Основные правила общения между врачом и пациентом

Основные правила общения между врачом и пациентом - medesk

Введение

Коммуникативная компетентность должна являться одним из ключевых навыков медицинского работника. Умение выслушать пациента, а в практике педиатров — комплексного пациента (родитель и ребенок), способность выстроить доверительные отношения позволяют получить более полное представление о состоянии здоровья ребенка, провести точную диагностику, выбрать рациональную терапевтическую тактику1, 2, 3.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что даже хорошо образованные пациенты могут испытывать «страх белого халата». Некоторые пациенты беспокоятся о том, что отстаивание своей точки зрения или несогласие с мнением врача могут негативно отразиться на лечении. Как итог, такие пациенты теряют вовлеченность, что снижает эффективность коммуникации и лечения в целом3.

Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

В процессе общения неизбежен момент соприкосновения психологических особенностей пациента с психологическими особенностями медицинского работника. Помимо этого двустороннего общения, лицами, которые вовлечены в контакт с пациентом, являются: медсестра, узкие специалисты, специалисты по социальной работе.

Основной целью контактов между медицинским работником и пациентом является оказание медицинской помощи одним из участников общения по отношению к другому. Однако это совсем не означает, что заинтересован в таком взаимодействии только пациент и процесс имеет одностороннюю направленность. Медицинские работники по определению своей профессии не менее заинтересованы в построении конструктивного процесса общения, ведь это является его профессией и от этого зависит результативность его работы. У медицинского работника всегда есть собственные мотивы и интересы выстраивать эффективное общение с пациентом, которые и позволили ему выбирать именно медицинскую профессию.

Вопрос о больных, находящихся в терминальном состоянии

Так называется состояние преагонии, агонии и клинической смерти.

Согласно п. 6 Кодекса врачебной этики от 1997 г., врач должен:

  1. Даже в экстремальных условиях приложить все усилия, чтобы обеспечить помощь больному, находящемуся в преагональном, агональном или состоянии клинической смерти.
  2. Облегчить состояние пациента в терминальном состоянии всеми возможными разрешенными способами, не прибегая к эвтаназии и не привлекая кого-либо к ее совершению.
  3. Принимать решение о прекращении реанимации, когда мозг больного перестает подавать сигналы, коллегиально, если такая возможность есть.
  4. Способствовать обеспечению духовной поддержки пациенту со стороны служителя культа, его причащению и исповеди, независимо от того, какую религию тот исповедует.

Уважение к личности и помощь больному, находящемуся на грани между жизнью и смертью, – обязанность каждого, кто посвятил свою жизнь медицинской науке.

Врачи обязаны оказывать помощь в самых экстремальных ситуациях.

Общее понятие медицинского этикета

Этические нормы профессионала означают:

  • вежливость к окружающим;
  • скрупулезное выполнение своих обязанностей;
  • самокритичное отношение к себе, порядочное и непредвзятое – к коллегам и всему коллективу;
  • ответственность за выполнение своей работы, ее честная оценка.

Совокупность моральных норм определяет отношение специалиста к своему профессиональному долгу. Это касается и медицины, правила этикета которой носят название деонтологии, или биоэтики. Их соблюдение необходимо для сохранения здоровья каждого индивидуума и улучшения качества его жизни.

Главные особенности

Врач – это профессия, относящаяся к особо высокоморальным. Человек, посвятивший себя медицине, должен быть добросовестен, трудолюбив и бескорыстен.

Он не имеет права отказать в помощи коллегам и категориям людей, не имеющим возможности ее оплатить, руководствуясь при этом велением совести и принципами гуманизма.

Свод правил о морально-нравственном поведении врача включает в себя вопросы, связанные с ним и:

  • пациентами;
  • коллегами;
  • обществом.

Главным из них является отношение к больным. Медики, как врачи, так и медсестры, при общении с ними обязаны быть сдержанными и корректными.

Недопустимы:

  • фамильярность;
  • излишняя отстраненность и сухость;
  • грубость, оскорбления;
  • обсуждение при пациенте его диагноза, способов лечения, озвучивание сомнений в их правильности.

Если больному предстоят процедуры, следует объяснить ему, почему те необходимы, кратко описать процесс.

