Системы дополнительного охлаждения и обогрева пожарного автомобиля

Системы охлаждения и обогрева пожарного автомобиля (ац и анр)

Технические характеристики

Технические характеристики пожарной машины АЦ-40-63Б:

  • Мощность мотора — 110 л. с.
  • Максимальная скорость езды — 90 км/ч.
  • Длина напорных рукавов — 348 м.
  • Площадь тушения пеной средней кратности — 83 м².
  • Производительность насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Число ручных стволов — 6 шт.
  • Запас напорных рукавов — 18 шт.
  • Топливный бак — 150 л.
  • Расход топлива на 100 км — 41,5 л.
  • длина — 7680 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 2780 мм.
  • Объем цистерны — 2400 л.
  • Емкость пенобака — 150 л.
  • Мощность двигателя — 150 л. с.
  • Наибольшая скорость — 80 км/ч.
  • Емкость топливного бака — 170 л.
  • Объем тушения — 125 м³.
  • Подача насоса — 40 л/с.
  • Напор — 100 м.
  • Расход воды в лафетном стволе — 19 л/с.
  • Расход горючего на 100 км — 40 л.

Среди параметров транспортабельности АЦ-40(131)-137 выделяется высота, которая без учета боевого расчета, воды и пенообразователя в транспортном положении достигает 2950 мм.

Сколько весит

Вес пожарного ЗИЛа с полной нагрузкой составляет 9,6 т. Учитывая надстройки противопожарного оборудования, общая масса доходит до 11 т.

История

АЦ-40(130) модель 63Б является модернизированным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Документацию на неё была разработана в 1977 году, а со второй половины 1978 года, выпуском установочной партии из 20 машин начинается серийный выпуск. До 1982 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. Причём утверждённый ежегодный план выпуска АЦ-40(130)-63Б всё это время постоянно срывался, и завод компенсировал «недовыпущенные» машины перевыполняя план по старой модификацией АЦ-30(130)-63А. Только к 1983 году выпуск -63Б удаётся стабилизировать. Далее, на протяжении нескольких лет, рост производства только увеличивался, достигнув во второй половине 1980-х порядка 2000 штук в год. АЦ-40(130)-63Б получила новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров, вместо 2100 л. у модели 63А, и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. вместо 150 л. у -63А. В результате этих изменений надстройка (кузов) стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки которые ранее устанавливались на модель 63А. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую «низкую юбку», образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.

Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси ЗИЛ-130 с так называемой «камазовской» тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько минут, в связи чем увеличилось время выезда по тревоге. С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось — до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.

Хочу добавить от себя что ЗИЛ сейчас выпускается в Мексике.

8. Емкости для огнетушащих веществ и пожарные насосы

На
пожарных автоцистернах для хранения и перевозки огнетушащих
веществ (воды, пенообразователя и др.) используются
цистерны
и баки. Форма поперечного сечения и размеры емкостей во многом зависят от
компоновки и назначения пожарного автомобиля.
В основном применяются цистерны четырех форм:

цилиндрической, эллиптической, параллелепипедной, параллелепипедной
с закругленным днищем (рис. 9.12).


Рис. 9.12. Формы поперечных
сечений цистерн,
применяемых на пожарных автомобилях

Независимо
от формы и размеров цистерны имеют общие элементы и узлы. На рис. 9.13 в
качестве примера показано устройство
цистерны АЦ-40( 130)63Б.

Рис.
9.13. Устройство цистерны АЦ-40(130)63Б:


1 — сферическая крышка; 2 -контрольная
труба; 3 — горловина; 4 — крышка горловины; 5 — кронштейн; 6 -груба;
7 — штуцер; 8 — заборная труба; 9 — отстойник; 10 — рычаг; 11 — кран;
12 — стремянка; 13 — волнолом; 14 — крышка
горизонтального люка; 15 -обечайка; 16 — передняя опора; 17, 20 — амортизаторы;
18-болт; 19-задняя опора; 21 —
брусок; 22 — гидроконтакт; 23 — лонжерон рамы

Баки для
пенообразователя пожарных автоцистерн — эллиптические
(рис. 9.14). Их изготавливают из нержавеющей стали.

Рис.9.14. Бак пенообразователя:1 — днище; 2 — обечайка; 3 — горловина;
4 — крышка; 5 — волнолом; 6 —
отстойник; 7 — пробка; 8 — штуцер; 9 – стяжной
хомут

Насосы,
применяемые в ПАСА, различаются по прин­ципу
действия и конструктивному исполнению. Их используют как для подачи огнетушащих
веществ для тушения пожаров, так и для
выполнения различных задач при работе пожарной и аварийно-спасательной
техники (создания разрежения с помощью струйных насосов, дозирования
пенообразователя в растворе с водой и др.).

Насосы,
устанавливаемые на пожарных автомобилях или
применяемые в работе пожарно-технического вооружения, ме­ханизированного
аварийно-спасательного оборудования можно разделить на следующие основные
группы: лопастные (центробежные, вихревые,
осевые), объемные (поршневые, роторные) и струйные (газоструйные и
водоструйные).

Центробежные пожарные насосы получили широкое рас­пространение
для целей пожаротушения.

Конструктивное исполнение всех элементов и узлов показано
на примере
центробежного пожарного насоса ПН-40УВ с коллектором
и пеносмесителем (рис. 9.15, 9.16).

Рис.9.15.ПожарныйцентробежныйнасосПН-40УВ:1-подшипники;


2 — масленка смазки сальников;


3 — уплотнительные кольца
рабочего колеса;4 —
сливной краник; 5 — крышка; 6 — рабочее колесо;7 — стационарный пеносмеситель; 8 —
коллектор напорной полости; 9 — сальники уплотнения вала


Рис. 9.16. Общий вид пожарного насоса ПН-40УВ: 1 —
задвижка; 2 — пеносмеситель; 3 — напорный
коллектор; 4 — корпус насоса

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За весь период существования ПА на платформе 130 было выпущено 10 модификаций машины. Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется пожарная машина ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По своим техническим характеристикам это оптимальное транспортное средство для звонков в городских условиях. Автомобиль используется для доставки личного состава, спецтехники и дополнительного оборудования для тушения пожаров. Достоинством этих машин считается бак для воды емкостью 2,4 тонны, а также дополнительный бак пенообразователя на 170 литров.

В кабине самолета АС-40-63Б два ряда сидений для 6-местного персонала. Для эффективности истребителей предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу гонщика. Пассажирские сиденья фиксированные, под ними — ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места на крыше кабины предусмотрены отсеки для рукавов. Длина рукавов в базовом комплекте 348 метров. В боковых отсеках кузова хранятся специальные инструменты и оборудование.

На ПА АЦ-40 устанавливаются насосы двух типов:

  • заднее положение одноуровневое центробежное ПН-40УА;
  • одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.

Они расположены в задней части автомобиля. В состав системы пожаротушения помимо насоса входят коллектор, пенный смеситель и напорные клапаны. Для работы в темноте цистерна оборудована системой освещения и сигнализации.

Преимущество этой модели — четырехтактный восьмицилиндровый бензиновый двигатель с жидкостной системой охлаждения. Расход топлива на 100 км 41,5 литра. В полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км / ч. Для усиления конструкции машины ее поместили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30T. Передняя часть была усилена усилениями, а лонжероны были снабжены вставками усиления над балкой заднего моста.

Подвеска зависит от телескопических рессор и амортизаторов. В задней части были установлены сдвоенные колеса

Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость, что немаловажно при движении по вызову в сельской местности. В последних модификациях AC-40 получил арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере

Габаритные размеры станка (д * ш * в) — 7680 * 2500 * 2780 мм. Полная масса — 9600 кг.

В базовую комплектацию входит оборудование для боевого расчета, автономный дыхательный аппарат, видеорегистратор с соединительной арматурой, напорные шланги DN51, 66, 77. Переносной пожарный ствол, комбинированные ручные стволы, перекрытия и воздушная пена. Водосборник, гидро подъемник, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Огнетушители порошковые.

ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б

Насос ПН-40УА
Производительность, л / сек 40
Напор при номинальной скорости, м 100
Всасывающий насос Струя газа
Высота всасывания, не более, м 7,5
Время наполнения всасывающей линии при максимальной геометрической высоте всасывания, сек. 40
Пенный смеситель ПС-5
Тип пенного смесителя Эжектор водяной струи
Емкость пеносмесителя малой кратности, м3 25
Емкость пеносмесителя средней кратности, м3 250
Зона пожаротушения пеной с низким коэффициентом кратности при Itr = 0,1… 0,15 л / (с * м2) 42… 28
Зона пожаротушения пенами с низким коэффициентом кратности при Itr = 0,05… 0,08 л / (с * м2) 83

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.

В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.

На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:

  • одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
  • одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.

Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.

Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.

Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.

В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.

ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б

Насос ПН-40УА
Производительность, л/сек 40
Напор при номинальном числе оборотов, м 100
Всасывающий насос Газоструйный
Высота всасывания, max, м 7.5
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. 40
Пеносмеситель ПС-5
Тип пеносмесителя Водоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 25
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 250
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) 42…28
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) 83

Шасси

Конструкция базового шасси использует в качестве несущей системы лонжеронную клёпаную раму с лонжеронами переменного швеллерного сечения, штампованными из стальных нормализованных полос толщиной 6.35 мм. Материал лонжеронов — сталь 30Т (низколегированная марганцовистая сталь с добавкой 0.08 .. 0.15% титана). Лонжероны соединены между собой пятью штампованными поперечинами из стали 20 с толщиной стенки профиля 5.5 мм, задняя часть рамы усилена раскосами. В зоне контакта с центральным буфером передних рессор и над балкой заднего моста лонжероны снабжены усилительными вставками. В передней части на удлинителях рамы установлен буфер с закреплёнными на нём буксирными крюками. Трансмиссия автомобиля включает в себя фрикционное сухое однодисковое сцепление, механическую трёхвальную синхронизированную коробку передач схемы 5 + 1 и двухвальную карданную передачу с промежуточной опорой. Задний ведущий мост автомобиля выполняется либо с двухступенчатой главной передачей, либо с одноступенчатой гипоидной.

Подвеска колёс — зависимая, на продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двойного действия в подвеске передней оси и подрессорниками в задней подвеске. Крепление передних концов рессор — фиксированное, при помощи кованого отъёмного ушка; крепление задних концов рессор — со скользящей опорой. Крепление обоих концов подрессорников — скользящее.

Колёса автомобиля — дисковые, с бортовыми и разрезными замочными кольцами. Размер обода 7,0-20, размер шин 260-508. Ошиновка колёс задней оси выполнена двускатной.

Рулевой механизм имеет передачу винт — шариковая гайка — поршень-рейка — зубчатый сектор, оборудован встроенным гидроусилителем. Насос гидроусилителя — пластинчатый, двойного действия, с клиноременным приводом от коленчатого вала двигателя.

Тормозная система на автомобилях раннего выпуска — с пневматическим одноконтурным приводом рабочих тормозов и трансмиссионным стояночным тормозом с механическим приводом; на автомобилях позднего выпуска — с раздельным пневматическим приводом на тормозные механизмы переднего и заднего мостов и пружинными энергоаккумуляторами задних тормозных камер (стояночная тормозная система использует тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста). Колёсные тормозные механизмы — барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком. Компрессор — одноступенчатый, двухцилиндровый, объёмом цилиндров 215 см3, с клиноременным приводом от двигателя.

ЗИЛ 131

Пожарный автомобиль на базе грузового ЗИЛ 131 также считается одной из наиболее популярных и востребованных пожарных машин. Впервые эта модель была разработана в 1968 году, а серийный выпуск осуществлялся в промежуток с 1970 по 1984 год. Пожарные машины на базе ЗИЛ 131 выпускались в двух исполнениях модель 137 и модель 137А.

За весь период выпуска автомобили подвергались множеству модернизаций и усовершенствований, которые имели не только внешние отличительные черты при сравнении различных машин, но и в значительной степени улучшали эксплуатационные и операционные качества оборудования и автомобилей в целом.

Помимо тушения пожаров водой также предусмотрена возможность использования специальной пены. Цистерна для воды отличалась внушительной вместительностью, которая составляла 2400 литров.

Силовой агрегат у описываемой модели обладает мощностью в 150 л.с. или 110 кВт. Такие данные позволяют разгоняться автомобилю до максимального скоростного показателя в 80 км/ч. Расход топлива при этом составляет около 40 литров на каждые 100 км пробега.

Автомобиль оборудован уникальной системой подогрева воды, которая находится в основной цистерне. Это возможно благодаря работе системы частичного подогрева выхлопными газами. Колесная база насчитывает шесть односкатных колес, каждое из которых является ведущим.

Габаритные показатели следующие:

  • общая высота пожарной машины ЗИЛ 131 составляет 2950 мм;
  • длина – 7640 мм;
  • ширина — 2550 мм.

При этом показатель высоты автомобиля отмечен без учета полных цистерн и баков, а также экипажа пожарной машины. Вместе с водителем кабина машины рассчитана на экипаж в количестве 7 человек.

