Анализ стихотворения Рылеева «Иван Сусанин»
«Иван Сусанин» — это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил существование не только будущего царя, но и независимость русского народа.
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени. 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент
находился юный Михаил Романов.
Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.
Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.
Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.
Даже смерть он принимает с покорностью, не потому, что не имеет возможности спастись, а потому, что не видит для себя как для верного сына своего государства иного выхода, чем положить на алтарь его свободы свою жизнь. Так в заключительной части думы, он говорит о том, что не боится смерти, так как умирает во имя жизни своего царя.
Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине.
Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.
Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.
Очень кратко
Бушует непогода, повсюду лежат высокие сугробы. Отряд польских солдат ведет поиск Михаила Романова – законного наследника российского престола. Их проводник, крестьянин Иван Сусанин, приводит поляков к себе в дом, чтобы переночевать. Он накрывает щедрый стол, а когда солдаты засыпают, молится о спасении молодого царя.
Ночью у Сусанина появляется его сын, который хочет укрыть отца в безопасном месте. Он напоминает Ивану, что жизнь его дорога жене и детям. Старик отказывается от спасения, и умоляет сына предупредить царевича Михаила о грозящей опасности.
К утру буря стихает, и поляки вновь собираются в путь. Сусанин ведет их через лес, и заводит в непроходимую чащу, где деревья стоят сплошной стеной. Солдаты идут вслед за проводником целый день. В итоге они понимают, что Сусанин заманил их в ловушку. Они требуют, чтобы он немедленно вывел их из леса. Солдаты угрожают старику страшной расправой, но Сусанин спокоен. Его совесть чиста – он сделал все, чтобы уберечь юного наследника от страшной участи.
Перед смертью Сусанин произносит речь о том, что ему не жалко отдать собственную жизнь ради Отечества и царя. Герой погибает от рук врагов, но его смерть не напрасна. Вскоре на Красной площади народ празднует освобождение от захватчиков, и славит героев.
Иван Сусанин и ДНК
В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.
Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.
Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.
Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.
важность
Чтобы понять масштабы достижений Глинки, необходимо прежде всего рассмотреть музыкальную ситуацию в России, в которой он родился. В течение XVIII века в русской культуре преобладали стилевые влияния из Западной Европы. Даже русская народная песня не была защищена от иностранного влияния, потому что городская песня развивалась в городах , где западное влияние было заметно в регулярных ритмах и увеличенном использовании секвенций .
Наиболее важное наследие Глинки, однако, не лежит столько в его стилизованных народных песнях, но прежде всего в его очень личном, очень русском влиянии музыкального языка, в котором, в отличии от немецкой музыки , он дозирует с анатомическим театром и сочетающей реализацией мелких тем и вместо этого использует вариацию из более мелодических фраз составлен.
Благодаря своему определяющему стиль влиянию Глинка известен как «отец русской музыки».
Сюжет оперы иван сусанин
ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С.
Городецкого Действующие лица: Иван Сусанин, крестьянин села Домнино Антонида, его дочь Ваня, приемный сын Сусанина Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды Русский воин Польский гонец Сигизмунд, король польский бас сопрано контральто тенор бас тенор бас Хоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей. Балет польских панов и паненок. Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади). СЮЖЕТ Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година.
Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
- Владимир Ленин, в свое время сказал, что в русской литературе до творчества Л. Толстого, нигде не описан подлинный мужик. Музыковеды говорят такое же об Иване Сусанине, что до Глинки в русской музыке нельзя найти образ настоящего мужика.
- Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
- Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня, стал комсомольцем.
- Краткие содержания
- Оперы
- Глинка — Иван Сусанин
Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.
В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек.
Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве.
Жизнь за царя
Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей.
https://youtube.com/watch?v=_uEDS4AxjWk
Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!» Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина.
Важно
Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.
Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами.
Сюжет оперы иван сусанин по действиям
Мне тоже нужно было встать пораньше, чтобы поставить ловушки на птиц. Вдвоем мы пили чай с молоком. Чай был необыкновенным на вкус. Аромат придавало топленое молоко в горшочке
- Краткое содержание Гарри Поттер и Тайная комната книги Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» — вторая часть серии книг о мальчике, который выжил. В ней повествуется о втором годе обучения Гарри в школе чародейства и волшебства Хогвартс.
- Краткое содержание Чуковский Мойдодыр (сказка) Действие сказки происходит в Петербурге. Правда точного указания на город нет, но есть упоминание Садовой, Сенной, Таврического сада и реки Мойки. Рассказчиком является мальчик — грязнуля
- Краткое содержание Вересаев Мать Данное произведение описывает, то как автор пошел в одну из галерей, которая находилась в старом Дрездене.
Похожие вопросы
Музыка 15.02.2019 01:28 14 Ливинская Ярослава
помогите тест по музыке Тест по музыке 5 класс 2 четверть Подпишите фамилию, имя и класс. Отвечая на
Ответов: 1
Музыка 14.07.2019 03:15 24 Олейник Снежана
1. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 года в Петербурге. Эта опера идет и под
Ответов: 1
Музыка 04.06.2023 00:55 9 Меганомский Андрей
А 1. Что лежит в основе музыкального образа? а) мелодия б) интонация в) форма А 2. И самостоятельн
Ответов: 1
Музыка 04.06.2023 14:05 8 Шитов Артем
Помогите, пожалуйста,с музыкой. 1. Вокализ А) Сольный номер в опере Б) Песня без слов В) Где все п
Ответов: 2
Музыка 03.06.2023 00:41 13 Чеснокова Виктория
1. Оркестровое вступление к опере или балету: 1.Увертюра 2.Содержание 3.Либретто 2.Фортепианную с
Ответов: 1
Музыка 16.05.2023 16:40 25 Осипов Слава
Очень надо пжж 5. Краткое литературное содержание оперы, балета, мюзикла, оперетты: а) либретто б)
Ответов: 2
Музыка 15.06.2023 00:08 1 Марьяненко Валерия
Ответить на вопросы письменно: № 1. Может ли увертюра исполняться как концертный номер? а)да, може
Ответов: 1
Музыка 01.06.2020 21:54 16 Федорова Кристина
СРОЧНО ДАМ 50 БАЛЛОВ перевидите на фортепиано вст. Dm C Gm A Dm C Молчи и обнимай меня крепче. Gm A
Ответов: 1
Музыка 29.04.2018 03:03 28 Гагиев Тамик
1 Авторы гимна России 1.М. Глинка, Н. Кукольник 2.А. Пахмутова, Н. Добронравов 3. А. Александров, С.
Ответов: 1
Музыка 03.05.2020 12:55 52 Шевлякова Анастасия
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами _____
Ответов: 1
Топ вопросов за вчера в категории Музыка
Музыка 16.04.2021 17:20 1086 Camomile Angie
Музыка 8 класс.Мюзикл и рок-опера музыка серьёзная или лёгкая? Аргументирйте свой ответ.
Ответов: 2
Музыка 17.07.2023 23:10 1568 Великова Юлия
Характеризовать песню «матушка матушка что в поле пыльно» Пожалуйста помогите ! Даю 50 баллов
Ответов: 2
Музыка 27.02.2021 00:52 1920 Шантин Артем
Напишите 10 старинных русских романсов+Автор
Ответов: 2
Музыка 16.05.2023 15:26 92 Огнетова Дарья
Вопрос 1. Слово «классика» означает: а) классический б) образцовый в) старый г) современный Вопрос
Ответов: 3
Музыка 18.07.2023 13:23 1539 Завьялов Даниил
Найдите в интернете женские портреты разных художников. Подбери к ним музыкальные и литературные про
Ответов: 2
Музыка 26.02.2021 23:19 221 Красавина Светлана
Написать мини сочинение(доклад) на тему «Счастье!Так звучит нестареющий Моцарт»
Ответов: 2
Музыка 17.07.2020 07:45 887 Прокопова Арина
Составить кроссворд на тему фольклор. обряды обязательно с вопросами
Ответов: 1
Музыка 17.05.2023 00:06 524 Болтнев Ян
Расставьте элементы оперного спектакля по порядку, начиная с самого крупного и заканчивая самым мелк
Ответов: 2
Музыка 01.07.2023 19:19 317 Бакаев Никита
Найдите в Интернете описания характеристик главных героев романа Ф. Достоевского «Преступление и нак
Ответов: 2
Музыка 04.07.2023 08:55 613 Исмагилова Лейла
Составить крассфорт 20 слов на тему романс пж очень нужно сРочно
Ответов: 2
«Иван Сусанин» -первая русская опера музыка 3 класс
М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»
Учитель музыки Сафиуллина Р.Г.
История создания.
Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.
«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».
Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.
Строение оперы.
Увертюра
Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.
Первый акт
Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».
В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню .
Второй акт
Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.
Третий акт
Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены.
Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу.
Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.
Свадьба.
Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».
Четвёртый акт.
Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.
Вторая и третья картины .
Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал».
Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.
Эпилог.
Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.
Опера Глинки «Иван Сусанин»
Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Опера Глинки «Иван Сусанин»!!! =>>> Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — «Ходит ветер у ворот» — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомненье» и «Жаворонок» на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства «Вальс-фантазия» для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.
Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие». Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление «Руслана и Людмилы», считая это наказанием.
В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру «Арагонская хота»; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — «Ночь в Мадриде».
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег. Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою «Русалку», бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой «Могучей кучки».
Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры. После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов «Могучей кучки». Опера Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами.
Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там. Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли. В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов.
VII. На сцену является пан Тыбурций
Вася по-прежнему ходил в гости к Валеку и Марусе. Когда было тепло и солнечно, дети играли на улице, а в ненастную погоду спускались в подземелье. В один из таких дней явился пан Тыбурций. Сначала он грубо обошелся с гостем, но потом, узнав, что Василий – сын судьи, смягчился. Тыбурций очень уважал городского судью за его принципиальную позицию.
Затем все сели ужинать
Вася обратил внимание, как жадно едят дети мясные блюда. Маруся даже облизывала свои засаленные пальчики. Мальчик понял, что нищим живется трудно, но все-таки еще осуждал их за воровство
Вася жутко боялся, что отец может наказать его за связь с «дурным обществом»
Мальчик понял, что нищим живется трудно, но все-таки еще осуждал их за воровство. Вася жутко боялся, что отец может наказать его за связь с «дурным обществом».
Жизнь
Михаил Глинка родился в селе Новоспасское под Смоленском, в семье дворянина. Первые шесть лет своей жизни он провел в перегретой комнате бабушки по отцовской линии, которая пыталась оградить его от всех внешних впечатлений. Его первые музыкальные впечатления ограничивались пением птиц в семейном саду, песнями няни и пронзительно громкими церковными колоколами, которыми славилась Смоленская область. После смерти бабушки в 1810 году он попал под опеку родителей и, наконец, получил возможность слушать другую музыку. Когда примерно через четыре года он услышал квартет кларнетов финского кларнетиста Бернхарда Хенрика Крузелла , это событие пробудило его интерес к музыке. Кроме того, на него повлияла русская народная музыка духового оркестра, которую он слышал во время обеда. Скрипач из музыкальной группы его дяди дал ему первое обучение игре на скрипке.
Михаил Глинка, картина Ильи Репина
Около 1817 года он начал учиться в Петербургском аристократическом институте . Он взял три урока игры на фортепиано у ирландского композитора Джона Филда , и когда он встретил Иоганна Непомука Хаммеля во время его поездки в Россию, он произвел на него положительное впечатление. В 1823 году он отправился в путешествие на Кавказ , где был очарован красотой природы и местными обычаями, вернулся на место своего рождения на шесть месяцев, а после возвращения в Санкт-Петербург в 1824 году занял нетребовательную должность заместителя министра транспорта. В свободное время расширял круг знакомых и друзей. Поэт и литератор Вильгельм Кюхельбекер , сосланный в Сибирь после восстания декабристов 14 декабря 1825 года , познакомил Глинку с русским народным поэтом Александром Пушкиным . Связь Глинки со знаменитым поэтом и политические потрясения того времени повлияли на мысли и действия более позднего композитора. С 1830 года он отправился в путешествие по Италии , где смог расширить свои познания в опере на три года . В это время он учился в Неаполе и познакомился с Винченцо Беллини , Гаэтано Доницетти и Феликсом Мендельсоном Бартольди в Милане . В 1833 году он продолжил занятия музыкой у Зигфрида Дена в Берлине . Когда его отец умер в 1834 году, он вернулся в Россию.
В 1836 году в Большом театре Петербурга состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя» ( либретто барона Егора Федоровича фон Розена ). Это была первая русская опера, исполненная на русском языке, получившая статус классической. Сюжет повествует о подвигах крестьянина , который, как говорят, жил во времена смут начала XVII века. Согласно легенде, Сусанин завел польских оккупантов в непроходимые леса, из которых они не могли найти дорогу назад. Вскоре после этого он был убит.
В национальной опере Глинки простые люди, вроде крестьян, играют главную роль, что не нравилось дворянству . Чтобы не вызывать недовольства царя , он выбрал для своего произведения не титул « Иван Сусанин» , а «Жизнь за царя» . Опера имела большой успех и Глинка был назначен капельмейстером в Петербургской капелле .
Его вторая опера, Руслан и Людмила, последовала в 1842 году (либретто Валериана Ширкова и Нестора Кукольника ), которая была основана на стихотворении Александра Пушкина и очень популярна. С 1844 года он снова начал путешествовать, на этот раз в Париж , где чаще встречался с Гектором Берлиозом , а в следующем году в Испанию ( Вальядолид , Мадрид и Севилья ). Здесь он с энтузиазмом относился к традиционной музыке Испании и написал свою первую испанскую увертюру с Jota aragonesa .
Надгробие Михаила Глинки на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге
После дальнейших поездок в Польшу, где он впитал в себя влияние Фредерика Шопена , и во Францию, он отправился в свою последнюю поездку в Берлин в мае 1856 года, где возобновил у Зигфрида Дена свои контрапунктные исследования произведений Иоганна Себастьяна Баха . После концерта в январе 1857 года, на котором Джакомо Мейербер дирижировал отрывком из «Жизни за царя» , Глинка простудился и умер через три недели, 15 февраля 1857 года в прусской столице.
Впервые Глинка был похоронен на берлинском Троицком кладбище перед Потсдамским воротом . Однако, в мае того же года он был переведен на кладбище Тихвинской в Александро — Невскую лавру в Санкт — Петербурге. Его оригинальная могильная плита с Троицкого кладбища , которую заказал Ден, теперь является частью мемориала Глинке на русском кладбище в Берлине-Тегеле .
Проблематика
В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.
Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.
И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.
Индивидуальные доказательства
- Виктор Леонидович Серов: Великая пятерка — Зарождение русской национальной музыки . Atlantis Musikbuch-Verlag, 1963, 3-е издание, там же, 1987, стр. 12 и сл.
- Монтегю Монтегю-Натан: Глинка. Библио Базар, 2008, с. 15.
- ↑ Clive Unger-Гамильтон, Нил Фэйрберном, Дерек Walters; Немецкая аранжировка: Кристиан Барт, Хольгер Флиссбах, Хорст Лойхтманн и др.: Музыка — 1000 лет иллюстрированной истории музыки . Unipart-Verlag, Штутгарт, 1983, ISBN 3-8122-0132-1 , стр.112f .
- Süddeutsche Musik-Zeitung . 6-й год, № 10, 9 марта 1957 г., стр. 1. Курт Помплун : Берлинские дома. Рассказы и история . Hessling, Berlin 1971, ISBN 3-7769-0119-5 , стр. 99. Детлеф Гойовы: Немецко-российские музыкальные отношения. В: Диттмар Дальманн, Вильфрид Поттхофф (Ред.): Германия и Россия . Аспекты культурных и научных взаимоотношений XIX — начала XX веков . Harrassowitz, Wiesbaden 2004, ISBN 3-447-05035-7 , стр. 191–236, здесь стр. 194. Ханс-Юрген Менде : Лексикон берлинских захоронений . Pharus-Plan, Берлин 2018, ISBN 978-3-86514-206-1 , стр. 1006. На многих изображениях присутствует путаница относительно первоначального места захоронения Глинки. Русское кладбище в Берлине-Тегеле, кладбище и кладбище Луизенштадт ошибочно идентифицированы как места берлинского захоронения.
- Мальте Корф: Чайковский. Жизнь и работа. Deutscher Taschenbuch Verlag, Мюнхен, 2014 г., ISBN 978-3-423-28045-7 , стр. 16.
- Оскар фон Риземанн: Монографии по русской музыке. Три маски, Мюнхен, 1923, с. 134.
- ↑
- Английское слово «the» в общем контексте не указывает четко, относится ли атрибут «жидофобия» только к Мусоргскому или также к Глинке. Предложение гласит полностью: «Он включен в этот сборник вместе с« Еврейскими песнями »столь же жидофобных Мусоргского и Глинки».
- «Жид Рубинштейн взялся знакомить с нашей музыкой и написал статью, в кокоторой всем всем натью, в кокорой написал одну из наших статей в Германии . по: Борис Асафьев: Антон Григорьевич Рубинштейн с его музыкальной деятельностью и отзывач современников. Музгиз, М., 1929, с. 61.
- Камаринская в англоязычной Википедии
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Глинка Михаил Иванович |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Глинка, Михаил Иванович; Гли́нка, Михаи́л Ива́нович (русский) |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Русский композитор |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | 1 июня 1804 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Новоспасское , Смоленская губерния , Российская Империя |
ДАТА СМЕРТИ | 15 февраля 1857 г. |
Место смерти | Берлин |
Отношение к иудаизму
В 1840 году Глинка написал увертюру, три песни и четыре интермедии к пьесе Нестора Кукольника по трагедии «Князь Холмский» ( Knjas Cholmski ) . Действие пьесы происходит в Пскове в 1474 году и вращается вокруг битвы между князем Холмским и немецкими братьями из Ордена меча Ливонии . Он упоминает еврейский заговор, который хочет помешать принцу сражаться. Трагедия не выдержала критики после того, как ее премьера в сентябре 1841 года в Александринском театре в Петербурге была отменена после трех спектаклей и тогда мало приемлема. Оркестровые произведения Глинки были записаны в 1984 году Евгением Светлановым для лейбла « Мелодия» . Американский музыковед Ричард Тарускин характеризует изображение еврейских фигур в произведении как выгодное. Один куска , который Глинка позже использовал в своем цикле Прощального Петербург ( Proschtschanie сек Петербурга ) о еврейской девушке Рахили, которая жертвует собой ради любви. Позднее Глинка заметил, что написал его для еврейской девушки, в которую влюбился в Берлине в 1833 году.
В обзоре компакт-дисков в New York Times в 1997 году Тарускин назвал композитора Мили Балакирева антисемитом, который также писал еврейские песни. Они были изданы вместе с «еврейскими песнями» «жидофобов» Модеста Мусоргского и Глинки. В другом месте Тарускин ссылается на письмо Глинки от 1855 года, в котором он описывает еврейского композитора Антона Рубинштейна как «еврея» (с термином «шид», который с 1863 года был уничижительным в словаре Владимира Даля ), что, по его мнению, космополитично. Позиция ставит под угрозу автономию русской музыки. Тарускин подчеркивает, что современник Глинки Модест Мусоргский гораздо сильнее проявил свой антисемитизм.
Дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин».
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин — один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным:
“Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколий очи …
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!” —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
“Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!.,
не заставь нас приняться за сабли!”
Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
Сусанин ведет их … Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчании сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия.
Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью:
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет… ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “Ивана Сусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.