Важно также и профессиональное поведение в обществе и коллективе:

  • уверенность в себе, которая передается пациенту, умение поддержать последнего;
  • применение всех своих знаний для лечения больных, даже если это не несет материальной выгоды;
  • незамедлительная помощь коллегам в постановке диагноза и лечении, если это необходимо;
  • сдержанность в разговорах и обсуждении клинических случаев;
  • отсутствие саморекламы и критики других.

Соблюдающий этические нормы и знающий врач заслужит не только уважение своих пациентов и коллег, но и будет котироваться в обществе как хороший специалист.

Основные принципы

К основным принципам медицинского этикета относятся:

  • основной – «не навреди»;
  • профессиональная компетентность;
  • уважение к медицинской профессии;
  • хранение лечебной тайны;
  • защита больного от недостаточно сведущих специалистов и мошенников;
  • гуманное отношение к больному, уважение его достоинства;
  • уважение прав пациента на медпомощь, включающую и качественную бесплатную;
  • корректное информирование больного о его здоровье;
  • уважение желания пациента отказаться от лечения;
  • корректное поведение с умирающим;
  • участие в просветительской работе среди населения.

Уважение к коллегам, их моральная и профессиональная поддержка, в т. ч. практическая, тоже относится к основным принципам врачебного этикета.

Особенности общения с пациентами в зависимости от их психотипа и темперамента

Приемы экспресс-диагностики личности и определения психотипа пациента помогают врачу построить эффективную коммуникацию6.

Таблица 1. Психотипы пациентов (адаптировано из 6)

 

Особенности пациента и рекомендации врачу
Директивный психотип (15%)
Дружелюбный психотип (35%)
Экспрессивный психотип (15%)
Аналитический психотип (35%)
Характерные черты пациента
Независимость, уверенность, ригидность, склонность к риску
Желание понравиться, неуверенность, изменчивость мнения
Экстравагантность, желание вызвать восхищение, любовь к новизне
Взвешенность, логика, педантичность
Походка и движения
Уверенные
Мягкие, плавные
Свободные, размашистые
Размеренные, ритмичные
Жесты
Уверенные, твердое рукопожатие
Сдержанные, располагающие
Резкие, эмоциональные
Уверенные, сдержанные
Дистанция с собеседником
Достаточная, поставит стул так, как ему удобно
Сядет на краешек и будет сокращать дистанцию
В зависимости от ситуации
Большая
Мимика
Малоэмоциональная
Живая, постоянная улыбка
Живая, богатая
Сдержанная
Зрительный контакт
Постоянный, пока сохраняется интерес
Постоянный, активный
Глаза в глаза, когда хочет произвести впечатление
Почти не поддерживает
Голос
Громкий, ритмичный
Тихий, спокойный
Громкий
Спокойный, монотонный
Речь
Быстрая, убедительная, по делу
Избегает негатива, сглаживает углы
Использует ярко окрашенные слова
Структурированная, рациональная
Способы принятия решений
Быстро, авторитарно (1–2 контакта)
Часто меняет мнение, советуется с близкими (4–5 контактов)
Быстро (2–3 контакта)
Долго (5–7 контактов)
Потребности и ценности
Время и результат
Безопасность, чувства, отношения
Внимание со стороны, экстраординарность
Доказательства, конкретика, соблюдение правил
Рекомендуемый алгоритм коммуникации для врача
Лаконичность, убедительные аргументы, авторитарность, малоэмоцио-нальность
Открытость, эмоциональность, демонстрация опыта, обсуждение страхов
Эмоции, юмор, краткость, простота, акцент на новизне
Сдержанность, логичные и подробные объяснения, точные данные
Возможные фразы
«Нам важно быстро достигнуть результата», «Вы сразу почувствуете эффект», «Мы начнем активное лечение»
«Я Вас понимаю», «Поверьте моему опыту», «Препарат надежный, хорошо переносится»
«Этот препарат — настоящая сенсация!», «Всего одна таблетка утром», «Революционные методы»
«Было доказано, что этот препарат…» (перечисление фактов, использование терминов)

Умение определять психотип поможет педиатру наладить контакт с родителями ребенка. Как видно из таблицы, алгоритм действий врача может существенно различаться в зависимости от психотипа пациента. Так, например, для людей аналитического психотипа важны детальные объяснения (такие пациенты часто приходят с уже готовым списком вопросов), а представителей директивного психотипа подробности, наоборот, могут раздражать. Если пациенты экспрессивного психотипа готовы попробовать новые методы лечения, то люди дружелюбного психотипа склонны доверять хорошо известным средствам6.

Для детей может быть гораздо большим стрессом, чем для взрослых, поход к врачу, а тем более госпитализация в стационар. Рекомендуется, если позволяет время, подготовить ребенка к госпитализации: рассказать ему о больнице, врачах, процедурах2

При возникновении реакции протеста у ребенка очень важно терпение и понимание со стороны врача, а также его умение переключить внимание маленького пациента. Что касается коммуникации с родителями, то в большинстве случаев стремление врача понять их состояние и поставить себя на их место помогают преодолеть проблемы в общении2

Мастерство общения в сестринском деле

Общение — одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.

Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой во время работы;
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:
1. отправителя – тот, кто предает информацию;
2. сообщение – посылаемая информация;
3. канал – форма оправки сообщения;
4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;
5. подтверждение — информация о получении сообщения.

Каналы общения:
1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;
3. письменное сообщение – получатель читает его.

Общение бывает вербальным и невербальным.

Вербальное общение – устная речь;
Невербальное общение — мимика, жесты, позы, прикосновения,
письменное общение (общение, с помощью слов или символов).

Возможные причины непонимания общающихся:
• неправильно выбран канал общения, т. е. получатель не подтвердил получения сообщения или не понял его;
• сообщение передано невнятно или быстро или тихо и т. д.

Вербальное общение предполагает, что вы говорите, и как вы говорите.

Вербальное общение может быть эффективным, если:
• говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами;
• не злоупотреблять специальной терминологией;
• выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника;
• правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе;
• следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить;
• убедиться в том, что вас поняли;
• юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни. Письменное общение может быть эффективным, если:
• писать аккуратно;
• выбрать правильный размер и цвет букв;
• писать грамотно;
• выбрать понятные и простые слова;
• подписать сообщение

Письменное общение может быть эффективным, если:
• писать аккуратно;
• выбрать правильный размер и цвет букв;
• писать грамотно;
• выбрать понятные и простые слова;
• подписать сообщение.

Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:
• умеет ли получатель читать;
• понимает написанное;
• видит написанное;
• знает ли язык, на котором написано сообщение.

Невербальный канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.

Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.

Мимика является очень богатым источником информации.

С помощью мимики можно передать следующие состояния:
• удовольствие – радость;
• интерес – ажиотаж;
• гнев – ярость;
• пренебрежение – презрение;
• удивление – испуг;
• стыд – робость – унижение;
• страх – ужас;
• счастье – печаль.

При бессловесном (невербальном) общении с пациентом большую роль играют:
внешний вид медсестры – опрятность и профессионализм вызовут доверие пациента;
выражение лица значительно влияет на общение с пациентом (улыбка/нахмуренные брови); лицо может выражать шесть основных чувств:
1. удивление,
2. страх,
3. гнев,
4. отвращение,
5. счастье,
6. печаль;

глаза – своеобразный «центр», позволяющий более точно определить выражение лица;

руки – исходя из того, как жестикулирует собеседник, можно судить о его эмоциональном состоянии;
походка – является дополнительным критерием оценки внутреннего состояния человека.

Понимание культурных различий в процессе общения

В медицине важным аспектом успешного взаимодействия между врачом и пациентом является понимание и уважение культурных различий. Культурные особенности каждого человека могут существенно влиять на его восприятие и понимание информации о состоянии здоровья, а также на его отношение к лечению и соблюдению медицинских рекомендаций.

Врачу необходимо учитывать культурные различия в процессе общения с пациентами, чтобы предоставить им наиболее эффективную и индивидуальную помощь. Вот несколько принципов, которые могут помочь врачу в понимании и уважении культурных особенностей пациента:

Слушайте и задавайте вопросы. Дайте пациенту возможность поделиться своими взглядами и опасениями, а также задавать вопросы о своем состоянии здоровья и предлагаемом лечении. Будьте терпеливы и помогайте пациенту выразить свои мысли.
Учитывайте непосредственное окружение пациента. Культурные нормы и ценности могут оказывать влияние на его приверженность к лечению и на возможность принимать назначенные лекарства

Врачу важно узнать о семейной и социальной ситуации пациента, чтобы предоставить наиболее эффективную помощь.
Используйте язык, понятный пациенту. Используйте простые и доступные термины, избегайте сложных терминов и медицинского жаргона

Если пациент не владеет языком, на котором вы говорите, используйте службы перевода для обеспечения эффективного общения.
Учитывайте вероисповедение и культурные обычаи. Особенности вероисповедания и культурные обычаи могут влиять на восприятие здоровья и лечения. Врачу важно уважительно относиться к этим аспектам и учитывать их при предоставлении медицинской помощи.
Будьте готовы к альтернативным методам лечения. В разных культурах могут использоваться различные методы и подходы к лечению. Врач должен быть готов выслушать и обсудить эти методы, а также предложить свои рекомендации, основанные на доказательной медицине.

Понимание и уважение культурных различий между врачом и пациентом помогает создать доверительную и эффективную коммуникацию, что является основой успешного взаимодействия в медицине. Врачи, которые стремятся развивать свои навыки культурной компетентности, могут предоставлять более качественную медицинскую помощь и достигать лучших результатов лечения.

Модели коммуникации «врач — пациент»

Модели взаимоотношений между врачом и пациентом (в педиатрии — между врачом и родителем) определяют вовлеченность сторон в лечебный процесс. Профессор С. И. Самыгин выделил следующие виды общения2,4:

  • «Контакт масок» — формальное общение под маской вежливости, учтивости и т. д. Как правило, врач мало заинтересован в результатах коммуникации.
  • Примитивный вид общения — участники активны, только если им это выгодно. Как только результат достигнут, интерес к коммуникации пропадает.
  • Формально-ролевое — на первый план выходит не личность собеседника, а его социальная роль. Общение строго регламентировано.
  • Деловое — врач учитывает особенности личности пациента, но все равно принимает решения однонаправленно, без учета интересов пациента.
  • Духовное — возможность затронуть на приеме любые вопросы и даже поделиться интимными проблемами.
  • Манипулятивное — направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов.

Американский биоэтик Роберт Витч выделил четыре модели взаимоотношений врача и пациента5:

В рамках инженерной модели врач воспринимает пациента как безличный механизм, который нужно починить. Пациент не участвует в обсуждении вопросов лечения.

При пасторском или патерналистском подходе врач относится к пациенту, как родитель к ребенку. Эта модель может быть приемлемой, например, в педиатрии, но недостаток ее состоит в том, что общение рискует перейти в плоскость «начальник — подчиненный».

В коллегиальной модели господствует принцип равноправия, она сфокусирована на предоставлении выбора пациенту. Однако при таком подходе повышается риск негативного влияния индивидуальных особенностей пациента на лечение.

В контрактной модели взаимодействие строится на принципах общественного договора, когда обе стороны осознают свои обязанности и выгоды и пациент заключает договор на медобслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию.

Конечно, представленные модели взаимоотношений на практике часто комбинируются, выбор конкретной модели зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств врача и пациента, в том числе комплексного.

Нормы и правила поведения врачей

Соблюдение норм деонтологии и этики в медицине обусловлено необходимостью доверительного общения врача, его коллег и пациентов, которые добровольно доверяют медперсоналу свои здоровье и жизнь.

Внешний вид

Образ медика во всех своих элементах сложился в представлении людей уже давно.

К нему относятся:

  • белоснежный халат;
  • стетоскоп на шее (не всегда, в зависимости от специализации);
  • чистая рубашка с галстуком под халатом;
  • уверенный и доброжелательный вид;
  • вежливость с больными и коллегами;
  • грамотная речь;
  • собранность в экстренных случаях.

Расхлябанность в движениях, нечистота тела и неопрятная одежда, запах перегара, неуверенность или хамство в общении – все это может подорвать доверие к медику пациентов, коллег и подчиненных.

Доктор всегда должен иметь опрятный и уверенный вид.

Субординация и деловое общение

В первую очередь соблюдение субординации – это:

  • обращение к сослуживцам и подчиненным без панибратства, тактичность при разговоре;
  • умение вести спор и находить важные решения не единолично, а коллегиально, без ссор и оскорблений.

Недопустимо публично обсуждать и ставить под сомнение профессионализм, навыки и способы лечения, квалификацию другого специалиста, подставлять его под удар и рекламировать себя.

Этичное поведение не только пойдет на пользу самому врачу, коллективу и пациентам, но и обеспечит соблюдение их прав и не затронет чувства собственного достоинства.

Приветствуется доброе и профессиональное общение в коллективе.

Рекомендации по установлению отношений с пациентом

Для многих пациентов частной клиники самым важным фактором, влияющим на их окончательное решение лечиться в клинике, является первое впечатление о медсестре и первая встреча, манеры врача. Здесь также необходимо учитывать все: внешний вид, манеру общения и жесты. Ведь беседа врача с пациентом — это настоящая наука, и многое зависит от коммуникативных навыков врача. Врач должен обладать хорошей культурой устной речи, уметь правильно формулировать и выражать свои мысли, иметь хорошее логическое мышление. Врач должен знать, как «достучаться» до пациента, объяснить проблему, донести мысль и адаптировать свои знания к потребностям и уровню развития каждого пациента, потому что у каждого пациента свой опыт и качество жизни.

Основные правила общения врача с пациентом следующие:

Манера общения с пациентом. Врач должен заранее все тщательно обдумать и постараться не усугублять ситуацию. Более того, в силу специфики области, пациент может не знать многого о том, что его ждет в ходе болезни (по сути, он даже не знает, за что платит), но это не дает врачу права принижать клиента, пренебрегая возможностью высказать свою точку зрения.

Слушайте и внимайте пациенту. Если врач слышит, что говорит пациент, это и есть лечение. Врачебная этика запрещает врачу отвлекаться на телефонные звонки или разговоры с коллегами во время беседы с клиентом. Отсутствие внимания к пациенту приводит к ощущению ненужности, отчаянию и в то же время к пониманию безразличия и, следовательно, к недоверию к врачу. Необходимо заботиться о психическом здоровье пациента.

Беседа с пациентом должна быть индивидуальной, а не в общем зале перед коллегами. Она не должна быть слишком неформальной или показно отстраненной. Тон голоса врача должен быть мягким. Самое главное, он должен быть основан на уважении к пациенту. Врач должен обладать навыками активного слушания: задавать открытые вопросы и поддерживать зрительный контакт.

Соберите анамнез. Сбор анамнеза должен осуществлять только лечащий врач, а не его коллега, ассистент и т.д

Пациент вряд ли будет чувствовать себя комфортно, делясь своей историей болезни с таким количеством людей, начнет что-то упускать, и, более того, лечащий врач может упустить что-то важное
Кроме того, пациенту может показаться, что лечащий врач не ознакомился с предоставленной информацией, и он будет чувствовать себя обделенным вниманием.

Условия построения эффективного взаимодействия между медицинским работником и пациентом

Для организации эффективного общения между медицинским работником и пациентом необходимо учитывать все имеющиеся психологические аспекты этого взаимодействия. Изучением этих закономерностей занимается медицинская психология, основной задачей которой является изучение мотивов и ценностей врачей, его представлениях об идеальном пациенте и ожиданий пациента от оказания врачебной помощи.

Основным моментом построения эффективного общения является построение бесконфликтного общения, которое возможно при наличии и у медработника и у пациента коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, результатом чего являются достижение взаимопонимания между партнёрами и правильное понимание предмета общения.

Коммуникативная компетентность является основной профессионально значимой компетенцией врача и медсестры.

При правильно выстроенном процессе общения между врачом и пациентом с процесс выздоровления идет значительно быстрее, а применяемое лечение более эффективно и имеет меньшее количество побочных действий и осложнений.

Огромную роль в процессе лечения играет умение врача выслушать пациента, это одно из самых необходимых условий для формирования контакта между участниками процесса лечения. Это умение позволяет не только осуществить более точную диагностику, но и наладить психологический контакт с пациентом. Доверие, возникающее между пациентом и медицинским работником, позволяет получить более полную и достоверную информацию о самочувствии пациента.

Как выстраивать коммуникацию с пациентом

Медицинский персонал – живые люди. Интровертам придется больше работать над собой, чем открытым экстравертам, однако согласно правилам эффективного общения способность быстро включаться в разговор не означает умение вести беседу правильно.

Впрочем, работа над навыками продуктивного общения быстро окупится, поскольку  развитые коммуникативные умения позволяют:

  • Создать комфортную психологическую среду в коллективе;
  • Снизить вероятность конфликтов на рабочем месте;
  • Выстроить доброжелательные отношения с пациентом, что снижает вероятность «жалобы из вредности».

Уже в 1984 году юристы провели исследование, согласно которому основной причиной исков о профессиональной небрежности было отношение медперсонала к пациентам – около 70% случаев жалоб приходятся именно на неумение выстраивать контакт.

Начать развитие коммуникативных навыков можно с составления схемы общения:

  • Установление контакта;
  • Сбор информации;
  • Активное слушание;
  • Эмпатия;
  • Комментирование;
  • Информирование;
  • Завершение беседы.

Для начала можно в блокноте прописать реплики напротив пункта и заучить. Постепенно такое формирование привычки ведет к пассивному развитию умения. Чем больше сотрудник будет практиковаться, тем быстрее будет развиваться уверенность в коммуникативных навыках и применять их будет легче.

Клятва Гиппократа

В большей части медицинских вузов медик, закончивший курс обучения, при получении диплома приносит клятву Гиппократа, основные положения которой таковы:

  • недопустимость причинения вреда человеку и его здоровью;
  • уважение к любой жизни и отказ от эвтаназии;
  • обязательная помощь любому больному;
  • забота о нем;
  • совершенствование себя как профессионала и личности;
  • неразглашение врачебной тайны;
  • накопление и распространение опыта врачевания;
  • благодарность учителям;
  • отказ от близких отношений с пациентом;
  • отрицательное отношение к абортам;
  • соблюдение обязательств и корректность к коллегам.

В тексте клятвы Гиппократ не оговаривает оплату за медицинские услуги. Эту тему он развивает в других трудах, и даже там она представляется не самым важным достижением в работе медика. С 2011 г. начал действовать закон, требующий в момент окончания медицинского вуза давать клятву врача.

По окончании обучения медики дают Клятву Гиппократа.

Правила поведения медсестры

Медсестры не просто помощники врачей, но и представительницы самостоятельной профессии, для которой необходимы навыки:

  • комплексного ухода и обслуживания больных;
  • облегчения их страданий;
  • психологические и психотерапевтические, в пределах сестринской компетенции;
  • профессиональной наблюдательности, чтобы вовремя оценить улучшение или ухудшение состояния больного.

Медсестра обязана владеть собой и быть эмоционально устойчивой, чтобы успокоить пациентов и не усугубить их тревогу.

Она должна обладать:

  1. Внутренней культурой. То есть уважительно относиться к выбранной ей профессии, видя в ней не источник обогащения, а возможность помочь страдающим людям. Это доброта, сострадание, совестливость, дружелюбие, умение работать коллегиально.
  2. Внешней культурой. То есть выглядеть в соответствии со своим статусом: чисто, опрятно. Иметь доброжелательное выражение лица, сдержанный тон, грамотную речь.

Пациент охотнее доверит уход за собой такому человеку, чем несдержанному, грубому и пересыпающему свою речь жаргонизмами и непечатными словами.

Каждому избравшему профессию медика нужно помнить, что в его руках находятся не только жизни людей, но и психическое и психологическое здоровье как больных, так и коллег, и неукоснительно соблюдать требования профессионального этикета.

https://youtube.com/watch?v=LILU2AKXL4k

Термином субординация называют рабочие отношения, выстроенные по принципу иерархии. Этот подход подразумевает строгое служебное повиновение младших сотрудников коллегам, занимающим должность выше, базирующийся на нормах трудовой дисциплины. Он способствует созданию и сохранению дистанции между подчинёнными и руководителем для продуктивной деятельности всего коллектива. Эта система направлена на поддержание рабочего духа в офисе, на предприятии или производстве. Что такое субординация понятно, а для чего она нужна? Она предотвращает возникновение конфронтаций, формирование и дальнейшее развитие конфликтов в рабочей среде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: