Что нужно знать, чтобы решить 4 задание ОГЭ по русскому?
В этом задании нужно заменить словосочетание на синонимичное, выбрав правильный вариант. Для этого нужно знать, как устроено словосочетание и какие бывают типы связи между словами.
Мои ученики просто обожают это задание! Они говорят, что метод, который мы даём в MAXIMUM Education, в сто раз легче, чем то, чему их учили в школе. Многим дают теорию по теме «словосочетание» и «типы связи» очень объёмно и непонятно: разбирают ненужные тонкости, всевозможные способы выражения зависимых слов, огромные таблицы…
Самостоятельно подготовиться к ОГЭ непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы
Если хотите научиться решать все задания ОГЭ по русскому, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов ОГЭ и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.Приходите к нам на пробный урок. Вы узнаете всю структуру ОГЭ-2022, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM
Все это абсолютно бесплатно!
Итак, как я объясняю своим ученикам 4 задание ОГЭ?
Классификация по типу связи, примеры
Согласование
Определение
Согласование – тип подчинительной связи, предполагающий принятие зависимым словом грамматических форм (рода, числа, падежа) главного слова.
При данном виде связи оба компонента словосочетания являются изменяемыми.
Для согласования характерны следующие модели:
- имя существительное + имя прилагательное: январский мороз, чистая одежда;
- имя существительное + причастие: заснеженная улица, растрепанные волосы;
- имя существительное + порядковое числительное: первое место, четырнадцатый ряд;
- имя существительное + местоимение: твой выбор, этот день, каждый человек.
Также главное слово может быть выражено местоимением.
Управление
Определение
Управление – это вид подчинительной связи, подразумевающий употребление зависимого слова в косвенном падеже, требуемом главным словом.
Типы сочетания разных частей речи со связью управления:
- глагол + имя существительное: вызвать врача, купить билеты, повидаться с друзьями;
- имя прилагательное + местоимение: необходимый каждому (навык);
- имя существительное + имя существительное: мэр города, покупка квартиры;
- наречие + имя существительное: обидно до слез;
- имя числительное + имя существительное: трое товарищей, пять этажей;
- деепричастие + имя существительное: отвечая подруге;
- деепричастие + местоимение: улыбаясь ему.
Примыкание
Определение
Подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется примыканием.
В качестве главного компонента в словосочетаниях с типом связи «примыкание» могут применяться следующие части речи:
- глагол;
- причастие;
- деепричастие;
- наречие;
- имя существительное;
- имя прилагательное.
Зависимый элемент может быть выражен неизменяемой частью речи:
- инфинитив;
- наречие;
- деепричастие;
- неизменяемые прилагательные;
- форма сравнительной степени прилагательного.
Пример
Искусство удивлять; разрешил войти; медленно идти; поворот налево; общался улыбаясь.
Синтаксический разбор единицы речи
Каждый компонент языка можно разобрать синтаксически. Для этого достаточно знать простую характеристику и теоретические основы.
Образец синтаксического разбора словосочетания. Алгоритм действий
Проводить синтаксический разбор речи необходимо для установления ее главных свойств. Делать это можно со всеми частями и единицами. То же касается и предложения.
Полный синтаксический разбор словосочетания осуществляется по следующей схеме:
- Словосочетание;
- 1. Сама единица речи с вопросом
- Вид связи;
- Средство связи
- Грамматическое значение.
Таким образом, решая орфографические задачи, можно подробно расписать каждую единицу речи. Это помогает детально изучить все признаки.
Синтаксический разбор словосочетаний:
1) вечернее солнце;
2) пришел поздно.
- Словосочетание;
- 1. Солнце (какое?) вечернее;
- Согласование;
- Зависимое прилагательное.
III. Грамматическое значение – предмет и его признак.
- Словосочетание
- 1. Пришел (когда?) поздно;
- Примыкание;
- Неизменяемое наречие.
III. Грамматическое значение – действие и его признак.
Также необходимо помнить о графическом обозначении составляющих словосочетания. Они показаны в примерах. Подчеркивание играет важную роль в разборе: оно позволяет не запутаться при определении основных свойств единицы.
Теперь провести синтаксический разбор словосочетания не составит трудностей. Главное не запутаться в определении вида и связи – нельзя путать эти понятия между собой.
Синтаксический разбор предложения. Особенности
Выполнить синтаксический разбор предложения требуют намного чаще. Зная всю теорию об этой части языка, остается только следовать определенному алгоритму:
- выявление главных и второстепенных членов, их графическое обозначение;
- определение частей речи, которыми выражены компоненты;
- характеристика предложения;
- построение схемы и включение всех распространенных компонентов в нее.
Образец разбора предложения
Подробный разбор предложения можно увидеть на этом примере:
Презентация на тему: » Словосочетание в предложенииЦель урока: рассмотреть, какую роль играют словосочетания в предложении; закрепить умение находить словосочетания в предложении;» — Транскрипт:
1
Словосочетание в предложении
2
Цель урока: рассмотреть, какую роль играют словосочетания в предложении; закрепить умение находить словосочетания в предложении; отработать правило правописания слов в словосочетаниях.
3
Словосочетания – это Словосочетания – это «строительный» материал распространённого предложения. Словосочетание и слова отличаются от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание и слова отличаются от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы.
4
ТЕСТ ( проверка знаний) 1.Согласование — это А) подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в ту же форму, что и главное; Б)связь слов ( однородные члены); В) фразеологизмы. 2. Управление – это А) два любых члена предложения, связанные по смыслу; Б) связь слов, при которой главное слово требует от зависимого определённой формы; В) связь слов, при которой главное слово не связано с зависимым; 3.Примыкание – это А) слова одной и части речи; Б) слова, которые связаны грамматически; В) слова, которые связаны по смыслу.
5
1.Согласование — это А) подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в ту же форму, что и главное; Б)связь слов ( однородные члены); В) фразеологизмы. 2. Управление – это А) два любых члена предложения, связанные по смыслу; Б) связь слов, при которой главное слово требует от зависимого определённой формы; В) связь слов, при которой главное слово не связано с зависимым; 3.Примыкание – это А) слова одной и части речи; Б) слова, которые связаны грамматически; В) слова, которые связаны только по смыслу. ТЕСТ ( проверка знаний)
6
Учебник стр.102 упр.2 Учебник стр.102 упр.2 Дополнительно!!! Дополнительно!!! Выпишите словосочетания: Х Существительное + прилагательное
7
проверь Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч. Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч. Целые дни он ел или спал. Целые дни он ел или спал. Залезет кот на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Залезет кот на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. А Иваныч не сердится, мурлычет и жмурится. А Иваныч не сердится, мурлычет и жмурится. Вымыли мы его, вытерли и опять на печку спать положили. Вымыли мы его, вытерли и опять на печку спать положили.
8
Итог урока: Чем является словосочетания в предложении? Чем является словосочетания в предложении? Можно ли одними словосочетаниями рассказать о чем-либо? Можно ли одними словосочетаниями рассказать о чем-либо? Стр.103 упр.5 Стр.103 упр.5
Классификация по степени слитности компонентов
По степени спаянности элементов бывают словосочетания:
- синтаксически свободные или членимые: каждая составляющая является отдельным членом предложения, выполняет свое значение и имеет структурно оформленный вид: спелая груша, прийти на занятие;
- синтаксически несвободные или цельные: выступают в предложении как один член, поскольку поясняемое слово не обладает информативной завершенностью и зависимое слово его семантически дополняет.
Примечание
Для определения цельности словосочетания используют следующий прием. Если словосочетание с одним типом связи можно трансформировать в сочетание с другим типом связи без потери смысла, то оно является синтаксически свободным: стая лебедей – лебединая стая.
Цельные словосочетания в свою очередь делятся на несколько разновидностей:
- Количественно-именные, где главное слово представлено именем числительным или словом с числовым значением: три кота, много времени, несколько секунд, сотни фанатов, абсолютное большинство.
- Соединения слов, где главный компонент выражен числительным или местоимением, а зависимое – именем существительным с предлогом из: пятеро из класса, что-нибудь из еды.
- Словосочетания, состоящие из слов: глаза, нос, лицо, рост, так как эти словоформы необходимо лексически конкретизировать: карие глаза, умное лицо, средний рост.
- Словосочетания, состоящие из существительных с предлогами от–до, с–до: от начала до конца, с 1 мая до 1 июня.
- Составные сказуемые также являются нечленимыми словосочетаниями: отказался участвовать, решил высказаться, имел удовольствие.
- Словосочетания, выраженные метафорами: с улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
- Соединения слов с общим значением совместности, включающие предлог «с»: мы с Тамарой, муж с женой. В этом случае сказуемое, которое относится к данному неделимому словосочетанию, имеет форму множественного числа. Если же сказуемое стоит в единственном числе, то словосочетание является синтаксически свободным.
Грамматическое значение
Определение
Грамматическое значение или синтаксические отношения словосочетания – это отношения между его элементами, определяемые синтаксической связью и рассматриваемые вне конкретного лексического содержания составных частей словосочетания.
Данное явление отражается в вопросе от главного слова к зависимому.
Виды синтаксических отношений:
Определительные или атрибутивные: главный элемент является обозначением предмета, зависимый – его признаком, отвечающим на вопросы какой? / какая? / какое? / какие?
В данном виде словосочетаний главное слово, как правило, выражено существительным. При этом зависимое слово может быть выражено различными частями речи:
- прилагательным: красивое платье, летний день, звездное небо;
- причастием: поющая птица, играющий ребенок, решенный вопрос, выученное стихотворение;
- местоимением: мой дом, любая прихоть, наши дети;
- порядковым числительным: первый день, пятое число, седьмой этаж;
- существительным с предлогом или без: пакет яблок, помада мамы, телефон с камерой;
- наречием: сосед справа, хачапури по-аджарски, яйца вкрутую;
- глаголом в неопределенной форме: желание выспаться, необходимость отлучиться, возможность отдохнуть.
Объектные: главное слово, выраженное глаголом, означает действие, зависимое, выраженное предложным или беспредложным существительным – объект воздействия или предмет, с помощью которого совершается это действие. К зависимому элементу можно задать вопрос одного из косвенных падежей.
Пример
Бояться (чего?) темноты, доверять (кому?) родителям, приобрести (что?) велосипед, рассчитывать (на что?) на помощь, гордиться (чем?) успехами, посоветоваться (с кем?) с другом, грустить (о чем?) о прошлом.
Субъектные: зависимый компонент называет исполнителя действия, обозначаемого главным элементом, а также носителя состояния, которое указано главным словом.
Пример
Прибытие поезда, спокойствие пассажиров, готовность блюда.
Обстоятельственные или адвербиальные: основное слово значит действие или признак, а подчиняющийся ему компонент – обстоятельства, при которых это действие или признак осуществляются (место, время, условие, причина и пр.).
Пример
Уехать (когда?) поздно, выйти (откуда?) из дома, пригласить (зачем?) поужинать.
Восполняющие или комплетивные: главное слово характеризуется недостаточной информативностью, поэтому зависимое дополняет его по смыслу.
Пример
Двенадцать лет, слыть простаком, кипа бумаг.
Бывают ситуации, когда в одном словосочетании встречается объединение нескольких видов смысловых отношений. Это явление называется синкретизмом и наблюдается в словосочетаниях, где главный компонент сочетает в себе признаки разных частей речи.
Пример
В словосочетании «уважение к старшим» главное слово «уважение» соотносится с глаголом «уважать», следовательно, является отглагольным существительным. Из этого следует, что в данном примере объединены атрибутивные и объектные синтаксические отношения.
Структура словосочетания и правила комбинирования слов
Словосочетание представляет собой группу слов, сочетающихся между собой по смыслу. Они образуют синтаксическую и семантическую единицу, которая может выражать конкретное значение или отношение между словами.
Структура словосочетания может быть различной, но обычно она состоит из двух или более слов, где одно слово является определенным членом другого слова. В сложных словосочетаниях может быть несколько слов, связанных с помощью предлогов, союзов или других словосочетаний.
При комбинировании слов в словосочетании существуют определенные правила:
- Согласование: слова в словосочетании должны согласовываться между собой по роду, числу и падежу.
- Порядок слов: обычно в словосочетании слова располагаются в определенном порядке, выражающем их взаимосвязь или зависимость.
- Частотность использования: некоторые словосочетания стали устоявшимися и часто встречаются в речи, в то время как другие могут звучать неправильно или быть непонятными.
Примеры словосочетаний:
- Красный автомобиль
- Большая кошка
- Интересная книга
- Вкусный обед
В этих примерах существительные (автомобиль, кошка, книга, обед) описываются прилагательными (красный, большая, интересная, вкусный), и каждое слово согласовывается по роду, числу и падежу.
Словосочетания играют важную роль в языке, они помогают передать точность, подробности и отношения между словами. Правильное понимание структуры словосочетания и правил комбинирования слов помогает говорить и писать на языке более эффективно и точно.
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Понаблюдаем:
- синее небо
- белые облака
- плывут по небу
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
- светлая комната
- танцуешь в зале
- идешь у озера.
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
- медленно плывёшь
- наука победить
- работает вздыхая
- долго молчит.
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
- наречие (медленно, долго)
- неопределенная форма глагола (победить)
- деепричастие (вздыхая).
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Запомним, что подлежащее и сказуемое, которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Словосочетание и его роль в предложении
Словосочетание – это группа слов, которые связаны между собой и образуют единое смысловое целое. Оно состоит из двух или более слов, которые могут быть разных частей речи и выполнять различные функции в предложении.
Роль словосочетания в предложении заключается в том, что оно может выполнять определенную функцию и вносить свой вклад в смысловую и грамматическую структуру предложения. Вот некоторые роли, которые словосочетание может играть в предложении:
Подлежащее
Словосочетание может быть подлежащим предложения, то есть выполнять функцию того, о чем говорится в предложении. Например, в предложении “Красивая девушка улыбается” словосочетание “красивая девушка” является подлежащим.
Сказуемое
Словосочетание может быть сказуемым предложения, то есть выполнять функцию глагола или глагольного выражения, которое выражает действие или состояние. Например, в предложении “Он читает книгу” словосочетание “читает книгу” является сказуемым.
Дополнение
Словосочетание может быть дополнением предложения, то есть указывать на то, что действие направлено на кого-то или что-то. Например, в предложении “Она пишет письмо” словосочетание “письмо” является дополнением.
Определение
Словосочетание может быть определением предложения, то есть указывать на свойства или характеристики чего-то или кого-то. Например, в предложении “Красивая девушка улыбается” словосочетание “красивая девушка” является определением.
Однородные члены предложения
Словосочетание может содержать однородные члены предложения, которые выполняют одну и ту же функцию и имеют схожую грамматическую форму. Например, в словосочетании “красивая и умная девушка” прилагательные “красивая” и “умная” являются однородными членами предложения.
Таким образом, словосочетание играет важную роль в предложении, определяя его структуру и внося свой вклад в смысловую и грамматическую организацию предложения.
Правило встречается в следующих упражнениях:
5 класс
Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 594,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 446,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 447,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 449,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 450,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 451,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 452,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 43,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 486,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 443,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 553,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 560,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 285,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 332,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 579,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 580,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 581,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 7,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 504,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 2
Упражнение 160,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 185,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 211,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 229,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 272,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 273,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 274,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 62,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 63,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 71,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 48,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 87,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 90,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 93,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 130,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 464,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 466,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Как распознать словосочетания в предложении
Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:
- Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
- Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
- Найти, к какому слову оно относится.
- Связать главное и зависимое слово вопросом.
- Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.
- Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
- Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
- Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
- Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
- Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
- Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
- Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
- Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).
Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:
Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.
Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.
Проверь себя
Задание 1.Какая из характеристик отличает словосочетание от предложения?
- Связь слов с помощью смысла и грамматики.
- Совокупность двух и более слов.
- Наличие коммуникативной функции.
Задание 2.Чем не может быть выражено зависимое слово в согласовании?
- Прилагательным в простой сравнительной степени.
- Местоимением-прилагательным.
- Приложением.
Задание 3.Чем не может быть выражено зависимое слово в управлении?
- Существительным.
- Глаголом.
- Местоимением-существительным.
Задание 4.Как соединяются слова при примыкании?
- Только по смыслу.
- Только грамматически.
- И по смыслу, и грамматически.
Ответы: 1. — 3; 2. — 1; 3. — 2; 4. — 1.
Виды связи в словосочетаниях
Виды и типы связи в словосочетаниях условно можно разделить на несколько групп:
Каждый из этих видов связи обладает своими особенностями и правилами согласования.
Но все связи, в свою очередь, делятся ещё на два типа:
Сочинительную | Подчинительную |
Виды подчинительной связи – это как раз согласование, управление и примыкание. А в самом предложении чаще используется сочинительная связь. Запомните, что подчинительная связь характерна именно для словосочетаний и делится на три основных вида.
Разберём виды связи слов в словосочетании, чтобы быстрее запомнить разницу между ними.
Что такое управление?
Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога.
Среди всех трёх видов связи (примыкание, управление, согласование) управление является наиболее сложным, так как главным словом в таких словосочетаниях могут быть как глаголы, так и существительные, наречия или прилагательные. Зависимым тоже могут быть любые части речи. Поэтому словосочетание со связью управление вызывают очень много трудностей при написании, использовании в повседневной речи и разборе.
Со связью управление связаны самые частые ошибки в русском языке:
Внимание! Если словосочетание со словом, которое обозначает целое, будет иметь определение, то вместо –у будет окончание –а.
Пример такого словосочетания:
Примеры управления:
При такой связи довольно часто применяется сочетание глагол-существительное. Очень часто используются предлоги, которые могут нарушать правила русского языка. Этот тип связи считается одним из сложных как раз из-за обилия ошибок при согласовании. Всегда смотрите на смысл и проверяйте окончание!
Что такое примыкание?
Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
Тип связи примыкание тоже может быть выражен любой частью речи. Главное слово может быть глаголом, существительным, прилагательным или наречием, а зависимое – наречием, деепричастием, неопределённой формой глагола или прилагательным. Сочетание слов может быть любым. Этот вид связи легко обнаружить из-за частой связи с деепричастиями.
Примеры примыкания:
Что такое согласование?
Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе и падеже. В таких словосочетаниях главным словом всегда будет существительное (либо другая часть речи в его роли):
Зависимые слова могут быть выражены любыми частями речи (прилагательные, глаголы, причастия и числительные).
Связь согласование – самая простая из всех видов подчинительной связи в словосочетаниях. Подчинительное словосочетание с этим типом связи часто не нуждается в дополнительных предлогах. Главная ошибка при написании словосочетаний с такой связью — окончание
Обращайте внимание на вопрос и тип окончания в разбираемом словосочетании.
Чтобы лучше усвоить материал, обратимся к таблице с согласованием, управлением и примыканием.
Виды связи в словосочетаниях (таблица)
Основные виды связей словосочетаний намного быстрее запоминаются с помощью таблицы, так как она наглядная и содержит в себе всю необходимую информацию.
Обратимся к таблице со связями согласование, управление и примыкание:
Вид связи в словосочетании |
---|
Согласование |
Особенности и признаки | Главное слово | Зависимое слово |
---|---|---|
Главное и зависимое слово согласны в:Числе;Падеже;Роде.При изменении главного меняется и зависимое | Существительное;Местоимение;Другая часть речи в роли существительного. | Прилагательное;Глагол;Причастие;Числительное. |
Вид связи в словосочетании |
---|
Управление |
Особенности и признаки | Главное слово | Зависимое слово |
---|---|---|
Главное слово управляет зависимым, меняя его род, число и падеж.Но при изменении главного зависимое слово не меняется. | Глагол;Существительное;Наречие;Прилагательное. | Существительное;Местоимение;Другие части речи. |
Вид связи в словосочетании |
---|
Примыкание |
Особенности и признаки | Главное слово | Зависимое слово |
---|---|---|
Зависимое слово не относится к изменяемой части речи. Слова соединяются только по смыслу. | Глагол;Наречие;Прилагательное. | Наречие;Деепричастие;Неопределённая форма глагола;Прилагательное. |
Основные виды словосочетаний и связи между ними — сложная тема. Для упрощения понимания материала лучше всего запомнить, какие части речи будут зависимыми и главными в тех или иных случаях связи.
Структура предложения
Предложение – это основная единица языка, которая выражает законченное смысловое высказывание. Оно состоит из нескольких элементов, которые имеют определенную структуру.
Подлежащее
Подлежащее – это часть предложения, которая обозначает того, о ком или о чем идет речь. Оно может быть выражено существительным, местоимением или инфинитивом.
Сказуемое
Сказуемое – это часть предложения, которая выражает действие, состояние или отношение к подлежащему. Оно может быть выражено глаголом, глагольной фразой или инфинитивом.
Дополнение
Дополнение – это часть предложения, которая дополняет или уточняет сказуемое. Оно может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным или другими частями речи.
Определение
Определение – это часть предложения, которая указывает на свойства или характеристики подлежащего или дополнения. Оно может быть выражено прилагательным, причастием или другими частями речи.
Обстоятельство
Обстоятельство – это часть предложения, которая указывает на условия, место, время, причину или цель действия. Оно может быть выражено наречием, предлогом или другими частями речи.
Предикатив
Предикатив – это часть предложения, которая выражает состояние или свойство подлежащего. Он может быть выражен прилагательным, существительным или другими частями речи.
Таким образом, структура предложения включает в себя подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство и предикатив. Каждый из этих элементов выполняет определенную роль в предложении и помогает передать смысловую информацию.
Неделимые словосочетания
Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.
В теплице поспело четыре огурца .
Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:
В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.
Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:
- Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
- Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
- Отмерьте полтора метра верёвки.
- Принеси дедушке стакан воды.
- Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
- Что-то из приготовленного придётся оставить.
- Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
- Кто из учеников не решил задачу?
- Со значением совместного действия.
- Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
- Папа с мамой опять помирились.
- Петя с другом сделали модель самолёта.
Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:
Жили-были старик со старухой .
Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:
Старик со старухой не посоветовался .
- Составные формы сказуемого.
- Буря начала стихать .
- Марина собирается стать художником .
- Нечленимые названия.
- Нижний Новгород празднует День города.
- Театр поставил «Бориса Годунова».
- Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
- Николай оказал коллеге медвежью услугу.
- Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
- Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
- Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
- Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
- Малыш в пушистой шубке тянул санки.
В чём отличие предложения от словосочетания
Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.
- Выражает законченную мысль:
- Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
- Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
- Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
- Имеет грамматическую основу:
- Сегодня полнолуние . – полная луна.
- С самого утра подморозило . – крепко сковать.
- Может состоять из одного слова:
- Мороз ! – крепкий мороз.
- Рассвело . – почти рассвело.
- Холодно . – холодно взглянул.
- Допускает использование сочинительной связи:
- Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
- Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
- Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).