваться из «темного царства» на волю. Этим и объясняется желание Кати расправить крылья и полететь. Девушка изо всех сил старается быть для Тихона хорошей женой. Когда ее муж уезжает на две недели, она просит взять ее с собой, чтобы не было соблазна встречаться с Борисом.
На «кривую дорожку» толкает главную героиню Варвара, дочь Кабанихи. Эта девушка – типичный представитель «темного царства». Да, она не столь деспотична, как ее мать. Но Варвара – человек, потерявший моральные принципы. Сама она по ночам гуляет с Кудряшом, не считая это чем-то зазорным. Заметив, что Катерина влюблена в Бориса, Варвара подтолкнула девушку к измене, дав ей ключи от калитки. Дочь Кабанихи совершенно не задумывается над тем, чем для главной героини могут закончиться подобные встречи. Посмотреть на страдания других – для нее просто забава.
Катерина заканчивает жизнь, потому что не видит выхода из сложившейся ситуации. Будучи глубоко верующим человеком, она признается мужу в измене. Тем самым Катерина навсегда утрачивает возможность быть рядом с любимым. А дальше жить в семье Кабановых она уже просто не может.
Еще одной жертвой «темного царства» является сын Кабанихи Тихон. Он воспитан так, что не смеет ослушаться маменьку. Безусловно, мужчина страдает от постоянного давления Марфы Игнатьевны, этим и объясняется его пристрастие к алкоголю. Возможно, если бы у героя было достаточно решимости начать жить отдельно от матери со своей женой, не было бы смерти Катерины. Да и сам Тихон был бы намного счастливее.
В городе Калинове живет изобретатель-самоучка Кулигин. Это образ передового человека. В отличие от большинства обитателей Калинова, Кулигин интересуется наукой, ему интересно устройство Вселенной. Герой хочет изобрести вечный двигатель, построить солнечные часы на городском бульваре, установить на домах громоотводы. Но всем этим планам не суждено сбыться. Ведь Кулигину для реализации его проектов нужны деньги. За помощью герой обращается к купцу Дикому. Но тот только смеется над молодым ученым. Поэтому Кулигин – тоже жертва «темного царства». Он не может развиваться и приносить пользу обществу в удушающей атмосфере города Калинова.
Жертвой «темного царства» можно назвать и Бориса. Дикой должен отдать герою его наследство при условии, что тот будет уважительно себя вести. Савел Прокофьевич, человек жестокий и алчный, всячески издевается над парнем. Поэтому Борис – жертва, но лишь наполовину. Ведь нужно было противостоять Дикому, проявить мужской характер! Кроме того, вызывает осуждение отношение героя к Катерине. Борис, будучи человеком бесхарактерным и зная, что его возлюбленная замужем, не должен был тревожить сердца девушки и искать встреч с ней. В смерти главной героини, безусловно, есть и его вина.
В своей пьесе «Гроза» Н. Островский ярко изобразил удушливую атмосферу купеческих городов. Бесконтрольная жажда власти и обогащения, необразованность богачей превратили мир Калинова в «темное царство», где не было места любви и состраданию.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Тихон Кабанов.
Возраст — не указан, молодой мужчина до 30 лет.
Род занятий — купец.
Семья — жена Катерина, мать Марфа Игнатьевна, сестра Варвара.
Социальное положение — купец.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитан в патриархальном духе.
Образование — недостаточное, малограмотный человек.
Внешность — молодой мужчина.
Характер — слабовольный, добрый, мягкий, нерешительный, трусливый, зависимый, инфантильный.
Положительные черты — добрый, любящий, жалостливый.
Отрицательные черты — трусливый, слабый, бесхарактерный, очень сильно зависим от матери.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Внешность
Кудряш — молодой парень.
Кудряш — на редкость крепкий парень, который выделяется среди своих ровесников физической силой.