Тургенев иван «бежин луг»

Краткое содержание тургенев бежин луг

Краткое содержание рассказа «Бежин луг» подробно

В чудесный июльский день рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде, Тульской губернии. Он так увлёкся, что не заметил, как заплутал. Стало смеркаться, а дороги домой охотник так и не нашёл. Он уже стал поддаваться панике и чуть не сорвался в потёмках с холма, как вдруг заметил внизу два красных дымящихся огонька. Только тогда рассказчик понял, что забрёл на Бежин луг и теперь, в такой тьме, домой ему уже не добраться.

Охотник спустился к костру, его не очень дружелюбно встретили две собаки, которых быстро успокоили подоспевшие мальчишки. У костра сидели юные деревенские пастухи, которые стерегли табун лошадей. Рассказчик сказал мальчишкам, что заблудился и остался с ними до утра.

Всего было пятеро ребят: старший Федя, Павлуша, Илюша, Костя и самый маленький Ваня. Над костром висел котелок, в котором варились «картошки». Когда мальчишки решили, что их случайный гость уснул, они возобновили беседу.

Оказалось, что ребята делились друг с другом страшными историями. Сначала Ильюша рассказал, как ночевал с другими деревенскими ребятами в рольне и слышал настоящего домового. Потом Костя поведал, как услышал от отца историю о Гавриле, который задремал в лесу и видел русалку и с тех пор никогда больше не улыбался. Сварилась картошка, ребята перекусили. Илюша вспомнил ещё один страшный случай о том, как псарь Ермила подобрал ночью на могилке утопленника барашка, а тот с ним человеческим голосом заговорил.

К концу истории вдруг сорвались с места собаки и с лаем унеслись в темноту. Павел бросился за ними, подумав, что это могут быть волки. Мальчишки перепугались, даже маленький Ваня выбрался из-под рогожи. Тревога оказалась ложной.

Потом ребята поговорили о покойниках, о том, что их можно среди живых встретить. А в родительский день, если ночью сесть на паперть церковную, то на дороге покажется тот, кому в течение года умереть суждено.

Павлуша вспомнил о Тришке, а Илья подхватил историю и рассказал, что за чудо этот человек, который может в ковшик с водой нырнуть и сгинуть или, хлопнув в ладоши, цепи с себя скинуть. Его появление – это особое предзнаменование.

Маленький Ваня отвлёк ребят от страшных рассказов, заметив сколько на небе высыпало звёзд. Между делом Федя поинтересовался, как поживает Анечка, сестричка Ванюши.

Паша решил воды набрать и пошёл на берег реки. Пока его не было, ребята вспомнили ещё одного нечистого – водяного. Костя напомнил о судьбе несчастной Акулины, которая пыталась утопиться и с тех пор сильно переменилась: из красавицы превратилась в дурочку, худую, с чёрным лицом. А потом рассказал о мальчике по имени Вася, который утонул. Мать его, Феклиста, так и не смогла смириться с гибелью сыночка.

Вернулся Павлуша и рассказал, что из реки слышал голос Васи-утопленника, он его к себе звал. Мальчишки принялись креститься, ведь это была плохая примета. Больше страшных баек травить ребята не стали, улеглись спать. Забылся сном и рассказчик.

Охотник проснулся ранним утром, мальчишки ещё спали. Только Павел приподнял голову. Рассказчик кивнул ему и отправился домой.

К сожалению, Павлуша погиб в этом же году. Он убился, свалившись с лошади. Словно сбылось то ночное плохое предзнаменование…

Тургенев. Все произведения

  • Андрей Колосов
  • Ася
  • Ася по главам
  • Бежин луг
  • Бирюк
  • Бригадир
  • Бурмистр
  • В дороге
  • Вешние воды
  • Воробей
  • Гамлет Щигровского уезда
  • Два помещика
  • Два приятеля
  • Дворянское гнездо
  • Дневник лишнего человека
  • Дым
  • Ермолай и мельничиха
  • Живые мощи
  • Завтрак у предводителя
  • Записки охотника
  • История лейтенанта Ергунова
  • Касьян с Красивой мечи
  • Клара Милич
  • Конец Чертопханова
  • Контора
  • Лебедянь
  • Лес и степь
  • Льгов
  • Малиновая вода
  • Месяц в деревне
  • Мой сосед Радилов
  • Муму
  • Накануне
  • Нахлебник
  • Нищий
  • Новь
  • Однодворец Овсянников
  • Отцы и дети
  • Певцы
  • Первая любовь
  • Первая любовь по главам
  • Песнь торжествующей любви
  • Пётр Петрович Каратаев
  • Поездка в Полесье
  • Провинциалка
  • Пунин и Бабурин
  • Рассказ отца Алексея
  • Рудин
  • Свидание
  • Смерть
  • Собака
  • Сон
  • Степной король Лир
  • Странная история
  • Стучит!
  • Татьяна Борисовна и её племянник
  • Три встречи
  • Уездный лекарь
  • Фауст
  • Холостяк
  • Хорь и Калиныч
  • Часы
  • Чертопханов и Недопюскин

Роль пейзажа в рассказе

Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью. В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа. Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.

В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым». Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета. Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.

Герои

Павлуша — двенадцатилетний мальчик. Его родители бедняки, у него заплатанная одежда. Внешность Павла неказистая: большая голова, неуклюжее тело, черные всклокоченные волосы, скуластое лицо. Зато глядел он «умно и прямо», «в голосе у него звучала сила». Павлуша сметлив, гнет суеверий не так довлеет над ним, как над другими.

Мальчик смел: не побоялся вскочить на лошадь и помчаться в темноту на предполагаемого волка, когда другие ребята оробели. Не струсил он и в другом случае: пошел один к реке ночью, несмотря на запугивание ужасами, и зачерпнул воды, хотя ему послышался зов утопленника. Автор отмечает «смелую удаль» и «твердую решимость» в лице Павла. Характер этого крестьянского мальчика наиболее привлекает писателя, в конце повествования он сожалеет о его безвременной смерти.

Федя — мальчик четырнадцати лет, красивый, хорошо одет, сын богатого крестьянина, что накладывает отпечаток на его поведение. Паренёк дает понять товарищам, что он выше их, держится покровительственно. Он говорит мало, боясь уронить достоинство, только, как запевала, побуждает других к рассказам. Федя тоже суеверен и невежествен.

В лице этого персонажа всегда «полувеселая, полурассеянная» улыбка, примечателен он только пригожей внешностью.

Илюша — «фабричный» мальчик, худенький, забитый. Он одет опрятно, в новых лаптях. Его незначительное лицо выражало «тупую, болезненную заботливость». Илюша вместе со своим старшим братом работает на фабрике. Очевидно, работа, на которую его отправили из бедности, безграмотность, невежество ограничивали разум ребенка. Мальчику везде мерещатся сверхъестественные существа, он запуган, рассказывает много страшных историй, верит различным приметам, везде ему чудится потустороннее.

Костя — десятилетний мальчик, с маленьким веснушчатым лицом, которое привлекало большими черными глазами, горящими желанием сказать что-то такое, для чего он и слов не находил. Костя мал ростом, тщедушен, плохо одет, но в рассказах своих, полных темного суеверия, он проявляет богатую фантазию, поэтичность натуры.

Во взгляде Кости повествователь отметил особенную печаль и задумчивость. Мальчик обладает даром рассказчика, в его образе автор засвидетельствовал талантливость души простого человека.

Ваня — из всех ребят самый неприметный мальчик. Ему только семь лет, он почти не принимает участия в разговорах, все время лежит под рогожкой. Автор отмечает тихие добрые глаза ребенка, его светлые кудри. Образ Вани дополнительно подчеркивает душевную красоту крестьянских детей.

Рассказчик — заблудившийся охотник, который набрел на Бежин луг, где крестьянские ребятишки сидели у костра. Повествователь дает красноречивые портреты мальчиков и мастерски описывает природу.

Как бы ни отличались крестьянские дети внешностью и характерами, их объединяет тьма суеверий, тяготеющая над их разумом. Автор показал читателю возможности, таящиеся в детях крепостных крестьян, необходимость их просвещения.

Рассуждение

«Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева, которые были напечатаны в 1847—1851 годах в журнале «Современник» и позже были выпущены отдельным изданием (1852г.). В названии нет особого смысла, автор просто нашел звучный заголовок. В этом рассказе Иван Сергеевич описывает незатейливую крестьянскую жизнь и притягательность русской природы. Показана жизнь крепостнических детей, работающих наравне со взрослыми.

Одним из главных героев повествования с которым знакомится читатель в первую очередь является Петр Петрович-охотник. Начало самого произведения дает возможность окунуться нам в колорит того времени, присутствует подробное описание природы, погоды и июльского вечера. Композиция рассказа достаточно многослойная. В произведении мастерски переданы тонкости детской психологии. Главный герой Петр Петрович был на охоте в лесу и когда решил возвращаться домой, свернул несколько раз не в том направлении обнаружил «Бежин луг». Там на лугу горел костер и вокруг него была толпа мальчишек: Илья, Федя, Павлуша, Ваня и Костя. Ребята беседуют друг с другом истории о всякой нечисти, ее проделках и варили картошку. Так как летом пасти лошадей днем было неудобно мухи и оводы не дали бы им покоя, то ребята стерегли их ночью. Детишкам было от 8 до 14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и чтобы себя как-то развлечь коротали время, болтая друг с другом о всяких небылицах. В их историях реальность была переплетена с поверьями и неграмотностью.

Автор показывает насколько порабощены простые люди идеей мистицизма. В столь юном возрасте ребята собирать ягоды, грибы, пасти лошадей, работать как дома, так и в поле. Детишкам также приходилось работать на фабрике. Можно сказать, что их жестко использовали, так как даже надсмотрщик не разрешил им на ночь уйти домой. В то время были особо применены физические наказания, как ко взрослым, так и к детям. Тургенев в частности выделил мальчика из бедной семьи, Павла. У него присутствовал проницательный взгляд, сильный и спокойный голос, он был умен не по годам. Пока все сидели Павлик наблюдал за огнем, варил картошку, и даже спас лошадей от волка. Писатель очень точно передал чувства сердечности, доброты и откровенности деревенских детей.

 Описывая  красоту окружающей природы, автор акцентировал внимание на проблемах простого народа: необразованность, безденежье, жестокое обращение помещиков и т.д. Центральной темой можно также назвать гармонию человека и природы пересекающейся с предрассудками в жизни тёмного крестьянства

Заканчивается рассказ описанием рассвета, который является заключительным аккордом. Мастерство писателя дает шанс почувствовать красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, но не принимается во внимание.

6 класс

История создания

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Сочинение 3

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» ведется от имени охотника Петра Петровича. Тот долго ходил по лесу и не успел до темноты попасть домой. Заблудившись, он вышел к Бежину лугу — большой равнине, огибаемой рекой. Там виднелись костры, поэтому рассказчик решил подойти ближе.

Возле огня расположились деревенские мальчишки, которые следили за пасущимся табуном лошадей. Охотник сообщил им, что заблудился, присел к костру. Он немного поговорил с детьми и прилег на кустик, наблюдая за ночной природой. Постепенно он притворился спящим, и разговор мальчиков, прерванный его появлением, возобновился.

Всего ребят было пятеро. Ильюша, имея неприметный внешний вид, оказался самым веселым и разговорчивым. Однако, автор особенно отметил другого мальчика – Павлушу. Тот имел достаточно неказистую внешность и явно не был богат, но в нем чувствовались ум и твердая воля. Пока все разговаривали, он следил за костром и даже привычно бросился спасать лошадей от нападения волка.

Мальчишкам было примерно от восьми до четырнадцати лет, но уже в этом возрасте они самостоятельно работали и многое умели делать: пасли лошадей, работали в полях и на фабрике. Несмотря на тяжелый физический труд, они сохраняли детскую искренность и непосредственность, веру во всякие чудеса.

Слушая загадочные истории ребят, автор проникся их проблемами, тревогами и радостями. Произведение немало говорит о бедах простых людей того времени: необразованности, бедности, жестокости помещиков. Живости повествованию придает упоминание народных поверий о различной нечисти: русалках, леших, призраках.

Некоторые из историй, рассказанных у костра, затрагивают до глубины души. Так, дети вспоминали об утонувшем товарище Васе и его матери, предчувствовавшей гибель сына от воды. Говорили и о местной жительнице Акулине, которая упала в реку, после чего сошла с ума, страшно похудела и пострашнела.

Все описываемые события и разговоры созвучны происходящему в природе. Так, на словах о необъяснимых явлениях внезапно разносятся странные звуки, а собаки начинают лаять на кого-то невидимого в темноте. Природа словно оживает и разговаривает с героями, дополняя их истории.

В рассказе Тургеневу удалось показать великолепные пейзажи и красоту летней ночи. Природа здесь описана гармонично с образами детей и их рассказами. Все это говорит о любви писателя к родной земле и простому народу.

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Анализ рассказа Бежин луг

Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи

Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы

Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе

Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь

Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти. Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей. А вера в приметы делает их рабами своих страхов.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Сюжет

Начало рассказа — описание автором дивного летнего дня. Рассказчик возвращался домой с охоты. Когда наступил вечер, он в темноте сбился с дороги. Блуждая по полям и холмам, крайне уставший охотник вдруг увидел два огонька, тени людей и двинулся к ним, надеясь в этом обществе дождаться зари.

У костра расположились крестьянские ребятишки, стерегущие в ночи табун лошадей. Для деревенских мальчишек большой праздник выгонять табун на вечерней заре и пригонять его утром. Рассказчик поприветствовал детей и присел у костра. Немного поговорив с ними, он прилег. Далее следует описание ночи с ее таинственностью и великолепием звездного неба.

У костра было пять мальчиков: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Самым старшим на вид был Федя — лет четырнадцати. Следует описание каждого из ребят: внешности, одежды особенности характера.

Повествователь притворился спящим, а сам слушал разговор ребят. Речь шла о всякой нечисти. Илюша рассказывал о проделках домового, которые сам наблюдал на бумажной фабрике. Костя поведал историю угрюмого Гаврилы-плотника. В угрюмое состояние он впал после встречи с русалкой, при виде которой плотник перекрестился, хотя и с трудом. И смех русалки перешел в плач, обещала она Гавриле тоску до конца жизни. А мог бы, дескать, жить с нею весело. С тех пор плотник не улыбается. Мальчики переходят к рассуждениям о русалках.

Илюша вспомнил про утопленника, похороненного давным-давно на прорванной плотине, и псаря Ермила, который недавно поехал в город по поручению приказчика. В городе он замешкался и в обратный путь отправился уже затемно, и во хмелю. Дорога шла через плотину, и увидел захмелевший псарь на могилке утопленника прехорошенького белого барашка. Не удержался Ермил и взял его. А барашек-то вовсе и не барашек был: лошадь от него попятилась и захрапела, и зубы этот агнец оскалил, глядя в лицо оробевшему псарю.

Рассказ был прерван обеспокоенным лаем собак, которые бросились в темноту. За ними побежал Павел. Ребята в тревожном ожидании смотрели ему вслед. Через некоторое время Павлуша прискакал на лошади, вернулись и собаки. Мальчик думал, что волк, но тревога оказалась напрасной, просто собаки что-то зачуяли.

Ребята успокаиваются и продолжают беседу. Темой разговора становится покойный барин, призрак которого время от времени появляется. Занят покойный поисками разрыв-травы. Поговорив о покойниках, дети перешли к солнечному затмению, не так давно бывшему. Это природное явление перепугало многих. Даже барин «перетрусил», хотя заранее предупреждал своих крестьян о затмении.

Крестьяне, видевшие, как затемнело, восприняли это как знак последних времен. Одна баба перебила все горшки. Дескать, кому теперь есть? «Светопрестановление» наступило. Последние времена народ связывал с приходом некоего Тришки, неуязвимого и неуловимого, по всем приметам — атихриста. В ожидании этого самого Тришки деревенский люд выбежал на улицу и в поле. В итоге приняли за Тришку бочара Вавилу, который купил новый жбан и надел его на голову, чем переполошил всех.

От реки донесся голос выпи. Павел вспомнил лесника, утопленного в прошлом году грабителями, и предположил, что это скорбит его душа. Далее речь зашла о болотных обитателях, леших и прочей нечисти.

Ребятам понадобилась вода, к реке отправился Павел, и темой разговора стали водяные, затягивающие людей в воду. Дети вспомнили дурочку Акулину, которая обезумела якобы после того, как побывала на дне с водяным. Заговорили об утонувшем мальчике Васе, мать которого всегда чувствовала, что вода принесет гибель сыну.

Вернулся Павел с полным котелком и рассказал, что слышал голос Васи, который звал его. Мальчик отпрянул, но потом все же зачерпнул воды. Ребята перепугались. Илюша с расстановкой отметил: «Ах, это примета дурная». Павел же решительно произнес: «Ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь». И слова эти произвели на мальчиков глубокое впечатление.

Дети прислушиваются к ночным звукам и голосам птиц. Автор описывает небо, усыпанное звездами, затишье перед утром. Наконец всех сморил сон. Рассказчик проснулся от свежей струи воздуха, пробежавшей по его лицу. Начиналось утро. Он поднялся. Мальчики спали, как убитые, только Павел приподнялся и посмотрел на него. Кивнув на прощание пареньку, повествователь пошел восвояси.

Автор прибавляет, что в тот же год Павел погиб, падение с лошади стало для него смертельным. И сожалеет об этом славном парне.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Бежин луг»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Бежин луг»

для самых компанейских —

Главные герои «Бежин луг»

для самых занятых —

Читательский дневник «Бежин луг»

для самых крутых —

Читать «Бежин луг» полностью

2 вариант

История создания:

Рассказ “Бежин луг” входит в сборник И.С.Тургенева “Записки охотника”, в котором нашли отражение жизнь и быт крестьянства. Работа над “Записками охотника” была начата писателем в 1846 году. В 1847-1851 годах рассказы из сборника печатались в журнале “Современник”, под редакцией Н.А.Некрасова. В 1852 году книга впервые вышла отдельным изданием.

Жанр: рассказ

Сюжет:

Заблудившийся охотник, тщетно ищущий дорогу домой, выходит на равнину. Местные жители называют ее Бежиным лугом. Равнину огибает река, на берегу которой мальчики из соседней деревни стерегут табун лошадей.

Охотник сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним. После недолгого разговора, рассказчик лег спать недалеко от костра, который развели ребята. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Через некоторое время ребята продолжили прерванный появлением охотника разговор. Мальчики рассказывали друг другу местные побасенки, которые слышали от взрослых.

Проснувшись утром, охотник отправился домой. По пути его обогнал табун, который стерегли ребята. В эпилоге рассказчик сообщает о смерти одного из мальчиков — Кости. Он разбился в том же году, упав с лошади.

Главные герои:

Заблудившийся охотник — рассказчик.

Федя — самый старший из мальчиков, стерегущих табун. На вид ему было около четырнадцати лет. В отличие от остальных ребят, Федя был из зажиточной крестьянской семьи. В поле герой выехал не по нужде, а для забавы. Среди мальчиков Феде, как старшему, приходилось быть “запевалой”. Сам же он говорил мало, охотно слушая рассказы Илюши и Кости о домовых, леших, водяных и русалках.

Павлуша — мальчик лет двенадцати. Внешне герой был неказистым, с огромной головой и приземистым, неуклюжем телом. Глядел Павлуша умно, в голосе его звучала сила. Это смелый решительный мальчик. Когда собаки ночью с лаем понеслись в темноту, герой без хворостины поспешил за ними, в то время как остальные мальчики испугано смотрели им вслед.

Илюша — ровесник Павлуши. Мальчик работал на бумажной фабрике лесовщиком. Лицо его, по замечанию автора, было довольно незначительным, оно выражало тупую, болезненную заботливость. Мальчик знал много побасенок. Будучи суеверным, мальчик искренне верит в существование домовых, русалок, леших и других мистических существ.

Костя — мальчик лет десяти. Он был маленького роста, тщедушного телосложения. Одет Костя был довольно бедно, в лице его отражалась задумчивость и печаль. Костя, как и Илюша, знает много побасенок.

Ваня — семилетний мальчик, все ночь проведший под рогожей. Это добрый мечтательный ребенок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: