Дом, где царит любовь
Песталоцци родился в 1746 году в Цюрихе, в семье хирурга и, когда отец умер, оказался на попечении матери. Женщина была в полной растерянности: внезапно она осталась одна с тремя детьми, без средств к существованию. Если бы не служанка Бабэль, которая вела дом и хозяйство, семейству пришлось бы совсем туго. Денег катастрофически не хватало: все уходило на еду и хозяйственные нужды — ваксу и уксус (чистота была для Бабэль «идеей фикс»). Поэтому дом блестел, а дети всегда ходили чистыми и причесанными. Никто не должен был даже догадываться, что у семьи финансовые проблемы.
Но самое главное: в доме жила любовь. Мать любила своих детей безмерно и готова была каждого спрятать от всех невзгод под подолом собственной юбки. К ней ходили плакаться и радоваться, жаловаться на других и делиться секретами. Эту мягкость и невероятную доброту Иоганн впитал с малых лет. В семье его считали слишком чувствительным мальчиком и оберегали больше всех. Он мог отдать свой завтрак нищему и расплакаться навзрыд над трогательной историей.
С дедом мальчику повезло не меньше, чем с матерью. Тот был приходским священником и очень любил свою паству. Люди шли к нему бесконечным потоком за благословением или советом, и Песталоцци с малых лет видел, как доброта и желание помочь могут изменить жизнь других людей. Благодаря деду он начал писать, считать и полюбил учиться. Ему казалось, нет на свете ничего занимательнее, чем узнавать новое, искать ответы на смешные и сложные дедовы загадки.
А потом началась школа.
Горе-юрист
Выбор юридической стези казался Иоганну закономерным: он жаждал защищать бедных, обманутых, брошенных. Он был идеалистом и мечтал о будущем, в котором все люди будут равны. Ради этого он был готов голодать, носил самые дешевые вещи, спал на досках и крайне истощил свое тело.
У Песталоцци был близкий друг, разделявший его идеалы, — Каспар Блюнчли. Тяжело заболев и чувствуя приближение смерти, он взял с Песталоции обещание бросить юридическое дело: друг был уверен, что доверчивость и наивность не доведут Иоганна до добра. Песталоцци сдержал обещание: вместо карьеры в судах он купил землю (для этого пришлось потратить отцовское наследство и еще взять кредиты), построил дом в расчете на большую семью и начал заниматься «новым земледелием».
Работая с крестьянами, общаясь с бедняками, Иоганн с болью наблюдал за их детьми — невоспитанными, необразованными, грубыми и грязными. Что их ждет? Разврат, преступления, тюрьма. Если бы их любили, ими занимались, образовывали — причем не из-под палки, а учитывая их интересы, — эти грязные хулиганы могли бы вырасти приличными людьми. Эти мысли его не оставляли.
Пришел день, когда в его дом постучалась приставы. Он прогорел и остался должен банкиру. Долг закрыли приданым его молодой жены Анны: она верила в мужа и его идеи. Но что делать дальше? Огромный дом построен, есть земля — не слишком плодородная, но все же. Почему бы не организовать школу с проживанием? Дети будут жить, работать и постепенно перевоспитываться. Получив одобрение супруги — она к тому времени уже растила их первенца, — Песталоцци собирает под своей крышей около 50 детей разного возраста и начинает воплощать свои идеи в жизнь.
Физическое воспитание
Основой данного направления обучения великий педагог считал естественное стремление детей к движению, которое и заставляет их быть непоседливыми, играть, всегда действовать и за все хвататься. При этом физическое воспитание по Песталоцци — это то, что способствует развитию волевых качеств, чувств и ума учеников. Игра для детей обеспечивает движение суставов. Причем учитель-демократ считал, что закладывать основы физического воспитания ребенка необходимо еще в семье. Естественная домашняя гимнастика детьми здесь выполняется с помощью матери. Именно она помогает своему чаду вначале стоять на ножках, а после делать первые шаги. После того как ребенок научится самостоятельно делать все движения, на которые способно тело человека, он начнет принимать участие в домашнем труде.
