Краткое содержание басни толстого «лев и собачка»

Содержание и смысл произведения

Автобиографический рассказ Лев Николаевич начинает с того, как проснулся в свой десятый день рождения и увидел перед собой учителя Карла Ивановича. Автор любил учителя, хотя тот был строг.

Автор детально описывает свой быт, свой дом, каким он ему представлялся в детстве. Особенно ему запомнилось место наказания, куда его ставили в угол. Смысл этих воспоминаний в том, чтоб показать читателю, как проходило детство мальчика из небедной семьи в 19 веке.

Далее представлены воспоминания о матери, они исключительно теплые. Она нежно заботится о своих детях. Автор упоминает и о старшей сестре Любочке, которая обучалась музыке. В те времена дети были на домашнем обучении, а учителя общались с ними преимущественно на немецком. Процесс обучения был очень индивидуален, дети лучше усваивали знания, чем в школе. Такую форму обучения ценила мать мальчика, ведь она хотела для своих детей лучшего. Отец сообщает детям, что скоро им предстоит покинуть материнский дом. Мальчик тяжело переживает это событие, особенно – предстоящее расставание с любимым учителем. Сам Карл Иванович обижен и расстроен. Смысл в том, что людям, привыкшим друг к другу, к определенному жизненному укладу и порядку, бывает крайне сложно смириться с необходимостью жизненных перемен. Особенно, если перемены навязаны извне, нежеланны.

Далее семья в полном составе отправляется на последнюю совместную охоту. На охоте у мальчика не получилось выполнить поручение отца и убить зайца, чему он был очень расстроен. Он не оправдал ожидания отца. Автор вспоминает отца как лидера, человека старой закалки, стойкого и уверенного в себе. Для всей семьи отец был непреклонным авторитетом.

В главе «Детство», которая является центральной в рассказе, автор с необыкновенной нежностью описывает свои взаимоотношения с матерью, вспоминает, сколько тепла и ласки она ему дарила, как внимательна была к его чувствам, как заботилась. Красной нитью сквозь все произведение проходит сильная любовь к родителям, которая формируется в мальчике с самого детства.

После переезда в Москву автор вспоминает о столичных балах, о знакомстве с новыми людьми, о своем окружении, о первой любви – Сонечке. Жизнь продолжается. Ребенок быстро привыкает к новому: он любознателен, очень остро чувствует окружающих людей, подробно описывает их характеры и привычки, словно глядя глазами десятилетнего ребенка. Внезапно мать детей тяжело заболевает и пишет об этом в письме к отцу. Она боялась не увидеть ни мужа, ни детей до смерти, сокрушалась, что муж игрок и наделал много долгов, увез от нее и хочет отдать детей в учебное заведение. Мать просит семью приехать к ней.

Ищите нас здесь

Кроссворды с вопросами и ответами по произведениям Л.Н. Толстого для учащихся начальной школы


Кроссворд 1 для 3 класса по рассказам Толстого В 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» изучаются рассказы: «Лев и собачка», «Прыжок», «Зайцы», «Лебеди».


Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1. Куда убежал отец мальчика? 2. Место на корабле, где был весь народ.


3. Птицы, которые летели из холодной стороны в теплые края через море не отдыхая.


4. Что грыз лев, когда понял, что собачка умерла? 5. Кто бросился вслед за мальчиком в воду?


6. Как называют зайцев, которые зимой кормятся хлебными зернами на гумнах? По вертикали: 1. Что спасает зайца от врагов? 2. Какой предмет обезьяна схватила у мальчика?


3. Место, куда опустился молодой лебедь. 4. Место, где подружились лев и собачка. Ответы к кроссворду: По горизонтали: 1. каюта 2. палуба 3. лебеди 4. засовы 5. матросы 6. гуменники По вертикали: 1. трусость 2. шляпа 3. море 4. зверинец


Кроссворд 2 для 4 класса по рассказам Толстого В 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века» изучаются рассказы: «Акула», «Черепаха», «Русак».


Вопросы к кроссворду: По горизонтали 1. Кем был отец одного из мальчиков? 2. Место, где заяц встретил двух других зайцев. 3. Что матросы в рассказе «Акула» спустили на воду, чтобы устроить купальню? 4. Скорлупа черепахи — это что? По вертикали: 1. Орудие, из которого был произведен выстрел.


2. Во что были одеты мужики, которых заяц русак увидел на дороге. 3. Что заяц поел, когда пришел на гумно. 4. Животное, которое не смогло догнать зайца.


5. Место, где живут большие черепахи. Ответы к кроссворду: По горизонтали: 1. артиллерист 2. зеленя 3. парус 4. ребра По вертикали: 1. пушка 2. кафтаны 3. овес 4. собака 5. море


Кроссворд 3 для 3 класса по сказкам Толстого В 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» изучаются сказки: «Два брата», «Ореховая ветка», «Работник Емельян и пустой барабан».


Вопросы к кроссворду: По горизонтали: 1. Что жена дала мужу для бабушки, чтобы та ее узнала?


2. Предмет, с которым сравнивают барабан в сказке. 3. Что, по мнению слуг, было в самом Емельяне или в его жене? 4. Что Емельян должен был построить против дворца за один день? 5. Кто посоветовал царю взять Емельяна во дворец работником? 6. Кто не слушал царя, когда Емельян ударил в барабан?

По вертикали: 1. Отец девушки, которую отдали хозяину ореховой ветки вместо младшей дочери купца? 2. Что поровну поделили осенью два брата? 3. Сколько детей было у младшего брата? 4. Хозяин ореховой ветки.


5. Время суток, в которое братья друг другу хлеб перекладывали. 6,7. Предметы, которые дала жена Емельяну для строительства. 8. Подарок, который отец должен был привезти для старшей дочери.


Ответы к кроссворду: По горизонтали: 1. веретенце 2. кадушка 3. колдовство 4. собор 5. слуги 6. солдаты По вертикали: 1. пастух 2. зерна 3. четверо 4. медведь 5. ночь 6. гвозди 7. молоток 8. бусы

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи Кроссворд для детей 10-13 лет с ответами по исторической сказке Кондукторова В. М. «Ночная встреча» Кроссворд с ответами на тему «Животные» для младших школьников Кроссворды о грибах с ответами для учащихся начальной школы, 3-4 класс

Кроссворды про человека с вопросами и ответами, 4 класс

Кроссворды «Овощи и фрукты» с вопросами и ответами, 3-4 класс

Кроссворды про цветы с ответами и вопросами, 2-3 класс

Кроссворды по истории для 4 класса с ответами

Кроссворды о природе для детей с ответами, 3-4 класс

Проблема

Проблематика рассказа «Лев и собачка» может быть описана более подробно, если Вы напишите Многомудрому Литрекону, чего не хватает?

  1. Проблема жестокости людей, которые бросили собачку на съедение льву, является основной в тексте. Ради зрелища герои готовы были пожертвовать чужой жизнью и обрекали собак и кошек на мученическую гибель. Не зря автор описал именно английский зоопарк, ведь Европа является символом и главным носителем цивилизованности, а вместо этого господа ведут себя не лучше средневековых варваров.
  2. Отсутствие сострадания у людей и равнодушие. Все приходят посмотреть, как звери томятся в клетках, но никто не думает, каково им там живется? Никто не желает понимать, как льву одиноко ходить по загону, как ему больно и страшно находиться среди людей и вдали от родины и свободы? Зрители думают лишь о своих наслаждениях, но совершенно игнорируют нужды животных.
  3. Одиночество. Лишившись друга, лев заболел от горя и не смог смириться с утратой. А ведь его трагическая смерть — лишь одна из многих таких же смертей в этом зоопарке, так как все животные содержатся в одиночных камерах.

Темы

Главная тема , затронутая автором — тема невероятной дружбы между животными . Тема доброты у зверей, противопоставленная жестокому миру у людей и тема взаимовыручки. Лев стал на защиту нового друга , когда собачку захотели забрать из клетки. Казалось бы, два совершенно несовместимых организма, схожих только разве что своей подневольной судьбой, но эти искрение чувства пробудились даже в диком животном. Лев и собака стали идеалом подлинных отношений дружбы. Толстой обнажает в своем рассказе проблемы , актуальные и в наше время: — Проблемы жестокости людей, готовых пожертвовать жизнью несчастных животных ради осмотра зоопарка. -Проблема равнодушия посетителей зоопарка к животным, которые томятся в неволе . — Проблема одиночества у зверей, схожая с одиночеством среди людей и смерть льва, не пережившего потерю друга. Главная мысль произведения — подлинной дружбе не страшны никакие преграды. Мир животных оказался куда гуманнее черствого мира людей. Посыл этого рассказа — нравственное чувство, на которое способен даже дикий зверь, и к сожалению способен не каждый человек, со своей цивилизованной натурой Лев , которому приносят на растерзание несчастных животных, способен на верность и дружбу, способен страдать от боли и грустить от утраты, способен на защиту не только своего прайда, но и животного далёкого от его привычной среды.

Действующие лица

В рассказе есть несколько центральных персонажей. Прежде всего, это лев и собака. Грозный хищник жил в зоопарке. Это огромный и опасный зверь, которого не зря называли царем всех животных.

Собачка же была беспородной. Она принадлежала богатому господину, но потом убежала. Она имела несколько характерных поведенческих черт:

  • веселый нрав;
  • игривость;
  • верность.

Главная мысль «Льва и собачки» Толстого — дружба не зависит от внешности, даже самые неказистые существа могут быть преданными

Писатель хотел показать, как важно заботиться о животных и относиться к ним с состраданием

В читательский дневник можно внести следующую информацию:

  • автор и название произведения;
  • краткое содержание;
  • впечатления от прочитанного.

История дружбы

Однажды в зоопарк Лондона поступили дикие животные. Там были не только львы, но и слоны, зебры и жирафы. Владелец показывал хищников за небольшое вознаграждение или за пищу своим питомцам. Кормом служили дворовые кошки и собаки.

Другими словами, посетить зоопарк мог любой человек. Один пожилой мужчина также хотел полюбоваться дикими животными. Он смог поймать бродячую собаку, которая находилась без присмотра. Посетителя пустили в зверинец, а пса бросили в клетку к большому льву. Обычно он сразу нападал на свою жертву, но только не теперь.

Пес сильно испугался хищника и лег на спину. Потом он встал перед львом на задние лапы и неожиданно начал танцевать. Король зверей тщательно обнюхал собачку и не захотел ее трогать. Он стал относиться к ней очень хорошо. Когда ему кинули свежее мясо, то он поделился собственной порцией с новым знакомым.

Однажды в зверинец пришел владелец собаки, который сразу узнал своего питомца. Хозяин диких зверей был не против возвратить ее, но царь зверей никого не пускал к ней. Они так и остались жить вместе. Хищник продолжал каждый день делиться пищей с псом.

«Филипок» — читаем детям 7-8 лет рассказ Л.Н.Толстого

Еще один рассказ Льва Николаевича Толстого для детей «Филипок». Читайте его совместно с детьми, тем самым развивая решительность и смелость. Заполняйте читательский дневник уверенно и быстро.

Никакие собаки и долгий путь не стали препятствием мальчику в достижении цели. Он пришел в школу и своей настойчивостью добился разрешения на посещение занятий.

**********

Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:— Куда ты, Филипок, собрался?— В школу.— Ты ещё мал, не ходи.И мать оставила его дома.

Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка. Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собака тоже за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине. Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.— Ну-ка, сложи своё имя.Филипок сказал:— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.Все засмеялись.— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?Филипок осмелился и сказал:— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!Учитель засмеялся и сказал:— Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

(Илл. Г.Спирина)

**********

Рекомендовано к прочтению всем без исключения, и чем раньше, тем лучше. Такие рассказы должны быть в библиотеке каждого из стремящихся к большим и великим целям.

Суть произведения

Суть рассказа заключается о том, что в Лондонском зоопарке практиковали жестокий обычай – платой для просмотра животных могли послужить бездомные кошки или собачки. Одну из таких несчастных собачек подобрал богатый англичанин и принес в зоопарк в как оплату. Зверек предназначалась хищному животному -льву на обед. Бедное животное посадили в клетку на съедение голодному льву, собачка забилась в угол и была дико напугана. На удивление зевакам, лев подошел к ней, понюхал, перевернул ее, но не разорвал. А наоборот, угостил куском мяса и с тех пор началась удивительная дружба хищного зверя и дворняжки. Англичанин, впоследствии пришедший в зоопарк, узнал собачку и потребовал вернуть ее ему. Но лев не дал никому приблизиться к дворняжке и изъять ее. Дружба их продолжалась целый год, но потом собака заболела и умерла, а лев сильно тосковал по ней. Льву бросили в клетку новую собачку , но просто разорвал ее. Без своего друга лев не ел и не пил и вскоре умер, обняв своего друга.

Читательский дневник по рассказу «Филипок» Льва Толстого.

Название произведения: Филипок

Число страниц: 2

Жанр: рассказ

Главные герои: Филипок, учитель.

_______

Характеристика главных героев:

Филипок — маленький, но смелый мальчик.

Украдкой пошёл в школу. Любопытный и умелый.

Автор по доброму относится к мальчугану и не порицает его за то, что он украдкой сбежал. 

Учитель — находчивый и добрый мужчина.

Разрешил мальчишке посещать школу.

Автор характеризует его, как рассудительного и добродушного человека. 

___

Краткое содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника

Жил-был в одной слободке мальчик Филипок, который собирался пойти в школу, но оказался слишком маленьким для этого.

И мать его не пустила. Остался Филипок со своей бабушкой один в доме.

Скучно было Филипку, и решил он сам пойти в школу.

По дороге облаяли Филипка собаки, и испугался мальчик собак, убежал от них, добрался до школы.

Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?

Но набрался Филипок смелости и вошел в школу. 

Снял, как полагается шапку, а учитель в шарфе и кричит на него: Кто такой?

Филипок от страха и замолчал, сказать слова не может.

Учитель подумал, что он немой и хотел домой отправить.

Но мальчик заплакал и пожалел его учитель.

Да тут и ребята сказали, что Филипок, мол, это, а брат его Костюшка, тут же вот сидит.

Посадил учитель Филипка рядом с братом.

Потом обнадежил мальчика, пообещав упросить мать Филипка, чтобы впредь пускала она его, раз желание у мальчика есть.

А потом стал и буквы показывать. Только вот Филипок их уже знает. Откуда? А брат научил.

Потом Филипок прочитал по просьбе учителя молитву, и так и стал с той поры ходить в школу.

1. Филипка мал для школы

2. Скука дома

3. Дорога в школу

4. Встреча с учителем

5. Занятие на лавке

6. Филипок и школа

Главная мысль:

Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.

_______

Филипок.

Маленький, умный.

Пошел, встретил, написал.

Разум превыше возраста.

Учение.

Краткий отзыв по рассказу Льва Толстого «Филипок» 

Мне понравился рассказ «Филипок» потому что его главный герой очень добрый и смешной мальчик, за которого переживаешь, желая успеха в его желании учиться в школе.

Рассказ написан очень простым и понятным языком.

1) Ученье свет, а неученье тьма.

2) Человек сам кузнец своего счастья.

Неизвестные ранее слова и их значения:

Поденная работа — работа на один день с последующей оплатой;

слобода — поселок;

полы — нижняя часть верхней одежды;

бедовый — смелый, смекалистый.

Жанр, направление

Произведение Льва Толстого относится к жанру рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, которое содержит малое количество лиц, и, как правило, имеет одну сюжетную линию. Некоторые исследователи называют жанр книги «былью», но существенной разницы между понятиями нет

Слово «быль» лишь акцентирует внимание на том, что события, описанные в тексте, действительно произошли

Многие читатели все же задумываются: ««Лев и собачка» — это сказка или рассказ?». Верно лишь второе утверждение, так как произведение не имеет важнейших признаков сказки: счастливого финала, сказовой манеры повествования, фантастического элемента. Рассказ, напротив, относится к реализму и имеет все основания быть описанием реального случая. Такие феномены известны и наблюдаются по сей день.

Сюжет

У одного офицера был маленький, но невероятно сильный, смелый и умный пёс по прозвищу Булька. Он был невысокий, коренастый, с мощной челюстью – уже если он вцепится, то ни за что челюсть не разожмешь.

Булька был очень предан своему хозяину, который взял его щенком и сам выкормил. Когда офицер отправился на службу на Кавказ, он не захотел брать с собой Бульку и запер его дома. Но умный пёс выбил оконную раму и что есть сил бежал до станции, где отыскал своего хозяина.

Офицер был заядлым охотником и часто брал с собой на охоту Бульку, который отличался удивительным бесстрашием. Как-то раз он набросился на огромного медведя и так вцепился в него, что ни грозный хищник, ни охотники не могли разжать его крепкие челюсти. Лишь ушат холодной воды помог привести в чувство храброго пса.

Однажды офицер взял с собой Бульку на охоту на кабанов. Увидев секача, маленький бульдог тут же атаковал его, но был серьёзно ранен в живот. Подбежавшие охотники принялись зашивать рану, а Булька преданно смотрел в глаза своему хозяину и лизал ему руки. Рана долго заживала, но выносливость и живучесть Бульки была феноменальной, и он поправился.

Появление собачки

В Англии существовал один обычай — . Животных скармливали крупным хищникам. У одного англичанина не было денег на билет в зоопарк, и он был вынужден искать другие варианты попасть внутрь. Ему удалось поймать маленькую собачку, беспородную, но очень активную. Ее сразу же бросили в клетку ко льву.

Посетители замерли в ожидании. Они думали, что крупный хищник сразу набросится на животное и разорвет его. Собачка тоже испугалась льва и забилась в дальний угол клетки. Но неожиданно все пошло совсем иначе: хищник подошел и обнюхал собачку. Она сразу упала на спину, завиляла хвостом и показала свое дружелюбие. Льву понравился новый друг, и он даже поделился с ним куском мяса. С этого момента началась их дружба.

Как-то раз зоопарк посетил богатый господин. Он узнал собаку и потребовал ее вернуть, так как это был его питомец. Служащий зоопарка попробовал зайти в клетку и забрать животное, но лев едва не напал на человека. Поэтому пришлось оставить собачку неприкосновенной.

Воспитание чувств

Как всегда, после чтения произведений Толстого, у читателя может возникнуть множество вопросов, и наверняка останется странное послевкусие от рассказанных им простых, в общем-то, историй.

После краткого содержания «Льва и собачки» изложим некоторые читательские умозаключения.

Почему лев пожалел собачку? За ее беззащитность? Едва ли. Если в том зоопарке заведено было отдавать на корм крупным хищникам бродячих собак и кошек, стало быть, звери привыкли питаться тем, что дают. Сколько же на счету льва было этих шариков и барсиков, которых он не пожалел? У Толстого об этом ничего не сказано.

И разрывал же в конце повествования он на части подброшенных ему в клетку других собачек, выражая свое несогласие с решением жестокой судьбы лишить его маленького товарища?

Отчего же дружеские чувства льва возникли так внезапно, отчего его теплота проявилась так избирательно? Может, собачка была какая-то особенная?

Вероятно, дело в ее поведении: когда ее бросили в клетку ко льву, она упала на спину — то есть в самую беззащитную для животных позу — и стала махать хвостом, тем самым выказывая полную покорность и, вместе с тем, дружеское расположение к хозяину клетки. Потом она и вовсе встала перед ним на задние лапки.

Вывод читателя может быть таков: собачка была хитра, она догадалась, что повести себя небанально в банальной ситуации — единственный шанс выжить рядом с хищником. А лев удивился. Никогда ему еще не попадалось таких странных жертв.

А потом собачке пришлось привыкнуть к такому опасному соседству, а лев привык заботиться и подружился с ней.

Вот и другой вывод читателя: дружба избирательна. Надо обладать особыми достоинствами, чтобы ее заслужить. Но разве собачка, если она так же глупа, как и слаба, недостойна сочувствия и дружеского участия?

А вот и еще один вывод: дружба была необходима не столько собачке, сколько льву. Даже в условиях неволи ему хочется быть кому-то нужным.

Но вскоре за собачкой в зоопарк явился хозяин — он хотел забрать ее. Быть может, она была привязана к нему, а потом просто потерялась? Но лев не пустил ее. Маленькая подружка стала его собственностью.

Итак. Бедняжке пришлось приспособиться, чтобы выжить. А лев завел живую игрушку и придумал себе смысл жизни. И оба они, конечно, жертвы в руках жестоких людей. Вот об этом история. А почему-то считается, что этот рассказ о любви и преданности. А были ли они тут?

Такой совсем не детский сюжет получился у Толстого. Хотя, как в традиционной русской народной сказке, где действующими лицами являются животные, их поступки и здесь проецируются на людей.

Мы привели краткое содержание рассказа «Лев и собачка» и несколько из всего спектра читательских умозаключений. Вы можете отыскать свои.

История создания

Лев Николаевич Толстой с детства был очень чувствительным и впечатлительным. Мог долго плакать над грустной историей, когда видел мертвого утенка или котенка со сломанной лапой. Эту черту характера он пронес сквозь года, через множество испытаний и жизненных впечатлений. Она же отразилась в некоторых рассказах, например, «Лев и собачка». Рассказ был написан в 1880 году.

В тот период писатель уже выработал свою философскую позицию, которая коснулась и его творчества. Он понял, что люди должны придерживаться минимализма во всех сферах жизни. Обременение материальными благами, хитросплетениями слов и мод делало человека несчастным. Поэтому он стал исповедовать «опрощение» даже в творчестве. Вместо больших романов автор начал писать небольшие рассказы с притчевой основой — такие, какие могли понять даже крестьянские дети. Поэтому рассказ «Лев и собачка» так не похож на ранее творчество Толстого.

Трагические события

Спустя год, собака сильно приболела, а потом погибла. Когда лев понял, что произошло с его лучшим другом, то начал громко рычать и бегать по клетке. Потом он тихо прилег около пса. Окружающие намеревались унести мертвое животное из вольера, но царь зверей никому не давал ее забрать.

Владелец зоопарка сильно переживал за льва. Он захотел подменить погибшего пса на другого. Работники отыскали похожее маленькое животное и бросили его в клетку. Однако хищник сразу понял, что это не его друг, и убил собачку. Потом он вернулся к погибшему приятелю и лег около него.

Таким образом, хищник пролежал около своей любимицы неделю. Лев не хотел пить холодную воду и не притрагивался к еде. Он обнимал мертвого пса и горевал над потерей друга.

План пересказа басни

После прочтения краткого содержания «Льва и собачки» можно составить такой план пересказа:

  • плата за проход в зверинец;
  • небольшой пес;
  • знакомство хищника и собаки;
  • новый товарищ;
  • старый владелец;
  • жизнь вместе;
  • гибель животного;
  • тоска царя зверей;
  • смерть хищника.

У Льва Толстого получился вовсе не детский сюжет басни. В произведении, как в настоящей русской народной сказке, в которой действующими лицами часто являются животные, их чувства и поступки и тут проецируются на обычных людей. Прочитав цитатное краткое содержание «Льва и собачки» Толстого, можно проанализировать произведение и обсудить его в школе.

Булька и волк

Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя. Я хотел выехать как можно раньше утром и для этого не ложился спать.

Мой приятель пришел провожать меня, и мы сидели весь вечер и ночь на улице станицы перед моей хатой. Была месячная ночь с туманом, и было так светло, что читать можно, хотя месяца и не видно было.

В середине ночи мы вдруг услыхали, что через улицу на дворе пищит поросенок. Один из нас закричал: «Это волк душит поросенка».

Я побежал к себе в хату, схватил заряженное ружье и выбежал на улицу. Все стояли у ворот того двора, где пищал поросенок, и кричали мне: «Сюда!» Мильтон бросился за мной,— верно, думал, что я на охоту иду с ружьем,— а Булька поднял свои короткие уши и метался из стороны в сторону, как будто спрашивал, в кого ему велят вцепиться. Когда я подбежал к плетню, я увидал, что с той стороны двора, прямо ко мне, бежит зверь. Это был волк. Он подбежал к плетню и вскочил на него. Я отсторонился от него и приготовил ружье. Как только волк соскочил с плетня на мою сторону, я приложился почти в упор и спустил курок; но ружье сделало «чик» и не выстрелило. Волк не остановился и побежал через улицу.

Мильтон и Булька пустились за ним. Мильтон был близко от волка, но, видно, боялся схватить его, а Булька, как ни торопился на своих коротких ногах, не мог поспеть. Мы бежали что было силы за волком, но и волк и собаки скрылись у нас из виду. Только у канавы, на углу станицы, мы услыхали подлаиванье, визг и видели сквозь месячный туман, что поднялась пыль и что собаки возились с волком. Когда мы прибежали к канаве, волка уже не было, и обе собаки вернулись к нам с поднятыми хвостами и рассерженными лицами. Булька рычал и толкал меня головой,— он, видно, хотел что-то рассказать, но не умел.

Мы осмотрели собак и нашли, что у Бульки на голове была маленькая рана. Он, видно, догнал волка перед канавой, но не успел захватить, и волк огрызнулся и убежал. Рана была небольшая, так что ничего опасного не было.

Мы вернулись назад к хате, сидели и разговаривали о том, что случилось. Я досадовал на то, что ружье мое осеклось, и все думал о том, как бы тут же на месте остался волк, если б оно выстрелило. Приятель мой удивлялся, как волк мог залезть на двор. Старый казак говорил, что тут нет ничего удивительного, что это был не волк, что это была ведьма и что она заколдовала мое ружье. Так мы сидели и разговаривали. Вдруг собаки бросились, и мы увидали на средине улицы, перед нами, опять того же волка; но в этот раз он, от нашего крика, так скоро побежал, что собаки уже не догнали его.

Старый казак после этого уже совсем уверился, что это был не волк, а ведьма; а я подумал, что не бешеный ли это был волк, потому что я никогда не видывал и не слыхивал, чтобы волк, после того как его прогнали, вернулся опять на народ.

На всякий случай я посыпал Бульке на рану пороху и зажег его. Порох вспыхнул и выжег больное место.

Я выжег порохом рану затем, чтобы выжечь бешеную слюну, если она еще не успела войти в кровь. Если же попала слюна и вошла уже в кровь, то я знал, что по крови она разойдется по всему телу, и тогда уже нельзя вылечить.

Основные персонажи

Басню «Лев и собачка» написал Л. Н. Толстой. После прочтения его творений у читателей возникает большое количество вопросов и остается необычное послевкусие от довольно простых историй. Основных героев можно сравнить с людьми, потому что у них такие же проблемы в жизни.

Главными героями басни являются:

  1. Лев — могущественный хищник, который живет в зоопарке и выставленный напоказ зрителям. Он дикий и очень сильный, но с псом он заботливый и добрый. Преданность к другу оказалась столь сильной, что он погиб от тоски после его смерти.
  2. Собака — небольшое беззащитное животное, отданное людьми на съедение хищнику. Она слабая и забавная, но в то же время очень преданная.

Это трогательный и очень грустный рассказ о привязанности льва и собаки. Писатель довольно краток в повествовании. Он не отвлекается на описание чувств персонажей, собственных впечатлений и отношению к событиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: