Введение
Термин «текст» происходит от латинского «textus», что означает «ткань; сплетение, соединение, сочетание», т. е. В общих чертах термин означает связную и полную последовательность символов.
Текст это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда утверждений, объединенных разными типами лексических, грамматических и логических связей, имеющих определенный моральный характер и прагматическую установку.
На речевую организацию текста влияют внешние, коммуникативные факторы. Таким образом, создание текста и его функционирование ориентированы на прагматизм, т.е. текст создается, когда возникает определенная установка, и функционирует в определенных коммуникативных условиях.
Любой нормальный текст содержит речево-мыслительную деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанную на реакцию читателя (слушателя) на его восприятие. Так рождается взаимосвязанная триада: автор текст читатель. Таким образом, текст оказывается как результатом деятельности (автора), так и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора).
Любой текст рассчитан на чужое восприятие: летописец пишет для потомков, ученый-специалист для коллег, чтобы передать свои наблюдения и выводы.
Текст можно рассматривать с точки зрения содержащейся в нем информации (текст это, прежде всего, информационное единство); с точки зрения психологии его создания как творческого акта автора, вызванного определенной целью (текст продукт речево-мыслительной деятельности субъекта); текст можно рассматривать с прагматической позиции (текст является материалом для восприятия, интерпретации); наконец, текст можно охарактеризовать с точки зрения его структуры, организации речи, его стилистики (сейчас появляется все больше и больше подобных работ, например, стилистики текста, синтаксиса текста, грамматики текста).
Тексты относятся к одному из стилей речи. Есть художественные, публицистические, научные и официальные деловые тексты. Каждый стиль имеет свои конструктивные особенности. Нарушение правил построения текстов разных стилей приводит к стилистическим ошибкам.
Актуальность на исследования проблемы заключается в том, что специалист погружает в мире коммуникационных потребностей быть знакома со всеми функциональными стилями русского языка, так как он ежедневно создает множество документов , предназначенные для общественности или коллег. И главным инструментом в этой деятельности является текст. Наша работа посвящена изучению текстов различных функциональных стилей и особенностям их построения.
Информация, которую передает текст
Каждая синтаксическая единица несет свою определенную информацию в контексте. Одна из функций текста и есть информативная или осведомительная. Разберем, какие сведения можно получить из текстов.
Виды информации. Определение и примеры
Основные виды информации немногочисленны и довольно легко запоминаются. Необходимо верно их выделять и опознавать, чтобы понять, какие сведения пытаются донести нам авторы. Главная информация в тексте – это основной смысл сюжетной линии. Определить такую информацию достаточно просто, ответив себе на вопрос «О чем этот текст?».
Виды информации таблица:
Данные виды информации при детальном анализе можно найти в совершенно любом тексте. Разные сведения помогают как можно лучше донести мысль автора и основную задумку.
Особенности информации. Трудности в определении
Несмотря на то, что представленные виды информации немногочисленны, их часто либо не видят, либо путают между собой. В этом и заключается особенность преподносимой информации
Чтобы научиться правильно ее определять, необходимо обратить внимание на распространенные ошибки
Трудности с определением вида информации:
- не всегда смысл лежит на поверхности текста, приходится делать более сложный и детальный анализ;
- повествовательный тип может сбить с толку, что помешает увидеть скрытый смысл;
- неточность позиции автора или ее маскировка в образах и действиях героев приводит к ошибочному выводу о том, что мнение писателя полностью отсутствует.
Поэтому необходимо внимательно читать и вчитываться в любой текст, чтобы правильно оценить его замысел.
Текст и его назначение
Изучение текста началось еще в двадцатых годах ХХ века, однако он стал самостоятельным объектом в лингвистическом анализе, который рассматривали за пределами предложений только к концу века.
В психолингвистике и лингвистике до нашего времени не существует в общепринятом определении понятия «текст» (в иностранных работах это термин «дискурс»). Причина в том, что учеными, как правило, выделяются только те основные аспекты текста, которые, по их мнению, хоть и основные, но не претендуют на всю полноту определений.Текстом называют группу предложений, которые связаны грамматически и по смыслу. Очень важным является соотношение предложения и текста. Многие ученые полагают, что существуют тексты, которые состоят всего лишь из одного (сложного или простого) предложения. Эти примеры достаточно редкие, но есть. В оформлении текста и предложений имеется целый ряд черт, которые являются общими, но эти понятия следует разграничивать.
На сегодняшний день текстом называется продукт, относящийся не только к письменной речи, но и к устной.
Что касается внешней структуры текста, то она, как правило, может быть охарактеризована такими частями: вступлением, основной частью и заключением. Внутреннее строение текста это целая развернутая композиция, с учетом стилистической принадлежности. Так например, совершенно очевидным является не тождественность внутренней организации официального текста заявления и художественного текста рассказа. То есть, есть тексты, которые составлены по заданной схеме, и такие, которые характеризуются относительной свободой в построении, она полностью зависит от индивидуальной, свойственной только автору манере изложения.
Структура текста отлична от предложения тем, что он может члениться на более крупные (чем предложения ) единицы.
Сложным синтаксическим целым (ССЦ) является группа предложений, которые объединены такими связями, как: интонационная, синтаксическая и грамматическая. Они характеризуются смысловой законченностью, она больше чем в предложении. В каждом ССЦ существует своя микротема, играющая роль связующего начала в отрезке текста. Микротемы — это составляющие в основной теме текста. Они бывают как однотемными, так и многотемными.
В составе сложного синтаксического целого обычно есть три части: зачин, средняя и концовка.
Зачин является началом целого и для введения новой микротемы. Зачин может иметь такие характеристики и признаки:1. Они не имеют слов, чья семантика определена из предыдущей части в тексте (это могут быть местоимения и местоименные наречия, которые соотносятся с именами числительными, прилагательными и существительными, которые есть в предыдущем синтаксическом целом.2. Должны быть, как правило, полными предложениями (любой структурный тип).3. Обычно первое предложение не связано с последним из предшествующего ССЦ.4. Первое предложение (его смысловое отношение) характеризуется началом изложения новой микротемы.
За зачином следует средняя часть, в ней осуществляется дальнейшее развитие микротемы. Эта часть целого характеризуется полной зависимостью от первой части, то есть зачина.
Средняя часть — наибольшее количество предложений, потому что именно в ней сосредоточен весь основной информационный объем ССЦ.
Концовка является замыкающей. Она рассматривается в виде итога предыдущего содержания, вывода или обобщения. Концовка - сигнал завершения развития микротемы. Структура концовки обычно отличается от предшествующих предложений ССЦ. В концовке употребляются вводные слова, например: «таким образом, итак».
Требования к тексту
Так как текст – это основная единица коммуникации, то без него невозможно взаимопонимание людей. Можно написать массу правильных и умных слов, но они не будут восприниматься связным текстом, если он не соответствует следующим требованиям.
- Понятность для условного собеседника или, как говорят в лингвистике, реципиента, то есть слушателя или читателя. К сожалению, увлекаясь умными и красивыми словами, некоторые авторы забывают об этом требовании, потому что считают ниже своего достоинства опускаться на уровень понимания своих читателей.
- Связность и логичность изложения. Без этого невозможно передать с помощью текста осмысленную информацию.
- Соответствие речевым и грамматическим правилам, принятым в языке в данную историческую эпоху. Именно единообразие обеспечивает взаимопонимание и скорость усвоения информации в тексте. Во все времена грамотно и понятно написанные (и произнесённые) тексты высоко ценились.
- Наличие осознанной цели, которая достигается лингвистическими средствами, и соответствие этой цели. Бессмысленная и бесцельная болтовня – недостаток любого текста.
В текстах разных стилей могут быть дополнительные требования, например, научность – в научном стиле, точность и лаконичность – в деловом и достоверность – в публицистическом.
Текст как основная единица речи
Да, именно так трактуется текст в лингвистике. Это продукт человеческой речи, и его главное предназначение – коммуникация, то есть передача информации. Соответственно, текст не связан исключительно с письменной речью, устное сообщение – это тоже текст.
Правда, здесь точки зрения лингвистов расходятся. Часть исследователей считает, что текстом можно называть только монолог, в котором человеческая мысль отражается наиболее полно, связно и развёрнуто. Другие лингвисты подчёркивают, что к этому продукту человеческой культуры относится вообще любое высказывание, содержащее хоть какую-то идею.
Так или иначе, в современной лингвистике текст рассматривается как осознанная мысль или комплекс связанных между собой мыслей, выраженных знаками: словами, буквами, цифрами, кодами, формулами и т. д.
В более узком смысле текст понимается как мысль, зафиксированная знаками на каком-то носителе: на глиняной табличке, на папирусе, бумаге, в памяти компьютера и т. д. Текст может быть представлен как в письменном, так и в аудио- формате.
Именно знаковая форма текста отличает его от других видов коммуникации, в том числе и от живописи, музыки, скульптуры. В них также отражаются мысли творцов, только не в знаковой, а в образной форме.
Создание литературных произведений и искусства
Русский язык с его богатой литературной традицией искусства служит основным инструментом для создания литературных произведений, которые непосредственно влияют на читателей и их эмоциональное состояние.
Одной из основных функций текста в литературе является рассказ и передача историй. Авторы используют различные литературные жанры, такие как романы, повести, новеллы, сказки и стихи, чтобы заинтересовать читателей и рассказать им увлекательные истории.
Тексты литературных произведений также имеют эстетическую функцию — они создают красивые образы и описания, вызывающие эмоции и воображение. Авторы используют различные стилистические приемы, такие как метафоры, сравнения, эпитеты и многие другие, чтобы создать особую атмосферу и передать свое видение мира.
Основная функция текста в литературе — не только рассказать историю, но и передать глубокие мысли, идеи и философию автора. Литературные произведения могут затрагивать самые разные темы — от любви и счастья до страданий и потерь. Они позволяют авторам выразить свои мысли и эмоции, а также вызывают отклик в сердцах читателей.
Примеры жанровых разновидностей литературы
Жанр
Примеры
Роман
«Война и мир» Л.Н. Толстого
Повесть
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Сказка
«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
Стихи
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина
В искусстве также используется текст для того, чтобы передать свои идеи и эмоции. Например, в актерском искусстве, текст используется для создания реплик и диалогов, которые помогают актерам выразить чувства и передать настроение персонажей.
Тексты также играют важную роль в изобразительном искусстве. Художники могут использовать надписи, надписи и слова в своих произведениях, чтобы передать свою идею или передать описание. Вместе с визуальными элементами тексты в искусстве создают значимость, стригеры эмоций и взаимодействия с наблюдателем.
Таким образом, создание литературных произведений и использование текстов в искусстве являются важной частью художественного процесса. Они позволяют авторам и художникам передавать свои мысли, эмоции и создавать свои произведения, которые вдохновляют и затрагивают читателей и наблюдателей
Как писать хороший текст?
Определите цель и аудиторию
Прежде чем начать писать текст, определите, что вы хотите донести до своей аудитории и какую реакцию вы хотите вызвать. Учитывайте интересы, знания и потребности вашей целевой аудитории.
Структурируйте текст
Хороший текст должен иметь четкую структуру. Разделите его на введение, основную часть и заключение
Введение должно привлечь внимание читателя, основная часть должна содержать основную информацию или аргументы, а заключение должно подводить итоги и оставлять впечатление
Используйте ясный и логичный язык
Используйте простые и понятные слова, избегайте сложных терминов и фраз. Предложения должны быть логичными и связанными между собой. Используйте параграфы и заголовки, чтобы разделить текст на логические части.
Будьте краткими и точными
Избегайте излишнего повторения и многословия. Старайтесь выражать свои мысли кратко и точно. Используйте активный залог и конкретные примеры, чтобы сделать текст более живым и понятным.
Проверьте и отредактируйте текст
После написания текста, прочитайте его внимательно и проверьте на наличие ошибок, опечаток и несоответствий. Отредактируйте текст, чтобы сделать его более четким и логичным. Проверьте также пунктуацию и грамматику.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете написать хороший текст, который будет понятен и интересен вашей аудитории.
Основные типы текста
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку.
В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».
В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.
Описание — описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия.
Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».
Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.
В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.
Рассуждение делится на виды:
- рассуждение-доказательство (почему именно так?)
- рассуждение-объяснение (что это такое?)
- рассуждение-размышление (как быть?)
Жесткое разделение текстов по этим типам чаще всего встречается только на школьных уроках, когда эту классификацию изучают. На деле большинство произведений строится на сочетании и перемежении всех трех типов.
Ключевые слова*
Ключевые слова в тексте – это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. Ключевые слова помогают лучше понимать и воспринимать текст.
Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце текста
Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя
Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль. Обычно основная мысль выражается словом или словосочетанием, которое мы встречаем в тексте. Так и выделяется ключевое слово.
Примеры ключевых слов:
«Слышал ли ты о песках пустыни? Такие пески встречаются и у нас в Казахстане. Ветер сдувает песчинки с гребней дюн…». В данном тексте ключевым является слово песок, так как именно о нем идет речь.
В произведении В. Г. Короленко «Слепой музыкант» много раз повторяются слова «тихо» и «тишина», а также другие, однокоренные этим, слова. Слово «тишина» на некоторых страницах повести встречается по 3-4 раза. Это слово является ключевым – оно дает понимание характера героя, его образа жизни.
*Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/chto-takoe-klyuchevye-slova-v-russkom-yazyke-kak-najti-glavnye-primer-71469
Что такое текст
Для того чтобы понять, как анализировать текст, необходимо познакомиться с теоретической частью этого вопроса. Рассмотрим основные понятия и функции этой единицы речи.
Определение и толкование
Последовательный набор предложений не всегда можно назвать текстом. В теории эта единица устроена намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С текстами мы сталкиваемся в художественной литературе, в интернете, на рекламных объявлениях, но понятия не имеем о том, что это такое. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее определение этому понятию:
«Внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению».
Ушаков немного по-другому интерпретирует понятие данной единицы:
«Текст – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь, слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде».
Само определение является многозначным, но нас интересует только лингвистическое определение данного понятия. Иными словами, текст – это связанная по смыслу и грамматически совокупность логически выстроенных предложений, которые едины по строению и имеют общую тему изложения информации.
Признаки текста. Отличие от предложений
Признаки есть у каждой единицы речи. Благодаря им мы отличаем одну синтаксическую единицу от другой
Очень важно обращать внимание на некоторые моменты, которые отличают текст от всех остальных языковых единиц
Характерные черты текста:
- есть единый смысл, который связывает все предложения;
- его можно озаглавить и обозначить основную сюжетную линию;
- написан в одном стиле и придерживается только его;
- присутствует продуманная композиция и развернутый сюжет;
- имеет определенную структуру, которая делит информацию на введение, основную часть и заключение;
- есть общая тема и можно выявить основную мысль;
- текст всегда можно поделить на отдельные смысловые части и при этом сохранить его единство.
Все эти признаки присущи любому тексту и позволяют отличить эту единицу синтаксиса от других. Часто текст путают с простой совокупностью предложений, которые не имеют даже единого контекста. Рассмотрим главные отличия текста от предложения:
С помощью этой таблицы определить текст совершенно не трудно. Нужно запомнить данные признаки, чтобы в дальнейшем не путать синтаксические единицы.
Функции текста. Грамматические особенности
В русском языке каждая составляющая играет свою определенную роль. Текст не является исключением
Он занимает очень важное положение в структуре синтаксиса и выполняет очень много функций. Рассмотрим некоторые из них:
- эстетическая: позволяет приобщиться к произведениям художественной литературы и через связанные между собой предложения познакомиться с литературными героями;
- эмоциональная: способен вызывать определенные чувства и переживания у читателя, воздействовать на его сознание тем или иным образом;
- аккумулятивная: знакомит с приданиями старины, а именно со сказками и былинами;
- коммуникативная: приобщает к вербальному взаимодействию, рассуждению и общению с вымышленными героями книг;
- когнитивная: расширяет кругозор и открывает двери в большой познавательный мир;
- информационная: передает читателю информацию и сообщает важные факты, о которых необходимо знать.
Мы видим, что текст достаточно многофункционален и практически незаменим. Без него пропадет весь смысл синтаксических единиц, а люди не смогут получать понятную и доступную информацию.
Языковые особенности текста позволяют отличать его от других единиц. Грамматическая особенность лежит в единстве всех предложений, которые соединены по сюжету и связаны между собой. Текст – часть языка, без которой синтаксис потерял бы свой смысл.
Ключевые признаки текста
Здесь и далее рассмотрим наш феномен уже только в рамках лингвистики.
Итак, языковеды выделяют такие признаки текста:
- Членимость. Текст делится как минимум на две единицы, будь то главы, абзацы, параграфы… Даже в самом скромном представлении он должен разбиваться хотя бы на 2 предложения – это и будут вычленяемые части текста.
- Информативность. Текст всегда несет некую информацию читателю/ слушателю. Каждое новое предложение должно иметь рему (что-то новое для реципиента).
- Смысловая цельность. Текст должен восприниматься как единая лингвистическая единица. Чтобы достичь этой цели, необходимо наличие одной общей темы и общего замысла.
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Анализ текста»
В ОГЭ по русскому языку 2020 есть задание 6, в котором необходимо провести комплексный анализ текста. Вся информация, изученная на этом уроке, поможет выполнить его правильно.
Задание 6 ОГЭ 2020. Особенности выполнения
Ученику необходимо провести анализ содержания текста и средств выразительности, которые находятся в нем. Для этого необходимо обобщить все знания по данной теме.
После текста приводятся несколько утверждений, которые могут быть как истинными, то есть соответствовать содержанию, так и ложными. Поэтому текст нужно читать очень внимательно и анализировать каждое предложение, чтобы правильно выполнить задание. Средства выразительности помогут определить тип и стиль текста, а предложения – основную информацию, которую хотел донести автор.
8 признаков текста
Текст обладает определенным набором признаков. Так, к основным признакам текста относятся:
Тема и основная мысль.
Тему и основную мысль часто путают, а иногда и вовсе считают, что это одно и то же понятие. Тема – более абстрактное явление, попросту говоря, тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль – это авторское видение темы, т.е. то, как именно автор интерпретирует тему. Основная мысль – это более индивидуализированная категория.
Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Воробей». Уже в самом заглавии мы «читаем» тему – рассказ пойдет о воробье. Но как видит своего маленького героя И. Тургенев? В каких словах заключается основная мысль текста?
Посмотрите, как героический поступок воробья трансформировался в рассуждение о вечном, о глобальном, о сути человеческой жизни.
Тема текста раскрывается через подтемы. Чтобы безошибочно определить подтемы одной темы, можно представить структуру нашего теста. Например, текст с темой «Осень» может содержать подтемы «Осенний лес», «Осеннее озеро», «Осенние хлопоты человека», «Перелет птиц» и др. Условно говоря, подтемы – это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом «Тема».
Тему текста чаще всего мы можем найти в заглавии, основную же мысль текста лучше искать в самом тексте – определить те слова, где автор раскрывает собственную – уникальную – точку зрения на вопрос.
- Тематическое единство (все предложения, раскрывающие тему и основную мысль);
- Смысловая целостность (все предложения от начала до конца подчинены одной теме);
- Связность (все предложения в тексте связаны друг с другом последовательной или параллельной связью).
Средствами связи предложений и частей предложений в тексте являются однокоренные слова, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова, местоимения, союзы и др.
Важный признак текста – его последовательность. Последовательность предложений в тексте обусловлена авторским видением вопроса: как автор представляет себе раскрытие придуманного им сюжета?
Но это не значит, что все действия во всех текстах мира происходят последовательно, т.е. следую друг за другом. Например, в текстах-повествованиях чаще всего события излагаются именно так – последовательно; в текстах-описаниях свойства описываемого предмета или живого существа могут подаваться как последовательно, так и одновременно; в текстах-рассуждениях мысль излагается последовательно. А современные модернистические и постмодернистические тексты и вовсе ломают все правила – как в области смысла, так и в области формы.
Последовательность как признак текста реализуется в композиции. Традиционно в тексте выделяется вступление, основная часть и заключение. Основную часть мы можем разделить на начало действия, кульминацию и конец действия. Эта схема – стандарт, но это не значит, что каждый текст будет иметь именно такую структуру – ведь нам известны произведения с двумя кульминациями и даже вовсе без них
Важно, чтобы текст был завершенным. Завершенность текста обеспечивается наличием в тексте зачина, средней части и концовки
Еще один значимый признак текста – это его развернутость. Развернутость текста обеспечивает наиболее объемную, наиболее полную передачу задуманного. Снова-таки отметим, что развернутость – это характерный признак текста.
В некоторых современных произведениях текст состоит из одного предложения или даже одного слова: развернутость мысли в ее традиционном понимании здесь сомнительна, но это вовсе не значит, что этот текст заведомо ущербен.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Минимальный текст, имеющий смысл, называется записью. Также такой текст может называться заметкой.
Алгоритм определения основной мысли текста
Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке
Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, – это его тема. Главная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Как читать и анализировать текст?
Чтение и анализ текста – это важные навыки, которые помогут вам понять и оценить информацию, содержащуюся в тексте. Вот несколько шагов, которые помогут вам развить эти навыки:
Внимательное чтение
Перед тем как начать анализировать текст, важно внимательно прочитать его
Читайте медленно и обращайте внимание на каждое слово и предложение. Постарайтесь понять основную идею текста и его структуру
Выделение ключевых идей
После прочтения текста, попробуйте выделить его ключевые идеи. Они могут быть выражены в виде основных тезисов, аргументов или фактов. Запишите эти идеи, чтобы иметь возможность вернуться к ним позже.
Анализ структуры текста
Изучите структуру текста, чтобы понять, как он организован
Обратите внимание на заголовки, подзаголовки, абзацы и списки. Они помогут вам понять, какие идеи и информация представлены в тексте и как они связаны между собой
Оценка автора и его цели
Попробуйте понять, кто является автором текста и какие могут быть его цели
Обратите внимание на тональность и стиль написания, чтобы понять, как автор относится к теме и какую точку зрения он представляет
Поиск доказательств и аргументов
Анализируйте текст, чтобы найти доказательства и аргументы, которые подтверждают или опровергают ключевые идеи
Обратите внимание на факты, статистику, цитаты и примеры, которые автор использует для поддержки своих утверждений
Критическое мышление
Не принимайте информацию в тексте на веру. Вместо этого, задавайте себе вопросы и анализируйте представленные факты и аргументы. Размышляйте о возможных проблемах или противоречиях в тексте и формулируйте свои собственные выводы.
Практикуйте эти навыки регулярно, чтобы стать более эффективным читателем и аналитиком текста. Они помогут вам лучше понимать и оценивать информацию, а также развивать критическое мышление.