Вся последующая школьная гимнастическая система Песталоцци была построена на основе самых простых упражнений. При их выполнении подразумевались движения, аналогичные тем, которые совершаются людьми, когда они, например, пьют или поднимают тяжести, то есть делают обыденные вещи.
По мнению Песталоцци, применение системы таких последовательно проводимых упражнений позволяет развить ребенка физически. При этом такие занятия подготовят детей к труду и сформируют у них необходимые умения.
Большое место при реализации физического воспитания Песталоцци отводит выполнению военных игр, строевых занятий и упражнений. Все эти занятия в его институте тесно сочетались с экскурсиями по Швейцарии, туристическими походами и спортивными играми.
Педагогическая деятельность
После серьезных размышлений Песталоцци за личные средства организовал «Учреждение для бедных», которое представляло собой трудовую школу для детей из бедных семей. В итоге была собрана группа из примерно 50 учеников, которых начинающий педагог начал воспитывать по своей системе.
Летом Иоганн обучал ребят полевым работам, а зимой разным ремеслам, которые в будущем помогли бы им получить профессию. Одновременно с этим он преподавал детям школьные дисциплины, а также рассуждал с ними о природе и жизни людей.
В 1780 г. Песталоцци пришлось закрыть школу, поскольку она не окупала себя, а использовать детский труд для погашения займа он хотел. Находясь в стесненных финансовых обстоятельствах он решил заняться писательской деятельностью.
В период биографии 1780-1798 гг. Иоганн Песталоцци опубликовал много книг, в которых пропагандировал собственные идеи, включая «Досуги отшельника» и «Лингард и Гертруда, книга для народа». Он утверждал, что множество человеческих бедствий можно побороть только путем поднятия уровня образования народа.
Позже швейцарские власти обратили внимание на труды педагога, предоставив ему полуразрушенный храм для обучения беспризорников. И хотя Песталоцци был счастлив от того, что теперь он мог заняться любимым делом, ему все же пришлось столкнуться со многими трудностями
Здание было не пригодно для полноценного обучения, а ученики, число которых возросло до 80 человек, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии.
Иоганну приходилось самостоятельно воспитывать и заботиться о детях, которые были далеко не самыми послушными.
Песталоцци с воспитанниками
Тем не менее, благодаря терпению, сострадательности и мягкому характеру Песталоцци удалось сплотить своих воспитанников в одну большую семью, в которой он выполнял роль отца. Вскоре старшие дети начали заботиться о младших, оказывая неоценимую помощь педагогу.
Позже французской армии понадобилось помещение для госпиталя. Военные приказали освободить храм, что привело к закрытию школы.
В 1800 г. Песталоцци открывает Бургдорфский институт – среднюю школу с интернатом, предназначенную для подготовки учителей. Он собирает педагогический коллектив, вместе с которым проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счета и языка.
Спустя 3 года институту пришлось перебраться в Ивердон, где Песталоцци приобрел международную популярность. В одночасье он стал одним из самых авторитетных педагогов в своей области. Его система воспитания работала настолько успешно, что в его учебное заведение стремились отдать своих детей многие богатые семьи.
В 1818 г. Иоганну удается открыть школу для бедных на средства, полученные от публикации его трудов. К тому времени биографии его здоровье оставляло желать лучшего.
Концепция педагога
Песталоцци задавался вопросом, как определить отношение между развитием, воспитанием и обучением. Педагог сильно психологизировать процесс и поэтому он разработал теорию элементарного образования. Согласно ей, цель школы — гармоничное развитие ребенка. Для этого нужно разными видами деятельности. Все они должны быть направлены на физическое, нравственное и умственное развитие. Только развитие всех составляющих гарантирует достижение хороших результатов.
Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества
Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.
Лекция 3. Теория элементного образования – центр педагогической системы Иоганна Генриха Песталоцци
План лекции:
1. Жизнь и педагогическая деятельностьИ.Г.Песталоцци.
2. Теория элементного образования – центр педагогической системы И.Г.Песталоцци.
3. Частные методики начального обучения.
Выдающийся педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии в семье врача (1746-1827). Рано потерял отца, воспитывался матерью. Получил образование в начальной, затем в средней латинской школе, после чего поступил в вуз (коллегиум), где учился на филологическом и философском отделениях. Один из биографов напишет о нем следующее: «Он был добр до самозабвения, он был впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления – горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке». Хорошо знал работы просветителей, особо повлияли на него сочинения Руссо («Эмиль», «Общественный договор»), после которых Песталоцци утвердился в мысли самоотверженно служить народу. Занялся политической деятельностью, за что был исключен из вуза. Организовывает небольшое имение «Нейгоф» («Новый двор»), которое должно было стать показательной фермой для крестьян. В 1774 г. открыл в «Нейгофе» «Учреждение для бедных», где дети и взрослые жили своеобразной коммуной, на принципах самоокупаемости. Детей Песталоцци обучал грамоте, ремесленники учили их работе на станках. Это была одна из первых в практике попыток соединения обучения с производительным трудом. Из-за материальных затруднений эксперимент был завершен. В следующие 18 лет он занимается литературной деятельностью и пишет свое главное произведение «Лингард и Гертруда». Эта работа делает его известным. На родине он получает Золотую медаль, а французское революционное правительство присуждает ему почетное звание гражданина Франции. Получив множество приглашений, педагог выбирает работу руководителя приюта для беспризорных в Станце. В связи с военными действиями приют был закрыт и И.Г.Песталоцци в 1799 г. начинает работу учителя в школе г.Бургдорфа. В ней он доказывает, что его методика начального обучения имеет преимущества в сравнении с традиционной системой. Поэтому ему разрешают открыть среднюю школу с интернатом и отделение для подготовки учителей. В 1805 году школа и институт по подготовке учителей были переведены в Ивердон. Названный институт получает мировую известность.
Цель воспитания, по Песталоцци, развить все природные силы и способности человека. Воспитание должно быть разносторонним и гармоническим. Воспитание должно строится на согласии с природой ребенка. Но Песталоцци не идеализировал природу ребенка, как это делал Руссо. Воспитание строит свое здание поверх прочно стоящей скалы. Центром педагогической системы мыслителя является теория элементного образования, согласно которой процесс воспитания должен основываться на выделении в каждом предмете элементов или «первокирпичиков». Так педагог выделяет физическое, трудовое, нравственное и умственное воспитание. Элементами физического воспитания являются бег, ходьба, борьба, переноска и поднятие тяжестей. Средствами этого воспитания являются спорт, гимнастика, походы, физические и военные упражнения. Элементы трудового воспитания – обработка льна, шерсти, работа на огороде, в саду, уход за животными. Трудовое воспитание автор тесно связывает с физическим. Элементы нравственного воспитания – любовь к матери, близким, со всеми, кто окружает ребенка, затем любовь ко всем людям. Элементы умственного воспитания: слово, форма, число. Поэтому обучение начинается с умения измерять, считать и владеть речью. Педагог развивал идею саморазвития сил. Он был одним из основоположников развивающего обучения, высказывал идеи о воспитывающем характере обучения. Обучение носит двусторонний характер. Основными принципами воспитания педагога были следующие: принцип наглядности, последовательности, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному.
И.Г.Песталоцци создал основы частных методик начального обучения. Он отстаивал звуковой метод обучения чтению. Он был намного эффективнее буквослагательного метода. «Мышечная гимнастика» в физическом воспитании, арифметический ящик и единица в арифметике, элементы письма, упражнения – некоторые нововведения в процессе обучения. Педагог расширяет традиционное содержание начального обучения: чтение, письмо, арифметика, геометрия, измерение, рисование, лепка, пение, гимнастика, география, история, естествознание. Пишет кроме названной выше «Как Гертруда учит своих детей», «Руководство для матерей», «Азбука наглядности», «Наглядное учение о числе», учебные пособия и др.
Последнее изменение: Среда, 12 ноября 2014, 16:39
Интересные факты о Песталоцци
- Хотя Песталоцци выступал за гармоничное развитие всех способностей, а также аккуратности и внимательности, сам он на всю жизнь сохранил трудночитаемый почерк и проблемы с орфографией.
- У Иоганна и его жены Анны был единственный сын по имени Жан-Жак — его назвали в честь Руссо. Воспитывать мальчика отец тоже планировал согласно принципам французского гуманиста, однако затем решил, что на практике они неприменимы — например, Песталоцци не считал благом абсолютную свободу личности. По его мнению, в воспитании необходим баланс между свободой и дисциплиной.
- В 1797 году Песталоцци опубликовал сборник из 279 басен — коротких историй с моралью на социальные, политические и педагогические темы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Please turn JavaScript on and reload the page.
Посредством хорошо систематизированной и навсегда заученной номенклатуры можно заложить общий фундамент для всякого рода познаний, пользуясь которым дети и учителя с помощью друг друга, а также сами по себе постепенно, но верно могут возвыситься до ясных понятий во всех отраслях знаний.
Поэтому книга слогов должна содержать во всем объеме звуки, из которых состоит речь; в каждой семье ребенок, занимающийся по ней, должен ежедневно упражняться в произнесении их в присутствии младенца, еще лежащего в колыбели, чтобы дошедшие до его слуха звуки благодаря частому повторению глубоко запечатлелись в памяти, прежде чем младенец будет в состоянии произнести хотя бы один из них.
Сборник избранных педагогических произведений Песталоцци включает известные сочинения и ряд ранее не переводившихся на русский язык работ и писем, проливающих яркий свет на жизнь и педагогическое творчество педагога-демократа. Трехтомное издание не может, разумеется, претендовать на полноту.
Фразы помогают ему замечать, догадываться, постепенно со всевозрастающей ясностью понимать и постигать значение отдельных слов и характер их взаимосвязи во всем, что он слышит и сам говорит. Каждое отдельное слово какой-нибудь фразы благодаря взаимосвязи выражаемых в ней понятий поясняет другие слова, связанные с ним этой фразой.
Поэтому само понятие, по мнению Песталоцци, этого обозначенного звуком предмета с момента, когда он через чувственное восприятие узнал сам предмет, связанный со звуком, неизгладимо запечатлевается ребенком.
Общее и постоянное внимание тоже не было для меня загадкой: у каждого ребенка были одновременно заняты и рот и руки, ни одному не приходилось оставаться без дела и молчать; таким образом, потребность в развлечении была устранена; естественная живость не требовала выхода, а поток заучивания сообща не допускал его. В предпосланном книге кратком руководстве, как ею пользоваться, матерям предлагается несколько раз в день и на различный манер произносить детям эти ряды звуков еще до того, как дети научатся говорить, чтобы возбудить внимание и напомнить им эти звуки
В предпосланном книге кратком руководстве, как ею пользоваться, матерям предлагается несколько раз в день и на различный манер произносить детям эти ряды звуков еще до того, как дети научатся говорить, чтобы возбудить внимание и напомнить им эти звуки. Именно эта последовательность, это распределение и связность того, что должно изучаться одновременно и что последовательно, были, насколько я понял, главным стремлением Песталоцци
/Не последовательность, а чвство роста дает Песталоцци. Отсюда внимание, а не от формальной последовательности/. Его метод является правильным, его лаконическая краткость является его важнейшей заслугой
Именно эта последовательность, это распределение и связность того, что должно изучаться одновременно и что последовательно, были, насколько я понял, главным стремлением Песталоцци. /Не последовательность, а чвство роста дает Песталоцци
Отсюда внимание, а не от формальной последовательности/. Его метод является правильным, его лаконическая краткость является его важнейшей заслугой
Биография Песталоцци
Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым.
Детство и юность
Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери.
Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография.
Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды.
В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции.
Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог
Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе
Преподавание географии
Некоторые идеи Песталоцци касались и изучения нашей планеты. Здесь он направляет детей от близкого к далекому. Так, после наблюдений той местности, которая находилась возле них, ученики переходили к более сложным понятиям.
При знакомстве с участком земли возле школы или со своей деревней дети могли приобрести начальные географические представления. И только позже эти знания постепенно расширялись. В результате ученики получали сведения о всей планете.
По мнению Песталоцци, соединение начальных понятий естествознания с изучением родных мест было весьма полезным для учеников. Он рекомендовал свою методику, по которой дети должны были при использовании глины лепить знакомые им рельефы, а уж после переходить к изучению карт.
Развитие органов чувств
Педагогические идеи Песталоцци содержательны и богаты. Основываясь на необходимости гармоничного развития личности, они тесно связывают два таких элемента, как нравственное воспитание и умственное образование. При этом учитель-реформатор выдвигает требование о наличии воспитывающего обучения.
Идеи Песталоцци, касающиеся умственного образования, определены в разработанной им гносеологической концепции. Ее основой является утверждение о том, что любой процесс познания непременно начинается с чувственного восприятия, которое в дальнейшем перерабатывается сознанием человека с помощью априорных идей.
Песталоцци также полагал, что любое обучение должно осуществляться с применением наблюдений и опытов, поднимаясь до обобщений и выводов. Результатом такой практики становится получение ребенком зрительных, слуховых и прочих ощущений, побуждающих мыслить и творить.
Те представления о внешнем мире, которые человек получает благодаря органам чувств, вначале бывают неотчетливыми и неясными. Задача учителя состоит в их упорядочивании и доведении до конкретных понятий.
Песталоцци подвергал критике школы, которые существовали в тот период. Ведь в них господствовали механические запоминания и догматизм, что притупляло мышление учеников. Среди его идей было построение обучения на основе знаний об особенностях умственного развития ребенка. Исходных моментом для этого Песталоцци считал восприятие детьми внешнего мира посредством органов чувств. При этом он указывал на то, что созерцание человеком природы является фундаментом обучения, так как служит основой, на которой строится человеческое познание.
Теория элементарного образования
Данная концепция является центральной в педагогической практике учителя-демократа. Согласно теории элементарного образования Песталоцци, воспитательный процесс должен быть начат с наиболее простых элементов, а уж затем постепенно направляться к тому, что считается более сложным. При этом в обучении необходимо использовать различные направления.
Это трудовое и физическое, эстетическое и нравственное воспитание, а также умственное образование. Различные стороны воспитательного процесса необходимо воплощать во взаимодействии. Это и позволит человеку развиваться гармонично.
Использование труда
В своих трудах Песталоцци подробно описал все методы и средства процесса обучения
При этом значительное внимание он уделил труду. Именно он, по мнению педагога-демократа, является важнейшим средством процесса воспитания человека
Подобная деятельность способствует развитию не только физических сил, но и ума. Помимо этого, трудовое воспитание ребенка формирует в нем нравственность. У работающего человека создается убеждение в огромном значении совместной деятельности для сплочения людей в общественный союз.
Наиболее ценным направлением деятельности Песталоцци является его стремление к созданию такой школы, которая была бы неразрывно связана с потребностями и жизнью народных масс и способствовала развитию духовных сил детей рабочих и крестьян. А этим ученикам крайне необходимы трудовые знания и умения.
Судя по этому произведению, становится понятно, что Песталоцци отводил народной школе значительную роль в подготовке детей трудящихся к предстоящей деятельности. Но одновременно с этим он постоянно подчеркивал мысль о необходимости достижения высшей цели воспитания, состоящей в формировании личности.
В качестве одной из педагогических идей Песталоцци выступало расширение учебного плана начальной школы. Учитель-реформатор ввел в процесс обучения освоение навыков письма и чтения, измерения и счета, пение, рисование и гимнастику, а также получение некоторых знаний из области истории и географии. Этим Песталоцци значительно расширил границы общего образования, которое существовало в народной школе того периода, ведь в этих заведениях детей обучали лишь элементам чтения и законам божьим.
Введение в учебный план элементов искусства и общенаучных знаний, общественно полезного труда и физического воспитания способствовало подготовке более знающего и культурного труженика.
Будучи пропагандистом и организатором трудовой школы и человеком, тесно связанным с реальной жизнью, Песталоцци был категорически против схоластического словесного обучения. Оно не позволяло детям получить те навыки и знания, которые были им необходимы в жизни.
Школа как пытка
Тщедушный мальчик с большими глазами быстро стал школьной «знаменитостью». «Бестолковый Песталоцци», «глупый Иоганн», «лентяй и соня» — как его только не называли учителя. Большинство из них раздражались на ребенка из-за необычного поведения: что это за мода — задавать учителю вопросы? Откуда все эти «зачем, для чего, почему?». Единственное, что требуется от ученика — зубрить и отвечать на вопросы учителя. А не спрашивать самому.
Иоганну было плохо в казенной школе. Он будто попал в зазеркалье и не понимал, почему школьный мир, где он должен был познавать новое, обернулся вечными криками и насмешками от суровых учителей и бесконечной зубрежкой. Он плакал, когда его обзывали и наказывали, когда били и бросали одного. Никому в этой школе не было до него дела. Он скучал по дому, отдраенному до блеска руками Бабэль, по матери, ее запаху и шуршащим платьям, по деду, занятиям и играм с ним.
Учебный центр Педсовета представляет:
Профессиональная переподготовка
Педагог дополнительного образования с дополнительной квалификацией «Социальный педагог»
Подробнее →>
Личная жизнь
Когда Иоганну было около 23 лет он взял в жены девушку по имени Анна Шультгес. Стоит заметить, что его супруга происходила из состоятельной семьи, вследствие чего парню пришлось соответствовать ее статусу.
Песталоцци купил неподалеку от Цюриха небольшую усадьбу, где хотел заняться земледелием и приумножением своего имущества. Не достигнув в этой области никаких успехов, он существенно подорвал свое финансовое положение.
Песталоцци и его жена Анна на занятиях
Тем не менее, именно после этого Песталоцци всерьез занялся педагогикой, обратив внимание на крестьянских детей. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он увлекся земледелием
Первые педагогические опыты
Пятьдесят детей, знавших в жизни только голод, побои и крики, поначалу не реагировали на ласку и хорошее обращение в доме Песталоцци. Многие из них уже обзавелись дурными привычками, почти никто не знал, что такое мыло, и не имел обыкновения мыться. Но Песталоцци, вечно стесненный в деньгах, строго следовал принципу Бабэль: «Чистота скрывает бедность». И упорно учил детей ухаживать за собой.
Своей цели он добивался без криков, телесных наказаний и морализаторства. Учебные дисциплины вводились постепенно. Число, форма и слово были исходными элементами для обучения. Дети изучали звуки и составляли слова, постигали свойства чисел и практиковали счет, занимались простейшими измерениями, учили геометрию и рисовали, а также пели, узнавали азы географии и природоведения. Песталоцци разработал для них специальную суставную гимнастику на базе свойственных детям движений и считал ее основой физического воспитания ребенка.
При этом дисциплина и распорядок дня в доме соблюдались неукоснительно. Старшие помогали младшим, все дети трудоспособного возраста работали по мере сил. Иоганн считал нужным обучить их полевым работам и ремеслу. Дети своими руками создавали то, что можно продать на рынке и заработать деньги на свое обеспечение.
Через год воспитанники Песталоцци изменились до неузнаваемости. Чистые, вежливые, доброжелательные, они называли Иоганна отцом, а работавшую вместе с ним Анну — матерью. Успехам великого педагога можно было бы радоваться, если бы не бедственное финансовое положение огромной «семьи». Денег не хватало даже на то, чтобы регулярно питаться. Песталоцци отказывали в кредитах, по городу пошел слух, что он сумасшедший. В конце концов, просуществовав чуть больше шести лет, школа Песталоцци закрылась по финансовым причинам.