Лафетный ствол, установленный на автомобиле, обеспечивает дальность водяной струи в 60 метров и пенной до 50 метров, при этом управление лафетным стволом осуществляется в ручном режиме. Конструкция лафетного ствола предусматривает возможность его поворота в диапазоне от -20 до + 90 градусов по вертикальной плоскости.

В изначальной комплектации описываемые пожарные автомобили комплектовались пожарными насосами марки ПН 40У. Кроме того, предусмотрена система пеносмесителя – ПС5.

Пожарный ЗИЛ 131 подвергались модернизациям и улучшениям. Так в процессе эксплуатации этих автомобилей выявлялись множество недостатков и просчетов в конструкции.

В качестве примера можно привести недостаточную жесткость волнорезов внутри рабочей цистерны или качество и принцип крепления цистерны к раме автомобиля. Во многих случаях последний недостаток являлся причиной нарушения геометрии цистерны с последующей разгерметизацией и течью.

9.3. Основные пожарные автомобили

Высокая проходимость – это основная особенность автомобилей на шасси «УРАЛ». Это возможно благодаря односкатным колесам, отличающимся высоким уровнем дорожного просвета (40 см), балансирной подвеске задних мостов, применению системы регулировки давления воздуха в шинах, современным грунтозацепам, рамам, которые производятся из специальных марок стали, а также многоступенчатым трансмиссиям, которые имеют блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.

Любые грузовые машины, в том числе и пожарные автоцистерны «УРАЛ», способны преодолевать рвы, имеющие ширину до 1,2 м, снежную целину глубиной 1 м, подъем, с крутизной до 31 градуса и уклон до 22 градусов, а также вертикальные стены высотой до 55 см. Благодаря наличию системы герметизации всех элементов авто, имеется возможность форсирования водоемов глубиной до 1,75 м.

Шасси «УРАЛ» 4320 — это длиннобазовое шасси с тремя осями. Его колесная формула – 6х6.

Такое шасси – хороший вариант для установки крупногабаритного оборудования для пожаротушения, цистерн, а также специальных агрегатов. «Урал» пожарный на данном шасси имеет возможность эксплуатации по всем типам дорожного покрытия и местности.

У данного шасси имеются реальные «плюсы» если сравнивать его с другими авто. Оно способно преодолевать подъемы по 58 градусов, рвы, песчаные участки, болота, канавы. Пожарная машина «Урал» на таком шасси способна проезжать водные преграды, а также снежные заносы.

Ввиду большой монтажной базы (до 6 м), на данном шасси обычно устанавливается цистерна, рассчитанная на 8 тонн воды, а также пожарная надстройка. При этом общая монтажная протяженность оснащения на шасси «УРАЛ» — от 3 до 6 метров. Все зависит от вида кабины и расположения крепежа запасного колеса.

Кроме обычных кабин, данное шасси для пожарного автомобиля может оснащаться и увеличенными, отличающимися наличием спального места, а также спаренными двойными кабинами для транспортировки боевого расчета, сопровождающих лиц или же технических специалистов.

Шасси «Урал» 43206 с короткой базой – это машина с двумя осями, имеющая колесную формулу 4х4. Она может быть в модификации с грузоподъемностью до 5,5 т и допустимой полезной нагрузкой 4,2 т.

На данном шасси монтируется емкость для воды или смеси для тушения пожаров до 4 тыс. литров, а также дополнительное пожарно-техническое оснащение. Данное шасси  пожарной машины Урал предназначено для езды по всем типам местности дорожных покрытий.

Пожарная АЦ на базе «УРАЛ»-43206 является легким внедорожным. При этом оно имеет полную унификацию с трехосными модификациями машин по всем узлам. По примеру всех внедорожных модификаций авто, данное короткобазное шасси способно преодолевать любые внедорожные условия

Именно потому, изготовители специальной техники для пожаротушения обратили на него свое внимание

«УРАЛ» 5557 – это полноприводное шасси, отличающееся колесной формулой 6х6. От вышеупомянутого шасси «УРАЛ»-4320 оно отличается широкими шинами с низким профилем, с регулируемой подкачкой. Это позволяет повысить внедорожные качества машины. Особенно это касается песчаных, болотистых и мягких грунтов, а также снежной целины в северных районах страны.

На эту пожарную машину «УРАЛ» может быть смонтировано разнообразное пожарное оснащение с спецустановки. Данное шасси предназначено для езды по всем типам местности и дорожного покрытия.

Монтажная длина базы составляет больше 4 метров. Потому на пожарную АЦ на данном шасси отлично устанавливается пожарное оборудование и надстройка. Причем надстройки могут быть различных монтажных размеров – от 3 до 4,5 метров. Все зависит от вида кабины и места крепежа запасного колеса. Возможен монтаж дополнительной кабины.

Такая пожарная автоцистрена «УРАЛ» обычно имет 5-6 тонную емкость для воды, бак для пены на 0,5 тонны, пожарный насос НПЦ 40 или 60 и прекрасно себя чувствует на пресеченной местности. Автоцистерна пожарная (АЦ) «Урал» обладает повышенной проходимостью и подходит для эффективной работы на сельской и пресеченной местности.

Источник

Двигатель

Двигатель автомобиля — четырёхтактный, жидкостного охлаждения, бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10, номинальной мощностью 110 кВт — установлен перед кабиной под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Для подвода воздуха к двигателю в капоте оборудован воздушный канал, соединяющийся гофрированным патрубком с воздушным фильтром ВМ-16 или ВМ-21 инерционно-масляного типа (с масляной ванной и смоченными маслом фильтрующими элементами), имеющим патрубок отбора воздуха в компрессор тормозной системы.

Автоцистерна пожарная ац 40 130

Пожарная автоцистерна изготавливается на базе грузовых автомобилей ЗИЛ, на платформу которых устанавливается специальное оборудование.

Автомобильная база ЗИЛ неприхотлива в эксплуатации и обслуживании. Также автоцистерну можно использовать в разных климатических условиях, за счет маневренности она ставиться в необходимом положении, компактность позволяет тушить пожар в городских условиях, где свободное пространство ограничено.

Ремонт автомобиля ЗИЛ обходится недорого, а обслуживание может проводиться штатными механиками.

Распространенной маркой считается пожарная машина ЗИЛ 130. Было выпущено 10 моделей этих авто. Популярной моделью считается ЗИЛ ац 40 130 63б. Это усовершенствованный вариант модели 63А. В новой модели напорные патрубки разместили внутри надстройки. Эта марка оборудована цистерной объемом 2360 л и дополнительным баком для пенообразователя. Кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию с 2 рядами посадочных мест. На крыше размещаются пеналы, в которых хранятся пожарные рукава. Быстрый выход пожарных из машины обеспечен 4 дверьми кабины.

Специализированное оборудование размещается в отсеках кузова. В задней части автомобиля находится центробежный насос.

Задние колеса ац 40 130 63б выполнены в двухскатной комплектации, что обеспечивает устойчивость на дороге и высокую проходимость автоцистерны. Для проезда по сельской местности можно установить арочные шины. Имеется гидроусилитель руля.

Изменения были внесены и в шасси. Автоцистерна выпускалась с тормозной системой грузовых машин КАМАЗ. В связи с тем, что требовалось заполнить воздух в тормозную систему, выезд автоцистерны задерживается.

Двигатель 4-х тактный, бензиновый, v-образный, установлен перед кабиной. Воздух к двигателю подводится по воздушному каналу, который соединяется с воздушным фильтром гофрированным патрубком.

В 1980-х годах была произведена партия машин, оборудованных немецким насосом Magirus P516H.

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63Б

Через некоторое время в производство пошла машина АЦ40(130)63Б, имевшая новое шасси, кабину и цистерну увеличенной до 2360 литров емкости. Емкость бака для пенообразователя составляла 170 литров. Новый пожарный ЗИЛ лишился накладных крыльев на задних арках колес. Заметно изменилась конфигурация кормы машины – если предыдущая версия имела приподнятую заднюю часть, то у новой машины ее спрямили. Патрубки систем пожаротушения убрали внутрь кузова, доступ к ним осуществлялся через лючки. Карбюраторный 150-сильный двигатель позволял разгонять почти десятитонную машину до скорости 90 км/час.

Пожарные ЗИЛы модели 63Б могли оснащаться как старой, так и новой облицовкой радиатора. Четкой временной границы перехода типов облицовки не существует.

Автолестница АЛ30(131)Л21

Одними из самых распространенных пожарных ЗИЛов-131 стали автолестницы. Поворотное основание лестницы устанавливалось над задней тележкой шасси. Устойчивость машины обеспечивали четыре аутригера по углам платформы. Привод поворота и раздвижения лестницы осуществлялся от коробки отбора мощности. Для управления лестницей служили рычаги на пульте, расположенном вместе с сидением оператора на поворотном основании. С противоположной стороны на основании крепилось запасное колесо.

Машина АЛ30(131)Л21 производилась в городе Торжке с 1968 по 1983 год. Выпуск продолжался и позднее, но уже под обозначением АЛ30(131)506. Основным отличием стало удлинение колен лестницы на 300 мм. Машины выпуска до 1983 года имели пульт управления с тремя рычагами, после модернизации рычагов стало четыре.

Максимальный вылет лестницы до 30 метров позволяет осуществлять тушение в девятиэтажных зданиях. На её секциях установлены три разнонаправленных прожектора подсветки. В сложенном состоянии она может использоваться в качестве стрелы подъёмного крана. В комплектацию машины входили дополнительные штурмовые лестницы.

Система обогрева

Пожарные автомобили, в зависимости от их конструктивного исполнения могут оборудоваться различными системами дополнительного обогрева кабины расчёта, ёмкости цистерны и насосного отсека.

Большинство пожарных автоцистерн, находящихся в эксплуатации, имеют изменённую систему выпуска отработавших газов. Так, отработавшие газы двигателей пожарных автомобилей используются в системе забора воды пожарным насосом и для обогрева цистерн, кабин расчётов, насосного отсека.

Система обогрева кабины и насосного отсека автоцистерны АЦ-3,0-40 (43206) 1МИ

Система выпуска отработавших газов пожарной автоцистерны АЦ-40 (431410) 63Б

1 – двигатель; 2 – приёмные трубы; 3 – цистерна; 4 – газоструйный вакуум-аппарат; 5 – проставка; 6, 7 – фланцевое соединение; 8 – глушитель; 9 – выпускные трубы; 10 – обогреватель (батарея); 11 – пожарный насос

Для этого перед глушителем 8 установлен газоструйный вакуум-аппарат 4, к которому по приёмным трубам 2 поступают отработавшие газы из двигателя. Пройдя распределительную камеру газоструйного вакуум-аппарата поток отработавших газов через проставку 5, может следовать в двух направлениях (в зависимости от периода эксплуатации пожарного автомобиля – летнему или зимнему). Переключение трактов осуществляется с помощью переставной стальной вставки-заглушки.

В зимний период эксплуатации вставка-заглушка из фланцевого соединения 7 перестанавливается во фланцевое соединение 6. В этом случае отработавшие газы из глушителя через проставку 5 поступают в трубу, проходящую под днищем цистерны и далее через обогреватель (батарею) 10 в атмосферу. Батарея, представляющий собой отлитый из алюминиевого сплава оребрённый цилиндр, крепится к раме автомобиля под насосом. Проходящие через батарею отработавшие газы отдают тепло в насосный отсек. На трубе, проходящей под цистерной на некоторых моделях пожарных автомобилей, может устанавливаться обогреватель цистерны, представляющий собой трубу, окруженную по длине кожухом для концентрации теплоты. На период летней эксплуатации вставка-заглушка должна быть удалена из фланцевого соединения 6 и установлена во фланец 7.

У пожарных автомобилей других моделей с обогревом насосного отсека отработавшими газами принцип устройства системы выпуска сохраняется, хотя в зависимости от назначения и от особенностей компоновки кузова конструктивно может отличаться.

В настоящее время на пожарных автомобилях зачастую устанавливают автономные системы на основе серийных отопительно-вентиляционных установок, предназначенные для обеспечения требуемого температурного режима в кабине расчёта и в насосном отсеке.

Так, на пожарной автоцистерне АЦ-3,0-40 (43206) 1МИ в отсеке под кабиной расчёта с правой стороны монтируются на ложементах отопительно-вентиляционная установка ОВ-65 и автономный топливный бак для дизельного топлива. Подача топлива от топливного бака к отопительно-вентиляционной установке осуществляется по топливопроводу, в который встроен электромагнитный клапан, обеспечивающий дистанционное открытие и закрытие топливопровода со встроенным устройством электроподогрева топлива. Электроподогрев топлива включается только на период запуска отопительно-вентиляционной установки (на время удерживания кнопки «ПУСК» на щите управления).

Воздух, нагретый в отопительно-вентиляционной установке, проходит через воздуховоды в кабину расчёта и в насосный отсек. В качестве воздуховода, обеспечивающего подачу воздуха в насосный отсек, используется правая опорная труба надрамника. Продукты сгорания топлива через газо-направляющий патрубок отопительно-вентиляционной установки и отвод выбрасываются в атмосферу.

Вывод. Для обеспечения надёжной работы автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей, предусматривается система дополнительного охлаждения, а также в зависимости конструктивного исполнения они могут оборудоваться различными системами дополнительного обогрева кабины расчёта, ёмкости цистерны и насосного отсека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: