Сказка в поэме «кому на руси жить хорошо»: примеры и особенности

Фольклор в “кому на руси жить хорошо” – элементы фольклорных мотивов в поэме

Идея поэмы

Главная идея поэмы в том, что реформа
1861 года не принесла облегчения и счастья
ни «барину», ни «мужику»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику!..

Для попа счастье – в крепостническом
прошлом, когда церковь была на содержании
у богатых помещиков, а разорение помещиков
привело к обнищанию крестьян и упадку
духовного сословия.

Два помещика Оболт-Оболдуев (глава V1-й части) и Утятин-князь (глава «Последыш»)
тоскуют о навсегда утраченном рае
крепостной Руси, когда дворянское
счастье заключалось в праздности,
роскоши, чревоугодии, своеволии и
самовластье. Богатство «прогрессивного»
помещика основано на поборах с оброчных
крестьян, а покой помещика – это вера
в идиллию единой семьи крепостника-помещика
(отца) и крестьян (детей), где отец может
по-отечески наказать, а может и великодушно
помиловать. Счастье Утятина-князя из
главы «Последыш» заключается в
удовлетворении властолюбия и в
самодурстве, тщеславной гордости своим
происхождением. А теперь – потеряно
богатство, утерян покой (кругом
крестьяне-разбойники), никто не жалует
дворянскую честь (странники называют
помещиков «прохвостами»), да и сам
помещик получил говорящую фамилию, в
которой сочетаются оболтус, оболдуй и
балда.

Что же такое счастье в глазах народа? В
главе «Счастливые» любители выпить
дармовую чарочку говорят о своём счастье
как об отсутствии несчастья («Сельская
ярмонка»). Солдат счастлив тем, что в
двадцати сраженьях «был, а не убит»,
«нещадно бит я палками», — а жив остался.
Старуха радуется, что не умрёт с голоду,
так как родилось много реп «на небольшой
гряде». Каменщик, надорвавшийся на
работе, рад тому, что добрался-таки до
родной деревни:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

Народ в понятии счастья довольствуется
малым, принимая за него даже мелкую
удачу. Галерея счастливых из народа
завершается ироническим парадоксом:
парад «счастливцев» завершают нищие,
для которых счастье – в получении
милостыни.

Но вот крестьянин Федосей из деревни
Дымоглотова называет странникам
счастливого – Ермила Гирина. Вначале
он писарь, затем его выбирают бурмистром.
Он лишь раз отступил от правды, спасая
от рекрутчины «меньшого брата Митрия»,
но затем кается всенародно, получает
прощение, успешно борется за мельницу
с купцом Алтынниковым, собрав со всех
деньги, а затем честно их возвращает
пожертвовавшим. Конец истории Гирина
окутан тайною: его призвали помочь в
усмирении крестьян «помещика Обрубкова»,
а затем сообщается, что «в остроге он
сидит» (очевидно, оказался на стороне
бунтарей).

В главе «Крестьянка» Некрасов создаёт
замечательный образ Матрёны Тимофеевны,
прошедшей все возможные для русской
женщины испытания: семейный «ад» в доме
мужа, страшную гибель ребёнка, публичное
наказание по прихоти самодура-помещика,
солдатчину мужа. Но она продолжает
править домом, растить детей. Счастье
русской крестьянки автор глазами
странников увидел в несгибаемой стойкости
и великом терпении.

Другой «счастливец» — Савелий, богатырь
святорусский: «клеймёный, да не раб!» —
терпел, терпел, но его терпению пришёл
конец, правда, через 18 лет унижений. За
ругань управляющего-немца девять мужиков
во главе с Савелием живьём закапывают
его в землю, за что и получает годы
каторги. Отбыв наказание, Савелий
становится невольным виновником гибели
внука, уходит странствовать, кается и
умирает, дожив до «ста семи годов».

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга…

Лишь в эпилоге появляется по-настоящему
счастливый персонаж – Григорий
Добросклонов. Выросший в семье дьячка,
он живёт обычной трудной крестьянской
жизнью, но с помощью односельчан поступает
в семинарию и выбирает свой путь, в
котором главным оружием оказывается
слово
. Это путь поэта – народного
заступника.

Самым счастливым человеком у Некрасова
оказывается не царь, не пьяный, не раб,
не помещик, а – поэт, поющий лучезарные
гимны о народном счастье. Песни, сочинённые
Гришей, — одно из самых сильных мест в
поэме.

Таким образом, вслед за вопросами Гоголя
«Русь, куда несёшься ты?», Герцена «Кто
виноват?», Чернышевского «Что делать?»
Некрасов ставит ещё один вечный российский
вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

Глава 5. Помещик.

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами. Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать. Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин. Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства. Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо. За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости. Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка.

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю. Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей. Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка. Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети. Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Роль песен в произведении

Писатель собрал в поэме большое количество песен — лирические, обрядовые, солдатские. Они используются для создания особенного настроения всего произведения, а также в качестве дополнения к отдельным сценам. Песня описывает быт народа, мировоззрение простого крестьянина, сопровождает героев в разных сферах жизни — в работе, дороге, во время обрядовых моментов, на праздниках и похоронах. Этот фольклорный жанр наиболее ярко и точно отражает в поэме нелёгкую женскую долю, непомерный тяжёлый труд и повседневные лишения.

На протяжении произведения можно заметить, как меняется характер песен. Грустные, отражающие тяжёлое положение крестьянства, они звучат ярче и радостнее ближе к концу произведения. Этот прием словно отвлекает от груза проблем и дарит надежду на лучшее будущее, веру в справедливость.

Наиболее широко автор использует жанровые формы в части «Крестьянка». Рассмотрим, какие фольклорные элементы можно заметить в этих главах:

  1. Похоронные причитания.
  2. Свадебные напевы.
  3. Лирические (семейно-бытовые) песни.

Свадебные и похоронные причитания в главах «До замужества» и «Крестьянка» наиболее точно отражают настроение народа, особенно тяжёлое положение крепостной женщины. Несколько отрывков — «Последыш», «Пир на весь мир» — имеют острый социальный характер, являются средством пропаганды революционных идей. Рекрутские причитания отражают мрачную жизнь отставного солдата.

Главные герои и их характеристика:

  1.  Роман  — в поэме о нём нет данных, характеристика отсутствует;
  2.  Демьян  — самый «образованный» из путников, может читать по слогам;
  3.  Лука  — глупый, бородатый мужичок;
  4.  Иван Губин и его брат 
  5.  Митродор Губин  — пьяницы, разбираются в лошадях;
  6.  Старик Пахом  — пчеловод, сметливый пожилой дядька;
  7.  Пров  — угрюмый мужик крепкого телосложения.
  •  Матрёна Тимофеевна  — жизнь Матрёны сложна, она рано потеряла родителей, пережила смерть сына. Она стойко встречает происки судьбы, но к счастливчикам её точно нельзя отнести.
  •  Богатырь Савелий  — о печальной судьбе Савелия путникам тоже поведала Матрёна.
  •  Поп  — священник с нелёгкой службой в деревенской церкви.
  •  Ермил Гирин  — молодой, умный, добрый и трудолюбивый крестьянин. Был бургомистром, но совершил оплошность и не смог с этим смириться.
  •  Оболд Оболдуев  — помещик, которому очень не хватает крепостного права.
  •  Князь Утятин  — старый князь, не признавший отмены крепостного права.
  •  Гриша Добросклонов  — 15-ти летний сын дьяка, умный и добрый малый, живущий в нищете, вынужденный постоянно голодать.

4 часть. Пир на весь мир

Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.

Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.

«Славно жить народу на Руси святой»:

Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.

Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:

«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».

Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.

Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.

Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.

К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.

Эпилог. Гриша Добросклонов

Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:

  • Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
  • Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.

Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.

Краткий анализ

Год написания
– 1866 – 1876 гг.

История создания
– История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины, не дало возможности претворить планы в жизнь.

Тема
– Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного гнета, и главной ее темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой счастья, труда, и Родины.

Композиция
– Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.

Жанр
– Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является эпической поэмой.

Направление
– Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.

Роль песен в поэме

В тексте поэмы песни используются для создания колорита, общего настроения произведения, дополнения к некоторым сценам. К концу поэму роль народной песни становится гораздо масштабнее. В начале песня нужна, чтобы описать в деталях крестьянский быт, мировоззрение простого работящего человека. Песня сопровождает путников, развлекает их, греет душу, утешает. Все обрядовые моменты в главе про Матрёну Тимофеевну сопровождаются фольклорными “кружевами”: эти песни являются отражением женской доли, её непомерной тяжести и горя. Неспроста у героини практически нет весёлых историй, она по-настоящему была счастлива только, когда жила в родительском доме. Чем ближе сюжет к развязке, которая несколько размыта в поэме, тем ярче, обнадёживающе и радостнее звучат народные песни. В этом плане они построены по принципу динамичности в сторону народного самосознания и веры в лучшее будущее.

Отдельный аспект – авторство песен. Н. А. Некрасов собрал множество обрядовых, солдатских, лирических песен, которые относятся к устному народному творчеству, но немалая часть произведений песенного жанра – его собственные, стилизованные под русские фольклорные жанры.

Роль песен в поэме

В тексте поэмы песни используются для создания колорита, общего настроения произведения, дополнения к некоторым сценам. К концу поэму роль народной песни становится гораздо масштабнее. В начале песня нужна, чтобы описать в деталях крестьянский быт, мировоззрение простого работящего человека. Песня сопровождает путников, развлекает их, греет душу, утешает. Все обрядовые моменты в главе про Матрёну Тимофеевну сопровождаются фольклорными “кружевами”: эти песни являются отражением женской доли, её непомерной тяжести и горя. Неспроста у героини практически нет весёлых историй, она по-настоящему была счастлива только, когда жила в родительском доме. Чем ближе сюжет к развязке, которая несколько размыта в поэме, тем ярче, обнадёживающе и радостнее звучат народные песни. В этом плане они построены по принципу динамичности в сторону народного самосознания и веры в лучшее будущее.

Отдельный аспект – авторство песен. Н. А. Некрасов собрал множество обрядовых, солдатских, лирических песен, которые относятся к устному народному творчеству, но немалая часть произведений песенного жанра – его собственные, стилизованные под русские фольклорные жанры.

2 часть. Последыш

Глава 1

Странники добрались до Волги. Вокруг шла веселая косьба. Странники увидели, как чудный старик куражился над крестьянами. Он заставил разметать богатырский стог. Ему показалось, что сено не досохло. Это оказался князь Утятин. Удивились странники, почему так ведут себя крестьяне, если им давно уже дана вольная и вотчина принадлежит не князю, а им. Влас объясняет товарищам, в чем дело.

Глава 2

Помещик был очень богат и важен. Он не поверил, что отменили крепостное право. Его хватил удар. Приехали дети, их жены. Все думали, что старик помрет, а он выздоровел. Испугались наследники отцовского гнева. Одна из барынь сказала, что крепостное право вернули. Пришлось уговорить крепостных продолжать вести себя как раньше, до вольной. Пообещали заплатить за все причуды родителя. Приказы князя были настолько смешны, насколько нелепы. Один из стариков не выдержал и высказал князю. Его было приказано наказать. Уговорили Агапа пить и кричать так, как будто его бьют. Напоили до смерти старика, к утру умер.

Глава 3

Крестьяне, веря в обещания наследников, ведут себя как крепостные. Князь Последыш умирает. Но обещания никто не выполняет, земли, обещанные, не переходят к крестьянам. Идет судебная тяжба.

Лексика поэмы и многообразие фольклорных жанров

Произведение начинается как сказка: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…” Постепенно Некрасов окунает читателя в своеобразную неповторимую атмосферу русской жизни, которая невозможна без устного народного творчества. Оно хранит всю красоту и мудрость, которая веками накапливалась и приумножалась простыми людьми. Фольклор отнюдь не примитивен Автор мастерски играет жанровыми формами фольклора. В произведении много пословиц, поговорок, потешек. Некоторые главы написаны в форме предания (“Бабья правда”), очень близка к жанру легенда “История о двух великих грешниках”.

Общий народный характер произведения держится на фольклорных образах и лексике, поэме присущи выразительные средства и другие элементы, взятые из устного творчества. “Сторонушка”, “головушка”, “долюшка” – слова с уменьшительно ласкательными суффиксами используются автором настолько же часто, как и нейтральная лексика, это придаёт повествованию песенность, мелодичность. Традиционными “сказочными” тропами насыщен весь текст поэмы: “красна девица”, “слёзы горькие”, “ветры буйные”, “чужая сторонушка”. За особый слог и ритм произведения можно охарактеризовать его, как большую многосюжетную былину. В одной из глав “Горькое время – горькие песни” собраны все лирические и бытовые песни, которые подчёркивают несправедливость и непомерную тяжесть крестьянской доли. Даже “Весёлая” песня названа так только потому, что крестьяне не лишены иронии и сарказма в описании своей повседневной жизни.

Лексика поэмы и многообразие фольклорных жанров

Произведение начинается как сказка: “В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…” Постепенно Некрасов окунает читателя в своеобразную неповторимую атмосферу русской жизни, которая невозможна без устного народного творчества. Оно хранит всю красоту и мудрость, которая веками накапливалась и приумножалась простыми людьми. Фольклор отнюдь не примитивен Автор мастерски играет жанровыми формами фольклора. В произведении много пословиц, поговорок, потешек. Некоторые главы написаны в форме предания (“Бабья правда”), очень близка к жанру легенда “История о двух великих грешниках”.

Общий народный характер произведения держится на фольклорных образах и лексике, поэме присущи выразительные средства и другие элементы, взятые из устного творчества. “Сторонушка”, “головушка”, “долюшка” – слова с уменьшительно ласкательными суффиксами используются автором настолько же часто, как и нейтральная лексика, это придаёт повествованию песенность, мелодичность. Традиционными “сказочными” тропами насыщен весь текст поэмы: “красна девица”, “слёзы горькие”, “ветры буйные”, “чужая сторонушка”. За особый слог и ритм произведения можно охарактеризовать его, как большую многосюжетную былину. В одной из глав “Горькое время – горькие песни” собраны все лирические и бытовые песни, которые подчёркивают несправедливость и непомерную тяжесть крестьянской доли. Даже “Весёлая” песня названа так только потому, что крестьяне не лишены иронии и сарказма в описании своей повседневной жизни.

Замысел и композиция поэмы

Эта поэма стала главной некрасовской
книгой. Он задумал и начал её в 1863 году,
вскоре после отмены крепостного права,
и писал до самой смерти, почти 15 лет, но
так и не закончил.

Из четырёх больших фрагментов только
«часть первая» мыслилась Некрасовым
как законченная, завершённая. Главы
«Последыш» и «Пир на весь мир», связанные
между собой и сюжетно, и по времени
действия, имеют авторские пометки «из
второй части», а «Крестьянка» имеет
подзаголовок «из третьей части». Более
почти ничего неясно. Вглядываясь в
части, мы должны догадываться о возможном
целом.

Сегодня главы обычно располагают в
порядке авторской работы над ними:
«Часть первая» — «Последыш» — «Крестьянка»
— «Пир на весь мир». Именно такую композицию
подсказывает логика изменения
представлений крестьян-правдоискателей
о счастливом человеке, хотя Некрасов
так и не успел выстроить части и главы
в нужном ему порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: