Короткий пересказ «На заре туманной юности»
Краткое содержание «На заре туманной юности» Платонов:
Ольга – сирота четырнадцати лет, главная героиня произведения. Во время Гражданской войны ее родители умерли. Из родственников у нее была одна тетка. Девочка видела ее два года назад, когда она приезжала к ним в гости из города. Тетка казалась ей богатой и доброй.
Некоторое время Оля жила одна в доме, но потом решила поехать к тетке как советовала ей мать еще при жизни. Девочка поехала на поезде с красноармейцами. Они накормили Олю, уложили спать на самое теплое и тихое место.
Утром красноармейцы дали ей с собой хлеба с салом. Девочка не знала адреса тетки, знала лишь, что ее зовут Благих Татьяна Васильевна. Оля искала ее, спрашивая у прохожих. Вечером девочка нашла дом тетки. Она жила там со своим мужем без детей.
Тетка не пустила домой племянницу, сказав, что помыла пол. Она велела ей ждать на улице. Девочка просидела на улице до вечера, а потом снова постучала в дом. Татьяна впустила девочку только переночевать. Утром Оля услышала, что тетка жалуется на приезд племянницы. Девочка поняла, что здесь ей не рады.
Ольга решила поступить в университет. Она увидела объявление, что студентам предоставляют жилье и стипендию. Но ей отказали, так как возраст был неподходящий. Тогда она устроилась на курсы железнодорожников.
Ей дали место в общежитии, платили стипендию, обеспечили первыми вещами. Оля нашла себе подругу Лизу. Это девочка пятнадцати лет, имела мать, которая вышла второй раз замуж и Лиза была для нее помеха.
Проучившись немного, девочки попали в трудное положение: кушать было нечего, стипендию не платили. Виной этому были белые офицеры, которые занимались курсами. Девочкам пришлось искать подработку. Оля нашла работу няней.
Она сидела с Юшкой, ему было полтора года, матери не было, только отец. Девочка очень привязалась к малышу. В скором времени стипендию стали платить. Необходимость в работе прошла, но Оля все равно навещала малыша.
После окончания курсов девушки поехали на практику, это была станция Серьга. С Ольгой произошел несчастный случай: она спасла состав с красноармейцами, получив ранения. Но она сумела справиться с болезнью и поправилась.
Какая главная мысль произведения?
Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен.
Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.
Философия произведения
Рассказ Платонова «На заре туманной юности» погружает нас в мир молодости, искания и свободы. Главные герои этого произведения — Александр и Наташа — олицетворяют две разные философии жизни.
Александр, мечтательный и идеалистичный, представляет традиционную эстетическую философию. Он стремится к гармонии, красоте и истине, ищет смысл в искусстве и музыке. Он верит в чистоту любви и нежности, и его мир наполнен романтикой и мечтами.
Наташа, наоборот, является репрезентантом прогрессивной идейной философии. Она становится героем нового времени, олицетворяющим смелость и силу. Наташа выступает против принятых норм и стандартов общества, бескомпромиссно возражает против догматических взглядов на жизнь и социальные ограничения.
Рассказ «На заре туманной юности» учит нас ценить красоту и искусство, но также показывает, что в них есть свои ограничения. Платонов предлагает взглянуть на мир не только через романтическую призму, но и сквозь призму новой эпохи идейного прогресса.
Он показывает, что философия жизни не должна быть однозначной или статичной. Каждый из героев в рассказе представляет свою точку зрения, и только через их диалог и противопоставление мы можем проникнуться истиной и полнотой жизни.
Основные идеи философии «На заре туманной юности»
Герой
Философия
Александр
Эстетическая философия, искание красоты и истины
Наташа
Идейная философия, борьба против стандартов общества
Платонов в «На заре туманной юности» провоцирует нас задуматься о смысле нашего существования и призывает к открытому диалогу, в котором каждая точка зрения имеет право на существование. Он показывает, что мир молодости — это мир исследования и поиска, и каждый из нас может найти свою уникальную философию жизни.
Сравнение истории и жизни Карпа и Никулина
Рассказ Платонова «На заре туманной юности» рассказывает о двух главных героях — Карпе и Никулине, которые важно укореняются в разных сферах жизни. Эти персонажи и их истории предлагают разные уроки и уроки для читателя
Карп, молодой парень, вырос в сельской местности, вдали от городской суеты и прогресса. Его история описывает жизнь и трудности физического труда, связанного с сельским хозяйством. Карп учит нас ценить упорный труд, простоту и непосредственность в отношениях с окружающими. Он показывает, что люди, живущие вдали от города и технологического прогресса, могут быть счастливы и довольны жизнью.
Никулин, другой главный герой рассказа, представляет городскую среду, под влиянием которой он растет. Он избегает физического труда и стремится к науке и знанию. Никулин учит нас стремиться к образованию, исследовать мир вокруг нас и осознавать преимущества развития и прогресса. Он предлагает нам понять, что ум и знание могут привести к успеху и счастью.
Сравнивая жизненные истории Карпа и Никулина, Платонов показывает, что важно принимать и ценить различные сферы жизни. Карп и Никулин дополняют друг друга и предлагают разные уроки нашим современным читателям
Через этих главных героев Платонов учит нас ценить и принимать разные стороны жизни и стремиться к гармонии между прогрессом и традициями.
Потеря иллюзий и поиск смысла
В рассказе «На заре туманной юности» Платонов учит нас осознанию потери иллюзий и поиску смысла в жизни. Главные герои рассказа находятся в туманной юности, периоде жизни, когда идеалы и надежды еще не потеряны, но уже исчезают.
Заря – символ начала, но при этом она окутана туманом, неопределенностью и неясностью. Это отражает состояние героев, ищущих свое место в жизни. Они еще не осознали свою потерю иллюзий, но уже сталкиваются с разочарованиями и сложностями.
Главные герои рассказа противоречат себе и другим, их поступки не всегда объяснимы и логичны. Это показывает трудности, с которыми они сталкиваются в поиске смысла и своего места в жизни.
Рассказ затрагивает тему молодости и разочарования, что типично для произведений Платонова. Он исследует непростые вопросы смысла и цели человеческой жизни и подчеркивает сложность и пустоту существования.
- Герои рассказа находятся в постоянном движении, их жизнь наполнена беспокойством и непостоянством.
- Они ищут свое место в жизни и стремятся найти смысл в своем существовании.
- Платонов подчеркивает, что иллюзии и надежды могут быть потеряны, но поиск смысла идет дальше.
Рассказ «На заре туманной юности» является глубоким произведением, которое нас учит осознанию потери иллюзий и поиску смысла в жизни. Символика зари и туманной юности подчеркивают неопределенность и сложность этого периода. Главные герои рассказа противоречат себе и окружающим, их поступки не всегда объяснимы и логичны. Это отражает трудности, с которыми они сталкиваются в поиске смысла и своего места в жизни.
2 вариант
Рассказ представляет собой описание жизни главной героини, которая смогла преодолеть все тяготы и невзгоды и при этом осталась сердечным и добрым человеком. Ранее данное произведение называлось «Ольгой».
Сюжет рассказа основан на впечатлениях русской девушки. Автор описал события так, что читатели полностью погрузятся в переживания Ольги. Авторские фразы дают понять, что героиня из хрупкой девочки превращается в целеустремленную женщину. Платонов не использовал никаких речевых оборотов. Диалоги между героями содержат простую речь. Данную простоту речи автор использовал как писательский прием. В произведении присутствуют свои отличительные характерные черты. Первая черта связана с романтикой железной дороги. Вторая черта – это эмоциональная тематика, связанная со смертью и преодоление невзгод.
Рассказ начинается с тяжелой жизни Ольги, после смерти родителей. Девочка осиротела в 14 лет и осталась совсем одна. Она уходит из пустого дома в мир черствых и жестоких людей. После долгих скитаний Ольга попала в университет, где она получила разрешение жить в общежитие и учиться. Кроме учебы она начала подрабатывать, работая няней. Через 3 года девушка поехала на железнодорожную станцию для практики. В конце практики героиня совершает настоящий подвиг. Ей удается остановить вагонный состав. Она получает тяжелое ранение, но остается в живых.
Весь сюжет строится на рассказе об Ольге. Таким образом, автор хотел раскрыть причины, которые повлияли на главную героиню. Девушка смогла преодолеть отсутствие дома и поддержки, смерть родителей, равнодушие и голод. Ольга становится бесстрашной личностью в попытке преодолеть все трудности. Настоящую жестокость героиня почувствовала от тети, которая не захотела ей помочь. Случайные попутчики, описанные автором, выручали Ольгу и старались помочь. Символичность власти автор выразил в образе Ленина, который бесплатно обучал, давал кров и жилье. Автор поставил акцент на бескорыстии советского общества. Лиза и Юшка появились в жизни девушки на тот момент, когда она стала самостоятельной. На фоне косвенных героев проявляется уверенный образ девушки.
В начале 30-годов некоторые произведения Платонова не были опубликованы. К печати допускались только некоторые творения автора. Несмотря на требования советского времени, Платонов остался верен своему стилю и мыслям. Произведение связано с восприятием мира глазами подростка. Ольга является примером советской молодежи, понимающим свой долг перед обществом.
Образы литературных героев
Ольга – центральная фигура, вокруг которой строится сюжет рассказа. Цель автора – раскрытие причин, повлиявших на превращение из растерянного и никому не нужного ребенка в сильную женщину, достойную восхищения. Смерть родителей, отсутствие прибежища, голод, равнодушие посторонних не останавливают девочку. Стремление выжить делает из нее бесстрашную уверенную личность, которая способна позаботится не только о себе, но и о близких.
Родная тетка, с путешествия к которой началась самостоятельная жизнь героини, отворачивается от племянницы. Образ родственницы, зацикленной на личных проблемах, является примером безучастной жестокости. Даже случайно встреченные попутчики оказываются участливее к ребенку, чем родня. Механик паровоза, красноармейцы, вахтер общежития – незначительные персонажи, выписанные автором в эпизодах для контраста, проявляют к скиталице сочувствие, хотя тоже заняты своими проблемами, работой, войной.
Символичность советской власти в образе непонятного полубожественного Ленина, которая бесплатно кормит, дает приют и обучает студентов университета, обусловлена требованием времени. Акцент сделан на бескорыстии такого общества, из благодарности к которому девушка готова жертвовать своей жизнью.
Персонажи подруги Лизы, Ольгиного воспитанника Юшки появляются в тот период, когда главная героиня уже способна обеспечивать себя и помогать другим. На их фоне прорисовывается новый уверенный образ Ольги, она знает к чему стремится, уже способна брать на себя ответственность за более слабых.
Популярные сегодня темы
-
В своем произведении Соседи Салтыков — Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей
-
Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.
-
Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые
-
Бирюк – крепкий плечистый русский мужик, с которого всем стоит брать пример. Бирюк любит хорошую работу, слаженность и очень сильно ненавидит воров и воровство
-
Дубровский может быть назван разбойником благородного вида, однако, стоит более подробно описать данное понятие, и что под ним понимается. Здесь имеется ввиду то, что благородство человека, который переходит закон
Влияние эпохи
С начала 30-ых из-за недовольства Сталина и критики Российской ассоциации писателей некоторые произведения Платонова вообще не публиковались. К печати допускались только некоторые идеологически «правильные». Повествование о полезном обществе, которое приютило и сумело воспитать из брошенного ребенка настоящую советскую героиню, было одобрено и опубликовано в 1938 году – пик репрессий, чисток несогласных. Несмотря на это, в этом же году был арестован 15-летний сын Андрея Платоновича, с которого писатель, возможно, и срисовывал характер целеустремленного подростка.
Независимо от требований времени автор остается верен своему стилю. В тексте отсутствуют смысловые гиперболы, домыслы, события выписаны соответственно реалиям и вполне могли произойти в 1918 году. Повествование, пропущенное через призму подросткового восприятия мира, не вводит читателя в заблуждение, но объясняет, каким образом после революции было воспитано волевое поколение, готовое жертвовать своими жизнями ради благополучия окружающих. Ольга – типичный пример молодежи, понимающей свой долг перед обществом, без колебаний отдающей себя на его благо.
-
«На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
-
«Возвращение», анализ рассказа Платонова
-
«В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
-
«Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова
-
«Никита», анализ рассказа Платонова
-
«Сокровенный человек», анализ повести Платонова
-
«Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
-
«Чевенгур», анализ романа Платонова
-
«Котлован», анализ повести Платонова
-
«Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
-
«Фро», анализ рассказа Платонова
-
«Корова», анализ рассказа Платонова
-
«Юшка», анализ рассказа Платонова
-
«Маленький солдат», анализ рассказа Платонова
-
«Третий сын», анализ рассказа Платонова
По произведению: «На заре туманной юности»
По писателю: Платонов Андрей Платонович
Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение
В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А
Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: «Платонов – удивительно однообразный писатель». Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того, чтобы обидеть автора, а, напротив, чтобы похвалить
Ведь на протяжении своего творчества А. Платонов «настойчиво воспроизводил» всего несколько главных образов, но которые, по убеждению писателя, из художественного воплощения должны обязательно стать реально существующими персонажами жизни, и, возможно, тогда мир преобразится.
Одно из первых произведений, подарившее писателю известность и читательскую любовь, был рассказ «Сокровенный человек». Его главным героем стал обыкновенный машинист паровоза – Фома Пухов. У Фомы умерла жена, и теперь он остался один в целом мире: не стало человека, который разделил бы с ним скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек. Пухов решил, что теперь всю свою энергию будет отдавать работе – поезду, к которому он относится как к живому организму, и обществу, где кипит «яростная и прекрасная» жизнь, еще не познанная героем
Автор так описывает внутренние состояние и мировосприятие Фомы: «Пухов принимал во внимание силу мировых законов вещества и даже в смерти жены увидел их справедливость и искренность. Его вполне радовала такая слаженность и гордая откровенность природы и доставляла сознанию большое удивление»
Таким образом, главный герой предстает перед читателями как природный мыслитель, не случайно сам Пухов называет себя «природным дураком»
Ведь для него крайне важно самому понять «смысл своего и общего существования». Поэтому Фома Пухов не берет на веру то, что ему внушает общество, а стремится сделать собственные выводы, пусть даже еще неточные и не совсем грамотные
Фома Пухов неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в суровой действительности. Вот один из ярких примеров: «Он закурил и уставился в пустую позднюю природу. Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны. Пухов удовлетворился своим созерцанием и крепко выразился обо всем: „Гуманно“.
Так же сознательно и ответственно пытается относиться к жизни главная героиня другого рассказа Платонова – «На заре туманной юности» – Ольга. Этой девушке только предстояло начать свой жизненный путь.
На Ольгу обрушились серьезные и тяжелые испытания: она осталась сиротой. Первые дни после трагедии Ольга вела себя, как обычно: продолжала выполнять домашнюю работу и каждое утро вставала, повторяя для себя, как заклинание, единственные запомнившиеся слова матери: «Опять надо жить». Скоро Ольга решила, что нельзя оставаться «одной на свете», в стороне от жизни. По дороге к тетке она встречает красноармейцев и, чувствуя свою беспомощность в жизни, задает им вопрос: «А вы сказали, мне хорошо будет, а когда?» Ответ задумчивого красноармейца – «потерпи» – немного успокоил девочку.
С того момента, как Ольга начала учиться в университете, жизнь ее преобразилась: «Грусть и тревога перед жизнью, вызванные в Ольге смертью родителей, ночлегом у тетки и сознанием, что люди обходятся без нее и она никому не нужна – теперь в ней прекратились». Теперь, когда Ольга получала знания, стипендию и общежитие от государства, она почувствовала ответственность за свою жизнь перед обществом. Быть полезной своей стране и народу – стало сокровенным желанием героини. Заметим, что этого гуманного качества не хватает человечеству во все времена.
Герои А. Платонова стремятся найти смысл человеческого существования в бескорыстном и созидательном труде человека – «сокровенного человека», который творчески и бесстрашно проявляет свою свободную волю, неотступно следует заветным мечтам и идеям, тем самым, одухотворяя вокруг себя жизнь ради красоты и смысла «отдельного и общего существования» людей.
Вариант 2
Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.
Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.
Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.
Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того, чтобы обидеть автора, а, напротив, чтобы похвалить. Ведь на протяжении своего творчества А.
У Фомы умерла жена, и теперь он остался один в целом мире: не стало человека, который разделил бы с ним скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек.
Поэтому Фома Пухов не берет на веру то, что ему внушает общество, а стремится сделать собственные выводы, пусть даже еще неточные и не совсем грамотные. Фома Пухов неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в суровой действительности.
Вот один из ярких примеров: «Он закурил и уставился в пустую позднюю природу. Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны…
Пухов удовлетворился своим созерцанием и крепко выразился обо всем: „Гуманно“.
Теперь, когда Ольга получала знания, стипендию и общежитие от государства, она почувствовала ответственность за свою жизнь перед обществом. Быть полезной своей стране и народу – стало сокровенным желанием героини.
Заметим, что этого гуманного качества не хватает человечеству во все времена.
Вот как об этом размышлял сам писатель: «Всемирным, универсально-историческим этот новый мир не будет и быть не может.
И если попытаться расшифровать это понятие, то можно будет вывести два основных значения: сокровенный человек — тот, кто скрытен, недоступен, углублен в себя, или тот, кто хранит заветные тайны, словно стражник, оберегающий и поверяющий другим глубинные истины, природные богатства.
Примечательно, что объектом читательского внимания становятся не только биография, развитие и ход событий в жизни героя, но и целый пласт его внутренних размышлений, порой удивляющих чуткой интуицией и народной мудростью.
У Фомы Пухова умерла жена, и, как заметил сам герой, теперь он остался один в целом мире: рядом не стало человека, который разделил бы с ним и без того скучную и однообразную жизнь. Но на этом личном несчастье жизнь Фомы Пухова не останавливается, не такой он человек.
Фома Пухов также неразлучен с природной красотой, он способен ее чувствовать и наблюдать даже в самой суровой действительности. Вот один из ярких примеров: «Он (Пухов) закурил и уставился в пустую позднюю природу.
Там ликовал прохладный свет низкого солнца и беззащитно трепетали придорожные кусты. Но дали на резком горизонте были чисты, прозрачны и привлекательны…
Этой девушке только предстояло начать свой жизненный путь. Но она, как никто другой, еще с детства поняла и оценила красоту общего счастья. Ведь тогда у человека появляется счастливая возможность быть необходимым и нужным своей стране, и другим людям.
Но сначала на Ольгу обрушились серьезные и тяжелые испытания: в четырнадцать лет она осталась сиротой — во время гражданской войны родители девочки умерли от тифа.
В заключение хочется отметить, что в произведениях разных авторов положительные герои всегда по-своему решают важные для общества вопросы — о смысле человеческого существования, мирового бытия.