7 основных реформ екатерины ii

Экономические реформы

Экономическая жизнь страны ознаменовалась целым рядом нововведений.

После свержения Петра III Екатерина возвратила в собственность церкви конфискованное при императоре имущество. Однако уже в феврале 1764 года земельные владения у монастырей снова отняли и передали в подчинение коллегии экономии. Крепостные крестьяне, которые обрабатывали секуляризованные земли, из монастырских стали государственными.

Кроме того, деньги требовались в большом количестве на военные нужды и освоение новых земель. Государственные расходы превышали доходы. Печать ассигнаций101 частично решала эту проблему.

Однако доверие к ассигнациям подрывало два обстоятельства:

  • ассигнаций печаталось слишком много, в итоге это вызвало их значительное обесценивание;
  • бумажные деньги разменивались только на медную монету, это привело к росту цены на серебро и к падению стоимости разменной монеты.

Открылись Дворянский и Купеческий банки. В дворянском можно было получить ссуду под залог имения или крепостных душ. Купеческий банк служил для кредитования торговых и промышленных предприятий. Кроме того, был образован Государственный банк.

В Российской империи появилась свобода предпринимательства. С 1775 года любой человек, вне зависимости от его сословия, мог открыть ремесленную мастерскую, фабрику, завод. До того открытие промышленных предприятий было доступно только дворянам, купцам, части городских жителей и полностью недоступно крестьянам.

Рис. 4. Дворянский заемный банк в Санкт-Петербурге, фото здания после надстройки 4-го этажа

Закрепощение крестьянства

Все крестьянские реформы Екатерины II были направлены на последовательное закрепощение основной массы населения. При ней крестьяне из крепостных стали абсолютно бесправными рабами, лишёнными каких бы то ни было прав, кроме права на жизнь – убивать крепостных было запрещено. При этом ничто не мешало помещику, например, замучить своего крепостного до смерти, или заморить голодом. Подобные преступления игнорировались и никак не наказывались, кроме нескольких особенно вопиющих случаев. В целом же при Екатерине II положение крепостных крестьян стало хуже, чем когда бы то ни было в истории России.

Губернская реформа

Именно она являлась основной и самой важной из всех. После губернской реформы Екатерины II административные единицы страны практически в том же самом виде просуществовали более полутора столетий, до самой революции

Целью реформы было сделать управление огромной страной более эффективной, губернии были заменены на наместничества, которые, в свою очередь, делились на уезды.

Схема губернской реформы Екатерины II

Но не всё проходило гладко – по указу императрицы ряд городов получил уездный статус, чтобы стать административными центрами своих уездов, но на деле некоторые из них фактически остались сёлами. И не все города, которые было приказано основать, действительно были заложены, множество из них так и осталось на бумаге. При этом сами города в результате губернской реформы Екатерины II стали отдельными административными единицами. 

У этой реформы был ряд недостатков, так как она разорвала сложившиеся естественным образом торговые и иные связи между регионами и населёнными пунктами, перекроив карту России на новый лад. К тому же её проведение потребовало огромных расходов, которые легли на плечи государственной казны тяжким бременем.

Реформа системы образования

Образовательная реформа Екатерины II привела с созданию по всей Российской империи ряда школ и училищ, что положительно сказалось на среднем уровне образованности населения. Особенное влияние императрица уделяла развитию образования среди женщин, и по её приказу был открыт Смольный институт благородных девиц, первое в стране учебное заведение для девушек.

Смольный институт благородных девиц

Однако, у реформы образования, проведённой Екатериной II, был и существенный недостаток. Она активно приглашала зарубежных преподавателей и специалистов, не уделяя при этом внимания воспитанию собственных кадров. Соответственно, приглашённые иностранцы работали учителями и наставниками, но отечественную замену им никто и не думал готовить.

Основные принципы школьной реформы

Екатерина II установила несколько основных принципов, которые должны были лежать в основе школьной реформы:

Обязательное образование

Первым и самым важным принципом было введение обязательного образования для всех детей в возрасте от 8 до 12 лет. Это означало, что каждый ребенок должен был посещать школу и получать базовые знания и навыки.

Бесплатное образование

Екатерина II также установила, что образование должно быть бесплатным для всех детей. Это позволяло детям из бедных семей получить образование и повысить свои шансы на успешное будущее.

Разделение на ступени

Школьная реформа предусматривала разделение образования на несколько ступеней. Первая ступень была начальной школой, где дети получали основы чтения, письма и арифметики. Затем следовала средняя школа, где ученики изучали более сложные предметы, такие как история, география и естественные науки. Наконец, была высшая школа, где ученики готовились к поступлению в университеты или специальные учебные заведения.

Профессиональное образование

Екатерина II также придала большое значение профессиональному образованию. Она создала специальные учебные заведения, где ученики могли получить практические навыки в различных областях, таких как медицина, инженерия и ремесла. Это позволяло выпускникам сразу приступать к работе и вносить свой вклад в развитие страны.

Обучение на родном языке

Екатерина II также поддерживала обучение на родном языке

Она признавала важность сохранения и развития культуры и языка различных народов России. Поэтому она поддерживала открытие школ, где дети могли получать образование на своем родном языке

Основные мероприятия реформы

В 1763 г. приближенный Екатерины II И. И. Бецкой был назначен главным советником императрицы в сфере образования, поэтому в вопросах школьных реформ он стал главной фигурой екатерининской эпохи.

В 1764 г. начал строиться Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей, на что было выделено 100 тыс. рублей и ежегодно – по 50 тыс. рублей. Кроме государственной поддержки были еще и благотворительные пожертвования: сам И. Бецкой передал на строительство более 150 тыс. рублей, меценат же П. А. Демидов – около 200 тыс. рублей. Задачами Воспитательного дома было обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к трудовой деятельности. Выпускались сироты уже вольными людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

В нем могли обучаться девочки с 5-6 лет дворянского происхождения. Они разделялись на 4 возраста и носили форменную одежду, которая соответствовала их группе. Девушкам преподавались такие предметы, как Закон Божий, русские и иностранные языки, география, арифметика, история, музыка, танцы, рисования, домоводство, светские манеры и т.д.

Система образования для мальчиков была более обширна. При Екатерине же для них были открыты училища при Академии художеств и Академии наук.

Данный устав предполагал разделение предметов на 4 категории:

  • предпочтительно нужные гражданскому званию всенародное, государственное и естественное право, государственная экономия, нравоучение;
  • полезные: общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело, теория защитных укреплений;
  • руководствующие к познанию прочих наук: логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история;
  • художества: лепка, танцы, рисование, архитектура, фехтование и пр.

Согласно Уставу, создавалась классно-урочная система обучения. В основу образовательного процесса помещались воспитание в детях добросовестности, трудолюбия и прилежания; строго запрещалось применение физических методов воспитания – в качестве наказаний можно было использовать лишение приятных вещей (прогулов, участия в играх и пр.).

Кроме того, учреждалось два типа училищ:

  • малые училища: срок обучения составлял 2 года; преподавалось чистописание, рисование, нумерация, письмо;
  • главные училища: срок обучения составлял 5 лет по обширной и многопредметной программе (курсы естественно-научных занятий, языки, архитектура и пр.).

Также существовали приходские училища. Таким образом, формировалась трехзвенная структура учебных заведений для горожан – приходские, малые, главные.

Для распространения сети училищ были необходимы учителя, поэтому из главного училища позже выделалась учительская семинария – центр по подготовке педагогов.

В планах императрицы также был проект организации сельских школ и обеспечение всеобщего внесословного минимального образования. Однако крестьяне так и не получили доступ к знаниям.

Результаты реформы.

В результате школьной реформы Екатерины II было положено начало становлению общеобразовательных учреждений, а также положено начало женскому образованию в России, была создана классово-урочная система и структурирован учебный процесс.

За время своего правления Екатерина издала несколько указов в сфере образования. Она была сторонницей просветительской философии. В соответствии с ней она считала, что государству необходимы грамотные и квалифицированные подданные.

В 1764 году было открыто первое женское образовательное учреждение .

1779 году было открыто Коммерческое училище, где обучали торговому делу.

Была создана система народных училищ. В каждом городе открывали главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Именно тогда зародилась система образования, похожая на современную (классно-урочная система, преподавание отдельных предметов).

Проводимая Екатериной политика просвещенного абсолютизма, требовала реформирования страны, которая только начала отходить от эпохи Дворцовых переворотов. Такие изменения в России действительно происходили, но реформы Екатерины 2, в отличии, например, от петровских, не столько создавали сильное государство, сколько создавали сильную элиту в государстве. Причем, чем ближе к концу правления Екатерины, тем эта тенденция становится отчетливее.

Основные направления реформ Екатерины Второй

Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования элиты. Ниже приведена таблица, в которой рассмотрены основные направления реформаторской деятельности императрицы и некоторые результаты, к которым это привело.

Таблица: Реформы Екатерины 2 и их основное направление
Годы реализации Название реформы Суть и краткие результаты
1763 Систематизировалась судебная система России, а Сенат делился на 6 департаментов.
1763-1764 Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.
1764-1782

Ликвидирована автономия Украины и казачьих районов (Яик, Запорожье, Дон) — 1764. Губернская реформа — 1775
Городовая реформа — 1782
Введение крепостного права на Украине — 1783

Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами.
1785 Жалованная грамота городам.Жалованная грамота дворянству Окончательно сформировалась новая элита, на которую опиралась власть Императора.
1786 Школьная реформа Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий.

Реорганизация Сената

Реформа реорганизации Сената Екатериной 2 была проведена 25 декабря 1763 года.  Основная идея этой реформы заключалась в создание системы судебного управления страной, где функции власти будут разделены между шестью департаментами:

  1. Решал важнейшие дела из области политики в Санкт-Петербурге.
  2. Решал судебные дела в Санкт-Петербурге.
  3. Осуществлял надзорные функции над образованием, искусством, медициной, транспортом и наукой.
  4. Контролировал военную отрасль России. Этот департамент отвечал как за сухопутные, так и за морские подразделения.
  5. Решал политические дела в Москве.
  6. Осуществление судебных функций в Москве.

Главой Сената и Первого департамента назначался генерал-прокурор. Он имел право лично докладывать императору. Остальные Департаменты возглавляли обер-прокуроры, которые отчитывались и докладывали главе Сената.

Судебная система России при Екатерине 2

Секуляризация

После смерти Петра 1 церковь начала восстанавливать свои привилегии и влияние. Да, церковь была удалена от управления страной, но она сохраняла свои земли, имущества и право владеть крепостными крестьянами. Последнее было ликвидировано в 1764 году, когда произошла Секуляризация церковных земель. Эта реформа предполагала:

  • Церкви и монастыри лишаются права на землю и на крепостных. В результате более 900 тыс крестьян перешли из статуса «церковных» в статус «государственные».
  • Церкви и монастыри сохраняли право на недвижимое имущество.

Тем самым был нанесен удар по независимости и самостоятельности церкви, ведь она лишилась основного источника своего дохода.

Система местного управления

Рассматривые реформы местного самоуправления Екатерины 2 важно отметить, что эти изменения создали основы бюрократии, значительно расширив штат чиновников. Реформа была издана в 1775 году и называлась «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи»

Губернии в России появились еще при Петре 1. Петр Алексеевич разделил страну на 8 губерний. Екатерина 2 вместо 8 губерний ввела 50, которые делились еще и на уезды.

Система местного самоуправления России после 1775 года

Краткая суть этих реформ Екатерины 2:

  • Страна делилась на губернии (население 300-400 тыс человек), которые делились на уезды (население 20-30 тыс человек).
  • Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который набирал штат помощников, вице-губернаторов. Также ему подчинялся полицмейстер.
  • Окончательно формирование судебной системы.
  • Местное управление передавалось в руки избранным сословиям, на которые власть планировала опираться.

Одновременно с созданием системы местного управления, Екатерина 2 ограничивала самостоятельность, автономность, отдельных районов страны. Например, в 1764 году автономии была лишена Украина и в том же году ликвидировалась система гетманства. Последним гетманом Украины был Разумовский. Это был шаг для того, чтобы в стране действовали единые законы и не был исключений. В том же 1764 году автономии были лишены другие казацкие земли — Дон, Яик и Запорожье.

Военные реформы

Военные реформы Екатерины II также не отличались последовательностью. Сначала ей был издан «Устав нового артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса». Который определял порядок прохождения обучения курсантов в военных училищах. Далее она упразднила Запорожскую сечь и изменила всю систему обороны рубежей империи, создав регулярное казачье войско полностью подчиненное трону.

При помощи Григория Потемкина-Таврического и А. В. Суворова императрица:

  • увеличила состав кавалерии;
  • создала ряд новых полков (гренадерских, егерских, драгунских, мушкетерских, полки карабинеров);
  • изменила подход к обучению рекрутов (больше полевой подготовки, чем парадной муштры);
  • ввела новую форму (летний и зимний вариант);
  • отменила телесные наказания в армии.

В этот период численность российской армии достигла 240 тысяч человек.

Необходимость школьной реформы

Во времена Екатерины II, система образования в России была устаревшей и неэффективной. Большинство школ были церковными и предлагали ограниченную программу обучения, которая в основном включала религиозное образование и чтение священных текстов.

Однако, с развитием просвещения и науки в Европе, стало очевидно, что России необходимо современное и качественное образование, чтобы подготовить молодое поколение к вызовам и требованиям современного мира.

Кроме того, Екатерина II осознавала, что образование является ключевым фактором для развития страны и укрепления ее положения в мировом сообществе. Она видела, что другие европейские страны уже проводят школьные реформы и достигают значительных успехов в области науки, технологий и культуры.

Таким образом, необходимость школьной реформы стала очевидной для Екатерины II. Она понимала, что Россия должна изменить свою систему образования, чтобы обеспечить своему народу доступ к современным знаниям и навыкам, а также подготовить квалифицированных специалистов для развития страны во всех сферах жизни.

Жалованные грамоты дворянству и городам

21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий — цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый — именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой — посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган — шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

Жизнь и правление Екатерины II

Екатерина II, также известная как Екатерина Великая, была одной из самых известных и влиятельных императриц Российской империи. Она правила с 1762 по 1796 годы и считается одной из самых успешных и прогрессивных правительниц своего времени.

Екатерина II родилась в 1729 году в Пруссии и вышла замуж за Петра III, будущего императора России. После его восхождения на престол, Екатерина стала императрицей. Однако, вскоре она свергла своего мужа и сама стала править страной.

Во время своего правления, Екатерина II провела множество реформ, которые существенно изменили Россию. Она внесла изменения в законодательство, улучшила образование, развила промышленность и торговлю, а также расширила территорию Российской империи.

Екатерина II также была покровительницей искусств и науки. Она создала Эрмитаж – одну из крупнейших художественных галерей мира, которая до сих пор существует в Санкт-Петербурге. Она также поддерживала множество ученых и писателей, включая Вольтера и Дидро.

Однако, правление Екатерины II не было безупречным. Она столкнулась с множеством проблем, включая восстания крестьян и крупных социальных неравенств. Тем не менее, она оставила неизгладимый след в истории России и считается одной из самых великих правительниц страны.

Ликвидация Запорожской Сечи

После победоносной войны с Османской империей Россия получила выход к Чёрному морю. В связи с этим у императрицы отпала надобность в поддержании казачьей вольницы Запорожья, которая традиционно пользовалась особыми правами. Образ жизни казаков, всегда бывших вольным народом, приводил к частым конфликтам с властями, так что одной из реформ Екатерины II стала ликвидация Запорожской Сечи.

Разумеется, это решение не вызвало бурного восторга среди казаков, которые начали было протестовать, но этот протест был подавлен по приказу князя Потёмкина, фаворита императрицы. Позднее из казаков были сформированы новые военные части, лояльные правящей власти.

Ликвидация Запорожской Сечи Екатериной II

Результаты и последствия реформы

Школьная реформа, проведенная Екатериной II, имела значительные результаты и последствия для образования в России.

Расширение доступности образования

Благодаря реформе, образование стало доступным для большего числа детей. Были открыты новые школы и учебные заведения, что позволило детям из разных социальных слоев получить образование. Ранее, образование было доступно только для дворян и духовенства, но после реформы, оно стало доступным и для крестьян и горожан.

Улучшение качества образования

Реформа также привела к улучшению качества образования. Были разработаны новые учебные программы, которые включали более широкий круг предметов и знаний. Учебные заведения стали использовать новые методы обучения, такие как практические занятия и лабораторные работы, что помогло ученикам лучше усваивать материал.

Развитие науки и культуры

Реформа способствовала развитию науки и культуры в России. Благодаря новым учебным программам и методам обучения, ученики получали более глубокие знания и навыки, что способствовало развитию научных и культурных достижений. Многие выпускники школ и университетов стали известными учеными, писателями и художниками.

Социальные изменения

Реформа также повлекла за собой социальные изменения. Благодаря расширению доступности образования, люди из разных социальных слоев имели больше возможностей для личного и профессионального развития. Это способствовало социальной мобильности и улучшению жизни многих людей.

Влияние на будущие поколения

Реформа Екатерины II стала основой для развития системы образования в России. Многие принципы и методы, внедренные во время реформы, были сохранены и развиты в последующие годы. Они оказали значительное влияние на образование в России и помогли сформировать современную систему образования.

В целом, реформа Екатерины II имела положительные результаты и последствия для образования в России. Она расширила доступность образования, улучшила его качество, способствовала развитию науки и культуры, а также повлияла на социальные изменения и будущие поколения.

Конфискация церковных земель

Стремясь ограничить власть духовенства, одной из своих реформ Екатерина II фактически лишила его возможность самостоятельного существования. Была проведена секуляризация церковных земель, то есть их отторжение в пользу государства. Таким образом, Церковь, как организация, утратила самостоятельность, попав в финансовую зависимость к светской власти.

Секуляризация церковных земель Екатериной II

Преследование старообрядцев при Екатерине II прекратилось, но ненадолго. Выросло число христиан-протестантов благодаря прибытию в Россию большого количества переселенцев из германских княжеств, которым императрица выделяла бесплатную землю для поселения. Также государственную поддержку получили буддизм и ислам, и в тех регионах Российской империи, где эти религии традиционно исповедовались, императрица им покровительствовала.

Социальные реформы

Одной из важнейших социальных реформ было создание образовательной системы.

Образовывалась «Комиссия об учреждении училищ», которую возглавил В. И. Янкович де Мириево. Этого известного педагога Екатерина специально пригласила из Австрии.

Комиссия выработала план создания уездных и губернских училищ. Уездные имели два класса, губернские — четыре.

Губернские училища создавались в губернских городах. Обучались там преимущественно дети дворян, купцов, состоятельных мещан. Несмотря на то, что в училища могли поступать дети всех сословий, находились они в городах. Это практически закрывало доступ к образованию для детей крестьянского сословия.

В программу входили такие предметы, как русский и иностранный языки, математика, география, история, естествознание, архитектура.

Это был существенный шаг вперед — впервые в русском государстве появилась единообразная система образования, основанная на общей методике преподавания. Классы формировались по возрасту и уровню знаний учеников. Появились специально изданные учебники.

Екатериной были созданы Воспитательные дома для сирот в Петербурге и Москве, Смольный институт для образования и воспитания благородных девиц. Смольный институт имел отделение для мещанок. Появились Академия художеств, московское Коммерческое училище. Были преобразованы Кадетские корпуса.

Всего к концу правления Екатерины101 в России насчитывалось 550 школ и училищ, в которых обучались 60-70 тысяч человек. В дворянской среде продолжало процветать домашнее обучение.

Рис. 5. Смольный институт благородных девиц, современная фотография

В 1763 году была учреждена Медицинская комиссия, совместно с приказами общественного призрения она должна была надзирать за гигиеной и оказанием помощи больным. Городам было предписано иметь больницу, аптеку, богоугодные заведения для помещения сумасшедших и неизлечимо больных.

Было сделано многое для развития науки. Организовано 5 географических экспедиций. Изучено и опубликовано 25 томов древних документов и летописей. Создано в 1765 году Вольное агрономическое общество.

Один из указов императрицы разрешил создавать «вольные», т. е. частные типографии.

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность — дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтовщик хуже Пугачева»,- так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Экономические реформы

Все экономические реформы Екатерины Второй были направлены на оживление экономики государства и проходили в рамках традиционной с петровских времен политике протекционизма и меркантилизма.

Денежная реформа

Вся суть денежной реформы императрицы свелась к вводу в обращение бумажных денег — ассигнаций. Причинами ввода в обращение ассигнаций были

  • стремление к общеевропейским стандартам;
  • стремление оживить экономику государства;
  • транспортные неудобства, вызванные необходимостью доставлять тяжелые грузы медных денег для расчета внутри страны и за рубежом.

В 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты банки, которые, получив от государства установочный капитал, были обязаны обменивать ассигнации на серебро и обратно.

Первые бумажные деньги Екатерины 2

Чуть позже два этих банка слились в один — Государственный ассигнационный банк. Его основными функциями были:

  • экспорт меди за пределы Империи;
  • импорт золота и серебра в Империю;
  • учет ассигнаций;
  • учет вексельных средств;
  • контроль за Петербургским монетным двором.

Корректировка таможенных тарифов

Таможенные тарифы корректировались постоянно, на протяжении всего царствования Екатерины Великой. Это делалось, прежде всего, для защиты отечественного производителя и торговца от конкуренции (что соответствовало содержанию политики меркантилизма и протекционизма).

В этот период времени внешняя экономика государства активно развивалась, рос объем ввозимых в Империю товаров. Это привело к тому, что выросло такое явления, как контрабанда. Для того чтобы контролировать ввоз товаров и побороть контрабанду как явление, императрицей в 1782 году был издан особый указ, согласно которому вводились должности пограничных надзирателей и таможенных объездчиков. Эти чиновники подчинялись Казенной палате и должны были охранять границы империи от контрабандистов.

Манифест о свободе предпринимательства

Манифест 1775 года стал своеобразной уступкой социуму после подавления восстания Е. Пугачева. Он давал возможность открывать мелкое кустарное производство любому жителю Империи, в том числе и крестьянину.

Также данный документ, направленный на стимулирование развития экономики, отменил более тридцати различных налогов и сборов с мелких производств и освободил купцов с капиталом более 500 рублей от уплаты подушной подати (альтернативой тал так называемый «налог с капитала», составлявший один процент).

Итоги и значение

Екатерина была умной правительницей. Можно сказать, что все проводимые ей реформы, как укрепляющие власть, так и либеральные, были продиктованы самим временем.

Их значение трудно недооценить, но не все из них были одинаково успешны. Тем не менее, преобразования создавали предпосылки возникновения гражданского общества, делали страну более цивилизованной, способствовали сплочению всех частей империи

Это было особенно важно с учетом произошедшего выступления казаков и крестьян под предводительством Пугачева. Подавлять его пришлось военным путем

В целом внутренняя политика101 Екатерины шла по пути, начатому еще ее покойным супругом Петром III, в направлении европеизации. Ее реформы проводились в либерально-просветительском духе, характерном и для других стран второй половины XVIII века. Они определили внутреннюю жизнь империи как минимум до Крымской войны.

Итоги реформ

Основные итоги реформ, какие провела Екатерина II, их плюсы и минусы, можно определить следующим образом (таблица):

Положительные итоги Отрицательные итоги
  • увеличение государственных земель за счет секуляризации церковных;
  • модернизация системы административно-территориального деления государства (создание провинций);
  • модернизация системы местного самоуправления;
  • упорядочение социальной структуры города;
  • оживление экономики за счет введения новых таможенных тарифов, разрешение предпринимательской деятельности, введения в оборот бумажных денег;
  • ликвидация государственных монополий;
  • организация первого государственного банка, который должен был контролировать расходы и доходы государства;
  • построение новой системы просвещения (создание училищ);
  • усиление самодержавной власти монарха (полный переход к абсолютизму);
  • вывод дворянского сословия на вершину сословной пирамиды и расширение его прав и привилегий;
  • ухудшение положения крестьянского сословия;
  • неудача в вопросе кодификации законов Империи.

Екатерина II весь период своего правления стремилась к построению в России государства европейского типа. Именно поэтому к процессу реализации многих своих реформ она подключала широкую общественность. Это являлось плюсом ее внутренней политики и реформистской деятельности. Минусом же стало то, что во многом она опиралась на идеи укрепления собственной власти и легитимизации власти дворянского сословия. Остальные группы населения Российской империи часто оставались «за бортом» ее  реформистских начинаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: